Краеведение как источник обновления современной методики русского языка
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует и Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе, где приоритетным направлением обозначено "воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру".

О роли школьного предмета "русский язык" в свое время писал академик Ф.И. Буслаев: "Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Певец Давид был ростом мал..." (Заметки на полях чужих исследований)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Переехав из Кишинева в Одессу, под начало новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, Пушкин был очарован женой губернатора, Елизаветой Ксаверьевной. Хотя внимание Пушкина вскоре уже переключилось на Амалию Ризнич, портреты Воронцовой появляются на страницах рукописи первой и второй глав "Евгения Онегина". А вот с Воронцовым у Пушкина к марту 1824 г. отношения окончательно испортились. В мае Воронцов отправляет поэта "на саранчу". Он же просит власти удалить поэта из Одессы. Пушкин не остается в долгу и пишет одну за другой эпиграммы на Воронцова: "Полу-милорд, полу-купец...", "Сказали раз царю, что наконец...". В мае-июне 1824 г. Пушкин создает еще одну - стихотворение "Певец Давид был ростом мал...":

Певец Давид был ростом мал,

Но повалил же Голиафа,

Который был и генерал,

И, положусь, не проще графа.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья" *

Алтайские народы и их языки

На территории Российской Федерации живут народы, входящие в алтайскую этноязыковую семью и говорящие на тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языках.

Тюркская этноязыковая группа

Многочисленные народы тюрской группы обычно представляют по историко-географическим областям: тюркские народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши), Кавказа (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы), Средней Азии и Казахстана (казахи, киргизы, узбеки, туркмены, уйгуры), Сибири (алтайцы, якуты, тофалары и др.). Особняком стоят в "дальнем зарубежье" турки и различные по численности тюркоязычные группы, в основном в Китае, Афганистане, Монголии, Иране, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сочинения по литературе и литература о сочинениях
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: 1

Хорошо помню, что за первые лет тридцать пять из пятидесяти моей работы учителем литературы в школе вышло не так уж и много книг о сочинениях по литературе. Единицы из них - статьи и книги Рыбниковой, Голубкова, Литвинова, Добромыслова, Ладыженской - вошли в что называется золотой фонд методики сочинения. Сегодня картина совершенно другая. Книги о сочинениях, сборники с готовыми текстами, прежде всего, заполонили книжные полки магазинов, их общий тираж давно уже перевалил за миллион экземпляров, а сами они уже исчисляются не десятками даже - сотнями. Причем если прежде книги о сочинениях адресовались учителю, то теперь прежде всего, за редчайшим исключением, - ученикам.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Смысл лирического произведения
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В лирике мысль автора может быть выражена прямо: "Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!" или "Не позволяй душе лениться!" Но даже здесь смысл произведения не сводится к приведенным лозунгам. Чтобы понять позицию автора, надо вслушаться и вдуматься в текст, заметить, как средства языка и построение произведения служат выражению идеи. Такой "образный анализ" - творчество, которое совершается в сознании чуткого читателя в процессе чтения. Понимая семантику различных языковых и композиционных средств, читатель воображает нарисованную словами картину, проникается мыслями и переживаниями героя. Но этого мало. Умелый читатель во время чтения оценивает лирического героя, чьи чувства и мысли воплощены в стихотворении (они могут быть близки авторским или отличны от них, но субъект высказывания в лирике - всегда художественный образ, не тождественный личности автора). Читатель оценивает и высоту эстетического идеала автора - той точки видения, с которой поэт изображает явления жизни, показывая их как прекрасные или как отклонения от идеала, оценивает его нравственную и гражданскую позицию, его мастерство. И если читатель испытывает радость от глубины и точности художественного слова, завораживающей мелодики стиха, яркой метафоры, неожиданной рифмы, если он потрясен открывшейся ему истиной - возможностью быть достойным своего высокого назначения, то произведение способно произвести преобразующее воздействие на душу читателя.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Односоставные предложения
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Односоставные предложения - это структурно- семантический тип простых предложений, грамматическую основу которых составляет один главный член, не являющийся ни определяемым, ни определяющим.

Взбираемся потихоньку на гору и с вершины катимся в овраг (Г. Владимов).

Примечание: Наличие одного главного члена - принципиальное структурное свойство односоставного предложения. Применительно к главному члену односоставного предложения - несоотносительного с другим главным членом - не должны употребляться термины "подлежащее" и "сказуемое".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О романе Т. Толстой "Кысь"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вышедший в 2000 году роман Татьяны Никитичны Толстой был очень неоднозначно оценен критикой. Ряд критиков обвиняет Толстую чуть ли не в плагиате и бесконечном заимствовании из русской и зарубежной классики, другие - в неактуальности романа-антиутопии, третьи - в неоригинальности, а кто-то, не найдя нужных слов, заявляет, что книга просто не гениальна и не интересна. Гурманская книжка для гурманов на тему вовсе не аппетитную, - вот общий итог публикаций о романе. Другие исследователи уделяют внимание языку и стилю произведения, его мифологическим узлам. Об этом статья Э.Ф. Шафранской ("Русская словесность", 2002, N 1).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русская литература в школе и национальный вопрос
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Помню, несколько лет назад один весьма известный ведущий в своей авторской программе, откликаясь на очередную антисемитскую акцию, говорил о том, что в левитановских местах простые крестьяне помнят великого русского художника, гордятся тем, что он жил среди их предков, и даже демонстрировали перед камерой альбом с репродукциями его картин. Не такие уж они отвратительные, среди них был и Левитан. Эта замечательно наивная позиция, по существу, уводит от смысла вопроса: а можно ли вообще судить о человеке по его национальной принадлежности, делить народы на плохие и хорошие? Если мы ввязываемся в полемику, где одна сторона настаивает на том, что все беды Руси, как бы это помягче сказать, от евреев, то оппонирующая сторона по этой логике должна говорить о том, что либо не все (есть ведь еще и чеченцы, азербайджанцы, эстонцы), либо начать оправдывать евреев хорошим Левитаном. Тем самым антиантисемиты признают наличие проблемы: плохие народы - хорошие народы. Тем самым они встают на весьма опасный путь: мы самый лучший народ, другие народы (с указанием конкретно какие) хуже нас, мы должны сделать все, чтобы избавиться от их присутствия, в конечном итоге, чтобы избавить землю от их присутствия. От идеологии национализма, даже внешне очень скромного, до погромов и резни дистанция гораздо меньшая, чем полагают рядящиеся в тоги, то бишь мундиры, защитников отечества философы, филологи, литераторы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Диктанты на основе текстов для изложения. Подготовка к письменному экзамену в IX классе
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Выпускное изложение в IX классе - первый государственный экзамен по русскому языку, сдаваемый учащимися школ. Экзаменационные тексты "открыты" ("Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы". Авторы-составители Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. М., "Дрофа", 2002), и учащиеся имеют возможность как следует подготовиться к выпускному испытанию. Однако объем сборника настолько велик, что порой имеет место поверхностное знакомство девятиклассников с ним.

В гимназии N 1505 тексты из "Сборника" начинают использоваться для изложений уже с VI класса (конечно, после соответствующей адаптации и речеведческой подготовки, но при непременном сохранении сюжета). Так, в VI классе могут быть предложены тексты N 58, 70, 71; в VII - N 35, 54, 64.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Использование диалоговых технологий в современном уроке литературы
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: "Искусство жить состоит в искусстве диалога. Человек, владеющий этим, владеет своей жизнью. Это рецепт для сознательного ощущения своей жизни" 1 .

Искусство жить... Не этому ли искусству учит нас русская литература?

Смысл бытия, поиск Бога, истинные и ложные ценности - вот проблемы, которые ставит она перед нами. Искусству жить учим мы на уроках литературы... пытаемся учить... или учимся вместе с учениками... или они нас учат.

Искусство диалога - умение слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Использование пушкинских текстов в обучении русскому языку
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Нам неоднократно приходилось сталкиваться с мнением, что не следует использовать художественные тексты для грамматического анализа, так как их разбор может разрушить эстетическое восприятие. Детский поэт и педагог В. Левин в шутку называет грамматический разбор стихов "грамматическим разбоем". Одному из авторов этой статьи он даже надписал подаренную книгу так:

Писать учебник очень хлопотно.

Я рад пожертвовать собой

И отдаю стихи безропотно

На грамматический разбой.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка. VIII класс
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В VIII классе на уроках русского языка учащиеся изучают синтаксис словосочетания, простого и осложненного предложения. Программа предусматривает систематизацию, углубление и обобщение сведений по стилистике и синонимике, культуре речи, знакомство с некоторыми общими сведениями

о языке. Выполнение заданий помогает учащимся понять, что система пунктуации опирается на теоретические сведения о строении предложения. Изучая структуру синтаксических единиц, восьмиклассники учатся осознанно употреблять тот или иной тип предложения в разных типах текста, в устной и письменной речи, полно, глубоко, образно выражать свою мысль в разных стилях речи адекватно конкретным ситуациям.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Актуальные модели вопросов и заданий для текстуального анализа произведения
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Школа должна стремиться сформировать квалифицированного читателя, владеющего критериями оценок художественных явлений. Очевидно, что теоретическое литературоведение и изыскания в области психологии творчества далеко не так тесно связаны с практическим преподаванием литературы в нашей школе, как хотелось бы. Проблема интерпретации художественного произведения и собственно анализа, его технической базы со всем необходимым инструментарием решается подчас самим учителем. Часто при этом жизненный опыт подростков и эмоциональное восприятие ими прочитанного остаются единственными критериями оценки. Аналитические действия при разборе литературных произведений производятся по тем же моделям, что существуют в повседневной жизни. Нередко сам учитель провоцирует ученика на высказывание так называемого "своего мнения", а в результате слышит нечто вроде "Я не согласен с Тютчевым, который призывает к молчанию". Иногда и учительские вопросы выглядят откровенно нелепыми, что-то наподобие "А что бы вы сделали на месте Сонечки Мармеладовой?" Очевидно, что подход необходим взвешенный, баланс между рациональным и эмоциональным должен соблюдаться.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Знак речевого этикета в системе языка, речевой ситуации и художественном тексте
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: На материале романа И.С. Тургенева "Отцы и дети")

1

В традициях русского общения на этикетные вопросы: Как поживаете? Как здоровье? Как дела? и т. п. не принято отвечать в слишком розовых тонах, тем более эмоционально и самодовольно распространяться о своих успехах и удачах. Не принято и плакаться всем знакомым о своих житейских трудностях. Обычно отвечают: Ничего. Так себе. Да так, помаленьку. Нормально. По-всякому. Или ограничиваются стереотипной шуткой: Живем, хлеб жуем. Дела, как сажа бела. Как в Польше... Жизнь - только держись. Лучше всех, да никто не завидует и т. п. В народном речевом этикете, особенно среди христиан, принято отвечать: Слава Богу.

Устойчивое сочетание Слава Богу восходит к словам евангельских текстов и многих молитв (Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение . Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и вовеки веков. Аминь). По христианской этике, человеку следует за все и постоянно благодарить Бога. С давних пор это выражение вошло в повседневный речевой обиход.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Дагестанская этноязычная группа 1

Дагестанские народы и их языки, общим числом около 30, обычно рассматриваются в пяти или двух подгруппах.

На пяти из генетически дагестанских языков существует литература, они обычно называются литературными (о каждом из них ниже будет сказано особо).

Обычно выделяют две большие группы дагестанских языков: аваро-андо-цезскую (или аваро-андо-дидойскую) и лезгинскую, вне которых остаются лакский и даргинский языки.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Коммуникативная личность (содержание понятие и методика работы на уроке риторики)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Современному учителю-словеснику часто приходится встречаться с термином коммуникативная личность. Он все прочнее занимает свои позиции в лингвометодических работах, посвященных лингвистическому и риторическому образованию школьников. Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности и риторических умений, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке, - конечная цель уроков родного языка и риторики.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Воспитание любви к слову в процессе работы над словарем
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Воспитание любви к слову понимается нами как формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно. Лингвисты (В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова, Н.А. Николина, Е.А. Агеева), литературоведы (Л.Я. Гинзбург), методисты (М.Т. Баранов) говорят о речевой деятельности как о "самоутверждении личности", "словесном самомоделировании" 1 , самовыражении, утверждении себя как творческой личности 2 и вытекающей отсюда необходимости формирования представления о богатстве выразительных средств русского языка, развитой синонимии 3 , вообще внимания к слову, оттенкам его значений, для реализации себя как творческой личности, создания индивидуальной речевой манеры. Таким образом, одно из направлений содержания обучения русскому языку - воспитание любви к слову. Работа над словарем - также неотъемлемая часть процесса обучения вообще и вышеупомянутого направления в частности, особенно при изучении русского языка как неродного. Органичное сочетание этих двух направлений обязательно. В данной статье мы хотим представить один из вариантов работы по воспитанию любви к слову в процессе работы над словарем с иностранными военнослужащими - курсантами СНГ гуманитарного профиля.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К урокам по теме "Имя прилагательное" (V класс)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Имя прилагательное

Упр. N 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

а) 1. На рыбалку мы отправились ранним утром (Д. Мамин- Сибиряк). 2. Тихий вечер в травах ш...лестел (Б. Олейник). 3. Шу...ка у зайца белая. 4. Белая шу...ка зайца сл...вается со снегом.

б) Черный аист - скрытная, нелюдимая птица. Она очень осторожна. Статью аист похож на своего белого собрата. В высоком полете они почти одинаковы. (По Г. Королькову.)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Живая вода интерпретации (заметки по поводу статьи А. И. Княжицкого "Да здравствует интерпретация!")
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: С. Л. Штильман (Москва)

Детство, юность,

вольница...

Здесь из-под земли

Шампиньоны,

помнится,

Сквозь асфальт

росли!

Одно из самых сильных впечатлений моего детства, прошедшего в центре Москвы, в Замоскворечье, - шампиньоны, прорастающие в двух шагах от нашего дома сквозь асфальт. До сих пор удивляюсь тому, как могла нежная грибная плоть (ведь это же не корни деревьев!) проломить асфальт и выйти наружу! Сколько в ней было жизненной силы!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Слова павший и падший
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Вопрос: Одинаковы ли по происхождению слова павший и падший? Какова разница между ними?

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы (инфинитива) или от основы прошедшего времени с помощью суффиксов -вш-, если основа оканчивается на гласный (читать - читавший; играть - игравший; говорить - говоривший ), и -ш-, если основа на согласный (унести, унес - унесший; испечь, испек - испекший; запереть, запер - заперший; вытереть, вытер - вытерший).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Вот тебе и цифры!" (Рассказ И. А. Бунина "Цифры" на уроках литературы в 7 классе)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В литературном образовании учащихся 7 класса в качестве основного направления работы по формированию у них теоретико-литературных знаний обозначено следующее: "изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы"'. Содержание программы, включающее в себя произведения самых различных авторов, в достаточной мере позволяет дать учащимся представление о литературном герое, о способах его характеристики (портретной, "поведенческой", автохарактеристике и др.).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИВАН АКСАКОВ И "ФАНАТИКИ-ФАНАРИОТЫ"
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: I. ПЕРЕПИСКА И. С. АКСАКОВА И Т. И. ФИЛИППОВА (1870 - 1885)

"Его убеждения до того крайние, что это ужасно ]"1 - воскликнул И. С. Аксаков весной 1882 года в разговоре с О. А. Новиковой о К. Н. Леонтьеве. "Он не столько христианин, сколько церковник".2 Для Леонтьева же, в свою очередь, именно редактор "Руси" олицетворяет собой либеральное славянофильство; у него даже появляется выражение "славянофилы Аксаковского стиля".3 Можно было бы, продолжив мысль Леонтьева, сказать и о "православии аксаковского стиля" (он, правда, говорил о "филаретовском" и "хомяковском" православии, себя относя к последователям первого).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИВАН АКСАКОВ: КОНСЕРВАТИВНАЯ ОППОЗИЦИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: И. С. Аксаков, без сомнения, был чрезвычайно цельной и яркой фигурой русского славянофильства.1 Другое дело, что за этой цельностью постоянно проступало внутреннее стремление встать, что называется, "всуперечь потоку", противопоставить этому общему "потоку" коллективного осознания конкретных житейских явлений собственное, изначально "необыденное" их видение.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВОИНСТВУЮЩИЙ ИДЕАЛИСТ АКИМ ВОЛЫНСКИЙ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Именно в области философии культуры русская мысль развивалась наиболее самостоятельно и плодотворно. Уже экскурсы И. В. Киреевского и А. С. Хомякова в эту область обнаружили наш глубокий интерес к культур-философской проблематике; архимандрит Феодор (Бухарев) прямо поставил вопрос о религиозном смысле культуры. Удерживая этот вопрос как главный, свои версии философии культуры создавали В. И. Иванов, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский, А. Белый, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Г. П. Федотов, Л. Шестов, Н. А. Бердяев, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев. На путях своеобразного "естественнонаучного историзма" и русского космизма складывались концепции Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Н. Ф. Федорова.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ЖАНРОВОЙ ПРИРОДЕ СКАЗОК ПУШКИНА
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Сказка по праву считается одним из самых продуктивных пушкинских жанров. Дело даже не в их количестве, а в постоянном интересе поэта к сказочным сюжетам, что получило отражение и в его неоднократных замыслах произведений о Бове-королевиче, и в использовании в "Руслане и Людмиле" некоторых сюжетных мотивов сказки об Еруслане Лазаревиче, и в пушкинских записях (хронологически первых в русской фольклористике!) народных сказок, и в обмене сказочными сюжетами с Казаком Луганским (В. И. Далем), и в сказочной топике художественной ткани "Евгения Онегина" (сон Татьяны) и "Капитанской дочки".1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии