ПОЧЕМУ НАС ТАК ЗОВУТ? ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. С. Я. Маршак писал: "Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире".

Слово изучается в стилистике не только в номинативной, но и в эстетической функции, а также тесно соприкасается с проблемами культуры речи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ И РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ РАБОТЕ НАД КУРСОМ "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Основной целью курса "Русский язык и культура речи" является повышение речевой культуры студентов. Понятно, что за такое короткое время (8 лекций, 8 практических занятий) языковую культуру до уровня безошибочного овладения русским языком не поднять. Но если студенты начнут обращать внимание на ошибки в эфире, в газетах, да и просто в речи своих сверстников и будут стараться не делать их в своей речи, то в определенной степени задача курса будет выполнена.

Я хочу остановиться на проблемах речевой избыточности и речевой недостаточности, так как такие ошибки наиболее распространены в речи. За примерами далеко ходить не надо. Реклама геля для укладки волос "High Style": "Идеальное средство для моделирования и придания волосам желаемой формы". Но ведь моделирование - это и есть придание волосам формы. Надо: "Идеальное средство для моделирования волос" или: "Идеальное средство для придания волосам желаемой формы".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЧТО ТАКОЕ ТРИНОБОЙ? К ОБОСНОВАНИЮ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ "ТЕМНЫХ" СЛОВ В ФОЛЬКЛОРНОМ ТЕКСТЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В произведениях устного народного творчества, "как мушка в янтаре"1 , веками хранятся слова, выражения, значения, давно утраченные языком. Многие слова в силу своей непонятности для современного носителя языка воспринимаются как "темные" или переходят в разряд "призрачных"2 . Они нуждаются в изучении, обязательном комментировании, несмотря на свою единичность, ведь именно редкие слова, по мнению П. Н. Денисова, "имеют максимальную информативность в формировании оригинального смыслового и стилистического облика целостного текста"3 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В АСПЕКТЕ РЕЧЕВОЙ ГРАМОТНОСТИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Несклоняемые существительные (НС) целесообразно изучать в школе комплексно: распределение их по тематическим группам - на уровне лексики, выявление рода, числа и падежа - на уровне морфологии, определение роли НС в предложении - на уровне синтаксиса. В аспекте ортологии (культуры речи) заимствованные несклоняемые существительные представляют особый интерес. Не имея формального выражения числовых и падежных значений, они все же могут изменяться, оказываясь за пределами действия литературной нормы. В рамках школьной программы сведения о несклоняемых существительных крайне скупы и однообразны. Чаще всего в учебниках представлены классификации по родовым признакам и отмечены особенности в родовой принадлежности некоторых неодушевленных НС: салями - ж. р., кофе - м. р., пенальти - м. р. и ср. р. без объяснения причин таких противоречий.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Как известно, контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена по русскому языку делятся на три части. Выполнение ряда заданий первой части (А29, А30, А31, А32) и второй части (В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8) основывается на работе с текстом.

К используемому материалу предъявляются следующие требования:

* текст должен быть интересным в познавательном отношении;

* касаться этических или каких-либо других социально или личностно значимых проблем;

* выполнять эстетическую функцию языка;

* быть образцом того или иного функционального стиля (желательными являются публицистический, научно-популярный или художественный);

* содержать материал для раздумий, для обсуждений, вызывать желание высказать свое мнение;

* объем текста 200 - 350 слов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ОЧЕРКУ Е. И. ОСЕТРОВА О ХРАМЕ ПОКРОВА НА НЕРЛИ. IX КЛАСС
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: При подготовке к письменному экзамену по русскому языку в IX классе учащимся и учителям предоставлена возможность, ознакомиться с экзаменационными текстами для изложения и работать с ними в течение всего учебного года. Задача учителя заключается в правильной организации работы девятиклассников.

Многие учащиеся и их родители приобретают сборник текстов для изложений1 , чтобы "хорошо подготовиться" к экзамену: прочитать всю брошюру, проработать ее и самостоятельно написать изложения, вернее, письменные пересказы всех текстов, чтобы лучше запомнить их содержание или сделать заготовки - шпаргалки. Не уверенные в своих силах учащиеся надеются пронести сборники текстов на экзамен и списать с вырванной страницы. Однако эти титанические физические и нравственные усилия могут оказаться совершенно напрасными. Запомнить все невозможно, да и бессмысленно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


И СМЕХ И ГРЕХ. НЕКОТОРЫЕ ОШИБКИ АБИТУРИЕНТОВ В РАБОТАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Работая на протяжении ряда лет в приемных комиссиях, мы имели возможность составить представление об уровне подготовки выпускников современных школ. Собирая всевозможные ошибки и нелепицы, преподаватели поначалу не ставили перед собой никакой серьезной цели - "перлы" абитуриентов давали повод от души посмеяться и повеселить родных, коллег и знакомых. Но с каждым годом веселья становилось все меньше и меньше, поскольку в письменных работах появлялись ошибки все более странные, "невозможные" - многие даже отказываются верить, что такие слова, как аллигарх, психдоним, полководник, процентнерша, окейан, карубция, муравеник, плейбей, можно встретить в сочинении человека, уже получившего среднее образование. Ведь известно, что "школа не ставит перед собой в принципе невыполнимой задачи воспитать из любого своего ученика мастера слова, однако владение элементарным уровнем речевого мастерства не только доступно каждому, но и необходимо ему для того, чтобы быть полноправным членом общества, всесторонне проявить себя как личность"1 . Однако сейчас трудно судить о каком бы то ни было уровне речевого мастерства, поскольку не соблюдаются простейшие нормы, делающие речь хотя бы правильной (не говоря уже о логичности, уместности, красоте, точности и пр.).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ФУНКЦИИ ПЕРФЕКТИВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: ...Осенним утром отец вел свою дочку в школу. По дороге они разговаривали. Как обычно. Как взрослые. Обо всем.

- Послушай, дочка, - сказал вдруг отец, - это стихи. Всего четыре строчки: Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдет, как с белых яблонь дым, увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым. Понимаешь? Всего четыре строчки! - торопясь и волнуясь, говорил отец. - Помнишь, весной днем все яблоньки белые, а наутро встанем - цветочков уж и нет, - старался объяснить он. - Помнишь? Так быстро! Ты чувствуешь, ты понимаешь: я не буду больше молодым - ты понимаешь?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КНИГОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Современная литература - понятие весьма расплывчатое, ибо трудно понять что-то, находящееся в стадии возникновения или формирования. Именно поэтому многие исследователи литературы, в основном - отечественной литературы, затрудняются дать четкое определение этому понятию. Возможно, этого и не следует делать. Важнее, на наш взгляд, понять, что унаследовала современная литература от прошлого и как развивается на сегодняшний день.

"Понятие современной литературы, - отмечает петербургский литературовед О. В. Богданова, - охватывает довольно большой временной промежуток: с конца 1950-х годов, когда начали обнаруживать себя основные тенденции, определившие развитие русской литературы на последующие три десятилетия, и вплоть до настоящего времени. Однако однородности и целостности в этом периоде нет..."1 . В художественной литературе стали преобладать тенденции постмодернизма, в познавательной - на наш взгляд, тенденции смешения функциональной направленности того или иного вида литературы, смешение родовых и жанровых признаков, тенденции эклектичности и мозаичности текста, что, так или иначе, перекликается с теоретическими установками постмодернизма.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МИФОЛОГИЗМ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (В. СОРОКИН И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблема, вынесенная в заглавие, по-прежнему остается в литературоведении одной из главных. Возможно, потому, что мифологическое сознание - одна из вечных, все вновь и вновь повторяющихся матриц массового сознания, движущихся по кругу: от отмены до возврата или от мифологизации - к демифологизации - и к ремифологизации. Миф как информация о древних формах общежития, среди прочего содержащая некоторые табу, - на разных этапах культуры возвращается то в виде снятия табу, то в виде его возврата.

В данной публикации мы хотим предложить культурологический взгляд на миф, связанный с каннибализмом1 , преломившийся в ряде литературных произведений прошлого и современности, а именно в рассказе В. Сорокина "Настя". (Никак не пропагандируя изучение творчества В. Сорокина в школе, мы придерживаемся позиции, что учитель словесности не может обойти этой значимой фигуры современной литературы и должен выбирать какие-то аспекты если не для преподавания, то хотя бы для создания картины общих проявлений современного литературного процесса.)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ВСЕ СУДЬБЫ В ЕДИНУЮ СЛИТЫ" ВОЕННАЯ ТЕМА В ПОЭЗИИ В. ВЫСОЦКОГО
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В разнообразной ролевой лирике Владимира Высоцкого есть особая тема, к которой он обращался на протяжении всего своего творческого пути, и которая была необычайна, важна для него. Это - тема войны.

Когда Высоцкого спрашивали, почему он много пишет о войне, он говорил: "Мы все воспитаны на военном материале" (в самом деле, в ту пору военная тема занимала весомое место в воспитании детей); он вырос в военной семье (отец и дядя были фронтовиками, много рассказывали о военном времени). Но, помимо этого, указывал еще одну важную причину: "...мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется... Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями"1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Н. С. ЛЕСКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В VII КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Урок 1. Н. С. Лесков: страницы жизни и творчества.

"Человек на часах" - "отчасти придворный, отчасти исторический анекдот"

I. Н. С. Лесков: страницы жизни и творчества.

Слово учителя. Жизнь Николая Семеновича Лескова была интересной и необычной. Мы привыкли к тому, что почти все писатели XIX века - дворяне. Лесков тоже был потомственным дворянином, но в первом поколении. Дед и прадед писателя были священниками в селе Лески Орловской губернии. От названия этого села пошла родовая фамилия - Лесковы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КТО ЖЕ ТЫ ТАКОЙ, ИВАН ФЛЯГИН? О ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ПОВЕСТИ Н. С. ЛЕСКОВА "ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Так прах же тебя разберет, кто же ты такой?" - допытывается один из персонажей "Очарованного странника" у главного героя повести Ивана Флягина, странника то ли по судьбе, то ли по внутреннему влечению, на протяжении всей своей "обширной" жизни не привязавшегося душой ни к какому-либо человеку, ни к месту, ни к делу. И чтобы ответить на обращенный к нему вопрос, Иван Флягин повествует о всем своем жизненном пути "с самого первоначала".

Герой повести Лескова появляется как бы из гущи жизни; только что он был одним из безвестных пассажиров корабля, молчаливо присутствуя при общей беседе, "и на него никто не обращал внимания", когда же он вступил в разговор, "все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь". Так Иван Флягин оказывается в центре всеобщего внимания, но не только благодаря своей незаурядной внешности. Одет незнакомец "в послушничьем подряснике", который явно не шел к богатырской его стати: "он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор". "Богатырь-черноризец" - таким видит повествователь Ивана Флягина. Две эти трудно совместимые ипостаси героя символизируют, по-видимому, два антагонистических начала в человеке - борьбу и смирение, и тем загадочнее представляется читателю этот герой.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Я С ВОСЕМЬСОТ ДЕВЯТОГО СЛУЖУ...", ИЛИ КАРЬЕРА СКАЛОЗУБА (ФРАГМЕНТЫ КОММЕНТАРИЯ К КОМЕДИИ "ГОРЕ ОТ УМА" А. С. ГРИБОЕДОВА)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В последнее время появилось множество работ, в которых делаются попытки нестандартной интерпретации текста "Горя от ума". Спектр инноваций весьма широк, и рамки журнальной публикации не позволяют рассмотреть их все, так что поговорим об одном из наиболее ярких представителей "фамусовского общества" - полковнике Сергее Сергеиче Скалозубе, на "биографию" которого решила по-новому взглянуть Е. Н. Цимбаева. Прототипом Скалозуба исследовательница считает полковника Сорочана, служившего при Ермолове: "Храбрый воин, отличный командир, он был совершенно неспособен принять какое-нибудь решение. <...> Поэтому Ермолов бесконечно благодарил полковника за отвагу и бесконечно корил за боязнь ответственности. <...>

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О НАРОДНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Неоспоримое достоинство творчества писателей составляет их вовлеченность (она весьма многопланова) в жизнь больших социумов, и, прежде всего народов, к которым они (писатели) принадлежат, т. е. "выходы" литературы за рамки собственно художественной среды. Подобная вовлеченность (причастность) и обозначается словом "народность".

Это понятие в применении к искусству и литературе ныне, к сожалению, не в почете, можно сказать, не в моде. Более того, оно нередко третируется с помощью одиозного ярлыка "популизм". Бытует представление (легко опровергаемое множеством фактов), согласно которому общечеловеческие ценности вненациональны и не имеют отношения к жизни народов. Национальное же и народное при этом понимается как сфера узости и ограниченности, которые для человечества небезопасны. Так, говорится, что народ - это "негативная общность", которая будто бы не участвует в культурном творчестве, составляя "неисторическую часть нации", и противостоит креативности (творческим свершениям), право на которую имеют лишь элиты1 ; что "народность висит постоянной угрозой над головой художественной интеллигенции"2 . В подобных суждениях дают о себе знать отголоски денационализирующего интернационализма, влиятельного в 1910 - 1920-е годы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


УРОКИ СЛОВАРЯ. ЗАМЕТКИ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ О СЛОВАРЕ В. И. ДАЛЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Настоящие заметки не претендуют на научный анализ или системный обзор. Записи делались в разное время и по разному поводу. О Словаре В. И. Даля сказано и написано за полтора века немало, но когда читаешь и перечитываешь словарные статьи, трудно отрешиться от мысли, что Словарь нами еще далеко не осмыслен и по достоинству недооценен. Содержание и судьба Словаря весьма поучительны и для наших дней. Ведь Словарь не только наше прошлое, но в значительной своей части еще настоящее и - как знать - возможное будущее. При вдумчивом чтении Даль может дать щедрый урок - "науку вперед" и современным ученым, и современным учащимся.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Конец XX века и начало XXI века ознаменовано повышенным интересом научных кругов и средств массовой информации к вопросам, касающимся культуры общения, культуры речи, культуры поведения и пр. Почему эти проблемы стали широко обсуждаться?

Тревожит нарушение далеко не новых, но весьма существенных этических законов речи: не лгать, не лжесвидетельствовать, не сквернословить и др. В недавно изданном сборнике "Не говори шершавым языком"1 приведено немало случаев нарушения коммуникативно-этических норм, которые, право, даже в качестве примера приводить неловко. Ведущие телевизионных передач приглашают нас к разговору, может ли русский язык обойтись без мата и т.п.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СОЮЗЫ. VII КЛАСС
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Дидактический материал по теме "Союз" поможет разнообразить работу на уроке, активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию интереса к предмету. Дифференцированная работа по карточкам дает возможность ученику работать в своем режиме, отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки. Кроме того, самостоятельная работа способствует более прочному закреплению и осмыслению материала. Эту работу можно использовать для организации групповой и парной работы, а также для домашних заданий.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Для филологического анализа отбираются программные произведения, которые интересны школьникам своей идейно-художественной направленностью, тематикой и проблематикой и невелики по объему. Приступая к филологическому анализу, все учащиеся прочитывают произведение. Однако мы будем выделять две группы старшеклассников: первая - это те, кто уже владеет определенными навыками анализа, вторая - обычно большая - те, у кого такие навыки выработаны слабо.

Первичное чтение и самостоятельный анализ-осмысление текста до урока, обязательные для первой группы, совмещаются на самом уроке для значительной части учащихся.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КРУГОЗОРА" (О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ПЕДАГОГА)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В последнее время стало очевидным, что наш язык как часть национального достояния стал нуждаться в защите. Печать, радио и телевидение "растворили" нормы речи в сплошном потоке нарушений, "оживили" жаргонизмы. Речевое бескультурье, вульгаризмы, нецензурные выражения - печальные приметы времени.

Между тем в условиях гласности и демократизации, возросших возможностей самоопределения личности речь приобретает особое значение. Слово вездесуще, оно проникает во все сферы деятельности человека.

Примечательно, что язык существенно изменяется прямо на глазах. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их? Для ответа на эти вопросы можно привести два фрагмента текста, характеризующих речевую среду общения современных носителей языка.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ И ВУЗОВСКОМ ПРЕПОДАВАНИИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Классификация сложноподчиненного предложения является одной из самых сложных проблем и в научном синтаксисе, и в школьном и вузовском его преподавании.

На протяжении XIX - XX веков были приняты классификации, построенные на разных основаниях:

- традиционная логико-грамматическая, начала которой заложили П. Басистов, И. И. Давыдов, Ф. И. Буслаев, строилась на соотношении членов предложения и придаточных предложений в сложноподчиненном предложении (далее СПП);

- структурная классификация (М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский и др.) основывалась на анализе союзов и союзных слов как связующих средств в СПП;

- В. А. Богородицкий заложил основы структурно-семантической классификации, которая учитывала три аспекта анализа СПП: "При исследовании придаточных предложений нужно иметь в виду: 1) к чему относится; 2) какие формальные слова применяются (также и другие средства - интонация и т.п.) и 3) какие смысловые оттенки в каждом случае принадлежат самим придаточным предложениям"1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В конце XX века в школьном литературном образовании наметились серьезные изменения, связанные с обновлением содержания и структуры школьного курса, появлением новых типов школ, новых концепций преподавания учебных предметов, современных образовательных технологий.

В процессе преподавания литературы, как и в дидактике вообще, стал актуальным не только результат, но и процесс его достижения, потому что в школе ученик не просто получает знания и учится их применять, но и вступает в этом процессе в сложные отношения с миром и людьми, изменяя их и изменяясь сам. Теория и практика обучения доказали, что для формирования личности человека важно не только то, сколько знаний усвоил ученик и чему он научился, но и какими способами шло усвоение знаний и выработка навыков, что в этом процессе школьник сделал под руководством учителя, а что научился выполнять самостоятельно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В этой публикации мы предлагаем материал о современных писателях старшего поколения - Г. Я. Бакланове, А. И. Эппеле, В. С. Маканине.

Наша цель остается прежней* - пробудить у учащихся интерес к чтению новейшей прозы и помочь определить собственное отношение к прочитанному.

Григорий Яковлевич Бакланов (1923) родился в Воронеже в интеллигентной семье, рано потерял родителей, его и старшего брата (погиб в 1941 г.) вырастили родственники.

В 1941 г. из школы перешел в авиационный техникум, ушел добровольцем на фронт, служил рядовым. После окончания артиллерийского училища (ускоренного выпуска) командовал взводом. Воевал на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии, был тяжело ранен.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПРОЗЕ А. П. ЧЕХОВА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В современной школе материал творчества А. П. Чехова, на наш взгляд, в неполной мере используется для формирования культуры чтения и восприятия художественных произведений. В данной статье рассматриваются вопросы поэтики чеховских произведений на уроках литературы в старших классах, предлагается опыт изучения монографической темы "А. П. Чехов" (X класс). Одной из важнейших задач этих уроков было развитие представлений учащихся о формах выражения авторского сознания в художественном тексте (ниже пойдет речь об анализе эпических произведений писателя).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВЕЧЕР У БЕРГОВ (АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ИЗ "ВОЙНЫ И МИРА" Л. Н. ТОЛСТОГО)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Под эпизодом в современном литературоведении понимается "относительно самостоятельная единица действия эпического, лироэпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в замкнутых границах пространства и времени"1 . Иными словами, это звено в развитии сюжета (сюжетной линии). Одновременно это часть (компонент) в композиции произведения, т.е. эпизод не есть простое сообщение о событии, но его изображение, в той или иной степени детализированное. Например, в "Войне и мире" Л. Н. Толстого графиня Ростова (мать) многократно оказывается в сходной ситуации, объясняясь с женихами или поклонниками своих дочерей и племянницы (Веры, Наташи, Сони) относительно возможности брачного союза, но не все из этих переговоров даны как эпизоды. О некоторых из них кратко сообщается повествователем или персонажем. О предложении Долохова Соне и ее отказе сообщает Наташа своему брату, добавляя при этом: "сколько ее ни просила мама..." (т. 2, ч. 1, гл. XI)2 . О сватовстве Берга к Вере и разговоре графини Ростовой с Друбецким, положившем конец новому сближению Наташи с другом ее детства, сообщает повествователь: "Вскоре после приезда Ростовых в Петербург Берг сделал предложение Beре, и предложение его было принято" (2, 3, XI); "На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых" (2, 3, XIII). Совсем иначе - как сценические эпизоды - переданы объяснение графини Ростовой с Денисовым, смягчающее "необходимость отказа" (2, 1, XVI), и ее разговор с князем Андреем, предложение которого принимается (2, 3, XXIII).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии