Тренировочный урок по теме "Обращение"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Цель:

- применение знаний на практике

- создание условий для развития коммуникативной культуры

Ход урока

1. Согласование деятельности: знакомство учеников с планом урока; определение учениками задач урока.

2. Мотивация: напутствие учителя (притча).

3. Разминка: сгруппировать слова, написанные на доске. Фронтальная работа.

4. Индивидуальная работа: работа со словарем.

5. Самостоятельная работа: цифровой диктант.

6. Обобщение изученного:

- проверка домашнего задания;

- работа с перфокартой;

- восстановление текста.

7. Проверочная работа.

8. Творческая работа. Сочинение-миниатюра.

9. Рефлексия.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Неполные предложения
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Урок, посвященный неполным предложениям, кажется разумным дать после темы "Односоставные предложения" в 8-м классе - с акцентом на понятии о неполном предложении и постановке тире в нем, а также в 11-м классе - с акцентом на стилистике.

I. Проверка домашнего задания - обобщающего сообщения об односоставных предложениях

1. К доске вызывается ученик для письменного воссоздания схемы строения простого предложения:



2. Другой ученик у доски или с места (по его желанию) рассказывает об односоставных предложениях, а все остальные в тетрадях записывают план его сообщения, готовясь к рецензии:

1) содержание соответствует теме "односоставные предложения";

2) стиль и вид речи выдержаны: это научное описание синтаксических конструкций.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Размышления о некоторых психологических аспектах преподавания русского языка в средней школе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Споры о том, каким должен быть урок русского языка, родились, наверное, вместе с самим преподаванием этого предмета. Одни учителя говорят, что русский язык - предмет такой же точный, как математика, и поэтому преподавать его нужно сухо и почти бесстрастно, скрупулезно рассматривая различные речевые ситуации (ведь впереди экзамены - мне кажется, пресловутым ЕГЭ пугают чуть ли не первоклашек). Другие утверждают, что любой урок, особенно в 5 - 9 классах, должен быть праздником, и стараются веселить детей на каждом уроке. Конечно, я ссылаюсь сейчас на крайние точки зрения. В целом все мы стараемся придерживаться золотой середины, хотя найти ее, впрочем, довольно сложно. Но если возникает перекос, то дети либо вместо знаний приобретают стойкое убеждение, что скучнее русского языка предмета нет, либо (во втором случае) рассчитывают на легкие победы и не хотят в дальнейшем прикладывать усилий, если успех не приходит быстро. Есть еще проблемы, связанные с дисграфиями, но о них нужно говорить отдельно. Замечу только, что если для ученика становится привычной оценка "2", если каждый раз, получая тетрадь после проверки, он видит красного цвета больше,
чем синего, то вполне понятно, как он будет относиться к предмету и, возможно, к учителю. И вот здесь как раз у ребенка возникает главный вопрос: зачем? Зачем мне нужно изучать все эти правила, если в компьютере есть словарь? Ради ЕГЭ? Так это нескоро. Успею... Ради того, чтобы быть грамотным? Совсем расплывчатое понятие. А нет мотивации - нет знаний.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЕГЭ и обучение русскому языку в старших классах
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Единый государственный экзамен по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения русскому языку в старших классах и стал серьезным испытанием для учителей, выпускников и родителей. Уже в 2006/07 учебном году экзамен в такой форме стал обязательным для выпускников таких крупнейших мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург. В 2007 году единый государственный экзамен по русскому языку сдавали около 900000 выпускников нашей страны. Причем если Москва впервые включилась в эксперимент так масштабно только в 2007 г., то в Санкт-Петербурге ЕГЭ по русскому языку проводится уже с 2004 г. За эти годы в системе обучения русскому языку в старших классах школ Санкт-Петербурга произошли серьезные перемены. Изменился сам процесс обучения, появились новые технологии, множество методических пособий.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЕГЭ и обучение русскому языку в старших классах
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Единый государственный экзамен по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения русскому языку в старших классах и стал серьезным испытанием для учителей, выпускников и родителей. Уже в 2006/07 учебном году экзамен в такой форме стал обязательным для выпускников таких крупнейших мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург. В 2007 году единый государственный экзамен по русскому языку сдавали около 900000 выпускников нашей страны. Причем если Москва впервые включилась в эксперимент так масштабно только в 2007 г., то в Санкт-Петербурге ЕГЭ по русскому языку проводится уже с 2004 г. За эти годы в системе обучения русскому языку в старших классах школ Санкт-Петербурга произошли серьезные перемены. Изменился сам процесс обучения, появились новые технологии, множество методических пособий.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Стихотворение Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...", созданное между маем и июлем 1841 года, принадлежит к числу самых известных и самых любимых читателями. В отличие от большинства произведений Лермонтова-бунтаря, это стихотворение создает образ мира гармоничный, хотя и пронзительно грустный. "Что же мне так больно и так трудно?" - спрашивает поэт. Может быть, именно этот вопрос особенно трогает чуткие сердца: ведь у каждого человека бывают в жизни горестные минуты...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Стихотворение Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...", созданное между маем и июлем 1841 года, принадлежит к числу самых известных и самых любимых читателями. В отличие от большинства произведений Лермонтова-бунтаря, это стихотворение создает образ мира гармоничный, хотя и пронзительно грустный. "Что же мне так больно и так трудно?" - спрашивает поэт. Может быть, именно этот вопрос особенно трогает чуткие сердца: ведь у каждого человека бывают в жизни горестные минуты...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Стихотворение Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...", созданное между маем и июлем 1841 года, принадлежит к числу самых известных и самых любимых читателями. В отличие от большинства произведений Лермонтова-бунтаря, это стихотворение создает образ мира гармоничный, хотя и пронзительно грустный. "Что же мне так больно и так трудно?" - спрашивает поэт. Может быть, именно этот вопрос особенно трогает чуткие сердца: ведь у каждого человека бывают в жизни горестные минуты...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Стихотворение Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...", созданное между маем и июлем 1841 года, принадлежит к числу самых известных и самых любимых читателями. В отличие от большинства произведений Лермонтова-бунтаря, это стихотворение создает образ мира гармоничный, хотя и пронзительно грустный. "Что же мне так больно и так трудно?" - спрашивает поэт. Может быть, именно этот вопрос особенно трогает чуткие сердца: ведь у каждого человека бывают в жизни горестные минуты...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Ты - в сердце, Россия!"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: (Рассказ Саши Черного "Пасхальный визит". V класс)

Трудно переоценить значение творчества Саши Черного (Александра Михайловича Гликсберга) в становлении детской литературы начала XX века. И хотя на протяжении тридцати лет (1930 - 1960 гг.) в России не вышло ни одной его книги, а сам он, подобно другим писателям-эмигрантам, был забыт, а точнее сказать, запрещен, и хотя долгое время его творческое наследие мы знали лишь в купюрах, все же пришло время, расставившее точки над i. Книги Саши Черного вернулись в Россию, а к их автору возвращается былая популярность, читательская любовь. Перед нами предстал художник Саша Черный в разных ипостасях: не только ядовитый, остроумный сатирик, но и добрый поэт-волшебник с неистощимым запасом фантазий, а также прозаик, мастерски пишущий для взрослых и детей, владеющий искусством перевоплощения. Правда, и по сей день на карте творчества писателя остается много белых пятен: нет архива писателя, его сочинения были собраны, в основном, по прижизненным публикациям; вероятно, существуют в периодике и такие его произведения, которые еще ждут атрибуции. И здесь, в изучении творческого наследия Саши Черного, точка еще не поставлена.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изучение русской литературы эпохи средневековья
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Изучение древнерусской литературы в седьмом классе помогает учащимся лучше понять общность процесса развития мысли человека средневековья, специфику русской культуры. Знакомство с литературой данного периода происходит после освоения школьниками культуры Европы, Востока эпохи средневековья. Для изучения предлагаются следующие произведения: "Поучение Владимира Мономаха" (2 часа), апокриф "Сказание о Соломоне и Китаврасе" (1 час), "Житие Александра Невского", "Повесть о Горе-Злочастье" (2 часа). Отбор материала связан с постановкой ряда задач: выявление школьниками влияния религии, в частности православия, на сознание русского человека; определение круга проблем, которыми интересуется древнерусская литература; создание у школьников нравственного идеала человека Древней Руси; знакомство с концепцией человека в процессе эволюции древнерусской литературы (от памятников литературы Киевской Руси к тексту областной литературы XIII века и далее к бытовой повести XVII века); расширение знаний учащихся о жанрах, об особенностях языка древнерусской литературы. Ранее школьники уже читали фрагменты летописи (пятый класс), "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (шестой класс).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Ионийскую цикаду им кузнечик заменял". Мастерская формирования культурной памяти учащихся
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Мастерская по исторической поэтике предполагает выявление на основе читательских наблюдений учащихся общих свойств лирической поэзии как рода литературы и, главное, определение характера ее исторической изменчивости. Один из путей достижения этой цели - интерпретация преемственности и различий толкования поэтами разных эпох той или иной устойчивой, "экзистенциальной", по терминологии Л. Я. Гинзбург, или, как часто говорят, "вечной" темы: дружбы, любви, смысла жизни, родины и других. Другой путь - осмысление интерпретаций традиционной поэтической символики, пронизывающей лирику на протяжении столетий.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Технология изучения эпического произведения, деятельностный подход к изучению литературы в V классе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Что должно быть содержанием обучения? Этот вопрос, на наш взгляд, является сейчас самым важным для определения путей развития всей системы образования. Не вдаваясь в рассуждения о том, насколько нелепо в начале XXI века выглядит стремление передать ученику некий объем знаний, выдвинем тезис, отнюдь не новый, но, несмотря на многократное повторение, так и не ставший пока определяющим. Содержанием образования должны быть способы совместной деятельности учеников и учителя. Главный критерий освоенности конкретного способа деятельности - умение использовать его в новой ситуации и самостоятельно. Другими словами, мы должны научить наших учеников самостоятельно находить, обрабатывать информацию и использовать для достижения конкретных целей.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Границы культуры как методическая проблема
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Когда мы слушаем одну и ту же запись повторно, меняется не то, что передается, а тот, кто принимает.

Ю. М. Лотман

Эта проблема - границ культуры, нахождения этих актуальных для учеников границ - представляется сегодня самой больной в аспекте преподавания литературы в школе. Вместе с тем методика преподавания литературы, родного языка - наука с многовековым стажем. Что же мы можем увидеть в нашем деле - преподавания литературы, - оглянувшись на давно и недавно ушедшие столетия?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Петербургский литературный текст
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Каких только эпитетов и оценок не получал Петербург за три века своего существования!

"Преславный град... - В. К. Тредиаковского, "блестящая ошибка" Петра Н. М. Карамзина, "самый отвлеченный и умышленный город на всем земном шаре" Ф. М. Достоевского, "проклятая ошибка" И. Ф. Анненского, "непостижимый" город А. Блока...

За этой разноречивостью оценок видится множество ликов и личин города, сказавшихся даже в его поименованиях: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград - официальные; Петрополь, Питер, Северная Пальмира, Северная Венеция - поэтические. В градации названий уже проглядывает бинарная природа города, наиболее категорично высказанная А. С. Пушкиным и Ф. М. Достоевским. Если первый произнес широко известные слова "Люблю тебя, Петра творенье..." и утвердил это "люблю" повторением слова, подробным описанием не только предмета любви, но и чувств, им вызываемых, то менее известно сухое и резкое суждение второго. "Виноват, не люблю его. Окна, дырья - и монумент" (монумент - это "Медный всадник" на Сенатской площади. - Д. М.). Здесь сталкиваются точки зрения "певца Империи и Свободы" (Г. П. Федотов) Пушкина и "почвенника" и "славянофила", для которого "судьбы православия слиты с назначением России", как написал в "Дневнике писателя" Достоевский. Петербург и православие в глазах Достоевского - "две вещи несовместные".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русская словесность в школах Петербурга. Петербургский опыт на страницах журнала "Русская словесность"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Наша редакция предпринимает очередную попытку издания регионального номера. Правда, в отличие от предыдущих, в этом номере, во-первых, целиком представлены статьи только одного региона, а во-вторых, регион этот - культурная столица России, а значит, и столица образования - Петербург.

Можно жить учителю, сетуя на невысокую заработную плату, на сокращение часов, на некачественные пособия, а можно - и петербургский номер, и вступительная статья Наталии Михайловны Свириной, собирателя и создателя этого номера, тому подтверждение, жить по-другому: исходить в своей повседневной работе из осознания высокой роли словесника, из того, что если нет хороших материалов, то их можно и нужно создавать самим, что материалы эти помогают раскрыться учителю, а значит, и его ученикам, что все вместе мы можем создать ситуацию успеха, ощущение радости учительского труда. Этот номер нашего журнала приоткрывает тайну петербургских словесников - просто нужно быть честным, любить то, чему ты учишь, и того, кого ты учишь, оставаться интеллигентом при встрече с откровенным и узаконенным хамством.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Урок мировой художественной культуры
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Сопоставление, сопоставление и еще раз сопоставление

В основе курса МХК, в основе каждого урока по этому курсу - сопоставление учебного материала по разным направлениям. Именно сопоставление материала лежит в основе организации материала, методических основ курса, каждого его звена. Сравнение различных компонентов, выделение этих компонентов по различным направлениям, взгляд на них под разными углами зрения - отличительная черта методики преподавания мировой художественной культуры. Что же конкретно это означает? Что и как сопоставляется?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


История русской культуры
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 7, 8, 9 классы

Основой комплекта являются УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. Это красивые, яркие книги, с которыми будет приятно работать ребенку. Каждая книга - это значительная часть русской культуры. Ее оформление и содержание во многом определяют отношение ребенка к своей стране, его культуре. Учебное пособие 7 класса посвящено изучению истории русского крестьянского двора и царского дворца, пособие 8 класса раскрывает особенности русской дворянской усадьбы XVIII-XIX вв., учебник 9 класса посвящен культуре XX в.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Мировая художественная культура
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Программа курса: 5 - 9 классы, 10 - 11 классы

Курс "Мировая художественная культура" предназначен для учащихся 5 - 9 классов общеобразовательной школы и учащихся второго концентра - 10 - 11 классов. Вместе с тем не исключается его изучение и в более короткие сроки (например, с 7 по 9 классы). Программа может быть использована и для преподавания курса как факультативного с 5 (6, 7) класса, и для углубленного изучения культурологических дисциплин как первой ступени курса "Мировая художественная культура". Во втором концентре обучение строится по более сложной программе, соответствующей возрасту учащихся. Программа каждого класса рассчитана на 68 часов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сравнительная характеристика значений символов-атрибутов в русской и корейской народной сказке
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 1. Символические значения прилагательных молодой / маленький ≠ старый: младший ≠ старший

В русских народных сказках такие прилагательные, как "старший" и "младший", указывают на социальный статус персонажа, символизируя власть старшего и подчиненность младшего, например: Немного погодя говорит Иван-Сученко: "Как нам, братцы, будет путь держать, когда нет у нас ни старшего, ни младшего? Надо так сделать, чтоб был у нас старший брат". Царенко говорит, что меня отец старшим поставил, а Сученко - свое, что надо силу попробовать - по стрелке бросить (139). (Цифры в скобках означают номера сказок у А. Н. Афанасьева.)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Работа над риторическими определениями в школе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Определение понятия традиционно служит отправной точкой текста-описания, участвует в организации рассуждения, является составной частью повествования. Кроме логических определений, в которых важно точно раскрыть сущность определяемого понятия, существуют определения, строящиеся по другому принципу, - риторические определения, например: "Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького" (Эпиктет).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Развиваем интонационные умения на уроках риторики
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Самое важное в искусстве речи - это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение.

Демосфен

Основная задача уроков риторики - развитие коммуникативно-речевых умений, в число которых входит умение пользоваться голосом и интонацией "для выражения любой страсти" (Аристотель), умение отбирать интонационные средства в соответствии с темой, содержанием и стилем речи, а также с учетом ситуации общения, в которой произносится речь. В поле зрения учителя риторики постоянно находится произносительная сторона речи учащихся. Кроме структуры и содержания речи, учителю необходимо оценивать еще и технику ее исполнения, т.е. звуковые средства (голос, интонацию) и визуальные средства (жесты, мимику, контакт глаз, дистанцию, манеру держаться и т.д.). На уроках риторики работа над этапом произнесения наряду с другими этапами риторического канона имеет определяющее значение, в связи с чем приобретает актуальность вопрос о содержании и приемах работы по развитию интонационных умений школьников: отбор минимума знаний об интонации родного языка и ее функциональных возможностях, характер упражнений, логика подготовки текста к произнесению, дидактический материал и средства наглядности, межпредметные связи с уроками русского языка и литературы и т.п.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Литературный портрет в произведениях В. Г. Короленко
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Усвоение иноязычного художественного текста часто вызывает затруднения у читающих, недостаточно владеющих языком, на котором написано произведение. Трудности объясняются плохим знанием неродного языка или давлением национальных литературных традиций и представлений (эстетическая интерференция), а также отсутствием навыков и умений анализа текста.

Прекрасный материал для того, чтобы сформировать у школьников такие умения и навыки, представляют собой произведения В. Г. Короленко, который был выдающимся мастером литературного портрета, как правило, не статичного, а изменяющегося в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, внешняя строгость и угрюмое выражение лица судьи из повести "В дурном обществе" как отражение постигших его несчастий заменяются выражением нежности и доброты при общении с дочерью и по мере понимания им своей неправоты по отношению к сыну, что помогает писателю показать честность и справедливость своего героя.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Урок развития речи в V-VI классах (2 часа)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Этот урок проводится после изучения темы "Устное народное творчество". Обычно я несколько занятий посвящаю способам создания творческого сочинения, которые предложил Дж. Родари в своей книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". "Старая сказка в новом ключе" В любой волшебной сказке можно изменить время или место действия. И сказка приобретет необычную окраску: "Приключения Колобка в XXI веке..." "Материал для персонажа" Из характерных особенностей персонажа можно логически вывести и его приключения. "Человек из мороженого может жить только в холодильнике, там же происходят и его приключения..." "Сказки наизнанку" Возможно умышленное выворачивание наизнанку сказочной темы. "Золушка, дрянная девчонка, издевалась над замечательной мачехой, отбила у сестры жениха..."

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Интегрированный курс соизучения родного языка и культуры
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Русский язык как предмет мировоззренческий в большей степени, чем какой-либо другой из школьных предметов, призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития личности в стенах школы. В определенной мере проблема может быть решена (и решается) при обучении разным способам речевой и мыслительной деятельности, в ходе формирования коммуникативных умений, развития рефлектирующего сознания, культуры чувств, благодаря созданию в школе культурной среды, но еще эффективнее она могла бы решаться при условии освоения методов и приемов "погружения" в культуру, в том числе - в обучении языку как явлению культуры, как "коду культуры". Но эта проблема порождает другую: как это сделать? Методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения, в методике преподавания родного языка пока еще в стадии разработки. Свой взгляд на проблему и первые результаты работы мы хотели бы представить в данной статье.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии