Примерное планирование уроков русского языка по пособию А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой. Х класс
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Урок 25. Оценка текста. Рецензия. (упр. 340-347).

Проверяется домашняя работа (упр. 338): учащиеся читают составленные аннотации, особое внимание уделяется тем, в которых присутствует элементы оценки.

Затем выясняется, была ли у учащихся практика составления текстов, содержащих оценку художественного произведения. Как правило, к Х классу школьники владеют навыками составления отзыва, следует закрепить умение давать письменную оценку текста.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы по учебнику "Русский язык", IX класс, под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: IV ЧЕТВЕРТЬ

Уроки 54-55. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным (пар. 21)

Цель уроков: познакомить учащихся со структурно- семантическими особенностями сложноподчиненного предложения с придаточным уступительным. Учить конструировать подобные синтаксические конструкции, находить их в текстах разных стилей речи, использовать в своей речи. Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях разных видов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование на IV четверть по русскому языку для VI класса на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Уроки 157-158. Понятие о наречии.

Начинаем урок с порядка морфологического разбора наречия (вопросы к таблице см. в упр. 625).

Читаем пар. 139, составляем простой план параграфа.

Задания. 1. Записать текст под диктовку. Подчеркнуть грамматические основы и наречия как члены предложения. Выписать 2-3 наречия, произвести их морфемный и морфологический разбор. Объяснить изученные орфограммы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Дефисное и слитное написание сложных прилагательных VI класс
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: А 1

1. Прочитайте народные приметы. Выпишите сложные прилагательные. Объясните графически их правописание. Расскажите о дефисном и слитном написании сложных прилагательных.

1) К холодам небо все в высыпках звезд, к теплу же оно тускло-слепое. 2) Если в ночном небе звезды золотисто-яркие - к морозу. 3) От нечисти окна на зиму украшали изжелта- красными рябиновыми кистями. 4) Южный ветер на Луку (16 июня) сулит урожай яровых, северо-западный - к сырому лету. 5) Селяне более всего опасаются северо-восточного ветра, который будто бы приносит с собою беспрерывные дожди, вредные при наливании ржи. 6) В начале апреля появляются стайки светло-розовых пуночек, они оживляют спавшую природу.

2. Спишите, раскрывая скобки. Устно объясните правописание сложных прилагательных.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Формы экспресс-контроля на уроках русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: На современном этапе многопрофильного и разноуровневого образования в средних школах до сих пор отсутствует система интенсификации обучения русскому (родному) языку, полно удовлетворяющая реальным условиям, целям и задачам преподавания курса с помощью как новых, так и известных каждому учителю форм и средств.

Одним из таких средств, на наш взгляд, является контроль знаний, умений и навыков, который в учебном процессе общеобразовательной школы используется фрагментарно, отнимает много учебного времени и основывается чаще всего на субъективном мнении учителя об ответе учащегося.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Изучение особенностей русского и английского речевых идеалов на уроках родного и иностранного языков в школе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В актуальнейшей дискуссии об интегрировании и межпредметных связях статья Е.Г. Галевской представляет особый интерес: привыкшие интегрировать уроки и курсы по объекту изучения, мы редко обращаем внимание на широкие перспективы интегрирования по способам ученической деятельности, по поиску общих закономерностей в содержании разных предметов. Именно этому и посвящена статья Е.Г. Галевской, статья, имеющая серьезное методологическое и практическое значение.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Лев Антонович Чешко (1916-2000)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Ушел из жизни Лев Антонович Чешко - старейший методист, автор учебников, пособий, многочисленных статей о русском языке и методике его преподавания.

Окончив с отличием в 1940 г. Институт истории, философии и литературы, Лев Антонович был призван в армию. Всю Великую Отечественную войну Л.А. Чешко прошел рядовым, был награжден медалью "За победу над Германией", орденом Славы III степени.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РОДНОЙ ЯЗЫК - ОСНОВА ОСНОВ. ИНТЕРВЬЮ С О. Н. ТРУБАЧЕВЫМ
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: АКАДЕМИКУ РАН, ДОКТОРУ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОЛЕГУ НИКОЛАЕВИЧУ ТРУБАЧЕВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 70 ЛЕТ. ПОЗДРАВЛЯЯ ЮБИЛЯРА, РЕДАКЦИЯ "РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ" ПОЖЕЛАЛА ЕМУ ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, УСПЕХА В НОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

О. Н. Трубачев согласился ответить на несколько вопросов, связанных с проблемами преподавания русского языка и литературы в школе.

- Олег Николаевич, что привело Вас в лингвистику, какова роль школьного образования в выборе Вами пути филолога?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


VII класс Тематическое планирование уроков по литературе. Н. С. Лесков. "Человек на часах (1839)"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Цель изучения темы. Привлечь внимание школьников к проблеме нравственного выбора "в борьбе между служебным долгом и состраданием". Проследить, как решает ее для себя каждый персонаж рассказа, обратившись к прямым авторским характеристикам героев, изображению их переживаний, самораскрытию позиций в диалогах. Вскрыть интерес автора к мотивам поведения каждого героя. Показать, что они обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями отраженного в рассказе времени, общественно- историческим укладом николаевской эпохи, "духом времени", который обличает автор, что наряду с персонажами - реальными участниками событий и делает рассказ историческим. Обратить внимание на приемы создания то сочувственного, то ироничного тона повествования: многозначительные эпитеты, несобственно-прямую речь, т.е. фрагменты своеобразных по лексике и синтаксису дословных высказываний героев, включенных в речь рассказчика.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От планирования материала к планированию деятельности
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Понимание специфики художественной литературы целиком связано с проблемой художественного образа. Поэтому, основываясь на изученных пятиклассниками разделах учебника - что такое искусство и литература как искусство слова, что такое художественная литература и в чем ее отличия от других видов литературы, что такое творческое своеобразие писателя как создателя новой по отношению к действительности художественной реальности, в каких формах - поэтической или прозаической - может существовать текст, - мы переходим к центральной проблеме всего курса пятого класса - к проблеме "автор и герой".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Моделирование урока "Анализ художественного текста"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Литература, как музыка и изобразительное искусство, не входит в ряд учебных предметов в привычном понимании слова, ибо это предмет особого свойства.

Как и другие учебные предметы, она призвана помочь школьнику в познании целостного мира, его органики. Но в отличие от них, она выполняет еще одну задачу: познание самого себя, своего "Я". Диапазон этого познания широк, от чувствования до философии и психологии. Это существенно отличает литературу от других предметов, делая ее изучение процессом комплексным.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Образность и язык романа Е. И. Замятина "Мы"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одно из лучших произведений Е.И. Замятина и русской литературы 1920-х гг. - роман "Мы" (1921, опубл. в России в 1988 г.), по верному утверждению И.О. Шайтанова, до сих пор не понят до конца, ибо "как политическое высказывание, он оказался доступнее, яснее, чем как литературное произведение" 1 . Чтобы осуществить целостный анализ этого романа-антиутопии, необходимо посвятить одно из занятий образности и языку. На таком уроке целесообразно показать принадлежность романа "Мы" к орнаментальной прозе (А. Белый, А.М. Ремизов, М.М. Пришвин, Е.И. Замятин, Б.А. Пильняк, А. Неверов и др.) и его место в литературе Серебряного века (сходство и отличие типов образности и языка у символистов, реалистов и неореалистов, к которым относится Замятин). При этом нужно выявить функционирование образности и языка романа, помогающих создать образы героев и выражающих следующие идеи произведения: неприятие зарождающегося тоталитаризма, проявлений одинаковости, безликости, или, на
замятинском языке, энтропийно-аполлонической тенденции, и прославление индивидуального, революционно-энергийного, или по Замятину, дионисийского общебытийного начала.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Урок по эпилогу романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: При изучении в Х классе романа "Отцы и дети" один из заключительных уроков можно целиком посвятить анализу последней, 28-й главы произведения. Целями урока являются завершение целостного анализа художественного произведения, изучение языковых и стилистических особенностей романа, продолжение изучения литературоведческих понятий "сюжетные линии", "эпилог", "авторская позиция". Предполагается также дальнейшее развитие межпредметной связи "литература-музыка".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Урок по пьесе А.Н. Островского "Гроза"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Материалы к уроку

Победитель конкурса "Учитель года России-2000", учитель гимназии N 1 г. Калининграда (Калининградской обл.) Владимир Алексеевич Морар предлагает читателям одну из своих разработок - урок-игру по пьесе А.Н. Островского "Гроза". Впервые такой урок был проведен несколько лет назад в юридическом классе. Потом этот же урок Владимир Алексеевич провел в обычном классе, и оба раза урок вызвал интерес у учащихся. Автор надеется, что его опыт может оказаться полезным коллегам - учителям- словесникам.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Быть или не быть выпускному сочинению
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Мы продолжаем публикацию материалов о судьбе выпускного письменного экзамена по литературе в XI классе. Полемика о возможной замене сочинения изложением идет настолько интенсивно, что вчерашняя реплика сегодня может иметь лишь историческое значение. Обращение учителей Северо-восточного округа Москвы, которое мы печатаем в этом номере журнала, во многом устарело. Сегодня уже, слава богу, не идет речь о безальтернативной замене сочинения изложением. Но именно благодаря такой реакции педагогической (и не только педагогической) общественности во многом изменилась политика власти в этом вопросе. Нам важна прежде всего, конечно же, не история. В "Обращении" учителей достаточно точно определена позиция профессионалов по отношению к подобным экспериментам.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Объективное и субъективное в слове
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Эмоционально-оценочная - субъективная - сфера языка постоянно пополняется и расширяется: человек, с его замечательной способностью все приспосабливать к себе, к своим нуждам, осваивает и те слова, которые изначально принадлежали другой сфере - объективной, т.е. отражали отношения материального мира.

Например, малый и великий в географических названиях Малороссия и Великороссия не имели того оценочного значения, какое сопровождает, возможно, эти слова сейчас, а указывали на первичность или вторичность освоения земель: великий - 'более поздний, новый, вновь освоенный'. "Иногда старая, исходная область начинает в итоге называться "Малая", "Мало-", что также не следует понимать буквально или оценочно, - пишет выдающийся филолог О. Н. Трубачев. - ...Для Руси Великой - Русь Малая, Малороссия всегда имела смысл Руси изначальной". Сравним пары: Бретань и Великобритания, Моравия и Великая Моравия, Малопольша и Великопольша - в самом деле, освоение шло именно в такой последовательности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Стилистика и культура речи. Региональный аспект
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Культура речи - составная часть духовной культуры общества; поэтому, в связи с возрождением интереса к духовно-нравственной проблематике в обучении, внимание к культуре речи не ослабевает, а напротив - усиливается. Вновь востребованы и актуальны связанные с культурой речи и, как казалось, исчерпанно изученные древние науки - риторика, стилистика, появились и бурно развиваются новые - культурология и лингвокультурология, теория речевых актов, теория словесности, речевая коммуникация. Вопросы культуры речи включаются в проблематику таких наук, как философия, педагогика, социолингвистика, психолингвистика и др. То есть несомненно: изучение культуры речи на современном этапе развития школьного образования остается по-прежнему актуальным, и в школе XXI в. уже можно не сомневаться, значительное место будет отведено именно культуре речи, потому что, как бы полно и хорошо ни преподавался русский язык, знание только системы языка оказывается недостаточным для выбора целесообразной, уместной и красивой речи. А указанные речевые качества определяются (и иногда в большей, чем мы предполагаем, степени) внеязыковыми факторами: целью общения, ситуацией, сферой деятельности коммуникантов, их личностными качествами. Ныне в преподавании культуры речи все чаще приходится выходить за пределы собственно лингвистики, обращаться к логике, психологии, социологии и социолингвистике, философии, педагогике, упоминаемым выше риторике, культурологии и другим наукам. Из этого следует, что курс культуры речи и стилистики является интегративным и практико-ориентированным по определению, что и делает его в полной мере востребованным современными старшеклассниками, независимо от выбранного ими профиля будущей специализации.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Лексические новации на уроках русского языка в старших классах
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Образование лексических новаций - факт словотворчества. Словотворчество - одно из проявлений речетворчества, оно возникает в тех случаях, когда говорящему необходимо подчеркнуть личный творческий характер своей речи. Эта задача решается с помощью создания новых слов - "лексических новаций". Когда нам не хватает какого-нибудь слова, мы придумываем или создаем "свое" слово, которое является индивидуальной авторской находкой или лексической новацией.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Пущин у Пушкина. Культуроведческий подход в обучении изложению
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Компетентностный подход к преподаванию русского языка на современном этапе развития школы обусловил появление в учебниках, учебных пособиях дидактических материалов культуроведческого содержания. Не редкость они и в сборниках текстов для изложений. Объективные трудности вызывает отсутствие у учащихся необходимых для понимания культуроведческого текста фоновых знаний, фрагментарность работы с подобными образцами в методике связной письменной речи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Вопрос в значении побуждения. Формирование коммуникативной компетенции
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Становление антропоцентрической научной парадигмы, которая ориентирована на изучение использования языка человеком, имеет отношение не только к смене направления и методов научного поиска в рамках лингвистических исследований. Будучи социально обусловленным, этот процесс непосредственно связан с разработкой новых методических концепций, педагогических технологий, расстановкой новых акцентов в процессе преподавания русского языка в школе.

Не только овладение орфографическими и пунктуационными нормами делает человека грамотным. Умение создавать коммуникативно действенные тексты, выступать публично, ориентироваться в различных речевых ситуациях, отстаивать свою точку зрения, понимать и анализировать чужую, читать и точно толковать тексты - это еще неполный перечень компонентов, формирующих понятие грамотности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Серебряный век русской поэзии на уроках литературы (XI класс)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Тематический план:

1. Серебряный век русской поэзии: введение в тему, общие замечания (1 урок).

2. Символизм как основополагающее направление серебряного века русской поэзии (3 урока):

* Урок 1: символ, история, основные имена;

* Урок 2: характеристика символистского творчества с точки зрения формы (связь с музыкой и живописью);

* Урок 3: характеристика символистского творчества с точки зрения содержания (связь с философией);

3. Кризис символизма и акмеизм (1 урок);

4. Русский футуризм в литературе и живописи (1 урок);

5. Проверочный урок.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Опыт анализа эпического произведения: временная и ценностная организация рассказов И. Бунина
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В настоящей статье мы хотим дать своеобразную "матрицу" комплексного анализа эпического произведения. Конечно, эта схема по-разному работает применительно к различным текстам. Индивидуальный подход в анализе художественного произведения неизбежно превалирует над схематическим. Тем не менее природа литературного произведения как высказывания и как текста позволяет сформулировать ряд технических приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в анализе практически любого образца. Состав этих приемов мы и собираемся представить в данной статье. Предлагаемый материал может послужить источником принципов, опираясь на которые учитель самостоятельно осуществит подход к любому эпическому произведению.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Черты поэтической системы произведений Даля
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Мы так увлекаемся в последние годы придумыванием, что нам не хватает времени на то, чтобы научить наших учеников точно видеть и подробно описывать. Да, конечно, виртуальный мир в последнее время существенно расширил свои границы. Да, конечно, герои Толкиена захватывают и волнуют больше, чем герои повести о ровеснике.

Уроки развития речи по-прежнему нуждаются в хороших, интересных произведениях, которые, говоря традиционным языком, были бы образцовыми, когда мы обращаемся к жанру физиологического очерка, к учебному жанру описания. Очерки и рассказы В. И. Даля здесь могут принести очень большую пользу. Автор предлагаемой статьи как раз обращает внимание на умение писателя "укрупнить" отдельную черту, деталь, по которой легко воспринимается целостный образ, целостное явление. Нам сегодня очень стоит поучиться у Даля умению относиться к чужому не как к чуждому, а как к интересному и поучительному. В эпоху массовой миграции это человеческое качество просто необходимо нашим воспитанникам. Поэтому обращение к произведениям писателя на "нерусскую" тематику здесь не случайно и имеет свой смысл.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Функции пейзажа в русской классике
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В литературе XIX в. природа воспринималась как "храм", где сосредоточены вечные человеческие ценности и, по словам И. Тургенева, заключена "<...> та общая, бесконечная гармония, в которой <...> все жизни сливаются в одну мировую жизнь"1. Раскрытие тайн мироздания и сущности равнодушной природы в их чувственно-содержательной и духовной значимости - магистральные темы писателей от А. Пушкина и М. Лермонтова до А. Чехова и Л. Толстого. Нередко литературные герои прошлых эпох открывали "истинные" знания о себе и своей душе, о человеке и окружающем мире при "общении" с природой, избирая путь нравственного самоусовершенствования и очищения. Тяжело раненный Андрей Болконский в романе "Война и мир", глядя на небо под Аустерлицем, с сожалением констатировал: "Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его"2.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Герой И. С. Тургенева и искусство
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Это обширная тема, имеющая в творчестве Тургенева не один, а два относительно самостоятельных аспекта. Здесь мы ограничимся их наиболее важными гранями.

Произведения словесного искусства, а также музыки, живописи, скульптуры, архитектуры и т.д. в поэмах, повестях, драмах и романах Тургенева в большинстве случаев выполняют ту же художественную функцию, что и в других классических текстах западноевропейской и русской литературы. Внимательный читатель Сервантеса, Гёте, А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Гончарова, Л. Толстого, Ф. Достоевского не забудет, что, в частности, читали такие их герои, как Дон Кихот и Вильгельм Мейстер, Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский, чиновники из "Мертвых душ", Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, княжна Марья, князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, Анна Каренина и Соня Мармеладова, Аглая Епанчина и др. И легко заметит, что отличающие кого-то из них выбор чтения и предпочтения (или, напротив, антипатии) в созданиях живописи, музыки и других искусств характеризуют его ничуть не меньше, чем его портрет, жилище, речь, жизненные идеалы, суждения об окружающих людях и самые поступки.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии