Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: В 2000-м году российские школьники впервые приняли участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. "Результаты проведенного исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. Пятнадцатилетние подростки, обучающиеся в образовательных учреждениях системы общего и профессионального образования, заняли 27 - 29 места из 32. Средний результат России в грамотности чтения составил 462 балла (по 1000-балльной шкале). По всем трем шкалам, выделенным в исследовании ("нахождение информации", "интерпретация текста", "рефлексия и оценка"), результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся стран ОЭСР и соответствуют уровню 2 грамотности чтения (из 5 уровней)"1.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Имя существительное как часть речи. Урок в V классе
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Речевая тема: художник В. М. Васнецов и его картины.
Цель урока - повторение: 1) морфологических признаков существительного; 2) синтаксической роли существительных в предложении.
Вступительная беседа.
- Все мы знаем и любим русские народные сказки. А какой знаменитый художник написал большое количество картин на темы сказок?
- Назовите известные вам картины В. М. Васнецова.
Краткий рассказ учителя о В. М. Васнецове.
Вывешивается картина "Иван-царевич на сером волке".
Запись под диктовку текста:
Дремучий лес. Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями-руками. Тихо и тревожно в такой чащобе. (Уточняем лексическое значение слова "чащоба".) Страшно от каждого шороха. Даже птицы не заглянут в такую глушь, не оживят ее своим пением.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
О формах множественного числа абстрактных, вещественных и собирательных существительных
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: В настоящее время можно с уверенностью констатировать факт активного употребления во множественном числе абстрактных (любовь, белизна, демократия), вещественных (молоко, глина, железо) и собирательных (листва, мебель, посуда) существительных. Ср., например: Эта линия выводит страну в разряд растущих экономик (Литературная газета, 24.05.1995); Какие риски ожидают тех, кто приобретает квартиры в новостройках? (Комсомольская правда, 21.06.2005); - Она [Людмила Путина. - Л. К.] хотела сюда [в Китай. - Л. К.] приехать, но испугалась жары... - А другие президенты были с женами? - Да. Но я им объяснил про жару. Вообще она у меня не любит всяких официозов (Комсомольская правда, 17.06.2006, интервью В. В. Путина); В отдельных районах области гололеды (прогноз погоды на КГТРК "Вятка", эфир от 26.02. 2004); Одежду (в бане. - Л. К.) в корыто бросил, кипятки толстые пустил, а сам... такой танец в пару устроил, развеселился, распелся (В. Попов. Не спать, не спать); Граненый столбик. Проста-чок. Среди других посуд / Он тем хорош, что одинок. Такой простой сосуд (А. Кушнер. Стакан); Мы не встречались в Латинской Америке с какими-то особенно убойными москитами и гнусами (Комсомольская правда, 20.10.2001).
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Медиапедагогика как область компетенции словесника
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Учитель словесности в образовательном учреждении - одна из центральных фигур. Кроме решения своих основных задач, он призван развивать общегуманитарный потенциал учащихся, в сферу его влияния входит эстетическое воспитание (литературное и театральное), он активно занимается гражданским формированием личности ребенка. С определенного времени с фигурой словесника связываются перспективы и такого относительно молодого направления, как медиаобразование.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Читательская позиция современного школьника
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: То, что художественные произведения оказывают на человека значительное влияние, совершенно бесспорно. Также бесспорно, что произведения влияют на человека по-разному. Исследования, проведенные в разные годы, определяют несколько типов читательских позиций:
* понимать замысел художественного произведения;
* воспринимать эмоциональное содержание произведения;
* сопереживать действующим лицам;
* оценивать читаемое, критически анализировать его, дополняя мысли автора своими.
Такое понимание дает нам возможность выделить среди читателей следующие группы (разумеется, условно):
1. Люди, имеющие глубокие нравственные убеждения, умеющие не только понимать, но и полемизировать с автором.
2. Люди, не имеющие собственной системы жизненных ценностей и безоговорочно принимающие читаемое.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Возможности речевых уроков в формировании литературоведческих знаний школьников
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Развитие речи как цель обучения и как средство формирования личности учащегося является одной из основных задач литературного образования в школе. Реализация этой задачи возможна при условии, что в основу методики речевого развития учащихся при изучении литературы будут положены литературно-родовой и жанровый принципы. Опора на эти принципы позволяет обучить школьников различным типам словесного художественного творчества, соответствующим родам художественной литературы - эпосу, лирике, драме, что в конечном итоге формирует у учащихся старших классов не только готовность и способность к самостоятельному филологическому анализу литературного произведения, но и коммуникативно-речевую компетентность, важнейшей составляющей которой является умение создавать собственные высказывания в разных художественных и литературно-критических жанрах. Процесс изучения литературы на каждом из этапов литературного образования имеет свои задачи, которые в значительной степени определяются родожанровыми особенностями изучаемых произведений и возможностями учеников того или иного возраста в подходе к анализу художественного произведения. Так, чтобы старшеклассники могли рассматривать, например, эпическое произведение в аспектах общих филологических категорий, создавать речевые высказывания разных жанров, в средних классах при разборе произведений необходимо уделять основное внимание частным аспектам эпического типа словесного художественного творчества (жанр, персонаж, повествователь, рассказчик, пейзаж, портрет, время и пространство и др.).
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Красота как "ощутительная форма добра и истины"
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: В. С. Соловьев в русском символизме
Русский символизм - это созвездие литературных талантов: А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, В. Иванов, Ф. Сологуб... Чуть позже и, отчасти, в связи с успехами в литературе, так же ярко символизм проявился в других видах искусства. Из множества достойных упоминания имен назовем лишь некоторые, живописцев М. Врубеля, М. Чюрлениса, А. Бенуа, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, режиссера В. Мейерхольда, композитора А. Скрябина, балерину А. Павлову. Все они разделяли символистские представления о жизни и творчестве, о прекрасном и безобразном. Эти представления вырастали из их убеждений: реальность есть воплощение высшего замысла идеальной сущности, которую постигает творческая личность, прежде всего - истинный художник1. Эти представления, убеждения сложились постепенно.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
"Гроза" без грозы
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: 1 сентября 2005 года я начал свой пятьдесят четвертый учительский учебный год. И все же многое приходится решать заново, по-другому, порой впервые. Первая тема в моих новых трех десятых классах - "Гроза" А. Н. Островского. И хотя фрагментарно я не раз писал об изучении "Грозы", только в этом году я в полной мере понял главное и основное в изучении этой пьесы, прежде всего для самого себя.
Сперва я проштудировал главу о пьесе в новом учебнике литературы, двух методических пособиях и новую литературоведческую книгу о "Грозе".
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
"Понимание всегда чревато ответом": о смысловой составляющей знания
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Смысл порождается не значением, а жизнью.
А. Н. Леонтьев
Понимание всегда чревато ответом.
М. М. Бахтин
Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания.
А С. Выготский
Пусть не смутят читателя высказывания, предпосланные статье. Приводимые высказывания принадлежат виднейшим отечественным психологам, а в название вынесены слова ученого, чьи работы выполнены на стыке собственно литературоведения, философии и... психологии. Дело в том, что в последнее время методическая наука все внимательнее относится к психологическим аспектам образовательных ценностей, к числу которых, безусловно, относятся знания. Все чаще и чаще профессиональное сообщество задается вопросом: что значит знание литературы? должна ли быть в структуре знания смысловая составляющая? Во многом эти вопросы встали перед методической наукой потому, что последние несколько лет в российском обществе достаточно активно обсуждались итоги исследований PIZA (Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся). Полученные российскими школьниками результаты (29 - 31-е места среди сорока стран-участниц) заставляют не только критически оценить ситуацию, сложившуюся в отечественном образовании, но и искать пути выхода из сложившегося кризиса.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Вопросы качества образования
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: В декабре 2006 г. состоялась встреча руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Александровича Болотова с главными редакторами научно-методических журналов издательства "Школьная Пресса". В ходе встречи В. А. Болотов рассказал о главных направлениях деятельности Федеральной службы по совершенствованию процессов управления качеством образования и ответил на многочисленные вопросы, связанные с модернизацией отечественной системы образования в целом: о ходе и результатах эксперимента по проведению единого государственного экзамена за курс средней школы; о подготовке материалов Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) для проведения аттестации общеобразовательных учреждений, мониторингов знаний и умений учащихся, аналогичных существующей практике международных исследований качества образования; об эксперименте по введению единого муниципального экзамена для выпускников основной школы; о необходимости проведения оценки качества образования на различных его ступенях в конкретном образовательном учреждении, в том числе и на этапе начальной школы, с учетом не только достижений учащихся, но и их контингента, местонахождения школы, условий, в которых она функционирует, а также кадрового потенциала, материально-технического обеспечения и т.д.; о задачах профильного обучения на старшей ступени в условиях рьночных отношений; о повышении рейтинга школ; о важной роли предметных методических журналов в оказании качественной профессиональной помощи педагогам и учащимся при подготовке к итоговым аттестациям, в освещении "болевых точек" отечественной системы образования, в осуществлении взаимодействия федеральных и муниципальных служб управления образования с широкой общественностью.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ФЕНОМЕН ДУХОВНОГО ПИСЬМА
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Освоение далеких от современного читателя жанров - не только интересно, но, наш взгляд, очень полезно. Духовное письмо поучительно в полном смысле слова как по содержанию, так и по форме.
(Москва)
Эпистолярная литература зародилась в глубокой древности. Письмо, с одной стороны, позволяло в небольшой форме затронуть многочисленные вопросы как частной, так и общественной жизни, с другой стороны - располагало к приватному доверительному диалогу. Письмо было своего рода беседой между автором и адресатом.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
О СМЯГЧАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ФРАНЦУЗСКИХ ВАРВАРИЗМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ XIX - НАЧАЛА XX В.
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: В 1844 г. Ф. И. Буслаев писал о том, что "дело науки определить значение варваризмов в историческом развитии языка"1. Правда, под варваризмами ученый подразумевал иноязычные заимствования вообще. Однако это не подменяет поставленной проблемы, так как в современной науке под варваризмами понимают вкрапления в русский текст иностранных слов, словосочетаний и предложений преимущественно с сохранением графического облика языка-источника2.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ Ю. НАГИБИНА
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Целью изучения языка художественного произведения является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и эмоциональное содержание. Изображение времени в художественном произведении, создание меняющейся временной перспективы и инвентарь языковых средств, которые принимают в этом участие, - одна из интереснейших проблем современной филологической науки.
В исторических повестях и рассказах темпоральные (временные) указатели составляют семантическое макрополе темпоральности, в рамках которого выделяются устаревшие семантические группы, объединенные частными временными значениями. Эти группы неоднородны как по своему качественному и количественному составу, так и по расположению в макрополе темпоральности.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ И КАК ПРИЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: С примерами разнообразных противопоставлений в жизни мы сталкиваемся постоянно: бывает день, бывает ночь; то жарко, то холодно; что-то близко, а что-то бесконечно далеко; было рано, но теперь слишком поздно; Да? - Нет! Однако позиция исследователя требует более пристального внимания к вопросу о противопоставлениях.
Всем известные антонимы - частный случай противопоставления, противопоставления лексического: два слова с противоположным лексическим значением образуют антонимическую пару. Чтобы стать настоящими антонимами, слова должны иметь в своем лексическом значении не только различающие (дифференциальные) компоненты - что естественно, - но и обязательный сближающий (интегральный) компонент1. Например, в паре любовь - ненависть точкой соприкосновения лексических значений становится компонент "сильное чувство".
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ТРЕБОВАНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Учитель, наверное, учитель русского языка и литературы в особенности - образец для подражания для своих питомцев. А речевое общение - искусство, которым необходимо овладеть, вернее, повседневно овладевать...
(Москва)
Учитель должен относиться к своим учительским обязанностям с величайшей преданностью и добросовестностью. Ему необходимо неутомимо работать над собой, так как он сам является первейшим фактором хорошего воспитания и плодотворного обучения.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
РАБОТА С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В IX КЛАССЕ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Прослушайте дважды текст и выберите верные, на ваш взгляд, ответы на предложенные вопросы к тексту.
Притча о двух кувшинах
У одного человека было два кувшина для хранения воды, но стал замечать он, что в одном сосуде вода всегда прозрачная и прохладная, а в другом быстро мутнеет и приобретает неприятный запах. Стал он искать причину: вода из одного истока, значит, дело не в воде; стоят кувшины в одном месте, значит, дело не в хранилище; сделаны они из одной глины и руками одного мастера, значит, дело не в материале и мастерстве. Что же так различает их? Присмотрелся он внимательно и понял: тот кувшин, что попроще, без изысков, - пористый и испаряет стенками влагу, тот, что покрыт лаком, не имеет пор и обрекает воду на загнивание. И тогда человек поставил красивый кувшин в угол, чтобы им только любовались, а простой кувшин оставил на прежнем месте, в тени и подальше от разных глаз. Всякий, кто заходил к хозяину в дом, первым делом восхищался красотой кувшина, стоящего на виду, но, как только прикасался к чудодейственной влаге невзрачного кувшина и ощущал прилив силы и бодрости в теле и чистоту мыслей в голове, тут же начинал петь хвалу тому сосуду, от которого было гораздо больше пользы.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭССЕ НА ОСНОВЕ АВТОПОРТРЕТА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: В соответствии с программой по русскому языку и литературе в IX классе предполагается знакомство с такими публицистическими жанрами, как очерк и эссе. Жанр эссе в чистом виде в настоящее время стал менее востребован, а вот использование элементов эссе в сочинениях других жанров можно считать положительной тенденцией. В связи с этим мы предлагаем один из обучающих уроков, который носит интегрированный характер: "Портретный очерк с элементами эссе на основе автопортрета М. Ю. Лермонтова".
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ (РУСИЯ)
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Региональные уроки русского языка и словесности как промежуточная (переходная) форма между учебным и внеучебным видами работы - предлагаемая нами новая форма обучения и воспитания; как форма обучения они могут быть реализованы в виде спецкурса (элективного, предпрофильного или профильного курса); как форма воспитания - в виде системы тематических классных часов и бесед. Мы не оговариваем количество часов, отводимых на ту или иную тему, не детализируем перечень вопросов и проблем - на наш взгляд, важнее решить главное: есть ли необходимость в таких специальных региональных уроках родного языка? Каким проблемам языковой культуры города и региона следует уделять внимание в первую очередь?
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПАРОДИИ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: В связи с введением профильного образования возникает вопрос об отборе содержания и методического обеспечения профильного преподавания. На наш взгляд, в гуманитарном профиле целесообразно не только углублять содержание базового уровня, но и расширять его. Эту задачу позволяет обеспечить спецкурс по изучению пародии. Мы обратились к этому жанру потому, что одна из проблем школьного филологического образования - недостаточное внимание к языку художественного произведения и развитию индивидуального стиля речи учащихся. Об этом свидетельствует анализ Программ МО РФ по русскому языку, литературе и словесности, не предусматривающих работу ни с вторичными текстами и их жанрами, ни с языковыми особенностями индивидуального авторского стиля. Изучение стилистических свойств единиц различных языковых уровней и их взаимодействия является обязательным условием художественного развития учащихся, воспитания их эстетического вкуса, средством формирования критериев собственной оценки произведений. Гиперболизированное и ироничное отражение особенностей идиостиля источника в тексте пародии делает ее неоценимым средством обнажения и обнаружения языковых особенностей авторского стиля.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
"АХ, КТО НЕ ЛЮБИТ ПЕРВЫЙ СНЕГ..." СТИХОТВОРЕНИЕ Н. РУБЦОВА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Основной этап подготовки произведения к учебному рассмотрению - его предварительный филологический анализ, соединяющий лингвистический и литературоведческий подходы. Стихотворение "Первый снег" относится к раннему периоду творчества поэта (1956), но тем не менее является уже подлинно "рубцовским" - по теме, форме, языку, стилю, тональности. Характеристика В. Оботуровым мира поэзии Рубцова - "просторен и светел, холодноват и чуть призрачен"1 - вполне может быть отнесена и к этому стихотворению. Действительно, несмотря на присутствие в нем вполне реалистических примет сельской жизни, мир в стихотворении изображен как бы сквозь снежную пелену, передана как будто не радость от первого снега, а воспоминание о некогда испытанной радости.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАССКАЗ В. В. НАБОКОВА "СКАЗКА" В X КЛАССЕ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Печатаемая ниже статья интересна не только сама по себе, но, прежде всего, как попытка презентации новой и, на наш взгляд, интересной американской методики интерпретации художественного произведения. Редакция не склонна искать ответы на все вопросы за океаном, но знакомить своих читателей с зарубежным опытом считает своим долгом.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПОЗДНИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Вот была статья Ленина "Лев Толстой как зеркало русской революции" и был поздний Толстой в школе. Пусть в ленинской трактовке. А сейчас, по сути, ушел. А ведь без этой темы нельзя понять ни "Войны и мира", ни автора романа. Публикуемая статья поможет Вам восполнить этот очевидный пробел.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ:
Не читайте название этой статьи! Читайте ее и все!
Вне зависимости от Ваших пристрастий и интересов.
Смысл статьи в том, как вести себя, если Вам выпало заменять
заболевшего коллегу. А кому не выпадало такое счастье?
(Москва)
Ситуация внезапной замены урока по расписанию уроком литературы знакома каждому словеснику, работающему в школе. Однако и в данной ситуации можно провести обучающий урок, рассчитывая на индивидуальный читательский опыт и знание текста, полученное на предыдущих уроках литературы.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: "Вот, - скажет читатель, - опять сентиментализм..." Да, опять сентиментализм. Потому что мы, редакция, убеждены в том, что "формирование понятия о сентиментализме" - это в высшей степени актуально. Ведь современная массовая литература - вспомните хотя бы Акунина - стала литературой о литературе, она мыслит категориями жанров, направлений, стилей. И для того, чтобы по-настоящему понять современников, нужно научиться читать Карамзина "по законам им самим над собой признанным".
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
КОНФЛИКТ "РОЛИ" И "ЛИЧНОСТИ" В РУССКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX СТОЛЕТИЯ
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Развитие литературы в XX в. осуществлялось во многом иными путями, нежели в XIX столетии. Модернистский импульс 1890-х гг. создал необходимость переосмыслить как мировоззренческие основания художественности, так и принципы устройства произведений. Такое переосмысление совершалось и в творчестве писателей, прошедших школу реалистической традиции письма. Очень большое влияние на литературу XX в. оказало, в частности, творчество А. П. Чехова.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Ваши комментарии