Картины мира и многомирие в языке и поэтическом тексте
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В проблематике современной языковой и художественной семантики (в значительной степени под влиянием философии и логики) особая роль отводится проблеме многомирия и отражению его в языковой картине мира.

Термин "картина мира" впервые был предложен Л.Витгенштейном(1). В антропологию, семиотику (науку о знаковых системах), а следовательно, и в лингвистику (ибо язык есть самая общезначимая система знаков) термин был введен немецким ученым Лео Вайсгербером. Известный современный семиотик, лингвист и философ В.Руднев определяет "картину мира" как "систему интуитивных представлений о реальности"(2).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ФЕНОМЕН ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Как пишут зарубежные русисты, "наиболее убедительным свидетельством выживания собственной русской литературы в многонациональном СССР в период так называемого застоя стала русская деревенская проза - наиболее состоятельное (с эстетической и идеологической точки зрения) литературное направление, сформировавшееся в послесталинское время и получившее развитие в последующие исторические периоды"1. В целом, многие зарубежные исследователи относятся к "деревенской п розе" как к беспрецедентному феномену, продолжательнице традиций исконной русской культуры и ищут в ней разгадку загадки русской души в ее устремленности к идеалу - в противовес ощущению бесцельности, абсурдности бытия.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Вступительный экзамен по русскому языку в Московском государственном строительном университете
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Поступающие в МГСУ сдают конкурсный экзамен по русскому языку (изложение) по двухбалльной оценке, по системе "зачет" и "незачет".

Вступительные испытания проводятся на русском языке по программам среднего (полного) общего образования.

Текст изложения читается экзаменатором два раза в нормальном темпе. Во время чтения текста абитуриенты могут делать рабочие записи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В.В.БАБАЙЦЕВОЙ "РУССКИЙ ЯЗЫК". V КЛАСС.
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Учебный комплекс по русскому языку, созданный авторским коллективом под руководством В.В.Бабайцевой, включает следующие компоненты: учебник "Русский язык. Теория" для V-XI классов; сборник заданий "Русский язык" для каждого класса отдельно; "Рабочую тетрадь по русскому языку" для каждого класса отдельно1.

1 О содержании и лингвометодических основах курса и каждого компонента учебного комплекса см.: Бабайцева В.В. Программа по русскому языку для V-XI классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка // Русская словесность. 1999. N 1N Бабайцева В.В. Новый учебный комплекс по русскому языку для V-XI классов // Русская словесность. 1996. N 5.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Знаки препинания при одиночном союзе
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Предлагаемые материалы имеют целью предупреждение (или устранение) ошибок в постановке запятой перед союзом и - и после него. Автор исходит при этом из убеждения в том, что пунктуационные ошибки (как и ошибки орфографические) являются следствием неспособности пишущего к расчлененному представлению речевого потока. Школьники, мало подготовленные грамматически, не видят границ простых предложений, частей сложных предложений, не актуализируют в процессе письма синтаксических связей внутри простого предложения, не ощущают слов, стоящих вне синтаксической структуры простого предложения (обращений, вводных слов), не выделяют конструкций, обладающих в предложении синтаксической автономией (обособленных членов) и т.п. В школьных учебниках и пособиях по правописанию пунктуационные темы организуются, как правило, по синтаксическому признаку, а именно - с точки зрения того, с какой именно синтаксической конструкцией связан тот или иной знак препинания, то или иное пунктуационное правило. Сами пунктуационные темы носят наименование соответствующих синтаксических департаментов: "пунктуация в бессоюзном сложном предложении", "знаки препинания при однородных членах", "тире между подлежащим и сказуемым" и т.п. Не трудно заметить, что такой подход к пунктуации заключает в себе позицию "о т о б у ч а ю щ е г о" - языковеда, учителя - т.е. лица лингвистически компетентного, опирающегося в обучении школьников пунктуации на сильные лингвистические презумпции - таким образом, как если бы эти презумпции существовали не только в сознании учителя, но и в сознании ученика. Между тем адресат обучения той грамматической базой, которой требует от него русская пунктуация, за редкими исключениями не обладает, свидетельством чему являются сплошные пунктуационные неудачи школьников, абитуриентов и даже студентов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Деловая автобиография IX класс
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В IX классе мы показываем школьникам на уроках риторики значение деловой и неделовой автобиографии в жизни; знакомим с деловой автобиографией и автобиографическим повествованием как речевыми жанрами, их особенностями; учим писать автобиографические повествование и деловую автобиографию с учетом адресата; показываем отличие автобиографии от дневников, мемуаров, характеристики.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О современном изучении прозы 1920-х годов (На примере "Собачьего сердца" М.Булгакова)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Обоснование выбора произведения и задачи занятия

В лекционном курсе по истории русской литературы XX в. рассматриваются булгаковские произведения, занимающие важное место в литературном процессе 1920-1930-гг., - романы "Белая гвардия" и "Мастер и Маргарита", пьеса "Дни Турбиных". На практическом занятии анализируется "собачье сердце". Это - одно из лучших произведений "задержанной литературы", основанное на гротеске и мифотворчестве и содержащее черты антиутопизма. Кроме того, повесть интересна заключенной в ней острой критикой ряда явлений в жизни послереволюционной России, а также философско-нравственной проблематикой. Наличие в настоящее время разных интерпретаций "Собачьего сердца" может сделать по-настоящему дискуссионным анализ произведения в студенческой аудитории.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Один стих "Мирской власти" Пушкина
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Это стихотворение, как известно, Пушкиным не печаталось, а публиковалось годы спустя по копиям, получив такой вид:

"Когда великое свершалось торжество,

И в муках на кресте кончалось божество,

Тогда по сторонам животворяща древа

Мария-грешница и пресвятая дева,

Стояли две жены,

В неизмеримую печаль погружена.

Но у подножия теперь креста честнаго,

Как будто у крыльца правителя градского,

Мы зрим - поставлено на место жен святых

В ружье и кивере два грозных часовых.

К чему, скажите мне, хранительная стража? -

Или распятие казенная поклажа,

И вы боитеся воров или мышей? -

Иль мните важности придать царю царей:

Иль покровительством спасаете могучим

Владыку, тернием венчанного колючим,

Христа, предавшего послушно плоть свою

Бичом мучителей, гвоздям и копию:

Иль опасаетесь, чтоб чернь не скорбила

Того, чья казнь весь род Адамов искупила,

И, чтоб не потеснить гуляющих господ,

Пускать не велено сюда простой народ?"

(3; 417)1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова "Герой нашего времени"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В художественном произведении изображаемые события происходят, как и в реальном мире, во времени - утром или вечером, летом или весной - и в пространстве - в городе или в деревне, на дороге или дома, в степи или в горах. Средствами языка писатель создает художественные образы времени и пространства; в произведении словесности они составляют единство, которое называется хронотопом. Этот термин, образованный от греч. chronos - время и topos - место, ввел в теорию словесности замечательный ученый XX в. М.М.Бахтин (1895- 1975). Художественная действительность благодаря хронотопу воспринимается как целостность.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (Сценарий литературно-музыкального вечера)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Звучит музыка Я.Сибелиуса (Финляндия. Симфоническая поэма ля бемоль мажор. Соч.26.N7).

ВЕДУЩИЙ. Конец XIX - начало ХХ века - это один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре. Это всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, В.Борисов- Мусатов, Р.Фальк, А.Лентуллов, возникало множество творческих объединений художников.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Экстернат: новая форма обучения?
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В последнее время активно развивается такая форма обучения, как экстернат. Сегодня завуч школы-экстерната N 712 Н.И.Никитина отвечает на вопросы корреспондента журнала.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русский язык. Слова, грамматически не связанные с предложением
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: I. Предложение и его члены. (Повторение.)

1. Для чего человеку нужен язык? (Язык позволяет людям думать, сообщать друг другу мысли, действовать сообща, учит понимать прекрасное.)

2. Какой синтаксической единицей мы пользуемся, когда передаем мысли друг другу? (Предложением.) Какое свойство предложения способствует этому? (Слова в предложении имеют общий законченный смысл.)

3. Запись и анализ предложения: Большая ворона медленно и важно прохаживается по садовой дорожке.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПУШКИН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Пушкинские юбилеи почти всегда были событиями в общественной жизни нашей страны. Иногда они оказывались чуть ли не исторически знаком эпохи. И уж во всяком случае они становились фактами большого культурного значения. "Морфология" юбилейного праздника, разумеется, определялась общественной атмосферой времени, но и последняя испытывала воздействие торжественной даты. Естественно, что тот, кто влиял особенно сильно на указанную атмосферу, более всего заботился о соответствующей интерпретации творчества поэта и его "приспособлении" к политическим нуждам времени. Это были люди власти, добивавшиеся, как правило, своих целей.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Живая жизнь" в образной структуре романа "Доктор Живаго" Б.Пастернака
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В ХХ столетии поэты стали задумываться над тем, о чем не беспокоились никогда прежде,- о возможности искусства питать в людях чувство жизни, способность любить жизнь. Об этом стали говорить даже те писатели, которых считали вполне отрешенными от "живой жизни". Так, Ф.Сологуб, размышляя о двадцатилетней истории символизма, подчеркивал: "...Он (символизм.- Л.К.) встречается с тем требованием, которое в предыдущие века никогда не предъявлялось ни жизнью, ни искусством, требование, которое звучит странно и многим не нравится. Это требование - любить жизнь. По-видимому, этого требовать и не стоит, ибо кому же не свойственно любить себя, свою маленькую отдельную жизнь <...> Но в наш век, когда непосредственное жизнеощущение так ослабело, это требование получает особую трагичность Мы требуем любить жизнь как будто потому, что чувствуем в себе неспособность любить..."1

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О власти бессознательного ("Чистый понедельник" И.Бунина)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В журнале "Русская словесность" (N3, 1998) была опубликована статья Л.А.Колобаевой, посвященная анализу бунинского рассказа "Чистый понедельник". Хотелось бы дополнить и в чем-то оспорить выводы статьи, опираясь в интерпретации на теорию аналитической школы психологии Карла Юнга. Проза Бунина действует на читателя магически: о ней хочется говорить, спорить, выдвигать новые интерпретации.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СНОВА О БЛОКЕ И РУССКОМ СИМВОЛИЗМЕ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Утверждение о малой плодотворности соотнесения творчества поэта с теоретическими установками того направления, к которому он себя причисляет, к настоящему моменту стало уже почти аксиомой. Своеобразной квинтэссенцией подобного подхода к истории литературы выглядит остроумный афоризм Иосифа Бродского, перечеркивающий значимость изучения всех и всяческих "измов": "isms are isn?ts"1.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование работы по учебному пособию "Русский язык", VIII класс, под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Главная цель занятий родным языком в VIII классе - речевое и языковое развитие школьников - решается, как и в предыдущие годы обучения, с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих знаний. При этом материал языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно, перемежаясь.

Стержневой грамматической темой в VIII классе является "Простое предложение".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русская литература XX века в вопросах и ответах. М.Горький. Жизнь и творчество
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 1. Какие художественные произведения Горького являются автобиографическими?

2. По каким маршрутам ходил по Руси молодой Алексей Пешков?

3. Когда и как выбрал А.М.Пешков псевдоним "Максим Горький"? Были ли у него другие псевдонимы?

4. Писал ли что-нибудь Горький до рассказа "Макар Чудра"?

5. В стихах или в прозе написаны "Песня о Соколе" и "Песня о буревестнике"?

6. Почему Горький был недоволен блестящим первым исполнителем роли Луки в спектакле Художественного театра "На дне" И.М.Москвиным?

7. Почему Петербургский окружной суд обвинил автора романа "Мать" в богохульстве и призыве к бунту?

8. Контрреволюционны ли "Несвоевременные мысли" Горького?

9. Почему первоначальное название романа "Атамановы" (такую фамилию в первоначальном варианте носили главные герои) заменено на "Дело Артамоновы"?

10. Чем известен Горький как журналист и издатель?

11. Верно ли, что, приехав Советский Союз после эмиграции, Горький изменил своим демократическими убеждениями, стал идеологом сталинской диктатуры?

12. Кому из персонажей Горького принадлежат следующие слова?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Я в мир пришел, чтобы не соглашаться...". Ранние романтические произведения М.Горького
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вспоминая период конца 1880 - начала 1890-х гг., Горький писал: "Себя лично я вижу в ту пору фантазером, стихотворцем..." Одним из его первых произведений была романтическая поэма в стихах "Песнь старого дуба". От нее в памяти писателя сохранилась лишь одна строка: "Я в мир пришел, чтобы не соглашаться". Так - бунтарем, фантазером, романтиком - вошел в русскую литературу писатель, которому было суждено стать оной из ключевых фигур XX века.

Прочитав рукопись рассказа "Старуха Изергиль", В.Г.Короленко сказал молодому автору: "Странная какая-то вещь. Это романтизм, а он давно скончался... реалист Вы, а не романтик, реалист!" А когда Горький принес рассказ "Челкаш", Короленко воскликнул: "Я же говорил Вам, что Вы - реалист!" Но подумав и усмехнувшись, он добавил: "Но в то же время - романтик!" В этих словах парадоксально точное определение творческого метода раннего Горького. Беспощадно правдивое изображение действительности, знакомой писателю в самых жестоких ее проявлениях, соседствовало в его творчестве с восторженным романтическим гимном свободе и вольному человеку.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Характеристика фразеологизмов со значением эмоционального переживания
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Эта группа представлена следующими фразеологизмами:

Бросает то в жар, то в холод, душа горит, кровь ударила/бросилась, кинулась в голову, кровь закипела/кипит, мороз по коже прошел, мурашки пробежали/пробегают, дух захватывает, в глазах темнеет/помутилось, не находить/себе/места, сходить с ума;

Волосы на голове шевелятся, волосы становятся дыбом, зуб на зуб не попадает, душа уходит в пятки, кровь стынет в жилах, небо с овчинку кажется, руки и ноги трясутся, поджилки трясутся, язык прилип к гортани, язык не поворачивается;

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Современный русский "женский" детектив. Глазами чешского читателя-филолога
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: В статье, вышедшей в журнале "Русская словесность"1, мы сделали попытку сравнения характера русского и чешского текстов с точки зрения их экспрессивности, привлекая образцы современной русской прозы "высокого стиля"2. Однако не каждому попала в руки повесть "Моя Марусечка" А. Васильевой, не каждый читает "трудных" авторов вроде Личутина. А насколько мне известно, почти все зачитываются современным русским детективом, который переживает настоящий бум, о чем свидетельствуют и число выпускаемых произведений, и их тиражи, и переводы на многие языки мира.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Интонация как сигнал невысказанного
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Важнейшая задача учителя-филолога - помочь ученику стать внимательным, вдумчивым читателем. Последнего отличает умение воспринимать не только то, что высказано автором напрямую, но и то, что скрывается за словами и требует от читателя творческого домысливания. "Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов... Чтение - прежде всего сотворчество", - писала М. Цветаева в статье "Поэт о критике" (1926). В этой статье в качестве средства, указывающего в тексте на сокрытое и приглашающего читателя к "сотворчеству", рассматривается интонация.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Риторические требования к построению речи. Урок в V классе
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Оборудование: заготовки для опорного конспекта (ОК) на доске; плакаты "Формула Цицерона", "5 этапов подготовки речи"; записи на доске; "Словарь русского языка" В. И. Даля; оценочные листы; ОК (уменьшенный вариант на каждого ученика); тексты (по одному на группу); критерии оценки чтения (по одному на группу); конверты с заданиями для конструирования текста.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Письмо по памяти как этап подготовки к изложению
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Школьная программа по русскому языку предусматривает небольшое количество часов на развитие речи. В рамках этих уроков проводятся сочинения, изложения, работа по обучению составления деловых бумаг, писем и др.

Изложение занимает важное место в системе работы по развитию речи учащихся. Оно формирует умение точно передавать прочитанное, способствует развитию навыков сжатого или выборочного изложения услышанного материала. Такой вид письменного упражнения используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словарного, лексического запаса учащихся; для обучения типам речи - повествованию, описанию, рассуждению, стилям - научному, публицистическому, художественному. Для успешного написания изложений важно научить школьников умению слушать, читать, говорить и писать. Письмо по памяти позволяет отработать навыки этих умений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Знаки препинания при причастном обороте. Урок в VII классе
26 февраля 2008
АННОТАЦИЯ: Цели для учителя:

- закрепить пунктуационные навыки по теме;

- продолжить работу по развитию речи учащихся.

Цели для учащихся. В конце темы учащиеся должны знать:

- правила постановки знаков препинания при причастном обороте в предложениях различных конструкций;

- роль причастного оборота в предложении и его функции в речи.

В конце темы учащиеся должны уметь:

- находить причастный оборот в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом;

- употреблять причастный оборот в речи.

Цели и задачи урока (1 - 2 мин)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии