LITERARY.RU → К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. ПОЭТ И ВЕЧНОСТЬ → Версия для печати
публикация №1739316053, версия для печати
К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. ПОЭТ И ВЕЧНОСТЬ
Дата публикации: 12 февраля 2025 |
Конечно, дух бессмертен мой! А.С. Пушкин 28 января 1837 года, тяжело раненный на дуэли с Дантесом, умирал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Происходило это тяжело и мучительно. Доктор Спасский спросил умирающего: не хочет ли он повидать друзей? - Зовите! Жуковский, Виельгорский, Вяземский, Тургенев, Даль, Данзас входили один за другим... Пушкин, прощаясь, пожимал им руки, а они плакали. Вдруг Александр Сергеевич спросил: - А Карамзиных здесь нет? Немедленно послали к Карамзиным. Приехала вдова историка Екатерина Андреевна. - Благословите меня! - попросил ее умирающий. Екатерина Андреевна перекрестила поэта издали, с порога. Пушкин жестом подозвал Карамзину, взял ее руку, положил себе на лоб. Она благословила поэта, умирающий поцеловал ей руку. Карамзина вышла, рыдая. Александр Сергеевич Пушкин прощался с земным миром, исповедовавшись и причастившись, как это делали его деды и прадеды... Еще обучаясь в Царскосельском лицее, юноша задумывался о смысле своего пребывания на земле, о том, что скрыто за таинственными словами "жизнь", "вечность", "время", "душа", "любовь", "Бог". Он юн, он весел, согрет "лучом лицейских ясных дней", но вдруг в шестнадцать лет пишет стихотворение "Моя эпитафия": Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, С любовью, ленностью провел веселый век. Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-Богу, добрый человек. А вот философическая ода "Усы". Забавная, игривая, но как вечный рефрен жизни, в ней слова "Memento mori" - помни о смерти. Поэт напоминал об этом, потому что считал, если ты убиваешь время попусту, то и оно тебя убивает. Адресована ода самовлюбленному гусару, который гордится своей "юной красотой", живет весело и беспечно, холит себя и, как говорится, "в ус не дует". "Мудрец с обритой бородою, качая лысой головою, со вздохом усачу сказал": Гордись, гусар! Но помни вечно, Что все на свете скоротечно - Летят губительны часы, Румяны щеки пожелтеют, И черны кудри поседеют, И старость выбелит усы. Чем старше становится поэт, тем пристальнее всматривается в бездну, именуемую вечностью, в которую, по меткому выражению Владимира Набокова, все мы летим приблизительно "со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час". Пушкин предается глубоким раздумьям, его стихи и поэмы с каждым годом становятся серьезнее, философичнее, более наполнены глубоким провидческим смыслом. Порой кажется, что он видит "сквозь магический кристалл" не только "даль свободного романа", но и то, что простому смертному не дано видеть. В основе этого гениального видения, а точнее ведения, не шалости "одной лишь музы", а твердый фундамент веры. Веры в Бога. Пушкин всю жизнь глубоко вчитывался в текст Святого Писания. Его настольной книгой было Евангелие, поэт хорошо знал Деяния святых апостолов. Будучи православным христианином, он на многие вопросы жизни отвечал цитатами из Библии, только переложенными в стихотворную форму. Где-то глубоко, на интуитивном, подсознательном уровне наш национальный поэт догадывался, что "поэтическая сущность языка - это язык Сущности". Разве не об этом свидетельствует его стихотворение "Ангел"? Дух отрицанья, дух сомненья На духа чистого взирал. И жар невольный умиленья Впервые смутно познавал. "Прости, - он рек, - тебя я видел, И ты недаром мне сиял: Не все я в небе ненавидел, Не все я в мире презирал". Всего несколько строк, а какая философская глубина... Святой Исаак Сирианин на вопрос: "Что такое сердце милующее?" ответил: "Возгорание сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари". Испытывая в стихах жалость даже к "врагу истины", "духу отрицания", Пушкин как бы демонстрирует свою причастность ко всему небесному и земному, свою "все- человечность", о которой так образно сказал на юбилее поэта Ф.М. Достоевский. Лето 1826 года. Пушкин отбывает царскую ссылку в селе Михайловском. "Не выходя из хижины - созерцаю весь мир!" - гласит изречение Лао Цзы. Так можно охарактеризовать и образ жизни поэта в Михайловском. Пушкин в свои двадцать шесть лет созерцает весь мир с высоты поэтического воображения. За два года ссылки поэт написал более семидесяти стихотворений, поэмы "Цыганы" и "Граф Нулин", "Сцену из Фауста", четыре главы романа "Евгений Онегин" и трагедию "Борис Годунов". И все эти произведения заставляют читателя задуматься о жизни и смерти, правде и лжи, истинных и мнимых ценностях бытия. Сквозную тему его новых творческих изысканий можно назвать словами самого поэта "нельзя ради жизни утрачивать смысл жизни". По свидетельству очевидцев, во время ссылки Александр Сергеевич часто посещал Святогорский монастырь (где и был первоначально похоронен), долго беседовал с братией и настоятелем столетним старцем отцом Геннадием, который отпевал поэта после смерти. В этом был своего рода знак судьбы. Однажды Пушкин пришел в церковь до начала службы и взгляд его случайно упал на раскрытые страницы Библии. Поэт прочитал их, и они его буквально потрясли. Ночью, словно озаренный нездешним светом, он вскочил и начал писать первые строки своего знаменитого стихотворения "Пророк": Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, - И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Оказалось, поэту со страниц Библии явился знаменитый ветхозаветный пророк Исайя - проповедник правды и беспощадный обличитель грехов и людских пороков. Кажется, после этого стихотворения Пушкин сам становится на путь пророчества, жертвенного служения народу, Родине. Его поэтический "глагол" прожигает насквозь "жестокие сердца", будит человеческую совесть. Во время ссылки поэт много размышляет о тайнах бытия, внимательно читает Жития святых, искренне восхищается их мужеством в борьбе с земными страстями. О Евангелии Пушкин отзывается так: "Есть книга, коей каждое слово истолковано, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить не единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицею; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся в ее Божественное красноречие". Общеизвестный факт: незадолго до своей трагической гибели Александр Сергеевич признался в беседе с писателем А.С. Хомяковым, что обязательно приучит своих детей читать Библию. По свидетельству поэта П.А. Вяземского, Пушкин был "проникнут красотой многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их". Именно это глубокое знание, духовное видение позволило ему так точно, логично и вдохновенно переложить в стихах дух Господней молитвы "Отче наш": Отец людей, Отец небесный! Да имя вечное Твое Святится нашими сердцами! Твоя да будет воля с нами Как в небесах, так на земле! Насущный хлеб нам ниспошли Твоею щедрою рукою, И как прощаем мы людей, Так нас, ничтожных пред Тобою, Прости, Отец, своих детей, Не ввергни нас во искушение. Вторая молитва, переложенная Пушкиным в стихотворную форму, часто звучит в дни Великого Поста. Это молитва Ефрема Сири-на, жившего в IV веке. Преподобный Ефрем Сирин - один из самых почитаемых святых Православной Церкви. Духовное наследие его обширно, но самое известное сочинение - это краткая молитва. Пушкин, будучи поэтом, сразу почувствовал ее лиризм и глу&ину и переложил ее в стихи. Каждая рифма поэта до предела насыщена смыслом. Поэт так излагает молитву: Владыко дней моих, дух праздности унылой Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, О, Боже, прегрешенья. Да брат мой от меня не примет осужденья. И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Мало кто знает о полемике Александра Сергеевича с митрополитом Московским Филаретом. А между тем она во многом повлияла на взгляды поэта, способствовала пробуждению его "от слепоты духовной". Вполне логично: ведь один великий человек повлиял на другого великого человека. Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1783 - 1867) вошел в историю русской церкви как величайший подвижник. Его любили простые люди, уважали князья и цари. Особое внимание Филарет уделял развитию духовных учебных заведений, благотворительной деятельности, духовно-нравственному просвещению. Впоследствии он был канонизирован Русской Православной Церковью. В качестве ректора Духовной академии Филарет присутствовал на экзаменах в Царскосельском лицее. Позднее между ним и Пушкиным завязалась переписка. Поводом для этого послужил поэтический экспромт, появившийся в печати в день рождения Пушкина - 26 мая 1828 года. Стихотворение начиналось так: Дар напрасный, дар случайный Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Митрополит не мог оставить без внимания такие строки. Тем более что к словам Пушкина внимательно прислушивалась молодежь. И он пишет: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана. Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Стихи тут же стали известны Пушкину, и он ответил знаменитыми "Стансами". Митрополит Грибановский писал по этому поводу: "Наша история не знает другого примера подобного литературного состязания между строгим по своим взглядам и мудрым русским архипастырем и свободолюбивым гениальным поэтом, в котором последний не только не устыдился признать себя побежденным, но и, как смиренный ученик, с благодарностью лобызал руку своего духовного наставника". В конце февраля 1831 года, накануне Великого Поста, состоялось важное событие в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Он наконец обрел ту, которую так долго искал, - Наталью Николаевну Гончарову - "чистейший прелести, чистейший образец". Накануне венчания, 17 февраля, в своей новой квартире на Арбате он собрал близких друзей на мальчишник. Как ни странно, хозяин был так грустен, так мрачен, что гостям было "прямо неловко". Пушкин читал стихи, в которых прощался с молодостью, с тем периодом жизни, который не забудешь и не вернешь... В стихах звучало что-то тревожное, мучительное, смущающее сердце и душу: Но не хочу, о друга, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья; Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. Любовь "блеснула", большая любовь... Но потом последовал выстрел дуэльного пистолета. Это роковое событие случилось спустя шесть лет после женитьбы поэта, однако можно только удивляться гениальной интуиции Пушкина. Не зря говорили древние, что поэты - слуги богов. Они способны не только видеть, но и предвидеть, в том числе собственные судьбы... Незадолго до смерти, в 1835 году, Пушкин последний раз посещает любимое Михайловское. Его мысли, чувства, переживания наполнены светлой грустью... Поэт отмечает, что у корней его старых знакомых "подружек" - сосен через десять лет после его ссылки "теперь младая роща разрослась, зеленая семья". Вот он, феномен времени и одновременно тайный могучий голос самой жизни! Пушкин чутко слышит все его модуляции, полутона и оттенки. И он в восторге обращается к самой природе: Здравствуй, племя Младое, незнакомое! Не я Увижу твой могучий поздний возраст. Но зато увидит внук, который пройдет мимо и "обо мне вспомянет". "И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть, и равнодушная природа красою вечною сиять", - писал поэт. Так все и случилось... Слова - "вечною", "вечное", "вечность" - ключевые для творчества Пушкина. По словам Достоевского, вечность таит в себе вечную загадку, связанную непосредственно с личностью Великого Человека. Вот что писал В.А. Жуковский отцу поэта - Сергею Львовичу Пушкину сразу после кончины сына: "Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видел ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха, после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу, это не было также и выражение поэтическое! Нет! Какая-то глубокая, удивительная мысль в нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: что видишь, друг?" Поистине "поэт" и "вечность" - понятия неразделимые. Опубликовано 12 февраля 2025 года Полная версия публикации №1739316053 → © Literary.RU Главная → К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. ПОЭТ И ВЕЧНОСТЬ При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!![]() ![]() |
|