LITERARY.RU → ОБРАЗ ПОЭТА В ЛИРИКЕ Д. В. ВЕНЕВИТИНОВА → Версия для печати
публикация №1723071830, версия для печати
ОБРАЗ ПОЭТА В ЛИРИКЕ Д. В. ВЕНЕВИТИНОВА
Дата публикации: 08 августа 2024 |
© Т. Г. ДМИТРИЕВА, кандидат филологических наук Поэтическое наследие Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805 - 1827), рано ушедшего из жизни поэта-любомудра, невелико. Но ему принадлежит теоретически сформулированное "требование поэзии мысли и осуждение безыдейной поэзии" [1], т.е. не насыщенной высокими идеями, без которых он не мыслил своей жизни. За несколько дней до смерти он писал своему другу М. П. Погодину: "Надо что-то сделать хорошее, высокое, а жить и не делать ничего - нельзя" [2]. (Курсив здесь и далее наш. - Т. Д. ) В 1826 году Веневитинов в статье "Несколько мыслей в план журнала" ["Московский вестник"] писал: "Истинные поэты всех народов, всех веков были глубокими мыслителями, были философами и, так сказать, венцом просвещения. <...> у нас чувство некоторым образом освобождает от обязанности мыслить и... отвлекает от высокой цели усовершенствования" [3]. Эпитет высокий не раз появляется в лирике Веневитинова при описании облика поэта: "...ясный луч высоких дум невольно светит в ясном взоре" ("Поэт"); "высокий дар речей" ("Утешение"); "плод вы- стр. 3 соких вдохновений" ("К Скарятину"). Лермонтов мог бы сказать не только о Пушкине, но и о Веневитинове: "Высокой мыслью и душой ты рано одарен природой". Идея исключительности личности поэта, его божественной избранности звучит почти в каждом стихотворении Веневитинова, касающемся темы поэта и поэзии: это "сын богов", "пламенный жрец искусства": "Я чувствую, во мне горит Святое пламя вдохновенья". Эти образы перекликаются с пушкинскими: "небес избранник", "божественный посланник", "жрец" ("Поэт и толпа"), "Молчит его святая лира..." Но в повседневной жизни поэт ничем не выделяется из среды обычных людей, - так начинается развитие темы в стихотворении Веневитинова "Поэт": Тебе знаком ли сын богов, Любимец муз и вдохновенья? Узнал ли б меж земных сынов Ты речь его, его движенья? Не вспыльчив он, и строгий ум Не блещет в шумном разговоре... Оно напоминает нам пушкинское: "Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон..." Приход вдохновения меняет состояние веневитиновского творца: Когда ж внезапно что-нибудь Взволнует огненную грудь, - Душа, без страха, без искусства, Готова вылиться в речах И блещет в пламенных очах... Такое же преображение испытывает и пушкинский поэт: Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел... Одинаково характеризуется в этих стихотворениях и восприятие обоими поэтами действительности: "Бежит он, дикий и суровый" - у Пушкина, "Все чуждо, дико для него... С раздумьем на челе суровом. .." - у Веневитинова. Его поэт - это и поэт-пророк, но "не обличитель, а созерцатель и мудрец. Его удел - проникать в тайны мирозданья" [4]: стр. 4 Не много истинных пророков С печатью тайны на челе, С дарами выспренних уроков, С глаголом неба на земле. ("Последние стихи") Б. В. Смиренский обратил внимание на то, что Некрасов в стихотворной повести "Суд" целиком использовал строку Веневитинова "С печатью тайны на челе" [5]. Находясь под влиянием идеалистической философии Ф. Шеллинга, изучение которой ставили своей задачей любомудры, Веневитинов в природе видел бессознательно духовное начало, которое он пытался постичь - "...В ее таинственную грудь, Как в сердце друга, заглянуть" ("Отрывки из "Фауста""). В элегии "Поэт и друг" он пишет: Природа не для всех очей Покров свой тайный подымает: Мы все равно читаем в ней, Но кто, читая, понимает? Язык природы, по мнению Веневитинова, понимал Гете. Так же считал и Е. Баратынский, словно отвечая на вопрос элегии в своем знаменитом стихотворении "На смерть Гете": С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье... Была ему звездная книга ясна И с ним говорила морская волна... Мотив тайного языка природы присутствует и в стихотворении "Я чувствую, во мне горит Святое пламя вдохновенья": Открой глаза на всю природу, - Мне тайный голос отвечал... С мотивом тайны неразрывно связан и мотив молчания, которым наделен поэт-любомудр, погруженный в свои мысли: И тихий гений размышленья Ему поставил от рождения Печать молчанья на уста... Все тайна в нем, все в нем молчит. В душе заботливо хранит Он неразгаданные чувства. ("Поэт") стр. 5 Невольно вспоминается тютчевское "Silentium": Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои... Любуйся ими - и молчи. Лишь жить в самом себе умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум... Веневитиновский поэт так же чувствует себя чуждым в "в шумном разговоре", когда "вкруг его, в чаду утех, бушует ветреная младость, безумный крик, нескромный смех" ("Поэт"). В стихотворении "Моя молитва", обращаясь к своему души невидимому хранителю, он восклицает: Да не сразит меня стрелой Измена мстительного света. Не отдавай души моей На жертву суетным желаньям; Но воспитай спокойно в ней Огонь возвышенных страстей. Уста мои сомкни молчаньем, Все чувства тайной осени... Поэт чувствовал себя одиноким среди холодного петербургского света. В одном из последних писем он признавался другу: "...Тоска замучила меня. Здесь, среди холодного, пустого и бездушного общества, я - один" [6]. В его стихотворениях возникает образ поэта с пламенной душой, волнуемого "огнем возвышенных страстей", но который боится быть непонятым окружающими. Хотя в стихотворении "Утешение" он, в сущности, повторяя крылатый образ А. И. Одоевского ("Из искры возгорится пламя"), говорит о том огромном влиянии, которое оказывает поэтическое слово на родственную душу: "...Уронишь ты его не даром: Оно чужую грудь зажжет, В нее как искра упадет А в ней пробудится пожаром". Подобно Лермонтову, Веневитинов предчувствовал ("души пророчества правдивы") свою раннюю кончину. В стихотворении "Поэт и друг" он признается: Не лгут мне чувства - их язык Я понимать давно привык, И их пророчества мне ясны. Душа сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! (...) стр. 6 Сбылись пророчества поэта. И друг в слезах с началом лета Его могилу посетил... Как знал он жизнь! как мало жил! В двух стихотворениях ("Завещание" и "К моему перстню") он просит, чтобы "с руки холодной не снимали" кольца, подаренного ему З. Волконской, в которую он был безответно влюблен. Друзья выполнили его просьбу, но удивительным образом сбылось и другое его пророчество: Века промчатся, и быть может, Что кто-нибудь мой прах встревожит И в нем тебя отроет вновь... ("К моему перстню") При перенесении праха Веневитинова в 1930 году из Симонова монастыря на Новодевичье кладбище перстень был снят с руки поэта и сейчас хранится в Литературном музее в Москве. Многие поэты написали стихи на смерть Веневитинова. Его реальный облик "наложился на его лирику... Возникла биографическая легенда об идеальном романтическом поэте, аналогичная легенде о Новалисе в кругу иенских романтиков" [7]. В соответствии с шеллингианской эстетикой, Веневитинов считал, что поэзия - это высшая форма познания и примирения противоположностей, а поэт - носитель высшего откровения. А. Н. Архангельский справедливо замечает, что веневитиновское представление о роли художника в мире покоится на "драматизме ощущений и ясности мысли" [8]. Поэт стремился насытить свою поэзию "высокими думами и возвышенными страстями, "весь мир обнять в единый миг". Он хотел, чтобы о нем сказали: "В нем ум и сердце согласились". Современники написали о нем: "Веневитинов обещал в себе ту гармонию красоты и истины, которая одна составляет печать истинной поэзии. Подумаешь, что он списывал с самого себя прекрасный портрет Поэта, им нам завещанный" [9]. Литература 1. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974. С. 58. 2. Веневитинов Д. В. Стихотворения. Проза. М., 1980. С. 400. 3. Там же. С. 131. 4. Вацуро В. Э. Поэзия 1830-х гг. // История русской литературы: В 4 т. Л., 1981. Т. 2. С. 367. 5. Смиренский Б. Дмитрий Веневитинов // Веневитинов Д. В. Стихотворения. Поэмы. Драмы. М., 1976. С. 15. 6. Веневитинов Д. В. Стихотворения... С. 400. 7. Вацуро В. Э. Поэзия... С. 367. 8. Архангельский А. Н. Дмитрий Веневитинов // Русские поэты. Антология: В 4 т. М., 1991. Т. 2. С. 413. 9. Телескоп. 1831. N 7. С. 383. Опубликовано 08 августа 2024 года Полная версия публикации №1723071830 → © Literary.RU Главная → ОБРАЗ ПОЭТА В ЛИРИКЕ Д. В. ВЕНЕВИТИНОВА При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!![]() ![]() |
|