Полная версия публикации №1720358075

LITERARY.RU ОБ ОДНОМ СТИЛИСТИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ А.П. ЧЕХОВА → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Н.С. АВИЛОВА, доктор филологических наук, ОБ ОДНОМ СТИЛИСТИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ А.П. ЧЕХОВА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 07 июля 2024. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1720358075&archive= (дата обращения: 17.09.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1720358075, версия для печати

ОБ ОДНОМ СТИЛИСТИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ А.П. ЧЕХОВА


Дата публикации: 07 июля 2024
Автор: Н.С. АВИЛОВА, доктор филологических наук
Публикатор: Администратор
Источник: (c) http://literary.ru
Номер публикации: №1720358075 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Известно, что А.П. Чехов психологизировал природу, животных. Об этом много писали еще тогда, когда были впервые опубликованы такие его произведения как "Степь", "Каштанка". Писали даже о пантеизме Чехова, об обожествлении им природы.

Действительно, характерной особенностью художественного видения Чехова является очеловечивание животных, а вследствие этого описание их поведения как существ, наделенных психологией, разумом и чувствами человека. Так, у Чехова "лошади подозрительно поглядели на Дениску" ("Степь", гл. I); в писке бекасов "слышались тревога и досада, что их согнали с ручья"; "Грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, (...) равнодушно (...) долбили своими толстыми клювами черствую землю"; "чибисы где-то плакали и жаловались на судьбу..." (Там же. Гл. II); караси и щуки "находят возможным жить в холодной воде..." ("Почта"); "они [овцы] стояли и, опустив головы, о чем-то думали" ("Счастье") и т.д.

стр. 18

Особенно наделяются человеческой психологией в произведениях Чехова собаки: "Большая белая собака (...) вошла в хлев и с любопытством уставилась на Егорушку. Она, по-видимому, думала: залаять или нет?" ("Степь", VII); "... от ворот с выражением исполненного долга бежала назад только что лаявшая рыжая собака" (Там же. Гл. VIII).

Всем известна знаменитая Каштанка, по поводу которой еще современники писали: "... после его [рассказа] чтения, встречая собаку, забываешь, что она собака, а не Ваша мыслящая Каштанка"; в письме другого корреспондента: "Не были ли Вы когда-нибудь, в периоде метампсихоза, Ив(аном) Ив(ановичем), Фед(ором) Тим(офеичем), Теткой..." (Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1985. Т. 6. С. 703). Действительно, именно в Каштанке чувства собаки чрезвычайно очеловечены: "училась она очень охотно и была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом (...) доставляли ей величайшее наслаждение"; "она потеряла к нему всякое уважение"; "...ложилась на матрасик и начинала грустить..." ("Каштанка", гл. 5); "Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними" (Там же. Гл. 7).

В более поздней повести "Белолобый" психологически тонкая организация волчихи как бы противопоставлена наивности и глупости щенка: "Волчиха думала, что (сторож падает) от ветра..."; "подходя к зимовью, она соображала..."; "она вздрагивала от малейшего шума..."; "... была слабого здоровья, мнительная..." и т.п. Щенок же характеризуется такими определениями, как: невежа, простой дворняжка; "на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак"; "выражение всей морды чрезвычайно глупое".

Интересен один прием, применяемый А.П. Чеховым для психологизации животного, героя его произведения. Это употребление 2-го лица единственного числа глагола в обобщенно-личном значении. В прямом значении форма 2-го лица единственного числа показывает, что действие относится к собеседнику. В формах: ты пишешь, ты гуляешь имеется в виду обращение к конкретному лицу - собеседнику. В предложениях типа: что посеешь, то и пожнешь; упустишь огонь - не потушишь и т.п. - 2-е лицо имеет значение обобщенно-личное, не конкретное. Это значение трактуется обычно как отнесение действия к любому лицу, любому субъекту. Более точным является принятое в настоящее время определение обобщенно-личного значения формы 2-го лица единственного числа глагола как соотнесение действия с обобщенно-мыслимым собеседником. В этом определении совершенно справедливо учитывается, что здесь в наличии непременное обращение к собеседнику, но не конкретному, а обобщенному, собеседнику "вообще", однако именно к собеседнику, а не к любому лицу. Это предопределено самой формой 2-го лица.

У Чехова мы находим распространенную форму 2-го лица в обобщенно-личном

стр. 19

значении. Употребительна она в философско-лирических раздумьях о природе, например, в повести "Степь": "... едешь- едешь, и никак не разберешь, где она [степь] начинается и где кончается..." ("Степь", гл. I); "Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха..."; "...взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим..."; "И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску..." (Там же. Гл. IV). Формой 2-го лица достигается вовлечение читателя в сферу повествователя, их доверительное общение.

В средствах психологизации животных обобщенно-личное значение формы 2-го лица единственного числа получает у Чехова особую выразительность; здесь эта форма как бы вовлекает животное в разговор с читателем, делает этого "героя" одним из обобщенно-мыслимых собеседников.

В повести "Каштанка": "Тетка раньше никогда не боялась потемок, но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. (...) Когда думаешь об еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку..."; "Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро" ("Каштанка", гл. 6);

"Тетка (...) мельком оглядела тот мир, в который занесла ее судьба (...) Новый мир был велик и полон яркого света, куда ни взглянешь, всюду, от пола до потолка, видны были одни только лица, лица, лица и больше ничего" (Там же. Гл. 7).

В рассказе "Белолобый": "Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. (...) Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинает сильно щипать".

Используя форму 2-го лица в обобщенно-личном значении, Чехов достигает иллюзии собеседования читателя с героем- животным, обобщает психологическую сферу читателя и животного, наделяя последнее способностью думать и чувствовать как человек.

стр. 20

Опубликовано 07 июля 2024 года





Полная версия публикации №1720358075

© Literary.RU

Главная ОБ ОДНОМ СТИЛИСТИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ А.П. ЧЕХОВА

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки