LITERARY.RU → ТУРЦИЯ КИСТЬЮ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ → Версия для печати
публикация №1712055080, версия для печати
ТУРЦИЯ КИСТЬЮ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Дата публикации: 02 апреля 2024 |
А. А. КОРИЦКИЙ Наш собкор в Турции С. А. КОРИЦКИЙ Пресс-атташе посольства РФ в Турции Российско-турецкие связи в области культуры приобретают все новые формы и становятся сегодня одним из основных направлений сотрудничества двух стран. Свой вклад в укрепление двустороннего культурного диалога вносят и российские художники, являющиеся представителями российской диаспоры в Турции. В Турции хорошо знают и любят русскую школу живописи. Здесь восхищаются работами И. К. Айвазовского. Рассказ о турецком периоде его творчества давно стал неотъемлемой частью экскурсий по историко-культурному музею-заповеднику Долмабахче в Стамбуле1. Город на Босфоре пленил и известного русского миниатюриста XIX в. И. Д. Захарова, сейчас незаслуженно забытого у себя на родине. Директор музея проф. Ильбер Ортайлы, рассказывая о дворце Топкапы*, не преминет напомнить, что именно Захаров открыл в 1849 г. в стенах Топкапы первую в истории Турции русскую художественную выставку. Многочисленные и разнообразные встречи с турками навеяли новые темы и К. П. Брюллову, которые он воплотил в полотнах "Гавань в Константинополе", "Турчанка", "Любовное свидание", "Танец среди мечей". В начале 20-х гг. прошлого столетия турки ближе познакомились с русской школой живописи. Среди белоэмигрантов, расселившихся в Стамбуле, было немало художников, которые достаточно быстро создали свое общество. В 1921 г. они организовали выставку, на которой были представлены их работы. Николай Перов стал главным художником Государственного театра оперы и балета в Анкаре. А портреты и пейзажи Николая Калмыкова - Нури Калмукоглу в турецком гражданстве - и сегодня хорошо известны турецким знатокам живописи2. "ТУРЦИЯ - СТРАНА ИЗ СКАЗКИ" Неудивительно, что вернисажи наших соотечественников, проживающих в Турции сегодня, проходят там с неизменным успехом. Посольство России в Турции, наши генконсульства в Анталье, Стамбуле, Трабзоне и представительство Федерального агентства по делам стран СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) в Анкаре уделяют большое внимание этой важнейшей составляющей российско-турецкого культурного диалога. Художественные выставки наших соотечественников в стенах посольства уже стали хорошей тради- * Дворец Топкапы, центр власти Османской империи XV-XIX вв. Здесь жили и правили в неописуемой роскоши 25 султанов и их придворные. В 1854 г. султан Абдул-Меджид I переехал в новою резиденцию - дворец Долмабахче. В 1923 г., с установлением республики, дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка был объявлен музеем. стр. 63 цией и всегда привлекают внимание местных ценителей искусства. Российские вернисажи посещают представители МИД и парламента Турции, дипкорпуса, турецкой интеллигенции и деловых кругов. Одним из постоянных посетителей выставок является заместитель министра иностранных дел Турции У. Чевикоз. В его личной коллекции уже не одна картина художников из российской диаспоры. В последние годы в Турции смогли о себе громко заявить наши художницы Светлана Инач, Катя Михальская, Александра Кокс, Валерия Асланоглу и другие. Их творческие судьбы складываются по-разному, но в значительной степени их объединяет общий источник вдохновения - Турция. С. Инач живет и творит в Турции с 1993 г. Сначала она работала здесь по специальности - художником-модельером, занималась рекламной и книжной графикой. Однако с 2000 г., когда в Стамбуле с успехом прошла ее первая персональная выставка в Турции, С. Инач профессионально занимается только живописью. С тех пор она провела в Стамбуле, Анкаре, Мугле, Мармарисе 13 выставок своих картин. Является членом Объединенного общества художников и скульпторов Турции. "Архитектура Стамбула и других турецких городов, бурная южная природа - горы, море, апельсиновые рощи, цветущие кактусы и миндальные деревья весной, запах пряностей на восточных базарах, деревенские кофейни под раскидистым чинаром - все это поражает мое воображение, - рассказывает Светлана. - Турция для меня - страна из сказки: луч света падает в тень, на старые замшелые каменные стены, выгоревшую от южного солнца черепицу, стертые от времени половицы. И на пересечении света и тьмы словно возникает временной туннель, по которому можно перенестись почти в любую историческую эпоху". Темы бесконечности времени и уходящих в глубь веков традиций, которые навевают узкие улочки старинных турецких городов, действительно отражены во многих работах российской художницы. МАГИЯ ВОСТОКА Посол России в Турции В. Е. Ивановский так высказался о творческой деятельности Кати Михальской и ее дочери Александры Кокс: "Задачи современного искусства очень разнообразны, но, говоря о творчестве этих художников, хотелось бы обратить внимание на их стремление решить, возможно, одну из важнейших - объединить художников и зрителей разных государств". Начиная с 1996 г., К. Михальская, окончившая с красным дипломом художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина (ныне - Московский педагогический государственный университет) и работающая в очень сложной технике "алла прима" ("акварели по-сырому"), проводит многочисленные аукционы и выставки в Анкаре, Стамбуле, Анталье, Измире, Бурсе, представляя работы мастеров московской школы живописи. "Огромная удача выпала мне как художнику соприкоснуться с одной из древнейших культур и цивилизаций, увидеть абсолютно отличный от нашего цвет неба, иную силу солнечного света. Мне посча- стр. 64 стливилось побывать в разных городах Турции. И каждый из них - словно причудливый элемент роскошного восточного ковра: бирюза моря, белоснежный жаркий камень древних стен, необычайная яркость пряных незнакомых мне цветов, сложный ритм силуэтов мачт кораблей на закате", - делится впечатлениями К. Михальская. Все это нашло отражение в ее акварелях, посвященных этой стране: "Предчувствие весны", "Морская вода и солнце", "Забытые дороги". С Востоком связано многое и в творческой биографии молодой художницы А. Кокс. "Магия Востока - яркого, празднично-солнечного, беспокойного и манящего - всегда привлекала меня", - говорит она. Поэтому не случайно ее дипломная работа на факультете изобразительного искусства и дизайна Московского пединститута была посвящена японской поэзии IX в. "Я люблю путешествовать, но подолгу живу в Турции, - рассказывает Александра. - Восточное яркое солнце, такое непривычное для моих глаз, удивительные турецкие пейзажи, прекрасные турчанки вдохновили меня на создание множества набросков и этюдов, на основе которых впоследствии я написала более 50 композиций. И это только начало". А. Кокс признается, что для нее было очень полезным знакомство с современными турецкими художниками. Общение с ними она ценит очень высоко. Особенно импонирует художнице их тонкое, созвучное ее собственному, отношение к искусству. Интересно, но даже в "парижских" произведениях А. Кокс не обходится без ориентальных мотивов. Многие ее работы написаны на бульваре Барбэс. В этом районе Парижа компактно проживают выходцы с Африканского континента, из стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе из Турции. А потому там вечно царит атмосфера "восточного базара". Среди таких работ А. Кокс - гуашь "В Париже", а также серия картин "Девушка с бульвара Барбэс". ОСМАНСКАЯ ЭПОХА В КАРТИНАХ РОССИЯНКИ Именно Турция помогла раскрыться таланту другой нашей соотечественницы - Валерии Асланоглу. Переехав в 1998 г. на постоянное место жительства в Анталью, она начала интересоваться историей Турции, российско-турецких отношений. Эпоха Османской империи поразила Валерию пышностью, блеском и великолепием. Но самый большой интерес В. Асланоглу привлекла история легендарной Роксоланы. Ей и была посвящена первая картина художницы, выполненная в 2004 г. в виде репродукции известного портрета средневекового художника. "У меня было желание показать роскошь костюмов османской эпохи, - рассказывает В. Асланоглу. - И тогда я решила придать своим работам трехмерность при помощи ткани. Так я стала применять смешанную технику создания картин, с использованием масляных красок, ткани и бижутерии". Сегодня в "послужном" списке художницы - более 30 работ. В. Асланоглу с благодарностью рассказывает об организованной в 2008 г. нашим генконсульством в Анталье выставки российских мастеров живописи, в которой она также принимала участие. Полученное в России образование позволяет ей применять профессиональные навыки и в постановке театрализованных представлений наших соотечественников. * * * Таким образом, сегодня вполне можно говорить о начале третьей волны "экспорта" в Турцию богатейшего опыта русской школы живописи. Примечательно, что турецкие художники, высоко оценивая успех российских коллег в Турции, также стали высказывать пожелания регулярно посещать Россию с вернисажами. Подобные примеры взаимопроникновения двух культур убедительно говорят о том, что слова и действия деятелей искусства России и Турции с каждым годом становятся все весомей в общем процессе укрепления многопланового партнерства и народной дипломатии двух евразийских государств. 1 В XIX в. полотнам И. К. Айвазовского был отведен отдельный зал в Долмабахче. Широко известны такие его "турецкие" работы, как "Троя", "Девичья башня", "Кофейня", "Принцевы острова" и др. 2 Уравелли О. Турецкий берег (русская эмиграция 1920 - 1930-х гг.) // Российские соотечественники в Турции: история и современность. Стамбул, 2008, с. 97 - 98. Опубликовано 02 апреля 2024 года Полная версия публикации №1712055080 → © Literary.RU Главная → ТУРЦИЯ КИСТЬЮ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|