Полная версия публикации №1620897959

LITERARY.RU ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ АЛТАЕ-ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ СВЯЗЕЙ В КУЛЬТУРЕ И ЯЗЫКЕ ЯКУТОВ → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

А. И. Гоголев, ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ АЛТАЕ-ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ СВЯЗЕЙ В КУЛЬТУРЕ И ЯЗЫКЕ ЯКУТОВ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 мая 2021. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1620897959&archive= (дата обращения: 25.10.2021).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1620897959, версия для печати

ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ АЛТАЕ-ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ СВЯЗЕЙ В КУЛЬТУРЕ И ЯЗЫКЕ ЯКУТОВ


Дата публикации: 13 мая 2021
Автор: А. И. Гоголев
Публикатор: Администратор
Источник: (c) http://literary.ru
Номер публикации: №1620897959 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Этногенез каждого народа - процесс длительный и своеобразный. Человечество можно уподобить некоей цепи, состоящей из многочисленных колец, соединенных друг с другом посредством видимых и невидимых уз родства, имеющих антропологический, языковый и культурный характер. Это особенно присуще народам, принадлежащим к шести языковым семьям - афразийской, картвельской, индоевропейской, алтайской и дравидийской, между которыми в глубокой древности существовало близкое родство. Поэтому их объединяют в одну ностратическую общность 1 . Генетическое родство ностратической общности обнаруживается в наличии в ней обширного корпуса родственных морфем. Эта общность включает в себя корни основного словарного фонда в указанных шести языковых семьях и охватывает круг основных элементарных понятий и реалий. В. А. Дыбо и В. А. Терентьев начало дивергенции, некогда существовавшей ностратической общности, связывают с эпохой мезолита в Передней Азии - XII - XI тыс. до н. э. 2 . Исследователь встречается с определенной сложностью, пытаясь определить культурно-историческое пространство распространения праязыковой ностратической общности. Таковым мог стать регион Передней Азии, расположенный где-то на стыке Малой Азии, Закавказья, Двуречья и Леванта.

По данным ностратического словаря, наиболее архаичной является лексика индоевропейских и афразийских языков. Наиболее далеко отошли от ностратического праязыка картвельская и дравидийская семьи языков, а уральские и алтайские языки занимают промежуточное положение. Причем, степень близости алтайских языков к ностратическому словарю существенно выше, чем уральских (в данном случае, возможно, сказывается степень интенсивности поздних контактов между наследниками ностратического праязыка).

По всей вероятности, дивергенция ностратической праязыковой системы завершилась к началу неолита, примерно в VII - VI тыс. до н. эры. Между XII - XI и VII - VI тыс. до н. э. происходил поэтапный разделительный процесс: отход от первоначальной основы индоевропейско- афразийской и уральской диалектной зоны; разделение индоевропейского и дравидийского диалектов, отделение индоевропейского от афразийского и картвельского, праалтайского - от дравидийского и прауральского 3 .

Гоголев Анатолий Игнатьевич - доктор исторических наук, профессор Якутского государственного университета.

стр. 113

История образования и развития алтайской языковой семьи, состоящей из тюркского, монгольского и тунгусо-маньчжурского объединений, усложнена многообразием еще не выявленных взаимосвязей между ее группами. В отношении общности алтайских языков существуют две основные теории - генетическая и типологическая. Но ясно одно - алтайская языковая семья возникла в результате перманентного развития праалтайского диалекта ностратической общности в процессе соединений и распада племен Евразийского Севера и при их непрерывной дифференциации.

В западной части ареала алтайских языков располагались тюрки, далее на восток - монголы, их соседями были тунгусы и маньчжуры. О времени возникновения древнетюркского языка нет единой и общепринятой точки зрения. По мнению Э. Р. Тенишева, нижняя граница возникновения тюркского праязыка определяется началом I тыс. до н. э., верхняя же граница его существования - III век н.э. С III по V вв. из распавшейся основы развиваются отдельные языки-диалекты, которые в дальнейшем прошли большой путь развития, и в период Первого тюркского каганата сложились в вполне зрелые языки.

По языковым, топонимическим и археологическим данным, местом пребывания древнетюркских племен являлись Саяно-Алтайское нагорье, северные и южные районы Западной Монголии. Эти места с рубежа III - II тыс. до н. э. стали заселяться европеоидными племенами. Так, носители афанасьевской культуры, занимавшие в указанное время районы Южной Сибири, имели вероятную связь с племенами древнеямной (Восточная Европа) и кельтемиранской (Средняя Азия) культур. А эти племена принадлежали к представителям индоевропеской языковой семьи. И так продолжалось в XVII - XIII вв. до н. э. Андроновцев сменили карасукцы в XII - VII вв. до н. э., затем тагарцы в VII - II вв. до н. э., языковая принадлежность которых к индоиранской группе не вызывает сомнения у исследователей 4 . Все это говорит о том, что с конца III тыс. до н. э. на территории Монголии сложились два этнокультурных региона с разной культурой и разными антропологическими типами населения: монголоиды на востоке, юге и европеоиды на западе. Последние проживали и на Саяно-Алтайском нагорье.

В скифо-сибирскую эпоху большое место занимает пазырыкская культура (Горный Алтай), которая становится одним из признанных центров ирано-сакской кочевнической культуры в Центральной Азии.

Об ираноязычности европеоидного (отчасти и смешанного) населения, расселенного до конца I тыс. до н. э. на указанной территории, говорят не только топонимический и археологический материалы, но и данные палеоантропологии. Выявлено, в частности, краниологическое родство карасукцев с памиро-ферганским типом европеоидов 5 . Следовательно, древние обитатели Южной Сибири и западных районов Монголии, из которых сформировались древнетюркские племена, являлись родственными соседями индоиранских скотоводов, населявших Восточный Туркестан, Казахстан и Среднюю Азию с конца III тыс. до н. э. и до начала I тысячелетия нашей эры. Из этого следует важное заключение - предки древних тюрков, да и сами ранние тюрки, начиная с энеолита и до рубежа двух эр, жили в окружении древних индоевропейских этносов, конкретнее - индоиранских племен.

Уже в скифское время монголоидное население Горного Алтая, единственное во всей Южной Сибири, смешалось с сако-усуньскими европеоидными племенами, которые фактически и составили собственно пазырыкцев. Возможно, правы исследователи, включающие носителей пазырыкской культуры Горного Алтая (V - III вв. до н. э.) в состав "саков в стреловидных шапках", населявших Северо-Восточный Казахстан и являвшихся, по всей вероятности, частью пратюркских племен.

Памятники пазырыкского типа имеют довольно широкое распространение и охватывают территорию Центральной Азии и Восточного Казахстана. Именно у пазырыкцев и родственных им племен впервые появляются элементы будущей древнетюркской культуры: в погребальном комплексе -

стр. 114

сопроводительное захоронение коней на северной стороне могильной ямы и вертикально вкопанные продолговатые камни со стороны восходящего солнца 6 .

Анализ древнетюркской лексики показал, что большое число хозяйственных, социальных, религиозных терминов заимствовано тюрками из индоевропейских, главным образом иранских языков. Но часть этой лексики, видимо, имеет древнюю ностратическую основу. Кроме того сюжет древне-тюркской легенды, в котором родоначальником, героем или вождем является волк, был преимущественно распространен в мифологии индоевропейских народов - хеттов, иранцев, греков, римлян, германцев 7 . Считается, что это также свидетельствует об индоевропейском влиянии на культуру древнетюркских племен. Все это подтверждает вывод, что этническая история прототюрков отмечена синтезом двух групп населения Центральной Азии и Южной Сибири - индоевропейской (преимущественно ираноязычной, европеоидной) и алтайско- тюркской (монголоидной).

В I тыс. до н. э. этническое преобладание в евразийских степях все более переходило от восточно- иранских кочевников-скотоводов к тюркским племенам. На Алтае и в юго-западных районах Монголии влияние ираноязычного населения на древнетюркские племена отразилось и в их генеалогической легенде: сыновья волчицы, прародительницы тюрок, женятся на женщинах из ираноязычного Турфана (Восточного Туркестана).

Как в целом происходило сложение основ якутского языка и культуры на этом сложном фоне взаимоотношений древнего разноэтнического населения Центральной Азии и Южной Сибири? Зачинатель научного изучения языка саха О. Бетлингк еще в 1851 г. высказал мнение о принадлежности этого языка к древним тюркским наречиям. В дальнейшем это мнение было поддержано В. Л. Котвичем, Н. А. Баскаковым, Е. И. Убрятовой, А. М. Щербаком и др. 8 . С. Е. Малов относил якутский язык по его конструкции к дописьменным языкам, сложившимся до VII века. В нем он находил "больше древних языковых фактов, чем в других тюркских языках (фактов полуторатысячелетней давности). Именно поэтому его следует считать одним из древних тюркских языков" 9 .

Следовательно, древняя платформа якутского языка со стандартной древнетюркской основой, возможно, с признаком в середине слова и с индоевропейским (индоиранским) субстратом, отделилась от остальных тюркских языков примерно до VI в. и прошла свой длительный, самостоятельный путь развития 10 . Именно в силу этого в индоевропейской лексике, обнаруживаемой в якутском языке, преобладают индоарийские основы. В первой половине II тыс. до н. э. арийская языковая общность разделилась на протоиранскую и протоиндоарийскую ветви. А в первой половине I тыс. до н. э. дальнейшая дифференциация этого процесса привела к обособлению северо-иранской (скифо-сарматской) группы от южноиранской 11 . Еще до XIII в. до н. э. индоарийские племена отошли из степей Казахстана и Южной Сибири на юг (носители андроновской археологической культуры). Поэтому следует предположить, что в формативном этапе этногенеза саха приняли участие этногруппы индоиранского происхождения из Горного Алтая, брахикранные европеоиды с широким и несколько уплощенным лицом, с средневыступающим носом. По топонимическим данным, язык саков северо-восточного Алтая был весьма архаичным 12 . В силу своей архаичности северо-иранский язык сохранял реликты общеарийской общности. Учитывая факт близости сакского языка к языку авестийских иранцев, важно подчеркнуть его близость и к языку ведических ариев. Возможно поэтому в якутском языке и культуре сохранились некоторые субстратные элементы, возникшие, по всей видимости, еще в эпоху общеарийской общности. В связи с этим уместно привести мнение Бетлингка о том, что "ослабление основы, аналогично санскритскому, в высшей степени излюблено в якутском языке" 13 .

Якутские слова индоарийского происхождения Е. С. Сидоров почти целиком относит к архаической лексике эпоса и ритуальных песен. Интересно, что санскритские (индийские) параллели преимущественно исходят

стр. 115

из древнего ведического источника, восходящего к древнейшему индоевропейскому праязыку. Таких параллелей в якутском языке - более двухсот основ и корней 14 . Напомним, что "Веды" - памятник древнеиндийской литературы конца II - начала I тыс. до н. э. и состоит из сборников гимнов и жертвенных формул.

Приведем некоторые языковые параллели: санск. sik - брызгать = як. сиик - роса, сырость; smil - моргать, мерцать = сим, симириннээ - моргать; tosa - удовлетворение = myha - польза; akaoi - немудрый, ака-ары - глупый; auas - неутомимый; ajaas - резвый, необъезженный; is - сок, напиток, ис - пить, пей; yd - вода, волна, уу - вода; ostha - губа, уос - губы; kathin - твердый, крепкий, хатан - крепкий, закаленный; канн - быть довольным, хан - быть довольным; jana - человек, род, народ, дьон - люди, народ; vie - община, род, биис - племя; dhenu - корова, muнэhэ - трехтравая корова, теленок и др. Следует еще раз подчеркнуть преобладание в них религиозных терминов. В этом плане хорошей иллюстрацией служат, в частности, термины аар и кэрэх. Так, например, Аар тойон - высшее божество, творец и верховный правитель мира, зиждитель жизни на земле, орошающий землю, виновник обилия корма 15 . Помимо тюркских параллелей имеются и индоиранские соответствия к аар. По Э. Бенвинисту, аар, арт в индоевропейских языках означает "порядок", которому подчинены как устройство мира, движения светил, смена времен года и течение лет, так и отношения между богами и людьми 16 . Все, что касается человека или мира, находится во власти "порядка", то есть религиозной, нравственной основы общества, Вселенной. Без этого произошел бы возврат к первозданному хаосу. Начальная семантика якутского аар, также, как и в древнеиндоевропеиских языках, исходит из понятия "первоначальный порядок", тот порядок, который образовался в результате распада мифологического первоначального хаоса. Поэтому Аар тойон в якутском пантеоне занимает главное место. Это видно также из того, что в I тыс. до н. э. у восточно-иранских номадов (скифов-саков) ар в форме ард уже обозначал понятие "божество". К этому же времени у ведических ариев термин арт понимался как имя божества высшей упорядочивающей силы.

Иранское кэрэх, хэрэх. карахт - потерявший чувственность, окоченевший (то есть умерший). Отсюда др. тюркск. кэргэк болты, "скончался". Якутское кэрэх - жертвоприношение скотины или чучела жертвенной скотины, лошади. По мнению В. Е. Васильева, Якутск, кэрэх первоначально обозначал "мертвый", но позднее его значение расширилось.

Эти материалы получили подтверждение в исследовании иммуногенетика В. В. Фефеловой. Она обнаружила в крови "коренных, чистых якутов" два типа антигенов, встречаемых в европеоидных популяциях. Из современных европеоидов эти антигены встречаются только у индийцев (в частности, у хинди, основного этноса республики Индия). "Можно предположить, - пишет Фефелова, - наличие общих предков у якутов и хинди. Учитывая "европеоидность" гаплотипа HLA-AI, В 17, речь должна идти о европеоидах. Причем они должны быть пришельцами в Индию из северных регионов. Мы полагаем, что это были арии. Таким образом, древний европеоидный пласт принимал участие в этногенезе якутов, но в настоящее время скрыт более поздним монголоидным наслоением" 17 . В этой связи отметим, что формирование современного облика якутов происходит в основном не ранее середины II тыс. н. э. на основе смешения пришлых и автохтонных групп. Причем, становление аборигенной среды, связанной в дальнейшем с этногенезом саха, возможно, датируется финальным этапом неолита Якутии, рубежом III - II тыс. до н. э. Она представлена дирингюряхским типом человека 18 . Он в дальнейшем, по всей видимости, и составил ту часть якутов, которая стала, по выражению В. А. Шереметьевой, "палеоазиатами в центральноазиатских масках" 19 .

В южном антропологическом пласте якутов возможно выделение двух типов - мощного центральноазиатского, представленного прибайкальской тюркской средой, испытавшей влияние монголоязычных племен, и южноси-

стр. 116

бирского "кыпчакизированного" метисного типа с древним европеоидным генофондом. В ходе этногенеза эти два типа слились в один тип, образовав южный костяк современных якутов. По наблюдениям дореволюционных исследователей (Р. К. Маака, А. Ф. Миддендорфа, В. Л. Серошевскогоидр.), туранский (метисный) тип якутов составляли люди преимущественно высокие, с продолговатым овальным лицом, с прямым с горбинкой носом, открытыми широкими глазами, тип, который прослеживался до середины XIX в. среди князцов и богатой прослойки населения. Миддендорф, в частности, сравнивал их с американскими индейцами 20 . "Тюркский тип, - отметил весьма компетентный этнограф Серошевский, - обнимает по преимуществу родовых тойонов" 21 . H. К. Антонов, много лет работающий в области исторической лексики, отмечает, "что в обществе древних якутов... господствующую прослойку населения составляли тюркоязычные племена, а бедная, трудящаяся, подчиненная сторона была преимущественно монголоязычной" 22 .

Таким образом, современные якуты представляют собой результат синтеза очень сложных процессов этнообразования, в которых участвовали древние, средневековые индоевропейские и алтайские культурно-языковые субстраты. Более упрощенно, в схематичной форме они выглядят следующим образом: ностратическая общность (XII - VII тыс. до н. э.) - алтайский праязык (V - II тыс. до н. э.) - влияние на него общеарийской языковой общности (III тыс. - первая половина II тыс. до н. э.) - древнетюркский праязык (I тыс. до н. э. - III в. н. э) - его взаимосвязь с обособленной североиранской (скифо-сакосарматской) группой (I тыс. - становление древнетюркской основы якутского языка с сохранением переднего анлаутного Сие древним контактом с праиндоарийским языком, восходящим ко II тыс. до н. э. (до V - VI вв. н. э.) - прибайкальский огузский язык праякутов курыкан (VI - X вв.) - средневековое тюркское кыпчакское наслоение на огузскую основу праякутского языка (X - XIV вв.) - влияние монгольских языков (VI - X и XI - XV вв.) - оформление якутского языка при незначительном влиянии тунгусского (XIV - XVI вв.).

Примечания

1. См. Вопросы истории, 1995, N 3, с. 79 и дал.; ДОЛГОПОЛЬСКИЙ А. Б. Гипотеза древнейшего родства языковых семей Северной Евразии с вероятной точки зрения. - Вопросы языкознания. 1964, N 2; ДЫБО В. А., ТЕРЕНТЬЕВ В. А. Ностратическая макросемья и проблема ее временной локализации. - Лингвистические реконструкции и древнейшая история Востока. Ч. 5. Проблемы изучения ностратической макросемьи языков: Тезисы и докл. конф. М. 1984; ИЛЛИЧ-СВИТЫЧ В. М. Опыт сравнения ностратических языков. Сравнительный словарь. М. 1971 (М. 1984).

2. ДЫБО В. А., ТЕРЕНТЬЕВ В. А. УК. соч., с. 15.

3. ПОЗДНЯКОВ К. И. К проблеме генетической классификации ностратических языков. - Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Ч. 5. Проблемы изучения ностратической макросемьи языков, с. 28.

4. КУЗЬМИНА E. E. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических данных.- Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М. 1984, с. 112 - 117; КИСЕЛЕВ С. В. Древняя история Южной Сибири. М. 1951, с. 114 - 116.

5. АЛЕКСЕЕВ В. П., ГОХМ АН И. И, ТУМЭН Д. Краткий очерк палеоантропологии Центральной Азии. - Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск. 1987, с. 232.

6. САВИНОВ Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л. 1984, с. 13; НОВ- ГОРОДОВА Э. А. Ранний этап этногенеза народов Монголии (конец III - I тыс. до н. э.). - Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М. 1981, с. 209.

7. ЕРЕМЕЕВ Д. Е. "Тюрк" - этноним иранского происхождения? - Советская этнография, 1990, N 3.

8. КОТВИЧ В. Л. Исследование по алтайским языкам. М. 1962, с. 346; БАСКАКОВ Н. А. Тюркские языки. М. 1960, с. 53; ЩЕРБАК А. М. Грамматический очерк языка тюркских текстов X - XIII вв. из Восточного Туркестана. М. 1962, с. 11 и др.

9. МАЛОВ С. Е. Якутский язык и его отношение к другим тюркским языкам. - Вестник АН СССР, 1941, N 6, с. 63 - 64.

стр. 117

10. СИДОРОВ Е. С. Санскритско-якутские параллели. Якутск. 1992, с. 23 и др.

11. АБАЕВ В. И. Скифо-европейские изоголоссы на стыке Востока и Запада. М. 1965, с. 121.

12. МАЛОЛЕТКО A.M. Топонимистические свидетельства пребывания саков на Алтае. - Проблемы археологии степной Евразии: Тезисы докл. Ч. II. Кемерово. 1987, с. 53.

13. БЕТЛИНГК О. Н. О языке якутов. Новосибирск. 1969, с. 35.

14. СИДОРОВ Е. С. Санскритско-якутские лексические параллели, с. 4 - 21.

15. ПЕКАРСКИЙ Э. К. Словарь якутского языка, стб. 126.

16. БЕНВЕНИСТ Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М. 1995, с. 299.

17. ФЕФЕЛОВА В. А., ВЫСОЦКАЯ Г. С. Изучение распространения антигенов системы HLA у коренных народностей Сибири как основа для анализа этногенеза популяций. Препринт ВЦСОАНСССР. Красноярск. 1987, N 12, с. 9 - 11.

18. ГОХМАН И. И., ТОМТОСОВА Л. Ф. Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юрях и Родинка. - Археологические исследования в Якутии. Новосибирск. 1992, с. 112.

19. ШЕРЕМЕТЬЕВА В. А., ГОРШКОВ В. А., МЕДНИКОВ Б. И. Молекулярная история Камчатки.- Природа, 1983, N 11, с. 28 - 32.

20. МИДДЕНДОРФ А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. П. СПб. 1878, с. 765.

21. СЕРОШЕВСКИЙ В. Л. Якуты. СПб. 1896, с. 244.

22. АНТОНОВ Н. К. Историческая лексика якутского языка. Якутск. 1971, с. 121.

Опубликовано 13 мая 2021 года





Полная версия публикации №1620897959

© Literary.RU

Главная ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ АЛТАЕ-ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ СВЯЗЕЙ В КУЛЬТУРЕ И ЯЗЫКЕ ЯКУТОВ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки