Полная версия публикации №1546254022

LITERARY.RU Домашние задания в младших классах могут даже навредить детскому здоровью (мнение) → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Иванна Коберник, Домашние задания в младших классах могут даже навредить детскому здоровью (мнение) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 31 декабря 2018. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1546254022&archive= (дата обращения: 22.03.2019).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1546254022, версия для печати

Домашние задания в младших классах могут даже навредить детскому здоровью (мнение)


Дата публикации: 31 декабря 2018
Автор: Иванна Коберник
Публикатор: Администратор
Источник: (c) http://literary.ru
Номер публикации: №1546254022 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Редакция портала "О литературе" Literary.ru поговорила с Лучшим педагогом Москвы - 2018 Еленой Александровной Малышевой - о вопросах института домашних заданий в современной школе.

- Зачем в школе домашние задания?

- Одна из функций школы - научить ребенка учиться. Соответственно, необходимо научить ребенка учиться самостоятельно, а не только в условиях школы, когда есть формирующая среда.

Именно эту цель должны выполнять домашние задания - учить ребенка самостоятельно искать, отбирать, анализировать, использовать информацию и как результат - уметь применять полученные знания и навыки. К тому же существуют онлайн проекты помощи школьникам, где агрегированы ответы на популярнейшие учебники по русскому языку, литературе, математике и другим предметам. Так, сайт с готовыми домашними заданиями для школьников gdz.life предоставляет бесплатный доступ к ответам для учебников по 30 школьным дисциплинам. Так что, можно сказать, школьник защищены от "беспредела" учителей, которые перезагружают их домашними ненужными заданиями, лишая наших детей свободного времени.

- Какие полезные или положительные идеи с вашей точки зрения, заложенные в такой образовательный инструмент, как домашние задания?

- Современные технологии и методики обучения дают немало новых возможностей, которые без домашней работы не срабатывают: например, смешанное обучение или "перевернутый класс" - когда дети должны работать с теорией дома, а на уроке отрабатывать практические задачи.

Возможность овладеть частью материала дома учит ребенка самостоятельно управлять своим временем, выбирать место и способ обучения, выстраивать собственный темп работы - согласитесь, полезные навыки во взрослой жизни.

Остальную часть материала ученик или ученица изучает с учителем, учится работе в группе. Такой тип работы требует дополнительных знаний и умений от учителя, но благодаря смешанном обучению дети получают возможность более целостно усваивать материал.

- Видите ли вы какие-то негативы применении такого образовательного инструмента, как домашние задания?

- К сожалению применение домашних заданий не всегда достигает вышеупомянутой цели.

Большинство учителей дадут вам ответ "потому, что программа очень сложная, все в школе успеть невозможно" или "потому, что так было всегда".

О перегруженности программы, особенно в старших классах, - я согласен. Но не согласна, что это основание перекладывать ответственность за усвоение материала на детей.

Ну, а ответ "так было всегда" меня несказанно расстраивает. Свидетельствуя о том, что учитель не хочет развиваться и осваивать современные методики, которые значительно упрощают и его жизнь, и делают более интересным обучения для учащихся.

Вообще инструмент сам по себе (в нашем случае домашние задания) не может быть негативом. Негативными могут быть способы его применения.

Если учитель просто перекладывает свою работу на учеников и родителей, говорит "прочитайте учебник", а на следующем уроке устраивает проверку - то он некачественно выполняет свою работу. И по моему мнению, родители не должны об этом молчать.

Также негативным считаю перегрузки детей домашними заданиями в школе, особенно бессмысленными являются однотипные и бесполезные задачи в многочисленных рабочих тетрадях.

Ну, а домашние задания в первом классе вообще можно отнести к сознательному вреду детскому здоровью.

- Можно ли обойтись без домашних заданий вообще?

- Как я ответила выше, можно полностью обойтись без домашних заданий в первом-втором классе.

В третьем-четвертом уместно вводить умеренные задачи на самостоятельную работу дома. Но они должны быть такими, чтобы ребенок мог выполнять их самостоятельно, без помощи родителей.

В старших классах домашние задания могут быть частью учебного процесса, если они разумно распределены.

Учителям стоит перестать думать, что их предмет самый важный, они должны обсуждать с коллегами объем домашних заданий, заботясь в том числе о свободном времени школьника, который обязательно должен быть.

- Знаете ли вы, какое отношение к домашним заданиям в образовательных системах других стран?

Есть ли там примеры успешного применения или неприменения в школе домашних заданий?

- Как пишет в своей книге "Умники" Аманда Рипли, которая исследовала образовательные системы США, Финляндии, Польши и Южной Кореи, у стран, а также в отдельных школах, может быть разный путь к высокому уровню знаний своих учеников.

Однако, все страны с высокими результатами школьных достижений объединяет одно: наличие разумной требовательности к детям.

Домашние задания сами по себе не являются ни самостоятельной причиной успеха, ни достаточным аргументом для объяснения неудач.

- Как будет решаться этот вопрос в новой российской школе будущего?

- Новый закон "Об образовании" предусматривает педагогическую автономию учителя.

Также он предусматривает перечень ключевых компетенций и сквозных умений, которыми должен обладать ученик на момент окончания школы.

Среди компетенций в контексте вашего вопроса я бы выделила умение учиться на протяжении жизни, а среди сквозных умений - умение выражать свое мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения.

Закон уже запустил процесс обновления стандартов обучения и программ, чтобы они стали менее перегруженными второстепенной теоретической информацией и больше уделяли внимания развитию компетенций и сквозных умений.

Конечно, это должно изменить и философию домашних заданий для учащихся.

Опубликовано 31 декабря 2018 года


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): домашние задания, современная школа, школьные домашние задания





Полная версия публикации №1546254022

© Literary.RU

Главная Домашние задания в младших классах могут даже навредить детскому здоровью (мнение)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки