LITERARY.RU → Флористика в романах Ф. М. Достоевского → Версия для печати
публикация №1207223599, версия для печати
Флористика в романах Ф. М. Достоевского
Дата публикации: 03 апреля 2008 |
Для Ф. М. Достоевского, как и для многих его современников, гармония общественного бытия заключалась не только в братском союзе людей, но и в единении человека и природы. Героиня романа "Бедные люди" Варенька сохранила самые светлые воспоминания о жизни в провинциальном имении, где она вволю гуляла "по полям, по рощам, по саду". Сама фамилия ее - Доброселова - напоминает об этой счастливой поре. Петербург же, чиновничий холодный город, оказывается неизменно враждебным героям Достоевского. Даже погода угнетает здесь человека то дождями и промозглыми туманами, то летней духотой и пылью. Исключением являются сцены, когда герои оказываются на Невских островах. Варенька с восторгом благодарит Макара Девушкина, устроившего для нее прогулку на острова: "Как там свежо, хорошо, какая там зелень!" Умилило ее и то, как доволен был Девушкин, что сумел ее порадовать: "Кусточек, аллея, полоса воды - уж вы тут так и стоите передо мной, охорашиваясь, и все в глаза мне заглядываете, точно вы мне свои владения показываете". Но в том-то и дело, что Невские острова были дачным местом высшей аристократии; их чудесные парки и роскошные дворцы, прятавшиеся в зелени, являлись владениями царской фамилии и придворной знати. Прекрасные ландшафты островов не шли ни в какое сравнение со скромными сельскими пейзажами, запомнившимися Вареньке. Но горькое осознание того, что этот рай на земле создан лишь для избранных и никогда таким, как Макар и Варенька, не жить в нем, вызывает неудержимые слезы героини. Она оправдывается: "...Я как-то настроена была вчера принимать все впечатления тяжело и мучительно, так что сердце переполнялось и душа просила слез". В романе "Преступление и наказание" Раскольников случайно забрел на острова и забылся в минутном очаровании: "Иногда он останавливался перед какою-нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и на террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел". С ним происходит то же, что и с Варенькой: "скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие". Но если Варенька может лишь безутешно рыдать, то Раскольникова подобные впечатления укрепляют в мысли, что необходимо изменение всей социально-политической структуры общества, а для этого нужна энергия сильной, необыкновенной личности. стр. 20 -------------------------------------------------------------------------------- Героя Достоевского не случайно так привлекли цветы, писатель и сам их любил. А. Б. Врангель вспоминал, как в Семипалатинске он жил вместе со ссыльным Достоевским, и они с увлечением разводили цветы: "Цветниками нашими мы с Федором Михайловичем занимались ретиво и вскоре привели их в блестящий вид"1. Но если Достоевский точен и скрупулезен при упоминании в романах улиц, мостов, площадей, при описании интерьеров, то конкретизация названий растений встречается сравнительно редко. Чаще в общих чертах говорится о "зелени", "кустах", "цветах" и т.д. Например, в романе "Идиот" читаем: "Дача Епанчиных была роскошная, во вкусе швейцарской хижины, изящно убранная со всех сторон цветами и листьями". Когда же встречаются точные определения растений, то это, видимо, далеко не случайно и несет какую-то значительную смысловую нагрузку. Так, герань или бальзамины на окнах являлись общераспространенной характеристикой быта мещан и городской бедноты. В "Преступлении и наказании" у старухи-процентщицы комната "с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах". В "Братьях Карамазовых" у Смердякова, квартировавшего у соседки-мещанки, в комнате "на двух маленьких окошках помещалось на каждом по горшку с геранями". Бальзамины Девушкин видит в доме ростовщика, у которого пытался занять денег. И Вареньке он дарит горшочки с бальзамином и геранью. Вслед за этим последует новый дар: "Вам розанчиков намедни захотелось, маточка, так вот я вам теперь их посылаю". Последовательность преподнесенных в дар Вареньке цветов - от бальзамина и герани к розам - позволяет предположить, что в данном случае автор воспользовался зашифрованным с помощью растений языком свойств и эмоций, который был популярен в культуре и литературе XIX века. Например, в том варианте "алфавита Флоры", который переписала в свой альбом А. А. Оленина, бальзамин означал - "добродетель", а герань - "уважение"2. Роза же являлась общепризнанной эмблемой любви. Конечно же сам Макар, маленький чиновник, был неискушен в салонном "языке цветов". Но автор рассчитывал на осведомленность читателя, исподволь "цветочным шифром" намекая ему на то, о чем еще не осмеливался высказаться в своих письмах герой. Макар старался уверить Вареньку, что заботится о ней, ценя и уважая ее добродетели, а сердце его было исполнено самой нежной, самоотверженной любовью. Недаром и цвет выбранной им герани ("пунцовая") соответствовал представлениям о горячих чувствах, Символика же розы была настолько всем известна, что, может быть, эти цветы Макар посылал с особенным удовольствием (хотя для этого ему пришлось пожертвовать последними сбережениями), чтобы иметь возможность безмолвно выразить всю глубину своей привязанности. Но роза (как и вообще образ цветка) соотносилась также с представлениями о недолгой, скоропреходящей красоте, о ее хрупкости и незащищенности. В поэтике Достоевского этот цветочный символ, связанный с женскими или детскими образами, приобретает трагическую окраску, неизменно сопровождая рассказы о загубленных чистых душах. Венок из роз - на голове девочки-самоубийцы из сна Свидригайлова в "Преступлении и наказании"; в "Братьях Карамазовых" хоронят Илюшу Снегирева, вложив в его руки белые розы (белый цвет символизировал чистоту и невинность); в "Униженных и оскорбленных" умирающей Нелли старик Ихменев принес "букет прелестнейших роз, белых и красных". Красный цвет должен был выражать горячую любовь к ней окружающих. Но в то же время, по наблюдениям С. М. Соловьева, в художественной системе Достоевского красный цвет (цвет крови) порой "становится цветом болезни, страдания, горя"3. Это характеризует состояние самой Нелли в последние дни ее короткой и горькой жизни. Цветы, которыми ее окружают, уже не столько поднимают ей настроение, сколько приводят в горячечное, болезненное волнение. Она вспоминает, как Генрих, любивший ее мать, когда та тяжело заболела, пытался порадовать ее, украсив комнату стр. 21 -------------------------------------------------------------------------------- цветами и зеленью: "И розаны были, такие славные розаны..." Еще ей запомнился плющ. У Олениной записано, что плющ означает "взаимную нежность"4. Но сердечная привязанность Генриха к матери Нелли не смогла уберечь их обоих от жестоких ударов судьбы, точно так же, как заботы Ихменевых о Нелли не способны уже продлить ее жизнь. Лейтмотивом в творчестве Достоевского стал восходящий к фольклорным традициям образ увядающего цветка, соотнесенный с представлениями о поруганной красоте, о сломанной человеческой судьбе. В "Бедных людях" Варенька признается, что воспоминания о любви к студенту Покровскому поддерживают ее в трудные минуты, "как капли росы в влажный вечер, после жаркого дня свежат и живят бедный чахлый цветок, сгоревший от зноя дневного". Судя по контексту романа, и сама Варенька, видимо, больная чахоткой, на пороге гибели. Может быть поэтому, пообещав Макару написать из имения, куда ее увозит Быков, она так и не прислала больше писем. На ее короткую жизнь намекает и связанный с ней в романе образ розы. В "Подростке" Версилов приносит Софье зимой "дорогой букет свежих цветов" и признается: "Мне раза три дорогой хотелось бросить его на снег и растоптать ногой. <....> А хотелось потому, что слишком красив. Что красивее цветка на свете из предметов ? Я его несу, а тут снег и мороз. Наш мороз и цветы.., какая противоположность! " Точно так же он и любит Софью, и не может не мучать ее. В "Братьях Карамазовых" в рассказе о переживаниях Снегирева, хоронившего сына, есть сходный эпизод: "Упал один цветок на снег, и он так и бросился подымать его, как будто от потери этого цветка бог знает что зависело". Возникает ассоциация; цветок на снегу - и чистая детская душа, погубленная холодом жестокого мира. В связи с этим вспоминаются образы-параллели популярной в то время народной песни: Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали, Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем бы я не тужила...5 В поэтике Достоевского цветы могут стать и косвенной характеристикой индивидуальных особенностей героев. В "Униженных и оскорбленных" больная Нелли любит, когда ее выводят в небольшой весенний садик с "только что распустившейся сиренью". А когда Маслобоев подарил ей букет сирени, "она очень обрадовалась и с наслаждением поглядывала на цветы, которые поставили перед ней в стакане". Согласно "языку цветов", сирень была символом первых, пробуждающихся любовных влечений и одновременно намекала на неразделенную любовь, обреченную на трагическую развязку6. Такова в романе суть отношений Нелли к Ивану Петровичу. Но есть у Достоевского и неожиданные сближения. Нелли сознается, что ей особенно нравятся нарциссы: "...Я их больше всех цветов люблю". В романе "Преступление и наказание" Свидригайлову во сне пригрезился коттедж в парке, утопающий в цветах: "он особенно заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом. Ему даже отойти от них не хотелось". В самом портрете Свидригайлова есть нечто "нарцистическое": красивое "белое" лицо "с светло-белокурою бородою и с довольно еще густыми белокурыми волосами". Традиционными вариантами семантики нарцисса были самолюбие и гордость. Эти качества свойственны ожесточившемуся сердечку Нелли; у Свидригайлова же они перерастают в крайнюю, почти сатанинскую гордыню и жажду самоутверждения. В романе "Идиот" букет красных камелий, историю которых рассказывает Тоцкий, не только вызывает воспоминания о романе А. Дюма-сына "Дама с камелиями", но и характеризует развращенность и сладострастие самого Тоцкого, а также двусмысленность поведения той женщины, которой предназначались камелии. Редкостные цветы - повторяющаяся в романах Достоевского черта быта, отличающая высшие слои. В "Идиоте" Лебедев, стараясь сделать свою дачу привлекательной для состоятельных жиль- стр. 22 -------------------------------------------------------------------------------- цов, ставит на террасе в кадках "несколько померанцевых, лимонных и жасминных деревьев". Но в то же время все эти растения оказываются связанными с любовной тематикой. Жасмин крупноцветковый (садовый) означал чувственность или страстное влечение, цветы лимона или померанца составляли непременный атрибут свадебного убора невесты. Это могло характеризовать для читателя и обстановку в семействе самого Лебедева, у которого три дочери, и одна из них - уже на выданье. В то же время вокруг уютной террасы кипят страсти любви и ревности: здесь Аглая с вызовом читает пушкинскую балладу о "рыцаре бедном", вставив в нее инициалы Настасьи Филипповны; возле террасы Настасья Филипповна, остановив коляску, устраивает скандальную сцену Евгению Павловичу Радомскому и т.д. Комнатный же вид жасмина, в отличие от своего садового собрата, символизировал чистосердечие. Это уже относилось к князю Мышкину, поселившемуся у Лебедева. Однако именно то, что князь в силу наивного простодушия запутался в своих брачных намерениях (о чем напоминают связанные с матримониальной тематикой цветы лимона и померанца), и вызывает нагнетание конфликтов вокруг дачной террасы. Рисуя облик провинциальной усадьбы, Достоевский упоминает о липах, ставших традиционным элементом парковой культуры XIX века. Даже в крошечном имении Даровое, где Достоевский провел свое детство, была у дома липовая аллея, дошедшая до наших дней. В "Подростке" Аркадий смутно вспоминает свою детскую жизнь в деревне: "Помню еще около дома огромные деревья, липы, кажется, потом еще иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами...". Аналогичны воспоминания Тришатова: "Мы сидели <...> на террасе, под нашими старыми липами..." В "Братьях Карамазовых" Дмитрий, опасаясь, что Грушенька соблазнится посулами его отца, наблюдает за карамазовским домом из соседнего сада, прячась в беседке "среди густо стоявших лип и старых кустов смородины и бузины, калины и сирени". Это не просто типичное изображение провинциального запущенного сада. В народных песнях любовная тема часто сопровождается рассказом о саде, в котором молодец или девица гуляют и ждут своих суженых. Как правило, этот "любовный" сад идеализирован, украшен цветами и зреющими ягодами; с помощью подобных образов раскрывается символика развития взаимоотношений героев, ведущих от первых признаний к сватовству и свадьбе. В одной из таких песен, например, описываются "сады-то виноградные, / Что со калиной, со малиной, / Сладкой ягодой смородиной"7. У Достоевского же подбор растений вносит тревожные ноты. Сирень, как уже говорилось, хоть и входила в свод растений, связанных с любовными переживаниями, но не сулила счастья и предрекала разлуку. Но особенно значимыми были два растения, настойчиво упоминаемые писателем и в другой сцене. Мучимый ревностью и подозрениями, Дмитрий подкрадывается в темноте к дому и смотрит, что происходит за окнами отцовской комнаты из-за "больших, высоких, густых кустов бузины и калины". В энциклопедии "Мифы народов мира" говорится: "Бузина в мифоэпических представлениях разных народов принадлежит к числу, как правило, сомнительных растений, связанных с несчастьем, смертью, злыми духами..."8. На Руси верили, что бузина - колдовское дерево, способное навевать дурные сны и внушать темные мысли. Бузина словно одурманивает Дмитрия, поверившего в продажность Грушеньки и готового убить отца. Свет, падающий из окон, озаряет перед ним ближайший куст: "Калина, ягоды какие красные! - прошептал он". Ягоды калины в романе ассоциируются с каплями крови, которая дважды прольется в этот вечер; Дмитрий ударит настигшего его в саду слугу Григория, а Смердяков убьет Федора Павловича Карамазова. В то же время калина намекает и на первопричину всего, что произойдет в этот вечер. А. Н. Афанасьев, фольклорист и этнограф XIX века, отмечал, что зачастую в народной поэтике "девичья краса стр. 23 -------------------------------------------------------------------------------- превращается в калину, так как красный цвет ягод калины, на основании древнейшего, коренного значения слова "красота", принят был символом этого эстетического понятия"9. "Инфернальная", по определению Дмитрия, красота Груши, доводящая до исступления и отца, и сына, приводит к семейному конфликту, закончившемуся трагедией. В народных песнях образ калины чаще всего связан с мотивами горькой любви, вынужденной разлуки. У Достоевского калина становится поэтическим символом, раскрывающим взаимоотношения Грушеньки и Дмитрия и предрекающим их скорое расставание. Смердяков, задумав убить Федора Павловича и присвоить деньги, припасенные им для Грушеньки, заставляет повернуться Карамазова спиной, так же указывая на калину за окном и отождествляя ее с Грушенькой: "Да вон она, говорю, <...> вон она в кусте-то смеется вам, видите?" Украденные тысячи он прячет в саду в дупле яблони. В народной традиции яблоня, помимо прочих значений, напоминала и о греховном искушении (якобы именно с яблони Ева по дьявольскому наущению сорвала запретный плод). Тема греха, совершенного под воздействием дьявольских сил, подчеркивается в романе и характерной деталью - дерево с дуплом. В пустых дуплах, по мнению суеверных людей, гнездилась всякая нечисть. У Афанасьева приводится поговорка: "Из пустого дупла - либо сыч, либо сова, либо сам сатана". Значимой пейзажной деталью является и место, где ранее Алеша, возвращаясь в монастырь "мрачной ночью", наткнулся на Дмитрия - "на перекрестке, под уединенной ракитой". Ракита - разновидность ивы, а ива являлась общераспространенной эмблемой печали, горя, смерти. Перекресток, по народным поверьям, место повышенной опасности, где крутится нечистая сила. Полагали также, что для бесов очень притягательны ракиты, особенно если они старые или суше. Существовало присловье: "Влюбился, как черт в сухую ракиту"10. И недаром именно на этом месте у Дмитрия появляется мысль о самоубийстве. Лишь появление Алеши спасло его от этого намерения. Видимо, не случайно выбрана и фамилия одного из героев романа - Ракитин. Он хоть "семинарист и будущий богослов", по убеждению окружающих втайне метящий в архиереи, но в его душе кроется бесовское начало. Косвенной характеристикой монастырского старца Ферапонта становится "огромный старый вяз" у его кельи. Вяз, по дневнику Олениной, означал "твердость"11, а также мог символизировать силу, несгибаемость. Облик Ферапонта перекликается с образом вяза. Он хоть и старик, но "сильный, высокий, державший себя прямо". Однако в характере Ферапонта твердость перерождается в косность, в воинствующий догматизм. Он всех уличает в грехах, непримирим даже к невинным человеческим слабостям. Но при этом Ферапонт не замечает, как сам впадает в грех гордыни, единственно себя считая истинным праведником. Он упрекает монахов в малейшем отступлении от догм Священного Писания. И в то же время его рассказы о том, как к нему является некий Святодух в виде синиц, ласточек или щеглов, говорящих "человечьим" языком, а также о том, что в вязе обитает божественная сущность, открывающаяся ему "в нощи", восходят к древним языческим поверьям. Он уверяет, что видит в кельях собратьев по монастырю пригревшихся там чертей, а оказывается, что они давно завладели им самим. Дорога в скит, где поселился старец Зосима, пролегает "через сосновую рощу". Хвойные деревья (ель, сосна) связывались с представлениями о неизменности, долголетии или бессмертии, о тайне соприкосновения земного и высшего миров, где продолжают свое существование человеческие души. В бытовой и художественной культуре того времени эти деревья нередко сопровождали кладбищенские мотивы. Вспомним строки из элегии В. А. Жуковского "Славянка": "И дремлют ели гробовые..." В "Евгении Онегине" А. С. Пушкина дается описание могилы Ленского, у которой "две сосны корнями срослись". На полотнах М. В. Нестерова, повествующих о скитниках, монашеском уединении ("Пустын- стр. 24 -------------------------------------------------------------------------------- ник", "Под благовест", "Великий постриг" и т.д.), неизменно присутствует ель или сосна; ведь уйти в монастырский затвор означало "умереть" для мира. И в то же время хвойные деревья на картинах Нестерова напоминали о бессмертии души, о ее устремленности к высшим, "горним" сферам. Аналогичную роль играют сосны в поэтике "Братьев Карамазовых". Зато когда в "Преступлении и наказании" Свидригайлов перед самоубийством в поисках каких-нибудь отрадных впечатлений попадает в петербургский "увеселительный сад", где "была одна тоненькая трехлетняя елка и три кустика", это становится косвенным намеком и на скудость его духовных потенциалов, и на близость его гибели. Вместе с тем чахлый городской садик - словно насмешка современной цивилизации над исконными человеческими мечтами о гармоничном единении с богатой и щедрой природой. Даже цинику Свидригайлову в самый горький вечер перед самоубийством "стеши представляться цветы". Хоть на минуту, в сонных грезах ему хочется забыться, представляя "прелестный пейзаж": "светлый, теплый" Троицын день (по народным верованиям - праздник слияния с природой и с Божественной благодатью), уютный дом, окруженный зеленью и цветами... Но то, что даже во сне у Свидригайлова прекрасные, идилличные картины вдруг переплетаются с темой греха, преступления, смерти (образ девочки-самоубийцы), показывает, насколько опустошено его сердце, не способное ни верить в добро и справедливость, ни служить им. В "Братьях Карамазовых" старец Зосима поведал, что к пониманию Бога он пришел через созерцание красоты и гармонии природного мира, и завещал: "Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения". В его келье рядом со старинными иконами - горшки с цветами. Недаром он утверждал, что в растениях и цветах скрыта "тайна Божия". В скиту и вокруг домика Зосимы "было множество редких и осенних цветов везде, где только можно было их посадить". Зосима вспоминал, как его брату Маркелу перед смертью с пронзительной остротой вдруг открылось, насколько прекрасен и неоценен другими покидаемый им мир; "...Жизнь есть рай, и все мы в раю, да не хотим знать того...". Цветы в поэтике Достоевского стали прообразом этого "земного рая". В "Бедных людях" Варенька, благодаря Макара за подаренные горшки с цветами, писала: "У нас теперь словно рай в комнате". Зосима, заботливо разводя цветники, стремится напомнить людям, что при желании они могли бы сделать райской земную жизнь. А вот экзотические цветы в кадках, выставленные на лето на террасе, где поселился Мышкин ("Идиот"), и неспособные постоянно вне теплиц существовать в суровом русском климате, с одной стороны, так же призваны создать имитацию "райских кущ", но с другой стороны, искусственность и недолговечность этого зеленого оазиса подчеркивает неподготовленность Мышкина к тому, с чем ему приходится сталкиваться, приехав из швейцарской лечебницы в Россию. Он сам - словно редкостный оранжерейный цветок, погубленный окружающей его жестокой действительностью. В "Братьях Карамазовых" автор, рассказывая о ските Зосимы, делает акцент на "осенних роскошных цветах". Мотив красоты и увядания - психологическая параллель повествованию о последних днях и смерти старца, о неистощимости его духовной красоты. Но если бы читатель попытался зрительно представить скитские цветники, то на память бы скорее всего пришли астры и хризантемы - самые распространенные осенние цветы в русских садах того времени. Они одинаково бы вписались в лирический строй повествования Достоевского. Хризантема - по европейской традиции - цветок смерти и печали. Астра в переводе с латинского означает "звезда". Образы этих цветов могли бы стать поэтичным дополнением рассказу Достоевского об Алеше, тоскующем ночью о потере наставника и поверяющем свою неизбывную скорбь матери-земле. А звезды в не- стр. 25 -------------------------------------------------------------------------------- бе и окружавшие его цветы, похожие на звезды, словно старались утешить юношу, убеждая его в непреходящем значении всего лучшего, что воплощено в природе и человеке: "Над ним широко, необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихих сияющих звезд. <...> Осенние роскошные цветы в клумбах около дома заснули до утра. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною...". Внимание к таким, казалось бы, малозаметным деталям, как упоминания растений в романах Достоевского, вдумчивому читателю помогает глубже проникнуть в поэтический строй произведений и полнее осмыслить все нюансы их художественной концепции. -------------------------------------------------------------------------------- 1 Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. - Т. I. - М., 1990. - С. 356. 2 Оленина А. А. Дневник. Воспоминания. - СПб., 1999. - С. 140 - 141. 3 Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. - М., 1979. - С. 214. 4 Оленина А. А. Указ. соч. - С. 142. 3 Русские народные песни. - М., 1957. - С. 223. 6 Грачева И. В. "Каждый цвет - уже намек" // Литература в школе. - 1997. N 3. - С. 50 - 51. 7 Колпакова Н. П. Песни и люди. - Л., 1977. - С. 65. 8 Мифы народов мира. Энциклопедия. - Т. 2. - М., 1988. - С. 369 - 370. 9 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - Т. 2. - М., 1995. - С. 253. 10 Там же. - С. 169. 11 Оленина А. А. Указ соч. - С. 142. стр. 26 Опубликовано 03 апреля 2008 года Полная версия публикации №1207223599 → © Literary.RU Главная → Флористика в романах Ф. М. Достоевского При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|