Полная версия публикации №1204718286

LITERARY.RU Программа по русскому языку для X--XI классов общеобразовательной школы → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Г.А. Богданова (Москва), Программа по русскому языку для X--XI классов общеобразовательной школы // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718286&archive=1205324254 (дата обращения: 03.12.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1204718286, версия для печати

Программа по русскому языку для X--XI классов общеобразовательной школы


Дата публикации: 05 марта 2008
Автор: Г.А. Богданова (Москва)
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1204718286 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Программа ориентирована на "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования" и предназначена для X-XI классов общеобразовательных школ. Она базируется на программе девятилетней школы и является следующим этапом решения проблемы общей речевой подготовки выпускников школ.

Основная задача обучения русскому языку в указанных классах - систематизация и обобщение важнейших сведений о языке, развитие и совершенствование навыков грамотного письма, тех практических умений, которые обеспечивают свободное владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Программа рассчитана на два года обучения (по 35 ч ежегодно). В связи с тем, что за отведенное время невозможно охватить в полном объеме весь школьный курс, предполагается работа над разделами грамматики, которые, как показывает практика, вызывают наибольшее затруднение у учащихся при формировании умений и автоматизации тех навыков, которые не достигли нужного уровня в предшествующие годы обучения. Принимая во внимание тот факт, что у выпускников девятилетней школы, как правило, слабее отработаны пунктуационные навыки, в основу работы по русскому языку в старших классах положено повторение синтаксиса и пунктуации, а наиболее сложные разделы орфографии рекомендуется повторять попутно.

Распределение часов по темам проводится учителем в зависимости от состояния реальной грамот-


--------------------------------------------------------------------------------

1 Программа составлена на основе "Программы по русскому языку для лицеев (гимназий) технического профиля", рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (авт. Г.А. Богданова, Л.Т. Григорян). - М., 1992.

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

ности конкретного класса, общего развития школьников.

Необходимо учитывать, что занятия по русскому языку в старших классах должны отличаться от уроков в среднем звене школы. Большая часть учебного времени должна отводиться обобщению и систематизации знакомого материала на новом, более высоком уровне. Рекомендуется крупноблочная подача материала, объединенного общим понятием и представляющего собой относительно завершенную тему. Например, тире в простом и сложном предложениях; не с различными частями речи; -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи; дефисное написание слов; правописание гласных в корне и т.д. Это позволит учащимся воспринимать науку о языке не как свод разнообразных правил, а как стройную систему, должно обеспечивать широту видения орфографических и пунктуационных явлений.

Рекомендуется применять такие задания, которые требуют не простого воспроизведения правил, а умственного напряжения. В связи с этим одним из главных приемов работы может стать многоаспектный анализ текста. Целесообразно использовать прием лингвистического эксперимента, главной целью которого является обоснование отбора языковых средств в тексте. Тексты должны быть достаточно насыщенны и с точки зрения орфографии и пунктуации.

Рекомендуется работа с таблицами обобщающего характера по курсу, разделам, темам, использование алгоритмов, позволяющих не только осмыслить теоретический материал, но и применить его для выполнения конкретных обобщающих заданий.

Для проверки знаний, умений и навыков по предмету целесообразно использовать виды контроля с применением элементов безмашинного программирования, которые легко поддаются обработке (перфокарты, перфоконверты, тестовые задания и пр.) и дают учителю "сиюминутные" показатели результатов обучения.

Данной программой учитель может пользоваться как ориентировочной или вспомогательной.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Развитие речи (10 часов)

Работа по совершенствованию ученического сочинения (устного высказывания) на литературную, общественно-политическую, морально- этическую, нравственную темы; анализ сочинения с позиции соответствия его теме, раскрытия основной мысли, соответствия составленному плану, соразмерности его частей, использования средств связи предложений, частей текста; анализ языка высказывания и т.д.

Комплексный анализ текста с точки зрения темы, идеи, использования в нем средств выразительности языка, особенностей построения, орфографии, пунктуации.

Развитие умения составлять: план (ответа, статьи, сочинения и пр.); устное выступление; реферат на заданную тему.

Лексика. Стилистика. Культура речи (8 ч)

Язык как исторически развивающееся явление. Лексическое богатство языка. Основные пути обогащения словарного запаса языка. Лексика современного русского языка с точки зрения ее стилистического использования. Стилевые разновидности письменной и устной форм литературного языка.

Выразительные средства лексики.

Речевой этикет. Правила речевого общения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм общения.

Словообразование. Орфография (22 ч)

Систематизация правил, регулирующих написание гласных и согласных корня; приставок; суффиксов; окончаний.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Написание ь в словах для обозначения мягкости, в качестве разделительного, в различных грамматических формах.

Различение ни - не . Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Прописная буква.

Работа с орфографическим словарем.

Этимологическая справка как прием объяснения написания корней слов. Работа с этимологическим словарем.

Синтаксис. Пунктуация (26 ч)

Систематизация и обобщение сведений о слове - словосочетании - предложении. Предложение как средство выражения мысли.

Интонация как средство оформления предложения. Роль интонации в осуществлении цели высказывания. Интонация и порядок слов в предложении. Интонация как экспрессивное средство языка. Работа над навыками выразительного чтения.

Совершенствование умения различать предложения простые и сложные (союзные - сложносочиненные и сложноподчиненные - и бессоюзные).

Назначение пунктуации. Пунктуационные знаки: точка, вопросительный и восклицательный зна-

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

ки; многоточие; запятая; точка с запятой; двоеточие;

тире; скобки; кавычки; абзац как знак препинания (для членения текста). Функции знаков препинания:

отделительные (одиночные, повторяющиеся), выделительные (всегда парные).

Знаки препинания конца предложения. Многоточие в конце и в начале предложения. Запятая в простом и сложном предложениях. Запятые при обособленных членах предложения, при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, в предложениях со сравнительным оборотом. Запятая и восклицательный знак при обращении. Два тире (или скобки) при выделении вставных и вводных конструкций. Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака в бессоюзном сложном предложении. Кавычки в предложениях с прямой речью, при цитатах, в собственных наименованиях; при словах, употребляемых в необычном значении.

Сочетание знаков препинания.

Синонимия как один из источников богатства русского языка (4 ч)

Лексическая, грамматическая синонимия.

Распределение часов планируется каждым учителем в зависимости от реального объема знаний школьников конкретного класса и овладения ими практическими умениями. Предлагаем возможный вариант такого распределения.

Язык как развивающееся явление. Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, заимствования, изменения значения слов и пр. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления; стилистическое расслоение словарного состава - 4 ч.

Лексическая, морфологическая синонимия - 2 ч.

Выразительные средства лексики - 2 ч.

Речевой этикет. Правила речевого этикета. Речевая ситуация и употребление этикетных форм общения - 2 ч.

Правописание корней - 3 ч.

Правописание приставок - 1 ч.

Правописание суффиксов - 4 ч.

Правописание окончаний - 3 ч.

Слитные, дефисные и раздельные написания (слитное и раздельное написание ни-не с различными частями речи; правописание сложных слов, омонимичных слов разных частей речи (типа вследствие - в следствии, чтобы - что бы и пр.) - 9 ч.

Написание мягкого знака - 1 ч.

Прописная буква - 1 ч.

Интонация - 1 ч.

Знаки препинания конца предложения, внутри простого предложения (между однородными членами, при обособлениях, уточняющих членах, сравнительных оборотах; при словах, грамматически не связанных с членами предложения) - 15 ч.

Способы оформления на письме прямой речи, цитирования - 2 ч.

Знаки препинания между частями сложного предложения (предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные) - 6 ч.

Сложные синтаксические конструкции - 2 ч.

Синтаксическая синонимия - 2 ч.

Совершенствование написанного (анализ ученических сочинений) - 4 ч.

Обучение умению составлять:

план - 1 ч;

устное выступление - 1 ч;

реферат - 1 ч.

Комплексный анализ текста - 3 ч.

Кроме указанных часов, многоаспектный анализ текста (или его элементов) проводится рассредоточение на каждом уроке.

Предлагаем один из возможных вариантов первого урока в Х классе.

ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ. ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. СТИЛИ РЕЧИ

I. Словарная работа. Запись под диктовку: драма, драматургическое произведение; конфликт, экспозиция, кульминация; гуманизм, гуманный; персонаж; эмансипация, деспотизм; предрассудки; меценат. (Так как работа над значением этих слов проводилась на уроках литературы в связи с изучением творчества А. Островского, выясняется лексическое значение лишь отдельных слов - выборочно, по усмотрению учителя.)

- Укажите среди записанных заимствованные слова, назовите их отличительные признаки. (Это слова на -ция, -изм; слова, начинающиеся с э: экспозиция, кульминация, эмансипация, гуманизм, деспотизм; -аж (персонаж) указывает на французское происхождение слова.)

Запись предложения: Меценат - богатый покровитель науки и искусства. (По имени римского богача, жившего в I в. до н.э., который славился покровительством и материальной поддержкой поэтов, художников.)

- Синоним - новое в русском языке слово спонсор. В толковом англо-русском словаре под ред. Миллера (М., 1981) дается пять значений данного слова: 1) поручитель; 2) попечитель, покровитель;

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

3) крестный; 4) устроитель, организатор; 5) заказчик рекламы.

- Еще один синоним - благодетель. В каких речевых ситуациях обычно употребляются эти синонимы?

- Запишем "гнездо" слов с корнем -благо- (из старославянского: благо - "хорошо"; исконно русская форма сохранилась лишь в названии станции под Петербургом - Бологое).

Благоволить ("хорошо" + "решать"), благоговеть ("хорошо" + "уважать"), благодарить ("хорошо " + "преподносить"), благоденствие ("хорошие дни"), благодать ("хорошо" + "даяние"), благополучие ("хорошая" + сущ. полука "судьба", "случай" + суф. -иу-, иначе - "хорошая судьба"), благословлять ("хорошо говорить"), благословение ("хорошее слово").

- Вернулось в наш язык исчезнувшее было слово благотворительность. Так, в "Толковом словаре русского языка" под ред. С.И. Ожегова сказано: Благотворительность - "в буржуазном обществе: оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости" (М., 1985.) Обычными стали сочетания благотворительный концерт, благотворительная акция и пр.

- Какие еще слова с этим корнем вам известны? В каких стилях речи они могут быть употреблены?

Запись в тетради: благовоние ("хороший запах"), обоняние - от воняти, вонь; обаяние (от древнерусского баять - "говорить", обаяти - "околдовать словами"). От баяти - байка, краснобай, басня (ба-сн- я, как пе-сн-я; первоначально басня - "сказка, рассказ"), балагур ("говорящий шутки").

II. Анализ текста.

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вальки, украшенные пестрыми красками, загадочными геометрическими узорами?

Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце и не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек - сын своего времени и своей страны, чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. (Е. Осетров.)

(Желательно, чтобы один из учащихся выполнял работу на пленке графопроектора. Это значительно сократит время на проверку выполненной работы.)

Задания и вопросы к тексту:

1. Выяснить по толковому словарю значения слов орнамент, фреска. (ФРЕСКА - из итал. - художественное изображение, сделанное водяными красками по сырой штукатурке. Фрески Андрея Рублева. ОРНАМЕНТ - лат. - украшение в виде узора, представляющего сочетание живописи, скульптуры, графических элементов.)

2. Выразительно прочитать текст, сформулировать его основную мысль. (Родина - не только настоящее и будущее, но и наше прошлое.)

3. Определить стиль и тип текста. Указать признаки этого стиля. Какие стилистические приемы, используемые автором, делают текст выразительным?

4. Составить словообразовательную цепочку для слова почерневшие. Как образованы слова домотканый, рукописные?

5. В каком значении употреблено словосочетание красные нити в тексте? Привести примеры использования выражения красная нить в другом значении.

Делается вывод об основных путях обогащения словарного состава языка: заимствования, словообразование, изменение значения слова.

Объяснить постановку знаков препинания в тексте. Найти предложение с однородным подчинением, составить его схему.

На примерах первых предложений 1-го и 2-го абзацев доказать, что синтаксическая синонимия - источник синтаксического богатства русского языка. Привести свои примеры.

Перечислить виды орфограмм-гласных, с которыми вы встретились в данном тексте. Составить таблицу "Виды орфограмм-гласных в корне".

Домашнее задание: записать по 10 примеров на каждый вид орфограмм-гласных, объяснив графически их выбор; уметь объяснять значение записанных в словарном диктанте слов; знать, как они пишутся; составить с данными словами предложения.

стр. 63

Опубликовано 05 марта 2008 года





Полная версия публикации №1204718286

© Literary.RU

Главная Программа по русскому языку для X--XI классов общеобразовательной школы

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки