Полная версия публикации №1204718048

LITERARY.RU Новые темы в курсе литературы VII класса → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

О.М. Хренова, Новые темы в курсе литературы VII класса // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718048&archive=1205324254 (дата обращения: 15.10.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1204718048, версия для печати

Новые темы в курсе литературы VII класса


Дата публикации: 05 марта 2008
Автор: О.М. Хренова
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1204718048 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В новый учебник-хрестоматию "Литература. Начальный курс. VII класс" под ред. Г.И. Беленького (М.: Мнемозина, 1999), рекомендованный Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений, наряду с традиционными "Песней про царя Ивана Васильевича..." М.Ю. Лермонтова, "Тарасом Бульбой" Н.В. Гоголя, рассказом "Бирюк" и стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина, " Хамелеоном " А.П. Чехова, "Детством" М. Горького и другими, вошло много новых тем. Предлагаем один из возможных вариантов уроков по некоторым из этих новых тем с учетом количества часов, выделяемых на их изучение в готовящемся к изданию пособии для учителя "Методические советы к учебнику-хрестоматии для VII класса. Литература. Начальный курс" под ред. М.А. Снежневской.

Ф.М. Достоевский. "Мальчики"

Цель изучения темы. Дать первое представление о художественном мире Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни. Актуализировать для семиклассников нравственные проблемы произведения: борьбы добра и зла в душе человека, сострадания к другому человеку, милосердия, деятельной любви к ближнему как проявления человечного в человеке. Ставить учащихся в ситуации нравственного выбора, обогатить их опытом нравственных переживаний, размышлений о нравственном и безнравственном поступке, о самомнении и самолюбовании, вовлекая в диалог с юными героями Достоевского. Показать, что подростки в изображении Достоевского особенно подвержены как добрым, так и злым влияниям. Подчиняясь сильному, они способны бездумно и жестоко травить слабого. Но они же ранимы и отзывчивы к добру, как и взрослые, могут глубоко любить и страдать. Познакомить школьников с характерными героями Достоевского: штабс-капитаном Снегиревым - "униженным и оскорбленным", опустившимся, придавленным обстоятельствами, но глубоко чувствующим, скорбящим об утраченном достоинстве человеком; Алешей Карамазовым - "положительно-прекрасным" человеком, одним из любимых героев Достоевского; Колей Красоткиным - рождающейся сильной, незаурядной личностью, которая ищет свое место в мире, жаждет понять и объяснить себе мир.

Урок первый, "...я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой..."

Ф.М. Достоевский. Запись в тетради 1880-1881 гг.

Чтение вступительной статьи. Комментарий и дополнения учителя к ней с тем, чтобы через краткое знакомство с важнейшими событиями из жизни Ф.М.Достоевского, особенностями его изображения страдающего человека в критические, переломные моменты жизни ввести учащихся в тему, подготовить их к чтению и восприятию глав "Мальчики", Чтение в классе главы "Связался со школьниками" и беседа о ней по вопросам 1 - 3 (ч. 2, с. 104).

Задание на дом. Дочитать "Мальчиков" до конца, подготовиться к обмену впечатлениями о прочитанном по заданиям 1 - 3 ко всей повести (с. 103- 104).

Урок второй. "Слезы... сочувствия, сострадания и любви".

Впечатления о прочитанном (по заданиям 1-3 ко всей повести). Пересказ и выразительное чтение взволновавших учащихся эпизодов. Предварительная беседа о поступках и переживаниях героев, которые привлекли их внимание, о вопросах, над которыми задумались семиклассники. Повторная беседа о главе "Связался со школьниками" (теперь с опорой на знание текста в целом) по вопросам:

- Почему произошла "перестрелка" у канавки?

- Почему никто из мальчиков не встал на защиту Илюши?

- Как повел себя Алеша Карамазов? Объясните его поведение. Одобряете или нет вы его поступки?

- Чего ожидал от Алеши "опальный"

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

мальчик? Почему в определенный момент он не смог продолжить свои нападения?

- Найдите в этой главе слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, Чем объясните вы обилие этих слов?

- Один исследователь творчества Достоевского подметил, что писателя больше интересует не противостояние добра и зла в жизни, а зарождение зла в душе человека. "Зло рождается из остервенения в борьбе за свое добро" - так сформулировал этот исследователь свое открытие. Попробуйте проиллюстрировать эту мысль происшествием, о котором мы только что размышляли.

Задание на дом. Перечитать главы "Надрыв в избе", "И на чистом воздухе" и подготовиться к беседе по заданиям к этим главам, сделав необходимые пометки в тексте.

Урок третий. "Надрывы" (В семействе штабс-капитана Снегирева).

Взаимопонимание, сострадание, духовное единение отца и сына, готовность защищать друг друга в момент тяжелого испытания. Глубокое изображение душевных переживаний штабс-капитана Снегирева и Илюшечки, обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка. Беседа, организующая текстуальный анализ глав "Надрыв в избе", "И на свежем воздухе":

- Книга четвертая второй части "Братьев Карамазовых", из которой взяты эти главы, так и называется "Надрывы". Почему? Как вы понимаете смысл названия этих глав?

В дополнение к вопросам и заданиям хрестоматии к этим главам можно предложить следующие:

- Герой в произведении как бы срастается с интерьером, который становится еще одним штрихом в его облике. Вспомните каморку Герасима, описание татарской сакли в "Кавказском пленнике" или комнаты матери, в которой Владимир Дубровский проводит последнюю ночь в родном доме. Не так у Достоевского. Мы с Алешей Карамазовым попадаем в квартиру штабс-капитана Снегирева, Он свыкся с обстановкой, в которой живет, но он ее и стыдится. Выходит, что интерьер не однозначно характеризует героя, а многопланово. Как в поведении и словах штабс-капитана Снегирева показано, что он стыдится своего теперешнего положения и остро переживает нищету и унижение?

- Найдите в главе "Жучка", как характеризует Алеша Снегирева Коле Красоткину. О каком отношении Алеши к Снегиреву свидетельствуют его слова? Совпадают ли мнения Алеши и Коли об этом человеке? Как эти мнения характеризуют самих участников диалога? А что вы сказали бы о штабс-капитане?

- Проследите по тексту, как изменялось душевное состояние мальчика в те три вечера, когда они говорили с отцом по дороге к большому камню. Какую роль, по-вашему, в передаче душевного состояния отца и сына играет пейзаж?

Задание на дом. Перечитать главы "Жучка", "У Илюшиной постельки", "Илюша". В этих главах, а также в ранее разобранных в классе отобрать фрагменты текста, важные для характеристики Илюши Снегирева (по плану в статье "Характер литературного героя" - ч. 1 хрестоматии, с. 104). Ответить на вопрос 4 к главе "Жучка".

Урок четвертый. "Дорогой для нас мальчик!.." (Илюша Снегирев).

"Он был славный мальчик, добрый и храбрый мальчик, чувствовал честь и горькую обиду отцовскую, за которую и восстал".

Работа под руководством учителя над коллективным устным сочинением-характеристикой Илюши Снегирева. Примерный план:

1. О чем говорят, чем важны для понимания Илюши портрет мальчика, изображение обстановки его дома, родственников?

2. Какие события заставили особенно страдать Илюшу? (Унижение отца, история с Жучкой, смертельная болезнь.) Как повлияли эти события на взаимоотношения Илюши с Колей Красоткиным и другими мальчиками? Могли ли эти отношения сложиться иначе? Какие черты характера Илюши раскрываются в его взаимоотношениях с товарищами?

3. В каких эпизодах, по-вашему, страдания Илюши достигают наибольшей глубины и силы? Какие детали (портрета, речи, поведения) помогают понять его переживания, заставляют сострадать мальчику?

(Отдельные фрагменты, например диалог Илюши с Колей о Жучке, читает и комментирует учитель).

4. Что скрасило последние дни мальчика? Были ли в них счастливые минуты?

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

Заключение к устному сочинению по вопросу: "О чем заставляет задуматься трагическая судьба Илюши Снегирева?" - каждый пишет самостоятельно в конце урока.

Задание на дом. Выполнить задания 1,2, 3 к главе "Жучка". В сильном классе прочитать из романа "Братья Карамазовы" (ч. 4, кн. 10) главы: "Коля Красоткин", "Детвора", "Школьник", "Раннее развитие". Опираться на них при выполнении заданий.

Урок пятый. "Главное, был очень самолюбив" (Коля Красоткин).

Беседа о незаурядном характере Коли Красоткина по прочитанным главам. Если класс не читал дополнительно главы, указанные в домашнем задании, учитель читает и комментирует отдельные фрагменты из них в классе. Самоутверждение Красоткина. Его самолюбие, самомнение, самолюбование, но и доброта, великодушие, независимый дух, самоанализ, работа над собой, способность к самоосуждению. Мнения учащихся о характере Коли Красоткина, размышления о нем на основе текстуального анализа по заданиям хрестоматии к главам "Жучка", "У Илюшиной постельки", "Илюша", а также следующим:

- Охарактеризуйте отношение мальчиков к Коле Красоткину. По каким особенностям их поведения можно судить об этом? Чем вызвано такое отношение?

- Покажите, что Коля постоянно размышляет о себе, заботится о производимом им впечатлении, самоутверждается и поступками, и манерой говорить с окружающими сверстниками и взрослыми. Хорошо это или плохо?

Если учащиеся не читали главы, указанные в домашнем задании, учитель прочитает и прокомментирует эпизод о случае на железной дороге, фрагменты диалогов с Агафьей, "пузырями" ("птенцами"), с торговцами на базарной площади, с Смуровым, Алешей Карамазовым (по выбору), или к ним обратятся сами учащиеся, подкрепляя свои рассуждения. Беседа о нравственных понятиях самолюбие, самолюбование, самомнение, самодовольство, самовластие, самоутверждение, самоосуждение на основе лексической работы.

- Способен ли к самоосуждению Коля Красоткин? ("...я не приходил из самолюбия, из эгоистического самолюбия и подлого самовластия, от которого всю жизнь не могу избавиться, хоть всю жизнь ломаю себя").

- В чем проявились доброта и великодушие Коли?

Задание на дом. Прочитать заключительную главу. Подготовить развернутый ответ на вопрос с примерами из текста: каким представляется вам Алеша Карамазов?

Урок шестой. "Карамазов, мы вас любим!" (Алеша Карамазов).

Выступления учащихся по вопросу домашнего задания.

Дополнительные вопросы учителя:

- Нужно ли, по вашему мнению, участие старшего в делах детей? Какой ответ на этот вопрос дает автор?

- Почему Коля Красоткин мечтает познакомиться с Алешей? Вопросы 1, 2 к этой главе хрестоматии. Чтение учителем слова Алеши у "Илюшиного камушка" и размышление над ним по вопросам в 3-м задании хрестоматии.

Задание на дом. Выполнить задания 1, 2 в разделе "Возвращаясь к прочитанному" (с. 106).

Урок седьмой. "...Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства..."

Осмысление прочитанного в целом, подготовка к творческой работе - сочинению. Рассматривание и обсуждение иллюстраций к главам (например, художника В. Панова в книге "Ф.М. Достоевский детям". - М., 1971) или выполненных учащимися. Устное словесное рисование. Задания 1, 2 из раздела "Возвращаясь к прочитанному" (с.106).

- Какое воспоминание в понимании Достоевского - хорошее воспоминание?

Обсуждение тем сочинений, предложенных в разделе "Попробуй сочинить". Комментируя их, важно обратить семиклассников к своему внутреннему миру, оживить, актуализировать пережитые ими муки совести, возможно, самоосуждение или, напротив, чувство удовлетворения от совершенного поступка, сосредоточить их на размышлениях о поведении в ситуации нравственного выбора, с которой сталкивались они в жизни.

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

На уроке анализа сочинений (восьмой урок), если он будет проводиться, работ, носящих глубоко личностный характер, можно касаться только с согласия автора.

Восьмой-девятый уроки можно посвятить внеклассному чтению по произведениям Достоевского в изданиях для детей, например чтению и осмыслению рассказа "Мальчик у Христа на елке" или других, указанных в разделе "Приглашаем в библиотеку" (с. 106).

"Мальчик у Христа на елке"

Слово учителя:

- Обдумывая свой роман "Братья Карамазовы", ставший последним, итоговым, самым глубоким и значительным произведением писателя - роман вышел из печати в декабре 1880 г., а в январе 1881 г. писателя не стало, - Достоевский писал в апреле 1876 г. в одном из писем: "...я вывел неотразимое заключение, что писатель художественный, кроме поэмы, должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность... Вот почему, готовясь написать один очень большой роман, я и задумал погрузиться специально в изучение - не действительности собственно, я с нею и без того знаком, а подробностей текущего. Одна из самых важных задач в этом текущем для меня, например, молодое поколение и вместе с тем современная русская семья... Вот почему я некоторое время и буду штудировать и рядом вести "Дневник писателя", чтоб не пропало даром множество впечатлений". В "Дневнике писателя" за 1876 г. он сообщает: "Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о русских теперешних детях, ну и, конечно, о теперешних их отцах..." "Дневник писателя" - произведение публицистическое, в котором писатель горячо откликался на взволновавшие его события, отстаивая справедливость, защищая от жестокого обращения детей. В рождественские дни он побывал на богатой детской елке в клубе художников "с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горами, электрическим освещением...", а затем в колонии малолетних преступников на окраине Петербурга. Переживание увиденного контраста усугубила встреча с малышом, о которой Федор Михайлович рассказал в очерке "Мальчик с ручкой"; "Перед елкой и в самую елку, перед Рождеством, я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчика, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, - значит, его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил "с ручкой", это технический термин, значит - просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, - стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра сидит без работы, больная, может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма тьмущая: их высылают "с ручкой" хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои". И вот в январской книжке "Дневника писателя" за 1876 г. вслед за этим очерком появился рассказ "Мальчик у Христа на елке".

Учитель или заранее подготовившиеся ученики читают рассказ.

Беседа о прочитанном:

- "И зачем же я сочинил такую историю?" - спрашивает себя и нас, читателей, Достоевский, завершая рассказ. Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Существовала старинная традиция: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в рождественский праздник, когда может случиться что-то доброе, прекрасное, чудесное. В них реальное переплетается с фантастикой, достоверное - с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой, как, например, у Диккенса "Рождественская песнь в прозе" или "Сверчок на печи". Почему действие своего рассказа Достоевский относит именно к рождественским праздникам? Можно ли и его рассказ назвать святочным?

- Найдите в рассказе примеры контраста. Где этот художественный прием оказывает на читателя, по вашему мнению, особенно сильное воздействие?

- Что стало причиной гибели маленького героя рассказа? Кто виноват в этой гибели?

- Что по сравнению с реальными событиями изменил автор в рассказе? Для чего он это сделал?

стр. 37

Опубликовано 05 марта 2008 года





Полная версия публикации №1204718048

© Literary.RU

Главная Новые темы в курсе литературы VII класса

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки