От планирования материала к планированию деятельности

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А.И. Княжицкий

Второй раздел "Программы литературного образования" и учебника V класса посвящен вопросам, прямо продолжающим проблематику вступления и первого раздела. Напомню, что начало учебника призвано выяснить, что такое искусство, в чем его специфика, кто участвует в процессе эстетической коммуникации, каковы средства этой коммуникации. Во втором разделе учебника я ставлю задачу уяснить, чем художественная литература принципиально отличается от всех других видов литературы, прежде всего от публицистики. Мне кажется, что самым логичным для решения этой задачи было бы обратиться к пограничным ситуациям, где художественное произведение вырастает из публицистики.

Как и в первом разделе, я предлагаю рассказ, входящий в книгу "Записок". Теперь перед нами один из рассказов цикла "Записки юного врача" Михаила Булгакова - "Полотенце с петухом". Этот рассказ соотносится с воспоминаниями жены писателя Татьяны Лаппо- Булгаковой, в которых она говорит о его первых врачебных опытах в сельской больнице, о страданиях молодого неопытного врача, оставшегося один на один со всеми возможными "сложными случаями".

Основная учебная цель работы - выяснить с пятиклассниками, как от воспоминаний, основой которых является точность изображения событий и лиц, писатель идет к созданию художественного произведения, где убедительность самого повествования заставляет читателя верить в реальность того, о чем он рассказывает. Я хочу убедить учеников в том, что основная задача писателя - не просто вспомнить, что было с ним в самом начале его быстро оборвавшейся врачебной карьеры и оставить это в назидание современникам и потомкам, но выявить свое отношение к жизни и в образах этой жизни сказать о ней что-то очень важное, сокровенное, ему одному только ведомое. Как и в изучении произведений первого раздела учебника, параллельно рассматриваются две взаимосвязанные и вместе с тем самостоятельные проблемы: что такое художественное, как оно создается писателем, как оно воздействует на читателя и что хотел сказать нам писатель, каков его индивидуальный, неповторимый подход к решению коренных проблем бытия. Таким образом, мы подводим учеников к осознанию смысла переделки воспоминаний в художественный рассказ.

Михаил Булгаков, трансформируя публицистическое произведение в рассказ, "убирает" из него свидетеля своих мучений, свою помощницу- жену, в водит детали, которые в действительности никакого значения не имели. Память объединяется с фантазией, от "так было" писатель идет к "так могло бы быть". Память и фантазия - это две опоры моста, соединяющего реальность с художественной действительностью. И при каждом удобном случае мы спрашиваем учеников, зачем писатель именно таким образом преобразил жизнь, каков смысл этого преображения.

Так, в том, что в рассказе "Полотенце с петухом" юный врач остается один на один со своими бедами, со своей профессиональной беспомощностью, с умирающей у него на глазах девушкой есть безусловный смысл: ему попросту не с кем разделить свою ответственность за происходящее, он один отвечает за то, что может случиться, его некому поддержать. Здесь уже определяется главная мысль всего творчества Булгакова - мысль о том, что нет ничего хуже и отвратительнее трусости, неумения, нежелания взять на себя ответственность. Тем более, когда ситуация предлагает множество соблазнов оправдать себя перед собственной совестью.

Однако я несколько опередил события и начал собственно со смысла и значения обращения к рассказу Булгакова, тогда как в реальном планировании темы я начинаю обсуждение соотношения художественного и публицистического с урока развития речи,


--------------------------------------------------------------------------------

* Окончание. Начало см. в N 4.

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

на котором ученики на собственном опыте, не обращаясь к конкретным примерам произведений художественной литературы, выясняют, как в процессе создания текста участвуют память и воображение. В подготовке к этому уроку пятиклассники просят старших рассказать о каком-либо значительном, интересном событии в своей жизни. Например, каждый из них может узнать у своих родителей об их первой встрече, о дне знакомства. Уже здесь перед ними встает вопрос, почему так по-разному вспоминают этот день прожившие не один год вместе два человека. При пересказе этих воспоминаний на уроке, очевидно, стоит обратить внимание на очень личный, сугубо индивидуальный характер воспоминаний, на то, что, рассказывая правду, стремясь воспроизвести события и отдельные детали такими, какими они были на самом деле, люди всегда что-то добавляют, что-то приукрашивают, что-то додумывают. Они видят события не такими, какими они были, а такими, какими им хочется их видеть.

Наряду с пересказом воспоминаний взрослых ученики письменно готовят собственные воспоминания о каком-либо эпизоде своей жизни. При чтении этих ученических воспоминаний я всегда спрашиваю о том, почему их автор обратился именно к этому событию. Это существенно, потому что позволяет выяснить, как отбирается жизненный материла для мемуаров и записок. В центре первого урока по теме - придумывание (можно эту работу проводить в группах) воспоминаний неодушевленных предметов - карандаша, старинного здания, дневника... Здесь контрастно сопоставляются публицистические воспоминания и подчеркнуто вымышленные, с придуманными повествователями и событиями. В сопоставлении тех и других стоит послушать учеников, готовивших индивидуальное задание: "Значение слова "воспоминание" ("воспоминания") и однокоренных слов по толковому, литературоведческому, этимологическому словарям". После такой работы ученикам легко перейти к тому, о чем я писал выше, - к сравнению воспоминаний свидетельницы и участницы первых операций Булгакова и событий и переживаний, описанных в рассказе.

Еще раз повторюсь: для меня очень важно не только решать с детьми непосредственно те или иные задачи по ходу чтения текста, но и возвращаться назад, когда неожиданно выясняется то, что прежде было бы проходным и не останавливало внимания. Так, известно, что в сельской больнице, куда приехал юный доктор Булгаков, его предшественник оставил ему в наследство изумительный, неожиданный в этой глухомани медицинский инструментарий. Вроде бы в рассказ это просто перешло из воспоминаний. Однако, когда встает вопрос - делать или не делать ампутацию, отсутствие необходимого инструмента могло бы быть спасительным для совести мучающегося доктора. Он мог бы оправдаться тем, что ему чего-то не хватает для успеха операции. Так, каждая деталь нагружается определенным смыслом, соотносится с художественным замыслом.

Даже сравнения у Булгакова имеют особый характер: на первой странице возница, пытающийся согреться и для этого хлопающий руками, как петух крыльями, заставляет поднять глаза к названию рассказа и подумать - что-то здесь не так, неспроста ведь упомянут петух. И на второй странице снова петух, но ощипанный, мертвый, обреченный... Что-то здесь не так. Но основное содержание второго урока заключается в том, что переживания, страхи, воспоминания об оставленном доме, об университете вытесняют на задний план все реалии этого холодного, страшного семнадцатого года. Кстати, необходимо остановить внимание учеников на переносе даты по отношению к реальным событиям. Это не оговорка или недосмотр писателя, а совмещение страшных испытаний героя и начало трагических испытаний народа.

Как и в любом произведении высокого искусства, говорится о вполне конкретных лицах и событиях и еще о многом, многом другом, о том, что внешне не имеет к ним никакого отношения, но, по сути, связано с ними. Другими словами, художественное произведение обо всем в этом мире, о мире в целом. Рассказ о спасительной операции в сельской больнице становится рассказом о революции, о довоенном Киеве с оперным театром и - главное - о человеческой душе, о внутреннем мире, в который и вмещается весь внешний, видимый мир.

Я самым внимательным образом рассматриваю с детьми малейшие изменения в настроениях героя, страдания по поводу соб-

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

ственной моложавости, ужас перед возможной операцией, своей заброшенностью в прямом и переносном смысле. Мы ищем тот момент, когда презрительное отношение к себе достигает высшей точки. Дети обращают внимание на слово "самозванец". Я пытаюсь объяснить значение этого слова, объяснить, как оно образуется, вкратце рассказываю и показываю изображения самых известных самозванцев в русской истории и русской литературе.

Мы размышляем о нравственном, точнее - безнравственном, смысле самозванства, о сознательном или бессознательном выдавании себя за другого. Эффектный, как всегда у Булгакова, очень театральный образ - отражение в темном окне - завораживает читателя, становится вершиной урока. Самозванство в том, что он врач - не врач, что он не на своем месте, что он присвоил себе имя врача. И все страхи перед неизбежным пациентом продиктованы именно этим.

Чтение начала рассказа на уроке делится на две части - до того, как отец привозит умирающую дочь и дальше - до подготовки операции. Для нас в этом первом фрагменте очень важны те средства нагнетания страха, который разрешается тем, что страх оправдывается, случается то, чего боялся юный врач. Во втором фрагменте на первый план выступает тема самооправдания, мольбы героя о том, чтобы судьба всех расставила по своим местам без его участия. Закончив чтение, как уже говорилось, фразой "Готовьте операцию!", я настоятельно прошу детей не дочитывать рассказ и самим придумать его финал. Необходимо напомнить детям, что в рассказе должно быть оправдано его название.

Начало следующего (третьего урока по теме) по-настоящему интересно для тех, кто выполнил задание и не дочитал рассказ. Мы говорим здесь о читательских ожиданиях и их мотивировке. Большинство склоняются к тому, что девушка должна умереть: слишком много аргументов в пользу такого финала. Есть ученики, придумывающие финалы чудесного спасения. Есть такие, которые обрывают повествование в самый интересный момент и оставляют читателя в неведении: выживет девушка или умрет. Для меня особенно ценно мнение учеников, следовавших в русле писательской логики. Неожиданный финал как бы повторяет неожиданное решение героя. Ученики, избравшие такой возможный поворот событий, проникаются булгаковской логикой повествования. Невозможное становится возможным. И здесь встает главный вопрос всего рассказа: почему? В ходе этого урока и последующих мы совместными усилиями пытаемся дать ответ на этот вопрос.

Дискуссия в начале урока предполагает выяснение убедительности аргументов в обосновании тех или иных читательских ожиданий на самом крутом повороте сюжета. Отмечу попутно, что когда я убеждаю учеников и коллег в необходимости параллельно вести анализ текста и анализ собственного его восприятия, собственной читательской реакции на текст, то уроки являются наиболее яркими и интересными и подтверждают правильность такого подхода. Главный итог - искренний детский восторг от того дела, которым они заняты. В поисках правильного решения задачи - угадать настоящий финал рассказа - важны аргументы в отстаивании своего выбора. Те, кто шел путем булгаковской логики, обратили внимание на недовольство юного врача собой. Это, пожалуй, главный мотив во всех размышлениях и переживаниях героя до рокового момента - до решения делать операцию. Важно вывести учеников на мысль о том, что при всей неожиданности решения героя, при всей значительности доводов против этого, в рассказе есть намек на такой возможный финал рассказа. При всей своей профессиональной несостоятельности юный врач недоволен собой, он мучительно переживает свое самозванство. Пятиклассники (не без помощи, конечно) видят в этой неудовлетворенности собой главную причину такого поворота событий. В сознании врача живет ужас собственного самозванства, неистребимое желание разрушить его, обрести имя - звание врача. Этот урок - серьезнейший разговор о соответствии себе, своему Имени, своему званию, своему назначению на земле.

Звание врача в рассказе Булгакова, как и любое человеческое звание, дается не людьми, не университетом, никем, кроме тебя самого. Ты сам его добываешь трудом, поступком, отвагой. Эта мысль, мысль об имени, о наименовании себя, была для Булгакова основополагающей. На уроке в пятом

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

классе мы, по сути, начинаем разговор, который завершится (если он вообще когда-нибудь может завершиться) в одиннадцатом классе размышлениями над тем, почему Мастер так гневно отвергает имя "писатель" и требует, чтобы его называли мастером. Утверждение героя после операции о том, что он не самозванец, настолько же справедливо, насколько ему безразлична теперь его моложавость. Его Поступок одарил его зрелостью, мудростью, знанием. Он с этого момента Мастер.

Не могу удержаться от соблазна поделиться с читателем мыслью, которая, в общем-то, не имеет прямого отношения к статье в жанре тематического планирования. Долгие годы мы все были заложниками всесильных и всеведающих во всех сферах жизни, науки, культуры дилетантов - секретарей горкомов, обкомов, генеральных секретарей - они поучали мастеров, как и что им делать. Отстаивание достоинства мастера - главного достояния человека, определение четкой границы между самоопределением, самоутверждением и самозванством в сознании и жизни моих учеников для меня как для учителя словесности главная профессиональная и человеческая задача. Стоит ли говорить о том, каков нравственный потенциал такого и подобных ему уроков литературы. Главное здесь, то, что называется, не пережать, не испортить все излишней пафосностью и назидательностью.

Чтение рассказа до конца с опорой на задания и вопросы подготавливает тему следующего урока: "Пространство и время в рассказе "Полотенце с петухом" (четвертый у р о к по теме). Это взгляд сверху на булгаковский рассказ. В самом конце нашего учебника пятого класса есть завершающая тема "Пространство и время в литературе". Я, разумеется, не раскрываю пятиклассникам премудрости хронотопа. Но, следуя изначально выбранной логике, постоянно ищу взаимосвязь жизни и литературы, жизни писателя и его произведений, проблем, которые нас волнуют и которые стали поводом к созданию тех или иных художественных произведений, мира юного читателя и того, чего он ждет от литературы. При работе над каждым разделом я готовлю детей к пониманию этой заключительной части программы класса.

Говоря о пространстве в литературном произведении, я обращаю внимание учеников на его связь со временем. Герой постоянно живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, в реальном пространстве и времени, участвует в реальных событиях, а с другой, он соотносит эти события и себя в них с тем, что он вспоминает, о чем мечтает, с прошлым и будущим. Я прошу учеников выделить в ходе рассказа эти два пласта. Говоря о том, что и по какому поводу вспоминает герой, мы выделяем доминирующую почти во всех произведениях писателя тему дома, который пришлось покинуть не по собственной воле, дома, с которым связаны самые лучшие дни, родного дома Булгакова на Васильевском спуске - спуске к Подолу в оставленном навсегда Киеве. Это понятно.

Но при первом знакомстве с творчеством Булгакова, при обращении к рассказу "Полотенце с петухом" пятиклассники узнают еще об одной проходящей чуть ли не через все творчество писателя особенности: в той или иной форме воплощающиеся воспоминания героев об опере. В прозу жизни врывается что-то совершенно неутилитарное, прекрасная сказка, самое театральное из всего театрального. Герои Булгакова живут оперными и романсовыми мелодиями, создавая защитную оболочку в среде, мало приспособленной для жизни. Свободное странствие, свобода странствования во времени и мыслимом пространстве, по мысли Булгакова, обеспечивает ощущение ее целостности и смысла.

Сопоставление реальных и мыслимых пространства и времени подводит нас ко второй главной проблеме этого урока - к вопросу о календарях событий и героев. Это вопрос об исторических календарях и о личных календарях героев, о вехах на их жизненных путях. Система отсчета времени была для Булгакова настолько существенной, что он порой прямо, нарочито ее обнажает. Вспомним начало романа "Белая гвардия": "Велик был год и страшен год по рождеству Христовом 1918, от начала же революции второй". Поскольку речь в рассказе идет об этом времени, я говорю детям о том, что когда-нибудь мы в старших классах будем читать роман, который начинается такими словами. Ученики должны понимать, что календарь - это не только то, что висит на стенке, это отношение ко времени,

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

к тому, какие праздники мы празднуем, какие из них празднуем искренне и осмысленно, а какие просто отмечаем без смысла и вдохновения. Вопрос о значительных событиях в жизни героя - это и есть вопрос о личном календаре героев. Необходимо, мне кажется, попросить учеников попытаться составить календарь лично значимого в их жизни и написать об этом в работе "Мой календарь".

Важно здесь дать представление о том, что понятие "календарь" многослойное: есть общие календари человечества, народа, страны, а есть семейные и личные календари. Вопросы эти простые, не требующие серьезных усилий детей, но они обращены к самым глубинным, коренным проблемам бытия, и дать им возможность хотя бы в самом далеком приближении задуматься о них мне представляется необходимым.

Обращение к проблеме пространства и времени в литературе в практическом плане подводит нас к понятиям сюжета и композиции, если рассматривать их как соответственно последовательность событий во времени и разворачивание рассказа во времени, со всеми, естественно, временными инверсиями и отходами. Поэтому, в качестве домашнего задания, составляя план рассказа, ученики выясняют особенности сюжета и композиции. Может быть, здесь стоит предупредить учеников о том, что пространство в литературе описывается, а время не только описывается, но и живет в литературе, поскольку произведение само живет во времени, соотносится со временем описываемых событий.

Урок о пространстве и времени естественно обозначает тему следующего пятого урока "Образы и символы в рассказе". Все содержание в рассказе фокусируется в смысл его названия - в тему петуха в рассказе. Готовясь к этому уроку, ученики собирают материал по "петушиной" тематике: глиняные и деревянные народные игрушки, самые разные изображения петухов, в том числе и вышивки, вспоминают сказки, стихотворения о них, делают свои рисунки. Все эти материалы объединяются вопросами: каков характер (или характеры) петухов, почему ему в культуре отведена такая большая и иногда почетная роль, место петуха (нелетающей птицы) среди других птиц. В качестве индивидуальных заданий к этому уроку предлагается написать небольшой этюд на тему "Как я петушился" и сделать сообщение "Галльский петух". Праздничность этого урока с самого начала обеспечивается выставкой всего принесенного детьми по "петушиной" тематике.

В приведенном материале мы выделяем одно качество петуха - его предрассветный крик. По учебнику берется культурологический комментарий, из которого ученики узнают о роли петуха в верованиях и мифах, где петух призывал солнце явиться на небе, где он становился глашатаем и творцом рассвета. Это невероятно поднимало эту, как уже говорилось, нелетающую птицу над всеми высоколетающими. Ведь рассвет по верованиям - это возрождение к дневной жизни после временной смерти - ночи. Петух поэтому предстает как оповещающий о возрождении, а может быть, и пробуждающий солнце, пробуждающий жизнь.

По учебнику же мы рассматриваем сцену пробуждения Петра троекратно прокричавшим петухом. Авторитет петуха как героя новозаветного сюжета серьезно вырастает в глазах пятиклассников. После такого широкого, многопланового обсуждения мы возвращаемся к рассказу Булгакова. "Могла ли вышить благодарная девушка врачу на полотенце ежика, перепелку или волка? " - звучит мой вопрос, на который дети отвечают единогласным - "нет". Петух жил в сознании девушки как символ возрождения, и поэтому вполне естественно она своему спасителю и подарила полотенце с петухом.

Важно здесь подчеркнуть, как изменяется цветовая гамма рассказа от первого упоминания о петухе в серый осенний вечер к последнему яркому снежному зимнему дню, такому яркому, как полотенце, как взгляд исцеленной, счастливой девушки. Очень существенно показать пятиклассникам по аналогии с финалом предшествующего урока, что человек живет не только собственной памятью, но и памятью мировой культуры, которая воплощается в конкретном произведении символами, такими, например, как петух в "Полотенце с петухом". Не случайно писатель в последней фразе обращается к теме памяти: "И много лет оно висело у меня в спальне в Мурьине, потом странствовало со мной. Наконец, обветшало, стерлось, продырявилось и, наконец, исчезло, как стираются и исчезают воспоминания". Такой грустный финал о

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

всеуничтожающем времени, об "исчезающих воспоминаниях", наверное, стоит объяснить детям как тонкую игру Булгакова с читателем. Ведь рассказ всем своим ходом как раз и опровергает эту банальную и здесь совершенно неуместную истину: воспоминания не исчезают, герой- повествователь помнит все до малейших подробностей, до запахов и красок.

Следующий шестой урок по теме - итоговый в изучении рассказа Булгакова - беседа о том, что дало каждому ученику изучение рассказа "Полотенце с петухом". Я предлагаю на выбор написать следующие работы; "Что мне больше всего понравилось в рассказе Булгакова "Полотенце с петухом", "Пересказ от третьего лица или от лица одного из второстепенных героев", "Как я понимаю, что такое чувство ответственности", прочитав один из рассказов цикла "Записки юного врача", написать на него отзыв по предложенному плану.

К этому уроку дети знакомятся с главой учебника "Размышления после чтения", и итоговое обсуждение ведется по основным направлениям этого текста. Для активизации неурочного чтения школьников я обязательно время от времени предлагаю ученикам пойти в библиотеку и подобрать материал на определенную тему. К седьмому и восьмому уроку дается общее задание - подобрать публицистический и художественный материла о войне. На этих уроках проводится читательская конференция, в ходе которой ученики представляют (можно в групповом варианте) прочитанные ими произведения, пытаясь точно определить основные черты художественных и публицистических произведений. Интересны опыты, когда эти произведения принадлежат одному писателю - стихи и очерки Симонова, Твардовского, рассказы и статьи Шолохова и т.д.

Следующие два урока (девятый и десятый) посвящены стихотворениям, написанным по определенным конкретным поводам. На этих уроках звучат произведения, пришедшие с прошлых двух уроков и еще не читанные, незнакомые ученикам. Это стихотворения, написанные во время войны двенадцатого года. От темы последней отечественной войны мы идем к отечественной войне прошлого века, сопоставляя стихотворения, посвященные конкретным событиям, прежде всего, связанным с Москвой. Эти стихотворения становятся прологом к стихотворению Пушкина "Во глубине сибирских руд...". И за ним следует серьезный исторически комментарий по учебнику. Мы продолжаем разговор о соотношении художественного и публицистического на примере эпистолярного материала: письмо как письмо и письмо как поэтическое послание.

Поэтическая переписка Пушкина и Одоевского вводит учеников в атмосферу высоких чувств и высокого их воплощения. Таким образом, литературоведческая проблематика тесно связана с выяснением нравственных вопросов. Размышления о пушкинском таланте дружбы, о его обращении к опальным друзьям в очень трудное для него самого время, когда он, сам совсем недавно вернувшийся из политической ссылки, не побоялся послать поэтический привет опальным друзьям. Стихи, портреты декабристов, фрагменты из фильма "Звезда пленительного счастья" позволяют вчувствоваться во время, проникнуться благородными чувствами и помыслами.

Итоговый (одиннадцатый) урок по теме посвящен формулированию основных отличий художественного и публицистического начал в литературе. В этом ученикам помогает выполнение домашнего задания по учебнику: сопоставить отрывки из очерка Булгакова "Москва строится" и "Собачьего сердца" и определить, где художественное, а где публицистическое произведение.

Два первые раздела объединены одной задачей - отделить произведения художественной литературы от всех других видов искусства, от всех других текстов, не претендующих на художественность, текстов, в которых решаются совсем иные "нехудожественные" задачи.

По сути, здесь формируется, на мой взгляд, совершенно необходимое для квалифицированного читателя качество - умение вполне осознанно определить, что есть художественное произведение. Один из моих учеников предложил свой способ определять художественное произведение: к художественному тексту можно поставить множество вопросов, он как бы откликается на эти вопросы, отвечает на них, у него есть глубина, в которую можно бесконечно вглядываться. А у "нехудожественного" текста такой глубины нет.

Что ж, мне кажется, лучше не скажешь.

стр. 65

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А.И. Княжицкий, От планирования материала к планированию деятельности // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204717604&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии