Эссе как один из видов школьного сочинения

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н.Л. Карнаух

Современные условия развития образования, в том числе и литературного, его гуманизация и гуманитаризация, выдвинули на первый план понятие "личности" ученика. Деятельность педагога должна быть направлена на раскрытие заложенных в ребенке потенций.

Новые концепции литературного образования школьников, представленные в различных программах по литературе 1 , также ориентированы на создание условий для личностного развития учеников, становления их читательской и творческой самостоятельности.

Так, программа по литературе (1994, 1997 гг.) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой утверждает необходимость "формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии творческих возможностей". Цели и задачи литературного образования программы под редакцией А.Г. Кутузова также включают "формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству". На развитие творческих способностей школьников нацелена программа для классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев под ред. М.Б. Ладыгина: "Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников 2 ". Программа по литературе, разработанная в РАО, под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого обеспечивает "формирование читательской культуры учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующей на их личные качества..." 3 . Цель литературного образования, в понимании петербургских методистов под руководством В.Г. Маранцмана, также связана с "влиянием на ценностные ориентиры личности" 4 . Обращена к ученику, "к совершенствованию его интеллектуальных и эмоциональных возможностей, к совершенствованию его личности, его нравственных качеств" 5 и программа авторского коллектива под редакцией А.И. Княжицкого.

Таким образом, ученые и методисты исходят из философского и психологического понимания личности как "творчески действующего человека" 6 .

В связи с этим уточняются и виды творческих письменных заданий, предлагаемых учащимся. В последние годы программы по литературе и русскому языку, современные учебники включают те прозаические литературные и речеведческие жанры, которые в большей степени нацелены на самораскрытие личности, выявление ее внутреннего своеобразия, среди них - письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, отзывы, рецензии, эссе.

Последний вид творческой работы в словесной культуре, начиная с истории его развития, утверждается как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего "я", на "безграничные поиски нас самих" (М. Монтень) 7 .

Следует учитывать и еще одно привлекательное качество эссе как жанра для образования школьников - его интегративное свойство, способность объединять разные способы описания мира: и научный, и религиозный, и эстетический. Современная философия образования также вырабатывает стратегию предоставления школьнику возможности знакомства с различными формами описания мира и человека, выбора и осуществления собственного поиска. А разновидности эссе (философские, духовные, исторические, литературно-критические и др.) позволяют говорить об интеграции в разных областях образования человека: духовном, научном, культурном. В более узком смысле - о связи художественной литературы, словесного творчества с философией, религией, историей, другими видами искусства и т.д.

Что же такое эссе как жанр литературного произведения?

С франц. essay - попытка, очерк, от лат. exagium - взвешивание, exigo - взвешиваю 8 , прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо... Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику 9 .

А что представляет эссе как вид школьного сочинения?

Эссе определяется как оригинальная творческая работа (программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, 1994, 1997г.) Занимает достойное место в программе и учебниках по литературе авторского коллектива под редакцией А.Г. Кутузова; выдвигается как ведущий жанр в программе, которую разработали петербургские методисты под руководством В.Г. Маранцмана (1998 и 2000 гг.) и где литература рассматривается в сопоставлении с другими видами искусства. Программы литературного образования школьников разных авторских коллективов под редакцией А.И. Княжицкого (2000 г.), М.Б. Ладыгина (1998 г.) также предлагают темы для создания эссе. Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной 10 (2000 г.) включает жанр эссе в основные виды устных и письменных работ: в 9-м классе как композиционную форму устной речи, в 10- 11-х классах как оригинальное произведение письменной речи, наряду с очерком, стихотворением и др. Новая программа (2000 г.), созданная под руководством Т.Ф. Курдюмовой, и учебник по литературе знакомят учащихся с этим древнейшим жанром словесной культуры, начиная с седьмого класса. Жанр эссе также указан в программе по русскому языку для учащихся общеобразовательных школ 10- 12-х классов (составитель А.И. Власенков), которая четко ориентирует учащихся на овладение "общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля, как эссе и разные виды очерка..." 11 . Обучение жанру эссе предусмотрено в программе авторского коллектива под редакцией М.С. Разумовской и П.А. Леконта. В учебнике по русскому языку 9 класса для общеобразовательных школ в разделе "Речь" (автор - В.И. Капинос) и параграфе "Углубление знаний о стилях и жанрах речи" 12 дается определение жанра, приводятся примеры эссеистического стиля, предлагается написать сочинение-эссе.

В методической литературе также активно фигурирует этот жанр. В новом учебнике по методике преподавания литературы под редакцией О.Ю. Богдановой (автор главы "Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы" - С.А. Леонов) сочинение-эссе относится к группе текстов, "предполагающих определенную интерпретацию исходного текста" (по жанровой классификации Т.А. Ладыженской) и виду творческой работы, которая рассчитана на авторскую индивидуальность ученика (жанровая классификация Ю.А. Озерова) 13 . Среди методистов, которые также признают за эссе право на существование в школе, - Т.А. Калганова, С.А. Котельникова, Е.С. Романичева, Е.И. Никитина 14 . Они опираются на вышеуказанное определение эссе как литературного произведения, предлагают небольшие комментарии, литературные и школьные образцы для анализа. Е.И. Никитина разрабатывает методику подготовки учащихся восьмых классов к одному из разновидностей жанра - эссе-воспоминанию.

Методисты отмечают сложности в оценке такого вида творческой работы. Обращаясь к учащимся, избравшим для себя в качестве сочинения жанр эссе, Е.С. Романичева предупреждает, что в силу нетрадиционности "отношение к такой работе может быть неоднозначным. Если вы решились на нее на экзамене, особенно вступительном, будьте готовы к защите ее на апелляционной комиссии" 15 . Какой же вывод - не писать?

Другие методисты обращают внимание, что творческая работа учащегося будет отличаться от "произведений зрелого Мастера", созданных в этом жанре 16 .

Таким образом, мы видим, что эссе включаете?! в программы как по русскому языку, так и по литературе, привлекает внимание методистов и как композиционная форма устной речи, и как оригинальное прозаическое произведение школьного литературного творчества, и как сочинение-интерпретация, и даже разновидность рецензии 17 . Возникает также необходимость уточнить критерии оценки в отношении сочинения-эссе, учитывая его специфику как жанра.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

Между тем эссе активно вторгается в школьную жизнь. Во время проведения олимпиад, туров интеллектуального марафона, на вступительных экзаменах в вузы этот жанр предлагается участникам в качестве конкурсной работы, причем не только там, где предметная область - литература и русский язык, но и история, иностранные языки.

Новые информационные технологии и средства обучения в образовании предполагают участие школьников в различных телекоммуникационных играх, викторинах и конкурсах, где в качестве творческого задания нередко предлагается написать эссе. В данном случае это тот жанр малой прозы, которому отдает дань современный телекоммуникационный обмен, он преобладает в электронных средствах печати (в версиях литературных журналов и на всевозможных страничках). Это еще раз говорит о том, что необходимо обучение подобному виду творческой работы.

Конечно, не каждый ученик, в том числе выпускник, способен писать в этом жанре. И мы не призываем отказаться от различных форм школьного сочинения. И тем не менее учитель должен быть готов к встрече с иными жанрами сочинения, в том числе и в качестве выпускного и, если два-три ученика из класса будут писать эссе, можно и нужно учить этому, тем более жанр должен найти свое место в работе с творческими детьми.

Итак, в процессе подготовки учащихся к созданию эссе мы определили следующие этапы:

* знакомство с эссе как жанром литературного произведения и разъяснение основных жанрообразующих признаков;

* узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);

* анализ ученических образцов и творческие задания для учащихся.

На первых вводных уроках мы знакомим с определением жанра эссе как литературного произведения (см. словарную статью) и просим выделить его основные признаки: небольшой объем, конкретную тему, открыто личностное ее осмысление, свободную композицию, парадоксальность и афористичность, разговорную интонацию и лексику.

Обращаем внимание учеников на основную цель эссе - "...главное - заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении" 18 (О. Ванштейн).

Останавливаемся на истории создания жанра: родоначальник эссе - французский философ Мишель Монтень (1533- 1592), с издания его "Опытов" (1580) в словесной европейской культуре бытует этот жанр. Затем предлагаем ответить на вопросы:

Случайно ли эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинства человека? О чем свидетельствует тот факт, что у эссе есть индивидуальный творец?

Каково существенное свойство этого жанра?

Итак, с тех пор как эссе утвердилось в виде специфического жанра, его отличает подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе. Это первое свойство жанра.

Однако наличие конкретной темы, вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Это следующий признак жанра. Писатель характеризует явление с разных сторон, не охватывая при этом его полностью. В эссе предмет или явление служит побуждающей силой для мыслей пишущего. Или автор "ходит кругами" вокруг конкретной темы, словно "плетет кружево" или "паутину" повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой.

Его можно наблюдать, анализируя названия. Часто в них появляется предлог "о", так как заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части и целого), или является первоначальной точкой рассуждения автора, или вообще не связано напрямую с тематикой эссе. Не случайно и наличие союзов "как" и "или".

Учащимся предлагается прочитать названия эссе и проследить указанное свойство: "О совести", "О добродетели", "Об именах", "О предсказаниях", "О книгах", "О дружбе", "О воспитании" (Мишеля

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

Монтеня); "Книга, как врата мира", "О стихотворениях Гете" (классика австрийской литературы Стефана Цвейга); "Беспощадная Европа, или путешествие с пятого на десятое", "Литератур как наиболее общее явление" (Роберта Музиля - одного из ведущих писателей западноевропейской литературы XX века); "Поэзия, или Неисповедимые законы", "О Гете", "О Шатобриане" (французского писателя Марселя Пруста); "О собеседнике", "О природе слова", "Разговор о Данте" (замечательного русского поэта Осипа Мандельштама); "Пушкин, или Правда и правдоподобие" (Владимира Набокова - выдающегося писателя русского зарубежья); "Как читать книгу" (Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии); "Восхождение на Эверест, или исповедь переводчика" (современного поэта и переводчика Владимира Саришвили).

Спросим учащихся, характеризуют ли данные заголовки особенности мыслительного процесса эссеиста? Могут ли они, опираясь только на названия, заранее судить о содержании работ?

Далее сообщаем, что эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому, т.е. знакомим сразновидностями эссе.

Следует учитывать и еще одну особенность этого жанра, в котором могут соединиться различные способы освоения мир а: и художественный, и научный, и религиозный. Например, философское эссе может содержать литературные и критические оценки, а литературно-критическое - философские проблемы.

Следующей особенностью эссе является то, что оно может воплощаться в различные литературные формы: это и моральная проповедь, и статья, и дневник, и рассказ, и исповедь, и речь, и очерк, и письмо, и слово, и др. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе тем не менее сохраняет свою специфику и жанровую самостоятельность.

Предлагаем ребятам прочитать названия следующих работ и определить, какие литературные формы используют авторы: "Политическая исповедь молодого человека", "Эскиз познания поэта" (Роберта Музиля); "Заметки о поэзии" (Осипа Мандельштама); "Похвала скуке" (Речь, которая была произнесена перед выпускниками Дартмутского колледжа в июне 1989 года) и "Письмо президенту" (Иосифа Бродского); "Ответ на анкету", "Неотправленное письмо певице" (Германа Гессе); "Слово о Пушкине" (Фазиля Искандера).

Выясняем, встречали ли учащиеся эссе, написанные в других формах? Предлагаем подобрать свои примеры.

Еще раз обратим внимание учащихся на то, что для автора эссе главное (как уже отмечалось) - личное постижение мира и отношение к нему. В качестве же способов такого освоения он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации, уподобления. Из многочисленного арсенала художественных средств автор выбирает метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

Таким образом, мы выявили специфику эссе как жанра и можем уточнить жанровые признаки: подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора (как существенный жанрообразующий фактор); свободное владение темой; открытость жанра, его "пограничность" и интегративность (включение различных способов освоения действительности, воплощение в разных литературных формах). Указали разновидности эссе (философские, литературно-критические, исторические, художественные и др.), обратили внимание на средства художественной выразительности, используемые авторами.

И все-таки зададимся вопросом, какой из признаков станет ведущим? Существует, по словам Роберта Музиля, та "решающая мысль", для которой каждый эссеист найдет только ей присущий "облик- выражение" 19 и которая предполагает (как обязательное условие) непредсказуемые выводы, неожиданные повороты, интересные сцепления. Это непременно диалог, полемика, и прежде всего - с самим собой. Читатель же следит за красотой мысли автора, пытается разгадать загадку эссе. Вот на поиск такой оригинальной идеи (даже на довольно традиционном материа-

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

ле) должен быть нацелен каждый, кто хочет раскрыть для себя этот жанр.

Следующий этап подготовки учащихся - анализ образцов эссе. В качестве примеров могут быть подобраны тексты русских и зарубежных авторов: М. Цветаевой, О. Мандельштама, В. Набокова, В. Гроссмана, И. Эренбурга, Н. Рериха, И. Бродского, С. Залыгина, А. Солженицына, В. Ерофеева, Ф. Искандера, Е. Чернова, Т. Толстой, И. Клеха, М. Харитонова, С. Цвейга, Э. По, М. Пруста, Г. Гессе, У-Х. Одена, Х-Л. Борхеса, М. Павича и многих других.

Цель учителя - на конкретных примерах научить определять признаки жанра, выявлять способы постижения действительности и средства художественной выразительности, которые избирают авторы эссе, видеть оригинальность замысла писателя.

Интересно для анализа эссе о России В. Набокова "Кэмбридж" 20 . Этот текст позволяет показать, как эссе интегрирует возможности других жанровых систем, включая очерковое начало.

"Есть милая поговорка: на чужбине и звезды из олова. Не правда ли? Хороша природа за морем, да она не наша и кажется нам бездушной, искусственной. Нужно упорно вглядываться, чтобы ее прочувствовать и полюбить; а, спервоначала, оранжерейным чем-то веет от чуждых деревьев, и птицы все на пружинках, и заря вечерняя не лучше сухонькой акварели. С такими чувствами въезжал я в провинциальный английский городок, в котором, как великая душа в малом теле, живет гордой жизнью древний университет. Готическая красота его многочисленных зданий (именуемая колледжами) стройно тянется ввысь; горят червонные циферблаты на стремительных башнях; в проемах вековых ворот, украшенных лепными гербами, солнечно зеленеют прямоугольники газона; а против этих самых ворот пестреют выставки современных магазинов, кощунственные, как цветным карандашом набросанные рожицы на полях вдохновенной книги.

Взад и вперед по узким улицам шмыгают, перезваниваясь, обрызганные грязью велосипеды, кудахтают мотоциклы и, куда ни взглянешь, везде кишат цари города Кэмбриджа - студенты: мелькают галстухи наподобие полосатых шлагбаумов, мелькают необычайно мятые, излучистые штаны, всех оттенков серого, начиная с белесого, облачного и кончая темно-сизым, диким, - штаны, подходящие на диво под цвет окружающих стен.

По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо. После завтрака, напялив лиловые, зеленые, синие куртки, улетают они, что вороны в павлиньих перьях, на бархатные лужайки, где до вечера будут щелкать мячи, или на реку, протекающую с венецианской томностью мимо серых, бурых стен и чугунных решеток, - и тогда Кэмбридж на время пустеет: дюжий городовой зевает, прислонясь к фонарю, две старушонки в смешных черных шляпах гагакают на перекрестке, мохнатый пес дремлет в ромбе солнечного света... К пяти часам все оживает снова, народ валом валит в кондитерские, где на каждом столике, как куча мухоморов, лоснятся ядовито-яркие пирожные.

Сижу я, бывало, в уголке, смотрю по сторонам на все эти гладкие лица, очень милые, что и говорить, - но всегда как-то напоминающие объявления о мыле для бритья, и вдруг становится так скучно, так нудно, что хоть гикни и окна перебей...

Между ними и нами, русскими, - некая стена стеклянная; у них свой мир, круглый и твердый, похожий на тщательно расцвеченный глобус. В их душе нет того вдохновенного вихря, биения, сияния, плясового неистовства, той злобы и нежности, которые заводят нас, Бог знает, в какие небеса и бездны; у нас бывают минуты, когда облака на плечо, море по колено, - гуляй, душа! Для англичанина это непонятно, ново, пожалуй, заманчиво. Если, напившись, он и буянит, то буянство его шаблонно и благодушно, и, глядя на него, только улыбаются блюстители порядка, зная, что известной черты он не переступит. А с другой стороны, никогда самый разъимчивый хмель не заставит его расчувствоваться, оголить грудь, хлопнуть шапку оземь... Во всякое время - откровенности коробят его. Говоришь, бывало, с товарищем о том, о сем, о стачках и скачках, да и сболтнешь по простоте душевной, что вот, кажется, всю кровь отдал бы, чтобы снова увидеть какое-нибудь болотце под Петербургом, - но высказывать мысли такие непристойно; он на тебя так взглянет, словно ты в церкви рассвистался.

Оказалось, что в Кэмбридже есть целый ряд самых простых вещей, которых, по тради-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

ции, студент делать не должен. Нельзя, например, кататься по реке в гребной лодке, - нанимай пирогу или плот; не принято надевать на улице шапку - город-де наш, нечего тут стесняться; не полагается здороваться за руку, - и, не дай Бог, при встрече поклониться профессору: он растерянно улыбнется, пробормочет что-то, споткнется. Немало законов таких, и свежий человек нет-нет да и попадет впросак. Если же буйный иноземец будет поступать все-таки по-своему, то сначала на него подивятся - экий чудак, варвар, - а потом станут избегать, не узнавать на улице. Иногда, правда, подвернется добрая душа, падкая на зверей заморских, но подойдет она к тебе только в уединенном месте, боязливо озираясь, и навсегда исчезнет, удовлетворив свое любопытство. Вот отчего, подчас, тоской набухает сердце, чувствуя, что истинного друга оно здесь не сыщет. И тогда все кажется скучным, - и очки юркой старушки, у которой снимаешь комнату, и сама комната с ее грязно- красным диваном, угрюмым камином, нелепыми вазочками на нелепых полочках, и звуки, доносящиеся с улицы, - крик мальчишек-газетчиков: пайпа! пайпа!..

Но ко всему привыкаешь, подлаживаешься, учишься в чуждом тебе подмечать прекрасное.

Блуждая в дымчатый весенний вечер по угомонившемуся городку, чуешь, что, кроме пестряди и суеты жизни нашей, есть в самом Кэмбридже еще иная жизнь, жизнь пленительной старины. Знаешь, что ее большие, серые глаза задумчиво и безучастно глядят на выдумки нового поколения, как глядели сто лет назад на хромого, женственного студента Байрона и на его ручного медведя, запомнившего навсегда родимый бор, да хитрого мужичка в баснословной Московии.

Промахнуло восемь столетий: саранчой налетели татары; грохотал Иоанн; как вещий сон, по Руси веяла смута; за ней новые цари вставали золотыми туманами; работал Петр, рубил сплеча и выбрался из лесу на белый свет; - а здесь эти стены, эти башни все стояли, неизменные, и все так же, из году в год, гладкие юноши собирались при перезвоне часов в общих столовых, где, как ныне, лучи, струясь сквозь расписные стекла высоких окон, обрызгивали плиты бледными аметистами, - и все так же перешучивались они, юноши эти, - только, пожалуй, речи были бойче, пиво пьянее...

Я об этом думаю, блуждая в дымчатый весенний вечер по затихшим улицам. Выхожу на реку.

Долго стою на выгнутом, жемчужно-сером мостике, и поодаль мостик такой же образует полный круг со своим отчетливым, очаровательным отражением. Плакучие ивы, старые вязы, празднично пышные каштаны холмятся там и сям, словно вышитые зелеными шелками по канве поблекшего, нежного неба. Тускло пахнет сиренью, тиневеющей водой... И вот по всему городу начинают бить часы... Круглые, серебряные звуки, отдаленные, близкие, проплывают, перекрещиваясь в вышине и на несколько мгновений повиснув волшебной сеткой над черными, вырезными башнями, расходятся, длительно тают, близкие, отдаленные, в узких, туманных переулках, в прекрасном вечернем небе, в сердце моем... И глядя на тихую воду, где цветут тонкие отражения - будто рисунок по фарфору, - я задумываюсь все глубже, - о многом, о причудах судьбы, о моей родине и о том, что лучшие воспоминания стареют с каждым днем, а заменить их пока еще нечем...

Предлагаем вопросы для учащихся:

Проанализируйте композицию эссе, как определил жанр этого произведения сам автор. Как перекликаются первые три предложения текста и последнее?

В чем смысл названия? Как заголовок отражает одно из свойств жанра?

Можно ли назвать эту работу очерком или путешествием по Кэмбриджу?

Обратите внимание на синтаксическую организацию текста.

Каковы его лексические особенности?

Укажите художественные средства, используемые автором.

Просим учащихся вспомнить свои впечатления от путешествий, встреч с другими уголками страны и мира и предлагаем написать вступление к такому воспоминанию, а затем определить, к какому жанру (эссе, очерку, путевым заметкам, воспоминанию, страничке из дневника) они отнесли бы свою работу и почему.

Возвращаемся к мысли, что желание раскрыть свою мысль наиболее полно диктует эссеисту поиск формы высказывания и художественных и языковых средств ее воплощения. Оригинальная, интересная мысль автора ищет только ей присущий облик - выражение. Исследователи говорят на примере эссе о сплаве мысли и образа. Может быть, не случайно поэтому многие эссеисты - и прозаики, и поэты.

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

Например, крупнейший англоязычный поэт Уистон Хью Оден (1907 - 1973) на одну и ту же тему создал и эссе ("Общество против покойного господина Уильяма Батлера Йейтса"), и стихотворение "Памяти Уильяма Батлера Йейтса (умершего в январе 1939 года)"). Фазиль Искандер также пробует себя в разных жанрах: его перу принадлежит эссе "Моцарт и Сальери" и одноименное стихотворение.

Предлагаем выполнить следующее задание:

Сравните небольшое эссе писателя "Душа и ум" 21 со стихотворением такого же названия,

Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение?

Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для эссе?

Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора?

Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.

Душа и ум

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в "Идиоте" Достоевского, таковы "Старосветские помещики" Гоголя, "Простая душа" Флобера, Герасим в "Муму" Тургенева, Матрена в "Матренином дворе" Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире - творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми - умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Душа и ум

Когда теченье наших дум

Душа на истину нацелит,

Тогда велик и малый ум,

Он только медленнее мелет.

Душа есть голова ума,

А ум - его живая ветка.

Но ум, порой, сходя с ума,

- Я сам! - кричит, как малолетка.

Своей гордынею объят,

Грозит: - Я мир перелопачу! -

И, как безумный автомат,

Он ставит сам себе задачу.

И постепенно некий крен

Уже довлеет над умами,

Уже с трибун или со стен

Толпа толпе долбит: - Мы сами!

И разрушительный разбег

Однажды мир передраконит.

...Вдруг отрезвевший человек,

Схватившись за голову, стонет.

Сбирая камни, путь тяжел,

Но ум, смирившийся погромщик,

Работает, как честный вол,

Душа - надолго ли? - погонщик.

Целесообразно обращать учащихся к анализу образцов литературно- критических эссе, например, рижских исследователей П. Вайля и А. Гениса, ныне живущих в Америке, литературоведа В. Непомнящего и других авторов. Именно к этому виду эссе чаще всего будут обращаться учащиеся, если тема школьного сочинения полемически заострена и предлагает в качестве рассмотрения литературный материал, например, "Устарел ли Горький?", "Все может статься с человеком", "Спасительна или гибельна ложь?" и др.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

Предлагаем учащимся прочитать любое эссе из книги "Родная речь" 22 и подумать над вопросами:

Что показалось неожиданным в восприятии художественной литературы авторами? Что в их размышлениях особенно интересно, может быть, спорно?

Согласились бы вы с мнением Андрея Донатовича Синявского 23 , что ""Родная речь" Вайля и Гениса - это обновление речи, побуждающее читателя, да будь он семи пядей во лбу, заново перечесть всю школьную литературу. Прием этот, известный издревле, называется отстранением. Чтобы им воспользоваться, нужно не так уж много, всего лишь одно усилие: посмотреть на действительность и на произведение искусства непредвзятым взглядом. Как если бы вы их читали впервые. И вы увидите: за каждым классиком бьется живая, только что открытая мысль. В нее хочется играть".

Какие возможности открывает авторам жанр эссе? Случайно ли они избирают этот жанр для своих литературно-критических работ?

(Продолжение следует)

Кроме цитируемых источников материал об эссе как литературном жанре и виде школьного сочинения можно найти и в других пособиях 24 .

В продолжении мы расскажем о третьем этапе обучения сочинению- эссе, об особенностях оценки такого вида творческих работ, прорецензируем эссе, написанные школьниками.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. М., 1998.

2 Там же. С. 9, 93, 160.

3 Программа общеобразовательного учреждения. Литература 5-11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого. М., 1997. С. 4.

4 Программа по литературе для 5-9 кл. средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб., 1998; Программа по литературе для старших классов средней школы. 2-е изд., испр. СПб., 2000.

5 Княжицкий А.И. и др. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 кл. М., 2000.

6 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 58.

7 Sewanee-Review, Sewanee, TN (SR). 1988 Fall, 96:4. С. 512 (перевод Ситниковой Н.Л.).

8 Краткая литературная энциклопедия / Под ред. А.А. Суркова. М., 1975. С. 961.

9 Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 516.

10 Программа литературного образования. 5- 11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. М., 2000.

11 Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М., 1997. С. 6.

12 Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов / Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М., 1999. С. 189-198.

13 Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. С. 371.

14 Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997. С. 133 - 143; Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре //Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе. М., 1997. С. 101 - 103; Котельникова С.А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе // Русский язык в школе. N 1. 1998. С. 14-15; Никитина Е.И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. N 3. 1999. С. 3-10.

15 Романичева Е.С. Указ. соч. С. 102.

16 Никитина Е.И. Указ. соч. С. Ю.

17 Калганова Т.А. Указ. соч. С. 116.

18 Ванштейн О. Для чего и для кого писать эссе? //Литературная учеба. 1985. N 2. С. 215-217.

19 Музиль Р. Человек без свойств. М., 1994. С. 294.

20 Набоков В.В. Как я люблю тебя: Стихотворения, поэма, эссе о России. М., 1994. С. 337 - 340.

21 Искандер Ф. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи. Екатеринбург, 1999. С. 634, 699.

22 Вайль П., Генис А. Родная речь. М., 1995. С. 190.

23 Синявский А.Д. (псевд. Абрам Терц) - автор эссеистической прозы "Мысли врасплох", писатель русского зарубежья // Цит. по кн.: Родная речь. С. 5.

24 См.: Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие- тетрадь по литературному моделированию. М., 1999. С. 166-169; Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение "На отлично". СПб, 2000. С. 73 - 74; Черноземова Е.Н. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1998. с. 34 - 47; Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX - XX вв. М., 1988. С. 8 - 379; Эпштейн М.Н. Эссе об эссе // Опыты = Ed. СПб.; Париж, 1994. N 1. С. 22-24.

стр. 59

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н.Л. Карнаух, Эссе как один из видов школьного сочинения // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204717568&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии