"...Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой..." Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы XVIII в.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т.А. Калганова

Бесспорна роль уроков литературы в нравственном воспитании подрастающего поколения, так как художественная литература дает читателю обширные знания жизни, обогащает его эмоциональным переживанием прочитанного и, следовательно, делает знания личностно значимыми.

Духовное состояние общества - всегда предмет заботы и внимания отечественной литературы, ибо оно зависит от целого комплекса проблем, связанных с физическим и нравственным здоровьем человека, с его представлениями о жизненных ценностях, о сохранении окружающей среды, о месте человека в обществе и природе, об отношениях мужчины и женщины и многое другое.

В школьные годы закладываются те представления о нравственных ценностях, которые определяют жизнь человека. Ядро их составляют понятия "любовь", "семья", "добро", "совесть", "честь" и др. В связи с этим значительное внимание на уроках литературы должно уделяться таким фактам биографии писателей и тем произведениям, которые подчеркивают роль детства и семьи в становлении человека, в формировании его личности.

Рассматривая литературу как искусство слова, прежде всего важно учитывать силу ее воздействия на читателя и анализировать и истолковывать смысл художественных произведений таким образом, чтобы усилить это воздействие.

Опираясь на традиции целостного анализа художественных произведений, необходимо выделить в них нравственно-этическую проблематику.

Литература дает читателю уникальную возможность осмыслить вместе с героями как положительный, так и отрицательный жизненный опыт и дать этому оценку. В осознании всего отрицательного, его неприятии и осуждении заложена возможность форми-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

рования личности, умеющей распознать негативные явления жизни и противостоять им.

Предлагаемая методика основана на работе учащихся с художественным текстом, при которой они учатся понимать язык чувств и переживаний героев, сопереживать им и оценивать их устремления, поступки, жизненную позицию.

Одновременно решается важная задача освоения учащимися основного крута нравственных понятий (сострадание, верность, самоотверженность, скромность, порядочность, преданность, целомудрие, ответственность, материнство, отцовство, взаимное уважение и др.) и введение их в сознание и активный словарь школьников путем создания специальных речевых ситуаций.

С произведениями русской литературы XVIII века школьники знакомятся в основном в IX классе, в котором изучаются произведения Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина.

Именно поэтому в IX классе нужно дать учащимся представление об эпохе, ее культуре - дворянской и народной. Это может быть лекция, в которой изложение событий, фактов, явлений подкрепляется наглядными примерами из художественной литературы, иллюстрациями картин, что позволит школьникам ощутить своеобразие эпохи. В ходе лекции учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы и показывает пути их решения, либо, организуя беседу, привлекает самих учащихся к поиску верных ответов. На уроке-лекции нужно подчеркнуть, что русские люди начала века многому учились на Западе, но они не бездумно перенимали иноземный опыт, они отобрали все лучшее, не забывая отечественных традиций. Передовые люди века высмеивали слепое преклонение перед всем иностранным, стремились пробудить в соотечественниках чувство собственного достоинства, уважение к истории и культуре своей страны, ибо это одна из важнейших сторон нравственной культуры человека.

С целью углубления и расширения знаний учащихся о русской литературе XVIII века вводятся имена Г.Р. Державина, И.И. Дмитриева, А. Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера. Включаются народные песни, обычаи, обряды, поверья, пословицы, поговорки.

Основные качества литературы XVIII века - гражданственность, воспитательный, просветительский характер, актуальность поднимаемых проблем - позволяют повести с учащимися разговор как о высоких идеалах, положительных героях, так и человеческих пороках, мешающих утверждению здорового образа жизни.

В связи с тем, что язык произведения XVIII века сложен для девятиклассников, необходим подробный комментарий текста, разъяснение устаревших слов и выражений. Это будет способствовать формированию эстетического восприятия литературы данного периода, стало быть и освоению нравственного потенциала ее содержания.

Ниже приводится необходимый материал для обзора культуры и литературы этого времени, что подготовит учащихся к восприятию художественных произведений, вопросы для беседы, задания и упражнения, выполнение которых способствует формированию нравственных качеств учащихся.

Начало XVIII века ознаменовано преобразованиями Петра I. Характерным признаком этого времени явилось освоение русским дворянством западной культуры и создание самобытной национальной культуры нового времени.

Безусловный авторитет церкви, хранительницы сложившихся устоев, был поколеблен, она стала подчиняться государственной власти.

Петр I стремился привлечь на свою сторону многочисленное духовенство, относившееся к реформам в основном отрицательно. Но среди служителей церкви были и верные царю люди, поддерживавшие его начинания. В их проповедях уделялось внимание обоснованию неограниченной власти монарха над своими подданными, прославлению его деятельности.

Жизнь дворянства, верхушки общества, все больше отдалялась от национальных устоев. Складывался новый быт на европейский манер: бояре и дворяне по указанию Петра I вынуждены были стричь бороды, носить одежду иностранного покроя, отдавать детей на обучение в чужие края, выезжать на ассамблеи с женами, молодыми дочерями и сыновьями.

Ассамблеи - общественные собрания, введенные Петром I, чтобы создать при дворе светское общество по западноевропейскому образцу. Позже они стали называться балами и давались как при дворе, так и в дворянских домах.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Вот как описывает А.С. Пушкин в романе "Арап Петра Великого" ассамблею петровского времени: "Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближенных. Он оделся и поехал за Корсаковым. <...>

Придворный лакей отворил им двери настичь, и они вошли в залу. Корсаков остолбенел... В большой комнате, освещенной сальными свечами, которые тускло горели в облаках табачного дыма, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпою двигались взад и вперед при беспрерывном звуке духовой музыки. Дамы сидели около стен; молодые блистали всею роскошию моды. Золото и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась как стебель их узкая талия; алмазы блестели в ушах, в длинных локонах и около шеи. Они весело повертывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев. Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кирилловны, а робронды и мантильи как-то напоминали сарафан и душегрейку <...>

Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали..."

Сторонники нововведений Петра не видели положительного начала в русской национальной культуре прошлого, считали ее полностью устаревшей и стремились преодолеть ее и переделать. Противники преобразований не принимали чуждой европейской культуры, считая, что с ее введением начинается крушение старинных нравов и устоев жизни.

В начале века происходит разделение культуры на дворянскую и крестьянскую, наряду с религиозной возникает светская культура.

Для этого времени характерен переход от теоцентристского к антропоцентристскому пониманию мира. Это сложный, противоречивый процесс. Знание и вера не были еще разделены. Люди XVIII века были православными, верили в Бога и не выступали в целом против религии. Однако многие из них не признавали средневекового аскетизма, стояли за освобождение личности от страха перед Богом, за осознание ею необходимости соблюдать нравственные нормы и правила поведения.

Наряду с религиозными представлениями о нормах нравственности вырабатывались и светские представления о правилах поведения, связанные с гуманистическими взглядами русских и западноевропейских просветителей.

Характерной чертой времени явилось обращение к классическому наследию античности, осмысление римской и греческой культуры и использование ее для развития светской культуры.

В начале XVIII века была переведена с немецкого на русский язык и издана в России книга "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению". Она учила хорошим манерам. Например, в книге были такие наставления: "Повеся голову и потупя глаза на улице не ходить и на людей косо не заглядывать, глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, при встрече со знакомым за три шага шляпу снять приятным образом, а не мимо прошедши оглядываться, в сапогах не танцевать, в обществе в круг не плевать, а на сторону, в комнате или в церкви в платок громко не сморкаться и не чихать, перстом носа не чистить, губ рукой не утирать, за столом на стол не опираться, руками по столу не колобродить, ногами не мотать, перстов не облизывать, костей не грызть, ножом зубов не чистить, головы не чесать."

Молодые люди должны быть вежливыми, т.е. уметь здороваться и прощаться, желать другим здоровья, благодарить за помощь, в разговоре поддерживать беседу, управлять своими чувствами, сдерживаться и не показывать плохое настроение. В человеке ценились доброжелательность, внимание, умение выслушать собеседника - и все это внушалось юношеству.

Так закреплялся этикет 1 дворянского общества, однако это не означало, что на Руси до этих пор не существовало сложившихся норм поведения людей. Они были и закреплялись в пословицах, поговорках, обычаях, обрядах, которые передавались из поколения


--------------------------------------------------------------------------------

1 Этикет (франц.) - установленный порядок поведения. Это понятие включает и форму, манеры поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том обществе, в котором человек живет.

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

в поколение. Нравственные нормы допетровского времени были собраны в "Домострое".

Не стоит забывать русскую пословицу: "По одежке встречают, по уму провожают". Внешняя сторона человеческих взаимоотношений (этикет), манера поведения оказываются недостаточны без внутренней культуры человека, без образованности, без соблюдения им нравственных правил.

В дворянском обществе складывается любовно-галантный этикет: "В модах того времени царила искусственность, например, появляется обязательный парик. Парики пудрили и для того, чтобы они хорошо сидели, надевали на остриженную голову. На лицо налепляли мушки, которые делались из тафты или из бархата. Место, куда прилеплялись мушки, не было случайным. Например, мушка в углу глаза означала: "Я вами интересуюсь". А поскольку в руках женщины был веер, движения которого также получали особый смысл (например, резкое закрывание веера означало: "Вы мне интересны! "), то комбинации мушек и игры веера создавали своеобразный язык кокетства.

Балы, танцы, пение - вот женские занятия в дворянском обществе. В верхах установился обычай не кормить детей грудью, для этого приглашались кормилицы.

К концу века идеалом женской красоты становятся естественность и простота. Женщины сокращают употребление красок. Бледность стала обязательным элементом женской привлекательности" 2 .

У народа сложился иной взгляд на красоту. "Светская полувоздушная красавица кажется поселянину решительно невзрачною. В описаниях красавицы в народных песнях не найдется ни одного признака красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья" 3 .

Народное понятие красоты связано прежде всего со здоровым образом жизни. Девушки и юноши много трудились. Их отдых и общение проходили на глазах взрослых: игры, проводы, зимними вечерами посиделки в чьей-нибудь избе с вышиванием, прялкой, с песнями.

Девушке из светского общества не прилично было появляться на улице без сопровождения старших, к молодым людям приставлялись крепостные дядьки. Обычай запрещал женщине курить и пить вино, стоял на страже здоровья будущего поколения.

Родительская воля в выборе суженого (суженой) долгие годы определяла семейный быт. Этот обычай отразился в пословицах и поговорках: "Свадьба-судьба", "Стерпится-слюбится", "И любя поженишься, да наплачешься", "Не всякая девица невеста, что приглянется", "Не ищи красоты, ищи доброты".

Достижением петровских реформ, безусловно, явилось развитие образования, что было необходимо для перестройки во всех областях жизни. Была создана сеть разнообразных школ: навигацких, медицинских, оружейного, горного дела и др., в которых могли учиться "ребятки изо всяких чинов людей", кроме крепостных. Открывается Академия наук, а в середине века в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова был основан Московский университет и при нем гимназия.

Важным шагом на пути просвещения стало образование женщин. Неграмотная дворянка в послепетровское время - сатирический образ. Женщина не служила на государственной службе, но ее роль в быту, семье и культурной жизни была значительной.

"Благочестивая народная старина, крепко-накрепко держащаяся за прадедовские заветы, сберегла изречения о детях, в них отразилась мудрость народа: "Дай-то Бог деток народить, дай-то Бог деток вскормить", "Кому детей родить, тому и кормить!", "Счастлив отец в сыновьях, мать - в дочерях". Но крылатое народное слово оговаривается: "Детки деткам рознь". Как бы в пояснение к этому подсказанному житейским опытом присловью ведет народ и такие речи о детях, как: "Добрый сын - всему свету завидище, блудный сын - ранняя могила отцу", "Детки хороши - отцу-матери венец, худы - отцу-матери конец". От опечаленных детьми родителей пошли гулять по свету такие поговорки: "У кого детки, у того и бедки", "С малыми детками горе, с большими - вдвое".

Твердо памятует честной деревенский люд изречение: "Умей дите родить, умей и научить!", "Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло".

Видя в сыновьях своих кормильцев на старость лет, крестьянин сложил, пустил гулять по неоглядной народной Руси такие ходячие слова: "Корми сына до поры, придет пора -


--------------------------------------------------------------------------------

2 См.: Лотман М.Ю. Из истории русской культуры. СПб., 1994. С. 51.

3 Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. // Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. М., 1978.

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

сын тебя накормит", "Не оставляй матери-отца - и Бог тебя не оставит до конца" 4 .

Создавая в России сильное централизованное государство, Петр I стремился, чтобы люди занимали должности не по родству и знатности происхождения, а по способностям и по своему реальному вкладу в государственное дело. Его ближайшими помощниками были "светлейший князь" Меньшиков, бывший продавец пирогов, Демидов, тульский мастер и другие.

В центре внимания эпохи - человек, его возможности и предназначение. Не случайно господствующим направлением в искусстве становится классицизм, ставивший перед собой задачи воспитать общество и граждан в духе петровских нововведений, а затем сентиментализм с его вниманием к внутреннему миру человека.

Задания и упражнения

Прочитайте отрывок из "Домостроя". Что устарело в этом своде нравственных правил Древней Руси?

Что является приемлемым для последующих эпох?

"А пошлет кому Бог детей - сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, смотря по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей и мастерству - отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. <...> И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного Суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат, или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка".

Прочитайте отрывок из романа А.С.Пушкина "Арап Петра Великого", где идет беседа за праздничным столом в доме боярина Гаврилы Афанасьевича Ржевского. Что можно сказать о взглядах гостей? Как связаны старинные семейные обычаи, о которых говорит бывший воевода, с охраной здоровья семьи и общества?

Татьяна Афанасьевна, старшая сестра хозяина: "Подлинно нынешние наряды на смех всему миру. Коли уж и вы, батюшка, обрили себе бороду и надели кургузый кафтан, так про женское тряпье толковать, конечно, нечего: а право, жаль сарафана, девичьей ленты и повойника. Ведь посмотреть на нынешних красавиц, и смех и жалость: волоски-то взбиты, что войлок, насалены, засыпаны французской мукою, животик перетянут так, что еле не перервется, исподницы напялены на обручи: в колымагу садится бочком; в двери входят - нагибаются. Ни стать, ни сесть, ни дух перевести - сущие мученицы, мои голубушки".

Кирила Петрович, бывший воевода: "Бывало, внучке в приданое доставался бабушкин сарафан", а нынешние робронды - поглядишь - сегодня на барыне, а завтра на холопке. <...> Иной бы рад запереть жену в тереме, а ее с барабанным боем требуют на ассамблею; муж за плетку, а жена за наряды. Ох уж эти ассамблеи! Наказал нас ими Господь за прегрешения наши. <...> С тех пор, как они завелись, мужья не сладят с женами. Жены позабыли слово апостольское: жена да убоится своего мужа; хлопочут не о хозяйстве, а об обновах; не думают, как бы мужу угодить, а как бы приглянуться офицерам-вертопрахам".

С целью нравственного воспитания учащихся можно дать лексические упражнения, которые позволяют освоить одновременно социокультурное значение слова и нравственный его смысл.

Придумайте предложения со словосочетаниями: вечно, всю жизнь, горячо, по-настоящему, любить слепо, нежно, всем сердцем, безответно, тайно.

Вопросы для беседы:

В чем состоит значение этикета и нравственных норм в жизни человека?

Почему человек должен уважать культуру своей страны, ее прошлое?

Как следует относиться к культуре народов?

Вопросы для повторения:

Как относились к преобразованиям Петра I его современники?

Как в пословицах и поговорках отразились взгляды народа на важную пору в жизни человека - детство?

Каковы основные черты культуры XVIII века?


--------------------------------------------------------------------------------

4 См.: Коринфский А.А. Народная Русь. М. 1995. С. 507-509.

стр. 51

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т.А. Калганова, "...Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой..." Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы XVIII в. // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204717528&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии