Для чего нужна грамматика. К уроку в VII классе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О.Е.Дроздова

Если мы хотим дать школьникам серьезную языковую подготовку, включающую родной, живые иностранные, а во многих школах и древние языки, изучение языков должно иметь теоретическую научную базу, которая, во-первых, дает для всех языковых предметов общий понятийно-терминологический аппарат, а во-вторых, вырабатывает у детей логику языкового мышления. Таким образом, становится очевидной необходимость введения в школах гуманитарного профиля лингвистического курса, охватывающего различные вопросы общего, сравнительного и исторического языкознания.

В московской гимназии N1541 разработан целостный лингвистический цикл, в который входят элементы лингвистики для начальной школы, основной курс "Введение в науку о языке" для V- VII классов, ознакомительный курс "Введение в латинский язык" для VIII-IX классов и лингвистические спецкурсы для старшеклассников.

Основные цели курса "Введение в науку о языке" - образовательная и развивающая. Задачи, которые ставятся для достижения первой цели, - познакомить учащихся с объектом языкознания, его понятийно-терминологическим аппаратом и методами исследований. Не менее (а может быть, и более) важными являются задачи развивающего компонента: повысить у детей интерес к языку, показать им связи различных языковых явлений между собой, а также с явлениями из других областей жизни, помочь школьникам преодолеть психологический барьер перед трудностями в овладении иностранным языком и изучении родного языка.

Проект программы курса "Введение в науку о языке" был опубликован в журнале "Русский язык в школе" (1997, N6); методическое обоснование дано в педагогической прессе (Русский язык: прилож. к газ. "Первое сентября". 1999. N29; Преподаватель. 1999. N2-3), теоретические материалы и практические задания - в пособии для учителя (Дроздова Е.Н. Уроки языкознания для школьников. М.: ВЛАДОС, 2000).

За 6 лет существования курс лингвистики для школьников заслужил высокую оценку учителей русского и иностранных языков, а также ученых-лингвистов. Изучение основ языкознания помогает создавать широкую фоновую картину языков, в результате чего более отчетливо, выпукло проявляются характерные черты изучаемых языков, как родного, так и иностранных. Положительное влияние лингвистики на создание у детей единой картины мира и на формирование логического мышления отмечают также учителя истории и математики.

Приводим материалы для одного из уроков в VII классе.

Эти материалы могут быть использованы и на уроках русского языка по темам "Грамматика", "Морфология как раздел грамматики", "Понятие о синтаксисе".

ГРАММАТИКА - СПОСОБ УСТРОЙСТВА ЯЗЫКА. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ГРАММАТИКА

Вот случай из практики. Шестиклассников попросили написать несколько слов - ассоциаций со словом грамматика. Чаще других в работах школьников встретились слова: правила, орфограмма, диктант, правописание, плохо, зубрежка.

У многих людей (а у детей особенно) слово грамматика связано с чем-то скучным, но обязательным, с тем, что надо вызубрить, но не всегда понятно зачем.

Так что же такое грамматика и для чего она нужна?

Вспомните сравнение, которое мы использовали, изучая семантику. Представим опять уровни языка в виде лестницы, которую можно освещать то с одной, то с другой стороны. Вы помните, что, с одной стороны, все языковые единицы изучает семантика. С этой точки зрения нас интересовал только смысл, содержание элементов языка. Но содержание не может передаваться от одного человека другому без какой-то оболочки, формы, подобно тому как нельзя передать воду без сосуда. Формой языковых единиц занимается грамматика (греч. gramma - буква, написание).

Итак, в известной вам схеме появился еще один компонент - грамматика:



стр. 13


--------------------------------------------------------------------------------

Грамматика так или иначе рассматривает все единицы языка. Основная единица языка - слово. Изменение формы слова чаще всего связано с изменением его частей (морфем). Большой раздел грамматики в котором изучаются различные формы слова и разделение слов на грамматические классы (части речи), называют морфологией (греч, morphe - форма, logos - наука).

Для смысла отдельного слова оболочкой будет словоформа, например слово красный может встречаться в речи в самых разных видах - красного, красными, красных, красному и т.д. Смысл, содержание законченной мысли передается предложением. Предложение тоже может строиться самыми разными способами и передавать смысл с помощью различных конструкций. Раздел грамматики, который занимается этими вопросами, имеет название синтаксис (греч. syntaxis - построение, порядок).

А что же фонетический уровень? Помните, говоря о смысловой стороне языковых единиц, мы указывали, что отдельно взятый из потока речи звук значения не имеет, но изменение звука может повлечь за собой семантические (смысловые) изменения: кот - рот, пол - Поль и т.д. Оказывается, изменение формы слова, выражающееся, например, в изменении окончания, может сопровождаться чередованием звуков. Возьмем, например, две формы слова хотеть - хочу и хотим. Грамматические изменения (лица и числа) выражаются здесь прежде всего сменой окончания -у на -им. Дополняется это чередованием звуков на конце корня ч/т. А бывают случаи, когда чередование звуков становится самостоятельным способом изменения, например, числа существительного: в английском языке формы foot (единственное число - "нога") и feet (множественное число - "ноги") различаются чередующимися в корне звуками [у] и [и].

В процессе нашего общения грамматика и семантика дополняют друг друга, они взаимосвязаны, как вообще связаны форма и содержание. Можно ли передать смысл без формы ? Приближением к этому будет такой пример: попробуем говорить, употребляя только корни: Мам-ход- работ-. Скорее всего, это значит "Мама ходит на работу" (а может, ходила?). Мам- лю- собак-. А это уже и не поймешь: то ли "Мама любит собаку", то ли "Маму любит собака", а может быть,

"Мамы любят собак". Значит, смысл без формы понять очень трудно. А бывает ли форма без смысла?

Есть знаменитая фраза, придуманная известным русским языковедом Львом Владимировичем Щербой (1880-1944): "Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка". Она построена совершенно правильно с точки зрения грамматики, здесь можно указать члены предложения, но смысла в ней нет. Конечно, это что-то типа игры, в реальной жизни таких фраз быть не должно.

Еще одна трудность в понимании того, что же такое грамматика. Говоря это слово, люди не всегда имеют в виду одно и то же. Под этим может подразумеваться система склонений, спряжений и вообще изменений формы слова, а также различных синтаксических конструкций, т.е. устройство, организация языка. В других случаях речь идет о разделе языкознания, изучающем это устройство. Общие закономерности в организации языка лингвисты называют его грамматическим строем. Но грамматикой иногда называют и характеристики отдельных языковых объектов, например можно говорить о грамматике имени существительного.

Для чего нужна грамматика? Обычно школьники отвечают на этот вопрос: "Чтобы правильно писать". Можно надеяться, что, поняв все сказанное выше, вы уже не будете так отвечать. Во- первых, грамматика нужна не только в процессе письма. Для устной речи грамматика тоже очень важна, хотя иногда правила разговорной речи отличаются от тех, которые мы используем на письме. Грамматические правила, являясь обязательными для говорящего и слушающего, облегчают процесс передачи и понимания смысла. Часто люди, либо не зная правил, либо небрежно относясь к их выполнению, допускают грамматические ошибки, которые свидетельствуют о низкой культуре их речи, а иногда приводят к неправильному пониманию смысла. Если вы говорите "Этот человек более старше меня", "Обоим девушкам надо пересдать экзамен" или "Встреча с двести тридцати пятью студентами", то смысл, который вы хотите передать, понятен, но ошибки, которые вы допустили, мешают воспринимать вас как серьезного собеседника. Если вы не смогли усвоить правила родного языка, которые нужны вам постоянно, то возникает сомнение в ваших интеллектуальных способностях.

стр. 14


--------------------------------------------------------------------------------

Задание учащимся. Укажите, какие ошибки были допущены в приведенных выше выражениях.

А во фразе "Саша спросил, кто пойдет со мной в кино" допущена ошибка в преобразовании прямой речи в косвенную, что затрудняет понимание смысла. Надо сказать:

"Саша спросил, кто пойдет с ним в кино".

Мы вернемся к этим вопросам в теме "Языковая норма и речевые ошибки". А пока еще раз подчеркнем: знание грамматических правил, обязательных для говорящего и слушающего, облегчает процесс общения, помогает нам передавать нужный смысл и понимать смысл услышанного. Поэтому грамматика необходима каждому человеку. Подробнее об этих вопросах можно узнать в книге И.Г.Милославского, которая так и называется - "Зачем нужна грамматика? " (М., 1988).

Резюме

1. Грамматика изучает все языковые единицы с точки зрения их формы (в отличие от семантики, которая изучает языковые единицы с точки зрения смысла, содержания).

2. Составными частями грамматики являются морфология и синтаксис. Морфология изучает формы слова и разделение слов на грамматические классы (части речи). Синтаксис занимается устройствами различных словесных конструкций (словосочетаний и предложений).

3. Семантика и грамматика взаимосвязаны, как и вообще взаимосвязаны форма и содержание.

4. Грамматика необходима человеку, так как она облегчает и упорядочивает процесс общения.

стр. 15

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О.Е.Дроздова, Для чего нужна грамматика. К уроку в VII классе // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204716450&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии