"Тематический" диктант на уроках русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич

Работая над повторением орфографии и пунктуации в старших классах, мы ощутили потребность в дидактическом материале, с помощью которого можно охватить значительный массив слов, быстро и эффективно проверить знания учащихся. Наше внимание привлекла форма работы, которую мы условно назвали "тематическим" диктантом. Это специально подготовленный компактный текст, предназначенный для работы над определенной орфограммой и закрепления навыка расстановки знаков препинания.

Два года назад мы, призвав на помощь фантазию и чувство юмора, составили несколько таких диктантов и предложили их учащимся. С тех пор "тематический" диктант стал одной из популярных форм работы среди наших учеников. Ребята охотно самостоятельно создают диктанты для взаимопроверки, работают с текстами на карточках.

Мы хотим предложить вниманию коллег несколько таких карточек. Надеемся, что они будут полезны в практике преподавания русского языка.

1. Чередующиеся гласные в корне

Над степью разг?ралась утренняя за?ря. Первые лучи ярко бл?стая прик?снулись к расст?лающейся р?внине. Белый туман еще клубился в зар?слях шиповника когда подр?стающие д?ревца покл?нились солнцу. Ж?лтые лютики распол?жившиеся у ручья обм?кнули листья в прозрачную воду. Пор?внявшись с ручьем зам?рла проб?равшаяся к норке ящерица. Капли р?сы бл?стели на вым?кшей за ночь траве. Степь оз?ренная солнцем предст?вляла собой уд?вительное соч?тание красок.

2. Гласные после шипящих и ц

Маленький мыш?нок с кош?лкой в

руч?нках бродил по чащ?бе. Жуя стру-

ч?к ф?соли он огорч?нно рассматри-

вал круж?чек копч?ной колбасы завер-

нутый в холщ?вую тряпч?нку. Истощ?нный после ноч?вки

в лесу мыш?нок ду-

мал о том как мама горяч? обнимет его напеч?т ему пирожков откроет банку туш?нки. Тогда все ему будет

нипоч?м! Вскоре по-ш?л дождь. Укрывшись пла-щ?м и надев капюш?н он повел пле-ч?м и наступая на ж?луди помчался домой.

Ч?порный дириж?р смущ?нно посм?трел на бессч?тную публику и испытал ш?к. Маж?рная музыка не заглушала странного ш?пота и ш?роха. В плохо освещ?нном зале кто-то дож?вывал деш?вый бутерброд с ч?рным хлебом кто-то утирал парч?вым платком щ?ки испачканные груш?вым джемом. Один вооруж?нный до зубов обж?ра размахивая зажж?нной свеч?й чуть не совершил подж?г и едва не обж?г сидевшего рядом танц?ра которого все ласково звали Фомич?м.

3. Двойные согласные

Около ак?уратно стрижен?ого мож?евелового куста опираясь на колон?у распол?жилась директрис?а картин?ой гал?ереи автор дис?ертации по искусству импрес?ионизма. Слушая жуж?ание пчел она изучала эф?ектную програм?ку новой эксп?зиции и я?ствен?о предст?вляла себе натюрморты с изображением из?скан?ых я?ств, груп?овые п?ртреты эпохи Ренес?анс?а и полотна с ал?егорическими сюжетами. Поприветствовав своего кол?гу профес?ора-ис?кус?твоведа директрис?а уверен?о проше?ствовала по ал?ее направляясь на дис?кус?ию посвящен?ную живописи гол?андского барок?о.

4. Употребление Ъ и Ь

Теплой июн?ской ноч?ю когда поверхность крыши бл?стела от лун?ого света генерал?ша старшая доч? протод?якона

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

пр?слушиваясь к соловьин?ому пению листала непод?емный двух...язычный словарь чтобы об?яснить значения слов ад?ективация, контр?агент и суб?ект.

Генерал?ша об?жала грил?яж и бул...он из шампин?онов. По понедельникам она предпоч?тала сеч? крепос?ных мужич?ков а по суб?отам отчаян?о бранила молодеж?.

В доме стояла необ?яснимая тиш? лиш? под окнами были слышны шаги юн?ого ад?ютанта страс?ного поклон?ика генерал?ши.

5. Н и НН в словах различных частей речи

Утомлен?ый путешествен?ик сосредоточен?о осматривал окрес?ности отряхивая пыль с рван?ых башмаков. Восх?щен?ый увиден?ым он слушал комарин?ый гул глядя в серебрян?ый б?нокль инкрустирован?ый драгоцен?ыми каменьями. Его глазам открывалась во?истину невидан?ая картина не?коше?ые луга сияли девствен?ой красотой не?пуг?ые журавлин?ые стаи торжестве?о ше?ствовали срывая листья с лимон?ых деревьев посеребрен?ые облака отражались в стеклян?ой глади реки. На песчан?ой отмели путешествен?ик от?скал бесцен?ые берестян?ые грамоты. Писан?ые несколько веков назад они были сохран?ы и не?испорчен?ы. Несказан?о обрадован?ый путешествен?ик упоен?о пр?танцовывал на берегу. Тихим безветрен?ым вечером он возвращался в запущен?ую гостин?ицу прижимая к сердцу неожидан?ую находку.

В честь именин Мариан?ы стол накрыт вязан?ой скатертью из?скан?ой и ч?порной. В вазы поставлен?ы цветы подарен?ые гостями по стенам развеш?н?ы воздушные шары. На стол водружен?ы серебрян?ые блюда по углам поставлен?ы позолочен?ые подсвечники. Копчен?ые колбасы плавлен?ый сыр салаты из краснокочан?ой капусты варен?ых овощей и мелко резан?ых фруктов эф?ектно смотрятся в стеклян?ой посуде. На кухне ждут своего часа жарен?ые котлеты тушен?ые в соусе тефтели и масл?н?ые блины с икрян?ой начинкой. А в холодильнике прячется невидан?ый десерт особен?ое морожен?ое которое изготовлен?о по старин?ому рецепту лимон?ый торт украшен?ый консервирован?ыми фруктами. (В) след за взволнован?ой именин?ицей желан?ые и долгождан?ые гости рассаживаются вокруг стола.

6. Приставки пре-, при-

Пр?бывая на отдыхе пр?зидент пр?успевающей к?мпании пр?верженец новых взглядов и пр?восходный ком?ерсант пр?давался воспоминаниям о пр?красных днях проведен?ых в Пр?карпатье.

Пр?одолев множество пр?град он наконец смог пр?творить в жизнь свою мечту пр?был в этот южный город и сразу (же) пр?ступил к осмотру мес?ных достопр?мечательностей пр?чудл?вых построек пр?зентабельных отелей и пр?стижных магазинов.

На пр?морском бульваре он пр?сел на скамье возле пр?пиравшихся с пр?старелым гидом туристов и при?глушив звук включил радиопр?емник. Туристы пр?кратили пр?глупый спор пр?щурили глаза и пр?возмогая усталость пр?ступили к поискам пр?станища.

7. Сложные слова

(Не) далеко от (водо)(грязе)лечебницы и магазина (аудио) и (видео)техники появился (снежно)белый (трех)этажный выставочный павильон из (железо)бетона и (голубовато) белого стекла. Пройдя по (огнен?о)красной ковровой дорожке мы попадаем в (чрезвычайно) парадный (конференц)зал где только что началась (прес?)конференция и (седо)волосый (вице)

губернатор докладывает об охране (лесо)насаждений и строительстве (водо)очистных сооружений на (северо)западе нашей области.

На втором этаже в хол?е украшен?ом (бело)снежными гардинами распол?жилась (выставка)продажа продовольствен?ых товаров (хлебо)булочных и (мясо)молочных изделий. Выпив (крем)соды отправляемся на третий этаж в (книжно)журнальный отдел что(бы) ознакомиться с (учебно)методическими и (литературо)ведческими изданиями полистать редкие книги на (древне)(церковно)славянском языке.

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------


Посетив (чудо)выставку мы (радостно)возбужден?ые отправляемся вдоль (ярко)освещен?ой магистрали к ближайшей (железно)дорожной станции где нас уже ожидает (ярко)голубой (электро)поезд.

8. Наречия и наречные сочетания

(В)середине сентября ясная погода установилась (на)долго и мы с ребятами (по)многу гуляли в лесу который находится (не)(по)далеку. Нам (во)(что)(бы)(то)(н?) стало хотелось насладиться последним теплом и мы отправлялись в лес (по)одиночке (по)двое или (по)трое.

Как(то) раз мои друзья (в)троем несколько часов (к) ряду (без)толку искали грибы. Казалось день прошел (в)пустую однако возвращаться ни(с)чем не хотелось. И вот (в)далеке показалась небольшая (на)вид поляна (в) середине которой возвышался (на) редкость корявый пень сплош? усыпан?ый грибами. Это был сон (на)яву! Ребята (в)миг повеселели и (на)перегонки бросились к заветному пню. (С)начала рвали грибы (без)разбора и (в)перемешку бросали в корзину но(в)скоре заметили что вся поляна усеян?а лисичками и груздями.

В тот день друзья (до)упаду собирали грибы (до)отказа набив корзины а(за)одно и карманы выл?жили (с)верху (на)показ самые красивые лисички и пошли (на)зад (без)удержно хохоча и (ис)(под)тишка подтрунивая друг над другом. Вечером все (до)сыта наелись жарен?ых грибов а то что не c?ели оставили (на) утро.

9. Частицы не, ни

(Н?)смотря на (н?)прилично долгий звонок (н?)кто (н?)подходил к двери однако (н?)кто звонил (н?)прекращая. Наконец мама (н?)спеша отставила (н?)доварен?ый суп и (н?)торопливо но уверен?о пошла отп?рать. У двери стоял (н?)кто иной как (н?)давний знакомый отца профес?ор Нечипорук. Гость (по)обыкновению был (н?)ловок и (н?)уклюж. (Н?)чуть (н?)смущаясь (н?)чищен?ых ботинок он прошел по (н?)вероятно чистому паркету прихожей при этом (н?)умолкая (н?) на секунду.

(Н?)ждан?о-(н?)гадан?о разразился (н?)предсказан?ый синоптиками ливень а я как (на)зло (н?)захватил зонта! Так промок что (н?)рад был (н?) свежему воздуху (н?) радуге!

Мама отнюдь (н?)радостно посмотрела на пол и (н?)весело усмехнулась приглашая (н?)званого гостя в кабинет.

стр. 54


Похожие публикации:



Цитирование документа:

А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич, "Тематический" диктант на уроках русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204715195&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии