Тайны орфографической зоркости

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В.В.Бабайцева

Одной из главных задач предмета "Русский язык" в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка (см. работы Н.Н.Алгазиной, М.Т.Баранова, М.М.Разумовской, Г.Н.Приступы и др.).

Почему одни пишут грамотно, а другие нет, несмотря на одинаковые условия обучения русскому языку? Нет ли объяснения в теории врожденной грамотности и врожденной неграмотности? Очевидно, что речь может идти не о врожденной грамотности /неграмотности, а о врожденных способностях к овладению не только одним (родным) языком / речью, но и двумя и более языками. Не является ли заблуждением положение о том, что орфографическую грамотность обеспечивает только изучение и знание правил правописания? Вопросы, вопросы, вопросы?

Что формирует орфографическую зоркость, умение отличить правильное написание от неправильного?

Говорят, что этому способствует чтение, однако известно, что далеко не всякое чтение обеспечивает орфографическую зоркость, хотя, несомненно, является одним из важнейших условий ее формирования.

Общепринятым является мнение о том, что формированию орфографических навыков способствует прежде всего письмо. В связи с этим хочется вспомнить шутливую историю о том, как ученик по заданию учительницы должен был 100 раз написать слово шел, в котором была допущена ошибка. Ученик, выполнив правильно задание, оставил учительнице записку: "Я написал 100 раз шел и ушол домой".

Очевидно, что многое зависит от психического склада людей, от их природной, врожденной наблюдательности, от того, что одни больше видят общее в явлениях, а другие частное и т.д.

Известно, что грамотные люди пишут слова, не анализируя их морфемный состав и не применяя правила правописания приставок, корней, суффиксов и окончаний. В памяти взрослых хранится зрительный образ слова, который опирается, как правило, на согласные. Сравните:

Б-л-й-т п-р-с -д-н-к-й

В т-м-н- м-р- г-л-б-м

-е-е-е- -а-у- о-и-о-и-

-у-а-е -о-я -о-у-о-

Именно правописание гласных вызывает наибольшее количество орфографических ошибок. Орфографическую зоркость обуславливает и формирует не столько зрительный образ слова, сколько ви?дение буквенного состава слова, внимание не только к согласным, но и к гласным.

Итак, орфографическая зоркость требует представления зрительного образа слов в их полном буквенном составе. Она формируется осознанным чтением, при котором слова вызывают в сознании наглядно-чувственные образы предметов, их признаки, действия, изучением орфографических правил и многочисленными упражнениями.

Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на изучение орфографических правил, на формирование умений применять эти правила при письме и при проверке написанного.

Что же дает изучение орфографических правил, выполнение многочисленных упражнений, нередко однообразных, вызывающих скуку и гасящих интерес к изучению богатейшего русского языка?

Какие упражнения воспитывают орфографическую зоркость?

Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.

Изучение и знание правил - не самоцель, а лишь одно из важнейших средств формирования орфографической зоркости.

Идея формирования орфографической зоркости последовательно реализуется в учебном комплексе В.В.Бабайцевой и др. для V?XI классов с углубленным изучением русского языка(1).

Значительное место занимают в нем традиционные упражнения на списывание с заданием: "Вместо точек вставьте пропущенные буквы". Это задание нередко дополняется указаниями типа: "Обозначьте орфограммы" или "Объясните орфограммы" и т.д. Используя этот тип заданий, мы корректируем их, слегка изменяя или дополняя специфическими вопросами. Учитывая, что вставка пропущенных букв нередко бывает бездумной и поэтому малоэффективной, мы считаем целесообразным обозначение морфем, в которых буквы пропущены. Это указание заставляет учащихся связать орфограммы с морфемным составом слов, с соответствующими правилами и закрепляет в памяти графический облик морфем, их буквенный состав. В рабочих тетрадях задания такого типа (без списывания текстов) сопровождаются обозначением морфем, в которых опущены буквы.

Постоянное внимание к морфемному составу слов характерно для всех компонентов учебного комплекса, так как основные орфографические правила связаны с морфемами. Применение правил требует быстрого, даже мгновенного узнавания морфемы, написание которой вызвало сомнение.

Кроме обычных упражнений, в пособиях комплекса используется задание: "Найдите в тексте слово, интересное для морфемного разбора". Это задание заставляет учащихся мысленно начерно определить морфемный состав нескольких слов, всмотреться в него, а следовательно, обратить внимание на написание этих слов. Конечно, прежде чем дать такое задание, учителю надо посмотреть текст, чтобы быть готовым к анализу любого слова(2).

Пристальное внимание к морфемному составу слов в практических компонентах учебного комплекса (в сборниках заданий и рабочих тетрадях) опирается на одно из новшеств теоретического учебника: введен дополнительный критерий классификации частей речи - морфемный состав слова.

В учебном комплексе есть и другие традиционные задания, целью которых является формирование орфографических навыков на основе изучаемых правил. Знание правил помогает воспитать орфографическую зоркость, создать правильный зрительный образ слова. Когда навыки сформированы, потребность в правилах исчезает. Так при строительстве зданий требуются леса, а когда строительство завершено, леса убираются.

В каждой домашней библиотеке должен быть орфографический словарь, а привычка обращаться к нему и умение им пользоваться должны быть выработаны в школьные годы. Поиски нужного слова заставляют вглядываться в зрительный образ целого ряда других слов (и запоминать его!)

Работа со словарями любых типов, несомненно, требует внимания к буквенному составу слов.

Разумеется, эффективно способствуют формированию орфографической зоркости поиски орфограмм и выделение их(3).

Хочется обратить внимание на некоторые нетрадиционные задания.

Одним из эффективных упражнений является запись под диктовку слов, в которых учащиеся часто делают ошибки. Мы видоизменили это традиционное задание. В сборниках заданий мы помещаем списки слов и рекомендуем следующую методику работы с ними. Задание "Подготовьтесь к диктанту" предполагает, что учащиеся предварительно прочитают данные слова, всмотрятся в их написание, подумают об их морфемном составе, вспомнят правила и т.д. Затем по просьбе учителя сборники закрываются, и учитель диктует эти слова.

Задание "Подготовьтесь к диктанту" нередко сопровождается дополнительными указаниями: "Обозначьте морфемы в записанных словах", "Обозначьте приставки в записанных словах" и т.д.

Если для записи даются предложно-падежные сочетания слов, учащиеся могут подчеркнуть предлоги и обозначить окончания. Этого типа задания позволяют связать некоторые предлоги с окончаниями существительных.

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------


Так, предлог из требует от существительных в "ошибкоопасных" случаях окончания и: из деревни, из башни, из посадки, из комнатки, из басни, из песни и т.д. Можно записать словосочетания и предложения с этими и другими словоформами: приехать из деревни; из песни слова не выкинешь и т.п.

Предлог в употребляется с двумя падежами: винительным (в комнату, в лагерь, в озеро, в помощь) и предложным (в комнате, в лагере, в озере, в помощи). Словоформы, построенные по схеме в + сущ.4, не вызывают затруднений, "ошибкоопасными" являются словоформы, построенные по схеме в + сущ.6 (цифры обозначают порядковый номер падежа).

Многочисленные тренировочные упражнения, основанные на применении правил, требующих определения типа снижения и падежа существительных, можно дополнить заданиями, выполнение которых позволяет усвоить зрительный образ предложно-падежной словоформы: в + сущ.6. Можно тренировать зрительную память написанием предложно-падежных словоформ существительных разных склонений, а затем дать обобщающее упражнение, дифференцирующее написания окончаний 1?2-го и 3-го склонений.

Приведем примеры таких заданий.

I. Впишите безударные окончания в словоформы, построенные по схеме в + сущ.6 1-го скл. Подчеркните предлоги и обозначьте окончания.

Образец: в песн е .

В комнат?, в избушке.., в деревн.., в конюш.., в яблон.., в невол.., в сторожк?

II. (Аналогичное задание с существительными 2-го склонения.)

В город.., в лагер.., в болот.., в золот.., в молчань.. (но в молчани?).

III. (Аналогичное задание с существительными 3-го склонения.)

В помощ.., в реч.., в тетрад.., в церкв.., в снаст.., в лопаст?

IV. Впишите безударные окончания предложного падежа единственного числа. Подчеркните предлоги и обозначьте окончания. Укажите склонение существительных.

Образец: в песн е - 1-е скл.

В дубрав.., в учебник.., в Подмосковь.., в юност.., в жилищ.., в помощ?

Эти и аналогичные упражнения устанавливают связь некоторых предлогов с определенными окончаниями и позволяют учащимся запомнить не только правила, но и зрительный облик словоформ.

Задания, включающие предложно-падежные словоформы с одинаковыми окончаниями, следует чередовать с заданиями, включающими словоформы с разными окончаниями, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся. Например:

Вставьте пропущенные буквы в пословицах. Подчеркните предлоги и обозначьте окончания.

1. Два медведя в одной берлог.. не живут.

2. Что в пол.. ни родится, все в дом.. пригодится. 3. Всяк кулик в своем болот.. велик. 4. У всякой собак.. своя кличка. 5. У нашей хозяюшк.. все в работ? 6. Из песн.. слова не выкинешь. 7. В пустой бочк.. и звону много. 8. В тихом омут.. черти водятся. 9. Молодост.. не воротить, а старост.. не избыть. 10. В жизн.. всякое бывает. 11. Без матер.. дети сироты. 12. Беда мудрост.. учит.

Можно ли давать учащимся текст с орфографическими ошибками, сопровождая заданием "Исправьте ошибки"? Такие задания некоторые учителя считают полезными. По нашему мнению, такие задания на первых этапах обучения вредны, так как они разрушают еще только формирующийся зрительный образ буквенного состава слов.

Однако одно из упражнений в рабочей тетради для VI класса содержит такое задание с дополнением: "В этом тексте есть 10 орфографических ошибок. Исправьте их".

На продвинутом этапе обучения, когда у учащихся уже отчасти сформирована орфографическая зоркость, в сборнике заданий для VIII?IX классов дается следующее упражнение.

Задание 619. Прочитайте отрывок из рассказа В.М.Шукшина "Раскас".

От Ивана Петина ушла жена

Два дня Иван не находил себе места. Пробовал напиться, но еще хуже стало - противно.

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

Бросил. На третий день сел писать рассказ в районную газету Он частенько читал в газетах рассказы людей, которых обидели ни за что. Ему тоже захотелось спросить всех: как же так можно?!

РАСКАС

Значит было так: я приезжаю - настоле записка. Я ее не буду пирисказывать: она там обзываться начала. Главно я же знаю, почему она сделала такой финт ушами. Ей все говорили, что она похожая на какую-то артистку. Я забыл на какую. Но она дурочка не понимает: ну и что? Мало ли на кого я похожий, я и давай теперь скакать как блоха на зеркале. А ей когда говорили, что она похожая она прямо щастливая становилась. Она и в культ прасветшколу из-за этого пошла, она сама говорила. А если сказать кому што он на Гитлера похожий, то што ему тада остается делать: хватать ружье и стрелять всех подряд? У нас на фронте был один такой - вылитый Гитлер. Его потом куда-то в тыл отправили потому што нельзя так. Нет, этой все в город надо было. Там говорит меня все узнавать будут. Ну не дура! Она вобчем то не дура, но малость чокнутая нащет своей физиономии. Да мало ли красивых - все бы бегали из дому! Я же знаю, он ей сказал: "Как вы здорово похожи на одну артистку!" Она конечно вся засветилась? Эх, учили вас учили гусударство деньги на вас тратила, а вы теперь сяли на шею обчеству и радешеньки! А гусударство в убытке.

Иван остановил раскаленное перо, встал, походил по избе. Ему нравилось, как он пишет, только насчет государства, кажется, зря. Он подсел к столу, зачеркнул "гусударство". И продолжал?

* Укажите написания, в которых буква не соответствует звуку.

* Спишите "Раскас", исправляя орфографические ошибки и расставляя недостающие знаки препинания(4).

Хотелось бы узнать отношение учителей к такому эксперименту.

В сборниках заданий и рабочих тетрадях есть задания типа: "Из букв, входящих в слово повествование, составьте существительные в начальной форме. Кто больше?" Эти задания имеют не только развлекательный (игровой), но и обучающий характер, так как 1) слово, которое дано, требует внимания к орфографии; 2) выполнение задания привлекает внимание к буквенному составу слов.

Полезно такие задания дополнить указанием: "Обозначьте морфемы в исходных и составленных словах".

Этот тип задания можно варьировать. Так, при изучении глагола полезно выполнить задание: "Из букв, входящих в слово преподаватель, составьте глаголы в форме инфинитива. Кто больше? Обозначьте морфемы в составленных словах". Список составленных инфинитивов может включать около 30 слов. Нетрудно понять эффективность выполнения этого задания.

При изучении предлогов в VII классе можно дать задание типа: "Из букв, входящих в слово предсказание, запишите в два столбика предлоги (в составе словоформ) и приставки (в составе слов)".

Образец выполненного задания:

Препираться.

Для таких заданий можно брать слова любой части речи в начальной форме. Предлагаем несколько слов: уведомление, недоразумение, прихорашиваться, прозаседавшиеся, призадуматься, расположенный, замкнутый, продолговатый, подросток и т.д.

Разумеется, полезны для общего развития школьников, для обогащения их активного словаря и т.д. разнообразные кроссворды, которые, несомненно, воспитывают и орфографическую зоркость, внимание к буквенному составу слов.

В нашем учебном комплексе представлены филологические кроссворды, которые способствуют не только решению отмеченных выше задач, но и закрепляют некоторые знания лингвистического характера(5).

Формированию орфографической зоркости способствуют и задания на составление "лесенок". Например: "Впишите в клетки лесенки прилагательные с суффиксом ан/ян, образованные от существительных".

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------


Аналогичное задание (без лесенки) позволяет записать не одно, а несколько слов с определенным количеством букв: 6 букв - ржаной, пьяный и т.д., 7 - овсяный, кожаный, водяной, искряной, дощаный и т.д., 8 - просяной, костяной, жестяной, нефтяной, торфяной, травяной, кровяной, песчаный, глиняный, 9 - тростяной, шерстяной, холстяной, 10 - серебряный, конопляный, супесчаный, берестяной, полотняный, 11 - хворостяной. Много прилагательных, состоящих из 8 букв. Мало - из 11. Если кто-нибудь из учащихся подберет слова из большего числа букв (хотя бы сложные: полушерстяной, чистошерстяной и т.п.), похвалить их.

В "лесенке" можно выделить (цветом!) суффиксы, а в словах без "лесенки" обозначить все морфемы.

Возможны ошибки в подборе слов. В списках у учащихся могут оказаться слова отглагольного (через причастия) образования: вязаный, писаный, катаный, латаный, путаный, паханый, стираный, мараный, ломаный и т.д.

При составлении списков учащиеся могут использовать словари разного типа. Для учителя рекомендуем "Обратный словарь русского языка" (М., 1974).

Подсчет букв заставляет всматриваться в буквенный состав слов. Посоветуйте учащимся считать не отдельные буквы, а слоги или морфемы.

Полезны и задания следующего типа.

1. "Запишите слова с двумя л: кто больше?" В список войдут: балл (оценка), галл (француз), коралл, металл, кристалл, хлорофилл, атолл, холл, Алла, каравелла, новелла, капелла, горилла, бацилла, булла, мулла, миллион, миллиард, миллионер, аллея и т.д.

2. Запишите слова с двумя буквами р. Кто больше? Баррикада, коррида, барракуда, мирра (ароматическая смола), терраса, попурри (музыкальное произведение, составленное из нескольких популярных мелодий), территория, террор, перрон, коррупция, коррозия, корреспондент, корректор, ирреальный, контрразведка, цирроз.

3. Запишите слова с одной буквой р (абитуриент, абориген, баритон, бюрократ, веранда, директива, жюри, импрессарио, каракатица, карикатура, карат (мера драгоценных камней), коридор, марионетка, мираж, мириад (бесчисленное множество), пируэт, порфира (одежда), эрозия, эсперанто, экипировка и т.д.).

4. Запишите существительные с удвоенным н. Кто больше? (Анна, ванна, мадонна, колонна, антенна, панна, манна, саванна, геенна, (огненная), бонна, тонна, и т.д.)

5. Запишите прилагательные, в которых одна буква н входит в корень, а вторая является суффиксом. Кто больше? (Весенний, осенний, вагонный, балконный, посторонний, караванный, диванный, винный, безвинный, ураганный, балаганный, курганный, органный, ладанный, чемоданный, баклажанный, чугунный, нарзанный, лимонный и др.). Обозначьте корни и суффиксы.

При проверке заданий можно вспомнить правила, определяющие написание слов, выяснить значение некоторых слов, их происхождение.

Наблюдение над этими списками слов показывает, что большая часть их относится к заимствованиям и не подчиняется орфографическим правилам. Очевидно, что правописание таких слов требует запоминания их зрительного облика. Подобного рода задания тренируют зрительную память.

Может быть, кому-нибудь покажутся бессмысленными задания типа: "Составьте предложение, включив в него слова мадонна, ванна, колонна". Разумеется, дети посмеются над фразами типа: "У колонны мадонна купает младенца в ванне", но будем надеяться, что, связав эти слова подобным образом, они запомнят и их правописание.

Позволив учащимся поразвлекаться при составлении подобных фраз, учитель может предложить свои варианты предложений:

"В словах мадонна, ванна, колонна пишется две буквы н";

"Трудно составить содержательное (умное и т.д.) предложение, чтобы в него вошли слова?"; "Слова ? являются существительными".

В составленных предложениях пусть учащиеся подчеркнут н или нн. Можно предложить им самим придумать аналогичные задания на какие-либо правила орфографии, например, со словами:

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------


1) ночь, мышь, помощь;

2) мяч, шалаш, сторож.

Подобные задания развивают логическое мышление учащихся (так как заставляют их устанавливать ассоциативные связи между, казалось бы, разнородными предметами и явлениями реального мира), творческие способности, стимулируют воображение и т.д.

Полезна игра "Эрудит", в которую могут играть 3?4 человека. (Можно привлечь и родителей.) Возьмите большой лист бумаги, начертите клеточки. Их количество может быть разным.

Ведущий (им может быть любой игрок и даже посторонний) вписывает какое-нибудь слово, например, заря (в любом месте листа, лучше в середине), а потом к буквам этого слова прибавляются другие слова и т.д. Тот, кто не сможет вписать слово, выбывает из игры? Последний - победитель. Могут встретиться спорные написания, поэтому хорошо иметь под рукой орфографический словарь.

Особо хочется отметить роль средств наглядности в формировании орфографических навыков вообще и орфографической зоркости в частности(6).

Остановимся на некоторых таблицах и схемах, используемых в учебном комплексе при изучении одной из самых трудных орфографических тем - правописания наречий.

В учебнике мы приводим традиционную схему правописания наречий с суффиксами -о и -а(7).

в

на - о (как в окно)

за

с

из - а (как из окна)

до

Наречия сопоставляются с предложно-падежными субстантивными словоформами.

Усвоить основные случаи слитного и раздельного написания наречий помогает таблица, на которой дифференцируются происхождение наречий и их семантика. Примером может быть следующее задание(8).

Проиллюстрируйте таблицу примерами.

Наречия пишутся

cлитно раздельно через дефис

1. Если образо- 1. Если образо- 1. Во-первых?

ваны от прила- ваны от суще- 2. Если образо-

гательных ствительных ваны по схеме

с предлогами

2. Если образо- 2. Если это

ваны от наре- "бывшие" су-

чий ществитель-

ные на гласную

3. Если явля- 3. Если есть 2? 3. При повторе

ются наречия- 3 падежные слов

ми места формы

Особые трудности вызывает правописание наречий, помещенных во второй колонке. Здесь встречается не только раздельное, но и слитное написание. Объясняется это живым процессом перехода существительных с предлогами в наречия, обусловленного их общей синтаксической функцией.

Усвоению правописания слов с корнем -чет-/-чит- помогают следующие схемы(9).

1. Сравните:

Какой корень в левом столбике? Какой - в правом? Сколько приставок в левом столбике? Сколько - в правом?

С каким вариантом корня пишется одна буква с (следовательно, одна приставка рас-)?

С каким вариантом корня пишется две буквы с (следовательно, две приставки)?

Исключения: и .

Из многочисленных таблиц частного и обобщающего характера, встречающихся во всех компонентах учебного комплекса, отметим таблицу "Правописание гласных после ц"(10).

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------


Буквы Слова, в корне которых эти буквы

пишутся после ц

а Цапля, царь, ?

о Цоканье, цоколь, цокот, ?

у Цукат, цугом, цунами, ?

э -

и Цифра, циркуль, нация, ?

ы Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

я -

ю Цюрих, ?

е Целлофан, цензура, цейтнот, ?

е -

В статье отмечены лишь некоторые типы заданий, которые способствуют формированию орфографической зоркости. Они неравнозначны по своей эффективности и, конечно, не гарантируют формирования зрительных образов всех слов русского языка. Проблема формирования орфографической зоркости требует многоаспектных исследований (лингвистических, психологических, методических и др.), так как "Тайна сия велика есть".


--------------------------------------------------------------------------------

1 В учебный комплекс входят учебник (Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. М., 1999), сборники заданий для V, VI?VII, VII?IX, X?XI классов (авторы - В.В.Бабайцева и др.) и рабочие тетради для каждого класса (В.В.Бабайцевой и др.).

2 В нашем учебном комплексе анализ слов по составу ориентирован на "Словарь морфем русского языка" А.И.Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой

(М., 1986).

3 См.: Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. М., 1990. С. 159?160 и др.

4 Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык: Сборник заданий. 8?9 классы. М., 1999.

С. 261?262.

5 См.: Бабайцева В.В. Филологические кроссворды // Русская словесность. 1997. N 2, 3, 4.

6 См. работы А.В.Хлебниковой, Л.И.Дашко, В.Н.Смирновой, Л.М.Зельмановой и др.

7 См.: Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5?11 кл. М., 1995. С. 224.

8 См.: Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий. 10?11 кл. М., 1997. С. 149.

9 Там же. С. 52.

10 Там же. С. 24.

стр. 68


Похожие публикации:



Цитирование документа:

В.В.Бабайцева, Тайны орфографической зоркости // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714633&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии