Закончилась пора выпускных экзаменов, сыгран очередной акт вечного сюжета, именующегося на строгом официальном языке государственной проверкой, итоговой аттестацией. Завершили свою работу медальные комиссии всех уровней, написаны и подписаны аналитические справки, ставшие результатом непростых соглашений различных точек зрения на проверенные сочинения. Работая в медальных комиссиях города и области, автор неоднократно сталкивался с тем, что экспертные оценки одной и той же ученической работы бывали диаметрально противоположными. Поэтому сама образовательная ситуация последнего времени заставила заняться поиском системы оценивания выпускного сочинения, более совершенной, чем та, которая содержится в действующих с 1984 года "Нормах оценки по русскому языку". Два года назад была создана система критериальной оценки, основывающаяся на концептуальных положениях нормативных документов, обеспечивающих филологическое образование в современной средней школе. Итоги апробации этой системы дали автору уверенность в том, что его размышления и выводы будут интересны тем, кто связан с организацией и проведением выпускного сочинения.
Думается, что разговор необходимо начать с обозначения тех изменений, которым подверглось само ученическое сочинение в связи с продолжающимся процессом реформирования средней школы.
Более 150 лет отечественная педагогика активно использует в языковом и литературном образовании такой вид учебной работы школьников, как сочинение. Оно прочно занимало свое место как в системе языкового, так и общего интеллектуального развития учащихся, основываясь в значительной мере на творческом типе учебной деятельности. Эту характерную особенность сочинения отмечал еще К.Д.Ушинский, противопоставляя творческий вид деятельности ученика репродуктивному, свойственному ему при написании изложения. Мысль К.Д.Ушинского о том, что ребенок, остановившийся в своем развитии на уровне
стр. 33
--------------------------------------------------------------------------------
воспроизведения готового чужого текста, - даже при успешном освоении этого уровня, - никогда не станет самостоятелен в своей жизнедеятельности, была краеугольным камнем школьной методики русского языка. Сегодня она получила и новое осмысление, и новое методическое наполнение.
М.Р.Львов в "Словаре-справочнике по методике русского языка" (М.: Просвещение, 1988) так определяет деятельностную и методическую основу сочинения: "Сочинение школьное - самостоятельная письменная работа (здесь и далее курсив мой. - Т.Р.) учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С.ш. - учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле С.ш. ? творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника, его общественной активности". Как видим, в определении М.Р.Львова охарактеризована двойственная природа сочинения, которое в одно и то же время является и "упражнением в развитии связной речи, в построении текста" и "творческой работой", так как предполагает "изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений".
Эта двойственность сочинения стала особенно ощутима в ситуации обновления языкового и литературного образования, которое в последнее десятилетие переживает наша школа. В первую очередь возникли вопросы о соотношении этих двух начал в учебно-творческой работе, а именно: в какой мере должны быть представлены в создаваемом учеником тексте творческий и учебный компоненты, насколько преобладание того или иного составляющего оправдано, как это соотносится с жанровым оформлением сочинения.
Ответы на эти и другие вопросы современной методики обучения сочинению мы нашли в определении образованности как состояния личности, приобретенного ею в процессе учебной деятельности. Доктором педагогических наук Г.Н.Сериковым было предложено рассматривать образованность как совокупность 4 педагогических и методических составляющих, а именно:
- осведомленности, которая "является характеристикой, показывающей эрудированность человека в разнообразных сферах мировой культуры", а основным ее признаком будет "способность личности воспроизводить усваиваемый социальный опыт";
- сознательности (хотя точнее было бы назвать этот параметр осознанностью), которая демонстрирует, как "присвоенный социальный опыт" переходит "в субъективные знания". Этот параметр образованности обеспечивает "мотивированность личностного отношения? базирующегося на усвоенных знаниях";
- действенности, показателем которой является "активность индивида в различных аспектах жизнедеятельности? обусловливаемая его личностными знаниями";
- умелости, которая является способностью личности "расчленять усвоенные знания и связывать получаемые элементы в специальные логические конструкции, опираясь на которые, удается осуществлять ту или иную деятельность"1.
Опираясь на такие подходы, мы, как нам кажется, смогли предложить ответ на поставленные вопросы и определить природу творчества учащихся, проявленную в сочинении, как осознанную деятельность с изученным материалом. В этой деятельности ученик как субъект творчества имеет право на личностную позицию по отношению к произведению, автору, на предъявление собственной трактовки темы, на выбор по личному усмотрению материала для анализа и интерпретации и т.д. Однако он не имеет права предъявлять это необоснованно, не проделав серьезной учебной работы на уровне осведомленности. Творчество как результат основательного учения - так можно было бы сформулировать наш подход к проблеме.
Таким образом, была создана модель критериальной оценки сочинения, опирающаяся прежде всего на базовые уровни, каждый из которых в свою очередь был развернут собственной системой критериев. Модель оценки школьного сочинения представлена в протоколе.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Сериков Г.Н. Образование. Аспекты системного отражения. Курган, 1997. С. 106?113.
стр. 34
--------------------------------------------------------------------------------
Как видим, требования, предъявляемые государственными нормативными документами к литературному образованию, легли в основу систематизации критериев 1 и 2 уровней, в области русского языка - 4 уровня. Система же критериев 3 уровня определилась появлением в типологии таких тем сочинений, в которых предъявление
стр. 35
--------------------------------------------------------------------------------
учащимися сугубо личностной позиции было определено как учебная задача.
При проведении анализа сочинений мы пользовались формой протокола (разработан зав. кафедрой литературы школы-лицея N 11 г. Челябинска Ануфриевой О.М.), где каждый из критериев оценивался одним из 3-х показателей уровня представления его в тексте работы:
"+" - полное, глубокое, ярко выраженное, точное;
"?" - частичное, поверхностное, слабо выраженное, выраженное, но с нарушениями;
"?" - невыраженное, отсутствующее, ошибочное.
Такая технология анализа позволяла определить как уровень литературной образованности отдельного ученика, так и в целом всего класса. Учителя русского языка и литературы, апробировавшие предложенный способ оценивания не только выпускных, но и текущих работ, отмечали, что он обеспечивает детальное обоснование отметки, выставленной за сочинение каждому учащемуся, и определяет проблемы, общие для всего класса в усвоении темы. А это в свою очередь являлось основанием для индивидуальной работы с каждым учащимся и корректировки содержания и методики литературного образования. Кроме того, система критериального оценивания явилась программой целенаправленного обучения старшеклассников созданию сочинения, так как изначально предъявляла комплекс требований к их учебной и творческой деятельности. А предупрежденный, как мы хорошо помним, - это дважды вооруженный!
Предложенная система ни в коей мере не рассматривается автором как панацея, во-первых, и истина в последней инстанции, во-вторых. Думается, что ее открытость к изменениям, совершенствованию критериев подскажут в дальнейшем и новые возможности ее использования. Главное и бесспорное достоинство предложенной технологии - это обозначение системы подходов к оцениванию, сближающей очень разноречивые мнения экспертов.
стр. 36