ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О.М.Хренова

"Живя в двадцатом веке,

В отечестве своем,

Хочу о человеке

Поговорить простом".

Из литературы XX века

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

Уроки 42?43 (I), 31?32 (II), 47?48 (III), 56?57 (IV). Материал. В.Г.Короленко. О писателе. Короленко-публицист. Из воспоминаний В.Г.Короленко об отце в "Истории моего современника". Приглашаем в библиотеку (с. 115). Автор и рассказчик в повести (с. 109). Выставка книг писателя: "В дурном обществе", "Слепой музыкант", "Купленный мальчик", "История моего современника". Глава 1 повести "Дети подземелья". Цель. Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии В.Г.Короленко, показать присущее писателю-гуманисту особое чувство гражданской ответственности за все совершающееся. Обратиться к детским впечатлениям, которые сказались на формировании личности писателя, отразились в его творчестве. Вызвать интерес к чтению доступных шестиклассникам произведений Короленко, подготовить их к восприятию повести "Дети подземелья". Цель изучения повести на этом и последующих уроках - развить внимание учащихся к психологизму художественного произведения, к переживанию героем взаимоотношений с близкими и с окружающими людьми. Прочитать "Дети подземелья" как историю взросления, нравственного становления рассказчика под влиянием людей, с которыми сталкивает его жизнь, и жизненных обстоятельств. Заострить внимание шестиклассников на социальных противоречиях, неожиданно открывшихся Васе, на ситуациях нравственного выбора, в которые он попадает. Показать, как решения, принятые Васей, его поступки формируют характер героя-рассказчика и его жизненную позицию. Обобщить прежние наблюдения над ролью рассказчика в произведениях и ввести это понятие. Углубить представление учащихся о функциональной роли портрета в художественном произведении. Приемы. Чтение статей о писателе (с. 56?60), беседа по вопросам к ним. О некоторых других поступках Короленко, событиях из его жизни может дополнительно рассказать учитель. Краткое сообщение учителя об "Истории моего современника" с выборочным чтением фрагментов из глав "Мой отец", "Уляницкий и купленные мальчики", "Пансион". Знакомство с выставкой книг Короленко. Рекомендации к самостоятельному чтению: "Приглашаем в библиотеку" (с. 115). В IV варианте - перспективное домашнее задание к уроку внеклассного чтения. Объяснительное чтение статьи "Автор и рассказчик в повести". Комментированное чтение 1-й главы учителем. Делая остановки в ходе чтения, учитель предлагает поразмышлять над вопросами 1 к главе 1; 2 к главе 1 (устное словесное рисование; эскиз предлагаем желающим нарисовать дома); 1 к главам 1 и 2. Д.з.: читать главы 2 и 3; з. 2, 3, 7, 8 на с. 110?111 с учетом дифференциации. Выразительное чтение эпизода "Знакомство Васи с Валеком и Марусей".

Урок 44 (I), 33 (II), 49?50 (III), 58 (IV). Материал. Главы 2 и 3. Приемы. Работа с текстом глав по вопросам и заданиям 1?9 к главам 1 и 2; 1?2 к главе 3 (с учетом дифференциации); з. 5 учащиеся предварительно готовят в ходе самостоятельной работы (5?7 минут). Сложные задания (7?9) в слабых классах выполняются с помощью и под руководством учителя: совместно отбирается материал для ответа на вопрос, учитель помогает построить устный ответ. Выразительное чтение фрагментов текста, чтение по лицам. Д.з.: читать главы 4 и 5; I, II, IV -

з. 2 к этим главам письменно; III - з. 3 (это развернутый вариант з. 2), на один из вопросов задания ответить письменно. А также во всех вариантах прочитать 6 главу.

Уроки 45?46 (I), 34 (II), 51?52 (III),

59?60 (IV). Материал. Главы 4, 5 и 6. Приемы. Текстуальный разбор глав 4?6 по вопросам к ним с учетом дифференциации. По ходу аналитической беседы в тетрадях по литературе можно вести запись:

Какие открытия сделал для себя Вася, общаясь с новыми друзьями.

1. Задумался над разницей между Соней и Марусей.

2. Раскрыл страшный смысл слов о Марусе: "серый камень высосал из нее жизнь".

3. Увидел своего отца с новой стороны - как честного, доброго и сильного человека.

4. Понял, что Валек и Маруся живут воровством. Можно ли осуждать их? Как относиться к воровству?

5. Узнал, что Валек и Маруся нищие. Можно ли ему, сыну судьи, дружить с ними?

Рассказчик говорит о себе: "Теперь я носил в себе целый мир смутных вопросов и ощущений".

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------


Д.з.: ответить на вопрос 8 (с. 112) письменно; читать главу 7; Во II варианте - главы 7, 8 и заключение.

Уроки 47?48 (I), 35 (II), 53?54(III),

61?62(IV). Материал. Главы 7, 8, заключение. Приемы. Аналитический разбор глав по заданиям к ним. В I, III и IV вариантах 8 главу и заключение предварительно выразительно читает учитель, передавая их психологический накал, драматизм, вызывая глубокий эмоциональный отклик учащихся. Д.з.: читать статью "Портрет литературного героя"; з. 1, 2 после статьи - всем учащимся; з. 3, 4 или 6 - одно по выбору.

Урок 49 (I), 36 (II), 55 (III), 63 (IV). Материал. Статья "Портрет литературного героя", задания к ней. Детские портреты работы художников А.Г.Венецианова, В.А.Тропинина, В.М.Васнецова (см. з. 5 на с. 115) или другие. Иллюстрации разных художников к повести "В дурном обществе". Попробуй сочинить (с. 115). Цель: углубить представление детей о функциональной роли изображения внешности героя литературного произведения, дать начальное понятие о портрете литературного героя; итоговое обобщение по теме и подготовка к домашнему сочинению. Приемы. Разбор статьи по заданиям 1?6 к ней с опорой на выполненные дома творческие работы. Учитывая дифференциацию и подготовленность класса, учитель сам устанавливает меру своей помощи учащимся. Рассматривание иллюстрированных изданий повести. Сопоставление изображения маленьких героев повести каждым художником: оценка портретов и ее обоснование. Сопоставление и обсуждение иллюстраций разных художников к одному эпизоду повести. Подготовка к домашней творческой письменной работе: кто рассказывает обо всех событиях в повести? Что мы узнали о рассказчике? Какие изменения произошли в нем и в его жизни? Что мог бы рассказать о своем друге детства повзрослевший Валек? Составляется примерный план сочинения "Мой друг Вася".

1. Как мы впервые встретились (столкновение мальчиков, портрет Васи).

2. За что мы с Марусей полюбили Васю (игры, беседы, отношение Васи к друзьям).

3. Чего я напрасно боялся.

4. Памятная история (история с куклой, как проявил в ней себя Вася).

5. Наша последняя встреча.

6. Настоящий друг.

Если тема кажется слишком сложной, можно предложить пересказ текста с элементами характеристики героев на темы: "История Васи" или "Жизнь детей подземелья". Д.з.: работа над сочинением. В IV варианте - подготовка к уроку внеклассного чтения (см. первый урок по теме "В.Г.Короленко").

Уроки 64?65 (IV) - внеклассного чтения. Материал. Повесть "Слепой музыкант" или "Купленный мальчик" (по выбору учителя и учащихся). Цель. Расширить знания учащихся о творчестве В.Г.Короленко, углубить их представление о темах, героях и проблематике произведений писателя. Приемы. (Приводим вариант уроков по "Слепому музыканту".) В начале урока можно провести викторину на знание текста повести в форме игры-состязания по вопросам типа: кто и почему "думал о том, что жизнь - борьба и что в ней нет места для инвалидов?"? Примерные вопросы для обсуждения повести в классе: почему именно дядя Максим из всех окружавших слепого мальчика сумел помочь ему? В чем выразилась помощь дяди Максима? Почему мальчик упал в обморок во время первой прогулки на берег реки? Как помог Петрусь дяде Максиму изжить в себе чувство неполноценности? Что изменилось в жизни дяди Максима с появлением Петруся? Какую роль сыграла Эвелина в жизни Петруся? Как раскрывает писатель музыкальную одаренность и мастерство Иохима? Почему дорогой венский инструмент проиграл в соревновании с дудкой Иохима? Зачем дядя Максим пригласил Ставрученко в гости? Почему Петрусь из обеспеченной семьи уходит странствовать со слепыми нищими? Почему Петрусю удалось выстоять в своем горе? Сопоставление иллюстраций художников А.Константиновского и О.Рытман к эпизодам: "Знакомство Петрика и Эвелины", "Петр на колокольне со слепым монахом". Д.з.; письменное: Кому, какому человеку ты посоветовал бы прочитать эту повесть? Почему? Читать статью "Об удивительном таланте Шолома-Алейхема" и главы повести "Мальчик Мотл" (с. 116?130).

Урок 50 (I), 56 (III), 66 (IV) - внеклассного чтения. Матерал. Об

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

удивительном таланте Шолома-Алейхема. "Мальчик Мотл". Цель: показать учащимся, что произведения, близкие по теме и проблематике (Короленко и Шолома-Алейхема) могут быть пронизаны разным пафосом, разной тональностью; обратить внимание шестиклассников на "печальный юмор" повести Шолома-Алейхема. Приемы. Краткий анализ сочинений учащихся "Мой друг Вася". Беседа об общем доминирующем тоне повести: серьезного, несколько печального раздумья-воспоминания. Чтение статьи о Шоломе-Алейхеме. Вопрос: как вы поняли, чем отличаются повести "Мальчик Мотл" и "Дети подземелья", если сравнивать их рассказчиков и тональность? Далее "Мальчик Мотл" читает учитель и некоторые главы - хорошо читающие ученики. Беседа по вопросам хрестоматии на с. 130. В IV варианте главы прочитаны дома, в ходе беседы учащиеся сами обращаются к тексту повести и выразительно читают фрагменты из нее, подтверждая свои рассуждения. Д.з.: читать о писателе Н.Д.Телешове и его рассказ "Домой", с. 131?146.

Урок 51 (I), 37 (II)1, 57 (III), 67 (IV). Материал. Н.Д.Телешов. О писателе. "Домой". Обстоятельства и поступки. Герой в ситуации нравственного выбора. Цель изучения темы: на материале рассказа Н.Д.Телешова расширить опыт читательского общения шестиклассников с произведениями, где герой оказывается в ситуации нравственного выбора между добром и злом и в сложных обстоятельствах решает, как поступить. Формировать интерес учащихся к таким произведениям. Учить их размышлять над мотивами поступков. А также обогатить словарь шестиклассников, касающийся внутренней жизни человека, его нравственных качеств. Приемы. Беседа о Н.Д.Телешове по материалам хрестоматии: ч. I, с. 92?93; ч. II, с. 131?132. Анализ прочитанного рассказа по вопросам из подборки "Семка на пути домой" (1-й и 2-й вопросы дублируют друг друга - с учетом дифференциации выбирается один из них). Чтение статьи "Обстоятельства и поступки. Герой в ситуации нравственного выбора", по ходу которого обсуждаются вопросы и выполняются задания, предложенные в статье. Д.з.: Читать произведения Н.Д.Телешова. См.: "Приглашаем в библиотеку" (с. 149?150).

Урок 52?53 (I), 38 (II); урок 58 (III), 68?69 (IV) - внеклассного чтения. Материал. Рассказы Н.Д.Телешова. "Приглашаем в библиотеку". "Попробуй сочинить" с. 150. Цель: расширить представление о произведениях Н.Д.Телешова. Подготовка к домашнему сочинению. Приемы. Беседа о рассказе "Домой" по вопросам из подборки "Дедушка Неизвестный". В I, III, IV вариантах - пересказ других произведений Телешова ("Елка Митрича", "Белая цапля" - во II варианте можно ограничиться одним) и беседа о них по вопросам на с. 149?150 ("Приглашаем в библиотеку"). Далее во всех классах - анализ тем сочинений (с. 150): обсуждение их возможного содержания на материале произведений, изученных во втором разделе: "Человек за бортом!", "Дети подземелья", "Домой". Д.з. перспективное (выполняется в течение недели): работа над сочинением ("Попробуй сочинить", с. 150). Д.з. к следующему уроку ? з. 3, 4 на с. 150.

Урок 54 (I), 39 (II), 59 (III), 70 (IV). Материал. Завершая раздел. Цель: повторение изученного, осмысление своего отношения к изученным и прочитанным произведениям; подготовка к работе над новым разделом. Приемы: з. 1?6 на с. 150. Беседа о заголовке заключительного раздела и эпиграфе к нему. Краткий обзор по оглавлению (возможно, с использованием выставки книг) авторов, произведений, жанров, с которыми будем знакомиться. Д.з. I, III, IV - чтение по свободному выбору, запись в тетради учителя. II - читать с. 197?201; "Приглашаем в библиотеку" на с. 237?238 - выбрать и начать читать произведения М.М.Пришвина.

Урок 55 (I), 60 (III), 71 (IV). Материал. Творческие работы учащихся. Цель: обучение сочинению. Приемы. Анализ домашних сочинений. Работа над ошибками. Д.з.: то же.

Из литературы XX века

Урок 1 (I, III, IV). Материал. А.П.Платонов. О писателе. "Песчаная учительница". Наедине с рассказом (с. 163). "Приглашаем в библиотеку" (с. 163). Цель изучения темы. Дать первое представление о личности и творчестве А.П.Платонова. Продолжить формирование интереса к произведениям нравственной проблематики; раскрыть чувство долга, которым руководствуются

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

любимые герои писателя. Наблюдение над языковыми средствами в картине пустыни. Приемы. Чтение статьи о писателе и беседа по вопросам к ней Учитель читает главы

I?III рассказа. Задания 1?3 к этим главам. Д.з.: дочитать рассказ до конца. Письменно: I - з. 7 на с. 163, III - з. 4, IV - з. 7 или 8 по выбору. I, IV - прочитать рассказ "Корова".

Уроки 2?3 (I, IV), 2 (III). Материал. Тексты рассказов "Песчаная учительница", "Корова". Приемы: размышление о героине рассказа "Песчаная учительница" по вопросам 4?8 на с. 163 с чтением домашних письменных ответов. В I, IV вариантах разбор рассказа "Корова" по заданиям на с. 163?164. Чтение статьи "Любимые герои А.Платонова" и выполнение заданий к ней. Д.з.: I, IV - "Попробуй сочинить" (с. 164), прочитать рассказ "Мистер Смех" А.Беляева. III - то же, что и II (урок 39).

Урок 4 (I), 4?5 (IV). Материал. Письменные рассуждения учащихся. "Фантастический мир А.Беляева". Рассказ "Мистер Смех", з. 1?3 на с. 192. Цель: показать контрастность тем, проблематики, творческих устремлений писателей- современников Платонова и А.Беляева. Развивать интерес к научно- фантастической художественной литературе и указать на ее художественные особенности и лучшие произведения. Направить внимание учащихся на нравственно-психологическую проблему рассказа: вовлечь их в размышления об устремлениях и итогах жизни Спольдинга. Приемы. Беседа о произведениях научной фантастики, прочитанных шестиклассниками: какие произведения называются научно-фантастическими? В чем их занимательность? Какие из них вам особенно понравились? Почему? Рекомендации для самостоятельного чтения: Ж.Верн "20 тысяч лье под водой", Я.Ларри "Приключения Карика и Вали", Кир Булычев "Девочка с земли" и сборники рассказов "Девочка, с которой ничего не случится", "Люди как люди", Е.Велтистов "Электроник - мальчик из чемодана" и др. Чтение статьи об А.Беляеве. Объясните, почему А.Беляева и А.Платонова мы можем назвать современниками? В чем притягательность, обаяние личности одного и другого писателя? Как вы поняли из прочитанного, что отличает творчество одного и другого? (Говоря о творчестве А.Платонова, учащиеся могут читать выдержки из домашних письменных работ.) Беседа о рассказе "Мистер Смех" по вопросам на с. 192 и другим, составленным учителем. Д.з.: с. 192?196 читать (об эссе и искусстве рассказчика). Задание 3 на с. 196.

Уроки 5 (I), 6?7 (IV). Материал. Прочитанные ранее или изученные в курсе литературы произведения комические или с элементами комизма. Эссе Б.Кауфман "Искусство рассказчика?". Устные рассказы, подготовленные учащимися. Цель: закрепить понятие о комическом в литературе, о природе смешного (см. темы: анекдоты о Насреддине, повести Гоголя, ранние рассказы Чехова, "Пансион" Короленко, "Мальчик Мотл" Шолома-Алейхема, басни, бытовые сказки, комедия "Петрушка Уксусов" и др.). Развитие устной речи школьников, умения общаться. Углубить представление об искусстве устного рассказа. Приемы. Беседа о смешном в художественной литературе. Примерные вопросы и задания (отбираются с учетом наличия времени): какие прочитанные произведения вызывали вашу улыбку или, быть может, смех? Чем он был вызван? Перескажите смешной эпизод, запомнившийся вам. Как, по-вашему, связаны и чем отличаются комическая ситуация и комический характер? Приведите примеры. Что отличает сатиру от юмора? Что называют иронией? Как вы считаете, можно ли назвать эксперимент Спольдинга по овладению тайной смешного удачным? Какое значение имеет смех в жизни людей? Почему "Искусство рассказчика?" Б.Кауфман можно отнести к жанру эссе? Какие фрагменты из него вызвали ваш интерес? Попробуйте объяснить, почему. Что нового о смехе и смешном вы узнали из этого эссе? В чем, по мнению Б.Кауфман, заключается искусство рассказчика? А искусство слушателя? И вопросы 1, 2 на с. 196. Конкурс на лучшего рассказчика: выступают 2?3 рассказчика; слушатели, сопоставляя, обсуждают и оценивают. Если позволяет время, прослушиваются и обсуждаются еще 2?3 рассказа. Д.з.: то же, что и II (урок 39).

Уроки 6?7 (I), 1?2 (II), 3?4 (III), 8?9 (IV). Материал. М.М.Пришвин. Писатель о себе. "Читая Пришвина" (с. 236?237). Прочитанные учащимися произведения писателя - см.: "Приглашаем в библиотеку"

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

, с. 237?238. Цель изучения темы. Заинтересовать шестиклассников произведениями М.М.Пришвина и подготовить к их восприятию. Привлечь внимание к личности писателя и глубокому смыслу его творчества: "?если я о природе пишу, то пишу я о самом человеке в его сокровенных переживаниях"; вовлечь в размышление над смыслом "Кладовой солнца": истории жизни, размолвки, путей на палестинку Насти и Митраши; вставной главы о Травке и Антипыче. Осмыслить характер и значение олицетворений в пришвинских описаниях. Выявить роль рассказчика. Обдумать смысл названия и указания на жанр произведения. Ввести понятие пейзаж. Приемы. Беседа о личности писателя по прочитанной дома статье с чтением фрагментов из нее: что открылось вам в личности М.М.Пришвина из его рассказа о себе? Каким человеком он вам представляется? 3адания 1?4 на с. 201. Какие произведения Пришвина вы прочитали? (Могут быть краткие пересказы.) Как дополнило это произведение ваше представление о писателе? Рассказ учителя о своем читательском опыте общения с Пришвиным. Могут быть, например, прочитаны и прокомментированы страницы из дневника писателя "Дорога к другу" (Л., 1978). Чтение статьи "Читая Пришвина", з. 1?2 к ней. Д.з. перспективное (к уроку внеклассного чтения): рекомендуются произведения из раздела "Приглашаем в библиотеку" (с. 237?238), например рассказ "Анчар" и другие, которые будут обсуждаться на уроке; з. 3, 4 на с. 237. Рассказ учителя о жизни Пришвина в Московском крае, работе над "Кладовой солнца" с демонстрацией фотоматериалов (см.: Тимрот А.Д. Пришвин в Московском крае. М., 1973). Комментированное чтение I?IV глав (читает учитель). Вопросы 3, 4, 7 на с. 235. Дополнительно: почему, осиротевши, Настя и Митраша не оказались беспомощными перед жизненными трудностями? После чтения IV главы: на чьей стороне вы в этом споре? Или ни на чьей? Как вам кажется, благополучными ли будут дороги детей к палестинке. Какие основания для ваших предположений дает IV глава? В сказках предметы, животные, растения помогают или по наущению злых сил вредят героям. Чем напоминает эта глава сказочное повествование? Д.з.: дочитать сказку-быль до конца. Подготовить ответы, подтверждая их чтением отрывков из текста, на следующие вопросы. Мальчикам: ошибки и победы Митраши на пути к палестинке. Девочкам: что пережила Настя на пути к палестинке? Как пережитое изменило ее? Всем: животные и растения - враги или помощники на пути детей?

Урок 8 (I), 3 (II), 5?6 (III), 10 (IV). Материал. Текст сказки-были. Приемы. Анализ текста по вопросам домашнего задания. Дополнительно: почему Митраша попал в беду? Благодаря каким своим качествам ему удалось спастись? Задания 8, 9 на с. 235. Разбирая последний вопрос домашнего задания, вспоминаем, что такое олицетворение. Д.з. - з. 5, 6 на с. 235. Дети могут готовить иллюстрацию к любому понравившемуся описанию, не только из IV главы.

Урок 9 (I), 4 (II), 7 (III), 11 (IV). Материал. Иллюстрации учащихся. Текст сказки-были. "О пейзаже". Приемы. Рассматривание и обсуждение рисунков шестиклассников. Обращаем внимание на такие (если есть), где олицетворение буквально воплощено в рисунке: елочки как старушки, сосна и ель как борющиеся человеческие существа. Ищем в тексте подтверждения слов Пришвина: "Мой прием состоит в том, чтобы заставить действовать не только центральное лицо, но и всю обстановку олицетворять, чтобы каждая вещь показалась своим лицом и стала тоже героем. Так и лес, и елка, и сосна стали бы живыми". Анализ текста по вопросам домашнего задания. Чтение статьи "О пейзаже". З. 1?3 на с. 239. Д.з.: перечитать все места в тексте, где рассказывается о Травке, Антипыче и сером Помещике; з. 10 на с. 235.

Урок 10 (I), 5 (II), 8 (III), 12 (IV). Материал. Текст сказки-были. Приемы. Пересказ истории об Антипыче и Травке. Беседа: какую роль сыграла Травка в спасении Митраши? Почему это стало возможным? В чем смысл противопоставления Травки и Серого Помещика? Почему автор не ограничился историей Травки, но подробно рассказал об Антипыче? Какое отношение имеет этот рассказ ко всему, что случилось с Настей и Митрашей? От чьего лица ведется повествование? Что мы могли узнать о рассказчике из текста сказки- были? Почему автор подменяет себя рассказчиком, передоверяя

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

повествование ему? В чем смысл этого художественного приема? З. 12, 13 на с. 235. Д.з.: подготовка к уроку внеклассного чтения по творчеству Пришвина (тексты и задания предлагает учитель). Задание 3 на с. 237.

Урок 11 (I), 9(III), 13(IV). Материал. Попробуй сочинить (с. 235). Цель: обучение сочинению на литературную тему. Приемы. Анализ тем сочинений на с. 235. Коллективное составление плана сочинения по одной из тем, например: "Как в случае на Блудовом болоте раскрылись характеры Насти и Митраши":

1. "И какие это были умные детишки!"

2. Почему Настя и Митраша выбрали разные дороги на палестинку?

3. Какие чувства, овладевшие детьми, чуть не погубили их?

4. Почему эта история закончилась все-таки благополучно? Работа над сочинением. Д.з.: закончить работу над сочинением. Подготовка к уроку внеклассного чтения - см. задание прошлого урока.

Урок 12 (I), 6 (II), 10 (III), 14?15 (IV) - внеклассного чтения. Материал. Рассказы Пришвина, выбранные учителем и учениками. Приемы. Пересказы. Чтение фрагментов. Комментарии учащихся и учителя. Задание 3 на с. 237. Д.з.: чтение по свободному выбору.

Урок 16 (IV). Материал. Сочинения учащихся. Приемы. Анализ сочинений. Работа над ошибками. Д.з.: чтение по свободному выбору.

Урок 13 (I), 7 (II), 11 (III), 17 (IV). Материал. Подборка стихотворений на тему "Движение весны" (с. 240?248). Репродукции картин о весне (Левитан, Саврасов, Юон, Рылов и др.). Цель изучения темы. Раскрыть красоту поэтического слова, формировать отзывчивость на него, потребность в нем, желание образно выразить свои чувства и впечатления, вызванные пробуждающейся природой. Развивать читательскую наблюдательность: способность замечать нюансы картин и чувств, выраженных одним (И.А.Бунин) и разными поэтами в стихотворениях на одну тему. Углубить понятия об эпитете, сравнении, олицетворении. Проследить, как ритмика стихотворений связана с настроениями, пронизывающими их. На литературных образцах развивать речь школьников, обогащать их эмоциональный мир. Приемы. Беседа о настроении, которое вызывает наступающая весна. Чтение слов М.М.Пришвина о движении весны и комментарий учителя к ним. Рассматривание репродукций картин о весне, имеющихся в распоряжении учителя, соотнесение их с пришвинскими моментами в движении весны; рассказ об изображенном на той или другой картине, ее колорите, настроении, переданном в ней. Учащиеся вслух читают биографические справки о поэтах, учитель - стихи - так, чтобы дети увидели картины, откликнулись на чувства, выраженные в поэтическом тексте. Самостоятельная работа: перечитать стихотворения, выбрать самое яркое. Приготовиться объяснить свой выбор; з. 1 на с. 248. Д.з.: каждый выбирает одно стихотворение и задание к нему (см.: з. 2? 6 на с. 248?249). Всем: з. 8 на с. 249. Дополнительно в IV варианте: самостоятельно подобрать понравившееся стихотворение о весне или прозаический отрывок, научиться выразительно читать его.

Урок 14 (I), 8 (II), 12?13 (III), 18?19 (IV). Материал. Стихотворения о весне. Репродукции картин (см. з. 9 на с. 249). Приемы. Чтение стихотворений наизусть (каждое - 1?2 учениками), комментарий к ним учащихся по вопросам домашнего задания

(з. 2?6 на с. 248?249). Дополнения класса. Последовательно читаются стихотворения из хрестоматии и отобранные самостоятельно. В стихотворениях И.А.Бунина определяем размер. Сопоставляем ритмическое звучание стихотворений, написанных ямбом и анапестом. Как ритмическое звучание анапеста соотносится с чувствами, выраженными в этом стихотворении? Коллективная работа: з. 7, 9 на с. 249. Чтение материалов "Попробуй сочинить" (с. 249?250), комментарий учителя к домашнему заданию. Д.з. Подготовить свою страницу: стихотворение, зарисовку, очерк, рассказ - в общеклассный сборник "Родные картины". Можно проиллюстрировать страницу рисунком, фотографией, репродукцией картины.

Урок 15 (I), 9 (II), 14 (III), 20 (IV). Материал. Творческие работы учащихся. Приемы. Ученики по очереди выразительно читают написанное и представляют свою страницу в классный сборник, которая помещается на выставку. В коллективном обсуждении творческих работ отмечается

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

только удачное в них. По итогам прослушанного совместно обсуждается композиция сборника "Родные картины", главы или разделы в нем. Д.з.: группе учащихся (по желанию) подготовить обложку, оглавление, переплести и оформить книгу "Родные картины". Всем: прочитать рассказ В.Распутина "Уроки французского".


--------------------------------------------------------------------------------

1 За неимением времени во II варианте учитель по своему усмотрению пропускает одну из тем: рассказ Н.Д.Телешова или рассказ А.П.Платонова (по 2 часа на каждую), где в центре внимания ситуация нравственного выбора, в которой оказываются герои. Так, рассказ Телешова, в отличие от предлагаемого планирования, можно дать для самостоятельного чтения, а статью об обстоятельствах и поступках разобрать в связи с изучением рассказа Платонова.

стр. 33


Похожие публикации:



Цитирование документа:

О.М.Хренова, ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714286&archive=1205324254 (дата обращения: 29.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии