Вступительный экзамен по русскому языку в Московском государственном строительном университете

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


Поступающие в МГСУ сдают конкурсный экзамен по русскому языку (изложение) по двухбалльной оценке, по системе "зачет" и "незачет".

Вступительные испытания проводятся на русском языке по программам среднего (полного) общего образования.

Текст изложения читается экзаменатором два раза в нормальном темпе. Во время чтения текста абитуриенты могут делать рабочие записи.

Тематически изложения могут быть сгруппированы таким образом:

- биографии знаменитых людей (ученых, строителей, архитекторов, писателей, художников и т.д.);

- интересные факты из истории научных открытий и изобретений;

- исторические места России;

- отрывки из художественных произведений.

Абитуриентам важно помнить, что они должны передать содержание как можно ближе к тексту, не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому, научному).

При проверке изложения учитываются не только орфографические и пунктуационные, но и стилистические, грамматические и фактические ошибки.

Ниже проведены примерные тексты изложений.

АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ САХАРОВ

Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 года в Москве в семье преподавателей. Школьное образование получал в основном дома: под руководством отца и самостоятельно. В 1938 году он поступает на физический факультет Московского университета, который оканчивает в 1942 году.

Шла война, и талантливый выпускник был направлен на работу в военную промышленность. В 1944 году Сахаров поступает в аспирантуру. Учась в аспирантуре, он поражает своего научного руководителя нестандартностью, свежестью и смелостью решений предлагаемых ему задач. Сахаров быстро и успешно окончил аспирантуру и в 1947 году защитил кандидатскую диссертацию. Через год он вошел в исследовательскую группу, которая занималась разработкой термоядерного оружия. В то время ни у кого из создателей водородной бомбы не было сомнений что они трудятся на благо мира, чтобы отразить агрессию из-за рубежа. Так думал и Сахаров. Первые испытания прошли в 1955 году. Эти испытания, в результате которых погибли люди произвели большое впечатление на Сахарова, который впоследствии писал: "... Это был один из толчков, который сделал из меня диссидента". Сахаров пишет в правительство и предлагает прекратить испытания. Но никто ему не ответил. И тогда он дает согласие на публикацию за границей своей статьи "Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". За публикацию этой статьи Сахаров был отстранен от секретной работы. Ему продолжали платить зарплату, он мог вести теоретические исследования, но проверять их экспериментально не мог. Тогда Сахаров перестал получать зарплату и переводил эти деньги на строительство онкологической больницы.

Андрей Дмитриевич постоянно заступался за кого-нибудь, помогал материально, ездил в Сибирь, чтобы отвезти подарки политическим ссыльным, присутствовал на политических судах.

В 1973 году в советской прессе началась кампания против Сахарова. Из "отца водородной бомбы" он стал "предателем", "антисоветчиком".

В 1975 году Сахарову была присуждена Нобелевская премия, а в январе 1980 года он был задержан на улице и доставлен в прокуратуру. Вечером того же дня он и его жена были посажены в специальный самолет и под охраной доставлены в закрытый для иностранцев город Горький. Фотоаппарат, магнитофон и радиоприемник, даже пишущая машинка были у Сахарова отобраны. Телефона в квартире не было, а телефоном-автоматом можно было пользоваться, только получив разрешение. Около двери дежурил милиционер, во дворе находились наблюдатели. В так называемой ссылке Сахаров пробыл почти семь лет. Только в 1986 году он смог вернуться в Москву.

Началась активная общественная жизнь Сахарова: он был избран народным депутатом СССР, впервые ездил за границу, где встречался с президентами США и Франции.

В декабре 1989 года, придя с заседания съезда народных депутатов, Сахаров прошел в свой кабинет, чтобы отдохнуть и подготовиться к следующему дню. Через некоторое время жена нашла его мертвым.

Многие называют Сахарова совестью народа. Академик Лихачев написал о нем: "Он был настоящий пророк".

ОСТАНКИНО

Останкино - один из старых районов Москвы - получил свое имя по названию деревни, принадлежащей графам Шереметьевым. Сейчас наиболее заметными его ориентирами стали высочайшая телевизионная башня и обелиск в честь покорителей космоса. Между этими сооружениями находятся построенный из дерева двухэтажный дворец. Внешне он производит впечатление каменного здания. Это бывшая подмосковная усадьба графа Николая Шереметьева. История ее такова.

Внук фельдмаршала петровской эпохи Николай Петрович Шереметьев не захотел делать военную карьеру, как было принято в его семье. Он был просвещенным человеком, хорошо знал классическую архитектуру Западной Европы, увлекался литературой, театром, музыкой, сам играл на виолончели. Свою жизнь граф посвятил искусству. По его приказу руками крепостных архитекторов и художников был создан дворец с театром. Главная достопримечательность дворца - театральный зал с артистическими уборными и машинным залом. Театр был создан по последнему слову техники. Оригинальное машинное отделение, созданное по чертежам крепостного мастера, позволяло быстро менять декорации, создавать сценические эффекты. Зрительный зал и сцена за 20 минут могли превратиться в зал для танцев. При помощи механизмов сиденья убирались, бутафорские колонны сдвигались, люстры опускались ниже.

В Останкине бывали русские цари, знатные вельможи. Всех поражало великолепие дворца, театр и профессиональный уровень артистов труппы графа, яркой звездой которой была Прасковья Ковалева, дочь крепостного кузнеца, будущая жена графа Шереметьева. Судьба ее сложилась трагически. Она рано умерла, оставив графу малолетнего сына.

После смерти Николая Шереметьева театр прекратил свое существование, оперная труппа распалась, артисты стали слугами или официантами, а певицы и танцовщицы были выданы замуж по воле хозяина. Но остались созданные руками народных мастеров дворец, церковь Троицы рядом с ним, великолепный парк.

ВСЮ ЖИЗНЬ ОН РИСОВАЛ ВОЙНУ

Картины художника Верещагина занимают целый зал в Третьяковской галерее. Он был художником-баталистом, всю свою творческую жизнь рисовавшим войну.

Верещагин был неутомимым путешественником, целеустремленным и независимым человеком, который отличался смелостью и широтой взглядов.

Он объездил всю Россию, западно-европейские страны, побывал в Индии, в странах Среднего Востока, в США, в Японии и всюду много работал. Из своих путешествий он привозил этюды.

Рассказывают, что однажды Верещагин вместе со старым проводником ехал по безлюдной пустыне. Вдруг он заметил впереди что-то белое. Когда художник подъехал поближе, он увидел гору человеческих черепов. Ему показалось, что он в стране смерти. Верещагин спросил своего спутника: "Как в пустыне появилась эта гора?" И тогда старик рассказал ему историю о том, как на этом месте стоял красивый город, где жили трудолюбивые люди. Они строили каналы и разводили сады. Но вот наступил страшный день, когда армия жестокого Тимура разрушила город, убила мужчин, а из их голов сделали пирамиду. Песок засыпал каналы, разрушенные здания. Тимур давно умер, а гора черепов стоит в пустыне и напоминает о его жестокости.

Рассказ старика произвел сильное впечатление на художника. С тех пор он начал рисовать войну. "Апофеоз войны" - так назвал свою картину Верещагин.

Верещагин был художником-демократом. Он показывал, как много горя приносит война. Но чтобы рассказать людям правду о войне, нужно хорошо ее знать. Верещагин решил посмотреть все своими глазами, вместе с солдатами почувствовать страх смерти.

Вернувшись в Петербург, он привез столько рисунков и картин, что получилась огромная выставка.

В 1887 году началась война между Россией и Турцией, и Верещагин снова пошел на фронт. С болью и горечью переживал он бесцельные жертвы этой трудной войны, вызванные преступной бездарностью генералов. Все свое негодование он вложил в картину "На Шипке все спокойно".

В 1904 году Верещагину было уже 62 года. Друзья советовали ему отдохнуть, но он снова едет на фронт, своими картинами разоблачает антинародный характер русско-японской войны. С этой войны Верещагин не вернулся, он погиб, когда писал бой в Желтом море.

Всю жизнь Верещагин рисовал войну и погиб на войне.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Вступительный экзамен по русскому языку в Московском государственном строительном университете // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714006&archive=1205324254 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии