Письмо по памяти как этап подготовки к изложению

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Д. А. Хаустова

Школьная программа по русскому языку предусматривает небольшое количество часов на развитие речи. В рамках этих уроков проводятся сочинения, изложения, работа по обучению составления деловых бумаг, писем и др.

Изложение занимает важное место в системе работы по развитию речи учащихся. Оно формирует умение точно передавать прочитанное, способствует развитию навыков сжатого или выборочного изложения услышанного материала. Такой вид письменного упражнения используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словарного, лексического запаса учащихся; для обучения типам речи - повествованию, описанию, рассуждению, стилям - научному, публицистическому, художественному. Для успешного написания изложений важно научить школьников умению слушать, читать, говорить и писать. Письмо по памяти позволяет отработать навыки этих умений.

Письмо по памяти - воспроизведение заранее (или на уроке) выученного текста небольшого объема. В заученных строках необходимо правильно расставить все знаки препинания.

Это эффективный, полезный вид комплексной работы с текстом. Письмо по памяти способствует развитию речи, зрительной памяти учащихся, повышает их интеллектуальный уровень. С его помощью можно проверить и закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы.

Подготовка к письму по памяти на уроке займет немного времени, но пользы принесет немало. Ученики с интересом готовятся к такому виду деятельности, потому что привыкли устно рассказывать текст.

Для письма по памяти можно подобрать как прозаический текст, так и поэтический. Отрывки из художественных

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

произведений призваны не только проиллюстрировать различные явления русского языка, но и восполнить литературные познания.

Мы предлагаем анализировать стихотворные миниатюры. Во время работы над текстом следует:

* создавать необходимые условия для восприятия художественного текста (важно прочувствовать настроение, которое передает стихотворение);

* большое значение придавать осмыслению лингвистических средств, создающих образность миниатюр (этому способствуют такие виды работы, как лексический разбор текста, работа с художественными тропами);

* вырабатывать навыки выразительного чтения художественного текста (знакомство с элементами интонации, паузированием, логическим ударением).

Вот несколько поэтических текстов, выбранных для письма по памяти, объединенных общей темой "Лето".

1.

Летом



Мелькают крылья ласточки
На солнце серебром;
Луга цветами убраны,
Леса шумят кругом.
Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным
Вся голубая высь.





И. А. Белоусов

1. Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, о чем ласточки хотят рассказать всем вокруг?

2. Напишите значение глагола мелькают.

3. Выпишите из текста однокоренные слова. Разберите их по составу.

4. Выучите стихотворение. Напишите его по памяти.

2.



Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарен
Весь лес был солнцем и от солнца
Веселым блеском напоен.
Узорами ложились тени
На теплый розовый песок,
И синий небосклон над бором
Был чист и радостно-высок.





И. А. Бунин "Сказка"

1. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина. Выпишите из него цветовые эпитеты.

2. Озаглавьте стихотворение. Обоснуйте свой вариант.

3. Найдите в тексте сложные слова, выпишите их, рядом укажите способ словообразования.

4. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

3.

Летний вечер



Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.





А. А. Блок

1. Прослушайте стихотворение. Расскажите, о чем оно. Выпишите слова, которые передают описание вечера.

2. Найдите и подчеркните в тексте слова, с помощью которых рисуется летний вечер.

3. Объясните постановку пунктуационных знаков в последнем предложении.

4. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

4.



Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.





А. А. Фет

1. Выразительно прочитайте текст. Правильно расставьте логические ударения.

2. Выпишите из текста рифмующиеся слова. Укажите часть речи.

3. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите, простое оно или сложное.

4. Напишите свое понимание словосочетания ветер прихотливый.

5. Выучите стихотворение. Подготовьтесь к письму по памяти.

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

5.



Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор,
Звезды над полями,
Глушь да камыши.
Так и льются сами
Звуки из души!





И. С. Никитин

1. Прослушайте стихотворение. Опишите своими словами образ лета, который создается в вашем воображении.

2. Какие цвета и оттенки использует И. Никитин для описания летнего дня?

3. На какое слово в последнем предложении падает логическое ударение?

4. Есть ли в этом стихотворении слова, употребленные в переносном значении?

5. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

6.

Утро на берегу озера



Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг как бархат зеленеет.
В зареве восток.
Окаймленное кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.





И. С. Никитин

1. Прочитайте заглавие стихотворения. Подумайте, о чем текст.

2. Выпишите сравнительный оборот.

3. Объясните подчеркнутые орфограммы.

4. Понаблюдайте за рифмой. Слова одной и той же части речи рифмуются?

5. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

7.

В июле

Зарумянились вишня и слива, Налилась золотистая рожь, И, как море, волнуется нива, И в траве на лугах не пройдешь. Солнце ходит высоко над сводом Раскаленных от зноя небес. Пахнет липа душистая медом, И шумит полный сумрака лес.

Н. Греков

1. Прослушайте стихотворение. Представьте себя живописцем. Какие бы вы краски использовали при написании июльского пейзажа?

2. Выпишите из текста слова, употребленные в переносном значении.

3. Заполните таблицу примерами из текста

Согласование
Управление
Примыкание














4. Выразительно прочитайте стихотворение. Обращайте особое внимание на рифмующиеся слова. Подготовьтесь к письму по памяти.

8.



В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам.
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.





Ф. И. Тютчев

1. Прочитайте стихотворение. Какое настроение оно передает? Докажите на примерах.

2. Понаблюдайте за рифмой. Выпишите рифмующиеся слова. Все ли они одной части речи?

3. Выпишите сравнительный оборот.

4. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении.

5. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

9.



Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами -
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск.
Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березках у межи,
Беспечно иволги болтают.





И. А. Бунин

1. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина. Найдите и выпишите из текста олицетворения.

2. Подберите антоним к прилагательному внезапный.

3. Слова какой части речи чаще всего использует автор в стихотворении? Почему?

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

4. Перепишите текст. Подготовьтесь к письму по памяти.

10.



Есть в дикой роще, у оврага,
Зеленый холм. Там вечно тень.
Вокруг - ручья живая влага
Журчаньем нагоняет лень.
Цветы и травы покрывают
Зеленый холм, и никогда
Сюда лучи не проникают,
Лишь тихо катится вода...





А. А. Блок

1. Прослушайте текст. Опишите своими словами образ лета, который создается в вашем воображении благодаря услышанному стихотворению.

2. Определите, на какое слово в третьем предложении падает логическое ударение. Объясните постановку тире в этом предложении.

3. Найдите в тексте примеры художественных тропов.

4. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

11.



Тени вечера сгущаются,
Воздух влажен и душист,
И росою умывается
На деревьях каждый лист.
Птицы в гнезда схоронилися,
И у берега реки,
Чуть мерцая, засветилися
По деревне огоньки.





С. Дрожжин

1. Прослушайте отрывок из стихотворения С. Дрожжина. Как вы думаете, о каком времени года повествует поэт?

2. Перепишите его. Подчеркните ключевые слова.

3. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

4. Подберите синоним глагола схоронилися.

5. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

стр. 58


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Д. А. Хаустова, Письмо по памяти как этап подготовки к изложению // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204030067&archive=1205324254 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии