РАБОТА С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В IX КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ЗАЙЦЕВА

Прослушайте дважды текст и выберите верные, на ваш взгляд, ответы на предложенные вопросы к тексту.

Притча о двух кувшинах

У одного человека было два кувшина для хранения воды, но стал замечать он, что в одном сосуде вода всегда прозрачная и прохладная, а в другом быстро мутнеет и приобретает неприятный запах. Стал он искать причину: вода из одного истока, значит, дело не в воде; стоят кувшины в одном месте, значит, дело не в хранилище; сделаны они из одной глины и руками одного мастера, значит, дело не в материале и мастерстве. Что же так различает их? Присмотрелся он внимательно и понял: тот кувшин, что попроще, без изысков, - пористый и испаряет стенками влагу, тот, что покрыт лаком, не имеет пор и обрекает воду на загнивание. И тогда человек поставил красивый кувшин в угол, чтобы им только любовались, а простой кувшин оставил на прежнем месте, в тени и подальше от разных глаз. Всякий, кто заходил к хозяину в дом, первым делом восхищался красотой кувшина, стоящего на виду, но, как только прикасался к чудодейственной влаге невзрачного кувшина и ощущал прилив силы и бодрости в теле и чистоту мыслей в голове, тут же начинал петь хвалу тому сосуду, от которого было гораздо больше пользы.

Так и среди людей бывает: на красивого глазеют, а от умного пользу получают, красивым только восхищаются, а от умного мудрости учатся.

(О. М. Безымянная)

Тесты (раздаются каждому).

1. Укажите верно сформулированную основную мысль.

А) бывают кувшины только полезные, а бывают еще и красивые

Б) в доме должны быть полезные и красивые вещи

В) с лица не воду пить

Г) мудрость и пользу получают не от красивого, а от умного

2. Определите стиль и тип речи данного текста.

А) художественный, рассуждение

Б) публицистический, повествование

В) публицистический, рассуждение

Г) художественный, описание Д) художественный, повествование с элементом рассуждения

3. В чем художественная особенность построения предложения?

Стал он искать причину: вода из одного истока, значит, дело не в воде; стоят кувшины в одном месте, значит, дело не в хранилище; сделаны из одной глины и руками одного мастера, значит, дело не в материале и мастерстве.

А) синтаксический параллелизм

Б) экспрессивная функция вводных слов

В) неполные части сложного предложения

Г) эллипсис

4. Какой прием использован в предложении?

Гак и среди людей бывает: на красивого глазеют, а от умного пользу получают, красивым только восхищаются, а от умного мудрости учатся.

А) эпитеты

Б) антитеза

В) сравнение

Г) метафора

Зачет по литературе в IX классе после изучения "Слова о полку Игореве"

Предлагаемый материал позволяет проверить осознанность изученного произведения, орфографические и пунктуационные навыки.

К-1. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова, чтобы получился верный текст, который можно будет использовать в сочинении.

Автор рисует образ Игоря как воплощение княжеских добродетелей. В походе он действует с исключительной отва-

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

гой, исполнен "ратного духа", воинской чести. Это______ ,______ человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Его (не) может поколебать даже страшное предзнаменование -_______ . Но______ , отсутствие ясного представления о (не)обходимости ед..нения, совместной борьбы, стремление к____ пр..вели Игоря к пор..жению.

- Какими примерами можно доказать благородство и мужество Игоря?

- Согласен ли ты с мнением, что Игоря привели к поражению эгоистические устремления?

К-2. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст, который можно использовать в сочинении.

Автор показ..вает, что пр..чина поражения кроется в____ Руси, и убеждает в (не)обходимости______ , во..крешения старых ид..алов "братолюбия". Автор стремится передать свою тревогу за судьбы родной земли всем русским князьям. Он обращается к ним, напоминая о долг.. перед Родиной и при..зывая к ____ , к пр..кращению____ перед лицом опасности вражеского нашествия. Междоусобица, конфликты, братоубийственные распри - это обнаж..ные пороки, от которых______ вся Русская земля.

- В каких словах "Слова..." звучит призыв к прекращению раздоров?

- Какими примерами можно доказать благородство и мужество Игоря?

К-3. Спишите, вставляя вместо пропусков, слова и выражения, чтобы получился связный текст.

Вначале русские в первом бою____ половцев. Захвачена добыча. Игорь теперь надеется зачерпнуть шеломом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи. Но радость русичей была____ . Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы врагов, которые ведет хан____ . Стойко сражаются русские витязи, но____ гибнут один за другим под натиском превосходящих сил. Сам Игорь______ . Нет больше защитников, открыта теперь поганым____ .

- Как в тексте показано горе в Земле Русской? Приведите примеры.

К-4. Спишите, вставляя пропущенные слова.

Томится Игорь в пленку. (Н..)чего ему не мило, кроме___ .______ ,_______ - вот его главное желание. Он знает, что ждут с нетерпением_______ ,_______ и______ . Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его. Он знает, что Игорь еще послужит______ .

- Почему "Слово..." о неудачном походе заканчивается гимном?

- Какие эпизоды "Слова..." доказывают, что Игоря ждут с нетерпением?

К-5. Спишите, вставляя нужные слова и выражения.

Главная идея произведения заключена в______ , князя Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей______ : "Вступите, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича".

Зовет______ князей, чтобы не тревожили они народ своими____ , чтобы вместе могли дать______ любому врагу.

Сейчас, когда республики вышли из состава бывшего Союза, не время ли прислушаться к мудрому совету автора "Слова"?

К-6. Как характеризуют Игоря следующие слова?

"Начнем же, братия, эту повесть от старого Владимира до нынешнего Игоря, который укрепил свой ум, заострил сердце мужеством и, исполненный ратного духа, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую".

- Подберите и запишите синонимы к слову "ратный (дух)".

К-7. Какой художественный прием использует автор в следующем отрывке? Для чего он его применяет?

"На другой день очень рано кровавая заря возвещает рассвет, черные тучи идут с моря, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого!"

- В каком значении употребляется в этом отрывке прилагательное "великий"? Подбери к этим словосочетаниям синонимы, чтобы ясно стало значение прилагательного в словосочетаниях.

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

К-8. Какой смысл имеет следующее выражение?

"Тут не хватило кровавого вина; тут пир докончили храбрые русские: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую".

- Какой прием помогает автору передать основную мысль отрывка?

К-9. Какой художественный прием использует автор при описании возвращения Игоря из плена?

"Князь Игорь поскакал горностаем к камышу и белым гоголем на воду; вскочил на борзого коня, потом соскочил с него серым волком, побежал к лугу Донца и полетел соколом под туманами".

- В чем особенности употребления глаголов в этом отрывке?

К-10. О каком эпизоде идет речь в отрывке из "Слова о полку Игореве"?

"На Немиги стелют снопы из голов, молотят булатными цепами, на току жизнь кладут, веют душу от тела".

- Какие художественные тропы использует здесь автор? С какой целью?

стр. 59


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. ЗАЙЦЕВА, РАБОТА С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В IX КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029250&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии