ИЗУЧЕНИЕ ПОЗДНИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. ЛЕВИТСКАЯ, О. В. ЛОМАКИНА

Вот была статья Ленина "Лев Толстой как зеркало русской революции" и был поздний Толстой в школе. Пусть в ленинской трактовке. А сейчас, по сути, ушел. А ведь без этой темы нельзя понять ни "Войны и мира", ни автора романа. Публикуемая статья поможет Вам восполнить этот очевидный пробел.

(Тула)

(материалы к уроку по повести "Посмертные записки Федора Кузмича")

Поздние произведения Л. Н. Толстого представлены в учебной программе небольшим количеством хрестоматийных произведений. Для расширения и уточнения многих аспектов творчества мы обращаемся к произведениям Толстого 900-х годов. С целью понимания подлинного Толстого, смысла его произведений "без купюр" и навязанных критикой стереотипов восприятия мы предлагаем по окончании изучения рассказа "После бала", предусмотренного школьной программой, проанализировать одно из поздних произведений - повесть "Посмертные записки Федора Кузмича" (2 ч.).

1. Слово учащихся. По заданию преподавателя учащиеся готовят индивидуальные сообщения.

1. Обзор поздних произведений Толстого.

2. Обзор критических работ К. Н. Ломунова, Н. К. Гудзия, М. Б. Храпченко, Г. Я. Галаган, Б. М. Эйхенбаума.

3. Историческая справка.

Учитель подводит итог индивидуальных сообщений.

- Творчество Толстого 900-х годов представлено произведениями различных жанров: рассказы, повести, публицистические произведения. Писатель, который к этому времени известен как гениальный художник, создавший такие романы, как "Война и мир", "Анна Каренина", драматург, написавший драмы "Власть тьмы", "Живой труп", в которых проявилось его мастерство в создании композиции, системы образов, яркой неповторимой речи персонажей. Педагог, заложивший основы новой педагогической системы, получившей название "педагогика сотрудничества", автор "Азбуки" и "Новой Азбуки". Философ, создатель религиозно-нравственного направления, получившего название толстовства и признанного во всем мире. Горький, познакомившийся в это время с Л. Н. Толстым, назвал его "человеком-оркестром" и сравнил его с могучим богатырем Святогором, которого не могла выдерживать даже земля. Толстой - культурное явление, значимость которого превышала популярность любой самой яркой личности. О силе влияния писателя на умы современников говорит такое сравнение: "В России два царя: один государь-император, другой - Толстой". Став на путь проповедничества, открывшихся ему религиозно-нравственных идей, он сохранил художественный дар, который по-особому проявился в его поздних произведениях: "После бала", "Хаджи-Мурат", "Алеша Горшок" и др.

2. Общая характеристика повести "Посмертные записки Федора Кузмича". История создания.

- Незамысловатые на первый взгляд события, описанные в произведениях последних лет, приобретают вневременной характер и превращаются в притчи. Среди поздних произведений Толстого и незавершенная повесть "Посмертные записки Федора Кузмича". В основу повести легла широко бытовавшая легенда о том, что император Александр I не

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

скончался в Таганроге от неизвестной болезни, как утверждали официальные источники, а принял старчество и долго еще жил под видом обыкновенного крестьянина, называя себя Федором Кузмичом. Работа над повестью продолжалась чуть больше месяца и была прекращена 27 декабря 1905 г. Повесть так и осталась незаконченной и была опубликована с большими купюрами уже после смерти Толстого в 1912 г. Однако даже в урезанном виде она была задержана цензурой, и редактор, а им был известный писатель В. Г. Короленко, был предан суду. Целиком, без цензурных купюр, повесть была опубликована только после революции в 1918 г.

- Дома вы познакомились с текстом повести. Почему, на ваш взгляд, она была задержана цензурой?

- Какое впечатление она произвела на вас?

- В каких произведениях Толстого герои переживают состояние духовно-нравственного переворота? ("После бала")

- Какая сцена повести напоминает вам недавно изученный нами рассказ Л. Н. Толстого "После бала"? (Сцена наказания шпицрутенами солдата Струменского.) Выразительное чтение данной сцены.

- Какие художественные приемы использует писатель, чтобы добиться сильного эмоционального воздействия? (Сцена открывается описанием свежего осеннего дня, с которым контрастирует описание экзекуции - наказание шпицрутенами. При этом музыкальный фон и описание внешнего вида Струменского усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Для передачи внутреннего состояния используются глаголы, которые представляют собой градацию: они строятся по признаку усиления. Для передачи максимальной экспрессии Толстой употребляет определительные местоимения: "Вся моя жизнь, все мои дела - все дурно".)

- Какое значение для понимания имеет сцена наказания шпицрутенами солдата Струменского? (Как писатель-реалист, Толстой подвергает резкой критике все государственные институты; в данной повести Толстой разоблачает самодержавную власть "во всем своем ужасе", которая определяется как "тщетная жизнь", "ужасная жизнь", содержанием которой есть греховность, спасением от которой может быть только бегство, а искупление ее греховности возможно только страданиями.)

- От чьего лица ведется повествование? (Повествование ведется от лица автора, который предоставляет читателю возможность ознакомиться с записками самого Федора Кузмича, а дальнейшее повествование ведется от лица самого героя, императора Александра, инсценировавшего смерть и прожившего 27 лет под видом бродяги, проводя ее в отдалении от людей в молитвах и общении с Богом.)

- С какой целью писатель включает два образа повествователя ? (Два типа повествователей (нарраторов) придают произведению ощущение особой достоверности: во вступлении повествование ведется от лица автора, что подчеркивает неоспоримость и достоверность событий, дальнейшее повествование ведется от лица героя, бывшего императора, который перед лицом смерти подводит итог прожитой жизни. Этот рассказ отличается обнаженностью, искренностью и доверительной интонацией. Повествователь (нарратор) в лице Федора Кузмича в записках, которые могли увидеть свет только после его смерти, объясняет, как произошло фактически бегство от самодержной власти (это кульминационный момент в повествовании), а также включает в свое повествование историю всей своей жизни, именуя ее "Моя жизнь". Таким образом, автор рассказывает о прошедших событиях, комментируя их достоверность; Федор Кузмич в своих записках рассказывает о своем нравственном перевороте, а затем возвращается к событиям своего детства и юности. Такое построение позволяет читателю не только познакомиться с потрясающей историей, которой могла бы удивиться земля, но вслед за повествователями, один из которых с максимальной объективностью, другой с максимальной

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

исповедальностью, следовать за событиями, уводящими в прошлое, выявляя для себя, в чем же крылись причины бегства императора.

- Перечислите структурные элементы композиции повести. (Композиция повести содержит три элемента: экспозиция (рассказ ведется от лица автора), кульминация (рассказчик Федор Кузмич), развитие действия (история жизни героя). Основные темы произведения - разоблачение высшей государственной власти и начало духовного прозрения героя, оказавшегося волею судеб на вершине иерархической пирамиды.)

- Перед нами явственно проступают две композиционные части текста: жизнь до и жизнь после переворота. С какой целью использует их Толстой? Чего добивается этим автор? (Тема двойничества приобретает несколько смыслов. Струменский телесно похож на императора Александра, что придает сцене наказания зеркальный характер: наказывают по закону за участие в бунте и за побег. Но физическое сходство императора Александра I, по разрешению которого совершалось наказание, и провинившегося, который терпит мучения при прохождении сквозь строй, максимально не просто сближает, а соединяет инициатора наказания и жертву, императора и солдата. Во сне Александра, который у Толстого всегда отражает связь реальных событий и ирреальных (сюрреалистических), двойничество приобретает характер симбиотической связи. "Я сам не знал, он ли был я, или я был я", - произносит Федор Кузмич. Поэтому смерть забитого палками Струменского получает зеркальное отражение у его двойника - императора. Затмением называет герой записок свое состояние. Открывшиеся его внутреннему судье - совести - собственные злодеяния приводят к "раскаянию, желанию уйти от всего" "для себя, для Бога". Дальнейшие события являются лишь материализацией открывшегося двойничества: тело Струменского, убитого по его разрешению, "положить на мое место и объявить о моей неожиданной смерти". Струменского хоронят в закрытом гробу как двойника императора, виновника его смерти, а император Александр ушел в мир, жил в келье вдали от людей, и это дало ему возможность "всей душой общаться с Богом".

3. Итог урока.

- Таким образом, перед нами предстало одно из загадочных произведений нашего земляка, гениального писателя Л. Н. Толстого. Речь в нем идет об устойчивой легенде о внезапном и, казалось бы, необъяснимом отречении от престола императора Александра. Для Толстого важной была идея не только нравственного вырождения, духовного падения, но и возможность возрождения человеческой души. Об этом мы поговорим позже при изучении романа "Воскресение", в котором он показал пути возрождения героев.

Литература

1. Благой Д. От Кантемира до наших дней. В 2-х т. - Т. 1. - М., 1972.

2. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. - М., 1981.

3. Гудзий Н. К. Как работал Толстой. - М., 1936.

4. Лихачев Д. С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы // Лихачев Д. С. Литература - реальность - литература. - Л., 1984.

5. Опульская Л. Д. Позднее творчество Л. Н. Толстого // Л. Н. Толстой: Сб. ст. - М., 1955.

6. Полиевский П. В. Литература и теория. - М, 1979.


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. ЛЕВИТСКАЯ, О. В. ЛОМАКИНА, ИЗУЧЕНИЕ ПОЗДНИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029032&archive=1205324254 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии