ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© А. Ф. ГАЛИМУЛЛИНА

"Вот, - скажет читатель, - опять сентиментализм..." Да, опять сентиментализм. Потому что мы, редакция, убеждены в том, что "формирование понятия о сентиментализме" - это в высшей степени актуально. Ведь современная массовая литература - вспомните хотя бы Акунина - стала литературой о литературе, она мыслит категориями жанров, направлений, стилей. И для того, чтобы по-настоящему понять современников, нужно научиться читать Карамзина "по законам им самим над собой признанным".

(Казань)

Современная школа стремится формировать у учащихся историческое мышление и умения соотносить историческое прошлое с своеобразием осмысления его в художественном произведении. Изучение творчества Н. М. Карамзина позволяет наиболее успешно решать названные методические вопросы: он является основоположником русской сентиментальной повести ("Бедная Лиза"), исторические повести "Наталья, боярская дочь" и "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода" позволяют проследить эволюцию жанра исторической повести в творчестве Н. М. Карамзина. Традиционно творчество Н. М. Карамзина изучается в IX классе на примере сентиментальной повести "Бедная Лиза", с помощью которого формируется понятие о сентиментализме. Таким образом, изучение творчества Н. М. Карамзина тесно связано с проблемой формирования теоретико-литературного направления.

стр. 11


--------------------------------------------------------------------------------

Проблема формирования теоретико-литературных понятий привлекает пристальное внимание ученых-методистов. Методика формирования теоретико-литературных понятий основывается на трудах классиков методики преподавания литературы Ф. И. Буслаева, В. В. Водовозова, В. Л. Стоюнина, В. П. Острогорского, М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, Н. М. Соколова, Н. О. Корста, А. А. Липаева, которые выдвигали требование о преподавании теории литературы, основанном на принципе научности, на раскрытии художественной специфики творчества автора, а также художественного произведения в единстве формы и содержания. Вопросы теории литературы в школьном изучении разрабатываются известными методистами Г. И. Беленьким, О. Ю. Богдановой, О. М. Буранком, Н. И. Громовым, А. В. Дановским, С. А. Леоновым, Л. В. Тодоровым, Н. И. Прокофьевым, Н. И. Кудряшевым, М. А. Снежневской.

Однако проблема формирования у старшеклассников понятия о сентиментализме еще не была предметом специального исследования (в том числе проблема специфики изучения литературы данного периода в школах с родным (нерусским) языком обучения ждет своего исследователя). В курсе IX класса, к сожалению, отводится мало времени на освоение литературы XVIII в. Тема "Своеобразие русского сентиментализма" изучается, как правило, обзорно. Это приводит к низкому уровню знаний учеников. На уроках недостаточно используются потенциальные возможности старшеклассников для формирования теоретико-литературных понятий. Осложняет формирование понятия о сентиментализме временная удаленность произведений от современных учеников. Пассивное усвоение теоретико-литературного понятия о сентиментализме, не сопровождаемое активным сопереживанием и творческой деятельностью, оценочными суждениями, ограничивает возможности учащихся.

В связи с тем что в последнее время формирование понятия о сентиментализме не становилось предметом специального исследования, мы, разрабатывая систему уроков по формированию понятия о сентиментализме, ориентировались на методику формирования теоретико-литературного понятия, представленную в монографии С. А. Леонова [5]. В ней дана целостная система изучения произведений французского и русского классицизма в школе и предлагается при формировании теоретико-литературного понятия опираться на деятельностный принцип преподавания, который предполагает использование активных форм работы школьников (доклады, творческие выступления, функционально-ролевая игра), создание активной, созидательной, творческой обстановки.

В IX классе необходимо сформировать у старшеклассников четкое, ясное представление о сентиментализме как одном из реально существовавших в истории европейского и русского литературных направлений, а также как о творческом методе, который содержит исторически обусловленный способ эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах, картину мира и концепцию личности. Представить сентиментализм как органичную стадию развития литературы, отразившую возрастающую социальную роль и политическую активность третьего сословия, которое в Европе в середине XVIII в. обладало огромным экономическим потенциалом, но было существенно ущемлено в своих социально-политических правах. Учащимся важно знать, что основные принципы поэтики сентиментализма мотивированы философским учением Джона Локка (сенсуализмом), определяющим ощущения единственным источником и способом познания мира, а также французских философов Д. Дидро, Ж. -Ж. Руссо, К. -А. Гельвеция, сформулировавших концепцию естественного права.

Старшеклассники должны усвоить, что картина мира и концепция личности, сложившиеся в литературе сентиментализма, антитетичны классицизму. Если в классицизме высшей ценностью являлся разум, а идеалом - разумный человек, ставящий общественные интересы вы-

стр. 12


--------------------------------------------------------------------------------

ше личных, то сентименталисты выдвинули концепцию частного человека с чувствительным сердцем. Любовь, семья, дружба становятся сферой, где человек может раскрыться как личность. Русский сентиментализм, как и русский классицизм, испытал сильное влияние просветительских идей. Утверждалась внесословная ценность человеческой личности. Нерадивым порядкам феодального мира сентименталисты противопоставляли вечные и разумные законы природы.

Формирование у старшеклассников начального понятия о сентиментализме происходит в IX классе при чтении произведений писателей-сентименталистов Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева (I этап), II этап - развитие у учащихся понятия о сентиментализме в X классе при изучении "Повестей Белкина" А. С. Пушкина, прозы Ф. М. Достоевского ("Бедные люди", "Униженные и оскорбленные"); обсуждение преемственных связей сентиментализма с другими литературными направлениями: романтизмом, реализмом. Основная цель второго этапа - углубить и развить у учеников понятие о сентиментализме, показать, какое влияние оказало творчество писателей-сентименталистов на писателей XIX в., а также обратить внимание на творческое переосмысление традиционных сюжетов XVIII в. Форма урока - обзорная лекция, урок-беседа.

Закрепляется понятие о сентиментализме в XI классе. Третий этап предполагает применение понятия о сентиментализме при решении проблемы традиций и новаторства современных писателей. На уроке внеклассного чтения возможен сопоставительный анализ "Бедной Лизы" Н. М. Карамзина и романа Б. Акунина "Азазель". Форма урока - беседа.

Исследования современных литературоведов [1; 3; 8 - 10] позволяют проводить на уроках литературы в школе типологический сопоставительный анализ произведений, принадлежащих разным литературным направлениям. Так, например, М. В. Иванов называет ряд произведений, "где любовь барина и простолюдинки является не просто темой, а сюжетообразующим элементом: "Бедная Лиза" (1791) Карамзина, "Станционный смотритель" (1830) Пушкина, "Кто виноват?" (1846) Герцена, "Бедные люди" (1846), "Подросток" (1875) Достоевского, "Ася", "Дворянское гнездо" (1857) Тургенева, "Обломов" (1859) Гончарова, "Воскресение" (1898) Толстого, "Олеся" (1898) Куприна, "Темные аллеи" (1943) Бунина [2]. Однако данный аспект в изучении литературы сентиментализма и прозаического наследия Н. М. Карамзина, в частности, еще ждет своего исследователя.

В современных условиях, когда существует несколько альтернативных программ по русской литературе, успешное решение методических задач связано с выбором программы, а также учебников по русской литературе. Анализ программ, учебников и методических пособий показал, что авторы современных альтернативных школьных программ и учебников по русской литературе М. Г. Ахметзянов, Г. И. Беленький, В. Я. Коровина, Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов рассматривают сентиментализм в едином историко-литературном процессе, отмечают его закономерность, определяют эстетические принципы и предлагают творчество Н. М. Карамзина для чтения и изучения в качестве наиболее яркого представителя сентиментализма. А. Г. Кутузов предлагает начать знакомство с творчеством Н. М. Карамзина в VIII классе с повести "Бедная Лиза", а в X классе учащиеся должны более глубоко вникнуть в поэтику сентиментального произведения, прочитать и обсудить на уроках "Письма русского путешественника", главы "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина. В программах Г. И. Беленького и М. Г. Ахметзянова литература XVIII в. изучается в IX классе: дается общая характеристика классицизма и сентиментализма и по выбору учителя для чтения и изучения предлагается одна из монографических тем: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев. В X классе учащиеся знакомятся с творчеством Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина (для чтения и изучения вводится повесть "Бедная Лиза").

стр. 13


--------------------------------------------------------------------------------

В программах В. Я. Коровиной и Т. Ф. Курдюмовой в рамках историко-литературного курса предлагается в IX классе дать обзор литературы XVIII в. с монографическим изучением творчества одного из авторов - М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина. В отличие от названных программ, в программе Т. Ф. Курдюмовой уже в среднем звене ставятся проблемы литературы и времени, исторического прошлого и его осмысления в художественном произведении, для решения которых в VIII классе широко вводятся произведения древнерусской литературы, а литература XVIII в. представлена повестью Н. М. Карамзина "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода" (в учебнике для VIII класса данный раздел написан С. А. Леоновым). На наш взгляд, введение этого произведения в школьную программу вполне оправданно и органично: в нем есть занимательный напряженный сюжет, основанный на исторических событиях, яркие запоминающиеся характеры. Естественно, в связи с еще неподготовленностью аудитории к глубокому литературоведческому анализу за рамками уроков останутся теоретические проблемы, такие как приоритет категории историзма, подчеркнутый жанровым подзаголовком "историческая повесть"; обращение Н. М. Карамзина к классицистической поэтике (к жанру трагедии) для изображения героя в контексте общественной жизни и высоких гражданских идеалов; изменение типологии сюжета (Н. М. Карамзин, обращаясь к истории, создает не "летопись человеческого сердца", а эпизод из истории Отечества: падение Новгородской республики); насыщенность повести "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода" ситуациями и приемами классицистической трагедии: в ней властвуют политические страсти, пафос государственности и подавление личностного начала во имя гражданского долга; все важные события совершаются за сценой; в повести нет авторского описания сражений, рассказы о них вложены в уста вестников; конфликт новгородцев и московитов уподобляется классицистическому конфликту страсти и разума: любовь новгородцев к вольности выступает как личная страсть, а мужество московитов - как исполнение общественного долга. Эти и другие особенности поэтики отмечали исследователи повести Г. А. Гуковский, П. Н. Берков, Г. П. Макогоненко, П. А. Орлов и др.

Вместе с тем сентиментальная основа художественного метода Н. М. Карамзина обусловила расширение личностного аспекта конфликтной ситуации, в которую поставлена Марфа: ей приходится жертвовать такими позициями нравственной иерархии сентименталистских ценностей, как семейное счастье, материнские чувства, нежная скорбь о погибшем муже. Н. М. Карамзин в отличие от русской классицистической трагедии, в очень редких случаях допускавшей гибель добродетельного персонажа, закончил свою повесть-трагедию по формальным канонам жанра. Жертва Марфы оказывается бессмысленной, моральное превосходство над врагом - сомнительным. Героиня усомнилась в необходимости своей жертвы. В изложении событий последней войны Новгородской республики и в создании образа Марфы-посадницы Н. М. Карамзин отклонялся от подлинных исторических событий и характеров. Этот аспект повести подробно рассмотрен П. А. Орловым. Несмотря на это, писатель завершил повесть сообразно фактам истории. Объективная непреложность совершившегося в истории события интерпретирована Карамзиным как фатальная неизбежность осуществления надличностных замыслов судьбы. Эту надличностную силу писатель склонен рассматривать как движущую силу истории.

Повесть "Марфа-посадница" создана на перекрестке трех литературных направлений - классицизма, сентиментализма, романтизма. Предромантические тенденции выразились в мотивах тайны, пророчества и судьбы. По замечанию Ф. З. Кануновой, повесть Н. М. Карамзина поднимает на уровень историко-философской проблемы мысль о равновеликости истории души и истории Отечества. Концепция национальной истории и

стр. 14


--------------------------------------------------------------------------------

ее надличностных движущих сил, воплощенная в повести, свидетельствует о политических взглядах Н. М. Карамзина в начале XIX в. Революционные события во Франции убедили Н. М. Карамзина в том, что в истории решающую роль играет политическая сила, а не любовь. В повести "Марфа-посадница", в отличие от сентиментальных повестей XVIII в., тема любви не определяет ход событий, она занимает незначительное место.

Эти и другие особенности поэтики повести "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода" учащиеся смогут рассмотреть в IX классе при изучении творчества Н. М. Карамзина в историко-литературном контексте. Однако важно уже в VIII классе почувствовать эмоциональность, богатство поэтических приемов повести XVIII в.

В восьмом классе наиболее органичной формой урока может быть ролевая игра, которая позволяет более полно погрузиться в русское средневековье (события повести развиваются в XV в.). Класс делится на несколько групп, которые выполняют индивидуальные домашние задания:

* первая группа учеников-летописцев (историков) готовит культурологический комментарий к тексту повести (комментирует собственные имена и непонятные слова, оформляет информационные листы, а также поясняет историческую ситуацию, ставшую основой повести);

* вторая группа учеников читает повесть полностью (в учебнике она дана в сокращении) и готовит художественный пересказ пропущенных страниц для воссоздания целостности повести;

* третья группа работает над спецификой ораторской речи, включенной в повесть: ученики сопоставляют выступления на вече двух ораторов: князя Холмского и Марфы Борецкой (вопросы учебника, помещенные в конце повести, помогают успешно провести эту работу: 1. Сопоставьте выступления на вече двух ораторов - князя Холмского и Марфы Борецкой. Как они понимают вольность и свободу? Чьи аргументы более убедительны для новгородских граждан и читателей повести? 2. К каким историческим событиям обращаются в своих речах ораторы, как их оценивают? В чем цель их обращения к отечественной истории? 3. Сопоставьте используемые в речах Холмского и Борецкой средства эмоциональной выразительности. Чью речь вы можете оценить выше как произведение ораторского искусства по силе убеждения? (Вопросы учебника помогают выявить своеобразие в изображении Марфы: Какую оценку дает Марфа Рюрику и Иоанну III? Как это характеризует личные качества Марфы и ее политические взгляды? С какими чувствами завершает свою речь на вече Марфа? Как они ее характеризуют? Какие художественные приемы использует автор для изображения Марфы? Найдите эпитеты, которыми она наделяется в повести. Почему Карамзин, намеренно отступая от исторических фактов, проводит Марфу на эшафот? Для чего нужна в повести эта сцена?);

* четвертую группу составляют ученики, получившие индивидуальные задания: 1) ученик, исполняющий роль Карамзина, выявляет его авторскую позицию; 2) ученик, исполняющий роль рассказчика-новгородца, участника событий, определяет точку зрения новгородского гражданина; 3) один ученик готовит рассказ о событиях с точки зрения Ивана III.

Урок проходит в форме беседы-полемики между Н. М. Карамзиным-писателем и новгородским гражданином, роль ведущего отводится ученику-книжнику, остальные ученики своими комментариями помогают вести аргументированный диалог. Наиболее яркие, драматичные сцены повести исценируются.

Ученик-книжник: "Передо мной старинная история о героической борьбе новгородцев за свою свободу и независимость, вдохновляемых самоотверженной гражданкой Марфой-посадницей. Но вот что интересно: современник рассказывает о событиях эмоционально, с сочувствием, а Н. М. Карамзин - писатель XVIII в. - оценивает их по-другому: кто же из них прав? Сегодня совместными усилиями мы попробуем ответить на этот вопрос". Предваряя беседу о по-

стр. 15


--------------------------------------------------------------------------------

вести, ученики-летописцы рассказывают о Великом Новгороде, об историческом значении деятельности Иоанна III по созданию Московского государства, о неоднозначной оценке его правления историками (ученики сопровождают свой рассказ репродукциями картин о русском средневековье, фотографиями с видами Новгорода).

Из диалога ученика-книжника и ученика-Карамзина выясняется, что автора повести привлекает самоотверженность новгородцев, он ценит ее выше борьбы французских якобинцев, потому что "они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими князьями", в то же время он считает, что "народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной", и поэтому новгородцы поступили безрассудно: "они должны были предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы".

Ученик-новгородец же страстно защищает Марфу Борецкую и справедливость свободолюбивой борьбы новгородцев.

Заранее подготовленные ученики произносят монологи князя Холмского и Марфы, затем в ходе анализа выявляется специфика в поведении героев: Холмский - муж благоразумный и твердый, правая рука Иоаннова, храбрый в битвах, велеречивый в советах; основная мысль его речи заключается в призыве к объединению: "Иоанн все предвидит, и, зная, что разделение государства было виною бедствий его, он уже соединил все княжества под своею державою и признан властелином земли русской". В качестве аргументов он приводит исторические примеры, подчеркивает мудрость и терпение Иоанна.

Речь Марфы эмоциональна, она восходит тихо и величаво, важность и скорбь видны на ее бледном лице. Во время произнесения речи взор героини блеснул огнем вдохновения, бледное лицо покрылось румянцем. Контраргументом словам Холмского Марфа приводит свою оценку личности Рюрика: мудрый и смелый, но гордый и самовольный захватчик власти и виновник гибели Вадима Храброго, она также признает величие Иоанна, поддерживает его желание сражаться против внешних врагов, но порицает стремление покорить вольнолюбивых соотечественников. Лейтмотив выступления Марфы: "Дух Ярославов оскорбился бы в небесных селениях, если бы мы не умели сохранить древних прав, освященных его именем. Он любил новгородцев, ибо они были свободны; их признательность радовала его сердце, ибо только души свободные могут быть признательными: рабы повинуются и ненавидят!" Оценка Марфы новгородцами: мудрая, великодушная, смелая. Во время беседы ученики приходят к выводу, что аргументы Марфы-посадницы более убедительны для новгородцев и читателя. Ее речь прервалась народным воплем поддержки: "Нет, Нет! Мы все умрем за отечество! Новгород - государь наш!" Однако падение новой башни Ярославовой с вечевым колоколом является предзнаменованием поражения вольнолюбивого города.

Ученики из второй группы коротко и эмоционально рассказывают об основных событиях повести, пропущенных в учебнике, часть эпизодов инсценируется: Марфа и Мирослав в хижине у старца Феодосия, эпизод, когда Марфа представляет Мирослава горожанам, рассказ о клятве, данной Марфой мужу, речи Михаила Храброго и Марфы-посадницы после поражения новгородцев (основной лейтмотив: "Пусть говорят враги мои, и если они докажут, что сердца новгородские не ответствуют моему сердцу, что любовь к свободе есть преступление для гражданки вольного отечества, то я не буду оправдываться, ибо славлюсь моею виною и с радостью кладу голову на плаху"), речь Марфы перед последней битвой, разговор Марфы и Холмского в ее тереме.

Далее выступает ученик, заранее подготовивший рассказ о событиях с точки зрения Иоанна III. В повести создается образ идеального монарха - мудрого, мужественного, справедливого, умеющего прощать своих врагов.

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

Ученики-летописцы поясняют, что финал повести не соответствует историческим событиям: Марфа была сослана в Нижний Новгород и пострижена в монахини под именем Мария, новгородцы не были так благородны по отношению к Иоанну, московитяне жестоко расправились с побежденными новгородцами - об этом Карамзин-историк знал и отразил в "Истории государства Российского". Ученик-книжник предлагает перечитать последние страницы повести и подумать, почему же Карамзин-художник отступил от исторических фактов.

Ученики осознают, что непреклонность Марфы, решительное стремление до самой смерти служить вольнолюбию контрастирует с малодушием новгородцев, которые ради спасения жизни присягнули Иоанну. Поведение Марфы до самой смерти остается величественным: на казнь она идет в праздничных одеяниях - в златой одежде и в белом покрывале, лица Марфы не видно, но идет она величавой походкой, какой ходила всегда по стогнам, когда чиновники ожидали ее в совете или граждане на вече. Сорвала покрывало с головы своей, казалась томною, но спокойною, с величественным унынием опустила взор свой на граждан... и громко сказала народу: "Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новгородскою!.." Автор художественными средствами подчеркивает коренное отличие Марфы-посадницы от горожан, предавших свободу: она сохранила величественность, самообладание, мужество. С гибелью Марфы Новгород потерял последнего свободного гражданина: это подчеркнуто в лаконичной предсмертной речи Марфы, обратившейся к новгородцам не как к свободным людям, а как к подданным Иоанна. Весь абзац звучит как стихотворение в прозе, Карамзин вводит в финале повести своеобразный ритм.

Ученик-книжник просит учеников проследить и объяснить изменение поведения народа в повести: народ на протяжении всей повести сочувствовал Марфе и всеми силами сражался за свободу, Иоанн жалел, что гибнут славные воины, однако голод и последнее поражение морально сломили оставшихся в живых жителей Новгорода, и даже Марфа не осуждает их, она понимает, что город потерпел поражение, потерял независимость. Однако растерянность народа, его неодобрение казни Марфы выражены безмолвием народа, только в момент казни "многие невольно воскликнули от ужаса, другие закрыли глаза рукою". После речи Холмского, в котором он обещал взамен на свободу Новгорода "три столпа гражданского счастья: благоустройство, правосудие и безопасность, лишь княжеские легионы взывали "Слава и долголетие Иоанну!", а народ продолжал безмолвствовать. Только когда над обломками эшафота стало развеваться белое знамя Иоанново, граждане воскликнули: "Слава государству российскому!" Показательно, что тело Марфы и ее дочери Ксении схоронил старец Феодосии на берегу озера Ильмень, чужеземные гости вырыли для них могилу и сделали тайные надписи.

Ученик-книжник, обращаясь к ученикам, исполняющим роли Карамзина и новгородского гражданина, предлагает высказать свое мнение о финале повести. Новгородский гражданин с сочувствием рассказывает о потере Великим Новгородом своей вольности, о том, как народ и некоторые знатные граждане провожали Вечевой колокол, снятый с башни и увезенный в Москву: "Они шли за ним с безмолвною горестью и слезами, как нежные дети за гробом отца своего".

Ученик-Карамзин поясняет свою позицию следующим образом: "Россия гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием", начиная с Иоанна III "история наша приемлет достоинство истинно государственное, описывая уже не бессмысленные драки княжеские, но деяния царства, приобретающего независимость и величие" (Карамзин. История государства Российского), поэтому, защищая национальные интересы, осознаю историческую прогрессивность деятельности Иоанна III, хотя искренне восхищаюсь мужеством Марфы Борецкой".

В качестве домашнего задания ученики пишут сочинение на тему "Марфа-посадница - гражданка Новгородская".

стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

Изучение в восьмом классе повести Н. М. Карамзина "Марфа-посадница" позволяет успешно формировать умение соотносить историческое прошлое и своеобразие осмысления его в художественном произведении. Повесть Н. М. Карамзина включает в себя прекрасные образцы ораторской речи, что также дает возможность плодотворно работать над развитием речи учащихся, обогащением форм речевой деятельности.

В девятом классе в рамках историко-литературного курса старшеклассники вновь обращаются к творчеству Н. М. Карамзина и усваивают теоретико-литературное понятие о сентиментализме. Анкетирование учеников девятых классов выявило необходимость предварительной подготовки старшеклассников к изучению сентиментального произведения, которое им кажется затянутым, бессобытийным.

Для создания положительной мотивации в восприятии повести необходима серьезная подготовительная работа на вводном уроке к теме "Сентиментализм". Из лекции учителя и во время беседы ученики усваивают, что литература и искусство отражают новую тенденцию в русском обществе: демократизация искусства, интерес к личности частного человека. Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой: различные "гроты уединения", таинственные, скрытые в полумраке беседки, стилизация дикой природы. В живописи сентиментализм сказался в "чувствительных" сюжетах, в пасторальной обрисовке природы, женских образов. Портреты Левицкого, Рокотова, Боровиковского полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

На уроке звучат цитаты из стихотворений Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева, М. М. Хераскова, И. И. Дмитриева, лекция учителя сопровождается демонстрацией фотографий, репродукций картин, кадров из диафильмов, диапозитивов. Старшеклассники заполняют таблицу "Сентиментализм", которая отражает основные положения лекции учителя: эстетические принципы, философская основа, общественно-политические идеалы, основные представители западно-европейского и русского сентиментализма. Таблица составлена по аналогии с таблицей "Своеобразие русского классицизма", что позволяет ученикам увидеть существенную разницу в эстетике этих двух направлений.

Завершает урок беседа по вопросам: "Время и условия зарождения сентиментализма. Какие идеалы проповедовали сентименталисты?"

Объясните смысл понятия "сентиментализм". Назовите особенности сентиментального стиля. Чем сентиментализм отличается от классицизма? Какие из картин, скульптур, архитектурных памятников русского сентиментализма вам особенно понравились и почему? Во время беседы ученики пользуются таблицей "Сентиментализм".

Домашнее задание написать творческую работу об одном из произведений искусства сентиментализма - позволяет ученикам применить полученные на уроке знания и умения к самостоятельному анализу произведений сентиментализма.

Ученики описывают свои впечатления от произведений, свои наблюдения, называют характерные черты сентиментализма.

На следующем уроке заранее подготовленные ученики рассказывают об основных этапах жизни и творчества Н. М. Карамзина, останавливаясь на самых ярких эпизодах: путешествие по Европе, издание журналов, создание "Истории государства Российского", взаимоотношения Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина. В рассказе о личности Н. М. Карамзина возможно остановиться подробнее на сентиментальной дружбе писателя с Настасьей Ивановной Плещеевой.

Учитель может воспользоваться монографией Ю. М. Лотмана "Сотворение Карамзина" [6]. Карамзин превратил факт своей интимной биографии в факт культуры своего времени и своей литературной деятельности. Он не просто подчеркивал свои нежные чувства к этой женщине, но демонстративно (под поэтическим псевдонимом Аглая) посвя-

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

Сентиментализм

от фр. "sentiment" - чувство

Таблица



щал ей свои труды, писал ее имя на титульном листе своего альманаха, публиковал посвященные ей стихотворения, называл себя нежным другом нежнейшей женщины. Как отмечает Ю. М. Лотман, "для Карамзина это превращалось в программу: человек, существо чувствующее и чувствительное, именно этим отличается от минералов и животных. Самые слабости его - залог человечности. Женщина - самая чувствительная и слабая часть человечества. Следовательно, именно в ней человеческое сконцентрировано в наибольшей мере. Именно она, своим чутьем, становится нравственным компасом общества и его художественным законодателем. Ее надо воспитать, развив ум и чувства, но сохранив непосредственность и того и другого" [6, 270].

Традиционное изучение повести Карамзина "Бедная Лиза" в IX классе позволяет познакомить учащихся с классицистическим сентиментальным произведением, выявить специфические черты произведений данного направления. Как известно, повесть "Бедная Лиза" породила целый ряд подобных сентименталь-

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

ных повестей конца XVIII - начала XIX в., следовательно, ученики под руководством учителя формируют своеобразный "канон" сентиментальной повести и оформляют ее в виде таблицы (см. табл.) П. А. Орлов во вступительной статье к монографии "Русская сентиментальная повесть" выделяет следующие характерные черты сентиментальной повести:

- документализм повествования: точное указание места действия;

- почти обязательным элементом сентиментальной повести были пруд, река или озеро, что придавало рассказу своеобразную поэтичность; "в их волнах часто кончали расчеты с жизнью отчаявшиеся герои" [7, 25];

- рассказчиком выступал в ряде случаев не автор, а очевидец или даже участник описываемых событий. Если повествование велось от лица автора, то специально оговаривалось его близкое знакомство с героями;

- устойчив и традиционен конфликт, на котором строился сюжет сентиментальной повести. Положительным героям, близким к природе, любящим деревенскую жизнь и тихие семейные радости с избранником сердца, противостоят герои, связавшие мысль о достоинстве человека с чинами и деньгами. Соотношение сил чаще всего оказывается не в пользу чувствительных героев, но, даже теряя надежду на счастье, они не отказываются от своих принципов и предпочитают смерть унизительной покорности своим гонителям;

- в конце повести указывалось место погребения героя, в некоторых случаях даже приводилась эпитафия на надгробном камне, украшавшем могилу.

Таким образом, формирование понятия о сентиментализме, как и о других теоретико-литературных понятиях, проходит успешно при условии обучения учащихся принципам абстрагирования и обобщения, четком словесном определении понятий, при обучении правильному применению их во всей дальнейшей учебной работе, последующем их обогащении.

Литература

1. Жилякова Э. М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского. - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1989. - 272 с.

2. Иванов М. В. Судьба русского сентиментализма. - СПб., 1996. - С. 256.

3. Лагутов В. "Станционный смотритель" А. С. Пушкина: переклички и реминисценции// Проблемы поэтики. - Самарканд, 1978. - Т. 4.

4. Леонов С. А. Литература классицизма в школьном изучении/ Пособие для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 2-е изд. - М: Флинта, Наука, 1997. - 160 с.

5. Литература. 8 класс: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений/ Авт. - сост. Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - 2-е изд., испр., перераб. - М.: Дрофа, 2001. - 480 с.

6. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. - М: Книга, 1987. - 336 с.

7. Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть// Русская сентиментальная повесть. - М: Изд-во МГУ, 1979. - С. 5 - 26.

8. Сапченко Л. А. Н. М. Карамзин: судьбы наследия (век XIX) / МПГУ - Ульяновск, 2003. - 379 с.

9. Сапченко Л. А. Судьба "Бедной Лизы"// Филологические науки. - М., 2002. - N5. - С. 53 - 63.

10. Топоров В. Н. "Бедная Лиза" Карамзина: опыт прочтения. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - 511 с.

стр. 20


Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. Ф. ГАЛИМУЛЛИНА, ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204028965&archive=1205324254 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии