"ЛИШНИЙ Я ЧЕЛОВЕК..."

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. Г. ИВАНОВА

В майском письме 1880 года к видному австрийскому филологу Бернгарду Юльгу выдающийся русский филолог А. Н. Веселовский не без удивления сообщал: "Не сомневаюсь, что Вы сделаете большие глаза, если я скажу Вам, что после 17-летнего бездетного брака жена моя в апреле была вознаграждена мальчиком".1 Александр Александрович Веселовский (или Шурик, как его звали в семье) родился 24 апреля 1880 года в Петербурге, 22 мая был крещен по православному обряду в церкви св. Апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском университете, учился в Ларинской гимназии.2 Воспитанный в филологической среде, А. А. Веселовский и сам стал ученым-гуманитарием - не столь выдающимся, как его отец, но, безусловно, внесшим определенный вклад в русскую науку. Имя А. А. Веселовского в современных исследованиях встречается редко, причем приводимые биографические сведения не просто скупы,3 но и ошибочны.4 На основании архивных материалов мы попытаемся восстановить биографию ученого.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Письма Б. Юльгу / Публ. Р. Ю. Данилевского // Александр Веселовский: Избранные труды и письма. СПб., 1999. С. 348.

2 См. личные документы А. А. Веселовского, отложившиеся в фонде его отца А. Н. Веселовского: ИРЛИ. Ф. 45. Оп. 4. N 38.

3 См.: Коновалов Ф. Л., Панов Л. С. Уваров Н. В. Вологда. XII - начало XX века: Краеведческий словарь. Архангельск, 1993. С. 158. Здесь в одном абзаце даются сведения, почерпнутые из справочника А. А. Веселовского и его сына Алексея "Вологжане-краеведы" (Вологда, 1923).

4 См.: Орешина М. А. Русский Север начала XX века и научно-краеведческие общества региона. М., 2003. С. 231. Здесь также в справке, объемом в один абзац, А. А. Веселовский неверно назван внуком А. Н. Веселовского, а год его кончины указан как 1923-й. Очевидно, что М. А. Орешина сконтаминировала сведения об Александре Александровиче Веселовском и его сыне Алексее, скончавшемся в 1923 году.



стр. 173


--------------------------------------------------------------------------------

Еще во время учебы в старших классах гимназии А. А. Веселовский, как следует из его "Записок студента. 1899 - 1901", датируемых 1905 годом,5 стал вхож в студенческую среду, оппозиционно настроенную по отношению к царской власти. Кружки, чтение рефератов, студенческие песни - вот чем была наполнена жизнь гимназиста, готовящегося поступать на историко-филологический факультет Петербургского университета. "Это было время преклонения перед Туган-Барановским и Струве, особенно перед первым", - писал А. А. Веселовский в "Записках студента". И тут же не без иронии над своими недавними увлечениями продолжал: ""Туган говорит!" - шептали юные уста. "Туган недаром говорит", - сообщал вдохновенно Тагеев (один из студентов. - Т. И.) и начинал приводить длинную цитату. Это была скучная сухая формула, полная специальных терминов и цифр. В моем веселом юношеском воображении рисовался сам Туган, который "так говорит", и мне становилось жалко и его самого: что если он и всегда "так говорит", жалко и слушателей. Какое должно быть адское приложено внимание, чтоб переводить мысленно на человеческую речь этот странный жаргон!"6 Тем не менее сам А. А. Веселовский работал в кружке очень активно: "Более всего читали рефератов я и Могилянский и надо дать справедливость, что они были недурны".7

В 1901 году студенческо-гимназический кружок, в который входил А. А. Веселовский, привлек к себе пристальное внимание полиции. Кое-кто из студентов срочно перевелся в Юрьевский (Дерптский, ныне Тартуский) университет, а А. А. Веселовского отец на лето отправил отдыхать в Боровичи, где у семьи был дом, - как говорится, "от греха подальше".8 В августе 1901 года А. А. Веселовский стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета. Кружковская жизнь продолжалась и постепенно выливалась все в более активные протестные формы. В марте 1902 года А. А. Веселовский принял участие в студенческой демонстрации: "И чудится мне в эту светлую мартовскую ночь, сколько юных губ шептали слово "демонстрация", сколько чудных глаз загоралось ярким светом, сколько сердец трепетало, заженных любовью к угнетенному ближнему, может быть, и любовью к их защитникам!"9 Сразу же после демонстрации, 3 марта, А. А. Веселовский в числе других участников антиправительственных выступлений был арестован.

История кратковременного пребывания А. А. Веселовского в заключении раскрывается по его "Запискам порубежного человека".10 "Когда ко мне утром явилась полиция для обыска, мать моя была тяжело больна, - описывал свой арест А. А. Веселовский. - Тихо, на цыпочках ходили и шарили у меня по комнате. Отец просил делать все тихо, т. к. боялся разбудить мать. Тихо шепотом объяснял я разные записочки пытливому надзирателю. Тихо плакала в углу старая горничная надо мной, своим любимцем, которого сейчас уведут Бог знает куда, и крупные слезинки падали по ее честному преданному лицу.

Удалось мне под предлогом взять папирос пойти к матери в комнату. Она проснулась, но плохо понимала от сильного жара. Все-таки она узнала меня и спросила с удивлением: "Ты уже встал? Отчего так рано?" - "Спи, дорогая мамочка", - успел только сказать я и выбежал, чтобы не разрыдаться, к приставу, который составлял протокол.

Около него стоял мой отец. Никогда не забуду я его лица. Он напрягал все свое мужество, чтобы сохранить спокойствие. Но что-то беспомощно-детское, что-то печально-растерянное виднелось в его красиво-умной голове старого ученого".11


--------------------------------------------------------------------------------

5 ИРЛИ. Ф. 45. Оп. 5. N 22.

6 Там же. Л. 38 об. -39.

7 Там же. Л. 38.

8 Там же. Л. 42.

9 Там же. Л. 47 об.

10 Там же. N 23.

11 Там же. Л. 17 - 17 об.



стр. 174


--------------------------------------------------------------------------------

Сидели студенты в Рождественской полицейской части. И всю неделю, пока А. А. Веселовский там находился, он писал больной матери, которой сказали, что сын отдыхает в Стрельне, веселые письма о поездках на тройках и иных развлечениях. Впрочем, настроение арестованных действительно было бодрым и даже приподнятым. "В одной из камер завязывается спор об эстетике, - вспоминал А. А. Веселовский. - Странно слушать речи о прекрасном в этой грязной обстановке. Но спорщики забыли об этом несоответствии, и спор стоит неумолчный, молодой и порывистый".12 Арестованные даже устроили нечто вроде литературно-вокального вечера, во время которого пропели непременную революционную песню "Вы жертвою пали в борьбе роковой!".

Пока А. А. Веселовский находился в Рождественской части, его отец предпринимал активнейшие хлопоты по освобождению своего сына из-под стражи. Действовал академик А. Н. Веселовский, естественно, через Академию наук и ее президента великого князя Константина Константиновича. В архиве Академии наук сохранились письма профессора Ф. А. Брауна к А. А. Шахматову13 и А. А. Шахматова к К. Р.14 по поводу ареста А. А. Веселовского.

Хлопоты А. Н. Веселовского об участи сына увенчались скорым успехом. Как раз в тот день, когда А. А. Веселовский вместе с другими студентами-делегатами пришел к смотрителю тюрьмы и начал произносить "высокопарную цицероновскую речь" по поводу того, что Рождественская часть не передает требования и поручения арестованных в Охранное отделение, смотритель объявил, что А. А. Веселовский освобожден. ""Я один освобожден?" - глухо выговорил я. "Да, больше у меня приказов нет!" С трудом, шатаясь, побрел я в свою камеру, мне было так совестно, что я не разделю участи товарищей", - писал А. А. Веселовский в "Записках порубежного человека".15 Но товарищи встретили весть об освобождении А. А. Веселовского радостно и устроили ему шумные проводы - даже с бутылкой коньяка, переданной родственниками одному из заключенных.

Из письма директора Департамента полиции действительного статского советника С. Э. Зволянского к великому князю Константину Константиновичу более детально проясняются причины ареста А. А. Веселовского: "Всеподданейшим долгом постановляю себе донести до сведения вашего императорского высочества, что студент Александр Веселовский был арестован 3 марта как член студенческой подпольной организации "Кассы радикалов", подготовлявшей уличные демонстрации, а также ввиду указаний, что он одновременно состоял членом тайного кружка "Общества помощи политическим ссыльным", собиравшим деньги на революционные цели, по каковым обстоятельствам и производится расследование. Сего числа студент Веселовский подал прошение на имя Министра внутренних дел, в коем обещает и дает слово ни в каких подпольных организациях не участвовать и предаться только научным занятиям, ввиду чего признано возможным освободить его из-под стражи и отдать на поруки отцу, о чем и сделано распоряжение, которое будет приведено в исполнение сегодня же".16

11 марта 1902 года А. А. Веселовский был уже дома. Ф. А. Браун писал в этот день А. А. Шахматову: "Получил Вашу телеграмму, съездил к В(еселовскому) - Шура уже дома! Выразить не могу, как я рад и счастлив за А(лександра) Николаевича). Он совершенно преобразился".17


--------------------------------------------------------------------------------

12 Там же. Л. 4 об.

13 Петербургский филиал архива Академии наук. Ф. 234. Оп. 3. N 180. Л. 13 - 15. Далее: ПФА РАН.

14 Там же. Ф. 6. Оп. 1. N 21. Л. 28.

15 ИР ЛИ. Ф. 45. Оп. 5. N 23. Л. 25.

16 ПФА РАН. Ф. 6. Оп. 1. N 21. Л. 30 - 30 об.

17 Там же. Ф. 134. Оп. 3. N 180. Л. 15.



стр. 175


--------------------------------------------------------------------------------

Вернувшись домой, А. А. Веселовский засел за учебу. 20 апреля 1902 года А. Н. Веселовский писал своему коллеге А. И. Кирпичникову: "Шура пишет Вам; если не написал, то извините: дорвался до экзамена и истово зубрит".18 Через несколько месяцев в письме к тому же корреспонденту читаем: "Сына нет, он где-то плутает, но занимается серьезно".19

Тем не менее в студенческие годы А. А. Веселовский в научных занятиях все-таки, кажется, не был достаточно усерден. Известно, что в 1905 году ему пришлось прервать свою учебу в университете, что было вызвано, по-видимому, и какими-то академическими задолженностями, и политической неблагонадежностью, и, возможно, женитьбой на Анне Александровне Даниловой (1885 - ?). Сохранилось свидетельство, выданное ему 3 марта 1905 года историко-филологическим факультетом о том, что он "имеет восемь зачтенных полугодий".20 5 июня 1906 года у А. А. Веселовского родился сын Алексей. В этом же году скончались его мать и отец. Свидетельство об окончании Петербургского университета он получил лишь через несколько лет: 14 июля 1910 года "окончивший курс императорского Санкт-Петербургского университета с дипломом первой степени Александр Веселовский" был причислен по Министерству народного просвещения к Русскому отделению Библиотеки Академии наук.21 В БАН А. А. Веселовский прослужил на должности библиотекаря до 1917 года.

Научная деятельность А. А. Веселовского делится на два периода: 1903 - 1918 годы (петербургский период, посвященный в основном русской литературе XVIII века) и 1919 - 1936 годы (вологодский период, когда проявились этнографические интересы ученого).

Еще в студенческие годы А. А. Веселовский подготовил перевод художественного пересказа Жозефа Бедье знаменитого средневекового французского романа "Тристан и Изольда". В 1903 году этот перевод с введением А. Н. Веселовского был издан и с тех пор стал приоритетным для русскоязычного читателя, несмотря на то что в 1913 году вышел в свет другой перевод - Е. С. Урениуса. В редактуре А. А. Смирнова перевод А. А. Веселовского был переиздан в 1938 году22 и впоследствии переиздавался не единожды.

Главным предметом научных интересов А. А. Веселовского в предреволюционные годы, как уже было сказано выше, стала русская литература XVIII века. В 1909 году он опубликовал большое исследование "Любовная лирика XVIII в.", посвященное светлой памяти А. Н. Веселовского. Ученый поставил себе задачу выяснить взаимовлияние западноевропейских форм лирики и русской фольклорной песни: "...как уживалась народная песня с романсом и мадригалом, и каково было их взаимодействие".23 В первом отделе (главе), в котором анализируется народная песня в рукописных и печатных сборниках XVIII века, А. А. Веселовский подробно останавливается на символике любви фольклорной песни (листья капустки свиваются - взаимная любовь; венок вянет - несчастная любовь и т. д.) и на типах героев народной лирики (добрый молодец: сиротинка, девичья присуха, пропой-


--------------------------------------------------------------------------------

18 Письма А. И. Кирпичникову / Публ. Р. Ю. Данилевского // Александр Веселовский: Избранные труды и письма. С. 251.

19 Там же. С. 253.

20 ИРЛИ. Ф. 45. Оп. 4. N 38. Л. 1.

21 Там же. Л. 2.

22 См.: Бедье Ж. Тристан и Изольда / Пер. А. А. Веселовского; С введением А. Н. Веселовского. СПб., 1903. Укажем, кстати, что в генеральном каталоге Библиотеки Академии наук в описании данного издания ошибочно автором перевода значится А. Н.. Веселовский. В издании 1938 года авторство А. А. Веселовского указано верно. См.: Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде / Пер. А. А. Веселовского; С введением А. Н. Веселовского; Общ. ред., предисл. и прим. А. А. Смирнова. Л., 1938.

23 Веселовский А. А. Любовная лирика XVIII в.: К вопросу о взаимоотношении народной и художественной лирики XVIII в. СПб., 1909. С. 9.



стр. 176


--------------------------------------------------------------------------------

ца). Обрисовывает исследователь и механизмы разрушения фольклорной песни: проникновение в нее портретных характеристик, позаимствованных из дворянской среды (грезетовый камзол, талия деликатна). В результате автор пришел к следующему выводу: "Факт вырождения простонародной песни в XVIII веке несомненен. Песня вырождается идейно, образно и формально; с этим вырождением песни нужно считаться при разборе вопроса о взаимоотношении народной и художественной лирики".24

Во втором отделе (главе) своего исследования А. А. Веселовский соответственно рассматривает художественную, т. е. литературную, лирику XVIII века. Отметив, что русская любовная лирика корнями уходит в малорусско-польские вирши XVII-XVIII веков, исследователь подробно рассматривает позаимствованные из Франции литературные формы - романсовую и пасторальную лирику Сумарокова, Кантемира и Тредьяковского, имевшую, несмотря на скудость образной системы, большой успех в первой половине-середине XVIII века. В третьем отделе (главе) книги - "Взаимоотношения народной и художественной лирики" - автор анализирует, как художественные приемы фольклорной песни прививались к литературным формам, пришедшим в Россию с Запада. Значительным литературным явлением в России XVIII века, считает он, стало появление романсов в простонародном вкусе (например, "Во селе, селе Покровском", приписываемом императрице Елизавете Петровне, или "Вечор поздно из лесочку" Прасковьи Горбуновой-Жемчуговой). "Отличительными чертами новой, искусственной песни, "подражаемой простонародной", - по мысли А. А. Веселовского, - были: формальное ее сходство со старой песней (размер, припев, приемы повторения, эпитеты, образы и т. д.) и сентиментальное содержание, приближающее ее к романсу".25

Книга А. А. Веселовского "Любовная лирика XVIII в.: К вопросу о взаимоотношении народной и художественной лирики XVIII в." была замечена и положительно оценена рецензентами. М. Н. Сперанский, например, писал: "...то, что сделано А. А. Веселовским, заслуживает признательности как попытка внести долю света в эту еще темную область взаимоотношений двух областей русской литературы".26 Е. Н. Елеонская отмечала, что исследование "является интересною попыткою выяснить не один вопрос в запутанной истории изменений народной песни и определить те переплетающиеся течения, которые способствовали этим изменениям".27

В 1910-е годы А. А. Веселовский опубликовал также несколько статей, посвященных переводам Горация в русской литературе XVIII века. Предметом его исследования стали значительно русифицированные неопубликованные переводы Капниста философской лирики Горация; в другой работе исследователь сосредоточился на Кантемире, представившем в 1744 году русскому читателю письма Горация, переведенные им с французского перевода Дасье.28 По-видимому, А. А. Веселовскому принадлежит статья ""Видение плачущего над Москвой россиянина. 1812 г. "В. Капниста", подписанная криптонимом А. А. В.29


--------------------------------------------------------------------------------

24 Там же. С. 66.

25 Там же. С. 169.

26 Сперанский М. Н. [Рец.; на кн.: Веселовский А. А. Любовная лирика XVIII в. СПб., 1909] // Критическое обозрение. 1909. Вып. 7. С. 34.

27 Е. Е. (Елеонская Е. Н.) [Рец. на кн.: Веселовский А. А. Любовная лирика XVIII в. СПб., 1909] // Этногр. обозрение. 1909. N 2/3. С. 225.

28 Веселовский А. А. 1) Капнист и Гораций (Эпизод из знакомства с классической литературой в конце XVIII - нач. XIX в.) // Изв. Отд. рус. яз. и словесности. 1910. Т. 15. Кн. 1. С. 199 - 232; 2) Кантемир - переводчик Горация (классический мир в представлении русского писателя первой половины XVIII века) // Там же. 1915. Т. 19. N 4. С. 242 - 254.

29 А. А. В. Видение плачущего над Москвой россиянина. 1812 г. В. Капниста: По рукописи имп. Академии наук // Русский библиофил. 1912. N 15. С. 5 - 15.



стр. 177


--------------------------------------------------------------------------------

В предоктябрьский период складываются отношения А. А. Веселовского с Пушкинским Домом и его хранителем Б. Л. Модзалевским. В Рукописном отделе Института русской литературы находятся письма ученого к Б. Л. Модзалевскому. 12 марта 1910 года А. А. Веселовский писал: "Посылаю вам журнал Общества С. Д. Пономаревой для Пушкинского музея".30 Во "Временнике Пушкинского Дома" имя А. А. Веселовского значится среди дарителей в связи с тем, что он пожертвовал молодому научному учреждению "собрание протоколов дружеского литературного общества С. Д. Пономаревой".31

История этих литературных документов такова. Рукописный журнал "Беседы сословия друзей просвещения" Софьи Дмитриевны Пономаревой, относящийся к 1820-м годам, был получен А. Н. Веселовским от Н. Н. Пономарева, помещика Боровичского уезда Новгородской губернии. В 1912 году А. А. Веселовский опубликовал этот шуточный журнал, отражающий уровень развития изящной словесности среднего круга литераторов первой половины XIX века.32 В настоящее время журнал С. Д. Пономаревой хранится в Рукописном отделе Пушкинского Дома (N 9623).

В 1919 году перед своим отъездом в Вологду (см. ниже) А. А. Веселовский именно в Пушкинский Дом передал ряд материалов, связанных с А. Н. Веселовским. 17 мая он писал Б. Л. Модзалевскому: "На будущей неделе постараюсь заглянуть к Вам, хотелось бы переговорить о перевозке отцовских портретов и стола и архива в Пушкинский Дом" (ф. 184). Портрет А. Н. Веселовского (карандаш с белилами) работы Гуго Вегнера (1894) в настоящее время хранится в Музее ИРЛИ (N 8772). Забегая вперед, укажем также, что в октябре 1928 года А. А. Веселовский передал в Пушкинский Дом переписку А. Н. Веселовского, хранившуюся в семье (большая часть научного архива А. Н. Веселовского еще до революции была передана в Библиотеку Академии наук): письма к нему Ф. И. Буслаева, Я. К. Грота, И. Н. Жданова, Н. П. Кондакова, В. И. Ламанского, Л. Н. Майкова, А. Н. Пыпина, И. И. Срезневского, Ф. И. Успенского, Н. С. Тихонравова, И. В. Ягича и др.33

Думаем, что не стоит сомневаться, что Февральскую революцию А. А. Веселовский принял, надеясь на демократические преобразования в стране. С февраля по октябрь 1917 года, как следует из материалов его следственного дела в ГПУ, хранящегося в архиве Управления Федеральной службы безопасности России по Вологодской области,34 он работал в Комиссии по разбору Царскосельских архивов. Не исключаем, что этим местом он был обязан Б. Л. Модзалевскому, активно занимавшемуся спасением архивов в стране, входившей в период хаоса в преддверии Гражданской войны. Затем была служба А. А. Веселовского в Российской книжной палате, организованной С. А. Венгеровым 27 апреля 1917 года в Петрограде. Книжная палата по замыслу ее создателя была призвана стать библиографическим центром страны. А. А. Веселовский, как следует из анкеты, заполненной им для С. А. Венгерова, занял в ней должность "картописателя" (по-видимому, библиографа, каталогизатора).35 Библиография в конечном счете и стала той сферой, в которой ученому удалось оставить наиболее значимый след. Однако библиографические (и этнографические) интересы А. А. Веселовского смогли реализоваться уже не в Петрограде, а в Вологде.


--------------------------------------------------------------------------------

30 ИРЛИ. Ф. 184 (не обработан). Далее ссылки на этот фонд в тексте.

31 Котляревский Н. А. Предисловие // Временник Пушкинского Дома. 1914. Пг., 1915. С. VII.

32 Веселовский А. А. Сословие друзей просвещения. Дружеское литературное общество С. Д. Пономаревой // Русский библиофил. 1912. N 4. С. 58 - 65.

33 ИРЛИ. Книга поступлений 1924 - 1929. N 846.

34 Управление Федеральной службы безопасности России по Вологодской области. Архив. Дело 3714.

35 ИРЛИ. Ф. 377. Оп. 7. N 824. Л. 1 - 2.



стр. 178


--------------------------------------------------------------------------------

В 1918 - 1919 годах в Петрограде было голодно. Болезнь сына (у Алеши Веселовского развивался туберкулез) заставила А. А. Веселовского и его жену задуматься о переезде в более благополучные края. Весной 1919 года ученому предложили место в Вологде. Посоветовавшись с А. А. Шахматовым,36 он решился покинуть бывшую столицу Российской империи. 26 июля А. А. Веселовский писал А. А. Шахматову из Вологды: "Сердечное Вам спасибо за то, что Вы дали нам с женой возможность переехать сюда. Переезд был сопряжен с великими хлопотами, но все же, слава Богу, добрались благополучно. В смысле продовольствия здесь лучше. По первой кат(егории) дают 3/4 ф(унта) хлеба. Продукты значительно дешевле питерского. Зато квартирный вопрос необычайно сложен. Мы не могли достать не только квартиры, но даже комнаты. Приходится ютиться с сыном в одной комнате, а Алекс(андра) Алекс(еевна) (по-видимому, няня Алеши Веселовского. - Т. И.) живет у квартирохозяев. Надежды на получение квартиры никакой. Место осталось за мной и с 1.VIII я поступаю на службу, жена поступит с 1.IX либо в здешнюю Публичную библиотеку, где ее ждут, либо в библиотеку Северсоюза, где имеется хороший кооператив. (Нынче вопрос продовольственный решает все.) 15-го сентября приеду в Питер, чтобы сликвидировать квартирную обстановку, ибо как здесь ни худо в смысле квартиры, все же можно жить, т. е. питаться".37 Так Вологда стала постоянным местом жительства А. А. Веселовского - вторым после Петербурга и последним.

В Вологду А. А. Веселовский приехал как представитель Книжной палаты, заняв эту должность после отъезда из города Б. М. Энгельгардта. В обязанности А. А. Веселовского входил контроль за выполнением местными властями распоряжения Наркомпроса о доставке обязательного экземпляра печатной продукции в Книжную палату. В первые же месяцы работы в Вологде он составил для Книжной палаты список газет, выходивших в Вологодской и Северо-Двинской губерниях в 1919 году, перечень местных типографий, издательств, библиотек и книжных магазинов.38 От Б. М. Энгельгардта А. А. Веселовский унаследовал также должность библиотекаря Научно-технического комитета по изучению производительных сил Северного края.

В январе 1920 года при Вологодской советской публичной библиотеке была создана библиографическая комиссия по сбору материалов о Севере России. Комиссия ставила себе две основные задачи: 1) собирание и систематизация трудов по Вологодскому краю, где бы они ни выходили, и 2) учет всей печатной продукции, появляющейся на территории Вологодской губернии.39 А. А. Веселовский принял самое активное участие в работе этой Комиссии; с июня 1920 по 1922 год он был ее секретарем.

Одновременно с 1921 года он состоял профессором кафедры русского языка существовавшего тогда в Вологде Института народного образования (ИНО), где читал курсы "Древнерусский язык", "История русского языка" и "Введение в языкознание".40 После закрытия ИНО и преобразования его в педагогический техникум А. А. Веселовский, как следует из следственного дела ученого в ГПУ, преподавал в этом учебном заведении. Из писем к Б. Л. Модзалевскому узнаем, что в педтехникуме А. А. Веселовский читал курсы истории русского языка и вологодской этно-


--------------------------------------------------------------------------------

36 См. его письмо от 16 апреля 1919 года: ПФА РАН. Ф. 134. Оп. 3. N 262. Л. 45.

37 Там же. Л. 46 - 46 об.

38 См.: Михеева Г. В. История русской библиографии. 1917 - 1920 гг. (Текущая базисная библиография непериодических изданий). СПб., 1992. С. 319 - 320.

39 [Веселовский А. А.] Комиссия по библиографии Севера//Северный край (Вологда). 1922. Кн. 1. С. 60 - 61. Без подп. Авторство А. А. Веселовского установлено по списку его трудов, хранящемуся в Отделе письменных источников Вологодского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника. См.: ВГИАХМЗ. Ф. 157. N 30. Л. 1 - 4.

40 Коновалов Н. Вологодский педагогический институт: Материалы к отчету за 1921 - 1922 учебный год. Вологда, 1922. С. 40.



стр. 179


--------------------------------------------------------------------------------

графии. Не без гордости 10 сентября 1924 года он писал своему корреспонденту об успехах в преподавании этнографии: "Ученики мои ставили "Крестьянскую свадьбу Кадниковского уезда" с причитаниями и "Посиделку Грязовецкого уезда" в последний день краеведческого съезда, бывшего в марте этом в Вологде (на съезде этом я говорил речь: задачи вологодской этнографии). У меня набралось этнографического материала на целую хрестоматию (я и предполагал издать краеведческий учебник и хрестоматию). На лекциях своих я излагал, между прочим, историю вологодской этнографии" (ф. 184). Однако в сентябре 1924 года А. А. Веселовский оказался без работы: "Теперь же предметы мои, по словам нового коммуниста, заведующего нашим техникумом, вынесены за сетку, т. е. необязательны, а раз необязательны, то и прекращаются". Главным кормильцем в семье оказалась А. А. Веселовская, работавшая корректором в издательстве "Северный печатник". "Куда, куда я не бегал, - писал А. А. Веселовский Б. Л. Модзалевскому, - кого, кого не просил - уроков нигде нет, ибо сократилась масса учебных заведений и учителя форменно голодают". И далее он с горечью добавлял: "Лишний я человек, должно быть! Довольно большие познания мои в некоторых науках (теперь я в них убедился - по сравнению с другими) пропадают втуне, а мне остается доживать (думаю, недолго) в качестве прислуги-хозяйки при моей жене. Хожу на рынок, покупаю жратву, жарю (недурно) на примусе и частенько поплакиваю (сознаюсь в этом)" (ф. 184).

Плакать Александру Александровичу и Анне Александровне Веселовским приходилось и по другому поводу: в Вологде они похоронили своего единственного сына Алешу, скончавшегося 9 июня 1923 года от туберкулеза. Ученик школы II ступени, в свои семнадцать лет он успел опубликовать несколько трудов по истории Вологды.41 В декабре 1922 года журнал "Кооперация Севера" открыл отдел "Книжная полка" с реферативными рецензиями, и Алексей Веселовский стал ведущим автором этого раздела. Ему, вероятно, принадлежит анонс раздела "Книжная полка", опубликованный в N 17 - 18 "Кооперации Севера" за 1922 год. Большинство рецензий, опубликованных в 1922 - 1923 годах, подписаны псевдонимами: Алексей Весский и А. Данилов (по девичьей фамилии его матери). Полагаем, что и криптонимы Ал., А., Д. также принадлежат Алексею Веселовскому.

Алексей Веселовский, как и его отец, был членом Вологодского общества изучения Северного края, в котором ведал библиотекой. Кончина талантливого юноши была отмечена некрологом, опубликованным Правлением Общества в газете "Красный Север": "Работая в библиотеке Общества изучения Северного края, любя книгу, Леша знакомится с литературой о Севере и обнаруживает к ней большой интерес.

С апреля 1922 г. начавшаяся болезнь заставила его бросить службу, но не угасила в нем пробудившихся научных интересов.

Все работы он написал больным. Иногда лежа в постели, с повышенной температурой, он проявлял исключительную работоспособность, сосредоточенно продумывая темы, разыскивая материал, углубляясь в него, применяя приемы исследователя с научной подготовкой. Серьезность тем, их проработка, недетский интерес к вопросам краеведения говорят о его раннем умственном развитии.

Несомненно для всех, знавших Лешу Веселовского, что с его смертью погиб талант будущего ученого-исследователя, быть может унаследованный им от роди-


--------------------------------------------------------------------------------

41 Веселовский Алексей. 1) Научные экспедиции Русского географического общества на Север в 1843 - 1893 гг. (Историческая справка) // Северный край (Вологда). 1922. Кн. 3. С. 43 - 46; 2) Старинные русские ярмарки (XVI и XVII вв.). К истории русских ярмарок на Севере: (Краткая историко-экономическая заметка) // Кооперация Севера (Вологда). 1923. N 4. С. 89 - 93; 3) Торговое значение г. Вологды в XVI в.: Историческая заметка // Там же. N 6 - 7. С. 117 - 122.



стр. 180


--------------------------------------------------------------------------------

телей и деда, известных своими трудами в области истории, литературы и этнографии".42

Алексей Веселовский, кстати, был однокашником Варлама Шаламова, сына вологодского священника, будущего писателя, прошедшего через ад сталинских лагерей, автора знаменитых "Колымских рассказов". В своей автобиографической повести "Четвертая Вологда" В. Шаламов вспоминает и Алешу Веселовского, внесшего особый свет в его жизнь. Как можно понять, знакомство с семьей Веселовских стало важным этапом в духовном становлении будущего писателя: "Новые силы, новые краски вошли в мою жизнь с приходом в наш класс моего сверстника - Алешки Веселовского. Алешка был маленький литературоведческий вундеркинд, имевший научные публикации уже в десятилетнем возрасте. (...)

Алешка Веселовский был родом из знаменитой литературоведческой семьи, где поколение за поколением укрепляло литературоведческие высоты, завоевывало новые рубежи, семьи, где подобно музыкальному гену в гении Бахов можно было говорить вполне и о литературоведческом гене.

К сожалению, этот ген не был проверен - дальнейшие поколения русских литературоведов были остановлены смертью Алешки в Вологде от туберкулеза - в 1923 году.

Вот в его-то семье - мать и отец оба историки литературы - я и встретил впервые в жизни настоящую библиотеку - бесконечные стеллажи, ящики, связки книг, набитых под потолок, - царство книг, к которому я мог прикоснуться.(...)

Впервые тогда в мою жизнь вошел эпос - французский, мы читали на голоса "Песнь о Роланде". С Алексеем же вместе мы выучили наизусть всего Ростана в переводе Щепкиной-Куперник и разыгрывали целые сцены то из "Орленка", то из "Сирано де Бержерака", то из "Принцессы Грезы", то из "Шантеклера"".43

В. Шаламов свидетельствует, что в доме у Веселовских увлекались спиритизмом и часто "вертели блюдечко". "Через год после смерти Алешки, - продолжает свои воспоминания В. Шаламов, - я встретил его отца профессора истории Алексея Алексеевича Веселовского (ошибка памяти мемуариста. - Т. И.) на улице. Отец был вроде бодрее, чем при нашей последней встрече. (...) Алексей Алексеевич любил махорочные трубки. Закуривая ее, закашлялся.

- Ну, как живете, Алексей Алексеевич?

- Да так же, все вертим блюдечки. Приходите. Мы ведь с Алексеем говорим каждый день. И вы поговорите.

Но я не пришел к Веселовским".44

С первых же месяцев своего переезда в Вологду А. А. Веселовский начал сотрудничать с Вологодским обществом изучения Северного края (ВОЙСК). В 1921 году он был избран в состав правления Общества;45 на 1925 год он состоял членом редакционно-издательской коллегии ВОЙСК. 1920-е годы, как известно, стали периодом расцвета советского краеведения. Тоталитарный режим, пока еще не окрепший, до времени не вторгался в эту сферу общественной жизни. А. А. Веселовский следующим образом оценивал ситуацию в области краеведения в письме к Б. Л. Модзалевскому от 22 апреля 1924 года: "Краеведение - это та собачья тропиночка, свинячья лазеечка (выражение из свадебных причитаний), куда всевидящее око недремленное не заглядывало. Теперь все порядочные филологи в провинции стали по необходимости краеведами (краеедами, как острят над нами). "Не с чего, так с бубен!", как говорит присловье картежников" (ф. 184). Краеведение столь увлекло А. А. Веселовского, что он выступил в печати даже с проектом со-


--------------------------------------------------------------------------------

42 Леша Веселовский // Красный Север (Вологда). 1923. 19 июня. N 132.

43 Шаламов В. Т. Четвертая Вологда. Вологда, 1994. С. 135 - 137.

44 Там же. С. 138.

45 Вологодское общество изучения Северного края в 1921 году // Северный край (Вологда). 1922. Кн. 3. С. 47 - 52.



стр. 181


--------------------------------------------------------------------------------

здания в Вологде научно-исследовательского краеведческого института.46 Проект этот, естественно, реализован не был.

А. А. Веселовского интересовало прежде всего этнографическое краеведение, т. е. фольклор и этнография Вологодской губернии. Неоднократно он выступал в местной печати со статьями, ставящими задачи в области изучения традиционной народной культуры.47 В марте 1924 года он участвовал в работе Северного краеведческого съезда, где выступил с докладом "К истории вологодской этнографии".48

К 1924 году относится и статья ученого "Назревшие задачи вологодского краеведения в области этнографии", опубликованная позднее, в 1927 году, в альманахе "Север". Обозрев состояние этнографического обследования разных вологодских уездов, А. А. Веселовский указал, что наиболее благополучно, благодаря трудам Н. А. Иваницкого, А. А. Шустикова, А. Д. Неуступова, Е. В. Кичина и др., обстоит дело по Кадниковскому уезду. Тотемский уезд представлен в трудах М. Б. Едемского и священника Ф. Е. Малевинского; Вологодский уезд - в работах Н. А. Иваницкого. Менее изученными оказались Вельский и Грязовецкий уезды.

Первостепенной задачей краеведения исследователь справедливо считал создание программ для собирания фольклорно-этнографических материалов. Он ставил вопрос о публикации программы по собиранию сведений о народной медицине, о народном сельскохозяйственном календаре и т. д. Настаивал ученый и на введении курса этнографии в учебных заведениях, говорил о необходимости создания учебника и хрестоматии по вологодской этнографии (фольклору). А. А. Веселовский, как следует из его статьи, понимал необходимость фиксации устнопоэтических произведений, отражающих переживания народа в пореволюционные годы. Особо он отмечал эсхатологические легенды и частушки. "Как бы ни были нелепы и дики частушки и легенды эти, - писал этнограф, - собрать их необходимо, они крайне характерны. Грядущий историк нашего времени, будем уповать, беспристрастный, не сможет обойти их".49

Когда А. А. Веселовский в сентябре 1924 года оказался безработным, членство в Вологодском обществе изучения Северного края осталось единственной отдушиной, позволявшей ему реализовать свои умственные интересы. В ноябре-декабре этого года и в феврале 1925 года он прочитал в Обществе несколько докладов: "Забытая сторона этнографии", "1-й период этнографического изучения Вологодского края. 1822 - 1879 гг.", "2-й период. 1890 - 1899 гг.", "3-й период. 1900- 1915 гг.", "Вологодская диалектология", "Простонародная нечисть, двоеверие как основная черта древнерусского миропонимания", "Заговоры и их изучение".50

В рамках ВОЙСК А. А. Веселовский задумал и отчасти осуществил несколько больших проектов (в основном справочно-библиографического характера) и опубликовал множество мелких статей и рецензий. Первый крупный проект ученого касался словаря вологжан. В 1922 году исследователь напечатал в "Северном крае", органе ВОЙСК, заметку, в которой ставилась задача создания словаря.51 В отличие от словаря вологодского краеведа П. А. Дилакторского "Вологжане-писатели"52 А. А. Веселовский задумал справочник, в котором были бы представле-


--------------------------------------------------------------------------------

46 A. W. (Веселовский А. А.) Вологодский областной краеведческий исследовательский институт // Красный Север (Вологда). 1922. 23 авг. N 190.

47 См.: A. W. (Веселовский А. А.) Еще о краеведении и насущных его нуждах // Вологодская жизнь. 1923. 6 февр. N 59; Этнограф (Веселовский А. А.). Наука о народе // Кооперация Севера (Вологда). 1923. N 4. С. 93 - 95.

48 На краеведческом съезде //Красный Север (Вологда). 1924. 22 марта. N 67.

49 Веселовский А. А. Назревшие задачи вологодского краеведения в области этнографии // Север (Вологда). 1927. Кн. 2 (6). С. 104.

50 См.: Хроника// Север (Вологда). 1927. Кн. 2 (6). С. 171.

51 A. W. (Веселовский А. А.) К вопросу о "Словаре вологжан" (заметки библиографа) // Северный край (Вологда). 1922. Кн. 1. С. 59.

52 Дилакторский П. А. Вологжане-писатели (Материалы для словаря писателей, уроженцев Вологодской губернии). Вологда, 1900.



стр. 182


--------------------------------------------------------------------------------

ны биобиблиографические сведения о широком круге общественных деятелей Вологды: о писателях, этнографах, краеведах, земцах, врачах, педагогах, юристах и др.

В 1923 году книга "Вологжане-краеведы" за двумя именами - А. А. Веселовского и его сына Алексея - вышла в свет. Второй автор, семнадцатилетний Алеша Веселовский, эту книгу уже не увидел. В Пушкинском Доме хранится экземпляр книги с дарительной надписью А. А. Веселовского Б. Л. Модзалевскому: "Дорогому Борису Львовичу Модзалевскому от составителя. Смерть сына, главного автора работы этой, морально лишила меня возможности следить за изданием, отсюда масса досадных опечаток. А. В. 14 янв. 1924".53

В издании в основном списке вологжан-краеведов (с. 1 - 148) представлены 77 развернутых биобиблиографических справок; в добавочном списке (с. 149 - 166) дано еще 135 кратких биографий вологжан, внесших тот или иной вклад в изучение родного края. Среди персонажей этнографы Н. Ф. Бунаков, П. С. Воронов, П. А. Дилакторский, М. Б. Едемский, К. Ф. Жаков, Н. А. Иваницкий, Ф. Е. Малевинский, Н. Е. Ордин, П. И. Савваитов, А. А. Шустиков и др. Работа отца и сына Веселовских была высоко оценена местной интеллигенцией. А. А. Тарутин писал: "Книга Александра Александровича Веселовского, неутомимого вологодского библиографа последних лет, явилась очень своевременно. Нужда в био- и библиографической сводке обширного печатного материала особенно остро стала чувствоваться теперь, когда Север покрылся целой сетью краеведческих организаций и кружков и когда к изучению края и краевой литературы обратилась - явление совершенно новое! - учащаяся молодежь северных городов".54 Словарь "Вологжане-краеведы" до сих пор не потерял своей информационной ценности.

Перу А. А. Веселовского принадлежат статья к юбилею вологодского краеведа И. К. Степановского55 и множество рецензий на книги по разным областям знания.56 Однако большинство работ А. А. Веселовского остались неопубликованными. В настоящее время рукописи ученого хранятся в Отделе письменных источников Вологодского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) в фонде Вологодского общества изучения Северного края (ф. 157). Укажем на некоторые наиболее значимые труды ученого.

Среди исследований А. А. Веселовского прежде всего представляют существенный интерес датируемые 1922 - 1927 годами "Очерки по истории изучения быта и творчества крестьян Вологодской губернии (Очерки по истории Вологодской этнографии)", представленные в нескольких рукописях.57 "Очерки" пред-


--------------------------------------------------------------------------------

53 Веселовские А. та. А. Вологжане-краеведы: Источники словаря. Вологда, 1923. На титульном листе шифр: I/B-68. Укажем, кстати, что в каталоге справочного отдела Библиотеки Академии наук эта книга А. А. Веселовского, на титульном листе которой отсутствуют вторые инициалы авторов, ошибочно была атрибутирована А. Н. Веселовскому.

54 Тарутин А. [Рец. на кн.: Веселовские А. и А. Вологжане-краеведы: Источники словаря. Вологда, 1923] // Север (Вологда). 1924. Кн. 1(5). С. 180.

55 A. W. (Веселовский А. А.) Иван Константинович Степановский: К 50-летнему юбилею его научно-литературной деятельности. 1873 - 1923 (Памятка библиографа) // Кооперация Севера (Вологда). 1923. N 14. С. 121 - 124.

56 См. рецензии А. А. Веселовского за криптонимами A. W. и W.: A. W. [Рец. на кн.: Коновалов Н. Вологодский педагогический институт. Материалы к отчету за 1921 - 1922 учебный год. Вологда, 1922] // Северный край (Вологда). 1922. Кн. 3. С. 57 - 59; W. [Рец. на кн.: Степановский И. К. Кооперация и вологодское артельное маслоделие. Вологда, 1922 (Памятка к 10-летию обл. объединения кооперативов в гор. Вологде)] // Кооперация Севера (Вологда). 1923. N 4. С. 108; W. [Рец. на кн.: Евдокимов А. А. Зимние крестьянские школы как первая ступень кооперативного образования в сельских местностях. Вологда, 1922]//Там же. N 5. С. 127; A. W. [Рец. на кн.: Андреевский Л. И. Очерк крупного крепостного хозяйства на Севере 19-го века (по данным села Никольского Вологодской губ.). Вологда, 1922] // Там же. С. 127 - 128 и др.

57 ВГИАХМЗ. Ф. 157. N 112: "Очерк 1. На заре краеведения. Период местных энциклопедий и бессистемного краеведения (1838 - 1879)" (машинопись, 23 л.); N 113: "Очерк 2. Программные работы" (очерк касается 1879 - 1899 годов, машинопись, 22 л.); N 114: "Очерк 3.



стр. 183


--------------------------------------------------------------------------------

ставляют собой грамотный и, насколько нам известно, на сегодняшний день наиболее полный обзор истории фольклорно-этнографических исследований на территории Вологодчины. В работе А. А. Веселовского получает необходимую характеристику деятельность П. И. Савваитова, Н. А. Иваницкого, Е. В. Кичина, П. С. Воронова, П. Ф. Бунакова, М. Б. Едемского и других видных вологодских собирателей.

Без сомнения, "Очерки" родились из лекций по истории вологодской этнографии, которые А. А. Веселовский читал в Вологодском педагогическом техникуме, и из докладов, прочитанных им в 1924 году в ВОЙСК. Исследователь мечтал увидеть их опубликованными. Рукопись прошла соответствующее рецензирование. Копии отзывов Н. Ильинского, Л. Андреевского, Н. Шайжина, Е. Писковой сохранились. Н. Ильинский 9 июня 1923 года писал: "Очень серьезная и нужная работа с громадным методологическим значением для вологодского краеведения, занимающая как раз одно из пустых мест вологодского краеведения. По-моему, необходимо поместить в ж(урнал) "Север"".58 К сожалению, этот труд А. А. Веселовского так никогда и не увидел свет.

Второй законченной работой исследователя, хранящейся в Отделе письменных источников ВГИАХМЗ, является "Вологодский этнографический сельскохозяйственный календарь-приметник и погодоуказатель".59 Судя по дате, поставленной под Вступлением, работа была закончена в 1930 году. Сельскохозяйственный календарь построен на опубликованных и рукописных материалах по образцу дореволюционных изданий подобного рода - с указанием на географическую приуроченность той или иной приметы:

"1 января. Новый год. Обрезание Господня. Василия Великого.

Если в доме есть деньги, весь год не будешь нуждаться (Двинецк. вол. Кадник. у.).

Чихнуть в Новый год - проживешь весь год здоровым (там же)".60 Большой интерес представляет "Библиография по этнографии и фольклору Вологодской губернии", составленная А. А. Веселовским в 1925 - 1928 годах.61 Здесь учтены печатные труды, а также рукописи по вологодской этнографии, хранящиеся в Русском географическом обществе в Петербурге (Ленинграде) и в Вологодском обществе изучения Северного края. В библиографии представлены два списка. Первый организован по географическому принципу. Как оказалось, первой работой этнографического характера по Вологодской губернии была статья Ф. Фортунатова 1820 года "Вологодский провинциальный словарь", опубликованная в "Трудах Общества любителей российской словесности". Всего же по Вологодской губернии (в целом) А. А. Веселовским учтено 48 работ. Собственно Вологде с 1852 по 1915 год было посвящено 9 исследований. Наибольшее количество работ (113 номеров) касалось Кадниковского уезда; Тотемскому уезду посвящено 45 трудов; Вельскому - 22 работы; Грязовецкому - 33; Каргопольскому, вошедшему в состав Вологодской губернии после революции, - 35 работ. Список трудов по уездам наглядно выявлял "белые пятна" на фольклорно-этнографической карте Вологодчины, нацеливая краеведов на обследование определенных географических точек губернии. Второй список А. А. Веселовского был составлен по темам: свадебные обряды и причеты; частушки; песни; сказки и т. д. Рукопись "Библиография по этнографии и фольклору Вологодской губернии", как нам кажется, и в настоя-


--------------------------------------------------------------------------------

Деятельность М. Б. Едемского и Вологодского общества изучения Северного края. 1900 - 1917" (машинопись, 37 л.). Сохранилась и рукопись-автограф полного варианта "Очерков" (N 115, 135 л.), а также подготовительные материалы к ним (N 123).

58 Там же. N 112. Л. 23.

59 Там же. N 120. Л. 1 - 84 (автограф); Л. 85 - 130 (машинопись).

60 Там же. Л. 87.

61 Там же. N 122. 42 л. (машинопись); N 124. 36 л. (автограф).



стр. 184


--------------------------------------------------------------------------------

щее время не потеряла своего значения и вполне могла бы лечь в основу региональной библиографии по фольклору Вологодского края.

Важным проектом А. А. Веселовского было создание справочника по вологодской периодике - с момента ее зарождения в 1838 году ("Вологодские губернские ведомости") до 1923 года. Собиранием материалов о газетах и журналах, выходивших на Вологодчине, ученый начал заниматься в 1920 году. В 1923 году он выступил со статьей, в которой освещались предварительные результаты работы.62 А. А. Веселовским были собраны сведения о 84 местных печатных органах - как общего, так и специализированного характера; приведена статистика развития вологодской периодики по разным историческим периодам. Одновременно он пытался дать оценку состояния периодики в начале 1920-х годов: "С 1921 г. начинается расцвет прессы. Количество органов ее излишне велико, оно распыляет силы сотрудников, с одной стороны; с другой стороны, печатные органы имеют слишком малый сбыт, по недостатку читателей, и должны неизбежно прогорать. Можно пожелать, чтобы осталось по одному органу в каждой посвящаемой им области, это привлечет к нему научные и художественные силы и все интересы читателей".63

"Указатель вологодской прессы 1838 - 1927 годов, с приложениями и диаграммами" был закончен А. А. Веселовским в соавторстве с В. Я. Масленниковым в 1928 году.64 Справочник предлагал краткое описание всех периодических изданий Вологодского края: название, годы издания, периодичность, издатель, тираж, программа, цена. Материал был расположен по географическому принципу: по уездам и отдельно по Вологде. К сожалению, и это справочное издание так никогда и не увидело свет.

В течение 1919 - 1931 годов А. А. Веселовский работал над еще одним справочником - "Монастыри и пустыни Вологодской губернии. XII-XX вв.".65 Описание монастырей дано исследователем по географическому принципу (г. Вологда, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский, Вельский уезды, г. Великий Устюг, Велико-Устюжский, Никольский, Яренский, Сольвычегодский, Усть-Сысольский уезды) по единой схеме: год основания обители, время ее упразднения, место нахождения, строители, церкви, количество монахов, источники сведений о монастыре. А. А. Веселовским было составлено очень интересное "древо" образования вологодских монастырей, инициация создания которых идет от Троице-Сергиевой лавры.66 Ценность представляет собой и библиография источников и литературы на тему "Монастыри и пустыни Вологодского края".67 В Отделе письменных источников ВГИАХМЗ хранятся также подготовительные материалы к еще одной работе А. А. Веселовского по церковной археологии - "Вологодские святые подвижники".68 В условиях, когда религия и православная история России перечеркивались новыми властями, рассчитывать на издание названных работ, естественно, не приходилось.

Среди других больших проектов А. А. Веселовского, не получивших воплощения, был план создания Вологодского некрополя. Вслед за многочисленными дореволюционными опытами составления справочников по московским, петербургским и провинциальным некрополям (эта работа проводилась под руководством историка великого князя Николая Михайловича, расстрелянного в Петрограде в 1919 году) А. А. Веселовский предлагал создать аналогичный труд по вологодским клад-


--------------------------------------------------------------------------------

62 A. W. (Веселовский А. А.) Вологодская пресса (1838 - 1922) // Кооперация Севера (Вологда). 1923. N 5. С. 22 - 24.

63 Там же. С. 24.

64 ВГИАХМЗ. Ф. 157. N 27. 101 л.

65 Там же. N 78. Ч. 1. 54 л. (автограф); N 79. Ч. 2. 56 л. (автограф),

66 Там же. N 79. Л. 11.

67 Там же. N 80. 115 л. (автограф).

68 Там же. N 34. 78 л. (автограф).



стр. 185


--------------------------------------------------------------------------------

бищам: "Нужно (...) на местах любовно-пристально, а не по циркуляру описать кладбища Вологодской губернии, обращая внимание преимущественно на могилы общественных деятелей (земцев, врачей, учителей, юристов, не минуя дворян и духовенства)".69

Одним из важных аспектов краеведения А. А. Веселовский считал диалектологию.70 В 1930 году ученому удалось издать программу для собирания материалов о няндомском говоре. По нашим сведениям, это последний из опубликованных трудов А. А. Веселовского.71 Значительное количество работ по вологодской диалектологии осталось в архиве ученого.72 В последние годы труды А. А. Веселовского в области диалектологии привлекли внимание современных исследователей.73

Из крупных проектов А. А. Веселовского, помимо названного выше справочника "Вологжане-краеведы", оказалось доведенным до печати лишь "Описание рукописей по этнографическому краеведению Вологодского общества изучения Северного края". Однако имя автора на этом издании отсутствует, и поэтому современные библиографы и этнографы не знают, кто составил это "Описание". История этого издания такова.

В 1920-е годы А. А. Веселовский, желая организовать систематическое собирание материалов по фольклору и этнографии в Вологодской губернии, написал специальные программы, оставшиеся, как и другие его труды, в рукописи.74 В программах выделены такие разделы, как "Родины. Крестины", "Сватанье. Брак", "Болезнь. Смерть", "Полевые работы", "Скотоводство", "Верования". Степень продуманности и детализированности программ могут продемонстрировать вопросы, касающиеся кончины, в частности смерти детей:

"12. Что делают для облегчения смерти умирающего? Ребенка?

13. Нет ли поверья, что если младенец "трудится" (долго хворает), то это за грехи родителей?

14. Не грех ли плакать по умершим детям? Не уходят ли они от этого глубже в землю?

15. Не думают ли, что младенец попадает непременно в рай, "поступит в ангелы"?"75 Из материалов программ следует, что А. А. Веселовский понимал значимость изучения тех мировоззренческих изменений, которые происходили в русской деревне в связи с бурными событиями начала XX века. "Какие воспоминания остались у крестьян о революции 1905 - 1906 гг.? - писал он. - В чем выразилось участие в ней крестьян вашей деревни и чего они добивались? Чего добились и чего лишились крестьяне после нее?

Что помнят о работах Государственной Думы? Какое о ней осталось мнение? Не сохранилось ли частушек про нее? (Запишите все тексты.)

Что рассказывается про последнюю Европейскую войну? Каковы были ее причины и цели (Кто в ней виноват?). Не было ли каких предзнаменований перед войной? Какие рассказы и легенды сложились про войну? (Запишите подробно.) Ка-


--------------------------------------------------------------------------------

69 A. W. (Веселовский А. А.) Вологодский некрополь // Северный край (Вологда). 1922. Кн. 3. С. 60.

70 A. W. (Веселовский. А. А.) Источники краеведения: Вологодский говор // Кооперация Севера (Вологда). 1923. N 6 - 7. С. 114 - 117.

71 Веселовский А. А. Программа для собирания сведений о няндомском говоре. Вельск, 1930.

72 ВГИАХМЗ. Ф. 157. N 29, 130, 131, 135, 136.

73 См.: Кознева Л. М. А. А. Веселовский о вологодском народном слове // Русское слово в тексте и словаре. Вологда, 2003. С. 48 - 55. Веселовский А. А. Пить и бить (из местного словаря) / Публ. Л. М. Козневой // Мир вологодского крестьянина в зеркале родной речи. Вологда, 2004.

74 ВГИАХМЗ. Ф. 157. N 134; см. также: N 116. Л. 71 - 95.

75 Там же. N 134. Л. 13.



стр. 186


--------------------------------------------------------------------------------

кие песни и частушки распевались про: войну, набор, генералов, немцев, турок, братанье, союзников?

Какие легенды и песни (частушки) создала последняя Революция: про царя, генералов, министров, буржуев (запишите тексты).

Какие легенды и частушки породил новый строй (что поют и сказывают) про комиссаров, коммунистов-большевиков, про работу комитетов бедноты и других ревкомов и ревтрибуналов. Про выступления комсомольцев?

Какие легенды и предания создались в силу изменившихся отношений власти и церкви? Нет ли легенд о чудесах, Божьей каре, антихристе, о конце мира и т. п.".76

Как можно понять, сам А. А. Веселовский не выезжал в вологодские деревни и не записывал произведения народной словесности. Тем не менее он сумел организовать собирание фольклора силами учащихся педагогического техникума, в котором преподавал. В одной из папок ВГИАХМЗ мы обнаружили рукописное обращение А. А. Веселовского к потенциальным собирателям народной словесности:

Молодые краеведы!

Очень нужны записи:

I. Дословные и с сохранением произношения:

1. Песен: детских, колыбельных, хороводных, обрядовых (особенно погребальных плачей);

2. Сказок и легенд;

3. Заговоров;

4. Загадок, пословиц и поговорок;

5. Приветствий, пожеланий, ругательств, божбы, клятвы и т. п.

II. Описания:

1. Детских игр (и также игр взрослых) и времени игры;

2. Народного календаря (с каким числом месяца, с каким праздником связаны какие приметы о погоде, урожае и т. п.);

3. Обычаев при родинах, при крестинах, при болезни, при смерти и погребении, при покупке скота, при переходе в другой дом, при начале и конце сел(льско)-хоз(яйственных) работ и т. п.

4. Народной медицины (список лечебных трав, способы их приготовления и врачевания). Взгляд народа на болезнь и смерть. Какие приметы, что больной выживет или умрет.

5. Примет житейских и суеверий.

III. Характеристики:

1. Колдуны, ворожеи и т. п.;

2. Порченой (кликуша);

3. Лешего, водяного, домового, кикиморы, банника, овинника и т. п. Доставленные материалы (мой адрес: Малая Екатерининская, д. 17, кв. 1. Дома

буду по вторникам вечером) будут использованы для подготовляемого учебника и хрестоматии по народной словесности и этнографии (причем будут упомянуты имена приславших записи), а потом переданы в этнографическую секцию ВОИСК'а. Записывающих прошу на данном листе:

1) написать свои имя, отчество и фамилию;

2) что они будут записывать или описывать, или давать характеристику;

3) местность, где будут проводиться записи;

4) очень прошу везде (и здесь, и в записи) писать четко.

А. А. Веселовский (ВГИАХМЗ. Ф. 157. N 128. Л. 9)


--------------------------------------------------------------------------------

76 Там же. N 116. Л. 98.



стр. 187


--------------------------------------------------------------------------------

Призыв А. А. Веселовского не остался без ответа. Как следует из его отчета о работе по линии ВОЙСК, в 1923 - 1924 годах студенты Вологодского педагогического техникума предоставили ученому около 40 рукописей с фольклорно-этнографическими материалами, собранными, по-видимому, во время каникул в родных им деревнях.77 К сожалению, оригиналы студенческих записей в настоящее время в Отделе письменных источников ВГИАХМЗ отсутствуют, но копии их рукой А. А. Веселовского сохранились.78 Так, представляют явный интерес записанные Ф. Ф. Поздиным в Ведерковской волости Грязовецкого уезда свадебные приговоры дружки, его же очерк "На посиденке" и тексты песен.79 Студенткой Б. Е. Соколовой были представлены свадебные обряды Новленской волости Вологодского уезда.80 Прекрасные тексты свадебной причети из Ведерковской волости Грязовецкого уезда находятся на л. 21 - 32 той же единицы хранения. Все эти материалы сохраняют свою ценность до наших дней и достойны публикации.

Рукописи студентов, наряду с другими материалами, хранившимися в ВОЙСК, и были охарактеризованы А. А. Веселовским в его "Описании рукописей по этнографическому краеведению Вологодского общества изучения Северного края" - самом важном, на наш взгляд, и самом трагическом труде ученого. Трагичность этого труда состоит в том, что осуществленное издание редактировалось и сокращалось помимо воли автора, что в конечном счете оно потеряло само имя его создателя, что именно эта книга стала одним из поводов для ареста ее составителя, что сами рукописи, описанные А. А. Веселовским, по-видимому, были уничтожены (в настоящее время в фонде ВОЙСК они отсутствуют).

Как следует из отчета А. А. Веселовского о работе по линии ВОЙСК за 1924 - 1925 годы, над "Описанием" он работал в январе-марте 1925 года.81 В качестве образца, без сомнения, послужил знаменитый труд Д. К. Зеленина по архиву Русского географического общества.82 Помимо паспортных данных рукописи (автор, место и время записи, ее объем, название) А. А. Веселовский, как и Д. К. Зеленин, раскрывал ее основное содержание и приводил некоторые примеры фольклорных произведений. 24 мая 1925 года исследователь в газете "Красный Север" сделал сообщение о готовящемся издании.83

В отделе письменных источников ВГИАХМЗ сохранился первоначальный черновой рукописный вариант "Описания рукописей по этнографическому краеведению ВОЙСК".84 Рукописи фольклорно-этнографического характера, как можно судить, некогда в ВОЙСК были представлены архивом известного вологодского краеведа П. А. Дилакторского, скончавшегося в 1910 году. Эти материалы в свое время были приобретены у его вдовы. Часть из них была уже опубликована, что и отмечал А. А. Веселовский в своем "Описании". Второй блок архивных материалов принадлежал А. А. Шустикову - другому неутомимому вологодскому собирателю. Третий блок - это студенческие записи 1923 - 1924 годов, инициированные А. А. Веселовским. Всего в ВОЙСК во времена А. А. Веселовского находилось около 200 рукописей фольклорно-этнографического плана.

Описывая студенческие материалы, отражающие устную словесность пооктябрьского периода, исследователь, что весьма любопытно, не ограждал себя внутренней цензурой. Исходя из строго научных интересов (и, несомненно, полностью


--------------------------------------------------------------------------------

77 Там же. N 129. Л. 153.

78 Там же. N 117. 91 л.; N 118. 81 л.

79 Там же. N 118. Л. 1 - 2, 12 - 14, 23 - 37.

80 Там же. N 117. Л. 1 - 19.

81 Там же. N 129. Л. 155 - 156.

82 Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива имп. Русского географического общества. Пг., 1914 - 1916. Вып. 1 - 3.

83 Веселовский А. А. Ученый архив Вологодского общества изучения Северного края и его научные ценности // Красный Север (Вологда). 1925. 24 мая. N 107.

84 ВГИАХМЗ. Ф. 157. N 126. 102 л.; N 127. 97 л.



стр. 188


--------------------------------------------------------------------------------

сочувствуя определенным настроениям в крестьянстве), А. А. Веселовский включал в свои описания частушки антисоветского содержания. Приведем пример. Рукопись N 85 описывается ученым следующим образом:

"Частушки Семенцовской вол. Волог(одского) у. Зап(исал) студ(ент) I к(урса) В(ологодского) пед(агогического) техн(икума). 1923. 4 стр. 16 NN. Политические). Критич(еское) отнош(ение) к властям.



На осинке, на вершинке
Коммунист болтается.
Дезертиры Богу молятся:
Война кончается.

Троцкий Ленину сказал:
"Пойдем, Ленин, на базар.
Купим лошадь карюю,
Накормим пролетарию".

Ой, яблочко,
С богу (боку. - Т. И.) зелено!
Комсомольцев любить
Дома мне не велено.





Частушки политические с отрицат(ельным) отношением к власти".85

В ВГИАХМЗ хранится также беловой вариант "Описания" (N 24), состоящий из предисловия и развернутой статьи, раскрывающей историю Ученого архива ВОЙСК (автограф А. А. Веселовского), и машинописи самого описания архива. Сравнение данного белового варианта с черновым экземпляром рукописи выявляет некоторые тенденции в редактировании "Описания", осуществленные самим А. А. Веселовским:

"N 85. Частушки Семенцовской волости, Вол(огодского) у., записанные студентом 1-го курса Вологодского педтехникума (фамилия не поставлена. - Т. И.). 1923. 4 стр. 16 номеров. Частушки политические, с критическим отношением к властям (выделенное курсивом в рукописи вычеркнуто. - Т. И.)".86 Далее следуют приведенные выше частушки, но не три, как в черновом варианте, а только две. Частушка "Яблочко" составителем была убрана, что, вероятно, явилось необходимой данью грядущим цензурным требованиям.

В 1925 году "Описание" А. А. Веселовского было издано. Однако читателю был представлен отнюдь не тот вариант книги, который задумал автор. "Описание" уже в корректуре подверглось значительной цензурной правке. В Вологодском государственном историко-архивном художественном музее-заповеднике сохранилась корректура, титульный лист которой выглядит следующим образом: "Труды Вологодского общества изучения Северного края. Вып. 1. А. А. Веселовский. Описание рукописей Ученого архива Вологодского общества изучения Северного края. Вологда, 1926. Приложение к N 2 (6) журн. "Север"".87 Подчеркнем, что авторство А. А. Веселовского здесь заявлено на титульном листе. Корректура в основном совпадает с названной выше беловой рукописью "Описания".

В изданной книге - "Труды Вологодского общества изучения Северного края. Ученый архив Вологодского общества изучения Северного края и его научные ценности. Пособие для краеведов" (Вологда, 1926. 72 с.; см.: Соколов Б. М. [Рецензия] // Этнография. 1928. N 1. С. 147 - 148) - имя А. А. Веселовского оказалось снятым. Здесь лишь сказано, что архив ВОЙСК долгое время находился в плохом состоянии и нуждался в разборе и систематизации: "Большую услугу в этом отно-


--------------------------------------------------------------------------------

85 Там же. N 126. Л. 68.

86 Там же. N 24. Л. 51 об.

87 Там же. N 25. Л. 1.



стр. 189


--------------------------------------------------------------------------------

шении оказал правлению Общества действительный член Общества, профессор А. А. Веселовский" (с. 3). Только этой строкой и обозначено авторство ученого. Сравнение названных выше рукописных материалов (и корректур) с осуществленным изданием показывает, что и текст опубликованного Введения, и обширная вступительная статья, в которой раскрывается история архива ВОЙСК, полностью принадлежат А. А. Веселовскому. Принципиальных изменений в его статейный текст внесено не было.

В издании также говорилось, что "Описание" вследствие отсутствия денежных средств у Общества печатается в сокращении. Думается, что это утверждение не лишено лукавства: на самом деле сокращения были вызваны отнюдь не денежными затруднениями (в конечном счете объем книги уменьшился крайне незначительно), а цензурными требованиями, в результате чего А. А. Веселовский, по-видимому, и снял свое имя с титульного листа книги.

Сопоставление чернового, белового вариантов "Описания" и корректуры с книгой свидетельствует о том, что в издании остались описания всех рукописей ВОЙСК. В описании материалов П. А. Дилакторского и других дореволюционных рукописей практически не было сделано никаких существенных изменений; в студенческих же рукописях 1920-х годов, что вполне ожидаемо, сняты политически острые частушки. Укажем на некоторые примеры. Приведенная выше рукопись N 85 в издании описана так: "N 85. Частушки Семенцовской волости, Вологодского) у., записанные студентом 1-го курса Вологодского педтехникума (фамилия не поставлена. - Т. И.), 1923. 4 стр. 16 номеров. Частушки политические" (с. 33). Как видим, здесь сняты и сами тексты антисоветских частушек, и убрана их характеристика - "частушки политические с отрицат(ельным) отношением к власти".

Механизмы цензурирования "Описания" можно проследить и на примере рукописи N 89. В черновом автографе А. А. Веселовский приводит три так называемые "мужские" частушки, в которых четко прочитывается негативное отношение к советской власти. Оно декларируется и открыто ("Не по нашему здоровью / В Красной армии служить"), и на уровне образной системы эротического характера ("Под подолом - комитет, / ниже пупа - райпродком"):

"N 89. Частушки (мужские) Огибаловск(ой) вол. Кад(никовского) у. Записал) студ(ент) I к(урса) Вол(огодского) пед(агогического) техн(икума) Феод(ор) Окинин в 1923 г. 9 стр. Всех 29 NN. In 8°.

Частушки главн(ым) образ(ом) политические, с критическим отношением к власти и хулиганские.



Не по нашему карману
Галифе штаны носить,
Не по нашему здоровью
В Красной армии служить.

Моя милая - букет,
Под подолом - комитет,
Ниже пупа - райпродком,
Приходите за пайком.

Задушевного товарища
Прирезали в селе.
Молодая жизнь веселая
Уснула на ноже".88





В беловом машинописном варианте рукописи, помимо некоторой технической редактуры, написана, но зачеркнута фраза "с критическим отношением к власти"


--------------------------------------------------------------------------------

88 Там же. N 126. Л. 72.



стр. 190


--------------------------------------------------------------------------------

и убрана вторая из частушек.89 В корректуре соответственно находим данный вариант описания - без зачеркнутой фразы и указанного частушечного текста.90 В издании же исчезают и оставшиеся два текста частушек (см. с. 33).

"Описание рукописей по этнографическому краеведению ВОЙСК" (мы предпочитаем первоначальное авторское название этого труда А. А. Веселовского), как уже сказано выше, стало поводом для ареста ученого в 1927 году. Нам удалось познакомиться со следственным делом этнографа, хранящимся в Управлении Федеральной службы безопасности России по Вологодской области (дело 3714). В постановлении о возбуждении "дела N 15" говорится: "...он, Веселовский, б(ывший) профессор И(нститута) н(ародного) о(бразования), устраивал у себя на квартире собрания, где вел агитацию против соввласти, направленную в помощь международной буржуазии, о возникновении войны и неминуемом падении советского правительства" (л. 1). Ордер на производство обыска и арест А. А. Веселовского был выдан 14 июля 1927 года. Из протокола обыска следует, что было "взято для доставления в Вологодский отдел ГПУ следующее: рукописи Веселовского шестнадцать тетрадок (16) и корректура "Труды Вологодского общества изучения Северного края", Вып. 1, принадлежащая А. А. Веселовскому" (л. 3) (т. е. была изъята корректура, о которой мы говорили выше).

16 июня А. А. Веселовский был подвергнут первому допросу. Судя по ответам на вопросы анкетного характера, его служебное положение по сравнению с 1924 годом, когда он оказался без работы, не изменилось:

"6. Род занятий: не служу, числюсь научным сотрудником по краеведению.

7. Семейное положение: женат, жена Веселовская Анна Александровна, стар(ший) корректор в "Северном печатнике".

8. Имущественное положение: ничего не имею" (л. 5 - 6).

Далее шли показания "по существу дела". Касаясь своего увольнения с преподавательской работы, А. А. Веселовский показал следователю: "Оставил преподавательскую деятельность в силу моего старого воспитания и я считаю себя не подготовленным к преподаванию русской литературы в данное время, когда необходим марксистский подход, но ничуть не потому, что его не разделяю" (л. 6). На квартире А. А. Веселовского, по сведениям следствия, собирался определенный круг вологодской интеллигенции (Александр Петрович Усков, Владимир Васильевич Воробьев, Надежда Михайловна Семенова, Григорий Михайлович Эпштейн с женой и др.), занимавшейся чтением философских книг, особенно по вопросам религиозной философии. "На собраниях кружка, - настаивал А. А. Веселовский, - политических вопросов мы не задевали" (л. 6 об.). Отрицал ученый и обвинения в разговорах об ожидавшейся войне: "О том, что скоро будет война, а отсюда можно ожидать падения сов(етской) власти, никому не говорил. Что касается того, что при соввласти наука и религия находится в строго ограниченных рамках, этого мнения я не выражал. Я, как человек верующий, в данное время отжил свой век и готовлюсь для перехода в др(угой) мир - мир загробный" (л. 6 об.). На этом протокол первого допроса заканчивается.

В деле имеются также показания двух свидетелей. Владимир Васильевич Воробьев, крестьянин 1897 года рождения, бывший ученик А. А. Веселовского, закончивший педагогический техникум в 1923 году, отрицал всяческие антисоветские разговоры в кружке А. А. Веселовского (л. 8). Столь же осторожны и показания священника Духова монастыря Николая Павловича Вохольского, 1875 года рождения (л. 9 - 10).

Следственное дело содержит прошение А. А. Веселовского от 9 июля 1927 года об изменении меры пресечения под подписку о невыезде (оставлено без изменений)


--------------------------------------------------------------------------------

89 Там же. N 24. Л. 52.

90 Там же. N 25. Л. 38.



стр. 191


--------------------------------------------------------------------------------

(л. 11) и заявление его жены от 30 июля с просьбой ускорить производство следствия (л. 12).

17 августа 1927 года А. А. Веселовский был подвергнут второму (и последнему) допросу. На этот раз вопросы следователя касались труда ученого "Описание рукописей по этнографическому краеведению Вологодского общества изучения Северного края", корректура которого была изъята во время обыска. Сокращения в окончательном издании по сравнению с корректурой А. А. Веселовский, явно лукавя, объяснял необходимостью удешевления книги (л. 15 - 16). Этот труд А. А. Веселовского (один из самых значительных в его научном наследии!) в конечном счете и стал главным пунктом обвинений следствия. В заключительном обвинении утверждалось: "Веселовский летом 1926 г. написал книгу "Труды Вологодского о(бщест)ва изучения Северного края - описание рукописей ученого архива". В Введении своем указывает: "наконец третий отдел... Увлекшаяся интересным и близким предметом чутко откликнулась на него молодежь, ко мне посыпались записи, которые я с разрешения их авторов и передал в Общество. В результате имеем около 40 работ, не лишенных, разумеется, промахов по малоопытности собирателей, но ценных по времени, которые они обнимают, времени ломки старого миросозерцания, устойчивости его борьбы двух миросозерцании с значительным пока перевесом прежнего (настоящий крестьянин искони консервативен). Здесь преобладают записи свадебного обряда, наиболее сохранившегося, пребывающего почти неизменным от глубокой старины, и записи частушек, наиболее отражающих пеструю переходную эпоху нашу". В этом-то отделе и постарался Веселовский перегнуть палку и выпятить исключительно плохие стороны, характеризующие новое поколение и его нравственность, которая с временем революции упала. Частушки вульгарного характера в отношении руководителей власти. При просмотре указанной работы Веселовского эта часть по согласованию вопроса с АЛО Губкома ВКП(б) была вычеркнута, и труд сократили очень намного" (л. 17).

Весьма любопытны и некоторые пассажи из характеристики на А. А. Веселовского, написанной начальником I Отделения Вологодского ОГПУ в августе 1927 года: "На квартире Веселовского также занимались и спиритизмом. В результате работы Веселовского один член партии, глубоко начитанный марксист, был склонён к идеализму. Веселовский - наркотик, человек, безусловно, вредный и как барометр вологодской интеллигенции, враждебно настроенный, не может быть оставлен в Вологодской губернии" (л. 19). В конечном счете следствие 23 августа пришло к следующему решению: "...хотя указанными материалами гр-н Веселовский и не изоблачен в совершении уголовно-наказуемых действий", его необходимо выслать из Вологды в административном порядке (л. 21). Заседание коллегии ОГПУ от 19 сентября 1927 года определило А. А. Веселовскому ссылку в Сибирь сроком на три года (л. 23).

Однако ученому удалось избежать подневольного путешествия. Пока он находился в тюрьме, его жена обратилась за помощью в Академию наук. Из материалов дела следует, что Академия в лице ее непременного секретаря С. Ф. Ольденбурга ходатайствовала о судьбе А. А. Веселовского. Высылка по приказу из Москвы была приостановлена. 14 октября 1927 года Вологодское ОГПУ докладывало в Москву об освобождении А. А. Веселовского из-под стражи под подписку о невыезде. Через два дня, 16 октября, ученый писал Б. Л. Модзалевскому:

"Не знаю, кого благодарить за то, что выпустили из узилища, где просидел 116 дней и чуть было не угодил в Сибирь. Уже подписал бумагу, коей меня сопровождают, и в день высылки в Сибирь из Москвы кто-то заступился. Привлечен был 14 июня по 5815 ст. Обвинялся в устройстве на дому собраний с целью поддержки международной буржуазии (а были всего-навсего религиозно-философские и даже философские чаепития из 5 - 6 человек). Теперь освобожден впредь до поправления здоровья (это меня не пугает, т. к. я насквозь весь болен: тут и психостения, и

стр. 192


--------------------------------------------------------------------------------

артрит, и склероз, и грыжа!) и с запрещением также публичного выступления (по краеведению) и выступления в печати.

Составил в прошлом году "Описание рукописей архива Общ(ества) Северного края". Общество его издало. И за это мне на допросах не раз попрекали. Измучились, исстрадались с моей предполагаемой высылкой (жена продавала вещи и теперь продает, ибо влезли в долги) мы оба. Теперь еще не могу придти в себя, очень нервничаю, а как чуть-чуть поправлюсь, напишу свои воспоминания, ибо навидался я за эти 116 дней всего и вел кое-какие записки. Если вздумаете мне чиркнуть (адрес мой: Вологда, Малая Екатерининская, д. 29, кв. 1), пишите осторожно, ибо письма будут перлюстрироваться (...) Письмо мною послано с оказией".91 Воспоминания А. А. Веселовского об этой нерадостной странице его жизни нам неизвестны. Скорее всего они не были написаны.

Как это ни странно, арест А. А. Веселовского ничему не научил. В 1931 году, по-видимому, появилась определенная надежда напечатать второе издание "Описания", и исследователь решил осуществить его в полном, несокращенном виде. В Отделе письменных источников ВГИАХМЗ сохранился еще один вариант этого труда - новая машинопись с предисловием, помеченным 10 января 1931 года:

"В 1926 г. вышло в "Трудах Вологодского общества изучения Северного края" составленное мною Описание рукописей ученого его архива под заглавием "Ученый архив ВОЙСК и его научные ценности".

Бумажный кризис побудил редакторов моего труда так его сократить, что из Описания он обратился в простой каталог-перечень. Не согласный с подобного рода кастрацией труда, я счел нужным снять свою фамилию как составителя (обо мне говорится лишь в предисловии).

Сознавая громадную важность именно подробного Описания, ибо в сжатом виде в нем изложены работы, порой очень ценные, которые вряд ли когда будут напечатаны, я восстановил и расширил по имеющимся у меня материалам Описание, подготовив его таким образом для второго, дополненного издания (тем более, что тираж первого из-за бумажного кризиса был 300 экз(емпляров)) в более благоприятное для научных работ время".92

Но ученый ошибался: время в 1931 году для научной работы не было "более благоприятным", чем в 1926-м. Напротив, прошедшие в конце 1920-начале 1930-х годов многочисленные политические процессы, направленные против интеллигенции, в том числе и "дело краеведов", и "академическое дело", свидетельствовали об укреплении сталинского режима с его жесточайшим идеологическим диктатом. Второе издание "Описания" не состоялось. По невыясненным пока причинам в Вологодском обществе изучения Северного края пропали все фольклорно-этнографические рукописи, включенные в справочник А. А. Веселовского. Таким образом, черновой вариант "Описания" А. А. Веселовского (N 126 и 127), наименее цензурированный, оказывается наиболее полным источником нашего знания об архиве ВОЙСК в 1920-е годы.

Александр Александрович Веселовский скончался в Вологде 27 декабря 1936 года.93


--------------------------------------------------------------------------------

91 ИРЛИ. Ф. 184. Письмо впервые процитировано в биографической справке на А. А. Веселовского в публикации: Модзалевский Б. Л. Из записных книжек 1920 - 1928 гг. / Публ. Т. И. Краснобородько и Л. К. Хитрово // Пушкинский Дом: Материалы к истории. 1905 - 2002. СПб., 2005. С. 50.

92 ВГИАМХЗ. Ф. 157. N 26. Л. 2.

93 За сведения о дате кончины А. А. Веселовского благодарю заведующего отделом краеведческой библиографии Вологодской универсальной научной библиотеки Эмму Аристарховну Волкову.



стр. 193


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. Г. ИВАНОВА, "ЛИШНИЙ Я ЧЕЛОВЕК..." // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204026794&archive=1205324254 (дата обращения: 23.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии