Урок проверки знания текста художественного произведения

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© З.А.Павлова

- Через неделю начинаем "Дубровского".

- А что будет, "путешествие" или "вертушка"?

- "Вертушка", дети.

Из разговора на перемене

Мои дом "окнами в поле". Из окна кабинета литературы тоже видно поле. Наша школа находится на окраине Ярославля, в районе, про который в объявлениях об обмене квартир обычно пишут: "Не предлагать". Обыкновенные поселковые дети. "Что вы хотите? Это поселок", - можно слышать по самым разным поводам. И действительно, чего хочу? Что может хотеть учительница литературы с 25-летним стажем работы от своих учеников? Чтобы читали, чтобы осознанно хотели читать. Энтузиасты чтения в классе всегда находятся. Но сколько их? Мне надо, чтобы прочитали все. ЧТО и КАК сделать, чтобы прочитали? Как быть со школярской логикой: "Это надо - значит, я не хочу"? Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки. Но как учитель-практик, я вижу свою задачу в том, чтобы мое "надо" все чаще сменялось детским: "а у нас еще такой урок будет?" Чтобы ребенок радовался потому, что завтра у него урок-зачет по тексту художественного произведения. Чтобы ждал встречи с этим произведением.

Уроки-зачеты по тексту изучаемого материала могут иметь разные формы, и в моем методическом арсенале есть кроссворды, письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, уроки- путешествия (об одном из них, который называется "Школа "Недоросля"", можно прочитать в журнале "Русская словесность". 1996. N2), зачеты по принципу "вертушки". Эти последние я провожу уже девять лет и помню, что "вертушкой" в конце 1980-х увлекались не только в школе. Я попробовала приспособить ее к уроку литературы. Смотреть на этот урок неинтересно: учитель с часами в руках считает минуты: 1, 2, 3, 4, 5 - и объявляет: "2-й переход, 3-й переход", а ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу (их тоже пять) в непонятной последовательности и что-то вполголоса отвечают консультантам, и все. Но "вертятся" они по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек двадцать пять (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников). В первой графе указаны переходы, во второй - столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей - роль (номер вопроса, на который нужно ответить).

Итак, у нас сегодня урок-зачет по тексту романа А. С. Пушкина "Дубровский". Я приглашаю вас "повертеться" вместе с учениками, только так вы поймете суть. Я дам вам карточку N 1, ив 1-й переход вы придете к столу А. Консультант называет общий вопрос: "Кто и кому писал эти письма?"

Ваша роль - 5, значит, вы отвечаете на 5-й вопрос; "...Она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности". Вы знаете ответ: это Маша пишет князю Верейскому. Консультант ставит на особой карточке с номерами от 1 до 25 + напротив вашего N. Во 2-й переход вы попадаете на стол Е, будете отвечать на 4-й вопрос: "Какие слова должны стоять вместо точек": "Если решитесь прибегнуть ко мне, то принесите ... сюда". Ответ - "кольцо" - и 2-й консультант ставит вам +.

В 3-м переходе у вас стол Д. Общий вопрос: "Сколько лет?" Ваша роль 3: "Сколько лет Саше?" Вы не помните, поэтому + не получаете. Когда все на вашем столе ответили, вопрос N3 разыгрывается, на него отвечают другие: "Саше 9 лет".

Следующий переход - 4-й, вы идете к столу С, у вас вопрос N2: "О ком идет речь?": "Миша приказал долго жить, умер славной смертью от руки неприятеля". Вы отвечаете, что речь идет о медведе, и получаете +.

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------



стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

Последний переход, стол В, у вас вопрос N1: "Чей это портрет?": "Старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке". Вы отвечаете, что это Андрей Гаврилович Дубровский, и получаете +.

На вашем столе остался неотвеченным вопрос N4. Консультант задает его желающим ответить: "Толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком". Вы вспомнили, что это Спицын. На листке рядом с вашим N1 появляется еще один +.

Зачет закончен. Консультанты подводят итоги: у вас пять +, но вы слышите, что есть и больше.

А теперь давайте посмотрим, как готовится "вертушка". Здесь тоже есть свои правила: 1. Пять вопросов для одного стола объединены одной темой (портрет, пейзаж, интерьер, костюм, цифры, флора, фауна и т.д.). 2. Вопросы должны быть расположены в строгой последовательности по сюжету произведения. 3. Три группы вопросов - это вопросы более легкие, две группы - более сложные. 4. Для консультантов зачет проводится накануне. У каждого из них есть карточка с вопросами, карточка с ответами и карточка с номерами, где ставятся плюсы. 5. В следующий раз консультантами становятся победители. (Карточки с вопросами для каждого стола прилагаются ответы на обороте.)

На вид совершенно не эффектные, такие уроки эффективны, если проводятся в системе (имею в виду систему контроля над прочитанным, а не только уроки по принципу "вертушки", т.е. изучение каждого произведения начинается с урока-зачета того или иного вида, о которых говорилось выше), потому что в них нельзя участвовать, не прочитав произведение. Ученики постигают это и начинают ... читать. Ведь только тогда, когда произведение не прочитано, в качестве ответа на вопрос о том, "кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?" появляется ответ: "Евгений Онегин". Вспоминаю Диму Ш., который на зачете по "Тарасу Бульбе" говорил, что любимый танец казаков в Запорожской Сечи - это танго (можно представить, как исполнял его Тарас Бульба в своих шароварах "шириною с Черное море"), и, наученный горьким опытом, блестяще отвечал на зачете по "Скупому рыцарю". Когда я спросила, сколько раз он прочитал эту маленькую трагедию, он ответил: "Пять".

Есть и другое, не менее важное, чем контроль над чтением: такие уроки приучают детей читать КАЧЕСТВЕННО, что помогает им потом хорошо ориентироваться в тексте. Читать КАЧЕСТВЕННО - значит читать вдумчиво, не торопясь. Так подготавливается процесс дальнейшей работы над произведением, который именуется медленным чтением, вчитыванием в художественный текст, осмысливанием его в единстве содержания и формы.

* * *

СТОЛ "А" КТО И КОМУ ПИСАЛ ЭТИ ПИСЬМА?

1. "Я до тех пор не намерен приехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною..." (старик Дубровский - Троекурову).

2. "...доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое..." (няня - молодому Дубровскому).

3. "Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностью сетовала на разлуку и призывала его домой..." (мать Владимира Дубровского - его отцу).

4. "Вечером в 10 часов на прежнем месте" (Владимир Дубровский - Маше).

5. "...она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности..." (Маша - князю Верейскому).

СТОЛ "В" ЧЬИ ЭТО ПОРТРЕТЫ?

1. Старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке (Андрей Гаврилович Дубровский).

2. Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели (Шабашкин).

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

3. Облокоченная на перилы, в белом утреннем платье, с алой розой в волосах (мать Владимира Дубровского).

4. Толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком (Антон Пафнутьич Спицын).

5. В белом чепце, опрятно и чопорно одетая (няня).

СТОЛ "С" О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ?

1. ...бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть (кошка).

2. Миша приказал долго жить, умер славной смертью от руки неприятеля (медведь).

3. Я готовился было не в учителя, а в кондиторы (француз Дефорж).

4. ...чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами (князь Верейский).

5. Куда же девался наш Ринальдо? Жив ли он? (Владимир Дубровский.)

СТОЛ "Д" СКОЛЬКО ЛЕТ?

1. Владимиру Дубровскому (23 года).

2. Маше (17 лет).

3. Саше (9 лет).

4. Мите (13 лет).

5. Князю Верейскому (около 50 лет).

СТОЛ "Е"

КАКИЕ СЛОВА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ВМЕСТО ТОЧЕК?

1. Кирила Петрович ходил взад и вперед по зале, грозно насвистывая... ("Гром победы раздавайся...")

2. Князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой - ... их ожидал (самовар).

3. Вдруг в окошко тихонько протянулась рука - кто-то положил на пяльцы... и скрылся (письмо).

4. Если решитесь прибегнуть ко мне, то принесите... сюда (кольцо).

5. Малина разве растет у меня на... ? (дубах.)


Похожие публикации:



Цитирование документа:

З.А.Павлова, Урок проверки знания текста художественного произведения // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204716689&archive=1205324254 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии