Введение
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе являются особенно актуальными. До настоящего времени целостная система филологического образования в школе отсутствует.
Задача настоящего документа, адресованного работникам образования, родителям и широкой общественности, состоит в определении основных целей, содержания и структуры филологического образования, которое в школе традиционно понимается как совокупность и содружество учебных гуманитарных дисциплин, изучающих духовную культуру человека, выраженную в языке и литературном творчестве.
Сущностные характеристики учебных предметов, составляющих структуру образовательной области Базисного учебного плана "Филология", в полной мере согласуются с современной стратегией развития российской школы, ее направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.
В условиях поликультурности России, многообразия ее этнокультурных ценностных систем особенно важной становится задача сохранения единого образовательного пространства, что необходимо учитывать при определении содержания филологического образования на федеральном и национально- региональном уровнях. Система филологического образования в школе должна обеспечивать возможности полноценной самореализации личности, способствовать воспитанию как общероссийского гражданского сознания школьников, так и их национального самосознания. Вместе с тем интернационализация всех сфер жизни нашего общества со всей остротой ставит задачу сделать отечественную систему образования эквивалентной наиболее прогрессивным зарубежным.
Сложность социально-культурных процессов, происходящих в современном российском обществе, усиление негативных тенденций в развитии его духовной культуры делают особенно значимыми вопросы качества преподавания филологических дисциплин в средней школе, так как именно они играют основную роль в процессе воспитания и образования личности, формирования нравственных качеств человека.
Русский язык в школе
с нерусским языком обучения
Значение русского языка в системе образования и воспитания в школе с нерусским языком обучения
Языковое образование в школе с нерусским языком обучения в настоящее время включает в себя: русский язык, язык титульной нации и/или родной язык, иностранный язык.
Основными характеристиками языкового образования в школе с нерусским языком обучения являются:
? реализация единых лингводидактических принципов;
стр. 50
--------------------------------------------------------------------------------
? изучение языка во всем многообразии его функций;
? интегративный подход к обучению языкам, координация предметов на уровне понятийного аппарата, объема и последовательности введения лингвистического материала, формирования речевых умений, навыков, технологий обучения;
? последовательная реализация сознательно-коммуникативного подхода к обучению;
? речевая направленность обучения, развитие ведущих видов речевой деятельности;
? изучение языков в контексте диалога культур, ориентация на овладение нормами межкультурного общения. Направленность на диалог культур в процессе языкового образования позволяет учащимся расширить представления о русской и родной культуре, найти то общее, что объединяет людей, говорящих на разных языках.
Роль русского языка в системе общего среднего образования в школе с нерусским языком обучения определяется его функциями: государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, консолидирующего народы России. Изучение русского языка и владение им является могучим средством приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы.
Цели обучения русскому языку в школе
с нерусским языком обучения
Реализуя цели языкового образования в целом, русский язык в школе с нерусским языком обучения имеет и свои специфические цели, обусловленные его статусом языка межнационального общения и государственного языка:
? владение русским языком как средством межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
? приобщение учащихся к культуре и литературе русского народа, к достижениям мировой науки и культуры, формирование познавательной, нравственной и эстетической культуры учащихся;
? обеспечение возможности получения высшего и среднего специального образования на русском языке.
Учебный предмет "Русский язык" в школе с нерусским языком обучения должен обеспечить овладение учащимися:
? лингвистической компетенцией, которая включает в себя знания о русском языке как общественном явлении и семиотической системе, необходимые сведения о русистике;
? языковой компетенцией, включающей в себя знание самого языка, владение его нормами;
? коммуникативной компетенцией - способности общаться на русском языке;
? культуроведческой компетенцией - совокупности знаний о материальной и духовной культуре русского народа, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Содержание обучения русскому языку
в школе с нерусским языком обучения
Содержание обучения включает следующие взаимосвязанные компоненты:
? система знаний о языке;
? языковой материал, частноречевые умения и навыки (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические);
? умения и навыки в различных видах речевой деятельности; умения и навыки общения в типовых ситуациях;
? культуроведческий материал: слова и фразеологизмы с национально- культурным компонентом значения, реалии духовной и материальной культуры русского народа, речевой этикет.
Содержание обучения русскому языку в двенадцатилетней школе в своих основных принципах базируется на концепции одиннадцатилетней школы.
Новые подходы и решения могут быть сведены к следующему:
1) выдвижение на передний план культурно-гуманистической сущности языкового образования. Важнейшей задачей преподавания русского языка становится формирование духовно-нравственного мира школьника, открытости в другие культуры в интересах гармонизации национальных отношений в нашем многонациональном государстве;
2) усиление общеобразовательной роли русского языка в успешном усвоении знаний предметов, преподаваемых в школе;
3) уточнение и совершенствование языкового образования, пересмотр содержания обучения с целью его разгрузки за счет координации всех предметов языкового цикла.
стр. 51
--------------------------------------------------------------------------------
Структура курса "Русский язык"
Весь курс обучения русскому языку как государственному в 12-летней школе дифференцируется следующим образом: начальная школа (1?4 классы), основная (5?
10 классы); средняя полная (11?12 классы).
Каждый из этапов рассматривается как относительно замкнутая система, реализующая свои специфические цели и задачи обучения. Для создания непротиворечивой и последовательной структуры должна быть выстроена иерархия целей обучения как для каждого этапа, так и для всего школьного курса, учитывающая динамику всего процесса обучения и позволяющая избежать повторений, с одной стороны, и лакун - с другой.
Начальная школа - относительно замкнутая система, в пределах которой учащиеся овладевают элементарным русским языком при приоритете устной речи над письменной. Цель элементарного курса - обучение общению в семейно-бытовой и учебных сферах на элементарном языковом материале, усвоение механизма чтения и письма на базе аудирования и говорения.
Основная школа - на этом этапе формируется уровень владения языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных сферах и ситуациях, и, вместе с тем, обеспечивается возможность дальнейшего изучения, совершенствования языка, создается возможность для профилированного обучения.
Поскольку основная школа охватывает учащихся от 10 до 17 лет, далеко не однородных по возрастным особенностям и языковой подготовке, необходим дифференцированный подход к курсу русского языка в 5?10 классах.
В связи с этим выделяются три этапа: 5?6 классы, 7?9 классы и 10 класс, каждый из которых решает свои специфические задачи.
Первый этап (5?6 кл.) обеспечивает переход от владения элементарным русским языком (от начальной школы) к последовательному изучению уровней языковой системы в 7?9 классах.
Второй этап (7?9 кл.) характеризуется последовательным изучением фонетики и орфоэпии, лексики и фразеологии, морфологии и синтаксиса. Основной принцип расположения материала - линейно-ступенчатый.
Особое место в структуре курса занимает 10 класс, поскольку, с одной стороны, он является переходным звеном к старшей ступени, с другой - завершением основной школы.
В содержании обучения, максимально учитывающем прогнозируемые потребности учащихся в русском языке, выделяются два раздела (цикла): "Практическая стилистика и культура речи" и "Деловое общение".
Первый расширяет и углубляет знания в области стилистических, орфоэпических, лексических и грамматических норм русского языка. Он ориентирован, прежде всего, на совершенствование устной речи. "Деловое общение" знакомит с нормами служебного этикета, особенностями деловой речи, деловой документации и корреспонденции.
Средняя (полная) школа - это 11 и 12 классы. На этом этапе рекомендуются разделы "Систематический курс русского языка" и "Практическая стилистика и культура речи".
Уровни языкового образования
В системе средней школы предполагаются два уровня языкового образования. Первый - обеспечивает общекультурный, общеобразовательный уровень языкового образования школьника, его успешное дальнейшее образование, полноценное функционирование и общение в многонациональной стране.
Содержание обучения русскому языку, обеспечивающее общекультурный уровень, описано выше.
Второй, гуманитарный, обеспечивает образование в рамках системы углубленного изучения лингвистики и профессиональную подготовку учащихся к получению высшего гуманитарного образования.
Содержание обучения русскому языку, соответственно, включает разделы: "Систематизирующий обобщающий курс", "Практическая стилистика", "Изобразительно-выразительные средства языка", "Орфография, пунктуация", "Информационная переработка текста".
Узкая специализация или профилирование (например, филолог, юрист, историк и т.д.) осуществляется системой курсов по выбору в их содержательной
стр. 52
--------------------------------------------------------------------------------
согласованности и преемственности. Эта система включает в себя факультативы, курсы по выбору по русскому языку, родному языку учащихся, междисциплинарные курсы.
Так, например, будущим филологам рекомендуются:
а) для усовершенствования языковой и лингвистической компетенции учащихся спецкурсы и факультативы по разным уровням языковой системы: лексика и фразеология, словообразование, грамматика в сопоставлении с родным языком ученика;
б) для усовершенствования коммуникативной компетенции - спецкурсы и факультативы "Русский этикет", "Культура межнационального общения", "Культура речи";
в) для усовершенствования культуроведческой компетенции - междисциплинарный курс "Русский язык и русская культура".
Выделение естественнонаучного уровня языкового образования в школах с нерусским языком обучения представляется нецелесообразным. Учащиеся учебных заведений естественнонаучного профиля получают языковое образование в рамках общеобразовательного уровня, узкая профессионализация осуществляется в курсах по выбору.
Русская литература
в национальной школе
Значение русской литературы
в системе образования и воспитания
в национальной школе
Литературное образование учащихся национальных школ входит составной частью в систему филологического образования. Имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, оно, тем не менее, характеризуется ярко выраженной спецификой: а) наряду с русской литературой в национальной школе изучается родная литература; б) русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации и национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры, особенности художественного видения мира и т.п. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, которые, будучи воспитаны на эстетической традиции родной литературы (культуры), труднее воспринимают художественную специфику русской литературы, основанную на другой культурно-исторической традиции. Поэтому в процессе преподавания русской литературы в национальной школе необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.
Литературное образование в современной национальной школе складывается из нескольких составляющих: родная литература на родном и русском языках, русская литература, отдельные шедевры зарубежной классики и произведения литератур народов России, изучаемые в курсе русской литературы на русском языке, литература титульного этноса для некоренного населения субъекта Российской Федерации.
Русская литература имеет особое значение для всех народов России - являясь хранительницей духовных ценностей не только русского, но и других народов. Русская литература содействует взаимообогащению, объединению национальных литератур народов России, формированию общероссийского гражданского сознания, гармонизации международных отношений. Сказанным определяется особая роль предмета "Русская литература" в процессе образования и воспитания учащихся в национальной школе.
Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи нерусских учащихся. Изучение языка художественных произведений помогает глубже и точнее постигнуть значение слов, развивает навыки осмысления эстетической функции слова, владения стилистически окрашенной речью.
Литературоведческой основой преподавания русской литературы в школе с нерусским языком обучения является сочетание историко-генетического, историко-функционального и сравнительно-типологического подходов к рассмотрению фактов и явлений литературы, преодоление односторонностей историко-генетического метода и критического анализа литературно- художественного произведения, не всегда достаточно глубоко выявляющего нравственно-эстетический идеал писателя.
стр. 53
--------------------------------------------------------------------------------
Особо важен сравнительно-типологический подход к изучению произведений русской и родной литератур, который позволяет выявлять их общие национально-своеобразные черты.
Психологической предпосылкой преподавания русской литературы в национальной школе является специфика восприятия художественного произведения в иноязычной и инонациональной среде. Важно выявить национальные особенности восприятия русской литературы нерусскими учащимися, обусловленные своеобразием исторического и социального развития нации, своеобразной эстетической традицией, особенностями национальной культуры, преодолеть трудности вживания в иноязычное и инонациональное литературное произведение, учесть те неизбежные особенности, которые отличают восприятие произведений иной образной системы.
Преподавание русской литературы в национальной школе основывается на общих дидактических и методических принципах, таких, как историзм, научность, единство содержания и формы и т.п. Однако некоторые из них в национальной школе приобретают дополнительное содержание. Например, расширяется содержание принципа доступности. В него включается помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся также психология восприятии иноязычного и инонационального произведения. Специфическим для преподавания русской литературы в национальной школе является принцип общности и национального своеобразия родной и русской литератур. Суть его заключается в том, что, с одной стороны, учитывается специфика той национально-культурной среды, в которой изучается русская литература, с другой - фактор национального своеобразия самой русской литературы.
Учет национального своеобразия русской и родной литератур и, главное, опора на элементы их общности способствуют более глубокому, осознанному и эмоциональному изучению русской литературы нерусскими учащимися.
Русская литература тесно связана с русской культурой в целом, является частью этой культуры. Поэтому перспективным является культуроведческий аспект изучения русской литературы на широком фоне русской культуры, что позволяет учащимся национальной школы воспринимать русскую литературу как репрезентативную часть русской культуры, а также учитывать этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в национальной школе реализуется принцип диалога культур.
Цели и задачи изучения
русской литературы
в национальной школе
Цель и задачи предмета "Русская литература" в национальной школе в основном совпадают с целью и задачами ее изучения в русской школе. Специфическими для национальной школы задачами являются:
1) формирование эстетической восприимчивости к русской литературе, к ее нравственным ценностям, образно-эстетическому строю, интонационной культуре, привитие вкуса к русскому художественному слову;
2) развитие и совершенствование русской устной и письменной речи нерусских учащихся при изучении художественных текстов, навыков осмысления эстетической функции слова, уровня владения стилистически окрашенной речью; формирование речевой активности на русском языке;
3) приобщение нерусских учащихся к духовному богатству русской классической литературы XIX?XX вв., к зарубежной литературе и расширение на этой основе их нравственного и эстетического кругозора;
4) освоение лучших образцов литератур народов России, в первую очередь литератур близкородственных народов;
5) формирование поликультурной личности, которая, с одной стороны, способна воспринимать инонациональную литературу (культуру), с другой - более широко и многомерно осмысливать родную литературу (культуру);
6) углубление познавательной деятельности учащихся с помощью методики сопоставительного анализа произведений русской и родной литератур;
7) формирование исторически сложившегося чувства национального самосознания и общероссийского гражданского сознания, чувства любви к своему многонациональному отечеству, воспитание
стр. 54
--------------------------------------------------------------------------------
национальной терпимости, чувства уважения к другим народам, гармонизация межнациональных отношений.
Структура и содержание предмета
"Русская литература
в национальной школе"
В соответствии со структурой 12-летней школы и психолого-возрастными особенностями учащихся в изучении русской литературы в школе с нерусским языком обучения целесообразно выделение следующих этапов:
1) начальная школа (1?4 классы). Русская литература не выделяется в самостоятельный предмет. На уроках чтения в рамках изучения русского языка формируется умение осмысленно и выразительно читать иноязычный текст, начинается формирование умения работать с художественными текстами, некоторое число которых вводится в учебные книги для чтения (например, стихотворения Пушкина, Фета, Блока, Бунина, рассказы Толстого, басни Крылова), предлагаются простейшие теоретико-литературные понятия.
2) В 5?7 классах формируются: культура восприятия иноязычного и инонационального художественного текста, понимание эстетической функции слова, специфики художественной речи, художественной образности, первоначальные умения анализировать художественный текст, сопоставлять однотемные произведения родной и русской литератур, выделяя в них общее. Целесообразно концентрическое расположение материала в каждом классе, начиная с произведений фольклорных жанров и кончая современными текстами, сочетание тематического и хронологического принципов построения курса с преобладанием последнего. Наряду с произведениями русской литературы предлагаются отдельные произведения зарубежной классики и литератур народов России, некоторые сведения теоретико-литературного характера.
3) В 8?10 классах курс русской литературы строится на основе хронологического принципа, в историко-литературном освещении; дается целостное представление о развитии русской литературы начиная с древности до современного периода. Учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся русских писателей, с вершинными произведениями русской литературы, отдельными произведениями зарубежной классики и литературы народов России. Древнерусская литература и литература XVIII в. даются обзорно с чтением или текстуальным изучением фрагментов или небольших произведений.
С целью облегчить усвоение школьниками больших по объему и сложных по проблематике произведений русской литературы, которые более полно и глубоко изучаются в 11?12 классах ("Евгений Онегин" Пушкина, "Мертвые души" Гоголя, "Война и мир" Толстого и т.п.), предлагаются разнообразные пути их методической презентации, дающей необходимые сведения, без знания которых невозможно достичь образованности, необходимой человеку, вступающему в самостоятельную жизнь.
Вместе с тем, чтобы избежать дублирования материала, изучаемого в 8?10 и последующих 11?12 классах, на этапе 8?10 классов преимущественно осуществляется работа по подготовке к чтению фрагментов больших произведений, пробуждению интереса к ним, желания прочитать в полном объеме. В ходе такой подготовки учащиеся знакомятся с историей создания произведения, текстуально изучают отдельные фрагменты, сопровождаемые этнокультуроведческим, бытовым, лингвистическим и другими видами комментариев.
На данном этапе сохраняется опора на текстовый анализ литературного произведения, углубляются умения учащихся проводить историко- сопоставительные параллели родной и русской литератур, выявлять моменты общности как на уровне темы, проблемы, так и художественной образности, нравственного пафоса.
На этапе 11?12 классов предлагается профессиональная (профильная) и общеобразовательная дифференциация, которая определяет и некоторые различия в задачах, содержании и структуре школ профильного и непрофильного типа.
Задачи литературного образования в 11?12 классах профильного типа помимо общих задач литературного образования включают в себя дополнительно: а) формирование умений лингвистического и филологического анализа художественного текста; б) овладение сложными видами устных и письменных
стр. 55
--------------------------------------------------------------------------------
творческих работ типа развернутой рецензии на новое литературное произведение, историко-сопоставительного анализа произведения родной и русской литературы с выявлением типологически общих и национально специфических моментов.
В 11?12 классах школ профильного типа изучается систематический историко-литературный курс, опирающийся на знания по русской литературе, полученные учащимися в 10-летней школе. Это позволит в 11?12 классах, не повторяя уже известного, остановиться более подробно на вершинных произведениях русской классики XIX?XX вв., о которых в 10-летней школе учащиеся получили лишь первоначальные сведения (например, романы Достоевского, Толстого). Целесообразен хронологический принцип построения курса в 11?12 классах (11 класс - литература XIX в., 12 класс - литература XX в.).
В 11?12 классах должны быть шире представлены произведения зарубежной классики и литератур народов России, которые наряду со специальными факультативами дадут учащимся достаточно полное представление о зарубежной литературе и национальных литературах народов России.
Монографические и обзорные темы строятся с учетом и обобщением изученного на предшествующем этапе, что позволит, с одной стороны, выделить в старших классах для полного и глубокого изучения лишь отдельные шедевры русских писателей, изучаемых монографически, с другой - представить краткой характеристикой и небольшими по объему художественными текстами писателей, монографически не изучаемых (например, Н.Гумилев, Л.Андреев и др.).
В систематическом курсе литературы школ профильного типа должен быть увеличен объем материала литературной критики. Необходимо достаточно широко представить не только демократическую ("реальную"), но и "эстетическую", "органическую" критику (наряду со статьями Н.Добролюбова работы А.Григорьева, Н.Страхова, К.Леонтьева и др.).
Профессиональная направленность курса усиливается за счет увеличения объема теоретико-литературных понятий, соотнесенности понятий, необходимых для анализа произведений не только русской, но и родной литературы.
Курс литературы в 11?12 классах выделяет основные, ключевые проблемы русской литературы, предлагает историко-генетический, историко- функциональный и сравнительно-типологический подходы к изучению произведений русской литературы, их различную интерпретацию, философские и культуроведческие обобщения.
Основные задачи предмета "Русская литература" в 11?12 классах национальных школ непрофильного типа - повышение культурного уровня учащихся, расширение эстетического кругозора, формирование нравственных ориентаций старшеклассников, совершенствование их русской речи. Русская литература изучается на историко-литературной основе, первостепенное значение уделяется вершинным произведениям русской классики XIX?XX вв., зарубежной литературы, литератур народов России. Так же, как в школах профильного типа, целесообразна хронологическая структура курса 11?12 классов (11 класс - литература XIX в., 12 класс - литература XX в.).
В курсе русской литературы в 11?
12 классах школ профильного типа выделяются ключевые проблемы русской литературы. Изучение произведений русской и зарубежной классики позволит вести разговор о глобальных общечеловеческих проблемах, связывать изучаемый литературный материал классики с современностью, что развивает речевую активность учащихся, способствует пробуждению интереса к русской литературе, желания самостоятельно прочитать литературное произведение и в конечном счете прививает нерусским учащимся любовь к русской литературе, а это является сверхзадачей предмета "Русская литература" в национальной школе.
Дальнейшие пути совершенствования литературного образования в национальной школе видятся в следующем: а) более тесная координация и частично интеграция русского языка и литературы; б) более тесная координация курсов родной и русской литератур, создание интегративных блоков, объединяющих родную и русскую литературы; в) создание интегрированных факультативных курсов, объединяющих литературу с другими гуманитарными предметами (например, историей) и с другими видами искусств (живопись, музыка и т.д.).
стр. 56