Примерное планирование уроков русского языка

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т.В.Потемкина

Планирование разработано в московской гимназии N 1530 "Школа Ломоносова". Обучение проводилось по учебному пособию А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи" (М., 1996) и рассчитано на 34 часа (из них 4 ч - лабораторные работы).

В первом полугодии на уроки русского языка отведено 16 часов, из них 2 - на лабораторные работы.

Уроки посвящены в основном повторению пройденного за курс девятилетней школы и носят комплексный характер. Это значит, что на них проводится работа по повторению, обобщению, закреплению знаний и умений, полученных в V?IX классах при изучении разных разделов курса русского языка. Однако в название темы урока выносится понятие (группа понятий, раздел курса), которое является центральным на данном занятии. Вместе с тем задания к упражнениям направлены на развитие, закрепление и других, не связанных с темой умений и навыков.

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------


Урок 1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (Упр. 1?15.)

Основная цель урока - обобщить знания по фонетике, полученные в V?IX классах; закрепить навыки правописания гласных в корне, приставок на -з/-с, употребления разделительного ь и ь для обозначения мягкости согласных. Учащиеся находят в тексте знакомые изобразительно-выразительные средства, учатся импровизировать на заданную тему.

В начале урока орфоэпическая разминка: афера (не "афера"), блеклый (доп. блеклый), новорожденный, оче[шн]ик, коне[шн]о, взяточник.

Центральное место на уроке занимает обобщение и повторение по теме "Фонетика", "Орфоэпия".

Рассматривается блок вопросов: как называется раздел науки о языке, изучающий правила произношения? Какие правила русского произношения вам известны? Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 12), сверяясь с ответами на с. 13.

Упр. 8 дает возможность повторить правила произношения и закрепить умение работать с орфоэпическим словарем. Оно выполняется по вариантам: I часть - 1-й вариант, II часть - 2-й вариант.

Ступенькой к следующему этапу урока служит теоретический материал на с. 10. Вопросы: согласны ли вы с этим высказыванием? Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

Затем выполняется упр. 6 - всем классом или по вариантам: группы десятиклас-

сников характеризуют отдельные фонетические явления.

Важное место на уроке отведено выразительному чтению. После определения основных характеристик выразительного чтения (Что значит выразительно читать?) проводятся разборы текстов из упр. 7. Упражнение помогает определить роль фонетических средств в поэзии.

Закреплению орфографических и пунктуационных навыков служат упр. 3, 5, 11. Упр. 5 предполагает работу с этимологическим и толковым словарями.

Логическим переходом к работе по стилистике может служить материал упр. 11. Задается ряд вопросов: какой стиль языка называют художественным? Какие языковые средства художественного стиля вам известны? В упр. 1 закрепляются умения находить знакомые изобразительные средства языка (сравнения, метафоры) в тексте. Упр. 4 продолжает работу по стилистике; одно из заданий носит творческий характер (составить текст-описание).

Домашнее задание: ответить на вопросы (с. 6?7). Подготовить орфоэпическую разминку по упр. 16. Упр. 14, 15.

Урок 2. Орфография. Фонетика. Орфоэпия. (Упр. 16?28.)

Центральное место занимает работа по орфографии.

После орфоэпической разминки по упр. 16 ученики отвечают на вопросы 1?

5 на с. 6. Приступая к работе над упражнениями учебника, необходимо вспомнить: что такое орфограмма? Какие есть орфограммы - гласные и согласные буквы в корне слова? Первая часть урока будет посвящена именно этой группе правил.

Повторение можно провести в виде соревнования: класс разделен на две группы, одна вспоминает и записывает на доске орфограммы - гласные буквы в корне, другая - согласные.

После выполнения упр. 25 выясняется, какие орфограммы встречались в упражнении, а какие нет. В упр. 26 расширяется круг правил для повторения, есть задания по фонетике, пунктуации. Текст упражнения целесообразно разделить на две части и работать по вариантам. После проверки ученики анализируют встретившиеся орфограммы, разбивают их на группы: орфограммы в корне, в приставке, в окончании, в суффиксе.

Далее выясняется: К какой группе относится орфограмма "правописание ь"? Какую роль выполняет ь в орфографии? Десятиклассники знакомятся с теоретическими сведениями на с. 16 и соотносят их с тем, что было ими сказано о ь. Задания дифференцируются: сильные учащиеся выполняют упр. 21, 22, слабые - упр. 23, причем две строчки этого упражнения анализируют устно под руководством учителя.

В последней части урока проходит работа по фонетике (упр. 28, задания 1 и 2).

Разбора домашнего задания: упр. 28 (разбираются задания 3?6; школьники знакомятся с понятием "авторская пунктуация",

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

находят в тексте авторские знаки, обращают внимание на особенности их постановки); упр. 18?24. Ответы на вопросы 1?

6 (c. 20) готовят отдельные ученики.

Урок 3. Лексика. Орфография. (Упр. 9?41.)

Лексика: лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное значение слова, омонимы; выразительные средства лексики.

Проверка домашнего задания: ученики формулируют правила, которыми регулируется написание встретившихся орфограмм и пунктограмм, иллюстрируя примерами из упражнений.

Сообщаются тема и задачи урока. Внимание учеников обращается на название темы: что такое лексика? Какие термины лексики вам известны? После сообщения ученика, подготовившего ответ на вопрос 1 (что такое лексическое и грамматическое значение слова?), под руководством учителя выполняется упр. 29 (практика показывает, что оно вызывает трудности).

Переходом ко второй части урока может служить задание: найдите в тексте упр. 29 многозначные слова (земля, голова). Ученик, подготовивший ответ на вопрос 2, рассказывает об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значениях слова. Далее школьники выполняют упр. 31, 33, обращаясь при необходимости к теоретическому материалу на с. 22.

Использование переносного значения слова характерно для художественного стиля, поэтому далее ведется работа над такими выразительными средствами языка, как метафора, эпитет, олицетворение. Но перед выполнением упр. 32 (задание 1) и 34 ученик, подготовивший ответ на вопрос 3, сообщает, какие выразительные средства языка основаны на переносном значении слова.

После проверки упражнений слушается выступление ученика по вопросам 4, 5, 6 - об омонимах. Анализируется теоретический материал на с. 24?25, выполняются упр. 37, 40.

Домашнее задание: упр. 32 (задания 2, 3), упр. 41; вопросы 7?11 на с. 20.

Урок 4. Лексика. Орфография. Синтаксис. (Упр. 42?61.)

Лексика: синонимы (лексические, стилистические, синтаксические), антонимы (контекстуальные антонимы), паронимы. Умение определять предложение простое и сложное, односоставное и двусоставное; навыки правописания сложных слов; работа над выразительными средствами языка (градация, антитеза, оксюморон).

Орфографическая разминка "По следам выполненных упражнений": нянчить, тростник, дерзкий, навзничь, арьергард, во-первых, насилу пробрался, мошенничество, желто-бурые, великолепный.

Из истории слов

На,взничь - наречие (от ник, ниц - "низ") - "распростершись на спине, лицом вверх". (Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1993. С. 555.)

Моше,нник - "нечестный человек", "жулик", "плут", "обманщик". Слово мошенник известно в русском языке с XIV в., причем сначала, по-видимому, в значении "ремесленник, производящий мошны, сумки, кошельки". (Там же. С. 546.)

Составляется синонимический ряд к слову "великолепный". Десятиклассники обращаются к теоретическому материалу на с. 27, выполняют упр. 44 (тексты можно распределить между группами учеников).

Ученики знакомятся с понятием "градация" на с. 29, учатся выстраивать градационную последовательность (упр. 46).

После проверки упражнений учитель задает вопрос: что вы помните об антонимах? При закреплении умения подбирать антонимы сильные учащиеся выполняют упр. 51, остальные - 52.

Дается понятие о контекстуальных антонимах (с. 54), затем устно выполняется упр. 55. Оно формирует умение различать языковые и контекстуальные антонимы.

При выполнении упр. 53 параллельно идет работа по повторению синтаксиса (задание 1).

Особое место на уроке занимает знакомство с выразительными средствами языка. Кроме понятия "градация", школьники узнают об антитезе и оксюмороне (с. 33).

Затем они знакомятся с паронимами (с. 33); выполняют упр. 58.

Домашнее задание: вопросы на с. 20 (6?10); упр. 57, 61; творческое задание (по желанию) - написать лирическое стихотворение, используя знакомые выразительные средства языка; упр. 49, 59.

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------


Урок 5. Лабораторная работа. Наблюдение над лексическими средствами в связи с идейно-образным содержанием поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".

Эпиграф к уроку: "Различные линии комического изображения - беспощадного обличения, юмористического освещения, иронического восприятия - проступают в художественных произведениях Н.В.Гоголя" (А.А.Кожин)(1).

Задача урока: выделить и проанализировать лексические средства языка, которые служат созданию комического образа одного из героев поэмы "Мертвые души" - Ноздрева; определить, как в этом образе реализуется идея автора - показать нравственную деградацию помещиков.

На доске записаны вопросы:

1. Какие лексические средства использует Н.В.Гоголь, чтобы ярко представить комический образ Ноздрева?

2. Какова взаимосвязь образа Ноздрева с идейно-образным содержанием всей поэмы?

3. Подберите ряд определений, характеризующих Ноздрева. Закончите предложение: Ноздрев - это ?, ?, ? человек.

Для наблюдения взят отрывок из гл. 4 (т. I):

Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой- нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: "Ну, брат, ты, кажется, уж начали пули лить". Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностию, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, перед вашими глазами, и нагадит вам. И нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек со звездой на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление; так что стоишь только да дивишься, пожимая плечами, да и ничего более. Такую же странную страсть имел и Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: "Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь".

Готовясь к ответу на первый вопрос, учащиеся выписывают в тетрадь лексические средства создания комизма:

использование слов и выражений разных стилей: высокого, книжного ("произнесши", "принуждены бывают", "не почитал себя вашим неприятелем", "разговор о предметах, вызывающих на размышление") - и низкого, разговорного ("подлец", "наврет", "нарежется в буфете", "Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить");

использование слов, отнесенных к высокому стилю, с уменьшительными суффиксами ("страстишка");

использование контрастной лексики, чтобы передать непредсказуемость характера героя ("насаливал", "нагадит вам" - "обходится вновь по-дружески");

каламбур ("исторический человек", потому что "ни одного собрания, где он был, не обходилось без истории");

использование сравнений, отличающихся смысловой новизной ("нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди?");

повтор одних и тех же сочетаний слов с целью изображения неизменности, закоснелости, ограниченности мира помещиков и чиновников ("Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди? разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления? и нагадит вам? как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление?");

использование синонимов, отличающихся экспрессивностью ("выведут" - "вытолкают").


--------------------------------------------------------------------------------

1 Кожин А.А. Речевые средства юмора и сатиры в произведениях Н.В.Гоголя // Язык Н.В.Гоголя. М., 1991. С. 135.

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------


После анализа лексических средств языка ученики самостоятельно отвечают на второй вопрос, записанный на доске, и выполняют задание "закончите предложение".

Домашнее задание: подобрать отрывок (текст) и самостоятельно провести наблюдение над лексическими средствами языка.

Урок 6. Лексика. Орфография. (Упр. 65?77.)

Лексика: исконно русская и заимствованная; активный и пассивный словарь (неологизмы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, общеупотребительная лексика). Совершенствуются навыки правописания труднопроверяемых слов, эмоционально-образного выразительного чтения, а также полного лексического анализа.

Под руководством учителя составляется таблица по теоретическим материалам на

с. 35?38.

На втором этапе урока формируется умение различать в словах старославянские элементы, сохранившиеся в современном русском языке. Работа проводится на основе орфографической разминки: благоухать, ниспровергать, преклоняться, великолепный, великодушный, низвергать, благоденствие. При словообразовательном анализе этих слов десятиклассники обращаются к материалам учебника (с. 36).

Целесообразно ввести элементы этимологического анализа записанных слов. Например:

- Объясните значение слова благоухать ("приятно пахнуть", "издавать аромат". - См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 56).

- Объясните значение корней в этом слове (благо - "хорошо". - См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. СПб., 1996. Т. 1. С. 170; ухать - из др.-слав. "пахнуть". - Там же. Т. IV. С. 178).

Выполняя упр. 67, школьники закрепляют умение различать старославянские и исконно русские слова, вспоминают, какие слова относят к устаревшим.

Затем определяется, какие слова формируют активный запас слов, а какие - пассивный (с. 40?41).

Далее работа проходит по группам. Каждая группа выполняет одно из упражнений: упр. 74 (неологизмы), упр. 75 (диалектизмы), упр. 70 (историзмы и архаизмы). При проверке упражнений школьники обмениваются мнениями, знакомят одноклассников с результатами работы.

Особое внимание следует уделить выразительному чтению поэтических текстов, составляющих основу упражнений.

В заключение урока проводится работа над упр. 77 (ч. III). Школьники учатся делать полный лексический анализ текста, используя свои знания о слове.

Домашнее задание: упр. 77 (ч. I, II); написать небольшое сочинение- рассуждение на лингвистическую тему по материалам упр. 77; упр. 62, 65, 66.

Урок 7. Лексика. Стилистика. Орфография. (Упр. 78?97.)

Специальная лексика: профессионализмы, термины, жаргонизмы.

Работа по стилистике: закрепление умения создавать тексты-описания с использованием терминологии и профессионализмов.

Десятиклассники повторяют знакомый с V класса учебный материал (о терминологии, жаргоне, профессионализмах и т.д.) и расширяют свои знания: узнают, что такое общенаучная лексика, терминологическая система, учатся выделять основные качества термина, анализировать его словообразовательную структуру.

В начале урока проводится орфографическая разминка: записываются термины, относящиеся к разным школьным дисциплинам (аксиома, биссектриса, парабола, параллельная, капилляры, биосинтез, деформация, контрибуция, коалиция, пресмыкающееся, млекопитающее).

Далее выясняется, что такое термин (с. 47), чем он отличается от профессионализма (с. 46), из каких областей знаний представлены термины в орфографической разминке. Выполняя упр. 79, 82 (по группам), учащиеся закрепляют правописные навыки.

Работа по разделению понятий "общеупотребительное", "общенаучное" и "узкоспециальное" слово (с. 47, 48, 49) ведется с привлечением энциклопедических словарей (при выполнении упр. 83?85).

Анализ словообразовательной структуры термина основывается на теоретических сведениях с. 50. Далее выполняются упр. 90,

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения

Источники пополнения лексики
Время появления слов
Значения слов
Примеры

ИСКОННО РУССКАЯ ЛЕКСИКА

1. Общеславянские слова
V -VI вв.
названия лиц по родству; названия занятий и орудий труда; домашней утвари; растений
мать, дочь, сын, брат; пастух, жнец; дом, двор; береза, липа

2. Восточнославянские слова
XI-XIV вв.
разные
дядька, лодка, крыша

3. Собственно русские слова
с XIV в.
разные
ребенок, сказка

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

1. Старославянизмы
конец Х в.
отвлеченные понятия; научные понятия; церковно-религиозные понятия
великодушие, милосердие, внимание и др.; вселенная, изречение, правило и др.; храм, жертва, жезл, порок, священник

2. Из греческого языка
с IX по XI в.
бытовые наименования; из области религии; названия растений и животных
баня, фонарь, тетрадь; анафема, ангел, икона, клирос; нипарис, кедр, крокодил

3. Из латинского языка
с XVI по XVIII в.
научно-техническая, общественная и политическая терминология
школа, аудитория, революция, республика, конституция. эрудиция, экзамен

4. Из тюркских языков
сХв.
разные
караван, курган, деньги, арбуз, очаг, гнедой, изюм

5. Из скандинавских языков
древний период
морская и торговая лексика
сельдь; якорь; пуд

6. Слова из западноевропейских языков:

а) из немецкого
XVII-XVIII вв.
разные
мольберт, лагерь, верстак, вальдшнеп, галстук, ьксель

б) из голландского
при Петре I
морские термины
гавань, лоцман, флот, матрос, шлюпка, руль, дрейф, рейд

в) из английского
при Петре I; XIX-XX вв.
морские термины; слова из общественной жизни, технические, спортивные названия
мичман, яхта, шхуна; митинг, клуб; троллейбус; спорт, футбол, хоккей

г) из итальянского
с XVIII в.

v
музыкальные термины; бытовые слова
ария, тенор, соната, либретто; макароны, вермишель

д) из французского
XVIII-XIX вв.
бытовые слова, слова из области искусства
пальто, сюртук; режиссер, афиша, пьеса

е) из испанского
с XVIII в.
разные
карамель, гитара, мантилья, томат


стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

91. Определяются качества термина: краткость, способность к образованию слов, межотраслевой характер значения (с. 51). При выполнении упр. 93 можно предложить проанализировать названия профессий, появившихся в связи с переустройством современного общества (с середины 80-х гг. до настоящего времени). Например:

Ди,лер - посредник при купле-продаже ценных бумаг, товаров и валюты, заключающий сделки за свой счет. Из англ. dealer. (Эрудит: Толково- этимологический словарь иностранных слов. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 57.)

Ме,неджер - руководитель компании, предприятия, банка. Из англ. manager. (Там же. С. 159.)

Продю,сер - финансовый деятель в мире искусства (кино- и сценического). Из англ. producer. (Там же. С. 192.)

Что такое жаргонизмы, с какой целью их используют писатели, чем жаргонизмы отличаются от профессионализмов, - эту информацию ученики найдут на с. 53.

В заключение урока школьники пишут сочинение-описание по материалам и заданиям упр. 96 или 97. Цель работы - обобщить сведения, полученные на уроке, формировать умение уместно использовать термины и профессионализмы в речи.

Домашнее задание: упр. 86, 87, 88, 95; вопросы 12?13 (с. 20).

стр. 27

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т.В.Потемкина, Примерное планирование уроков русского языка // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204715970&archive=1205324254 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии