ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© И.П.Цыбулько

В IX классе завершается систематический курс русского языка в школе. Как и в предыдущие годы, речевое и языковое развитие школьников осуществляется в изучении языковых разделов курса и на основе специальных речеведческих занятий.

Стержневая грамматическая тема - "Сложное предложение".

В соответствии с общей концепцией учебника подача грамматического материала сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организуются наблюдения учащихся за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения, отработка интонационных навыков, постоянно проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи, систематически даются упражнения на употребление в речи изучаемых грамматических явлений.

Помимо внимания к речевому аспекту изучаемого грамматического явления, как и в предыдущие годы, в учебнике имеется специальный раздел "Речь", нацеленный на развитие навыков связной речи. Девятый класс заканчивает знакомство учащихся с речеведческой теорией. Раздел "Речь" в IX классе включает в себя:

повторение речеведческой теории, изученной в V?VIII классах;

сопоставление понятий "художественный стиль речи" и "язык художественной литературы";

изучение речевых жанров (эссе, путевые заметки, рецензия);

ознакомление с оформлением деловых бумаг (заявление, доверенность, расписка, автобиография, характеристика).

Большое внимание уделяется полному и комплексному анализу текста.

Учитывая, что в IX классе завершается систематический курс русского языка, много внимания уделяется повторению в начале и конце года.

I четверть

Повторение в начале года организуется так, чтобы охватить важнейшие темы ранее изученного по языку, начиная с V класса: знания и умения по орфографии, графике, фонетике, словообразованию, морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации. Теоретический материал раздела представлен в учебнике в обобщенном виде, часто с углублением.

Всю I четверть в разделе "Речь" учащиеся повторяют основные сведения о стилях, типах речи, способах и средствах связи. Этот материал представлен в виде компактных схем и таблиц (неповторяющих таблиц, которые помещены в учебнике VIII класса) и размещен в ? 28?30.

Уроки 1?2. Русский язык - национальный язык русского народа (? 1)

Цель уроков - дать представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии, развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.

Стержнем уроков является учебный лингвистический текст (с. 4). Учащиеся читают высказывания К.Ушинского, Н.Чернышевского, И.Тургенева о русском языке (упр. 1, 2, 5, 6) и делают собственные выводы об их тематике и главной мысли.

Попутно девятиклассники повторяют орфографические и пунктуационные правила.

Итог изучения темы - письмо по памяти (упр. 7).

Урок 3. Развитие речи. Повторение: стили и типы речи (? 28, 29)

Цель урока - повторить на более обобщенном уровне стилистический и типологический анализ текста.

Средством систематизации и обобщения ранее изученного материала являются таблицы (с. 163, 166). Они же служат основой

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

для составления связных высказываний в учебно-научном стиле о стилистической системе русского языка, о типах речи и их разновидностях, о способах и средствах связи предложений в тексте (упр. 252, 253, 258).

На уроке не только совершенствуются навыки составления текста учебно- научного стиля, но и развиваются умения анализировать и создавать тексты различных стилей и типов речи (упр. 253?255, 257, 259, 260). К каждому тексту даются вопросы, конкретизирующие, углубляющие схемы анализа, с которым учащиеся уже знакомились в VIII классе.

Упражнения 255, 256 носят продуктивный характер и при этом требуют достаточно времени для работы над ними. Поэтому их лучше использовать в качестве домашнего задания.

Повторение изученного

в 5?8 классах (8 ч)

Уроки 4?5. Фонетика. Орфоэпия. Графика (? 2)

Цель уроков - закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словарем. Углубить представление о литературной норме и ее разновидностях.

Первый урок по теме можно начать с упр. 8 (с. 8). Оно поможет ученикам вспомнить основные разделы учебника. Выполняя упр. 9, девятиклассники повторяют основные термины науки о языке. После этого можно перейти к повторению основных вопросов фонетического уровня языка (упр. 12).

На дом можно предложить ученикам упр. 10, 11.

На следующем уроке больше внимания следует уделить нормам русского языка. Начать можно с упр. 13. Повторим основные орфоэпические нормы, девятиклассники работают над усвоением норм лексической сочетаемости (упр. 14).

Вспомнить об изменении норм графики русского языка можно, выполнив упр. 17.

Домашнее задание - упр. 15. Проверку домашнего задания на следующем уроке можно начать с выполнения упр. 16.

Урок 6. Развитие речи. Обучение изложению: сжатый пересказ (? 29)

Цель урока: научить сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную.

Стержнем урока является теоретический материал, изложенный на с. 170, - "Возьмите на заметку". Текстовую основу урока составляет эпизод из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (упр. 261).

Уроки 7?8. Лексика. Морфемика. Словообразование (? 3)

Цель урока 7 - обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно- словообразовательного разбора, навыки работы с толковым словариком.

Осмысление на уровне обобщения теоретического материала по разделу "Лексика" предусматривает выполнение упр. 18. После такого повторения можно приступить к решению частных вопросов раздела (упр. 19). Это упражнение предполагает пользование толковым словарем. Урок можно закончить устным анализом домашнего упражнения (упр. 20).

Урок 8 начинается проверкой домашнего упражнения. Особое внимание стоит уделить морфологическому разбору слов. Имеет смысл уточнить отличия морфологического и морфемно-словообразовательного разборов. Дальнейший ход урока потребует повторения определения морфемы. Доказать, что морфема - значимая часть слова, поможет упражнение 21.

Домашнее задание: упр. 22.

Урок 9. Развитие речи. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи. Сочинение по картине И.Левитана "Весна. Большая вода" (? 30)

Цель урока: закрепить представление о разнообразных средствах связи предложений в тексте; закрепить умение определять способ и средства связи предложений в тексте, использовать определенные средства связи как стилистический прием, усиливающий выразительность речи при создании текста.

В начале урока можно предложить учащимся упр. 262. Выполняя его, девятиклас-

сники обобщают знания о том, как строится текст, какие способы развития мысли и средства связи предложений существуют в тексте. Материал представлен в

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

упражнении в виде таблиц. Упражнения 263 и

265 помогут применить на практике теоретические обобщения.

Центральное место на уроке занимает упр. 264, в результате выполнения которого ученики должны написать небольшое сочинение-этюд по картине И.Левитана "Весна. Большая вода".

Уроки 10?12. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация (? 4)

Урок 10 целесообразно посвятить закреплению знаний о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи, о специфичных (постоянных) признаках частей речи, об особенностях изменения самостоятельных частей речи. На этом уроке совершенствуются навыки морфологического разбора разных частей речи.

Центральное место на первом уроке займет работа с таблицей (упр. 23). К этой таблице ученики вновь и вновь будут возвращаться, работая с повторительным материалом.

Выполняя упр. 24, девятиклассники смогут повторить морфологический разбор основных частей речи. На этом же уроке можно вспомнить о правописании личных окончаний глаголов (упр. 25, 26).

Домашнее задание: упр. 27.

На уроке 11 закрепляются навыки орфо-

графии: правописание личных окончаний глагола, гласных в корнях слов (упр. 30, 31), приставок (неизменяемых на письме, на з-с, пре-/при- - упр. 34), букв н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (упр. 36), а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц (упр. 36, 38). При этом если урок начать с выполнения упражнения 29, то проверку домашнего задания можно легко связать с новой темой, так как работа ведется над одним и тем же текстом.

Теоретический материал урока 12 представлен в обобщенном виде, со значительным углублением (с. 18?19). На обобщающей основе (знаки отделяющие и выделяющие) закрепляются навыки пунктуации простого предложения (упр. 27, 39?41).

Урок 13. Диктант

Цель: проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в IX классе.

Я сидел на лесной полянке, любовался зеленью лета. А вблизи, в овражке, игриво журчал ручеек. Светлый, чистый, прозрачный, он брал истоки из энергично бьющих ключей. Зачерпнешь в пригоршню родниковой водицы и видишь в ней кусочек синеющего неба, легкого белого облачка.

Мне захотелось пройти по течению говорливого ручейка. Его поверхность была словно вылитой из зеркального стекла. Он открывал взору всю свою чистоту до самого дна. Просто какое-то чудо: ведь ни днем, ни ночью не смолкает его поющая струна.

Я шел вдоль ручейка, а он все звонче журчал и журчал. В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек преклонил здесь колени, чтобы утолить жажду. Солнце играло в переливах воды, а ручеек искрился, все пел и пел о разном: о радости лета, о радости жизни, рассказывая, как дорога родниковая водичка для всего живого.

Он нес свою воду в реку, но, вливаясь в ее мощный поток, замолчал. Мне стало грустно. (А.Марин. 147 слов.)

Задания

1. Найдите в тексте одно сложное предложение и выделите в нем грамматические основы.

2. Найдите в тексте предложение с однородными членами и обобщающим словом, подчеркните их как члены предложения.

3. Заключите в овал два слова в тексте с проверяемыми безударными гласными в коне, на полях напишите проверочные слова.

4. В третьем абзаце найдите слова с чередованием гласных в корне, обозначьте эти корни.

5. Разберите по составу любое причастие и деепричастие.

(Здесь и далее материал контрольных и творческих работ приводится из пособия: Методические рекомендации к учебнику "Русский язык" 9 кл. / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос / Под ред. М.М.Разумовской. М., 2000.)

Синтаксис сложного предложения.

Пунктуация (34 ч)

Урок 14. Понятие сложного предложения (? 5)

Цель: закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений; дать представление о том, что сложное предложение не есть сумма простых предложений, что это самостоятельная цельная синтаксическая единица.

Теоретической основой урока является материал на с. 28?29 (пункт 1). Вся система

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

заданий рассчитана на работу с текстом к упр. 42. Через наблюдения за отличительными чертами сложного предложения, через анализ этих предложений учащиеся приходят к выводу, что сложное предложение не есть сумма простых, так как предикативные части сложного предложения не имеют ряда важнейших черт, обязательных для любого предложения: нет интонации конца и нет смысловой завершенности.

Домашнее задание: упр. 44.

Урок 15. Развитие речи. Повторение: жанры публицистики - портретный очерк (? 30)

Цель: закрепить навыки композиционно-содержательного анализа исходного текста и на этой основе отбирать материал для выборочного изложения. Начать работу на уроке можно с упр. 267. Центральное место на уроке должно занять упр. 268. В конце урока девятиклассники пишут выборочное изложение с элементами сочинения.

Урок 16. Понятие сложного предложения (продолжение) (? 5)

Этот урок - продолжение урока 14. Цель: дать представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания.

Ученики продолжают знакомиться с общими для всех типов сложного предложения понятиями и характеристиками. Поскольку в ходе анализа предложений ученики оперируют грамматическими основами (упр. 42, 44, 45, 47) - находят их, подчеркивают, выписывают, - имеет смысл обратить внимание на характер связи между предикативными частями (с. 29, п. 2), на то, что эта связь может быть выражена союзами (сочинительными и подчинительными), союзными словами или только с помощью интонации.

На уроке ученики вкратце знакомятся с научными интересами Д.Н.Овсянико- Куликовского.

Уроки 17?18. Развитие речи. Контрольная работа N1. Изложение "Мой друг"

Цель урока: учить писать изложение, близкое к тексту, на основе комплексного анализа исходного текста.

Работа на уроке идет над текстом упр. 277, а подготовка к самому изложению строится на основе комплексного анализа (схема анализа - упр. 278).

стр. 21


Похожие публикации:



Цитирование документа:

И.П.Цыбулько, ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204715934&archive=1205324254 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии