Развитие речи в V классе по учебному комплексу В.В.Бабайцевой

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л.Д.Беднарская

Основные задачи предмета "Русский язык" в школе - 1) изучение русского языка, и прежде всего русского литературного языка, и 2) развитие устной и письменной речи учащихся. В программе по русскому языку для V?XI классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка (в том числе для лицеев, гимназий и других учреждений гуманитарного профиля) отмечается, что "в современных условиях актуальное значение приобретает правильность устной и письменной речи - основа языковой культуры. Овладение нормами литературного языка должно сопровождать все уроки русского языка, а не концентрироваться в специальных занятиях по культуре речи, по риторике и т.п."(1).

Решение поставленных задач невозможно без их органической связи: знание норм русского литературного языка лежит в основе развития речи. Изучение разделов "Лексикология", "Фразеология", "Грамматика" и др. дает систему базовых лингвистических знаний, без которых невозможно свободное и грамотное владение устной и письменной речью. Развитие речи учащихся не может и не должно быть оторвано от изучения теоретических сведений о языке, о функционировании языковых единиц в речи. Развитие речи неразрывно связано с постижением системы языка. Иначе и не должно быть, так как речь в ее устной и письменной формах - это реализация системы языка. Владение теорией языка - не обязательное условие хорошей речи, но, безусловно, знание системы языка, закономерностей функционирования его единиц развивает речь, совершенствует ее, потому что "поведение" (функционирование) языковых единиц в речи обусловлено их системными свойствами, закономерностями языковой системы. С другой стороны, осознание роли языковых средств для развития речи является стимулом к освоению теоретических сведений, мотивирует изучение языковой системы.

Л.С.Выготский писал: "?Ребенок владеет известными умениями в области речи, но он не знает, что он ими владеет. Эти операции не осознаны. Ребенок научается в школе осознавать, что он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. Его умение переводится из бессознательного автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный"(2).

Действительно, чему учится в школе ребенок, владеющий русским языком? Он учится осознавать мир и себя в мире через язык. Отсюда в программе повышенное внимание к дидактико-методическому обеспечению рефлексии, самоанализа, оценки и самооценки, языковой интуиции.

Эти принципиальные положения и определяют методику развития речи в учебном комплексе. Последовательность формирования речевых умений и навыков обусловлена в нем логикой построения курса русского языка. Систематизация речевых умений и навыков осуществляется в процессе дидактически усложняющейся работы по многоаспектному анализу текстов и при построении собственных текстов разных типов, стилей и жанров.

В примерном планировании работы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой "Русский язык. V класс"(3) выделяется работа по развитию речи на каждом уроке, однако это выделение дает лишь фрагментарные представления о системе развития речи. Ниже делается попытка показать методическую систему, обеспечивающую знакомство учащихся с речеведческими понятиями.

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------


В V классе даются следующие речеведческие сведения, необходимые для развития речи (анализа текста и создания собственного текста), часть которых уже знакома учащимся из начальной школы: тема, основная мысль, заголовок текста; работа с текстом по вопросам, составление плана, пересказ текста по плану, пересказ смысловой части текста, мини-сочинение на заданную тему; изложение, подробное и сжатое; эмпирическое пропедевтическое знакомство с типами речи - описанием и повествованием.

Понятие о тексте. Отличие текста от набора предложений, простых и сложных. Связь предложений в тексте при помощи местоимений, синонимов, союзов.

Тема, варианты формулирования темы, заголовок.

Ключевые слова. Влияние морфологической природы выбранного слова на тип речи.

Строение текста. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

Смысловые части текста. Соотнесенность смысловых частей и пунктов плана.

Повествование. Последовательность событий при повествовании. Специфические языковые средства, характерные для повествования: глагольные формы в роли ключевых слов в порядке повествования, фазовые глаголы (начинать, продолжать, заканчивать и др.), роль соотношения форм совершенного и несовершенного вида глаголов в повествовании, текстообразующая функция наречий, наречия времени в роли связующих элементов смысловых частей текста.

Рассказ как основной повествовательный жанр (рассказ о случае, происшедшем со мной, рассказ на основе услышанного, письмо, понятие о композиции рассказа, знакомство с приемами зачина и концовки рассказа). Рассказ от первого и от третьего лица.

Описание. Специфические языковые средства, характерные для описания: роль существительных и прилагательных в описании, художественно- изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнение, эпитет). Логическая структура описания. Роль заглавия в описании как важного характеризующего средства.

Описание предмета, портрета, пейзажа. Сопоставление описаний на одну тему, разных в стилистическом отношении.

Описание картины. Художественное описание.

Рассуждение. Структура рассуждения: тезис, доказательства (аргументы), вывод. Рассуждение в форме ответа на вопрос: "Я думаю .., потому что ?". Рассуждение в форме грамматического правила. Рассуждение на лингвистическую тему по образцу. Рассуждение по поводу услышанного. Рассуждение по поводу смысла пословицы, притчи, стихотворения. Рассуждение на лингвистическую тему типа "Докажите, что?". Специфические языковые средства, характерные для рассуждения: вводные слова, сложноподчиненные предложения с придаточными причины и др.

Аргументированная оценка текста. Оценка сочинения ученика. Отзыв о книге.

Порядок анализа текста: тема, основная мысль, тип речи, стиль.

Понятие о стиле. Книжный и разговорный стили. Художественный стиль, его языковые особенности (эпитеты, метафоры, архаизмы, неологизмы). Научный стиль, его языковые особенности (термины, лингвистические термины). Представление о публицистическом и официально-деловом стилях. Уместность употребления слов книжного и разговорного стилей в определенной ситуации. Определение стилистической принадлежности текста. Стилистически окрашенные языковые средства и их роль в текстах определенного типа речи. Сопоставление текстов одной тематики, но разных стилей.

Роль звукописи в лирическом стихотворении.

Речевой этикет.

Монологическая и диалогическая речь. Способы построения монолога и диалога.

Общие задачи совершенствования устной и письменной речи. Обогащение словаря учащихся (новые слова, фразеологизмы, пословицы, поговорки). Работа со словарями. Подбор синонимов, антонимов, паронимов, фольклорных средств языка. Уместное употребление художественно- изобразительных средств. Ассоциативный подбор слов. Умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы. Рефлексия (самоосознание, самооценка) на каждом этапе подготовительной работы и на творческом этапе. Оценка высказывания и письменной работы товарища. Совершенствование языковой интуиции. Грамматическая синонимия и антонимия (морфемная, морфологическая, синтаксическая). Употребление функциональных омонимов в речи. Трансформация предложения с определенной коммуникативной целеустановкой.

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------


Специфические задачи совершенствования устной речи. Выразительное чтение (умение выделять смысловой центр высказывания при помощи логического ударения и порядка слов, осознанное интонирование, основные интонационные конструкции, мелодика речи, соблюдение смысловых пауз, правильное интонирование вопросительных и восклицательных предложений).

Соблюдение орфоэпических норм. Соблюдение норм речевого этикета.

Специфические задачи совершенствования письменной речи. Построение связного текста по вопросам. Конструирование текста из отдельных предложений. Вставка в текст пропущенных ключевых слов. Подбор и запись ключевых слов. Подбор и запись синонимических рядов и антонимов к ключевым словам. Подбор слов, сочетающихся с данными. Составление и запись словосочетаний и предложений с ключевыми словами и включение их в текст определенного типа речи и стилистической принадлежности. Выбор наиболее уместного слова и словоформы. Развертывание смысла начального предложения, задающего тему текста. Продолжение и заканчивание данного текста. Восполнение и дополнение данного текста. Составление микротекста определенного типа речи по образцу. Составление микротекста определенного стиля по образцу. Отработка умения выделять в собственном тексте смысловые части по плану и осознанно связывать их при помощи местоимений, синонимов, союзов. Умение прогнозировать письменный текст, предварительно рассказывая, "о чем буду писать". Навык предварительного выстраивания фабулы и композиции текста. Редактирование текста. Предупреждение речевых ошибок. Письмо по памяти с различными целеустановками. Конспектирование статьи из учебника. Подробный и краткий конспекты. Языковые средства оценки собственного письменного текста и текста товарища.

Речеведческие понятия и термины органически связаны в программе с общей лингвистической понятийной системой. Можно вычленить речеведческий материал, чтобы наглядно показать его системность и обосновать методику работы по развитию речи, которая последовательно должна сопровождать изучение лингвистических понятий.

Например, при изучении правописания корней с безударными гласными предлагается следующий материал для работы по развитию речи.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне. Обогащение словаря. Языковые игры по типу "Кто больше..?" (придумает и запишет двухсложных слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; придумает и запишет однокоренных слов; придумает и запишет пар слов: ходи,ть - хо,дит и т.п.).

Правописание корней с чередованием гласных а / о. Рассуждение на лингвистическую тему. Рефлексия (з. 476, 477, 478, 481, 484, 487, 488 (4)). Языковые игры (з. 493?495).

Изложение с предварительным анализом текста (з. 479).

Конструирование предложений по опорным словам (з. 483). Конструирование предложений, правильный выбор словоформы (з. 486).

Подготовка к сочинению и написание сочинения-описания с элементами повествования на тему: "Что увидел первый подснежник?". Предварительная запись ключевых слов с изучаемыми орфограммами на доске.

Правописание корней с чередованием гласных е / и. Рассуждение на лингвистическую тему по образцу (з. 497, 499). Выразительное чтение. Из какого произведения цитаты? (з. 504).

Сочинение по опорным словосочетаниям (з. 500). Работа с текстом на лингвистическую тему. Подготовка к сочинению-сказке на тему: "В стране Морфемике" (з. 507).

Разрозненные умения и навыки, получаемые на уроках, сводятся в систему при анализе текста, заключающем изучение отдельных тем. Само формирование этих умений и навыков обусловлено характером изучаемых теоретических сведений о языке.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Бабайцева В.В. Программа по русскому языку для 5?11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка // Русская словесность. 1999. N1. С. 32.

2 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 267?269.

3 См.: Беднарская Л.Д. Примерное планирование работы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой "Русский язык". V класс // Русская словесность. 1999. N3?6.

4 Здесь и ниже указаны номера заданий из кн.: Русский язык: Сборник заданий. 5 класс / В.В.Бабайцева, А.В.Глазков, М.В.Дубровина и др. М., 1997.

стр. 45


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л.Д.Беднарская, Развитие речи в V классе по учебному комплексу В.В.Бабайцевой // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204715034&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии