Учебный комплекс по русскому языку, созданный авторским коллективом под руководством В.В.Бабайцевой, включает следующие компоненты: учебник "Русский язык. Теория" для V-XI классов; сборник заданий "Русский язык" для каждого класса отдельно; "Рабочую тетрадь по русскому языку" для каждого класса отдельно1.
1 О содержании и лингвометодических основах курса и каждого компонента учебного комплекса см.: Бабайцева В.В. Программа по русскому языку для V-XI классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка // Русская словесность. 1999. N 1N Бабайцева В.В. Новый учебный комплекс по русскому языку для V-XI классов // Русская словесность. 1996. N 5.
Все компоненты теснейшим образом взаимосвязаны - в этом авторы видят необходимое условие эффективного обучения русскому языку.
Центральной книгой в комплексе является учебник "Русский язык. Теория". Он дает систематизированное изложение теоретического материала - курса. Это учебник "академического типа", так как позволяет получить целостное представление о русском языке, его системных закономерностях. Комплекс предназначен для работы в классах с углубленным изучением русского языка и отвечает принципам углубленного изучения предмета; которые предполагают интеграцию, систематизированное изложение учебного материала; выбор теории и отбор лингвистических сведений, которые должны обеспечить оптимальный режим изучения русского языка; системное изложение и теоретического и практического материала, когда учитываются традиции, оправдавшие себя; показ системных взаимосвязей и взаимообусловленностей; показ явлений переходности, синкретизма; учет многоаспектной семантики языковых единиц; показ развития изучаемой системы; функциональный подход к языковым явлениям; методическое обеспечение переноса сформировавшихся умений и навыков на изучение новых теоретических фактов; ступенчатое изучение теории: дифференциацию основного, дополнительного и справочного материала; развитие речи на каждом уроке; проведение каждого урока в развивающем режиме.
Комплекс позволяет учащимся понять, что наука о русском языке - это не перечень орфографических и пунктуационных правил, что эти правила глубоко связаны с теорией языка, с его системой: большая часть орфографических правил опирается на теоретические сведения о морфемном составе слов, а пунктуационные правила - на сведения о строении предложений.
Сборник заданий "Русский язык. V класс" должен помочь организовать практическую работу над лингвистическими понятиями и правилами, выработать умения и навыки правильно - в соответствии с нормами литературного языка - и целесообразно - в соответствии с ситуацией речи - использовать языковые средства в собственной устной и письменной речи.
Упражнения, формирующие абстрактное, логическое мышление ребенка, его ассоциативное мышление, развивающие его речь, язык, перемежаются с игровыми, занимательными заданиями, тоже имеющими развивающую направленность.
Сборник предусматривает выполнение многообразных и разнообразных письменных работ: сочинений разных типов, изложений, обучающих диктантов. Разнообразный справочный материал расположен на полях.
В работе со сборником предполагается большая гибкость учителя. Формы предъявления учащимся заданий предполагают творческое решение.
В течение всего учебного года продолжается систематическая работа над изучением текста, его анализом. Некоторые задания по анализу художественного текста предполагают интеграцию уроков русского языка и литературы.
Сборник заданий, как и учебник, дает возможность дифференцировать материал по степени сложности. Умения и навыки, новые знания, формируемые у детей, закрепляются в процессе выполнения заданий.
Рабочая тетрадь дает ученикам возможность самостоятельно выбрать конкретные задания, решить, возможность самостоятельно выбрать конкретные задания, решить, сколько их выполнить. Учитель контролирует самостоятельную работу пятиклассников раз в две недели. Тетрадь позволяет усилить степень индивидуализации обучения.
Задания, предлагаемые в рабочей тетради, имеют преимущественно занимательный характер. Проверяя рабочие тетради, учитель видит, интересен ли ученику предмет, помогают ли ему родители, или он совершенно самостоятелен, сформировались ли у него требуемые умения и навыки.
На изучение русского языка в V классе отводится 238 часов. Развитие связной речи предусматривается на каждом уроке.
Предлагаемое распределение материала по темам носит примерный характер. Учитель вправе самостоятельно планировать свою деятельность.
Сокращения, использованные в планировании: У.- учебник "Русский язык. Теория" для V-XI классов; С.- сборник заданий "Русский язык" для V класса; РТ - рабочая тетрадь "Русский язык" для V класса; з.- задание; Н/д - домашнее задание.
В I четверти в разделе "Морфология и орфография" проводится системное повторение и обобщение изученного в начальной школе: общее понятие о частях речи, имя существительное (одушевленное / неодушевленное, собственное / нарицательное, род, число, падеж, правописание безударных окончаний), глагол (неопределенная форма - инфинитив, формы времени, спряжение, правописание личных окончаний глагола), понятие о наречии и местоимении, дифференциация знаменательных (самостоятельных) и служебных (предлог, союз, частица) частей речи.
Учащиеся оперируют понятиями корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Многие упражнения даются в опережающем режиме, идет знакомство с частотными суффиксами и приставками, словообразовательными моделями. Параллельно идет повторение и обобщение известных пятиклассникам орфограмм: и, а после шипящих, буквосочетания чк, чн, нч, нщ и др., ь на конце существительных и в формах глаголов (неопределенная форма и 2 л. ед. ч.), безударные гласные в корне, проверяемые и не проверяемые ударением, правописание частотных приставок, в том числе приставки с-, правописание окончаний существительных и прилагательных, строчных и прописных букв.
В I четверти начинается системное повторение синтаксических понятий, известных пятиклассникам, но на более глубоком уровне.
В начальной школе дается понятие о предложении и его основных признаках (классификация предложений по цели высказывания, невосклицательные и восклицательные), понятие о главных и второстепенных членах предложения (определении, дополнении, обстоятельстве), понятие о словосочетании, об осложнении простого предложения однородными членами, обращениями, вводными словами.
Повторение синтаксического материала проводится в коммуникативном аспекте. Дети не только изучают структуру синтаксических единиц, но и учатся применять предложения в разных типах текста, в устной и письменной речи - с определенной целеустановкой: формируются первичные знания о том, какое предложение, какой элемент предложения следует употребить в определенном типе текста, как полнее и глубже, конкретнее и образнее выразить свою мысль в разных стилях речи, в разных ситуациях.
I ЧЕТВЕРТЬ (63 часа)
ВВОДНЫЙ КУРС
ВВЕДЕНИЕ (6 часов)
Урок 1. Урок знакомства. Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку. У. Предисловие. С. Предисловие, з. 1, 2. Н/д з. 3.
Учащиеся получают сведения о главной функции языка в форме загадок и пословиц.
Уроки 2-3. Введение. У. # 1. Роль языка в жизни общества. С. з. 5-7. Н/д з. 4. С. з. 8, 9. Н/д з. 7. РТ - 1.
Главное на этих уроках - создать мотивацию к изучению родного языка. Дети знакомятся с толковыми словарями, повторяют известные им сведения о лексике (синонимы, антонимы), строят ситуативные высказывания, развитие речи: устное или письменное высказывание на предложенную тему (з. 8), работают с лингвистическим текстом (з. 9), учатся выстраивать монологическое высказывание.
Урок 4. Русский язык - один из богатейших языков мира. У. # 2. С. з. 10, 11, 15, 16. РТ - 2.
Даются сведения об огромном лексическом запасе русского языка, о его синонимических и фразеологических средствах, о ярчайших мастерах слова.
Дети практически знакомятся с синонимическими рядами и с ролью синонимов в тексте (з. 10), вспоминают сведения, которые они получили в начальной школе о художественных средствах языка (постоянных эпитетах, метафорах, сравнениях и т.д.). Развитие речи: рассуждение на заданную тему (з. 11), работа с текстами сказок (з 14, 15).
Урок 5. Понятие о стилистике. У. # 3. С. з. 17, 19, 24. Н/д. з. 22. РТ - 3.
Начальные сведения о стилях речи дети получили в начальной школе в самом общем виде. Сейчас они знакомятся с научными понятиями: стилистически нейтральные или общелитературные слова и слова, стилистически ограниченные в употреблении; получают конкретные сведения о книжных стилях.
Пятиклассники сравнивают тексты, связанные одной темой, но принадлежащие к разным стилям и отвечают на вопрос: какие языковые средства формируют эти два текста (з. 17), определяют стилистическую принадлежность текстов (з. 19, 21), развитие речи: составить текст объявления (з. 20), минисочинение (з. 22).
Урок 6. Понятие о стилях литературного языка. У. # 4. С. з. 18, 25. РТ - 4.
Дети работают с текстами заданий 18 и 25, сопоставляя их и выявляя разницу в их языковой организации, а значит, и стилистической принадлежности. Одновременно даются сведения о комплексном анализе текста, план этого анализа, начинают формироваться навыки составления отзыва о тексте.
ГРАММАТИКА
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (28 часов)
Урок 7. Понятие о морфологии и орфографии. У. # 5. С. з. 26, 27, 28. Н/д. з. 29. РТ - 5.
Обобщаются теоретические сведения об орфограмме, даются образцы рассуждения- доказательства того, какая орфограмма пишется в слове (з. 27), дети знакомятся с элементами транскрипции в связи с оппозицией звукового и письменного обликов слова. Проводится работа, направленная на мотивацию изучения орфографии. Основная цель урока - показать, что главным принципом русской орфографии является морфемный: чтобы грамотно писать, надо заучить в системе частотные морфемы.
Дети записывают в грамматические словари термины: грамматика, морфология, синтаксис, орфография, подробно знакомятся с происхождением этих терминов, с их русскими вариантами.
Развитие речи: рассуждение-доказательство того, какую орфограмму писать в слове.
Уроки 8-9. Повторение орфограмм, изучаемых в начальной школе. С. з. 30, 36, 40 (1-4).
В целях подготовки к контрольному диктанту учитель проводит обучающий диктант (з. 30) с его подробным орфографическим анализом.
Параллельно идет обобщающее повторение тех орфограмм, которые дети знают. Можно устроить соревнование: кто больше вспомнит и запишет правил, придумает примеры на эти правила.
Повторение наиболее сложных орфограмм (правописание безударных окончаний существительных - з. 36) проводится как на уроке, так и дома. Идет знакомство с наиболее частотными суффиксами существительных (з. 40). Развитие речи: рассуждение при ответах на систематизирующие вопросы.
Уроки 10-11. Контрольный диктант и его анализ.
Осень в лесу
После теплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке опенки. На лесных полянках краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка. Легкий ветерок гонит облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землей летает липкая паутина.
Птицы начинают готовиться к отлету на юг. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота журавли. Далеко разносятся их голоса.
86 слов.
Грамматическое задание: обозначьте морфемы в словах подосиновики, моховых, краснеют, покидают;
подчеркнуть безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Урок 12. Понятие о частях речи. Самостоятельные части речи. У. # 6-7. С. з. 31, 32. Н/д. з. 33. РТ - 6,7.
Цель урока - опираясь на знания, полученные в начальной школе, теоретически разграничить самостоятельные и служебные части речи, систематизировать знания о самостоятельных частях речи. Дети сопоставляют таблицы в учебнике и сборнике, заполняют их примерами в своих тетрадях, дают определения самостоятельным частям речи.
Развитие речи: рассуждение на научную тему (з. 31).
Уроки 13-14. Имя существительное. У. # 8. С. з. 34, 35. Н/д. з. 37. РТ - 8.
На уроках обобщаются сведения об имени существительном, полученные в начальной школе, одновременно идет повторение морфемного состава имени существительного.
Развитие речи: рассуждение на заданную тему (з. 43).
Урок 15. Изложение с предварительным анализом текста. С. з. 42. При подготовке к изложению дети читают и справку на с. 19 учебника. Дописывают изложение дети дома.
Уроки 16-17. Имя прилагательное. У. # 9. С. з. 33, 45, 47. Н/д. з. 46. РТ - 11.
С. з. 48, 50, 51. Н/д. з. 49. РТ - 12, 13.
Цель уроков - систематизировать сведения об имени прилагательном как части речи, повторить основные правила правописания прилагательных, показать роль прилагательного в речи, поэтому его повторение в сборнике начинается с задания 44. Сопоставляются тексты, дети делают вывод о функциях прилагательного в речи, поэтому его повторение в сборнике начинается с задания 44. Сопоставляются тексты, дети делают вывод о функциях прилагательного в речи, далее они учатся вычленять словосочетания из предложения, повторяют морфемный состав прилагательного.
Развитие речи: составление текста-минисочинения (з. 46), лексическая работа (з. 51), рассуждение на лингвистическую тему (з. 50).
Урок 18. Глагол. Неопределенная форма глагола (инфинитив). У. # 10. С. з. 52, 53, 60. Н/д. з. 57. РТ - 14, 15.
На этом уроке обращается внимание на роль глагола в речи и на облик его начальной формы. Дети вспоминают морфологические признаки глагола, изученные в начальной школе, морфемный состав инфинитива, повторяют орфограмму -тся, -ться (з. 60).
Развитие речи: рассуждение на лингвистическую тему (з. 53).
Урок 19. Время глагола. У. # 10. С. з. 58, 61. Н/д. з. 62.
Дети выбирают из текстов глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени, указывают их морфологические признаки и морфемный состав, практически знакомятся с явлением взаимозамены форм времени.
Развитие речи: работа с текстом з. 61.
Уроки 20-21. Спряжение глагола. У. # 10. С. з. 54, 55, 56. РТ - 18.
Повторяются и обобщаются навыки определения спряжений глаголов, правильного выбора личного окончания глагола. Необходимо вспомнить таблицы спряжения глаголов (с. 21, # 10), дети составляют свои таблицы.
На уроке 21 дети анализируют текст из учебника литературы (или фрагмент текста), выписывают глаголы, определяют их роль в тексте, определяют спряжение глаголов, знакомятся с понятием вида.
Развитие речи: словарная работа (з. 57).
Уроки 22. Обобщение материала по глаголу С. з. 63, 64. Работа над сочинением- повествованием. Определяется роль формы совершенного вида глагола в повествовании.
Н/д: написать сочинение-повествование. Тему учитель может предложить сам или объявить конкурс на лучшую тему. Примерные темы: "О чем рассказал первый желтый лист", "Мой котенок Кузя потерялся", "Как я заблудился в лесу", "Как я победил страх" и т.д.
Уроки 23-24. Наречие. У. # 11. С. з. 65, 66, 67. Н/д з. 68. С. з. 69, 70. Н/д. з. 71. РТ - 21, 22.
В начальной школе учащиеся знакомятся с наречием в самых общих чертах, поэтому в V классе повторение идет главным образом в функциональном плане: каким членом предложения является наречие, роль наречия в тексте, некоторые сведения о правописании наречий. Наречие опознается в текстах как морфологическая единица языка (с опорой на его синтаксическую функцию) (з. 65, 70). Проводится словообразовательная (з. 66) и лексическая работа (з. 67, 69). Идет работа с самыми частотными орфограммами в наречиях: правописание суффиксов -о и -а (з. 67). Учитель говорит детям о том, что все наречия места пишутся слитно.
Развитие речи: сочинение-рассказ по опорным словам (з. 71). Работа над ним начинается в классе, а заканчивается дома.
Уроки 25-26. Местоимение. У. # 12. С. з. 72, 74, 75. Н/д. з. 73. РТ - 23.
С. з. 76, 78, 79. Н/д. з. 77. РТ - 24, 25.
С местоимениями в начальной школе дети знакомятся в самом общем виде (в основном с личными и указательными), поэтому цель уроков - научить опознавать местоимения в тексте, показать, на какое слово указывает местоимение. Дети знакомятся с другими разрядами местоимений (притяжательными, вопросительными, неопределенными), узнают об орфограммах в этих местоимениях. Ряд упражнений отрабатывает дифференциацию местоимений по разрядам (з. 73, 74, 78). Однако определение разряда не главное при работе над изучением (повторением) местоимений. Главное, на что обращает внимание учитель,- это текстообразующая функция местоимений. Это и редактирование текста, снимающее повторение слов (з. 75), и ситуативные высказывания, и сочинения (з. 77).
Урок 27. Служебные части речи. У. # 13. С. 80, 86. Н/д. з. 87. РТ - 26, 27.
Этот урок одновременно подводит итог повторению самостоятельных частей речи, осознанию их общих признаков и дифференцирует с самых общих позиций самостоятельные и служебные части речи.
Учитель вместе с детьми составляют таблицу.
Самостоятельные части речи Служебные части речи
1. Обозначают предметы, признаки, действия или указывают на предметы и признаки 1. Не обозначают предметы, признаки, действия, а служат для связи слов и предложений
2. Имеют грамматические признаки, изменяются 2. Не имеют грамматических признаков, не изменяются
3. Образуются при помощи суффиксов и приставок. 3. Не образуются при помощи суффиксов и приставок
4. Являются членами предложения. 4. Не являются членами предложения
Развитие речи: составление предложений и текста по опорным словам (з. 86).
Уроки 28-29. Предлог. У. # 14. С. 81, 82, 84, 91. Н/д. з. 83. С. з. 88, 89. Н/д. з. 90. РТ - 28-31.
Основная цель уроков - закрепить навыки разграничения предлога и приставки. Особенно часто пятиклассники пишут местоимения с предлогами слитно. Дети подбирают нужный предлог, знакомятся с синонимичными и антонимичными предлогами, различают одинаково звучащие пары слов типа: забор - за бор (з. 84), сопоставляют одинаково звучащие приставки и предлоги (з. 85).
Основная часть урока 29 посвящена комплексному анализу текста (з. 88).
На изучение предлога предусмотрен резервный урок (по желанию учителя).
Уроки 30-31. Союз. У. # 15. С. з. 94, 95. Н/д. з. 96. РТ - 32. С. з. 98. Н/д. з. 97. РТ - 33.
Знание союзов является залогом пунктуационной грамотности, поэтому учитель должен познакомить детей с самыми частотными союзами.
Вместе с детьми учитель составляет таблицу на доске (а дети в тетрадях).
Союзы
Сочинительные: и, а, но, да.
Подчинительные:
изъяснительные: что, чтобы, ли,
временные: когда, пока,
условные: потому что, оттого что,
уступительные: хотя, пускай,
сравнительные: как, словно, как будто.
Повторяя союзы, дети повторяют пунктуацию в простом и сложном предложениях (з. 97).
Развитие речи: продолжите текст (з. 98).
Уроки 32-33. Частицы. У. # 16. С. з. 99, 100, 103. Н/д. з. 101. РТ - 34.
С. з. 105, 107. Н/д. з. 102. РТ - 35.
Обращается внимание на правописание самых частотных частиц: бы, не. Сопоставляется правописание частиц и союзов (если бы - чтобы). Параллельно идет обобщение знаний, умений и навыков, проводится обучающий диктант (з. 107).
Развитие речи: рассуждение на лингвистическую тему (з. 101).
Урок 34. Итоговый или резервный. С. з. 108. Н/д. з. 106. РТ - 36.
Предлагается работа, развивающая мышление ребенка, его анализаторские способности. Рассуждение на лингвистическую тему.
СИНТАКСИС (59 часов)
Урок 35. Понятие о синтаксисе. У. # 17. С. з. 109, 110, 112. Н/д. з. 111. РТ - 37.
Цель урока - знакомство с термином и определением синтаксиса, пунктуации, обзор пунктограмм, известных детям.
Пятиклассники воспринимают синтаксические единицы в системе: словосочетание (з. 109), предложение (з. 110), текст (з. 111). Эмпирически различаются термины предложение и высказывание (з. 112).
Развитие речи: составление предложений и текста по опорным словам (з. 110), рассуждение на заданную тему (з. 112).
Уроки 36-37. Предложение. У. # 18. С. з. 113, тексты из учебника литературы. С. з. 114. Выбор из произведений А.С.Пушкина предложений с разными пунктуационными знаками.
Цель уроков - показать, что предложение является основной единицей синтаксиса, что текст состоит из предложений. Работу с текстами из учебника по литературе можно заменить сочинением-рассуждением на одну из тем: "Какая собака мне нравится", "Хлеб всему голова", Почему я люблю свой класс" и т.д.
Уроки 38-39. Виды предложений по цели высказывания. У. # 19. С. з. 115, 116, 117. Н/д.: выпишите по три предложения, разных по цели высказывания, из сказок А.С.Пушкина.
С. з. 118. Учитель предлагает придумать и записать различные ситуации, в которых используются вопросительные и побудительные предложения. РТ - 42, 43.
Уроки 40-41. Невосклицательные и восклицательные предложения. У. # 20. С. з. 119, 120. Н/д. 121.
С. з. 122. Обучающий диктант и его подробный анализ. РТ - 40, 41.
Уроки посвящены не только повторению пунктограмм конца предложения. Дети должны научиться правильно интонировать вопросительные, побудительные, восклицательные высказывания.
Уроки 42-43. Главные члены предложения. У. # 21. С. з. 123 (1), 124 (1, 2, 3). Н/д. з. 125. РТ - 44, 55, 56.
С. 124 (5-8) з. 125, 126. Н/д. з. 127. РТ - 57-58.
С главными членами предложения дети знакомятся с первого класса. Это центральная тема синтаксиса простого предложения, поэтому на выделение главных членов надо обращать внимание постоянно. Дети знакомятся с тем, что сказуемое может быть выражено не только глагольной формой, но и именами (составное именное сказуемое), может состоять из двух глаголов (составное глагольное сказуемое).
Развитие речи: составление предложений или текста по опорным словам (з. 127).
Урок 44. Второстепенные члены предложения. У. # 22. С. з. 128 (1), 130. Н/д. РТ - 58 (2), 59.
Проводится повторение второстепенных членов предложения. Дети вспоминают и записывают их определения, конструируют всем классом и индивидуально предложения с различными второстепенными членами, определяют их зависимость от главных членов предложения. Можно предложить составить минитексты, в которых бы встречались предложения с различными второстепенными членами.
Уроки 45-46. Определение. У. # 22. С. з. 128 (2-4), 129, 137. Н/д. з. 134. РТ - 54.
Второй урок посвящается повторением определения-эпитета. Дети под руководством учителя анализируют знакомые стихотворные тексты, находят эпитеты, выписывают их вместе с существительными, к которым они относятся. Учащиеся должны сделать вывод роли эпитетов в художественном тексте.
Урок 46. Сочинение-описание. Цель урока - показать роль определений-прилагательных в описании. Учитель предлагает темы описаний или их придумывают сами дети ("Мое любимое животное", "Мой любимый сказочный герой", "Что увидел первый подснежник", "Кто сказал "мяу"?" "Что снится медведю в берлоге?" и т.д.)
Уроки 48-49. Дополнение. У. # 22. С. з. 130 (1-3), 133 (1, 3). Н/д. з. 136. РТ - 87.
На уроке 49 учитель обращает внимание детей на то, что дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, т.е. объект действия. Дети придумывают ситуации, составляют предложения или связные тексты, в которых встречаются дополнения, обращают внимание на семантические (смысловые) группы глаголов активного действия, восприятия, состояния, конструируют предложения, в которых есть дополнения в форме вин. п. (Мать любит дочь). Н/д.: придумайте предложения похоже на изученные в классе. РТ - 115.
Уроки 50-51. Обстоятельство. У. # 22. С. з. 131, 132, 135. Н/д. закончить з. 135. РТ - 49.
С. з. 140. Повторение семантических (смысловых) групп наречий в роли обстоятельств. На доске записывается таблица:
как? каким? образом?
где? куда? откуда?
когда? и т.д.
Проводится соревнование. I этап - ответьте на вопросы, придумав и записав как можно больше наречий. II этап - составьте предложения, включив в них обстоятельства, выраженные существительными с предлогами, которые бы отвечали на записанные в таблице вопросы, подчеркните все члены предложения.
Повторению и более глубокому, чем в начальной школе, изучению второстепенных членов предложения уделяется большое внимание не только на специальных уроках, но и в течение всего учебного года, так как ребенка необходимо научить быстрому анализу предложения по членам - это основа пунктуационной грамотности, база, на которой будут формироваться знания, умения и навыки постановки знаков препинания в осложненных предложениях.
Урок 52. Сочинение-повествование. В сочинении-повествовании в составе сказуемого часто используются различные обстоятельства. Тема "Как я умею делать..." позволяет широко использовать в сочинении дополнения.
Уроки 53-54. Словосочетание. У. # 23. С. з. 138, 141, 142. Н/д. з. 139. РТ - 45.
С. з. 143, 144, 147. Н/д. з. 147. РТ - 46.
Подчинительные словосочетания формируют второстепенные члены предложения: слово, от которого ставится вопрос, является чаще всего главным членом предложения, зависимое слово - второстепенным членом. Сочинительные словосочетания формируют однородные члены предложения, поэтому связям между этими синтаксическими явлениями надо уделять пристальное внимание.
Развитие речи: лексическая и грамматическая работа с глаголами надеть, одеть, раздеть.
Уроки 55-56. Словосочетание в предложении. # 24. С. з. 143, 148, 149. Н/д. з. 150. РТ - 48.
Умение вычленения словосочетания из предложения активно тренирует анализаторские способности пятиклассников, систематизирует и закрепляет навыки определения второстепенных членов предложения.
Второй урок может быть посвящен конструированию простых предложений по схемам, повторению морфемного и морфологического разборов слов, синтаксическому разбору предложений.
Урок 57. Сочинение-рассуждение. Учитель предлагает темы для сочинения или класс придумывает свои темы, из них выбирается лучшая. Примерные темы: "Хорошо ли рыбке в банке?", "За что я люблю животных", "Можно ли взять в друзья крокодила?".
Урок 58-59. Предложения с однородными членами. У. # 25. С. 151, 153. Н/д. з. 152. РТ - 117.
С. з. 155, 156, 154. Н/д. з. 157.
Развитие речи: составление предложений по опорным словам.
Однородные члены предложения - одна из самых трудных тем курса. Учащиеся должны определить главное слово, от которого зависят однородные члены, увидеть, что они стоят в одной синтаксической позиции и только тогда решить вопрос о пунктуации. Повторение темы "Однородные члены предложения" подводит итог формированию навыков анализа простого предложения.
Урок 60. Подготовка к контрольному диктанту. Повторение и обобщение.
Уроки 61-62. Контрольный диктант и его анализ.
Шепот рыб
Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил на дно елочки, укрепил их камнями, приспособил кормовую полочку, расчистил аллейки, обсадил водорослями, а под ними разложил раковины. Ночью в саду загорался фонарь, а на огонек приплывали яркие рыбы: окуньки, плотвички, уклейки.
- О чем они шепчутся? - прислушивался я. Мне казалось, что рыбы о многом хотели рассказать людям. Рыбы жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью, просили не загрязнять озера и реки, прекратить сбрасывать в них всякий хлам. Они обещали а это не уходить из водоемов. (96 слов.)
Грамматическое задание: 1) в предложениях с однородными членами подчеркнуть грамматические основы и однородные члены как члены предложения; 2) обозначить морфемы в словах расчистил, присмотреться, подводного, водорослями.
Урок 63 - резервный.