Деловая автобиография IX класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л.Е.Тумина

В IX классе мы показываем школьникам на уроках риторики значение деловой и неделовой автобиографии в жизни; знакомим с деловой автобиографией и автобиографическим повествованием как речевыми жанрами, их особенностями; учим писать автобиографические повествование и деловую автобиографию с учетом адресата; показываем отличие автобиографии от дневников, мемуаров, характеристики.

Раскроем содержание первого занятия.

Цель: показать значение деловой автобиографии в жизни; познакомить с деловой автобиографией как речевым жанром, ее особенностями; научить писать деловую автобиографию с учетом адресата.

Учитель сообщает: автобиография как официальный документ содержит сведения социально значимые и важные для официального представления человека. Так, при поступлении в вуз важно назвать истоки своего интереса к данной специальности, работу в факультативе, участие в конкурсах и олимпиадах и т.п.

В деловой автобиографии принята хронологическая последовательность в изложении основных событий жизни, стандартизованное начало.

В качестве образца учитель предлагает ученикам познакомиться с деловой автобиографией ученицы IX класса Грековой Лидии.

Автобиография

Я, Грекова Лидия Ивановна, родилась 23 марта 1982 года в г. Москве.

Мой отец, Иван Владимирович Греков, - инженер-конструктор. Моя мать, Алла Николаевна Грекова, - архитектор. Мой брат - ученик V класса средней школы N3.

В 1988 году я поступила в среднюю общеобразовательную школу N3.

В 1990 году я начала заниматься в музыкальной школе N11 по классу фортепиано. В 1997 году я успешно закончила музыкальную школу.

В 1998 году меня приняли в конноспортивную школу.

Сейчас я учусь в IX классе.

В свободное время я люблю читать книги, слушать классическую музыку, ходить в театр. Самое любимое занятие - езда верхом.

Мой домашний адрес: Москва, ул. Домостроительная, д. 6, кв. 100.

30 октября 1998 года.

Грекова

В деловой автобиографии каждый новый блок информации начинается, как правило, с определения времени и графически обозначаются абзацем. Концовка документа стандартна: дата и подпись.

На этом занятии учитель предлагает ребятам следующие задания (заранее готовит раздаточный материал).

1. Познакомьтесь с деловой автобиографией ученицы IX класса В средней общеобразовательной школы N565 Ерохиной Анны Николаевны. Найдите отступления от требований оформления деловой автобиографии. Внесите правку.

Я, Ерохина Анна Николаевна, родилась в Москве, а точнее на Ленинском проспекте, 12 ноября 1981 года. Следовательно, по знаку зодиака я - скорпион, родилась в год собаки. Моя мама, Ерохина Наталья Валентиновна, домохозяйка. Это сложный труд. Мой папа, Ерохин Николай Иванович, директор одной из фирм в г. Москве. Только вчера у меня появилась родная сестричка Верочка. Также у меня есть двоюродная сестра, ей 11 лет. Учусь я в школе N 565 в IX классе В. Насчет дополнительных занятий, я обучаюсь в американской академии. Наши преподаватели - студенты различных американских институтов. В этой академии существует 6 уровней (5 обыкновенных и 6-й - для студентов). 1-2 уровень - низкий уровень знания американского языка; 3-4 - средний уровень; 5-6 - высший. Я обучаюсь на 4-ом уровне. Каждый семестр длится 1,5 месяца. В свободное время я иногда читаю книги (фантастику) а в целом люблю заниматься рукоделием.

В Москве я проживаю по адресу: Вороновский район, ул. Курочкина, д. N10, кор. 10, кв. 969.

Ребята отмечают, что в деловой автобиографии ученицы IX класса В средней общеобразовательной школы N565 Ерохиной Анны Николаевны допущены отступления от требований оформления деловой автобиографии: много ненужных подробностей; каждый новый блок информации не всегда начинается с определения времени и графически обозначается абзацем; в конце документа нет даты и подписи.

Исправленный вариант:

Я, Ерохина Анна Николаевна, родилась 12 ноября 1981 года в г. Москве.

Мой отец, Ерохин Николай Иванович, - директор фирмы. Моя мать, Ерохина Наталья Валентиновна, - домохозяйка. Моя сестра - Вера, новорожденная.

В 1988 году я поступила в среднюю общеобразовательную школу N565.

В 1997 году начала обучаться в американской академии.

Сейчас я учусь в IX классе.

В свободное время я иногда читаю книги (фантастику), люблю заниматься рукоделием.

Мой домашний адрес: Москва, ул. Курочкина, д. 10, кор. 10, кв. 969.

10 октября 1998 года.

Ерохина

2. Вы пришли записаться в исторический кружок. Вас попросили подготовить деловую автобиографию по следующему плану. Измените его, если считаете нужным.

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Где родил(ась)ся?

3. Когда родил(ась)ся?

4. Имя, отчество родителей.

5. Кто они по профессии?

6. Есть ли у вас братья, сестры? Назовите их.

7. Где вы учитесь?

8. Чем увлекаетесь?

9. Ваш домашний адрес.

3. Знакомо ли вам изречение древнегреческого историка Геродота: "Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, редко удается людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят"? Как вы понимаете это изречение?

4. К вам в класс пришла новая учительница и решила познакомиться с каждым из вас. Что бы вы рассказали ей о себе? А что она сказала бы? А что она сказала бы? Разыграйте эту ситуацию.

5. Познакомьтесь с автобиографией С.А.Есенина. Напишите на этой основе деловую автобиографию поэта. Подумайте, надо ли говорить так подробно о дальних родственниках, о детских увлечениях в деловой автобиографии?

О себе

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что испугался и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: "Ну куда ты годишься?!" После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил: "Он так будет крепче!" Бабушка любила меня, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос.

Но и масло мало помогало. Всегда я орал и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в "Радунице".

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Ключевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.

В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.

Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили мня лиричности.

От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи.

После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.

В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.

Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах.

Деловая автобиография С.А.Есенина:

Я, Сергей Александрович Есенин, родился 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузь минской волости, в селе Константинове. Родился в крестьянской семье. Детство провел в доме родителей отца, потом - матери.

С 1904 по 1912 г. учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

В 1912 году я приехал в Москву, работал в мясной лавке вместе с отцом, в книгоиздательстве, в типографии.

В 1912 году я поступил на историко-философское отделение народного университета им. А.Л.Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.

С января 1914 года появляются в печати мои первые стихи.

Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах.

6. Познакомьтесь с биографическим воображаемым интервью детского писателя Андрея Шманкевича. Переделайте это биографическое интервью в деловую автобиографию.

Если бы ко мне, как к Марку Твену, пришел корреспондент из газеты, чтобы взять биографическое интервью, то оно выглядело бы приблизительно так:

ВОПРОС: Где и когда вы родились?

ОТВЕТ: Теперь, когда у меня имеется паспорт, когда я заполнил тысячи анкет и написал столько же автобиографий, мне легко ответить на ваш вопрос. Но когда я родился, то совершенно не знал, что шел 1908 год, что кубанская станица, в которой это случилось, называлась Владимирской.

ВОПРОС: Почему вы добровольцем пошли на фронт и стали водолазом-эпроновцем?

ОТВЕТ: Это, вероятно, произошло потому, что я дважды в детстве тонул. Один раз в бочке с дождевой водой, второй раз в нашей речке Куксе. Подводный мир так меня увлек, что я вместе с товарищем пешком перебрался через Кавказские горы на Черное море, оморячился на разных морских должностях, а потом по путевке комсомола поступил в школу эпрона...

ВОПРОС: А как вас занесло на сцену?

ОТВЕТ: Из принципа! Я всегда увлекался самодеятельностью. Участвовал в живой газете, в драмкружках... Но однажды некий художественный руководитель сказал про меня, что если мне отрубить руки, дабы они не болтались по сцене самостоятельно, да научить меня говорить без одесско-кубанского акцента, то из меня мог бы получиться суфлер или статист в захудалом театре... Я так разозлился, что поехал в Москву, поступил в театральное училище II МХАТа, потом играл на сценах Центрального Детского театра и Московского театра сатиры. Я бы, может, и сейчас бы, как мой сокурсник Н.А.Гриценко, играл бы и стал бы народным, но тут началась война, и я пошел в морскую пехоту командиром взвода бить немцев под Москвой. После госпиталя уехал на Амур, в Амурскую флотилию. Повоевал еще с японцами, уже в качестве корреспондента...

ВОПРОС: Но как случилось, что вы взялись за перо? И почему вы стали детским писателем?

ОТВЕТ: По молодости лет... По крайней мере, теперь, когда у меня увидели свет сорок книг, книжек и книжечек для самого разного ребячьего возраста, я бы не сунулся с той поэмой про водолазов, с какой пришел в Детгиз в 1916-м...

Хорошо, что в Детгизе были добрые и прозорливые люди. Над моей поэмой они от души посмеялись, но решили, что из меня можно сделать детского писателя и... сделали.

Спасибо им!

Деловая автобиография Андрея Шманкевича:

Я, Андрей Шманкевич, родился в 1908 году в кубанской станице Владимирская.

Добровольцем ушел на фронт и стал водолазом-эпроновцем.

По путевке комсомола меня приняли в школу эпрона.

В 1936 году я пришел в Детгиз с поэмой про водолазов.

До войны закончил театральное училище II МХАТа, играл на сценах Центрального Детского театра и Московского театра сатиры.

В 1941 году я стал командиром взвода в морской пехоте.

Был ранен. После госпиталя уехал на Амур в Амурскую флотилию.

В качестве корреспондента воевал с японцами.

7. Знакомы ли вам эти пословицы? Как вы понимаете их смысл?

День мой - век мой; что до нас дошло, то и к нам пришло.

Большому кораблю - большое плаванье.

Праздность - мать пороков.

Начиная дело, о конце помышляй!

Терпение и труд - все перетрут.

Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

Муравей не велик, а горы копает.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Придумайте автобиографическую ситуацию, где было бы уместно употребить одну из данных пословиц.

8. Напишите свою деловую автобиографию. Адресат - учебное заведение, куда вы будете поступать.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л.Е.Тумина , Деловая автобиография IX класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204713888&archive=1205324254 (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии