Интонация как сигнал невысказанного

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. Ф. Гладкая

Важнейшая задача учителя-филолога - помочь ученику стать внимательным, вдумчивым читателем. Последнего отличает умение воспринимать не только то, что высказано автором напрямую, но и то, что скрывается за словами и требует от читателя творческого домысливания. "Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов... Чтение - прежде всего сотворчество", - писала М. Цветаева в статье "Поэт о критике" (1926). В этой статье в качестве средства, указывающего в тексте на сокрытое и приглашающего читателя к "сотворчеству", рассматривается интонация.

О значимости интонации для письменной речи писали многие ученые. Так, по убеждению Н. И. Жинкина, и при письме, и при чтении "интонационный компонент... выполняет очень важную роль. Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста"1. Н. В. Черемисина отмечает, что "... письменный текст всегда звучит для автора и озвучивается - реально или мысленно - читателем. Об этом свидетельствуют суждения писателей, поэтов, литературоведов, данные современной физиологии и психологии речи... и лингвистическое исследование письменных текстов"2.

Одним из способов фиксации интонации на письме служат знаки препинания. "Интонация и пунктуация - соотносительные средства выражения семантики синтаксических конструкций"3. Об интонации, указывающей на невысказанное содержание, в письменном тексте свидетельствует многоточие.

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

Функции многоточия в речи очень разнообразны. Н. С. Валгина пишет: "Многоточие - знак достаточно емкий: при общей своей отделяющей функции (между предложениями и частями предложений) он обладает способностью передавать также, подчас еле уловимые, оттенки значений..."4. Многоточие в тексте может выступать как показатель наличия скрытого смысла, недосказанности, эмоционального напряжения, затрудненности и прерывистости речи, медитации; может обозначать переходы, смену точки зрения (Н. С. Валгина, В. В. Бабайцева, С. А. Копылова и др.). Итак, многоточие - это знак очень весомый, содержательно и эмоционально наполненный, требующий от читателя внимательного, вдумчивого отношения.

Наиболее сложными для интерпретации читателем являются случаи употребления многоточия как сигнала невербализованного (не выраженного словами) содержания. Н. С. Валгина очень точно характеризует многоточие в этом значении, определяя его как "условный знак, позволяющий читателю самому расширить рамки повествования, домыслить детали, вызвать необходимые ассоциации, т.е., в конечном счете, продолжить текст уже на основе своего воображения и в соответствии со своим, индивидуальным проникновением в замысел автора..."5 (Валгина, 1979, 42). Высказывания, на письме завершающиеся таким многоточием, могут иметь несколько вариантов интонационного оформления. Выбор того или иного варианта зависит и от синтаксической структуры высказывания, и от его смыслового наполнения.

Первый вариант - интонация незавершенности, характеризующаяся повышением тона к концу фразы. Предлагаемое название, с одной стороны, отражает специфику мелодического рисунка, с другой - указывает на функцию рассматриваемой интонации, которая свидетельствует о незавершенности мысли и возможности ее продолжения читателем. Интонация незавершенности всегда опирается на синтаксическую структуру: она характерна для конструкций, содержащих открытый перечислительный ряд, и для прерванных предложений.

Приведем примеры высказываний с открытым перечислительным рядом:



<...> И сквозь прозрачный, легкий пар
Сияют лакомые блюды,
Златых плодов, десерта груды...
Зачем удел мой слабый дар!





(Е. Баратынский.)



Ну, что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...





(А. Блок. Россия.)



Я помню только сад, сквозной, осенний, нежный,
И крики журавлей, и черные поля...
О, как была с тобой мне сладостна земля!





(А. Ахматова.)

В этих текстах подчеркнутая автором смысловая незавершенность, обусловливающая особую интонацию, связана с открытостью перечислительного ряда, который может быть продолжен в воображении читателя.



Приведем примеры прерванных предложений:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...





(М. Цветаева.)



У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.






(А. Ахматова.)

Интонация в прерванных предложениях, в сравнении с интонацией в приводимых выше высказываниях, отличается тем, что на "компоненте, предшествующем позиции прерванности, сосредоточивается основная фразовая акцентуация"6 (Артюшков, 1991, 191). Подобное интонирование обусловлено незавершенностью синтаксической структуры в этих предложениях. На семантическом же уровне прерванные предложения характеризуются наличием в них неверба-

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

лизованной семантики, составляющей часть общего информативного значения предложения. Поэт, используя прерванные предложения, побуждает читателя к домысливанию, достраиванию невербализованной части высказывания, в которой заключено важное идейное содержание лирического произведения.

В том случае, если смысловая незавершенность, предполагающая возможность домысливания читателем невысказанного (недосказанного) содержания, не поддерживается структурой высказывания, она выражается интонацией неполной завершенности. Последняя имеет множество различных вариаций, общим для которых является изменение тона и наличие фразового ударения на ключевых словах.

Интонация неполной завершенности может свидетельствовать об неисчерпанности художественного образа, лирического переживания, которая зачастую обусловлена их глубиной, сложностью, значительностью, невыразимостью... Например:



<...> О! Когда б
Я мог изобразить его страданье!
Как мрамор бледный и безгласный он
Стоял... Века ужасных мук равны
Такой минуте <...>





(М. Лермонтов.)



- Лошадь упала! -
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...





(В. Маяковский.)

Незавершенность высказывания здесь дает читателю возможность домыслить, представить себе то, что открывается взору автора. Не ставя "точку" в описании, автор тем самым приглашает читателя к сотворчеству.

Рассматриваемый вариант интонирования характерен также для высказываний-"эскизов", в которых словесно выделяются какие-то отдельные детали, штрихи картины, которую читатель дорисовывает в своем воображении:



Трава, зеленая зимой.
Строений белые аллеи...
Я тем люблю тебя сильнее,
Чем больше хочется домой.





(Л. Васильева. Британия.)

Интонация неполной завершенности может маркировать в поэтических текстах и какой-то вполне определенный скрытый смысл (подтекст). Задача читателя в этом случае - додумать то, о чем умалчивает, недоговаривает автор. "Отгадывание" невысказанного осуществляется на основе текста и фоновых знаний читателя:



Что месяца нежней, что зорь закатных выше?
Знай про себя, молчи, друзьям не говори:
В последнем этаже, там, под высокой крышей,
Окно, горящее не от одной зари...





(А. Блок.)



Ах, далеко до неба!
Губы - близки во мгле...
- Бог, не суди! - Ты не был
Женщиной на земле!





(М. Цветаева.)

Высказывания с многоточием могут быть прочитаны и с так называемой медитативной интонацией, которая указывает на процесс размышления, воспоминания, созерцания. Особенность этой интонации - медленное, как бы растянутое произнесение фразы, завершающееся длительной, глубокой паузой.

Медитативная интонация часто сопровождает именительный и инфинитив представления7. Например:



Любить... но кого же?., на время
- не стоит труда,
А вечно любить невозможно.





(М. Лермонтов.)



Вселенная...
Что это значит?
В чьей власти ее высота?
Кем путь неразгаданный начат?
Кем будет окончен? Когда?





(Л. Васильева.)

Медитативным характером отличается и произнесение сегментированных (расчлененных) конструкций, повторяющих часть предшествующего высказывания. Повторяющийся сегмент несет в тексте уже иной смысл, нежели тот же сегмент в препозиции:



Здесь дом был почти что белый,
Стеклянное крыльцо.
Столько раз рукой помертвелой
Я держала звонок - кольцо.





стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------



Столько раз... Играйте, солдаты,
А я мой дом отыщу,
Узнаю по крыше покатой,
По вечному плющу.





(А. Ахматова.)



Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезаром бое,
О рокочущей трубе побед.

Как могли мы... Но еще не поздно.
Солнце духа наклонилось к нам.
Солнце духа благостно и грозно
Разлилось по нашим небесам.





(Н. Гумилев.)

Медитативная интонация может сопровождать и другие синтаксические конструкции. Например, в следующем тексте замедленное произнесение фразы связано с процессом созерцания, к которому приглашается и читатель:

В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом...

(М. Лермонтов.)



Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!





(А. Майков.)

Важно отметить, что многие высказывания, оформленные на письме многоточием, дают возможность различной их интерпретации, а следовательно, и различного их интонирования. Так, например, два варианта интонации (интонация незавершенности, сопровождающая прерванное предложение, и медитативная интонация), думается, может иметь подчеркнутое высказывание в стихотворении Л. Васильевой:



Хорошо не подать бы вида,
усмехнуться, мимо пройти,
если жгучая пыль - обида
заслонит, заметет пути <...>

Хорошо бы забыть навеки
даже имя злодейки той
и смотреть, как, сливаясь, реки
рыбкой плещутся золотой.

Хорошо бы...
Напрасно плачешь,
очи солью обид губя,
Значит, ты еще много значишь,
если можно предать тебя.





(Л. Васильева.)

Все выделенные в статье варианты интонирования высказываний с многоточием указывают на существование в сознании автора невысказанного содержания, которое в одних случаях восстанавливается читателем более определенно, в других - очень свободно домысливается на основе воображения, субъективного жизненного опыта. Активность читателя может проявляться и в самом факте осознания им лирического героя как размышляющего, созерцающего, вспоминающего...

"Вычитывание" интонации, запечатленной в тексте автором, - задача для читателя настолько же трудная, насколько и необходимая. Многоточие на письме только указывает на существование невербализованных смыслов, выбор же той или иной интонации подсказывается читателю и синтаксической структурой, и речевой семантикой. Интонирование высказывания - это результат интерпретационной деятельности читателя, которая на уроках русского языка и литературы может завершиться выразительным чтением стихотворения. "Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки - ноты. В воле читателя - осуществить или исказить"8 (М. Цветаева).


--------------------------------------------------------------------------------

1 Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III - IV классов // Изв. АПН РСФСР. - М., 1956. - Вып. 78. - С. 148 - 149.

2 Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. - М., 1989. - С. 7.

3Бабайцева В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. - М, 1979. - С. 259.

4Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначение. - М., 1979.

5 Там же. - С. 42.

6 Артюшков И. В. О синтаксическом статусе номинативных конструкций с союзами а, но // Переходность и синкретизм в языке и речи. - М., 1991. - С. 191.

7 См.: Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. - М., 2004. - С. 406. - О медитативной семантике в целом см.: Она же. Русский язык. 10 - 11 кл. - М., 2005. - С. 64 - 69.

8 Цветаева М. Неизданное. Записные книжки: В 2 т. - Т. 1. -С. 374.



стр. 65


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. Ф. Гладкая, Интонация как сигнал невысказанного // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204030133&archive=1205324254 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии