Речевая тема: художник В. М. Васнецов и его картины.
Цель урока - повторение: 1) морфологических признаков существительного; 2) синтаксической роли существительных в предложении.
Вступительная беседа.
- Все мы знаем и любим русские народные сказки. А какой знаменитый художник написал большое количество картин на темы сказок?
- Назовите известные вам картины В. М. Васнецова.
Краткий рассказ учителя о В. М. Васнецове.
Вывешивается картина "Иван-царевич на сером волке".
Запись под диктовку текста:
Дремучий лес. Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями-руками. Тихо и тревожно в такой чащобе. (Уточняем лексическое значение слова "чащоба".) Страшно от каждого шороха. Даже птицы не заглянут в такую глушь, не оживят ее своим пением.
Задания:
- Обратите внимание на выделенные слова. Какое настроение они создают? (Они создают настроение тревоги.)
- Докажите, что это существительные.
- Найдите существительные в остальной части текста.
Вопросы:
- Кто герои картины?
- Как вы думаете, почему перед ними расступается даже такой дремучий лес?
- Какая мысль выражена художником в картине?
Запись вывода: Художник показывает, что человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья.
Вопросы:
- Какое это предложение? Графически докажите, что оно сложное.
- Укажите существительные, определите их род.
стр. 46
--------------------------------------------------------------------------------
- Какой признак существительного вспомнили? (Принадлежность к роду.)
Работа по картине. Обращается внимание на одежду героев. Красивая, не так ли? Конечно, герои картины одеты в шелк, парчу и бархат.
Задание. Составьте словосочетания прилагательное + существительное, которые можно использовать для описания одежды героев. (Древнерусский полукафтан, бархатный казакин, узорные перчатки, сафьяновые сапожки, парчовое платье, жемчужные бусы.)
Вспоминаем еще один признак существительного: в сочетании с прилагательным оно обычно является главным словом.
Вывешивается картина В. М. Васнецова "Ковер-самолет".
Описание картины (под диктовку).
На фоне утренней зари летит вышитый ковер. На ковре Иванушка и Елена Прекрасная. Все испытания позади, они вместе!
Вопросы:
- Каким членом предложения может быть существительное? (И подлежащим, и дополнением, и обстоятельством.)
- Какую давнюю мечту народа выразил Васнецов в этой картине? (Ковер-самолет - мечта народа о полетах в небо).
- Выделите грамматическую основу. Чем выражено сказуемое? (Вывод: существительное может выступать в роли сказуемого.)
Предлагается вниманию картина "Богатыри".
Работа со словарем. (Выясняем лексическое значение.)
Богатырь. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги.
Вопросы:
- Какое из значений подойдет к растолкованию картины "Богатыри"? Почему?
- Кто эти богатыри?
- Где они находятся?
- Какие качества русского народа прославляет художник?
Формулировка ответа (запись).
Художник прославил любовь к родине, смелость, отвагу, смекалку, хитрость, сноровку, неторопливость.
Вопрос: Слова какой части речи помогли ответить на вопрос?
стр. 47
--------------------------------------------------------------------------------
Существительное может помочь нам в построении текста. Сцепляющие слова-синонимы (лексические и текстовые) - чаще всего существительные.
Задание. Прослушайте фрагмент описания картины "Богатыри". Найдите сцепляющие слова, которые помогают связать текст.
В одной руке Илья Муромец держит копье, на другой сорокапудовая палица (выясняется лексическое значение). И такую вот тяжесть он, как пушинку, держит на согнутой руке.
Задание. Вставьте существительные, сцепляющие слова. (Раздаются тексты.)
Рядом с Ильей - Добрыня Никитич... принадлежит к знатному роду, и художник подчеркивает это богатством его снаряжения... (доспехи) его усыпаны драгоценными камнями.
Подведение итогов. Систематизация повторенного об имени существительном.
К столетию академика Дмитрия Сергеевича Лихачева
Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. - 416 с.
Книга избранных трудов Д. С. Лихачева знакомит читателя с Лихачевым - исследователем русской и мировой культуры, с его работами, составляющими золотой фонд отечественной науки, в том числе по культуре Древней Руси, культурологии Петербурга и связанной с ней культурологии русской цивилизации XVIII - XIX веков и, наконец, культурологии современности. В сборник включена "Декларация прав культуры" как итоговый труд Дмитрия Сергеевича, своего рода его научное и нравственное завещание.
Издание предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов гуманитарных вузов, а также для широкого круга читателей.
стр. 48