Возможности речевых уроков в формировании литературоведческих знаний школьников

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. В. Пранцова

Развитие речи как цель обучения и как средство формирования личности учащегося является одной из основных задач литературного образования в школе. Реализация этой задачи возможна при условии, что в основу методики речевого развития учащихся при изучении литературы будут положены литературно-родовой и жанровый принципы. Опора на эти принципы позволяет обучить школьников различным типам словесного художественного творчества, соответствующим родам художественной литературы - эпосу, лирике, драме, что в конечном итоге формирует у учащихся старших классов не только готовность и способность к самостоятельному филологическому анализу литературного произведения, но и коммуникативно-речевую компетентность, важнейшей составляющей которой является умение создавать собственные высказывания в разных художественных и литературно-критических жанрах. Процесс изучения литературы на каждом из этапов литературного образования имеет свои задачи, которые в значительной степени определяются родожанровыми особенностями изучаемых произведений и возможностями учеников того или иного возраста в подходе к анализу художественного произведения. Так, чтобы старшеклассники могли рассматривать, например, эпическое произведение в аспектах общих филологических категорий, создавать речевые высказывания разных жанров, в средних классах при разборе произведений необходимо уделять основное внимание частным аспектам эпического типа словесного художественного творчества (жанр, персонаж, повествователь, рассказчик, пейзаж, портрет, время и пространство и др.).

Эпический тип словесного художественного творчества предполагает овладение школьниками способами отражения действительности (мира и человека) в форме повествования о человеке и мире, что выражается в выборе предмета изображения (человек во всем многообразии его связей с окружающим миром) и языка изображения (средств художественной выразительности).

Каким образом может быть организована работа с учащимися по освоению отдельных составляющих формы и содержания эпического произведения? Мы предлагаем оригинальное решение обозначенной проблемы, суть которого заключается в следующем. Постижение того или иного теоретико-литературного понятия основывается на принципе единства литературного и речевого развития обучающихся. В этой связи одним из эффективных путей освоения отдельных составляющих эпического произве-

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

дения является постижение их школьниками через речевую деятельность, созидание, т.е. собственное речетворчество.

Б. О. Корман отмечал: "Произведение эпического рода есть такое произведение, в котором текст распределен между первичным субъектом речи и вторичными субъектами речи"1. В эпосе при повествовании как способе отражения действительности исторически сложились следующие формы субъектной организации текста или "субъектные формы выражения авторского сознания" (Б. О. Корман): образ автора, рассказчик, персонаж.

Персонаж в эпическом повествовании наделен чертами внешнего облика (портрет), биографией, речевой характеристикой. Для того чтобы составить целостное представление об образе литературного героя, ученики должны постичь функции каждой из его составляющих.

Так, например, обогащение понятия о портрете, его функциях в художественном произведении возможно при условии формирования у школьников представлений о видах портретных характеристик, способах их создания, об особенностях стиля того или иного писателя в построении портретных описаний. При этом предполагается обязательное овладение учениками некоторыми специальными способами речевой деятельности, что выражается, прежде всего, в умении выбрать предмет описания, определить и выразить свое отношение к нему с помощью средств художественной выразительности языка, а также выбрать форму субъектной речевой организации словесного портрета героя (от 1-го или 3-го лица) и т. п.

Проследим процесс формирования и обогащения понятия "портрет литературного героя" у школьников 7 класса на уроках речевого развития. (Уроки проводятся в третьей четверти, когда у обучающихся имеется достаточно образцового материала для наблюдения над особенностями портретной характеристики персонажа.)

Каждый урок развития речи, одной из ведущих целей которого является освоение учениками речевых уроков теоретико-литературных понятий на основе речевой деятельности, включает в себя несколько структурообразующих компонентов.

Первая составляющая структуры такого урока - это своего рода установка, "введение" в проблему урюка. Школьникам в соответствии с темой урока - "Портрет хитрого человека" - предлагается высказывание Л. И. Кричевской: "Читатель, по существу никогда не видевший героев книги, может судить об их наружности. В чем же дело? Как получается, что мы знаем литературных героев в лицо?"2. После чего они должны ответить на вопрос, содержащийся в тексте.

Уяснив, что словесный портрет дает зрительное представление о литературном герое, ученики приступают к решению задач, непосредственно связанных с осмыслением понятия "портрет литературного героя". Работа с теоретическим (справочным, литературоведческим) материалом - это второй компонент структуры речевого урока.

Учащимся дается задание прочитать несколько определений портрета в литературном произведении:

1. Портрет в литературе - описание либо создание впечатлений от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться...3

2. Портрет в литературе - изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики; разновидность описания4.

Осмысление понятия осуществляется, как правило, в процессе беседы: что входит в понятие "портрет"? Каково назначение словесного портрета? Его роль в произведении? Как вы понимаете выражение "психологический портрет"? Что еще, кроме описания внешности персонажа, он может включать в себя?

Третий компонент структуры речевого урока - наблюдение над особенностями создания портретной характеристики персонажа. Для этого ученикам предлагаются портреты героев из произведений, изученных ранее на уро-

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

ках. Например, дается портретное описание Акулины Ивановны, героини повести М. Горького "Детство". Семиклассники отмечают, что предложенное описание - психологический портрет бабушки, включающий в себя и описание ее внешности, и движений, и голоса. Эта внешняя выраженность заключает в себе внутренний мир героини, дает представление о ее характере, определяющими качествами которого являются доброта, ласковое и внимательное отношение к людям, мягкость.

Действительно, в художественном произведении портретная характеристика, в основу которой положен изобразительный принцип "внутреннее через внешнее", - это способ выявить через внешность человека психологическое содержание его личности. Но не только это. Что еще? Симпатию или антипатию того, кто "представляет" персонажа, потому что как "любой предмет обретает свою определенность, свой лик в нашем отношении к нему" (М. М. Бахтин), так и портрет героя неотделим от оценок, которыми его наделяет наблюдатель. Можно ли по портрету определить отношение Алеши к бабушке Акулине Ивановне? Как в словесном портрете отразилось душевное состояние самого рассказчика? - вот вопросы, которые направляют деятельность школьников на постижение еще одной функции портретного описания. При этом ученикам надо не только выявить, как относится герой к бабушке, но и, главное, отметить, как проявляется его отношение - явно или скрыто, какие детали помогают его выразить.

Умение работать со словом помогает ученикам увидеть, что отношение Алеши к бабушке восторженное, он постоянно любуется ею, тянется к ней, чтобы обогреться теплом ее души. Это выражено в подборе деталей портрета, в общем тоне описания героини.

В результате подобной работы над текстом школьники отмечают, что словесный портрет литературного героя - это не только внешняя оболочка, выражающая внутреннюю жизнь его души, но и способ выражения отношения автора к герою. Свои наблюдения им предлагается сформулировать и оформить письменно как ответ на вопрос: Каковы задачи создания психологического портрета литературного персонажа?

Дальнейшая работа над портретными описаниями персонажей (уже из произведений, входящих в круг самостоятельного чтения) призвана обогатить представления о портрете. Ученикам предлагается обратиться к словесному портрету господина Тенардье, персонажа романа В. Гюго "Отверженные" (глава "Козетта"), определить авторское отношение к персонажу, способ его выражения.

Отмечается, что изображение отталкивающей наружности господина Тенардье - это выражение негативного отношения автора к персонажу.

Таким образом, работая над понятием "портрет литературного героя", школьники уясняют назначение портретной характеристики и способы выражения авторского отношения к персонажу. Основой в решении этих задач стала речевая (лингворечевая) деятельность, которая заключалась в поиске и анализе деталей описания и подборе на основе этого слов, обозначающих психологические качества героев, а также в определении отношения автора к персонажу, формы и способы его выражения.

Следующая (четвертая) составляющая структуры речевого урока связана непосредственно с предстоящей созидательной деятельностью учеников.

Подчеркивается, что портрет никогда не воспринимается отдельно, но вместе с поведением персонажа, его поступками, мыслями, окружающей обстановкой. Герои в художественных произведениях по своему внутреннему содержанию могут быть разными: добрыми и злыми, бескорыстными и скупыми, благородными и негодяями. И об особенностях характера следует судить не только по поступкам, но и по их психологическому портрету, который являет собой внутреннюю суть литературного героя.

Далее перед семиклассниками ставится задача - проследить, из чего складывается портрет хитрого человека (см. тему урока). Предлагаются вопросы и за-

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

дания, подводящие к пониманию такого человеческого качества, как хитрость, особенностей ее проявления:

- Что такое хитрость? Какого человека мы называем хитрым?

- Прочитайте, как трактует понятие "хитрый" (человек) толковый словарь ("1. Изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего-нибудь. 2. Изобретательный, искусный в чем-нибудь"). Хитрость со знаком " + " и хитрость со знаком " - "... Как вы это понимаете? Как различаете? Из предложенных эпитетов к слову "хитрость" выберите сначала те, которые определяют хитрость со знаком " + ", т.е. характеризуют человека изобретательного, способного на добрые дела, а затем - определяющие хитрость со знаком " - ": веселая, дьявольская, звериная, коварная, лукавая, невинная, лицемерная, обдуманная, пошлая, тонкая, дипломатическая. Какие эпитеты вызвали ваше сомнение? Почему? Объясните их значение.

- Прочитайте портрет Оливье, героя романа В. Скотта "Квентин Дорвард". Докажите, что это портрет хитрого негодяя. (На данном этапе берется произведение, которое школьникам незнакомо, но это и побуждает их сосредоточиться на фрагменте и "вычитывать" информацию в заданном аспекте.)

Направленный разбор текста выводит на более высокий уровень работы над портретной характеристикой: помимо средств выразительности языка - сравнений, эпитетов, раскрывающих коварную и гнусную натуру Оливье Негодяя, семиклассники обращают внимание и на другие способы создания психологического портрета: прозвище; противопоставление манеры поведения, одежды (внешних признаков) внутренней сути героя. В результате ученики получают представление о "говорящем" портрете, когда "сущность героя находит яркое внешнее выражение, становится как бы видимой окружающим" (Л. И. Кричевская).

Затем задание опять усложняется. Внимание школьников вновь переносится на главу "Козетта" (роман В. Гюго "Отверженные"), где дан "рассредоточенный" портрет госпожи Тенардье.

Речевая задача формулируется в слове учителя. Перед ее постановкой сжато излагается ситуация, в которой школьникам предстоит наблюдать героиню: "Госпожа Терандье безжалостно издевается над сиротой Козеттой. Но, видя заинтересованность в девочке другого человека, пытается выставить себя перед незнакомцем женщиной жалостливой, доброй и бескорыстной. Автор же в каждый такой момент показывает ее настоящее лицо. Каково оно?"

После этого уже дается конкретное задание: "Прочитайте "разбросанный" портрет госпожи Тенардье, "сложите мозаику" и определите внутреннюю суть героини. Охарактеризуйте ее, основываясь только на психологическом портрете".

В выполнении данного задания ученикам могут помочь такие вопросы:

- Какой вы видите госпожу Тенардье? Каково ее обычное выражение лица?

- Как проявляется внешне (мимика, тон, жесты, взгляды) хитрость госпожи Тенардье? Что скрывается за ее хитростью, притворством? Что главное в характере героини?

Результат такой работы - создание учениками на основе "собранного" портрета устной характеристики госпожи Тенардье. Это уже речевое высказывание, которое составляется с определенной целью - представить героиню как хитрую, лживую, вероломную женщину. Одна-две характеристики прослушиваются и обсуждаются. Особое внимание при этом обращается на умение школьников подобрать в "рассредоточенном" портретном описании детали, раскрывающие особенности натуры госпожи Тенардье.

Домашнее задание (а это один из компонентов структуры речевого урока), являясь логическим продолжением работы на уроке, нацеливает учеников на создание письменного высказывания "Дед Каширин глазами внука" (повесть М. Горького "Детство"). Учащимся даются достаточно четкие ориентиры: 1) со-

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

брать "рассредоточенные" детали портрета деда Каширина; 2) выявить, как в портрете подчеркивается его хитрость, и определить, однозначно ли проявление этого свойства деда; 3) определить и выразить отношение рассказчика к деду Каширину.

Содержание и структура представленного выше речевого урока подчинены основной цели - научить школьников составлять характеристику литературного героя на основе его словесного портрета. Но реализация этой цели еще не является залогом того, что школьники самостоятельно смогут создавать портретные описания и включать их в высказывания разных жанров.

Закрепить понятие психологического портрета, познакомить со способами его создания в произведениях художественной литературы и в собственном речетворчестве - цель второго речевого урока. Поскольку общее представление о портретной характеристике, ее функциях в художественном тексте у учеников уже имеется, то данный урок имеет несколько иную структуру.

Первая ее составляющая - это работа с теоретико-литературным материалом. Школьникам предлагается фрагмент из книги Л. И. Кричевской "Портрет героя". (Разумеется, подбор теоретического материала должен соответствовать возрастным возможностям учеников, уровню их интеллектуального развития.)

Представляя своего героя, автор показывает, как он выглядит, как одет, как держится, говорит. При этом обычно отбираются те черты внешности, которые соответствуют возрасту, общественному положению человека, его психическому складу. <...>

Описать героя в литературном произведении можно разными способами. Писатель, например, может непосредственно показать нам его... <...>

Мы можем услышать о герое отзывы других действующих лиц. <...>

Герой может набросать нам автопортрет...5

После чтения (про себя, вслух) предлагается ряд вопросов и заданий:

- Как бы вы определили тему текста: 1) "Портрет литературного героя"; 2) "Способы описания героя в литературном произведении"; 3) "Портрет литературного героя и способы его создания в произведении"? Обоснуйте свой выбор.

- Назовите выделенные литературоведом способы создания словесного описания героя в художественном произведении.

Фрагмент работы Л. И. Кричевской на протяжении всего урока остается в центре внимания, так как являет собой своеобразный "план", направляющий дальнейшую деятельность учащихся по освоению и обогащению понятия о портрете литературного героя (1. "Герой может набросать... автопортрет..." 2. "Писатель... может непосредственно показать... его [героя]..." 3. "Мы можем услышать о герое отзывы других действующих лиц").

Следующий компонент урока - работа со словесными портретами из художественных произведений, изученных на уроках литературы.

1. "Герой может набросать... автопортрет...".

- Герои каких прочитанных вами произведений "набрасывают автопортрет"?

- Прочитайте автопортрет одного из героев в поэме М. Ю. Лермонтова "Песня... про купца Калашникова". Каким рисует себя перед царем опричник Кирибеевич? Какие черты характера раскрываются в автопортрете? Что видят в автопортрете читатели помимо воли героя?

Отмечается, что автопортрет в произведениях - редкость. В основном героя показывает непосредственно автор или же читатель видит его глазами других персонажей.

Далее (в соответствии с выше представленным "планом") следует обращение к портретам еще двух литературных героев. Задача учеников - определить способ показа героя, а также стилистические особенности каждого из портретов. Но прежде выясняется, что включает в себя понятие "стилистические особенности". Подчеркивается, что в академическом "Словаре русского языка" слово "стиль" подается как многознач-

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

ное. Школьникам дается задание назвать некоторые из его значений. Как правило, они, опираясь на знания по русскому языку, определяют "стиль" как функциональную разновидность литературного языка, выделяя научный стиль, разговорный стиль, художественный стиль и др.

После этого раскрывается еще одно значение слова "стиль", а именно "стиль как совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя". Отмечается, что, говоря о стилистических особенностях художественного текста, в частности портрета литературного героя, необходимо обращать внимание на выразительные средства языка (или их отсутствие), которым отдает предпочтение автор, т.е. на его стилистическую манеру.

2. Первый портрет - это портрет главного героя рассказа А. П. Чехова "Злоумышленник". Разбор его направляется такими вопросами: 1) Прочитайте текст. Из какого произведения герой? Кто автор рассказа? 2) Каким способом описывается портрет героя? От кого читатель узнает о нем? 3) На чем заострено внимание в портретном описании? Что подчеркивает Чехов в портрете героя: его общественное положение, черты характера или свое отношение к нему?

В результате наблюдений ученики приходят к выводу, что словесный портрет дает представление об общественном положении "злоумышленника" и о некоторых свойствах его характера. Авторское отношение в портрете явно не выражено (нет эмоционально-оценочных слов).

Семиклассникам сообщается, что портрет чеховского героя представляет собой нейтральное авторское описание. Такой способ создания портретной характеристики - одна из особенностей стилистической манеры писателя.

За счет чего достигаются сдержанность, нейтральность описания? Какие языковые средства помогают автору передать безрадостное существование героя? Обратите внимание на определения. Какую нагрузку они выполняют: оценочную или смысловую? Почему нельзя считать данный портрет документальным? - вот вопросы и задания, способствующие пониманию стилистической манеры Чехова. Размышляя над ними, школьники отмечают, что в портретной характеристике героя преобладают определения, выраженные относительными прилагательными, которые не содержат оценочной характеристики, а несут определенную смысловую нагрузку, т.е. "говорят" об условиях жизни Дениса Григорьева. Но портрет нельзя отнести к разряду документальных, так как средства художественной выразительности, хотя и минимально, используются автором: эпитеты - маленький, чрезвычайно тощий, угрюмой суровости, паучью суровость - передают такие черты характера персонажа, как настороженность, недоверчивость, ограниченность.

3. Далее следует обращение к портрету еще одного литературного героя - Цыганка из повести М. Горького "Детство".

- Прочитайте словесный портрет. Можно ли считать его психологическим? Почему? Докажите.

- Каким способом изображается герой? Чье впечатление от появления Цыганка передается в портретном описании?

- Каково отношение Алеши к Цыганку? Каким образом оно выражено в портретном изображении? За счет каких средств художественной выразительности показывается, что приход Цыганка - самое яркое впечатление для мальчика в дни его болезни?

Отмечается, что словесный портрет передает впечатление Алеши, главного героя повести, от Цыганка, посетившего мальчика во время болезни - это "портрет-впечатление", еще один из способов портретной характеристики.

В результате работы со средствами языковой выразительности ученики отмечают, что "портрет-впечатление" имеет определенную направленность, которая "задается" рассказчиком, его отношением к персонажу, той целью, с которой он хочет представить, описать предмет своего наблюдения. Мальчик-рассказчик относится к Цыганку очень хорошо, поэтому ему все в посетителе нравится: и

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

то, что тот квадратный, широкогрудый, и его огромная голова, и одежда - золотая рубаха, скрипучие сапоги гармоникой, и лицо - веселые глаза под густыми бровями, и смех - шелковый, ласковый. Алеше хочется показать, что такой человек, как его друг, достоин любования, восхищения. Выразить это помогают оценочные эпитеты, инверсия.

Таким образом, портретная характеристика литературного героя может представлять собой или нейтральное описание, или отзыв другого персонажа с ярко выраженным (положительным или отрицательным) впечатлением.

Следующий словесный портрет - это портрет Бирюка, героя одноименного рассказа И. С. Тургенева. Школьникам предлагается прочитать портретное описание и самостоятельно определить: 1) способ описания героя; 2) впечатление, произведенное Бирюком на рассказчика; 3) средства художественной выразительности языка, способствующие созданию портрета "редкого молодца".

Способ портретной характеристики главного героя - "портрет-впечатление". Рассказчику Бирюк представляется человеком сильным, мужественным. Он много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с "удвоенным любопытством" и "выискивает" в его портрете то, что подчеркивало бы в герое "редкого молодца".

Последняя (и самая главная) составляющая речевого урока - это создание учащимися собственного высказывания. Задание формулируется таким образом: "Опишите портрет друга (подруги). Что бы вы хотели подчеркнуть в портретной характеристике: особенности характера, свое отношение? Какой способ создания словесного портрета изберете? Если "портрет-впечатление", то какой будет цель портретного изображения? Примером для создания портрета может служить стилистическая манера одного из авторов, оказавшихся в центре вашего внимания на уроке".

Прослушиваются и рецензируются две-три работы учеников. На этапе рефлексии созданного высказывания школьники учатся изменять речевую организацию текста (менять повествование от первого лица на повествование от третьего и наоборот).

В качестве домашнего задания предлагается создать: 1) высказывание, представляющее собой портретное описание, например: "Портрет интересного человека"; 2) высказывание в жанре рассказа или очерка, включающее в себя портрет персонажа ("Мы с приятелем вдвоем...", "Слово о моем друге" и др.).

Таким образом, постигая законы портретной характеристики героя на примере художественных произведений, ученики, следуя им, создают собственные портретные описания, что, в свою очередь, помогает им глубже постичь формы субъектной организации эпического текста, уяснить то, что при любом способе портретной характеристики именно авторская позиция определяет ее, акцентируя в предмете изображения те черты, которые способны наиболее ярко выразить характер, "наполнить" внешность идейно-эмоциональным отношением автора.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Корман Б. О. Избранные труды. Теория литературы /Ред. -сост. Е. А. Подшивалова, Н. А. Ремизова, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. - Ижевск, 2006. - С. 175.

2 Кричевская Л. И. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. - М., 1994. - С. 5.

3 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. - М., 2001. - Стб. 762.

4 Литературный энциклопедический словарь /Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М., 1987. -С. 289.

5 Кричевская Л. И. Указ. соч. - С. 5.



стр. 34


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. В. Пранцова, Возможности речевых уроков в формировании литературоведческих знаний школьников // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029788&archive=1205324254 (дата обращения: 29.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии