РЕГИОНАЛЬНЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ (РУСИЯ)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 26 февраля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. Ф. НОВИКОВА

Региональные уроки русского языка и словесности как промежуточная (переходная) форма между учебным и внеучебным видами работы - предлагаемая нами новая форма обучения и воспитания; как форма обучения они могут быть реализованы в виде спецкурса (элективного, предпрофильного или профильного курса); как форма воспитания - в виде системы тематических классных часов и бесед. Мы не оговариваем количество часов, отводимых на ту или иную тему, не детализируем перечень вопросов и проблем - на наш взгляд, важнее решить главное: есть ли необходимость в таких специальных региональных уроках родного языка? Каким проблемам языковой культуры города и региона следует уделять внимание в первую очередь?

Мы считаем, что насущная потребность в таких региональных уроках есть, так как падение языковой культуры, утрата обществом "языкового вкуса" приобрели угрожающие размеры, и надо принимать немедленные меры, направленные на преодоление сложившейся языковой ситуации - как в нашей области, так и во всем государстве. У каждого региона здесь есть свои трудности и свои возможности. Реализацией одной из таких возможностей и может стать введение специальных региональных уроков русского языка и словесности под запоминающимся названием - РУСиЯ (Региональные Уроки Словесности и Языка). Такие уроки (пока в самом общем виде) разработаны нами для белгородских школ1. Занятия могут проводиться в форме лекций, бесед, сообщений и дискуссий, объединенных темой "Наш язык, наш город и наша культура", а именно:

1. Роль языка в жизни современного общества. Беседа или сообщение (учителя, подготовленных учащихся). Дискуссия (диспут): "Какой язык мы изучаем в школе и на каком языке говорим?"

2. Язык белгородских улиц, или Как различить допустимые варианты разговорной речи, жаргон, просторечие и "грубое просторечие". Что можно "пускать" в нашу речь, а чего нельзя. Какие "блины" мы постоянно "печем" и получается ли короче с "короче"?

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

Беседа учителя, воспитателя и индивидуальные сообщения и мини-исследования учащихся.

3. Язык наших бабушек, или Почему надо изучать и сохранять "островки" диалектной речи. Черты южнорусского говора. Микролекция учителя, обсуждение сообщений и рефератов учащихся.

4. "Язык родных осин": языковые и стилистические особенности произведений белгородских поэтов, прозаиков, публицистов. Читательские конференции, "круглые столы", встречи с писателями, литературные вечера, конкурсы на лучшего чтеца, лучшее сочинение, конкурс стенгазет и лингвистических бюллетеней.

5. Читаем белгородские газеты: кто пишет, о чем пишет, как пишет? Диспут. Подготовка материалов (заметки, проблемные статьи) в одну из газет. Встреча за "круглым столом" с местными журналистами (или школьными юнкорами).

6. "Родная улица моя..." Имена белгородских улиц (исторический и лингвистический аспекты). Экскурсии, мини-экспедиции, творческие отчеты и сочинения.

7. "Имя дома твоего...", или Региональная топонимика - это интересно! История некоторых географических наименований. Викторины и конкурсы, сообщения и рефераты, читательские конференции по книгам о топонимике.

8. "А что за вывеской?" Названия местных магазинов, учреждений. Язык рекламы... Лингвистические экскурсии, мини-экспедиции, творческие отчеты, сообщения и сочинения. Тематический диспут или дискуссия.

9. "Живой как жизнь". Изменения в русском языке в начале XXI в., вызванные общественными процессами. Диспут (ток-шоу) "Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?". Выступления и сообщения учащихся. Подготовка заметки/проблемной статьи в местные СМИ.

10. "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками..."

Заключительное (возможно, открытое) занятие в форме вечера, заседания клуба/филологического общества, "круглого стола", конференции, дискуссии. Примерные вопросы для организации дискуссии на тему "Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?"

1. Что претерпевает наиболее серьезные изменения: язык (языковая система), речь ("живое", практическое воплощение языка), наше отношение как к самому языку, так и к речи?

2. Поток заимствований, "широкой рекой" вливающихся в наш язык с 80-х годов (преимущественно из английского языка), - это явление позитивное или негативное? Что при этом утрачивается, а что приобретается? Что в конечном итоге преобладает: утраты или приобретения?

3. В связи с какими общественными явлениями и процессами заговорили об экспансии латиницы? Считаете ли вы нормальным появление макаронических "монстров" типа DVD-плейер, VIP-персонаи др.?

4. Происходит ли "криминализация" современного языка? Если вы считаете, что происходит, в чем это проявляется? Считаете ли вы использование жаргонной лексики естественным явлением и не видите ли в этом угрозы обществу, нравственности или придерживаетесь противоположной точки зрения?

5. Имеют ли право на существование в языке и использование в естественной живой речи жаргоны (в первую очередь имеется в виду молодежный, ученический, студенческий жаргон)? Чего больше в использовании молодежного жаргона: пренебрежения к окружающим, противопоставления "миру взрослых" или стремления к языкотворчеству, к оригинальной манере выражаться?

6. Активизировалось ли использование сквернословия, ненормативной лексики в речи наших современников или это "всегда было так"? Нужно ли бороться со сквернословием или вы считаете, что эта борьба заведомо обречена на поражение?

7. Есть ли необходимость в языковой цензуре, "языковой полиции", во введе-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

нии наказаний за слишком "вольное" обращение с родным языком, за безответственное отношение к нему (например, в СМИ, в рекламе, в Интернете)?

Дискуссия по вышеприведенным вопросам каждый год проводится нами с учащимися IX - XI классов и каждый раз демонстрирует их горячий интерес к поднятой проблеме. Завершается она своеобразным "голосованием": участникам раздаются фишки зеленого (для ответа "да"), красного (для ответа "нет"), синего (для ответа "не знаю, не определился"), и они по каждой из позиций имеют право, помимо устно высказанного (или невысказанного) мнения, отдать одну из фишек.

Чтобы выявить своеобразие русской речи своей местности, нужно предложить учащимся ответить (самим или с помощью родственников, соседей, местных старожилов) на некоторые вопросы - по установлению и фиксации особенностей говора, распространенного в той или иной местности. (Вопросы и задания сформулированы на основе предлагаемых в научно-популярном пособии В. Барашкова "А как у вас говорят? "2, с нашими дополнениями и уточнениями.)

1. Определите, оканье или аканье характерно для вашей местности, о или а произносится в безударных слогах таких, например, слов, как вода, гора, столы, город, пошли, просил, косил, посмотри, огород и т.п. 2. Какой звук, г или у (г фрикативное), употребляется в вашей местности в словах гусь, гора, гости, огонь, дорога?

3. Твердое или мягкое т произносят в окончании глаголов третьего лица? Говорят несет или несеть, несут или несуть, живут или живуть?

4. Установите, как у вас называются: - горы, холмы, курганы, возвышенные места (буй, веретья, грива, нар, рёлка, угор, угорок, сугорок... ); луг (и его "разновидности" - это может быть покос, пожня, наволок, бережина, полой, оболонь, елань... и др.), а также другие реалии.

5. Отметьте другие особенности местного языка - например, каковы "местные" синонимы к словам и выражениям: говорить - это может быть: разговаривать, баять, казать, гутарить, балакать, бахорить... и др.; а также к словам: смеяться, ругать, ухаживать (за девушкой), есть, работать, бездельничать и др.; какое из следующих слов употребляется в вашей местности: очень, дюже, зело или порато?

6. Какие еще особенности характерны для говора вашей местности?

7. Судя по ответам на поставленные здесь вопросы, к какому из наречий русского языка относится говор вашей местности? Северным, южным или среднерусским является он?

8. Какие пословицы и поговорки наиболее распространены в вашей местности? Попробуйте выделить среди них те, которые употребляются только в вашей местности (в них могут быть употреблены местные географические названия и диалектные слова).

9. Какие местные географические названия (топонимы) образованы от диалектных слов или имеют какие-либо диалектные особенности?

10. Образуйте названия жителей разных сел, деревень, поселков и районных городов Белгородской области. И т.д.

Разумеется, яркий местный материал может использоваться не только на специальных занятиях или на тех же региональных уроках русского языка и словесности - такой материал должен находить место и на обычных уроках. Пример из нашей практики: в последнее время особое внимание обращаем на то, чтобы проблемные вопросы и задания на каждом уроке были связаны с современной речевой и социокультурной ситуацией, с необходимостью обращения к анализу микроконтекста, "культурного фона", важного для понимания данного языкового явления.

В частности, проблемные ситуации на уроках русского языка в X классах Шебекинской гимназии создавались, например, с помощью таких вопросов и заданий (именно такого характера задания разрабатываем в настоящее время для региональных уроков):

1) Одно из программных стихотворений Игоря Чернухина (самого известного

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

белгородского поэта. - Н. Т.) "Слова" начинается с утверждения:


Я жил как жил...
Не важно, что неважно,
А важно, что душа была чиста...




Почему одно и то же слово употреблено дважды, причем и орфографически оформлено по-разному - в одном случае раздельно, в другом - слитно? Есть ли грамматическое различие между этими словами? Важны ли эти языковые различия для понимания смысла стихотворной строки?

2) Какая предложно-падежная форма правильна: на Украину или в Украину? Дайте не только лингвистическое, но и "политическое" объяснение выбора варианта.

Практическое задание: подберите примеры (дикторская речь, местные газеты, реклама), подтверждающие нестабильность новой нормы.

3) По местному телевидению гость из Липецка обратился к жителям Белгорода: "Дорогие беягородчане! По-хорошему завидую вам: вы живете в одном из самых красивых городов России!"

Как видим, гость хорошо отозвался о нашем городе, но правильно ли он обратился к его жителям? А как следует обратиться к жителям Орла, Курска, Липецка, Тулы и др. городов?

Практическое задание: составьте список названий сел Шебекинского района и обоснуйте форму обращения к жителям каждого из них (на основе топонимов и микротопонимов).

На наш взгляд, региональные уроки словесности и языка может сделать познавательными и интересными для учащихся любого возраста обращение к анализу стихотворений современных белгородских поэтов. Программой РУСиЯ предполагается активное обращение к художественным произведениям и публицистике местных авторов. Это, по нашему мнению, необходимо по двум как минимум причинам: во-первых, именно эти тексты наименее исследованы и поэтому несамостоятельность при их анализе учащимися исключается, а, наоборот, появляется возможность максимально проявить творчество; во-вторых, бесспорно, значительна роль именно такого дидактического материала для решения воспитательных задач - важно подобрать текст интересный, "родной" - по причине узнаваемости, яркий, способный вызвать отклик в душах подростков - например, как этот отрывок из прозы Вл.Федорова, современного писателя, белгородца по рождению:

Село наше непростое. Другого такого нет на свете. На одном конце называют его Чистый Колодезь, а на другом - Чистая Криница. На одном растут ветлы, а на другом - вербы. На одном мои односельчане поют "Ревела буря", а на другом - "Реве та стогне". А впрочем, иногда те поют "Реве та стогне", а эти - "Ревела буря".

А вот хаты и там и тут белые-белые. Весной мне кажется, что расторопные хозяйки, стараясь одна перед другой, побелили не только свои хаты, но и вишневые сады, и даже бугры вокруг села. А мелу и травы для щеток у нас хватает на всю Россию и Украину...

Белгородчина!.. Когда в России петух поет, на Украине слышно...

На одном из занятий мы с ребятами обратились к стихотворению молодой белгородской поэтессы Виктории Кан "Город детства" (стихотворение было опубликовано в региональном приложении к газете "Труд" в 2003 г.):


Весной - в цветочной сладкой пене,
Зимой - в сугробах и ветрах.
А летом - в травах по колени
Стоишь на меловых горах.

Мне не поймать небесной сетью
Сверканье капель-куполов,
Твое манящее бессмертье
И тени светлых облаков.




Беседа с учащимися была организована по следующим вопросам:

1. По каким деталям можно догадаться, что "город детства" - это наш Белгород?

2. Как вы думаете, для чего поэтесса рисует образ родного города в разные времена года? Как ей удается одним-двумя штрихами, с помощью одной "говорящей" детали создать "разный", многоликий образ города? Назовите эти детали.

3. Какие еще приемы, изобразительно-выразительные средства использует

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

поэтесса для создания образа родного города - "города детства" ?

Почему героине стихотворения кажется невозможным "поймать небесной сетью/Сверканье капель-куполов"? Как вы понимаете эту метафору?

А какие детали родного города дороги для вас?

Задание на дом: 1) попробуйте написать свое стихотворение или лирический этюд о Белгороде (о своем городе, селе); 2) подберите стихотворение (белгородского поэта) для анализа не следующем уроке.

Итак, как уже было сказано, мы обозначаем здесь лишь самую общую тематику подобных занятий; наполнение конкретным содержанием и выбор формы проведения региональных уроков языка и словесности будет зависеть от ряда факторов:

- от профиля и проблемы школы;

- от интересов и вкусов, полноты "методической копилки" преподавателя;

- от особенностей и запросов ученического коллектива и отдельных учащихся и др.

Важно как можно активнее и полнее привлекать и на каждом уроке использовать, в какой бы форме урок или это мероприятие ни проводились, современный, интересный для подростков социолингвистический и социокультурный материал: информационные и аналитико-проблемные статьи в местных газетах, выступления по радио и телевидению, краеведческие данные и находки, факты рекламы, живой речи современников.

Это должны быть уроки "живого как жизнь", естественного, как дыхание, каждый момент заново творимого родного слова. Воронежский методист Л. К. Лыжова приводит пример использования локального лингвистического материала на основании записей в селе Хреновом Новоусманского района Воронежской области. В здешнем говоре слово норка имеет два значения: одно, как в литературном языке, "углубление в земле, чаще всего вырытое животным", а второе - "дырка, отверстие": "Ты окошечко чудочек закрой (в автобусе), а то норка большая..." Далее она утверждает, опираясь на мысль методиста XIX в. Н. А. Лавровского: "Надо продемонстрировать учащимся богатства и, если хотите, достоинства местного наречия, привести примеры, когда одно, хорошо и уместно употребленное выражение "охватит всю душу ученика, так как оно ближе всего к его сердцу, звучит доверчивее для его уха""3.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Новикова Т. Ф. Язык и жизнь: система элективных курсов региональной направленности. - Белгород, 2005. - С. 63 - 67.

2 Барашков В. А как у вас говорят? Пособие для учащихся. - М., 1986. - С. 102- 104.

3 Лыжова Л. К. Лингвокраеведение как отражение регионального компонента в преподавании русского языка: метод, рекомендации. - Воронеж, 2002. - С. 14.



стр. 46


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. Ф. НОВИКОВА, РЕГИОНАЛЬНЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ (РУСИЯ) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 26 февраля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204029164&archive=1205324254 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии