КНР. ПИСАТЕЛЬ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ЧЖАН СЯНЬЛЯН

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 18 апреля 2023
ИСТОЧНИК: Азия и Африка сегодня 2003 № 7 (c)


© О. РОДИОНОВА

КИТАЙСКИЕ РЕФОРМЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЯВЛЕНИЮ И ВЫДВИЖЕНИЮ НОВЫХ ГЕРОЕВ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Пик популярности Чжан Сяньляна как писателя приходится на 80-е годы XX века. В этот период три его произведения - рассказы "Душа и плоть" (1980), рассказ "Горький источник" (1983), повесть "Акация" (1984) - были удостоены всекитайских премий. В 1985 году подлинной сенсацией литературной жизни стала его повесть "Половинка мужчины - женщина".

1990-е годы неожиданно принесли Чжан Сяньляну новую славу - славу преуспевающего предпринимателя, а именно, главы Западнокитайской киностудии Чжэньбэйбао. И теперь некоторые литературоведы используют хороший повод для шутки, давая статьям о Чжан Сяньляне названия типа "Половина писателя - предприниматель". Примечательно, что киностудия располагается неподалеку - всего в 30 километрах от лагерей, где Чжан Сяньлян более 20 лет проходил "трудовое перевоспитание". Кроме того, он провел некоторое время в других лагерях, которые находились на Северо-западе Китая, в Нинся. Таким образом, будь то территория киностудии или собственно город Иньчуань - центр Нинся-хуэйского автономного района, - для Чжан Сяньляна все эти места остаются постоянным напоминанием о его многострадальной молодости. Чувство привязанности к Нинся стало причиной того, что после реабилитации писатель остался в Иньчуане, и у него никогда не возникало желания променять этот пустынный, отдаленный уголок на более комфортное место. Ведь именно здесь он прошел путь от краха к возрождению.

Интересно, что район Чжэньбэйбао, а именно, две древние полуразрушенные крепости, привлек внимание Чжан Сяньляна еще зимой 1961 года, когда ему, временно освобожденному от исправительных работ, посчастливилось вырваться на устроенную там для местных пастухов ярмарку 1 . Впечатление, произведенное на него развалинами крепостей, одиноко возвышавшимися посреди заснеженной пустыни, оказалось столь велико, что сопровождало Чжан Сяньляна все последующие годы пока через двадцать с лишним лет не вылилось в описание пейзажа в повести "Акация". До того же, как Чжэньбэйбао получил художественное воплощение на страницах книги, ему суждено было стать сценической площадкой сразу для двух фильмов.

Первым фильмом, запечатлевшим пейзажи этих мест в 1980 году, стала картина "Один и восемь" (режиссер - Чжан Цзюньчжао). Примечательно, что тогда в составе съемочной группы фильма был еще никому не известный кинооператор Чжан Имоу. Но обстоятельства сложились так, что показ фильма широкой аудитории был временно отложен, и официальное знакомство китайского зрителя с Чжэньбэйбао состоялось только в кинофильме "Табунщик" (1981). Отснятый режиссером Се Цзинем по рассказу Чжан Сяньляна "Душа и плоть", "Табунщик" стал одним из самых известных фильмов в Китае 1980-х годов. В обоих случаях знакомство режиссеров с Чжэньбэйбао проходило при участии Чжан Сяньляна, который лично привозил, либо направлял через посредников кинорежиссеров в это место 2 . Но, пожалуй, наибольшую известность получил частично отснятый в Чжэньбэйбао фильм Чжан Имоу "Красный гаолян" (1987).

Выбор этой съемочной площадки для своей первой работы в качестве режиссера не был для Чжан Имоу случайным, поскольку пейзажи Чжэньбэйбао произвели на него неизгладимое впечатление еще в пору съемок картины "Один и восемь". Как вспоминает Чжан Сяньлян, уезжая из Чжэньбэйбао после съемок "Красного гаоляна", Чжан Имоу закопал там свои поношенные туфли, сделав при этом заявление о том, что при отсутствии успеха у "Красного гаоляна" он навсегда покинет кинематограф 3 . Однако, как известно, фильм Чжан Имоу не только не стал крахом его карьеры, но, напротив, вознес к самой вершине успеха, раскрыв его таланты как режиссера. А что касается туфлей Чжан Имоу, то, выкопанные впоследствии Чжан Сяньляном, они пополнили ряд экспонатов, представленных в выставочном зале киностудии Чжэньбэйбао.

стр. 74

Так или иначе, еще до того как в конце 1992 года на месте фортов была организована киностудия, кадры Чжэньбэйбао, не без помощи Чжан Сяньляна, успели появиться в более чем десяти фильмах. Судьба заброшенной пустыни с двумя полуразрушенными крепостями складывалась таким образом, что постепенно это место превращалось в оживленный уголок, год из года наводняемый режиссерами и актерами. Дальнейшее же процветание Чжэньбэйбао стало возможным благодаря человеку, достойно оценившему это место. Этим человеком оказался Чжан Сяньлян. Киностудию он создал в тот период, когда в КНР начался настоящий бум основания всевозможных компаний. Толчком к этому, как известно, послужила поездка Дэн Сяопина в южные районы страны, в ходе которой он заявил о необходимости расширять масштабы реформ. Участие в рыночном строительстве стало настолько популярным делом, что многие деятели литературы и искусства также пробовали себя в этой области. Когда в начале 1993 года новая волна экономической революции докатилась до отдаленного Иньчуаня, то территория Чжэньбэйбао, использовавшаяся как сценическая площадка, сразу же привлекла внимание директора лесхоза, в ведении которого она находилась. Последний решил основать в этом месте киностудию и объявил конкурс на лучший проект. Как вспоминает Чжан Сяньлян, эту новость он узнал совершенно случайно из телепередачи. Тотчас осознав свое преимущество в таком творческом деле как создание киностудии, он сразу же связался с директором лесхоза, после чего, вложив все свои средства, выкупил территорию 4 .

Внешний облик современного Чжэньбэйбао определяется деталями исторического прошлого -постройками времен минской и цинской династий. В то время здесь, в приграничных районах, было развернуто строительство земляных укреплений. Здесь было множество застав, что нашло отражение в географических названиях и говорит о большой военной роли Нинся в прошлом. Заставе Чжэньбэйбао повезло больше остальных. Она сохранилась до наших дней в виде двух полуразрушенных крепостей, расположенных примерно в 200 метрах друг от друга. Одна из них просуществовала 250 лет, пока не была разрушена мощным землетрясением в 1739 году, о чем сохранились подробные записи в летописях тех лет. После этого по указу цинского правительства уже через два года рядом с развалинами старой крепости было возведено новое укрепление, площадь которого заметно увеличилась и составила около 30 тысяч квадратных метров.

Следует, однако, отметить, что ни одному из фортов Нинся так ни разу и не пришлось исполнить прямые оборонительные функции. К концу XIX века форты утратили военное значение, число солдат в них заметно сократилось, а оставшееся военное население со временем превратилось в крестьян и пастухов. После образования Республики форты подверглись дальнейшему забвению 5 . К 50-м - 60-м годам XX века большая часть укреплений исчезла. Что же касается Чжэньбэйбао, то новая крепость превратилась в земляные жилища местного населения, а старая использовалась как площадка для плавки стали во время "большого скачка" в 1958 году, о чем свидетельствуют черные дыры в разрушенных стенах. Как сетует Чжан Сяньлян, сельское население Чжэньбэйбао в те трудные для Китая годы заботилось лишь о практическом использовании крепостей, но никак не об их сохранении 6 . Так или иначе, именно благодаря Чжан Сяньляну Чжэньбэйбао превратился в район киносъемок и туризма.

Итак, начиная с 1993 года, местечко Чжэньбэйбао, где была создана Западно- китайская киностудия, получило "второе дыхание". Чем привлекает Чжэньбэйбао тысячи людей, приезжающих сюда работать и отдыхать?

По замыслу Чжан Сяньляна, Чжэньбэйбао как площадка для съемок не превратился в киностудию, ограниченную рамками определенной исторической эпохи, что характерно для остальных студий Китая. Так, известны специализированные киногородки, построенные в стиле времен танской, сунской и других эпох. Чжан Сяньлян пошел по другому пути: он открыл специфику Чжэньбэйбао в естественности, первозданности его пейзажей, отсутствии конкретной временной обусловленности. В зависимости от потребностей режиссеры и постановщики приспосабливают его для съемок фильмов о разных временных периодах, начиная с древних эпох и до наших дней. Все дорогостоящие сооружения древности, возводимые на других киностудиях, у Чжан Сяньляна заменяют остатки полуразрушенных фортов, которые при минимальных денежных затратах могут принимать надлежащий для конкретного фильма вид. Универсальность предлагаемого для съемок пейзажа - главный "конек" Чжэньбэйбао.

В то же время здешняя естественная пустыня тоже привлекает внимание кинематографистов. Во многих высказываниях о киностудии присутствуют слова о том, что "Чжан Сяньлян продает пустыню". При этом все эти высказывания преисполнены искреннего восхищения человеком, нашедшим столь оригинальный способ вести бизнес, суть которого достаточно проста. Сам Чжан Сяньлян изложил ее в следующей иносказательной формуле: "Свой первый капитал я вложил в устройство водоема, после чего подождал, пока другие запустят в него рыбок. Я же, вырастив этих рыбок, за вознаграждение даю желающим полюбоваться ими" 7 . Другими словами, Чжан Сяньлян предоставляет для съемочных групп полную свободу творчества, взамен чего последние оставляют в Чжэньбэйбао павильоны, декорации и бутафорию к отснятым картинам.

Так создавались богатейшие ресурсы для ведения туристического бизнеса. Приезжающим на киностудию предлагается посещение съемочных площадок с подробным рассказом экскурсовода о снятых здесь фильмах и

стр. 75

звездах кино. В Чжэньбэйбао возможен также любой вид любительских съемок в костюмах, среди декораций. Желающим прославиться предлагается принять участие в ежегодном конкурсе на лучший короткометражный фильм на заданную тему. По желанию (разумеется, не бесплатно) туристу предлагается запечатлеть его путешествие по киностудии, причем в этот своеобразный видеорепортаж будут вмонтированы кадры из фильмов, снятых на посещенных площадках. Среди развлечений турист может выбрать также езду на скакунах, прогулку на верблюдах, стрельбу из лука, лепку глиняных изделий в местной гончарной мастерской. На территории киностудии есть сувенирные лавки, чайная, где, кстати, можно посмотреть любой из отснятых здесь фильмов, павильон-фотовыставка, на которой экспонируются работы известных мастеров с видами Чжэньбэйбао. Неотъемлемая часть киностудии - ее выставочный зал, экспонаты и стенды которого рассказывают посетителям об истории ее создания. Поражает разнообразие экспонатов, представленных в зале. Эти экспонаты постоянно обновляются.

Поражает и умение Чжан Сяньляна как бы поэтизировать любой из уголков киностудии. Оригинальные каллиграфические надписи украшают двери самых разнообразных помещений - от ресторанов до уборных. Эти надписи исполнены известными каллиграфами и самим Чжан Сяньляном. Посетители неизменно отмечают, кроме больших художественных способностей Чжан Сяньляна, его природные задатки предпринимателя. Его всегда интересовали вопросы политико-экономического характера. В конце 1970-х годов он написал ряд публицистических статей. По его словам, большую часть знаний он, как ни странно, получил в лагерях. Именно тогда состоялось его глубокое знакомство с произведениями классиков марксизма, в частности с "Капиталом", о чем писатель любит упоминать. В 1980-е годы Чжан Сяньлян написал три произведения на тему реформ, осуществляемых в Китае. Многие из идей, высказанных им в художественной форме, реализовываются на принадлежащем ему предприятии.

Поскольку ядром этого предприятия является обслуживание туристов, Чжан Сяньлян большое внимание уделяет работе с персоналом. Он не жалеет средств на обучение своих работников, включающее командировки-практикумы для гидов, проводимые в крупных городах. Чжан Сяньлян ежемесячно проводит социологические опросы сотрудников. Все это в целом способствует росту популярности Чжэньбэйбао. В разгар сезона в это отдаленное место приезжает до пяти тысяч туристов в день. А выручка в такие дни от продажи одних только входных билетов превышает 100 тысяч юаней *8 .

В числе достижений предпринимателя Чжан Сяньляна наиболее значительные - следующие. Во-первых, это восстановление и демонстрация широкой публике района, отличающегося большой исторической ценностью, а также охрана древних сооружений. Во-вторых, это ощутимый вклад в развитие кинематографа. Так, с 1980 года по 2001 год Чжэньбэйбао был основной или дополнительной съемочной площадкой для 52 художественных фильмов. Среди известных картин, снятых здесь в 90-е годы, можно назвать такие как "Старик и собака" (1993), "О путешествии на Запад" (1994), "Долина красной реки" (1996). Снимавшиеся здесь фильмы "Табунщик" (1981), "Красный гаолян" (1987) и "Песни реки Хуанхэ" (1989) получили международное признание и позволили китайскому кинематографу взойти на мировую арену. В-третьих, это рост популярности Нинся и Иньчуаня. Одно из условий Чжан Сяньлана, предъявляемых к создателям фильмов, - в конце киноленты в титрах обязательно должно быть несколько строчек благодарности за предоставленную съемочную площадку в Чжэньбэйбао.

Чжан Сяньлян достойно продемонстрировал то, что можно добиться успеха даже в таком деле, как продажа пустыни 9 . Если же говорить о месте киностудии в жизни самого Чжан Сяньляна, то хотя он и признает, что гордится 10 , приоритетным для него по-прежнему остается литературное творчество. Начиная с 1993 года им было написано и опубликовано шесть книг: дилогия "Мое древо прозрения" (1993), повесть "Невозможность пробудиться" (1994), публицистические сборники "За рамками прозы" (1996) и "В погоне за мудростью" (1997), публицистическое сочинение "Немного о Китае" (1997), а также сборник "Период созревания" (1999), включающий повесть под одноименным названием и ряд очерков.

Разные виды деятельности Чжан Сяньляна не только не взаимоисключают, но и дополняют друг друга. С одной стороны, знания, почерпнутые им в качестве главы предприятия, стали толчком к созданию ряда новых произведений. К таким работам можно отнести, в частности, книгу "Немного о Китае", в которой он касается многих социально-экономических проблем современного общества. Рассуждая о разнице между писательской и предпринимательской деятельностью, Чжан Сяньлян отмечает, что в бизнесе он целиком подвластен рынку и другим людям, тогда как при создании художественных произведений, он, напротив, властвует над судьбами героев 11 .

* 1 доллар - 8,27 юаня.

1 Чжан Сяньлян. Западно-китайская киностудия - я и Чжэньбэйбао. Иньчуань, 2000, с. 19.

2 Там же, с. 21.

3 Там же, с. 22.

4 Бэнь Жань. Председатель Чжан - по совместительству предприниматель // Чжинан, 2000, N 4, с. 6 - 7; Ли Бинь. Новый западный ковбой // Шанцзе, 2000, N 9, с. 8.

5 Чжан Сяньлян. Указ, соч., с. 2 - 9.

6 Чжан Сяньлян. Указ, соч., с. 9 - 12.

7 Цит. по: Ли Бинь. Новый западный ковбой // Шанцзе, 2000, N 9, с. 8.

8 Там же, с. И.

9 Цит. по: Ли Бинь. Указ, соч., с. 6.

10 Янь Гуансин. История о том, как Чжан Сяньлян продает пустыню. Пекин, 1999 с. 25.

11 Цит. по: Бэнь Жань. Указ, соч., с. 10.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

О. РОДИОНОВА, КНР. ПИСАТЕЛЬ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ЧЖАН СЯНЬЛЯН // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 18 апреля 2023. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1681810750&archive= (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии