СУДЬБЫ ИЗДАНИЙ ПЕРВОПЕЧАТНИКА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 21 июля 2018
ИСТОЧНИК: http://literary.ru (c)


© Е. Л. Немировский

найти другие работы автора

Известна поговорка: "Книги имеют свою судьбу". Судьба книг представляет немалый интерес для истории культуры, - особенно тех из них, содержание и форма которых не соответствовали давно сложившимся представлениям. Путь подобных изданий к читателю не всегда гладок. Содержание первых печатных книг было, за немногим исключением, привычным и известным, а их форма имитировала внешний облик рукописей. Но и в истории традиционных (с точки зрения содержания и формы) книг периодически наступали критические моменты.

Старопечатные издания, выпускавшиеся тиражом 1,5 - 2 тыс. экземпляров, расходились по стране со скоростью, определявшейся социально-политической обстановкой и транспортными возможностями. Достаточно быстро, хотя и в малом количестве экземпляров, издания пересекали границы этноязыковых территорий. Продолжительность активной жизни этих книг определялась рядом факторов. Особенно быстро выходили из строя учебники. Дети, учившиеся по ним читать и писать, порою не относились к ним с особым почтением. Большая часть тиража таких изданий погибала в течение 20 - 30 лет. Сохранялись лишь единичные экземпляры, которые были ранее вывезены за границу. Там они лежали на полках библиотек и ждали своего часа, который наступал, когда ими начинали интересоваться ученые. Аналогично складывалась судьба эфемерид, содержание которых тесно связано с общественной и политической жизнью эпохи. Это, как правило, небольшого объема листовки, календари, панегирики владетельным особам. Жизнь книг, предназначенных для литургической практики, была более продолжительной. Но и тут наступал момент, когда издание теряло прежнюю функциональность. Со временем менялась графика шрифта, уточнялось правописание, появлялись новые издания того же произведения. Реформы патриарха Никона в 1650-е годы привели к изъятию из обращения богослужебных книг XVI - первой половины XVII в., которые имели затем хождение лишь в старообрядческих кругах.

Для книг, утративших функциональную значимость, наиболее опасны первые 50 - 100 лет после этого. Они лежат в сундуках, их выбрасывают, используют в качестве завертки. Постепенно эти издания становятся редкими. И тогда ими начинают интересоваться библиофилы. Многие славянорусские старопечатные книги были в XIX в. извлечены из небытия и спасены усилиями таких собирателей, как Ф. А. Толстой, И. Н. Царский, И. П. Каратаев, В. М. Ундольский, А. И. Хлудов и др. Крупные личные библиотеки большей частью попадают в государственные книгохранилища. Здесь книги обретают новую функциональность. Как памятники истории и культуры они становятся предметом изучения. Судьбу книг помогают выявить владельческие и вкладные записи, а для более позднего времени - экслибрисы, печати и штампы книжных магазинов и библиотек. В XVI - XVII вв. почти каждое изменение статуса книги фиксировалось на ее страницах. Здесь можно найти имена владельцев, даты купли и продажи, сведения о местах, где эти акты совершались, данные о ценах 1 . В последнее время специалистами обязательно фиксируются записи

1 Подробнее см.: Лебедев А. Н. Надписи на старинных книгах. М. 1895.

стр. 79

на страницах описании рукописей и старопечатных книг, издание которых сейчас активизировалось 2 .

Эти замечания необходимы, чтобы стал ясен аспект нашего рассказа о судьбе изданий великого русского просветителя, первопечатника Ивана Федорова. Родился он около 1510 года. Есть основания предполагать, что учился он в Краковском университете. Об этом свидетельствует надпись "Johannes Theodori Moscus" ("Иван Федорович Москвитин"), найденная в университетской книге, куда записывали имена лиц, удостоенных ученой степени бакалавра. В 1550 - начале 1560-х годов первопечатник работал в анонимной московской типографии, выпустившей по крайней мере семь изданий: три Четвероевангелия, две Псалтыри, Триоди постную и цветную. В них не указано, кто, где и когда их напечатал. Но их московское происхождение доказано учеными 3 .

Создание книгопечатания в Москве входило в круг реформ, предпринятых Избранной радой - правительственным кружком при молодом царе Иване IV 4 . В 1563 г. в Москве была основана государственная типография, во главе которой стал дьякон Николо-Гостунской. церкви в Кремле Иван Федоров. 1 марта 1564 г. вышла в свет первая датированная русская печатная книга - Апостол. В послесловии указано, что печатали ее Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Между 7 августа и 29 октября 1565 г. они же напечатали два издания Часовника. Вскоре оба первопечатника вынуждены были покинуть Москву, о причинах чего существуют различные мнения. Федоров впоследствии писал, что в Москве нашлись люди, которые "зависти ради многия ереси умышляли, хотячи благое в зло превратити и божие дело вконец погубити... От земля и отчества и от рода нашего изгна и в ины страны незнаемы пресели" 5 .

Типографы направились в Великое княжество Литовское, восточные и южные земли которого населяли русские, белорусы и украинцы, исповедовавшие православие и говорившие на восточнославянских языках. Новая печатная мастерская была основана в Заблудове, имении гетмана Г. А. Ходкевича. Там были выпущены в 1569 г. Учительное евангелие и в 1570 г. Псалтырь с Часословцем 6 . Затем Федоров переселился во Львов, где в 1573 г. основал первую на украинской земле типографию. В 1574 г. в ней увидели свет Апостол и первый восточнославянский печатный учебник - Азбука. Последние годы жизни и деятельности первопечатника связаны с Острогом - имением кн. К. К. Острожского. Там были выпущены в свет Азбука 1578 г. с параллельными греко-славянскими текстами, Новый завет и Псалтырь 1580 г., "Книжка, собрание вещей нужнейших, въкратце скораго ради обретения в книзе Нового завета" 1580 г. (первый в отечественной истории алфавитно-предметный указатель), "Которого месяца што из старых веков диело короткое описание" 1581 г. (первый отечественный календарь и первое отдельное издание поэтического произведения), наконец, Острожская Библия 1581 г. (шервое полное издание славянского перевода Св. писания) 7 . В последний год жизни Федоров совершил путешествие в Краков, Вену, возможно, в Дрезден. Сравнительно недавно найдено его письмо из Вены от 23 июля 1583 г. саксонскому курфюрсту Августу.

В нем идет речь об изобретенной первопечатником многоствольной мортире со взаимозаменяемыми частями: изобретение не случайное, т. к. первопечатник отливал

2 Поздеева И. В., Кашкарова И. Д. Леренман М. М. Каталог книг кириллической печати XV - XVII вв. Научной библиотеки Московского университета. М. 1980; Поздеева И. В. Коллекция старопечатных книг XVI - XVII вв. из собрания М. И. Чуванова. Каталог. М. 1981.

3 Гераклитов О. До питания про початок московського друкарства. - Бiблioлогiчнi вicтi, 1925, N 1 - 2, с. 93 - 97; Зернова А. С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М. 1947; Протасьева Т. Н. Описание первопечатных русских книг. В кн.: У истоков русского книгопечатания. М. 1959, с. 155 - 196; Тихомиров М. Н. Начало книгопечатания в России. - Там же, с 9 - 40.

4 Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М. 1964.

5 Апостол. Львов. 1574, лл. 260 - 260об.

6 Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М. 1979.

7 Немировский Е. Л. Начало книгопечатания на Украине. М. 1974; Iсаевич Я. Д. Першодрукар Iван Федоров i виникнення друкарства на Украiнi. Львiв. 1975.

стр. 80

пушки и вообще владел многими ремеслами. Умер он 5 декабря 1583 г. и был похоронен во ЛЬВОБСКОМ Онуфриевском монастыре.

Итак, известны 12 изданий, являющихся делом рук первопечатника. Они хранятся в библиотеках, архивах и музеях многих городов мира. Не раз составлялись списки сохранившихся экземпляров этих изданий 8 . Но они быстро устаревают, ибо не проходит и года без того, чтобы не обнаружились новые экземпляры. По состоянию на 1 июля 1984 г. выявлены: Апостол 1564 г. - в 61 экземпляре, первое изд. Часовника - в одном, второе (тоже 1565 г.) издание - в пяти, Учительное евангелие - в 44, Псалтырь с Часословцем - в трех, Апостол 1574 г. - в 96, Азбука 1574 г. - в двух, Азбука 1578 г. - в двух, Псалтырь и Новый завет 1580 г. - в 68, "Книжка" - в 15, "Которого месяца" - в одном, Острожская Библия - в 275 экземплярах. Итого 573 экземпляра изданий Ивана Федорова. Эти цифры прежде всего подтверждают то, что говорилось выше о редкости учебников. Азбуки 1574 и 1578 гг. были обнаружены недавно в зарубежных книгохранилищах - в Гарварде (США, экземпляр был найден сначала в Риме в 1927 г.), в Лондоне (Англия), Готе (ГДР) и Копенгагене (Дания). Для обучения грамоте использовались также Часовники и Псалтыри. Отсюда - редкость изданий 1565 и 1570 годов. Единственный экземпляр первого издания Часовника 1565 г. находится в Брюсселе. Три из пяти сохранившихся экземпляров второго издания этой книги тоже обитают в зарубежных библиотеках - в Копенгагене, Кембридже и Лондоне. В Англии находится и один из трех сохранившихся экземпляров Псалтыри с Часословцем. Листовка "Которого месяца" сохранилась в единственном экземпляре. Но таких летучих изданий первопечатник выпустил, видимо, гораздо больше. Остается надеяться, что некоторые из них когда-нибудь будут найдены.

Сохранность не зависит от формата. Малоформатный, отпечатанный в восьмую долю листа Новый завет 1580 г. известен в 68 экземплярах, а крупноформатная (в четвертую долю) Псалтырь 1570 г. - всего в трех. Другие наблюдения касаются тиражей изданий. Какими тиражами печатал Федоров свои книги, неизвестно. Впервые в русской книге тираж указан в Апостоле 1597 г. учеником первопечатника Андроником Тимофеевым Невежей: "А напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят". Апостол 1564 и 1597 гг. - это два издания одного и того же произведения в одной и той же редакции. Разделяют их во времени 33 года - для XVI столетия не такой уж длительный промежуток. Условия сохранности изданий за это время мало изменились. Поэтому можно предположить, что их тиражи пропорциональны числу сохранившихся экземпляров. До сих пор было обнаружено лишь 26 экземпляров Апостола 1597 года 9 . Значит, тираж первой датированной московской печатной книги превышал 2 тыс. экземпляров. А Апостол 1574 г., первая украинская печатная книга, был напечатан, видимо, огромным по тому времени тиражом в 4 тыс. экземпляров. Такой вывод может быть подкреплен ссылкой и на более поздние издания. С 1620 г. сохранился архив Московского Печатного двора, в документах которого есть точные сведения о тираже изданий. Например, Апостол 1621 г. был напечатан Никитой Федоровым Фофановым в количестве 1039, а Апостол 1623 г. - Кондратом Ивановым в количестве 1065 экземпляров 10 . Первое из этих изданий сохранилось в 22, второе - в 30 экземплярах 11 . Как видим, это числа того же порядка, что и для Апостола 1597 года.

Вызывают интерес владельческие и вкладные записи на страницах изданий Ивана Федорова. Почти в каждой из старопечатных книг можно найти записи, оставленные владельцами или читателями. Дороговизна книг заставляла тщательно фиксировать их передачу из рук в руки, смену владельцев. Факт продажи подтверждали

8 Предварительный список старопечатных изданий кирилловского шрифта второй половины XVI в. В кн.: В помощь составителям Сводного каталога старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов. Вып. 4. М. 1979; Немировский Е. Л. Описание и сводный каталог изданий Ивана Федорова. В кн.: Книга. Исследования и материалы. Т. 47. М. 1983, с. 98 - 102.

9 Предварительный список старопечатных изданий кирилловского шрифта второй половины XVI в., с. 39.

10 ЦГАДА, ф. 1184. оп. 1, д. 2, л. 2; д. 3, л. 357.

11 Предварительный список старопечатных изданий кирилловского шрифта первой четверти XVII в, В кн.: В помощь составителям Сводного каталога старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов. Вып. 4. М. 1982, с. 41, 44.

стр. 81

свидетели. Продавец указывал на страницах книги, что она продана "зачисто и заполно", давал обязательство устранять всякие недоразумения, связанные с покупкой: покупателя "во всем очищать", "убытка не доставить" 12 . На страницах старопечатных книг можно встретить и записи, не имеющие никакого отношения к их содержанию или же к их бытованию в обществе, - заметки летописного характера, семейную хронику. Писчий материал в ту пору был дорог. Поэтому пустые страницы и поля использовали для записи памятных событий. Записи, сделанные вскоре после выхода книги из типографии, рассказывают о том, в каких районах она распространялась и каков был характер распространения.

Исследователи отметили, что на сохранившихся экземплярах Апостола 1564 г. мало вкладных и владельческих записей XVI века. Старейшие из них сделаны в 1565 г., 26 октября 1570 г. и в 1575 году 13 . В 1570 г. Апостол подарил Чудову монастырю в Московском Кремле "инок Сергей, что в миру был Семен Савельев сын, благовещенской псаломщик". Следующие в хронологическом отношении записи относятся уже к 90-м годам того же столетия. Быть может, записи XVI в. на старопечатных книгах редки? Нет, это не так! На московских изданиях, выходивших в свет еще до Апостола, в 50 - начале 60-х годов, таких записей много. Так, на экземплярах узкошрифтного Четвероевангелия около 1553 г. найдены вкладные 1559, 1563, 1566, 1568, 1569 гг., сделанные в различных областях Русского государства 14 . Почему же нет ранних записей именно на Апостоле 1564 г.? Утверждалось, что это обстоятельство отражает недоверие читателей к книгам Ивана Федорова и что "в 60 - 80-х годах отношение к безвыходным, дофедоровским изданиям отличалось от отношения к первым книгам Ивана Федорова... Есть основания предполагать, что в 60 - 80-х годах XVI в. большой слой древнерусского общества, особенно церковники, с недоверием, даже с враждебностью относились к федоровским и послефедоровским печатным изданиям" 15 .

Однако это мнение ошибочно, о чем свидетельствуют вкладные записи на экземплярах Апостола 1574 года. Старейшая из них была сделана 10 июня 1574 г., через неполных 4 месяца после выхода этого издания в свет. Известны записи 1575, 1576, 1578, 1580, 1592, 1593 гг. 16 , при этом некоторые из них появились в пределах Русского государства. В феврале 1576 г. судьба забросила львовский Апостол на далекий Север. Книгу эту "Григорей Денисов сын Котельников" положил "в дом Воскресения Христова и Троицы живоначальныя и архистратига Михаила архангела в Вондоксу" 17 . В 1578 г. "Василий Григорьев сын Шевелев" подарил Апостол 1574 г. "в церковь Преображения Господня бога спасителя нашего Исуса Христа в Ярославском уезде во княже Иванове Михайловича Глинсково отчине" 18 . В 1580 г. "игумен Иосаф дал сию книгу глаголемую Апостол тетр печатную за два рубля на поминок души своея" в Свирский монастырь, затерянный в лесах между Ладожским и Онежским озерами 19 .

Возникает вопрос: почему читатель относился с недоверием к Апостолу 1564 г. (как утверждает А. С. Демин) и с симпатией ко второму, идентичному изданию этой книги? Дело здесь, конечно, не в отношении к книге, а в иных условиях ее распространения. Апостол 1564 г. - детище государственной типографии. Тираж его не поступал в открытую продажу, но распределялся частью бесплатно, а частью по не-

12 Лебедев А. Н. УК. соч., с. 25 - 26.

13 Долгова С. Р. Уникальный экземпляр Апостола 1564 года. В кн.: Книга. Исследования и материалы. Т. 27. М. 1973, с. 176; Лабынцев Ю. А. Первое издание Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца в собрании Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. - Там же. Т. 47, с. 181 -183.

14 Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве, с. 149 - 150, 176 - 177, 196 - 198.

15 Демин А. С. Русские старопечатные послесловия второй половины XVI в. В кн.: Русская старопечатная литература (XVI - первая четверть XVIII в.). Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М. 1981, с. 66 - 67.

16 Немировский Е. Л. Начало книгопечатания на Украине, с. 45 - 48.

17 Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ГПБ), XVII. 11. 11.

18 Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ), N 4357.

19 Там же, N 1355.

стр. 82

большой цене, без прибыли - "по чем себе стал". То же было впоследствии и с изданиями Московского Печатного двора; и на них ранние вкладные встречаются очень редко. Апостол 1574 г., напротив, был напечатан в личной типографии Федорова и сразу же поступил на рынок. Его распространение носило коммерческий характер.

Аналогичное положение складывалось с книгами первой московской анонимной типографии, которая, возможно, принадлежала благовещенскому священнику Сильвестру, одному из руководителей Избранной рады. Вывод может быть подкреплен анализом записей на сохранившихся экземплярах Учительного евангелия 1569 г., напечатанного в Заблудове. Эта книга открыто продавалась на торжищах Великого княжества Литовского. Старейшая вкладная была сделана в феврале 1570 г., через 11 месяцев после выхода книги в свет. А вот и запись, начертанная на Учительном евангелии в пределах Русского государства: "Лета 7088 (1580) в дом святеживоначальной Троици на Сылву сию книгу Евангелие толковое положил Семен Аникеев сын да Максим Яковлев сын Строгановы" 20 . В библиотеке промышленников Строгановых числилось в 1578 г. 208 книг 84 названий и среди них 27 "Евангелий печатных толковых воскресных в десть" 21 . Это могли быть лишь экземпляры федоровского издания. До 1569 г. Учительное евангелие вообще не издавалось. А после 1569 г. было выпущено лишь около 1580 г. в Вильне в типографии Василия Гарабурды. Из библиотеки Строгановых скорее всего происходит и экземпляр Учительного евангелия, который в начале XVII в. принадлежал церкви Благовещения; лет 80 спустя "Соли Вычегоцкой посацкой человек Иван Роздьяконов" положил книгу в "Сретенской Новодевичь монастырь" 22 .

В Русское государство попали и другие экземпляры Учительного евангелия. На одном из них запись: "Лета 7090 (1586 г.) четвертаго месяца марта в 13 день дал сию книгу в дом Пречистыя богородицы поп Иван... новоявленнаго образа Нового Девича монастыря во граде Казани евангелие по душе по Петрове да по иноке Меремьяне, что им священником поминать по вся дни на литеех и литоргеех, и которые священники будут у Пречистые богородицы и поминать им по вся дни непременно" 23 . Известны экземпляры Учительного евангелия 1569 г., которые находились в 1589 г. - в Новгороде и в 1610 г. в Устюге 24 . Итак, и Апостол 1574 г. и Учительное евангелие 1569 г. вскоре после напечатания распостранялись в Русском государстве.

То же можно сказать об Острожской Библии. В 70-е годы XVI в. через посредство литовского посла М. Б. Гарабурды кн. К. К. Острожский просит Ивана IV прислать ему исправный список славянской Библии. Царь удовлетворяет эту просьбу. Привезенный в Острог список Геннадиевской Библии, созданной в Новгороде в конце XV в., лет в основу издания 1581 года. В предисловии к нему князь подчеркнул, что оригинал издания получен "от благочестива и в православии изрядно сиятельна государя и великого князя Иоанна Василиевича Московского". Какое-то количество экземпляров Острожской Библии сразу же по ее напечатании было послано в Москву. В том же, 1581 г., когда книга увидела свет, Иван IV подарил ее английскому купцу Дж. Горсею. Этот экземпляр в настоящее время находится в Британском музее. Есть и другие свидетельства. В рукописных дополнениях к одному из экземпляров Острожской Библии, сделанных в 30-е годы XVII в. в Холмогорах, утверждается, что "напечатаны быша множество книг сих не единым заводом и привезены быша великия России в царствующий град Москву народа ради верующего во Христа и разсеяшася во вся грады и держатся и до сих времен" 25 . Справедливость утверждения доказывается большим количеством известных в настоящее

20 Библиотека Академии наук СССР (БАН), 39.2.5.

21 Богданова Н. Г. Книжные богатства Строгановых в 1578 г. В кн.: Serium bibliologicum в честь. А. И. Малеина. Пг. 1922, с. 281 - 283.

22 Горфункель А. Х. Каталог книг кирилловской печати 16 - 17 веков. Л. 1970, с. 17.

23 ГПБ, I.1.19 a , лл. 1 - 7 2-го счета.

24 Государственный исторический музей (ГИМ), Щап. 8; Государственный исторический архив Карельской АССР, рук. N 46.

25 ГБЛ, N 1461.

стр. 83

время записей, сделанных на экземплярах Острожекой Библии в XVI - начале XVII в. в пределах Русского государства.

В каких же кругах бытовали издания Федорова? В первую очередь среди духовенства. Оно и понятно, если учесть содержание этих книг. Характерно, однако, что Федоров не печатал собственно литургических книг, которые использовались в богослужебной практике, таких, как Октоих, Триоди, Минеи. Все его книги были предназначены для чтения. А читать в ту пору на Руси умели и любили. Среди владельцев и вкладчиков, оставивших записи на страницах первопечатных изданий, есть крестьяне, торговые люди, ремесленники, слобожане, дьяки и подьячие. Крестьяне нередко дарили книги церквам и монастырям. Вот, например, характерная запись 1628 г. на Апостоле 1574 г.: "Положил сию книгу рекомый Апостол печатной в десть живоначальныя Троицы Сергиева монастыря вотчины села Шухобалова крестьянин Максим Тимофеев во храм Семиона Ерусалимского сродника Господня по плоти в приселок Семеновское. А дал за тот Апостол рубль" 26 . Делали это и торговые люди. На экземпляре Апостола 1574 г. есть запись: "Лета 7086 (1578 г.) мая в 21 день положил сию книгу глаголемую Апостол тетр в церкви Преображения-Господа бога спасителя нашего Исуса Христа в Ярославском уезде во княже Иванове Михайловича Глинсково отчине многогрешный раб божий Василей Григорьев сын Шевелев. И кто будет у тое церкви у Преображения попы и диаконы и сие книги из церкви не изнести ни попу, ни диакону, ни причету церковному, ни учеников по ней не учити, а держати та книга по вся дни в церкви для ради божественного пения. И кто сию книгу изнесет из церкви или кто учнет по ней учеников учити и тот да будь анафема" 27 .

Но Апостол Федорова меньше всего был предназначен для "божественного пения". Поэтому бывало и так, что книги первопечатника священнослужители продавали мирянам. Один из экземпляров Апостола 1574 г. был в 1580 г. подарен "на поминок души своея" игуменом Иосафом в Александрово-Свирский монастырь. В 1666 г. книга была "починена и переплетена" в монастыре мастером Никифором, о чем сделали на ее страницах соответствующую запись. А полвека спустя книгу продали. Об этом рассказано так: "Сию книгу Апостол Александрова монастыря Свирского архимандрит Феодосии с братиею продали сию книгу казенную Тихвина монастыря посадскому человеку Иакову Матфееву сыну. Цена взята вся сполна. И по велению архимандрита Феодосия подписал уставщик схимонах Давыд лета 7220 (1712 г.) августа в 26 день" 28 . Продажу оформили, так сказать, на законном основании. Но чаще случалось, что, продавая книгу, старые вкладные записи уничтожали. Таких подчищенных записей в изданиях Ивана Федорова много. А один из экземпляров Апостола 1574 г. попал из монастыря в крестьянские руки. В конце XVI в. он находился в Никольском Песношском монастыре, стоявшем среди болот, неподалеку от торгового села Рогачева. В дальнейшем книга перешла к Афанасию Савельеву, крестьянину дер. Лучкино - вотчины князей Мезецких в Замосковном крае. Афанасий начертал на страницах несколько колоритных записей. Вот одна из них: "Сия книга... крестьянина Офонасья Савельева старинна и называеца Апостол. И должно ее читать по вся дни повелено читать. А мы не читаем ленимся. Марья Петровна, почитай хоть ты. Читай не ленися, трудися, пожалуй почитай, Марья Петровна" 29 . Запись сохранила живые интонации крестьянской речи; сделана она была в 80-е годы XVIII столетия.

В крестьянской среде охотно делали на полях книги записи, сплошь и рядом не относящиеся к ее сюжету и владельцам. Есть такие записи на экземпляре Апостола 1564 года. Древнейшая запись на нем относится к 1621 году. Тогда Апостол принадлежал московской церкви "Знамения пречистыя Богородицы, что на Знаменской улице". В 1653 г. "положил сию книгу Апостол печатной Федор Федорович Бобарыкин по брате своем Афонасе Федоровиче Бобарыкике к церкви в монастырь Козме и Демьяну". Сам Федор Федорович был неграмотный: "Подписал сию книгу

26 ГПБ, I.1.21 a .

27 ГБЛ, N 4357.

28 Там же, N 1355.

29 БАН, 18.5.7, л. 198об.

стр. 84

Апостол по веленью государя своего Федора Федоровича Бобарыкина человек ево Спирка Пузанов" 30 . В начале XVIII в. на ней сделана следующая запись: "Сия книга глаголемая Апостол Ивана Антонова сына Селезнева. А продал Иван сию книгу Апостол Ивану Игнатьеву и хто станет вступаться к Ивану сию книгу очищает, а его Ивана Игнатьева никакова убытка не до- весть. А подписал сию книгу по велению отца своего я сын ево Иван своею рукою" 31 . В дальнейшем эта книга стала собственностью "крестьянина Дмитрея Федорова сына Шепелева", человека любознательного, который рассказал на страницах книги о таких поразивших его событиях: "1744 году появилась генваря в 6 день звезда на небеси на запад закатилась часу в 8-м и в 7-м ночи: и несла оная звезда за собою превеликий луч"; "1744 году февраля в 8 день появилась звезда с лучом на летней восток всходила на зоре" 32 . Впоследствии этот экземпляр Апостола 1564 г. попал в коллекцию украинского собирателя И. Я. Лукашевича. В 1870 - 1872 гг. коллекция была приобретена для Отделения рукописей и славянских старопечатных книг Московского Румянцевского музея. Апостол 1564 г. там уже имелся. И хранитель Отделения А. Е. Викторов обменял его на другие книги в Петербургской духовной академии. После Великой Октябрьской социалистической революции библиотека Академии поступила в Публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Здесь эта первая датированная московская печатная книга, побывавшая в руках стольких людей, находится по сей день.

На страницах изданий Федорова, да и других старопечатных книг, читатели делали пометы для памяти о войнах, пожарах, затмениях, неурожаях, других событиях, поразивших их воображение. На страницах одного из экземпляров Апостола 1574 г. есть записи о нападении крымцев на Львов, о затмении солнца, о дороговизне в Речи Посполитой: "Року божого 1695 месяца февруария дня 2 на стретение господне татаре в Львов брали тайна"; "Року божого 1706 солнце менило са и того року Москва плюндровала по уси Полщи, а дорожни не било: жита маця по золотих 14, пшоно по 21, овес по пет золотих, а волив пара по золотих 15, корова добра по золотих 6" 33 . В экземпляре Острожской Библии, принадлежащем Рильскому монастырю в Болгарии, имеется такая взволнованная запись: "Опленися и изгорися монастырь святого отца Иоанна Рыльского от проклятых и от безбожных магогов в лето от Христова рожества 1778 августа 16. Иеромонах Феодосии Грешный" 34 . В другом экземпляре той же книги есть запись о землетрясении: "1838-го года генваря 11-го в десятом часу ночи земле трясения было очень велико и страшное, мало что хоромы не повалилися, и некоторыя люди из домов выходили страха ради, и продолжалось так минуты две целых. В Екоренославе сие было" 35 . Или такая запись: "130 (1622 г.) мая 1 числа в ночи мороз почал бить" 36 .

В семьях крестьян, слободских и торговых людей издания Ивана Федорова хранились как величайшая драгоценность. Их нередко передавали по наследству от отца к сыну, от тестя к зятю, от дяди к племяннику. Экземпляр Острожской Библии, который ныне находится в Музее истории религии и атеизма в Ленинграде, в начале XVII в. принадлежал Т. П. Помазаницыну. 19 августа 1618 г. "продал сию книгу Библию Терентейко Петров сын Помазаницын подъячему Петру Самсо- нову сыну. Подписал я Терентейко своего рукою" 37 . От Петра Самсонова книга перешла в семью Шпилькиных, жившую в Москве, в Барашской слободе. Эту книгу в семье ревностно хранили. Но в конце XVII в. один из наследников нарушил семейную традицию и продал Библию "иноземскому сыну Федору Матфееву". А другой экземпляр Острожской Библии (находится ныне в Библиотеке Академии наук СССР) принадлежал московской семье Даниловых-Семеновых. Первая запись на нем была сделана 9 июня 1661 г., когда торговый человек Гостиной сотни (имя написа-

30 ГПБ., I.1.17 е , л 29сл.

31 Там же, л. 6об.

32 Там же, л. 6 (далее не нумерованы), 80об., 81.

33 Исаевич Я. Д. Львовский Апостол Ивана Федорова 1574 г. В кн.: Книга. Исследования и материалы. Т. 9. М. 1964, с. 63.

34 Библиотека Рильского монастыря, С-432.

35 Фундаментальная библиотека Симферопольского университета, N 48272.

36 ГБЛ, N 1443.

37 Музей истории религии и атеизма, Сл. 719.

стр. 85

но неразборчиво) продал книгу Леонтию Федорову сыну Бобровскому. Принадлежал ли Василий Данилов, владевший книгой впоследствии, к семье Бобровских, неизвестно. Василий оставил на одном из листов следующую запись: "Сия книга Василия Данилова сына,., аще хто сию книгу похитит татьбою или иною какою неправдою, и з тем нас судит Христос бог наш на своем праведном страшней суде Христове" 38 . Василий подарил Библию племяннице и ее мужу, который тут же помянул о своих обязательствах по отношению к дарителю: "Принял я Ванька Семенов сын у дяди своего названного у Василея Данилова сею книгу Библию в наделок и обещаное слово ему дал, что его матерь Елену Максимову дочь, а во иноцех Екатерину двою годом на обедни да по ей паметем марта в 13 день, а другая память майя в 21 день, а стану я поминать". Впоследствии эта книга была продана за "три рубля с полтиною".

На пустых страницах и полях изданий Федорова, хранившихся на протяжении многих десятилетий в одной семье, тоже делались записи, велась своеобразная семейная хроника. Апостол 1564 г. в XVII - XVIII вв. принадлежал нижегородским посадским людям Кожевниковым. Старейшая запись на нем не датирована, она сделана полууставом XVI в.: "Сей апостол продал черной (далее неразборчиво. - Е. Н.) протодьякону Алексею, а подписал своею рукою". К Кожевниковым книга попала в начале XVII в., когда родоначальник семьи оставил на полях владельческую запись: "Сей Апостол Максима Яковлевича Кожевника"; он умер в 1686 г.: "Лета 7194 месяца августа в 19 день преставися раб божий Максим Яковлев сын в 1 час ночи". 14 лет спустя скончалась "раба божия Елена Елизарова дочь". Это, возможно, жена Максима Яковлевича или его сына Ивана. Об Иване на страницах Апостола записей нет. Но помянуты его сыновья Харитон Иванович, скончавшийся 1 сентября 1716 г., и Димитрий Иванович. Последний оставил в книге следующую запись: "Сия книга глаголемая Апостол нижегородца посадьцкого человека Димитрея Иванова сына Кожевникова его милости. А подписывал я Дмитрей Кожевников своею рукою 1727 году июля 9 день". Дмитрий Иванович на страницах книги написал о кончине своей тетки ("В 7234 (1726 г.) месяца майя 9 день преставися раба божия Агрипина Максимова дочь 1726 году") и племянников, сыновей Харитона - Афанасия и Симона 39 . В XIX в. этот экземпляр Апостола попал в коллекцию известного собирателя, председателя Общества истории и древностей российских А. Д. Черткова, сын которого пожертвовал "Чертковскую библиотеку" Историческому музею.

Другой экземпляр той же книги в августе 1768 г. был "прислан в благословение от калужского купца Ильи Лебедева сыну его" 40 . В феврале 1800 г. эта книга принадлежала некоему Степану Данилову. Наконец, "1842 года февраля 3-го числа сия богодухновенная книга, нарицаемая святый Апостол, куплен графа Дмитрия Николаича Шереметьева деревни Терехова крестьянином Иваном Петровичем Глебовым". Записи семейного характера есть и на страницах Апостола 1574 г., принадлежавшего в XVIII в. Константину Кондратьеву: "У попа Константина Кондратьева родилась дочь Анна 1734 году... А сын ево Наум тот год книгу сию прошел. А подписал оный поп Константин своею рукою... А в попы стал он Константин в 1731 году" 41 . В дальнейшем экземпляр книги оказался на одном из карельских погостов. Здесь ее читал Федор Андреев, оставивший на страницах ряд записей: "Федор чёл"; "Федор рябой", "Месяца февраля 12 день Павел апостол книга Апостол старой читает книгу Федор Андреев рябой корель"; "Федор Ондреев читает книгу Апостол, Федор учит книгу".

Экземпляр Острожской Библии в течение многих лет принадлежал известной в Западной Украине семье Левицких, к которым книга попала в начале XIX века. О родоначальнике семьи на страницах ее сделана такая запись: "В року 1700 народився Роман Рицар в Биберштайнов Льевгщкий походячий з староруського дворяньства гербу Рогаля, був попом в Пятничанах коло Стрия жив лет 114, умер в

38 БАН, 39.3.18.

39 ГИМ, Чертк. 134.

40 ГБЛ, N 1351.

41 Научная библиотека Львовского университета, III. 14223.

стр. 86

року 1814, ако православный помер" 42 . Записи рассказывают о датах жизни, деятельности пяти сыновей Романа Левицкого, о его внуках. Станислав Левицкий, родившийся в 1830 г., 5 июля 1865 расписался на форзаце. Много записей сделал его сын Роман. Первая из них датирована 12 октября 1900 года. Посвящены они в основном политическим событиям. Например: "Року 1918 повстала Република в Галичини - Украiньска Народна Република. Поляки заняли i провлять нами, 1921 14/10"; "Ходят слухи, что е. о. Андрей Шептицкий митрополит виiхав до Америки з вглядом вляднати, щоби Галичину признано самостийною державою. 15/10 1921". 4 апреля 1930 г. А. Шептицкий купил Библию у Р. С. Левицкого зд 60 долл. и передал: ее Церковному музею во Львове.

Судьба некоторых экземпляров изданий Федорова связана с именами людей, хорошо известных в отечественной истории. Так, один из Апостолов 1564 г. был переплетен в типографии Федорова и предназначался для подношения царю. На верхней крышке переплета видны герб Русского государства и тиснение золотыми буквами: "Иоан, божиею милостью осподарь, царь и великий князь всея Руси" 43 . Книга, однако, поднесена царю не была. Федоров взял ее с собою в Заблудов и здесь подарил протопопу церкви Успения Богородицы Нестору, с которым был в дружеских отношениях. Первопечатник одолжил Нестору большую по тем временам сумму - 15 коп литовских грошей и не торопился взыскивать ее. Лишь после смерти Федорова его сын просил некоего Гануша из Острога получить с Нестора долг. Экземпляр, о котором идет речь, Нестор продал Лукашу Семкевичу, а тот подарил ее заблудовской церкви Успения Богородицы. Об этом рассказывает запись: "Сия книга апостольская дана есть на церковь храм Успения пречистое богородицы заблудовскую от благоверного служебника божого Лукаша Семкевича по души его, которая просит всего причту того светого храму, дабы у воктеньях и поминниках и о нем ся молили. И сее книги от того светого храму нигде не отлучали под клятвою святых вселенских семи собор. А дана и подписана есть сия книга в лета рожества Христова 1602 месяца ноября 4 дня в середу многогрешным презвитером и хужшим во иереох Нестором строителем того же светого храму а екзархом и протопопом под-ляшским".

Сохранился экземпляр Апостола 1574 г., который претерпел ту же операцию: был продан Нестором одному из прихожан с тем, чтобы тот положил его в церковь 44 . Это было сделано еще при жизни Федорова. Можно предположить, что первопечатник передал Нестору часть тиража для продажи и что отсюда проистекает его долг Федорову. В XVIII в. этот экземпляр попал в руки крестьянина дер. Заполицы Гусицкой волости. В начале XIX в. он принадлежал известному собирателю и книготорговцу А. С. Ширяеву, коллекция которого поступила в Библиотеку Академии наук.

Экземпляр Апостола 1564 г. в 1570 г. был положен в Чудов монастырь иноком Сергеем. В 1697 г. книга привлекла внимание Петра I; царь приказал передать ее в библиотеку Московского Печатного двора. Об этом рассказывает запись: "Книга великого государя казенная, взятая из книгохраяительной палаты Чудова монастыря для того, что она перваго издания печатным тиснением. И от сей книги и почала быть московская книжная типография. И отдана в книгохранительную палату, потому что на Печатном дворе в книгохранительной палате такой книги не было. Закрепил ее по листам дьяк Андрей Михайлов нынешнего 206 (1697 г.) ноября в 3 день" 45 . Запись примечательна. Она свидетельствует о том, что Петр I интересовался историей русского книгопечатания и знал про Федорова.

Это имя отечественным книголюбам было хорошо известно в XVII веже. Одним из них был Б. М. Хитрово, московский боярин и управляющий Оружейным приказом. В его библиотеке был и Апостол 1574 года. На первых листах принадлежавшего ему экземпляра боярин сделал запись: "7170 году (1662 г.) генваря в 26 день сия книга Апостол околничева и оружейничево Богдана Матвеевича Хитрово в селе

42 Государственный исторический музей г. Львова, N 343.

43 ГИМ, Цар. А15 См.: Протасьева Т. Н. Первые издания московской печати. М. 1955, с. 22.

44 БАН, 7.5.11.

45 Долгова С. Р. УК. соч., с. 177.

стр. 87

Братцове" 46 . После смерти Хитрово книга переходила из рук в руки (была она, в частности, у некоего Афанасия Тороканова), пока не попала к книготорговцу, имевшему лавку на Спасском мосту Московского Кремля, О том, как она была продана, рассказывает запись: "А сего марта 15 дня 1736 году куплена в Москве на Спаском мосту у купца Савы Петрова секретарем Кирилою Ивановичем Алабиным и отдана по ево обещанию вкладом в Резанский уезд... в село Киселево в церковь чудотворца Николая". Из рязанских краев неведомыми нам путями первая украинская печатная книга попала на Север, в село на берегу Пинеги. Здесь в 1963 г. Апостол 1574 г. был обнаружен археографической экспедицией Института русской литературы АН СССР.

Автор многих полемических и богословских трудов Петр Могила собрал большую библиотеку, в которой было свыше 2 тыс. томов. Сохранился принадлежавший ему экземпляр Псалтыри и Нового завета 1580 г., на котором он оставил владельческую запись: "1639 май 30. Петр Могила архиепископ митрополит киевский рукою власною" 47 . Собирал книги и известный украинский гравер Александр (в монашестве Антоний) Тарасевич. Имелась в его библиотеке и Острожская Библия, на которой он сделал латинскую владельческую запись 48 . Впоследствии книга поступила в библиотеку Киево-Печерской лавры. Едва ли не самой крупной частной библиотекой петровского времени было собрание кн. Д. М. Голицына, находившееся в с. Архангельском. Сохранилась Острожская Библия, принадлежавшая Голицыну. На обороте верхней крышки переплета видна запись: "Сию книгу Библию даровал мне монаху Маркиану Белевичу ясневельможный князь Димитрий Михайлович Голицын под час бытности своей в Киеве року 1704 месяца мая 15, которую купил отец Никола Драгомирецкий наместник монастыря Свято-Никольского" 49 .

И. Т. Грамотин был думным дьяком царя Михаила Федоровича, служил в Посольском приказе. Его именем скреплены многие важнейшие документы. То же имя мы находим на страницах одного из экземпляров Апостола 1564 г.: "Сию книгу, глаголемую Апостол, дал Иван Опухтин в церковь чюдотворца Николы в пределе великие христовы мученицы Параскеве Пятница Важеском уезде Рясенском стану в отчину свою при священнике Иякове по душе печатника Ивана Торасиевича Грамотина во иноцех схимника Иоиля и по родителях своих" 50 . Грамотин назван здесь "печатником", то есть лицом, приставленным к государственной печати. В XIX в. эта книга находилась в собрании П. В. Щапова, а после его смерти поступила в Исторический музей. На последней доске переплета наклеена записка: "А. С. Орлову отпущен для семинария вниз Апостол 1564 г. (первопечатный). Зав. отд. рукописей М. Сперанский 26.III. 926". Записка сохранила память о семинарах по древнерусской литературе, которые вел в Московском университете А. С. Орлов, впоследствии академик и директор Музея книги, документа и письма АН СССР 51 . Оставил записку славист и византолог акад. М. Н. Сперанский, который в 1921 - 1929 гг. возглавлял Отдел рукописей Исторического музея. Она позволяет проследить отношение некоторых ученых XIX - XX вв. к изданиям Федорова.

Многие историки и филологи мечтали иметь книги первопечатника в своих собраниях. Но далеко не каждому это удавалось. "Я отдал бы половину своей библиотеки за Острожскую Библию" 52 , - писал в конце XVIII столетия чешский ученый Йозеф Добровский. Мечта его не осуществилась. Тем большего уважения достойны те ученые, которые передавали в хранилища попавшие к ним издания Федорова. Об одном из таких случаев рассказывает дарственная запись: "В Московский Николо-Гостунский собор сию книгу первою напечатанную в Москве диаконом сего собора Иоанном Феодоровым 1563 года усердствует И. Снегирев. 1847 года января 19" 53 . Запись сделана профессором Московского университета И. М. Снегире-

46 Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР.

47 ГИМ, Меньш. 1094.

48 Центральная научная библиотека АН УССР, Кир. 762.

49 Там же, Кир. 646.

50 ГИМ, Щап. 6.

51 См. о нем: Свойский М. А. Музей палеографии. - Вопросы истории, 1977, N4.

52 Ягич И. В. Новые письма Добровского, Копитара и других юго-западных славян. СПб. 1897, с. 501 - 502.

53 ГИМ, Син. 17.

стр. 88

вым, перу которого принадлежат многие работы по истории отечественного книгопечатания. В наши дни акад. М. Н. Тихомиров подарил Сибирскому отделению АН СССР большое собрание рукописей и старопечатных книг, среди которых есть и издания Федорова.

К сожалению, еще плохо изучены всевозможные приписки на полях книг, маргиналии и глоссы, которыми пестрят страницы старопечатных изданий вообще, книг Федорова в частности. Большинство глосс представляют собой толкование или перевод непонятных русскому читателю слов или словосочетаний. Много их в одном из экземпляров Острожской Библии, который в настоящее время находится в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина 54 . Написаны они в Холмогорах в 30-е годы XVII века. Иногда толкование разрастается в достаточно обильный комментарий. Так, толкуя слово "прузина", автор глоссы пишет: "Во алфавите (речь идет о толковом словаре-алфавитнике. - Е. Н.) пишет прузи - кобылки травные (то есть кузнечики. - Е. Н.), во апокалипсисе ж в 9 главы - подобни конем и лица их человеча и зубы их яко лвовы". Чаще, однако, толкование ограничивается переводом непонятного слова: "ароматы" - "запахи и другие масти", "порок" - "болячка", "близнята" - "двоенки, рекше два вкупе рожении", "ягнец" - "младые барашки", "жезл" - "посох", "жабы" - "скокуши", "каженик" - "каженицы наричаются юноши царскиа", "злак" - "трава скотопитательная". Многие из приведенных выше слов для современного читателя в толковании не нуждаются. Они кажутся нам исконно русскими. В этой связи хотелось бы подчеркнуть значение глосс (а в отдельных экземплярах изданий Федорова их немало) для этимологических исследований. Экземпляр, о котором идет речь, замечателен и тем, что к нему прибавлены интереснейшие тексты; среди них - краткая история перевода Библии и издания ее в Остроге.

Заметки на полях представляют особый интерес, когда они раскрывают лицо читателя, его образ мыслей. Записи такие редки и плохо изучены. Древнерусский читатель подчас настроен скептически. Так, к словам предисловия Острожской Библии "Боже отче вседръжителю... един имеяи бесмертие" он делает на полях ироническую приписку: "А ангели видно умирают" 55 . В одном случае высказывания читателя, связанные с библейским текстом, перерастают в четкую и достаточно определенную программу. Сделаны они на полях экземпляра Острожской Библии, который в августе 1902 г. был куплен Волынским епархиальным древлехранилищем у Кулик, жительницы Житомира. Книга эта находится в Государственной научной библиотеке им. В. Г. Короленко в Харькове (N 332018) 56 . На первом листе книги есть надпись: "Иермонах Пахомий... сия книга 1659 г.". Но мы не уверены, что записи в книге, автора которых О. А. Фотинский назвал "вольшским религиозным вольнодумцем XVII в.", сделаны именно Пахомием. Человек этот, по словам того же Фотинского, "является самым ожесточенным врагом западной церкви, папства, Брестской унии". Добавим, что не менее критически он относился и к православию, "Волынский вольнодумец" уподобляет папу римского библейскому Навуходоносору, который пожелал истребить всех богов и обожествить самого себя. В другом месте он вспоминает о папе римском, комментируя рассказ Библии о полководце Авенире, который после смерти царя Саула, сделавшись опекуном его сына Иевусфея, взял себе Ресфу, наложницу царя. Папа же "взял собе не подложницу, але правдивую шлюбеницу, церков божию в жену собе. Христу вже послюбенную".

Этот вольнодумец относился критически и к священнослужителям. Он утверждал, что "попове наше читают, а саме не знают, що читают", выступал против иконопочитания, отрицал обрядность и необходимость ношения нательных крестов. С возмущением говорил он "о образех, що маляр руками уробивши, а потом перстной работе своей кланяется". К словам пророка Иеремии, осуждавшим идолопоклонников, поклонявшихся делу рук своих, "волынский вольнодумец" добавил:

54 ГБЛ, N 1461.

55 ГИМ, Чертк, 266

56 См.: Фотинский О. А. Волынский религиозный вольнодумец XVII в. - Чтения в Историческом обществе Нестора летописца, 1905, кн. 18, вып. 3 - 4, отд. 2, с. 71 - 102; Перетц В. Н. Отчет об экскурсии Семинария русской филологии в Житомир 21 - 26 октября 1910 г. Киев. 1911, с. 49 - 51, 111 - 118, 136 - 141.

стр. 89

"Московским святым и руским образом". К словам пророка Иосии "даждь нам господи, что даси им утробу неплодящуся и съсци сухи" сделана приписка: "Що дал Бог Руси... дал церкви руской неплодной быти, то ест не толко же бы еще из иных народила, але и своих поморила, чем усохлые бо перси мает. Не мает чим кормити и свои, то ест науки у попех правдивюй". На полях этого экземпляра Острожской Библии трактуются и злободневные в ту пору вопросы политической жизни; дается, например, характеристика царствования Бориса Годунова. Интересны приписки бытового характера. Например, по поводу слов Иисуса сына Сирахова "иде же не будет жены, воздохнет заблуждая", сей читатель меланхолически замечает: "Зри, як тяжко без жены". Рядом, уже другой рукою, прибавлено: "Але без доброй, а лепше без ней злой, а нежели з ней злою".

Описан еще один экземпляр Острожской Библии с записями, выявляющими мировоззрение автора 57 . Книга находится в Закарпатском краеведческом музее в Ужгороде. В XVII в. она принадлежала известному украинскому писателю-полемисту М. Андрелле-Оросвиговскому, который высоко ценил это издание Федорова. В одном из своих полемических трудов он писал, что "един листок" Острожской Библии он "не дал бы за всю Прагу, Англию, немецкую веру, и за Литву, Прусы, Гельвецы, Поляцы, Мураву, Тоты, Чехи, Сведы, Фландры, Ливоны, Бургунды, Европы, и Индианы" 58 . На полях принадлежавшей ему Библии Андрелла оставил заметки о своей трудной жизни: "В сии лета последная нужно ест читающе и слезами свидетелствовати... же настали лета лютая... Оставих не по воли парахию, жену и чада плотская моя у Лучках, при граде Мукачове, вторицею избегох от римлян да не будет унеатами душею и телом". После смерти Андреллы экземпляр переходил из рук в руки, бытуя в среде закарпатской православной иерархии, противившейся внедрению католицизма и унии. В 1712 г. Библию приобрел иерей Степан Тернуский, затем ею владели отец Феофилакт из Бедевли и отец Кинтус. "По преставлении Кинтусовом... купих сию книгу, зовемую Библию за 30 и за 4 золоте у Янках... року божия 1765, месяца януария, дня 10, многогрешний и недостойный раб божий Гавриил Бандолюк". Бандолюк, последователь Андреллы, на одной из страниц книги отставил каталог принадлежавшей ему библиотеки; в ней было 27 книг.

Особая тема - судьба изданий Федорова, попавших за пределы нашей Родины. Таких экземпляров много. Только Острожских Библий в зарубежных библиотеках и архивах около 70. Особый интерес представляют те экземпляры, история бытования которых в обществе восходит к самому Федорову. Первопечатник дарил отпечатанные им книги. Но ни одной дарственной записи, сделанной им, неизвестно. В 1979 г. автор этих строк обнаружил Острожскую Библию в монастыре Врдник (Раваница) на Фрушкой горе в Югославии. Первые листы книги не сохранились. Оборваны поля и некоторых из следующих листов. Поэтому запись, сделанная на начальных листах, может быть приведена лишь во фрагментах: "В лето 7092 месяца декамбриа 1 (1583 г.) и по их... слуга его милости преславнаго и православнаго и православна христолюбца князя Константина Константиновича нареченнаго Василия князя Острозского, воеводы Киевского, маршалка или старосты Волынская придах сию Библию сиречь... завета обители пречестнаго храма Възнесения господня монастыря прозываемого Раванице в земли Сербской близ град Смедерево на реце Мораве близ Дунава в подкрилие горы Кучаины вечне и непорушно" 59 .

Имя человека, подарившего Библию монастырю Раваница, названо в той части записи, которая не сохранилась. Но известно, что "слугой" (или "служебником") князя Острожекого луцкие и львовские документы неоднократно именуют Ивана Федорова, который бывал и в южнославянских землях. Об этом свидетельствует заявление от 22 октября 1579 г. серба Ивана из Сочавы о том, что он отказывается от претензий к "Ивану Федоровичу", которые были у него "как в Валахии, так и в

57 Микитась В. Л. Давнi книги Закарпатського державного краезнавчого музею. Львiв. 1964, с. 54 - 58; его же. Видання Iвана Федорова на Закарпатськiй Украiнi. В кн.: Украiнська книга. Киiв - Харкiв. 1965, с. 202 - 206.

58 Духовно-полемические сочинения иерея Михаила Оросвиговского Андреллы против католичества и унии. Прага. 1932, с. 142.

59 Немировский Е. Л. Издания Ивана Федорова в книгохранилищах Сербии и Воеводины. - Советское славяноведение, 1980, N 5, с. 98 - 103.

стр. 90

турецких землях". Однако запись в Библии из монастыря Раваница сделана 1 декабря 1583 года. Первопечатник же скончался во Львове 5 (15) декабря 1583 года 60 . За 15 дней он вряд ли мог добраться из Сербии во Львов. Можно предположить, что Федоров сделал запись в пору своей предсмертной болезни, вспомнив о монастырях, в которых побывал, и решив пожертвовать в некоторые из них книги.

Подарком Федорова был, возможно, и тот экземпляр Азбуки 1578 г., который в настоящее время находится в Готе. На форзаце книги есть владельческая запись немецкого востоковеда и полиглота Э. Хуттера, который в 1579 - 1584 гг. жил в Дрездене при дворе саксонского курфюрста Августа. Запись датирована 1583 годом. Известно также, что у Хуттера по крайней мере в июле 1583 г. имелась Острожская Библия; об этом упоминается в письме словенского просветителя А. Бохорича от 31 июля 1583 года. Как попали к Хуттеру эти книги? Отвечая на этот вопрос, следует вспомнить о письме Федорова курфюрсту Августу, которое недавно было найдено в Тайном архиве земли Саксония. "Я решил прибыть к Вам, Ваше величество", - писал первопечатник 23 июля 1583 г. из Вены. Состоялась эта поездка или нет, неизвестно. Если Федоров побывал в Дрездене, он мог сам передать Хуттеру свои книги. Мог он и переписываться с ним, переслав ему Азбуку и Библию.

Поскольку речь зашла об Азбуке 1578 г., проследим ее дальнейшую судьбу. Вторым владельцем книги стал проф. Д. Швентер, филологи математик, который брал у Хуттера уроки еврейского, халдейского и арабского языков. После смерти Швентера библиотека его была распродана по частям. Азбуку Ивана Федорова приобрел в августе 1641 г. И. Э. Герхард, впоследствии профессор Йеяского университета. Его экслибрис украшает переплет томика из Готы. Есть в нем и владельческая запись Герхарда. После смерти ученого его библиотеку купил Фридрих I, герцог Заксея-Гота-Альтенбургский. Книги перевезли из Йены в замок Фриденштайн в Готе. На обороте титульного листа Азбуки сохранилась печать замковой библиотеки. С 1945 г. эта библиотека находилась в Ленинграде. Там книги хранились в Библиотеке Академии наук СССР, Многие из пострадавших книг реставрировали. Но получилось так, что Азбуку Федорова здесь никто не раскрыл. В 1956 г. Советское правительство передало фриденштайнскую библиотеку ГДР, и книги снова заняли свое место на полках восточного флигеля замка Фриденштайн. Проводя их инвентаризацию, научный сотрудник библиотеки Г. Клаус, знавший русский язык, нашел это, в ту пору никому не известное, издание Федорова.

Издания первопечатника дарили другим лицам и его покровители. Выше уже говорилось об экземпляре Острожской Библии, подаренной Дж. Горсезю. Возможно, царским подарком является львовский Апостол 1574 г., который ныне находится в библиотеке Королевского колледжа в Кембридже. На нем есть запись: "In Musquo 1575 Jer. Horsey", т. е. "В Москве 1575 г. Джер. Горсей" 61 . Некоторые экземпляры Острожской Библии К. К. Острожский подарил римскому папе Григорию XIII, его нунцию в Польше А. Болоньетти и легату А. Поссевино. Издания Федорова попали в западноевропейские страны уже вскоре после их напечатания. Так, хранящийся ныне в кембриджском колледже "Корпус Кристи" московский Часовник Федорова поступил сюда в 1575 г., когда был напечатан, вместе с библиотекой архиепископа Паркера. Книга замечательна своим переплетом, который сделан скорее всего в первой московской типографии. В Кембридже хранится в колледже "Гонвил энд Кайус" Апостол 1564 г., который был подарен Р. Шерингамом, а в колледже "Пемброук" имеется Острожская Библия, завещанная в 1626 г. Л. Эндрьюсом, епископом Винчестерским.

Старейшее упоминание об изданиях Федорова на страницах печатных каталогов относится к 1620 году. Речь идет о каталоге Бодлеянской библиотеки в Оксфорде, в котором зарегистрирована Острожская Библия 62 . В 1663 г. это издание

60 Немировский Е. Л. Когда умер и где похоронен первопечатник Иван Федоров. - Вопросы истории, 1964, N 6, с. 213 - 215.

61 Туrrell E. P., Simmons J. S. G. Slavonic Books before 1700 in Cambridge libraries. - Transactions of the Cambridge Bibliographical Society, 1963, vol. 3, N 5, p. 389.

62 Catalogus universalis librorum in Bibliotheca Bodleiana omnium librorum et scientiarum genere resertissima, sic compositus. Oxoniae. 1620, p. 71.

стр. 91

имелось и в библиотеке колледжа "Тринити" в Кембридже. В библиотеке г. Кассе ль (ФРГ) находится Острожская Библия, подаренная шведским королем Густавом II Адольфом. Три книги Федорова - Апостол 1564 г., Учительное евангелие 1569 г. и Новый завет с Псалтырью 1580 г. - сохранились в библиотеке епископа Н, Марша в Дублине 63 . В XVIII в. упоминания об изданиях Федорова встречаются в каталогах многих западноевропейских библиотек, как общественных, так и частных.

История в конечном счете милостиво относится к великим произведениям ума и рук человеческих. Иногда их могут не понимать и не воспринимать современники. Их может постичь более или менее длительное забвение. Но со временем они находят дорогу к людям. Издания Федорова сразу же поел" их появления начали служить делу просвещения. Они активно использовались на протяжении многих десятилетий. Но подвиг, свершенный первопечатником, был осознан не сразу. Лет через 100 после начала книгопечатания в России и на Украине почти никто не знал имени великото просветителя. Лишь в конце XVIII - начале XIX столетия соотечественники по крупицам начали собирать сведения о его жизни и деятельности. Тогда-то ученые всерьез заинтересовались и его изданиями. Тем не менее о них и доныне известно не все. Нет сомнения, что список книг Федорова не ограничивается теми 12 названиями, которые приведены в начале этого очерка. Нужно искать другие издания, а также новые документы о жизни и деятельности первопечатника, особенно в зарубежных архивах. Следует тщательно описать все сохранившиеся экземпляры изданий Ивана Федорова. Это позволит лучше судить о том, как эти книги выполняли свою просветительскую миссию. Необходим словарь языка этих изданий. Изучение различных аспектов творчества первопечатника должно быть продолжено.

63 Симмонс Дж. С. Г. О некоторых старопечатных кириллических книгах в Дублине. В кн.: Книга. Исследования и материалы. Т. 8. М. 1964.


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Е. Л. Немировский, СУДЬБЫ ИЗДАНИЙ ПЕРВОПЕЧАТНИКА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 21 июля 2018. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1532186940&archive= (дата обращения: 21.08.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии