Сопоставление поэтических выразительных средств

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 17 февраля 2017
ИСТОЧНИК: Педагогическая техника, № 5, 2012, C. 62-65 (c)


© Эмилия Леонгард

найти другие работы автора

Организация общения и формирование речи в средних и старших классах

Эмилия Леонгард, кандидат педагогических наук, создатель "Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха", сотрудник Центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, Москва

Поэзия требует озвучивания: мы слышим её ритм, мелодику. Поэзия вводит нас в особый мир, открывает нечто тайное, скрытое в нас самих, одухотворяет нашу жизнь. Сразу возникает вопрос: доступна ли слабослышащим поэзия? Этому и посвящен предлагаемый материал. Рекомендации по организации работы со стихотворными текстами у детей с нарушениями слуха оказываются чрезвычайно полезными и в обучении слышащих детей.

Беседы с глухими и слабослышащими учащимися средних-старших классов проводятся не только по поводу какого-либо одного стихотворения одного автора; обсуждения организуются на материале двух-трёх стихотворений (или отрывков) разных авторов.

Эти стихотворные тексты подбираются таким образом, чтобы можно было сопоставлять выразительные средства разных поэтов при передаче ими своих впечатлений и своего состояния в сходных ситуациях. Проще всего это проследить, сопоставляя различные тексты о временах года.

Стихотворения об осени



Цветы завянут все, завоют рощи дики,
Слезами потекут кристальны ручейки,
И, резкий испустив в болоте ближнем крики,
Прочь крылья навострят носаты кулики, Печальны
чибисы, умильны перепёлки...
(К. Н. Батюшков "Н. И. Гнедичу")

Рдяны краски, Это осень,
Воздух чист; Далей просинь,
Вьётся в пляске Гулы сосен,
Красный лист, - Веток свист.
(М. А. Волошин "Осенью")




стр. 62


Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мёртвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь.
Люблю я солнце,
Есть что-то схожее
в прощальном взгляде
Великого светила
с тайной грустью
Обманутой любви...
(М. Ю. Лермонтов "Солнце осени")




Как всегда, стихотворения читаются детьми вслух (раза два, не менее); выразительно читает их и учитель, а затем - снова дети. Выясняется, какое стихотворение нравится каждому больше других и почему. Может быть, ученик скажет, что первое стихотворение трудно читать. Почему? Следует поговорить о том, что оказывается в центре внимания каждого поэта, пишущего об осени.

Учитель и дети могут нарисовать картины к стихотворениям, прочитывая определённые фрагменты в процессе рисования.

Стихотворения о зиме



Чудесный вид, волшебная краса!
Белы, как день, земля и небеса!
Вдали, кругом холодная, немая
Везде одна равнина снеговая;
Везде один безбрежный океан,
Окованный зимою великан!
(А. И. Полежаев "Белая ночь")

За высокий сугроб
закатилась звезда,
Блещет месяц -
глазам невтерпёж.
Кедр, владыка лесов,
под наростами льда
На бриллиантовый
замок похож...
(Н. А. Заболоцкий "В тайге")

Снаружи вьюга мечется
И всё заносит в лоск.
Засыпана газетчица
И занесён киоск...
(Б. Л. Пастернак "Первый снег")

Хорошо здесь: и шелест, и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз...
(А. А. Ахматова)




И здесь - разные стихотворные размеры, разная лексика и разные образы зимы. Не обязательно читать сразу четыре стихотворения (хотя для старших школьников это вполне доступно) - можно отбирать два-три в любых сочетаниях. Нужно попросить детей мысленно представить себе картины, которые возникают у них при чтении каждого стихотворения. Какая картина более соответствует его настроению? Почему?.. (Учитель также выполняет свое собственное задание и делится с детьми своими впечатлениями.)

Где находился автор, что он видел перед собой, что навеяло ему эти строки? Какие строки в каждом стихотворении нравятся больше

стр. 63
других? Какие строки самые красивые? Какое стихотворение хочется выучить наизусть? Какие отрывки из остальных стихотворений хочется запомнить?..

Как обычно, учитель является участником ситуации и высказывает своё мнение, но не навязывает его ребёнку.

Стихотворения о лете



И пчёлы пёстрые сосут
в лугах цветы,
Сбирая сладостны
себе и нам соты;
Поля, стада, леса дают
везде надежду,
Готовя нам покров,
и пищу, и одежду...
(М. В. Ломоносов "Поздравительное письмо")

Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпятся волны меж собой.
Вкруг скал волнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятётся -
И здесь стою недвижим я...
(М. Ю. Лермонтов "Гроза")

Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло,
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло...
(А. А. Ахматова "Обман")




Три разных образа лета. Какой образ ближе каждому ребёнку и учителю? Почему? Какое стихотворение, по мнению детей, написано раньше других, очень давно? Почему они так думают?

Обсуждается, какое из описанных состояний природы самое спокойное, и каждый объясняет, почему он так думает; при этом у детей и у учителя могут быть разные предпочтения.

Выясняется, в каком стихотворении описывается тревожное состояние природы. Остальная работа с этими стихотворениями проводится аналогично описанной в отношении первых двух групп ("осенних" и "зимних").

Дети взрослеют, и их интересует не только поэтическое одушевление природы, но и любовь.

Стихотворения о любви



Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
(М. Ю. Лермонтов)

Я слышу Вашими ушами,
Я вижу Вашими глазами,
Звук Вашей речи на устах,
Ваш робкий жест в моих руках.
(М. А. Волошин "Отрывки из посланий")

Ты всегда таинственный и новый,
Я тебе послушней с каждым днём.
Но любовь твоя, о друг суровый,
Испытание железом и огнём...
(А. А. Ахматова "Чёрный сон")




стр. 64
Разговор о любви требует деликатности. Можно обсудить, каким способом выражает свои чувства каждый поэт, радостные ли это чувства или в словах кроется грусть; от чьего имени поэт обращается к любимому человеку - от имени мужчины или женщины и т.д.

Детям становится доступной и гражданская позиция Поэта.

Гражданская лирика



Что ж ты сделал для края родного,
Бескорыстный мудрец-гражданин?
Укажи, где для дела благого
Потерял ты хоть волос один!
(И. С. Никитин)

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
(Н. А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо")

И были целые народы
На гибель согнаны, как скот,
Во имя счастья и свободы
Огнём очищенных пустот.
(Ю. Мориц "Неуязвимость")




Вопрос, призыв, экскурс в историю. Обо всём этом - о чувствах, которые, по-видимому, испытывали поэты, когда писали эти строки, - можно и должно говорить со старшеклассниками.

Итак, сотворчество взрослых и детей в пространстве поэзии приводит к тому, что глухие и слабослышащие дети (не говоря уже о нормальных) могут полюбить поэзию. Было бы замечательно, если бы ваши ученики захотели писать стихи сами.

/По кн. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / Что важно знать родителям, воспитателям и учителям. МГППУ, 2011./


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Эмилия Леонгард, Сопоставление поэтических выразительных средств // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 17 февраля 2017. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1487333457&archive= (дата обращения: 24.04.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии