Оригинальный способ проведения диктанта

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 14 февраля 2017
ИСТОЧНИК: Педагогическая техника, № 4, 2011, C. 15-17 (c)


© Нина Ступина

найти другие работы автора

Учительский рассказ с комментариями В. Букатова

Нина Ступина, учитель русского языка, с. Ново-Никольское, Тверская обл.

Предлагаем вниманию читателей авторский вариант проведения контрольного диктанта и комментарии к нему доктора педагогических наук, эксперта нашего журнала В. Букатова.

Для написания диктанта я заготовила разные тексты. Каждому давался текст, отличный от всех. Все ученики работали в парах. Один из работающих в паре читал текст по предложениям, другой писал.

После этого свой текст читал второй ученик, а первый писал под диктовку.

Затем каждый брал тетрадь своего ученика-соседа и без карточки проверял написанный им диктант.

Вторично проверяли диктанты по карточкам, но уже вместе. Сначала один диктант, потом другой.

Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор. В своей тетради каждый записал разбор своих ошибок.

В конце ученики берут друг у друга тетради, ещё раз просматривают и ставят в тетрадях свои подписи: проверял Иванов; проверяла Смирнова.

Комментарии В. Букатова

Комм. 1

Задание с двойным дном

Мне понравилось, что вы нестандартно подходите к написанию диктанта. Если вдруг вы захотите попробовать какие-то другие варианты, то, может быть, мои подсказки вам пригодятся.

стр. 15
Хорошо бы обратить внимание на ту педагогическую выгоду, которую дает нам один текст. Ведь в вашем варианте каждая пара получила два текста (по отдельному тексту на каждого ученика). И в этом, конечно, есть определённый смысл. Но давайте представим ситуацию, когда все ученики получают карточки с одним и тем же текстом. Как будет происходить работа? Сначала один ученик в каждой паре продиктовал, а второй записал, потом вторые ученики стали диктовать, а первые записывать.

После этого пары сдают карточки с текстом и переходят за соседнюю парту. И там видят: лежат два листочка с тем же самым текстом диктанта, но выполненным другой рукой. И они начинают проверять. Проверять без карточки-подсказки. И вот они проверяют, совещаются, исправляют. После этого ставят отметку и подписываются. (Мне очень понравилось, что у вас они прямо так и пишут, проверял, дескать, Иванов. Это замечательно. Это обязательно сохраняйте и в других игровых приёмах. Ведь не всё ж только учителю ставить отметки и расписываться в дневнике.) После этого пара переходит в следующее гнездышко. И там новая порция двух листочков с рукописным диктантом. Но диктанты эти уже проверены и под каждым стоит соответствующая отметка и чья-то детская подпись. Так вот, теперь задача проверять не столько диктант, сколько проверяющих.

Каждая пара берёт со стола карточку-подсказку и начинает проверять проверявших. Отметка поставлена, и подпись под отметкой стоит, а вот всё ли проверяющий исправил, заметил, увидел? Или что называется "судью на мыло"?

Конечно, задача проверки судьи по исходным карточкам - это очень каверзное задание. С двойным дном. Ведь, по сути дела, нужно и заново проверить первоначально написанный текст, и выяснить, всё ли исправлено, а из исправленного - всё ли верно исправлено. И вот после отметки и подписи судей появляется новая отметка, но уже не автору диктанта, а судье. Обычно у меня ученики так и писали: за судейство Иванову такая-то отметка.

Ну вот, а после всего этого ученики возвращаются в своё родное гнездышко. И ждут их там их собственные два варианта диктанта. Но каждый из них уже дважды проверен соседями. Так что каждый ученик видит три отметки, которые могут совпадать друг с другом, либо очень сильно отличаться друг от друга. Так что у детей будет, о чем покумекать, что обсудить друг с другом и с товарищами.

Комм. 2

Монологи с балкона

А ещё вспомнился мне вот какой вариант. Давным-давно работал я на театральном отделении в школе искусств подмосковного города Лобня. И, помнится, в театральном классе на первом году обучения были у меня четырёх-, пятиклассники из разных школ. А так как раньше ксероксов днём с огнём не сыщешь, то им приходилось очень много текстов переписывать. То скороговорки, то стишки, то отрывки из "Одиссея" Гомера, то монолог Креонта из трагедии Софокла "Антигона". Ну и, конечно, у четырёх-, пятиклассников навыки скорописи были самые минимальные. Да и вообще они писать не любили, потому что в школах их явно стращали диктантами.

стр. 16
И тогда встала передо мной задача, как ситуацию с переписыванием, во-первых, оживить, сделать ее интересной, эмоциональной, захватывающей, а во-вторых, увеличить скорость переписывания.

И вот однажды (мы в то время как раз подошли к работе над монологом из древнегреческой трагедии) я сделал ход конём. Все быстренько разбились по парам. У каждой пары были свои два стула. Одни ученики поставили свои стулья к окну, другие - к двери. Стулья, таким образом, были выстроены в две линии спинками друг к другу. Между стульями расстояние в восемь шагов. А дальше было вот какое задание.

Те ученики, которые возле двери, сели на свои стулья спиной к окну. На коленях у них были шариковые ручки и рабочие тетради. Их напарники сели на стулья у окна. Когда все расселились, я объявил, что это никакие не стулья, а балконы двух разных домов. И вот я даю полторы минуты, и нужно будет успеть прокричать своему напарнику со своего балкона как можно больше текста, но так понятно, чтобы он успел его правильно записать. Кто через полторы минутки больше строчек (или предложений) точно запишет, тот и победитель. Но не только переписчик, а именно пара. Ведь переписчик сможет быстро и точно записать только в том случае, если ему глашатай всё чётко, быстро и понятно со своего балкона кричал.

Не успели дети толком все это осознать, как прозвучал сигнал "начали!" и поневоле пришлось кричать. Крику было - ужас! Но это входило в одну из задач этого странного социо-игрового задания. Ведь в театральном классе ученикам нужно сначала языки развязать, а то ведь как только отвечать, то по школьной привычке у них сразу голосок становится тоненьким, слабеньким. И только когда уроки заканчиваются и они выходят на улицу, то тут глотки почти у всех оказываются лужёными.

Ну и, как вы понимаете, после первого кона все действительно друг у друга проверяли записи: кто больше написал, кто правильнее. Оспаривали разные результаты. И все как один заявили: давайте ещё раз. Тогда, помнится, кона четыре мы с ними провели. Одну треть текста записали. И надо сказать, что помогло. Ученики стали по-деловому, по-рабочему относиться ко всякого рода неизбежным переписываниям. И для них сама скорость переписывания перестала быть проблемой.

А на стулья-балконы мне их нужно было посадить для того, чтобы зафиксировать расстояние. А то ведь если ученика не посадить за спинку стула, он невольно будет двигаться по направлению к пишущему напарнику. Тогда другие тут же начнут оспаривать результат. Вот чтобы таких дурных споров-выяснений не было, я заранее и придумал такую режиссуру мизансцены.

А ещё хочется сразу согласиться с некоторыми учителями, которые скажут (и будут правы), что кричать во время урока нехорошо. Конечно, ведь в соседнем классе это может мешать вести урок другому учителю. Поэтому задание "кричать" можно заменить на... прямо противоположное - "кричать шёпотом"! Интереса, поверьте, у участников будет не меньше. Хотя если условия позволяют, то, конечно, лучше всё-таки диктовку с балконов проводить не шёпотом, а во весь голос.


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Нина Ступина, Оригинальный способ проведения диктанта // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 14 февраля 2017. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1487024963&archive= (дата обращения: 24.04.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии