ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. ЭНГЕЛЬСА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 11 декабря 2016
ИСТОЧНИК: http://literary.ru (c)


© А. А. СТРОКОВ

Создавая науку о законах общественного развития, о победе социализма и коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс в интересах пролетарской революции всесторонне и глубоко занимались изучением и разработкой проблем войны и военного дела. В военной теории они видели могучее оружие классовой борьбы пролетариата. Теоретическое наследство К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросам войны, армии и военного дела неоценимо, оно является прочной основой для глубокого понимания современных войн и современной военной науки. Особенно много военными вопросами занимался Энгельс1 . "После своего участия в баденской кампании Энгельс сделал изучение военных вопросов своей специальностью"2 , - писал К. Маркс Лассалю в 1859 году.

Ф. Энгельс был гениальным мыслителем и борцом, новатором и революционером в науке. Вместе с К. Марксом он совершил настоящий переворот в понимании таких общественных явлений, как война, вооруженные силы, военная наука и военное искусство. Ф. Энгельс был не только первым военным теоретиком пролетариата, он был создателем марксистской военно-исторической науки. Его многочисленные работы по военным вопросам служат непревзойденными образцами применения диалектического материализма в области военного дела. И К. Маркс и В. И. Ленин высоко оценивали военные работы Ф. Энгельса. В. И. Ленин называл Ф. Энгельса великим знатоком военного дела3 .

В основе марксистской науки о войне и армии лежит понимание природы и сущности войны как социально-исторического явления, как продолжения классовой политики вооруженными средствами. Открыв, что "способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"4 , К. Маркс и Ф. Энгельс дали путеводную нить для подлинно научного объяснения происхождения войн. Они доказали, что войны возникли на определенном этапе развития общества, а именно с появлением частной собственности на средства производства и расколом общества на противостоящие друг другу классы, и что, таким образом, война является исторически преходящим явлением. Будучи продуктом классово антагонистического общества, война связана с политикой определенных классов, она начинается и ведется ради их экономических и политических интересов. Гениальные основоположники научного социализма особенно подчеркивали тот факт, что войны являются непременным спутником бур-

1 См. Е. Цветаев. Становление Ф. Энгельса как военного теоретика пролетариата. "Военно-исторический журнал", 1963, N 11; А. И. Бабин. Ф. Энгельс - выдающийся военный теоретик рабочего класса. М. 1970.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 29, стр. 475.

3 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 10, стр. 340.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 13, стр. 7.

стр. 64

жуазного строя. Установив связь войны с социально-экономическим строем общества, с политикой классов, которые его составляют, они нанесли сокрушительный удар по антинаучным теориям, объяснявшим войны действием вечных законов природы, "борьбой за существование", неизменно присущими человеку инстинктами и т. п. При всем различии этих теорий сущность их всегда состояла в оправдании захватнических войн и политики эксплуататорских классов. К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли и разоблачили эту реакционную сущность военных теорий буржуазных апологетов политики ограбления и порабощения народов.

В гениальном произведении "Анти-Дюринг" Ф. Энгельс сформулировал многие основные положения пролетарского учения о войне и армии, он разоблачил утверждение Дюринга, признававшего насилие (а следовательно, и войны как орудие насилия) главной движущей силой общественного развития, "источником жизни", причиной всех социальных революций и переворотов. Показывая лживость этих выводов, увековечивающих и узаконивающих войны, Ф. Энгельс решительно выступил против преувеличения роли насилия (войны) и доказал, что насилие само связано с определенными экономическими условиями. С другой стороны, он предостерегал и от недооценки роли насилия. Основоположники марксизма неоднократно указывали, что "насилие играет в истории еще и другую роль, именно революционную роль, что оно... является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым, что насилие является тем орудием, посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политические формы"5 , то есть когда насилие используется передовым классом для преодоления сопротивления отживших и реакционных сил. Рабочий класс - творец коммунистического общества - не может отказаться от применения революционного насилия для того, чтобы сломить сопротивление буржуазии или отбить ее попытки сохранить свое господство. Из этого следует, и это подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, что авангард пролетариата - его революционная партия - должен овладеть законами и правилами вооруженной борьбы с эксплуататорами.

Неоценимое значение для выработки пролетариатом правильной политической стратегии и тактики, для определения его отношения к каждой войне имеет учение марксизма о политическом содержании и социальном характере войны, получившее в новых исторических условиях дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. Корифеями революционной науки были также обоснованы объективные критерии, позволяющие пролетариату и его партии давать правильную оценку конкретным войнам, каждая из которых всегда представляет собой, говоря словами В. И. Ленина, вещь архипеструю, разнообразную и сложную6 . В зависимости от объективной оценки политического содержания и социального характера данной войны пролетариат либо выступает против нее, либо оказывает ей решительную поддержку. Учение марксизма-ленинизма о политическом содержании и социальном характере войны, о войнах справедливых и несправедливых было и остается поныне могучим оружием в борьбе против агрессивной империалистической политики буржуазии, против ее идеологов. Это учение решительно направлено также против всех форм буржуазного пацифизма, цель которого - разоружить пролетариат, помешать его решительной и непримиримой борьбе с империализмом.

К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит заслуга научной разработки вопросов о происхождении, классовой сущности и назначении армии как органа государства, как вооруженной силы, возникшей вместе с появле-

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20, стр. 189.

6 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 49, стр. 369.

стр. 65

нием классовых антагонизмов и служащей в условиях антагонистического общественного строя для поддержания господства эксплуататоров, для удержания ими в подчинении народных масс, для ограбления и порабощения других народов. Армии эксплуататорских обществ, определял Ф. Энгельс, - это "главное орудие подавления"7 . На большом фактическом материале он разоблачил буржуазных деятелей, маскировавших эту сущность капиталистических армий.

Основоположники научного социализма рассматривали любую войну с классовых позиций пролетариата. Марксистская методология, сочетавшаяся с глубоким знанием военной истории, позволила Ф. Энгельсу вскрыть социальные процессы, характерные для капиталистической армии. Буржуазные государства, писал он в "Анти-Дюринге", ведя между собой войны, из года в год тратят все больше средств на армию и флот, вооружение, пушки. "Армия стала главной целью государства, она стала самоцелью; народы существуют только для того, чтобы поставлять и кормить солдат. Милитаризм господствует над Европой и пожирает ее. Но этот милитаризм таит в себе зародыш собственной гибели". Капиталистические страны принуждены все шире применять всеобщую воинскую повинность и "тем самым обучать... весь народ умению владеть оружием, так что народ становится способным в известный момент осуществить свою волю вопреки командующему военному начальству. И этот момент наступит, как только народная масса - деревенские и городские рабочие, а также крестьяне - будет иметь свою волю"8 . В приветствии французским рабочим по случаю 20-й годовщины Парижской коммуны, напечатанном в газете "Le Socialiste", Ф. Энгельс указывал: "Теперь, когда каждый здоровый мужчина проходит через ряды армии, эта армия начинает все больше и больше отражать настроения и мысли народа; эта армия, главное орудие подавления, становится с каждым днем все менее надежной. Руководители всех крупных государств уже с ужасом предвидят тот день, когда находящиеся под ружьем солдаты откажутся убивать своих братьев и отцов... Если уже и в армии занимается новая заря, значит конец старого мира уже не за горами"9 .

Глубокая научность, диалектический подход, охватывающий явление всесторонне, со всеми его связями и противоречиями, четко выраженная партийная, классовая позиция - эти характерные черты Ф. Энгельса как ученого, мыслителя и революционера в полной мере проявились при разработке им военно-теоретических и военно-исторических проблем. Созданное основоположниками марксизма-ленинизма учение о войне и армии является основой марксистской военной и военно-исторической науки.

* * *

Как известно, до К. Маркса и Ф. Энгельса в военно-исторических работах преобладали субъективистские воззрения. В статье "Армии Европы", написанной в 1855 г., Ф. Энгельс, определяя состояние военной истории, писал: "Военная история как наука, в которой правильная оценка фактов является единственным руководящим принципом, еще очень молода и не может пока похвастаться большим объемом литературы. Тем не менее это уже сложившаяся область знаний, и с каждым днем она все более и более отметает, как ненужную примесь, бесстыдное и глупое хвастовство, которым длительное время отличались произведения, именовавшиеся историческими..."10 .

Ф. Энгельс изучал историю строительства армии, способов и форм вооруженной борьбы, современное ему военное искусство, исходя из за-

7 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 22, стр. 187.

8 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20, стр. 175.

9 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 22, стр. 187 - 188.

10 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 11, стр. 436 - 437.

стр. 66

дач борьбы за пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата. Проанализировав мировую военную историю и особенно опыт войн XIX в., он раскрыл основные закономерности вооруженной борьбы и правильно указал дальнейшее направление развития военного искусства.

Военно-теоретические и военно-исторические взгляды Ф. Энгельса обстоятельно изложены в многочисленных статьях, написанных для "Новой американской энциклопедии", издававшейся в 1858 - 1863 годах. Для этого издания им было написано свыше 50 статей, посвященных армии в целом, отдельным родам войск, военному искусству (стратегии и тактике), а также отдельным сражениям и военным деятелям. О широте вопросов, охваченных Ф. Энгельсом, свидетельствует уже сам перечень названий этих статей: "Армия", "Пехота", "Кавалерия", "Артиллерия", "Фортификация", "Флот", "Сражение", "Атака", "Кампания", "Лагерь", "Бивуак", "Батарея", "Боевые припасы", "Катапульта", "Аркебуз", "Штык", "Бомба", "Картечь", "Зажигательный снаряд", "Блиндаж", "Укрытие от бомб", "Аоперн", "Альма", "Блюхер", "Бем" и др. Как эти статьи, так и многие другие работы Ф. Энгельса, написанные на основе изучения военной литературы и анализа происходивших в его время военных событий, служат образцами научного анализа и обобщения военно-исторических и военно-теоретических вопросов.

Ф. Энгельс исследовал войны, строительство вооруженных сил и военное искусство начиная с древнейших времен и вплоть до конца XIX века. В его работах военная история предстает перед нами как постоянно распространяемый и обогащаемый опыт ведения войны. В работах "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Анти- Дюринг", "Заметки о войне", в статьях, написанных для "Новой американской энциклопедии", и в других произведениях Ф. Энгельс устанавливает этапы развития военного искусства; он рассматривает историю строительства и организации армии, отдельных родов войск, вооружения, способов ведения войны и боя (стратегии и тактики), системы воспитания и обучения войск, исследует историю развития флота, гребных, парусных и паровых судов, историю фортификации и эволюции различных видов вооружения (см., например, статьи "Нарезная пушка", "История винтовки"). Ф. Энгельс определяет место выдающихся полководцев в истории войн, в развитии военного искусства и дает им оценку. Говоря, например, о полководцах рабовладельческого общества, он высоко оценивает Эпаминонда (отказавшегося от равномерного распределения войск по фронту и создавшего ударный кулак на решающем участке боевого построения), Александра Македонского (превратившего конницу в ударное средство разгрома врага), Ганнибала (применившего сложный тактический маневр - окружение), Юлия Цезаря (использовавшего резерв как решительное средство для достижения победы). Большое внимание он уделял истории строительства европейских армий XIX в. - английской, французской, австрийской, прусской. Ф. Энгельс критически переработал и обобщил все, что было создано военно-теоретической мыслью, начиная от древних военных теоретиков.

Военно-исторические работы Ф. Энгельса являются образцом глубокого и всестороннего марксистского исследования истории военного искусства. Он рассматривал проблемы военной истории, исходя из общего учения о развитии и смене социально-экономических формаций, анализируя военно-исторические сюжеты в неразрывной связи с экономическими, социальными, политическими, идеологическими и другими условиями жизни общества. Вместе с тем он показал, что военное дело, как и другие области человеческой деятельности, имеет свои специфические законы, которые находят свое выражение в конкретных способах и формах вооруженной борьбы. Военная история в трудах Ф. Энгельса - это конкретное, научно аргументированное раскрытие закономерностей возникновения и развития войн, вооруженных сил и военного искусства

стр. 67

рабовладельческого, феодального и капиталистического (на домонополистической стадии) обществ. Все исследование военной истории ведется на основе событий и фактов, которые рассматриваются в неразрывной связи с сущностью войн, закономерностями развития армии и военного искусства.

* * *

Впервые в истории военно-теоретической мысли К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали и всесторонне разработали положение о зависимости войны и военного дела от условий общественного развития, от экономической и политической структуры общества. "Насилие не есть просто волевой акт, а требует весьма реальных предпосылок для своего осуществления... - писал Ф. Энгельс. - Победа насилия основывается на производстве оружия, а производство оружия, в свою очередь, основывается на производстве вообще, следовательно... на "экономической силе", на "хозяйственном положении", на материальных средствах, находящихся в распоряжении насилия"11 , Ф. Энгельс показывает влияние производства, социально-экономических и политических условий на военное искусство, способы и формы вооруженной борьбы, боевые качества армии. На этой основе он раскрывает содержание объективных законов, определяющих характер и направление развития армии и военного искусства, всего военного дела. "Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения. Не "свободное творчество ума" гениальных полководцев действовало здесь революционизирующим образом, а изобретение лучшего оружия и изменение солдатского материала; влияние гениальных полководцев в лучшем случае ограничивается тем, что они приспособляют способ ведения боя к новому оружию и к новым бойцам"12 .

Ф. Энгельс дал всесторонний социально-экономический, политический и военный анализ войн, которые происходили в его время: Крымской войны (1853 - 1856 гг.), колониальных войн в Китае и Индии, народного восстания 1857 - 1859 гг. в Индии, австро-итальянской войны (1859 г.), гражданской войны в США (1861 - 1865 гг.), австро-прусской (1866 г.) и франко-прусской (1870 - 1871 гг.) войн.

В его трудах освещается кампания Дж. Гарибальди в Сицилии и в Южной Италии (1860 г.), а также и испанская революция, начавшаяся в 1868 году. В исследовании проблем войны и армии Ф. Энгельс дал блестящие образцы практического применения марксистской методологии. Анализируя современные ему войны, он вскрывал их характер, предвидел их исход и политические последствия. Так, с самого начала гражданской войны в США он определил ее существо, состоявшее в борьбе двух социальных систем - рабства и капиталистического наемного труда, предсказал ее исход- победу северных штатов как более передовой социальной системы, указал на политические последствия войны. К. Маркс и Ф. Энгельс предсказали и исход франко- прусской войны 1870 - 1871 годов. Уже в самом ее начале Ф. Энгельс писал К. Марксу 22 июля: "С конца следующей недели немцы могут начать наступление и бросить во Францию армию, которая, хотя и после многих тяжелых боев, должна опрокинуть все, что выставит против нее Бонапарт. Судя по тому, как обстоят теперь дела, я считаю счастливый исход кампании для Бонапарта невозможным"13 . В другом письме к К. Марксу Ф. Энгельс указывал: "Окончательный результат - что в конце концов

11 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20, стр. 170.

12 Там же, стр. 171.

13 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 33, стр. 7.

стр. 68

победят немцы - для меня вне всякого сомнения..."14 . Диалектико- материалистический подход к изучению экономических и политических возможностей обоих противников позволил Ф. Энгельсу правильно предвидеть исход этой войны.

Ф. Энгельс последовательно и непримиримо разоблачал захватнические, колониальные войны, которые велись Англией, США, Францией и другими государствами с целью грабежа и закабаления отсталых стран. Войну Китая против англо-французских, а также американских колонизаторов 1856 - 1858 гг. он определял как справедливую народную войну "за сохранение китайской национальности"15 . Раскрыв соотношение и взаимосвязь политики и экономики, войны и политики, основоположники научного социализма показали роль народа и различных классов в войнах. Особенно велика роль народных масс в справедливых национально-освободительных войнах. Говоря о военных действиях между австрийскими войсками и народными массами Пьемонта в 1849 г., Ф. Энгельс подчеркивал: "Народ, который хочет завоевать себе независимость, не должен ограничиваться обычными способами ведения войны. Массовое восстание, революционная война, партизанские отряды повсюду - вот единственный способ, при помощи которого малый народ может одолеть большой, при помощи которого менее сильная армия может противостоять более сильной и лучше организованной"16 . Ф. Энгельс считал, что, когда прусские войска во время франко-прусской войны подошли к Парижу, Франция все еще могла сопротивляться, если бы была развернута народная война, в огне которой можно было уничтожить по частям сильную армию завоевателей. Прусская армия разбилась бы о Париж, если бы население столицы было вооружено. Но буржуазия боялась пойти на это, ибо не хотела вооружить революцию. "Правительство национальной обороны" предпочло пойти на национальную измену и капитулировать.

Исследуя диалектику развития армии и военного искусства, Ф. Энгельс установил, что новые общественные отношения порождают и новую систему ведения войны, новую военную науку. "Военная наука, созданная революцией и Наполеоном, явилась неизбежным результатом новых отношений, порожденных революцией"17 , - отмечал он и предсказывал, что освобождение пролетариата "будет иметь свое особое выражение в военном деле и создаст свой особый, новый военный метод"18 . И действительно, с победой Великой Октябрьской социалистической революции в военном деле произошла, как указывал В. И. Ленин, "смена двух эпох"19 .

К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли также революционизирующее влияние крупных технических изобретений на военное дело. Армия постоянно питается передовой техникой. В армии, замечал К. Маркс, "впервые применяются машины в крупном масштабе"20 . На многих примерах Ф. Энгельс показывает изменения в стратегии и тактике, вызванные появлением нового оружия и новой техники. Военная тактика, указывал В. И. Ленин, зависит "от уровня военной техники, - эту истину разжевал и в рот положил марксистам Энгельс"21 . Появление и усовершенствование огнестрельного оружия вызвало качественные изменения в военном искусстве, определило возникновение линейной тактики, линейного строя, а введение в середине XIX в. нарезного скоро-

14 Там же, стр. 13.

15 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 12, стр. 222.

16 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 6, стр. 416.

17 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 7, стр. 510.

18 Там же, стр. 509.

19 В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 324.

20 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 29, стр. 154.

21 В. И. Ленин. ПСС. Т. 13, стр. 374.

стр. 69

стрельного оружия породило рассыпной строй. Ф. Энгельс писал об огромном воздействии этого оружия, появившегося во второй половине XIX в., на военное искусство22 . Мысли Ф. Энгельса о военной технике, о ее влиянии на способы и формы ведения войны и боя сохранили свое значение и в нашу эпоху научно-технической революции, когда техническая вооруженность армий достигла гигантских размеров. Разумеется, Ф. Энгельс не сводил влияние способа производства на военное искусство к изменениям в одной только материально-технической базе и военной технике. Новые явления и тенденции в производстве, экономике сказываются и в изменениях, происходящих с людскими массами, в их социальных качествах, в средствах и способах вооруженной борьбы.

На примерах, взятых из разных исторических эпох, Ф. Энгельс показывает, какое влияние на боеспособность армии, на ход и исход войны, на военное искусство оказывают и такие факторы, как характер войны", боевой дух армии, дисциплина, боевая подготовка и боевой опыт войск, а также деятельность полководцев. В его трудах можно найти немало фактов, показывающих воздействие на армию и военное искусство конкретных условий и особенностей исторического развития тех или иных стран. Он подчеркивал, что боевой дух армии неразрывно связан с моральным состоянием народных масс, с характером самой войны. Во время сражения, писал он, "моральный фактор... сразу же превращается в материальную силу..."23 . Войска с высоким боевым духом атакуют противника с величайшим самообладанием, решимостью, быстротой и сплоченностью. Придавая огромное значение роли морального фактора, Ф. Энгельс в то же время указывал, что он должен быть подкреплен соответствующей подготовленностью бойцов, их организованностью и дисциплиной. Он, в частности, указывал на французскую армию, которая во время франко-прусской войны не смогла противопоставить неприятелю ничего, кроме славных традиций и храбрости солдат, "а одного этого недостаточно, чтобы армия оставалась первоклассной"24 .

Ф. Энгельс неоднократно подчеркивал влияние обученности войск на исход войны, ее значение для военного искусства. Обобщая опыт действий волонтерских армий в гражданской войне в США, он указывал: "Никакая армия, заново организованная из штатских людей, никогда не сможет стать боеспособной, если она не будет обучена и поддержана огромными интеллектуальными и материальными ресурсами, имеющимися в распоряжении многочисленной регулярной армии, а главным образом - той организацией, которая составляет самую сильную сторону регулярной армии"25 . Волонтеры не могут соперничать с линейными войсками в строевой подготовке, но они непременно должны пройти боевую выучку с тем, чтобы их общее одновременное действие стало механическим, естественным для них, чтобы их движения и действия происходили устойчиво, одновременно и с необходимой выправкой. Опыт обучения волонтеров Ф. Энгельс считал чрезвычайно важным для организации боевой подготовки пролетарских революционеров. Ф. Энгельс решительно осуждал муштру. "В Германии не может быть никакого прогресса в военном деле до тех пор, пока в высших сферах не хотят расстаться с мыслью, будто армии созданы для парадов, а не для боя"26 . Особое внимание он обращал на изучение боевого опыта.

Таким образом, Ф. Энгельсу принадлежит исключительно важная заслуга в раскрытии закономерностей, лежащих в основе смены спосо-

22 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 16, стр. 175.

23 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 14, стр. 318.

24 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 17, стр. 99.

25 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 15, стр. 413 - 414.

26 Там же, стр. 21.

стр. 70

бов и форм ведения войны и военных действий, выражающих зависимость военного искусства от определяющих его развитие факторов.

* * *

Ф. Энгельс впервые раскрыл сложную диалектику развития военного искусства27 . Он осветил закономерности, характеризующие взаимосвязь между различными способами и формами ведения войны и военных действий, а также между видами вооруженных сил и родами войск. Относительно этих закономерностей он писал: "Военные передвижения на море и на суше подчиняются уже не желаниям и планам дипломатов, а своим собственным законам, которых нельзя нарушить, не подвергая опасности всю экспедицию"28 . К этим закономерностям относятся: соответствие боевой задачи силам и средствам армий, гармоническое сочетание человеческих масс (бойцов) и техники, взаимодействие видов вооруженных сил и родов войск, связь огня и движения. От правильного понимания и использования этих объективных закономерностей вооруженной борьбы зависит искусство ее ведения и сама судьба войны.

Как уже отмечалось, закономерности военного искусства нельзя выводить из мышления выдающихся деятелей-полководцев, они вытекают из определенных социально- экономических, конкретно-исторических условий. Каждая общественно-экономическая формация (наряду с общими для ряда формаций) имеет свои особые законы вооруженной борьбы. Если во Франции до буржуазной революции конца XVIII в. тактика сводилась к фронтальным столкновениям равномерно расположенных сил, то во время буржуазной революции и затем при Наполеоне основой тактики стали смелый и глубокий маневр, сочетание огня и удара. Новая эпоха принципиально изменила характер боя. Линейная тактика уступила место ударной, безраздельно господствовавшей в военном искусстве вплоть до второй половины XIX века. "Современная система ведения войны, - указывал Ф. Энгельс, - является необходимым продуктом французской революции. Ее предпосылкой является социальная и политическая эмансипация буржуазии и парцелльного крестьянства "29 .

Ф. Энгельс подверг уничтожающей критике представителей буржуазной военной науки, утверждавших, что исход войны зависит от случайностей, от удачного или неудачного стечения обстоятельств. Даже такой крупный буржуазный военный идеолог, как Клаузевиц, полагал, что война - это область, где господствуют случайности. Ему принадлежит выражение, что на войне "талант и гений действуют вне закона"30 .

В отличие от буржуазных теоретиков, сводивших вооруженную борьбу к решениям и действиям выдающихся деятелей-полководцев, Ф. Энгельс, не принижая их роли, рассматривал ее в связи с борьбой классов, с определенными социально-экономическими условиями. Деятельность полководца, указывал он, не может быть сведена к произвольному творчеству, она исторически и объективно обусловлена определенным уровнем развития материальной жизни общества, конкретными историческими условиями, в которых он действует. Именно в этих объективных условиях заложена возможность того или иного исхода войны, хотя эти условия сами по себе не могут привести к победе. Победа - результат взаимодействия объективных и субъективных факторов.

Для практической деятельности людей, в какой бы то ни было области, важное значение имеет научный подход к вопросу о возможно-

27 С начала XX в. военное искусство включает в себя наряду со стратегией и тактикой оперативное искусство, которое занимается подготовкой и ведением операций, проводимых армией и фронтом.

28 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 10, стр. 1.

29 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 7, стр. 505 - 506.

30 Клаузевиц. О войне. М. 1934, стр. 81.

стр. 71

сти и действительности. В военном искусстве также нужно строго различать эти категории и учитывать, что одного наличия возможности недостаточно для достижения победы. Ф. Энгельс приводит факты, когда армия, располагая экономическими и военными возможностями для достижения победы, не могла использовать их и превратить возможности в действительность. С другой стороны, отрыв возможности от действительности в военном искусстве приводит к авантюризму.

Ф. Энгельс, выступая против утверждений буржуазных военных теоретиков о вечности и неизменности принципов военного искусства, показал, что военное искусство непрерывно развивается и меняется, отмирают старые способы ведения войны и боя и появляются новые. Большое место он отводил определению сил, необходимых для победоносного ведения войны, правильному планированию войны, выбору направления главного удара и сосредоточения сил на этом направлении. Он указывал, что в ходе войны приходится жертвовать "всеми мелкими операциями"31 , усиливая армию, действующую на решающем направлении. Этот вывод он подкреплял примерами из гражданской войны в США и Крымской войны32 .

Для характеристики взглядов Ф. Энгельса на стратегию могут быть использованы также его обзоры военных действий во время франко-прусской войны. Пользуясь методом материалистической диалектики, он разгадал прусский стратегический план и на основе анализа хода военных действий предсказал неизбежное поражение французов при Седане. Мак-Магона, недооценивавшего противника и неправильно оценившего сложившуюся обстановку, Ф. Энгельс назвал политическим и военным авантюристом33 . Из истории войны Ф. Энгельс сделал вывод, что правильные стратегические решения могут быть приняты только на основе объективной оценки обстановки сил как своих, так и противника. Только на этой основе могут быть выбраны соответствующие способы и формы вооруженной борьбы. Ф. Энгельс подчеркивал значение решительности и активности войск в наступлении, быстроты маневра и внезапности нападения. Он высоко ценил стратегическое искусство Наполеона, который в отдельных кампаниях, когда его армия была в целом значительно численно слабее противника, умел побеждать, сосредоточивая свои силы в умело избранном пункте атаки34 . Являясь сторонником решительных действий, Ф. Энгельс осуждал такую стратегию, когда полевые сражения заменяются боевыми действиями вокруг крепостей. Подобная война "предоставляет повод для проволочек и уклонения от боя"35 .

В своих произведениях Ф. Энгельс подвергает критике нерешительность и пассивность как в стратегии, так и в области тактики, как в наступлении, так и в обороне. В этом отношении представляет интерес анализ уличных боев в период франко-прусской войны. Ф. Энгельс считал, что оборону Парижа следует вести активно, а не пассивно; действия осажденных должны отличаться "активностью, смелостью и энергией в вылазках..."36 . Он показывал значение такого вида боя, как преследование, при котором обычно пожинаются плоды победы. "Чем энергичнее преследование, тем решительнее победа"37 . Ф. Энгельс глубоко изучил тактику отдельных родов войск.

В ряде работ Ф. Энгельс специально останавливался на русской армии и русском военном искусстве, отмечая, что развитие его тормо-

31 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 15, стр. 507.

32 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 11, стр. 156, 136.

33 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 17, стр. 69.

34 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 14, стр. 71, 72.

35 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 15, стр. 518.

36 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 17, стр. 228.

37 К. Маркс и Ф. Эгельс. Соч. Т. 13, стр. 410.

стр. 72

зится консервативными социально-экономическими отношениями в царской России, в первую очередь крепостным правом и технической отсталостью. В то же время, анализируя швейцарский поход русских войск под командованием А. В. Суворова, Ф. Энгельс подчеркивал, что суворовский переход через Альпы "был самым выдающимся из всех совершенных до того времени альпийских переходов"38 . В ряде статей он отмечал героизм и воинское мастерство защитников Севастополя, стойкость русской пехоты, храбрость солдат русской армии.

Говоря о военных исследованиях Ф. Энгельса, нельзя обойти его анализ вооруженных выступлений пролетариата. Уже первые статьи основоположников марксизма по вопросам вооруженного восстания и вооруженных сил революции, помещенные в "Neue Rheinische Zeitung" (1848 - 1849 гг.), содержали принципиально важные теоретические положения о стратегии и тактике пролетариата в вооруженной борьбе против сил контрреволюции. Важные указания содержатся также в "Обращении Центрального Комитета к Союзу коммунистов", написанном К. Марксом и Ф. Энгельсом в марте 1850 года. Здесь ставится задача создания военной организации пролетариата и его вооружения: "Рабочие должны сделать попытку организоваться в виде самостоятельной пролетарской гвардии с командирами и собственным генеральным штабом, избранными ими же самими, и поступить в распоряжение... созданных рабочими революционных общинных советов"39 . В работе "Революция и контрреволюция в Германии" дано классическое определение восстания как искусства: "Восстание есть искусство, точно так же как и война... Оно подчинено известным правилам, забвение которых ведет к гибели партии, оказавшейся виновной в их несоблюдении"40 .

Основоположники научного коммунизма предупреждали о необходимости всесторонне готовиться к восстанию и, в частности, правильно оценивать те силы, против которых придется действовать, учитывать их преимущества. Действия восставших должны отличаться величайшей решительностью, наступательностью, смелыми внезапными ударами, ибо "оборона есть смерть всякого вооруженного восстания"41 . Восставшие должны захватить противника врасплох, пока его войска разрознены, и не допускать при этом раздробления революционных сил. Важно также удерживать моральный перевес над противником.

К. Маркс и Ф. Энгельс внимательно следили за военной деятельностью Парижской коммуны, этого первого в истории человечества государства диктатуры пролетариата. Они давали советы коммунарам по военным вопросам. Глубоко проанализировав опыт Коммуны, К. Маркс и Ф. Энгельс обогатили теорию научного коммунизма, развив, в частности, вывод о необходимости слома старой, буржуазной государственной машины, в том числе старой армии, и замены ее новой государственной организацией и новой вооруженной силой, способной утвердить диктатуру пролетариата, власть рабочих и крестьян.

Положения, разработанные К. Марксом и Ф. Энгельсом о войне и армии, о способах и формах вооруженной борьбы, о вооруженном восстании и о военных задачах пролетарской революции были обобщены и развиты В. И. Лениным и под его руководством блестяще применены на практике в борьбе за победу Великой Октябрьской социалистической революции, за защиту ее исторических завоеваний.

38 Там же, стр. 243.

39 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 7, стр. 264.

40 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 8, стр. 100.

41 Там же.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

А. А. СТРОКОВ, ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. ЭНГЕЛЬСА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 11 декабря 2016. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1481457521&archive= (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии