ДОСТОЕВСКИЙ КАК ТРАГИК: ВЕРСИЯ ВЯЧ. ИВАНОВА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 04 декабря 2016
ИСТОЧНИК: http://literary.ru (c)


© А. Ю. ДОРСКИЙ

Все мы греховны: кто-то в мыслях, кто-то телом, кто-то в своих желаниях, кто-то в своих поступках. И у каждого своя мера греховности. Для Вячеслава Иванова трагическое выражает грех свободного деяния как реализации конфликта между единичностью человеческого самосознания и всеобщностью бытия, при этом подлинное бытие принадлежит, разумеется, Богу. В авторском предисловии к трагедии "Прометей" Иванов называет свое произведение, призванное репрезентировать жанр в его сущностных чертах, "трагедией титанического начала, как первородного греха человеческой свободы"1.



Ключевым для понимания ивановской концепции греха является понятие индивидуации, которое вопреки Аристотелю и Аквинату и вслед за Шеллингом толкуется Ивановым не как утверждение неповторимой индивидуальности всякой вещи (тем более не как своеобразие духовного мира личности), а как утверждение замкнутости вещи в ее единичности. Таким образом, подчеркивается не положительный (приобретение особенности), а отрицательный (отталкивание от не-я) аспект принципа индивидуации. В так понятой индивидуации сталкиваются бытие, возможное лишь как абсолют (ибо во всяком неабсолютном состоянии имеет место небытие именно того, чего "не достает до абсолюта"), и человеческое Я, возможное лишь как частность.

Индивидуация противоречива в своем определении. Она есть борьба Я за бытие с Бытием, с Тем, Кто один обладает всей его полнотой, Кто один может сказать о Себе: "Аз есмь Сущий". Индивидуация есть стремление присвоить Божественное Бытие, как и вообще бытие всякого, за кем подозревается обладание хотя бы каким-то его (Бытия) аспектом. Таким образом, любовь к жизни осуществляется в индивидуации как враждебность ко всему живому. Самоопределяющееся Я оказывается перед невозможностью собственного существования.

Но человек и есть невозможное существо: в нем слиты единичность и всеобщность. Любое разрешение конфликта между ними в парадигматике поэта греховно, ибо ведет либо к богоборчеству (пониманию человека как Бога), либо к рабству (пониманию человека как вещи), и то, и другое есть разные стороны и итоги индивидуации и оборачиваются полным отрицанием и Бога, и вещи, и человека. Поэтому всякое человеческое действие греховно в своем существе: "Грех - свершенье". И грехи подстерегают нас везде: при виде легко одетой красивой женщины, при игре в Интернете в http://www.klub-vulkan-onlayn.com/besplatno-vulcan-udachi/ или при употреблении алкоголя2

Отрицание за человеком способности на негреховный поступок не является, однако, для Иванова синонимом негативной оценки любого человеческого действия. Более того, если учесть безусловно оправдательный приговор, выносимый Ивановым человеку, - последний объявляется Сыном Божиим, 3 - то должен быть оправдан и грех. Это оправдание является залогом дальнейшего развития трагедии, приводящего к катарсису.

Эмоциональное разделение греха на грех "отрицательный" - не ведущий к спасению - и грех "положительный" - ведущий к спасению - заметно прежде всего в различении греха и богоборчества. Грех всегда и несомненно оценивается автором негативно (хотя в статье "О русской идее", например, Иванов показывает, что Другой - народ может найти в грехе и хорошее, и хотя сам поэт на сторону Другого не становится, но косвенным образом выявляет новое и в своем отношении к греху). Иное дело - богоборчество. Это термин, более любимый Ивановым, ибо при сохранении отрицательности приобретает смысл восстания против необоримой силы и, следовательно, некоторой положительности в форме отрицательности, а именно положительности утверждения Другого по отношению к Богу (Я, человека, Люцифера) в форме отрицания Бога. Но этими смыслами, скрытыми в самом слове "богоборчество", отнюдь не исчерпывается ивановская трактовка термина.


Утверждая себя преемником античной традиции, мыслитель проводит различение богоборчества на правое и неправое. Неправое ограничивается отрицанием Бога во имя мира и явлено Великим инквизитором. Правое же, приемля мир, хотя бы и "во зле лежащий", зла в мире не приемлет, т. е. и сам мир утверждает как творение Божие. "Христос поэмы (о Великом инквизиторе. - А. Д.) не приемлет безмолвием, не приемлет покорством, поцелуем борется за свой мир и осуществляет его самым своим существованием. Истинно сущий истинно волит; волящий воистину - воистину творит. И знает творящий, что сам по себе ничего творить не может". 4 Антиномичность этого приятия-отвержения снимается в любви, и "Христос - богоборец, Богом возлюбленный более всех" (ПЗ, 107).


3 Наиболее ярко выражено это воззрение в беседах Вяч. Иванова с М. С. Альтманом: "Сыновство Божие (как царское в сказках и мифах - Тезей) должно быть доказано, должно быть заслужено, и тогда по вещим признакам, по исполненным Им подвигам узнает и признает Отец Сына" (Альтман М. С. Разговоры с Вяч. Ивановым. СПб., 1995. С. 20). Здесь по существу сталкиваются две парадигмы: заслуга (со стороны человека)-признание (со стороны Бога) и доказательство (со стороны человека) - узнавание (со стороны Бога). Во втором случае сыновство предполагается искони наличным, что подтверждается излюбленной аллюзией на миф. Более того, здесь, подобно бердяевской концепции, человек обогащает Бога новым знанием и новым бытием.

Иванов проводит различение между Землей и миром (в статье "Лик и личины России"), Мир обволакивает нас и подчиняет своему Князю. Мир греховен, но мир и не истинен, не есть. Пребывание в грехе индивидуации ставит человека на грань небытия. Но от этой грани человек способен двинуться к бытию, для этого нужно понять несущностность разъединения, увидеть за раздробленностью целое, увидеть за миром Землю. 5 И тогда появится возможность понять место греха и тем самым - уже преодолеть и искупить его.

По аналогии-контрасту с греховным действием этот акт Иванов именует действом. Характерно описание спасения, данное Ивановым в работе "Достоевский и роман- трагедия": "...Достоевский не пошел, как Толстой, по путям Сократа на поиски за нормою добра, совпадающею с правовым знанием, но, подобно великим трагикам Греции, остался верен духу Диониса. Он не обольщался мыслью, что добру можно научить доказательствами и что правильное понимание вещей, само собою, делает человека добрым, но повторял, как обаянный Дионисом: "ищите восторга и исступления, землю целуйте, прозрите и ощутите, что каждый за всех и за все виноват, и радостью такого восторга и постижения спасетесь"". 6

Но преодоление греховности мира есть и преодоление собственной индивидуальности и вместе - ее правое восстановление - в Боге. Иными словами, избывание "пути греха и возмездия" неизбежно есть смерть и воскресение.

ПРИМЕЧАНИЯ:



1 Иванов В. И. Собр. соч.: В 6т. Брюссель, 1974. Т. 2. С. 157.

2 Иванов В. И. Прометей. М, 1919. С. VII.

4 Иванов В. И. По звездам. СПб., 1909. С. 109. Далее ссылки на это издание даются в тексте с обозначением ПЗ и указанием страницы.

5 Ср. результаты изысканий Г. П. Федотова, подтвержденные новейшими исследованиями (Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993): русский народ полагает, что "расстройство мира поверхностно: оно захватывает земную кору - горы, леса, реки, - но не самое тело земли. Под нечистью, покрывающей ее, земля остается неповрежденной, - если не девственной, то матерински чистой" (Федотов Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 71).

6 Иванов В. И. Борозды и межи. М., 1916. С. 35. Далее ссылки на это издание даются в тексте с обозначением БиМ и указанием страницы. См. также: Линдгрен Н, Символ матери-земли у Вяч. Иванова и Достоевского // Canadian American Slavic Studies. 1990. Vol. 24. N3. P. 311 - 322.

Похожие публикации:




КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): грех Достоевского


Цитирование документа:

А. Ю. ДОРСКИЙ, ДОСТОЕВСКИЙ КАК ТРАГИК: ВЕРСИЯ ВЯЧ. ИВАНОВА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 04 декабря 2016. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1480802084&archive= (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии