МИХАИЛ ВИЛОНОВ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 28 ноября 2016
ИСТОЧНИК: Вопросы истории, № 12, Декабрь 1969, C. 198-202 (c)


© М. Б. ПЕРЕЛЬМАН

А. М. Горький называл Михаила Вилонова "настоящим героем", "Человеком с большой буквы". Его связывала большая дружба с этим талантливым рабочим, революционером- ленинцем. Писатель хорошо знал партийную работу Вилонова в 1905 - 1906 гг. и его легендарное бесстрашие. В статье "Михаил Вилонов", опубликованной в день пятнадцатилетия "Правды", Алексей Максимович писал: "Долго, как видите, берег я память о нем, все хотелось написать как-то особенно хорошо. Но очень трудно писать о людях такого типа, да и не привыкло перо русского литератора изображать настоящих героев. Но вот к пятнадцатилетию работы "Правды" я счел за лучшее всяких поздравлений рассказать ее неутомимым работникам о Человеке, который, на мой взгляд, так хорошо понимал и чувствовал правду ненависти"1 . Весь жизненный путь Вилонова был заполнен этой "правдой ненависти", борьбой с царизмом и эксплуататорами, во имя торжества пролетарской революции.

Никифор Ефремович Вилонов (партийный его псевдоним-Михаил) родился в 1883 г. в семье железнодорожника. Окончив в 1901 г. техническое училище, он 18-летним юношей стал работать помощником машиниста в Калуге. В 1902 г. местная социал-демократическая организация направила его в Киев для переброски нелегальной литературы. Н. Е. Вилонов остается в этом городе и устраивается на работу в железнодорожные мастерские Юго- Западной дороги в должности помощника электромонтера. Он становится во главе местной социал-демократической организации и полностью отдает себя делу борьбы за торжество ленинской "Искры". По утрам Никифор Ефремович обходит ремонтируемые вагоны и оставляет в них листовки и другую нелегальную литературу. Однако вскоре по доносу провокатора Вилонов вместе со своим другом А. Романовским был арестован и заключен в Киевскую (Лукьяновскую) тюрьму за распространение написанной им прокламации "Письмо железнодорожного рабочего", в которой разоблачались царское правительство и администрация мастерских. При обыске на работе у Вилонова были обнаружены двенадцать таких же прокламаций, а на квартире - три номера "Искры", азбука для шифрованной переписки и записная книжка с разными адресами2 . В административном порядке Вилонов был приговорен к двум годам высылки по месту жительства его родных - в г. Калугу, где он состоял под надзором полиции3 .

1 марта 1903 г. Никифор Ефремович был освобожден из тюрьмы. Но уже вскоре, в том же месяце, был схвачен полицией на нелегальной сходке представителей киевских рабочих кружков и вторично водворен в Лукьяновскую тюрьму4 . Застенки тюрьмы явились для Никифора Вилонова большой политической школой. Здесь он подружился со многими искровцами, в частности с отдельными соратниками В. И. Ленина по Петербургскому "Союзу борьбы за освобождение рабочего класса". Вилонов был в числе 156 политических заключенных, организовавших знаменитую первомайскую демонстрацию в 1903 году. В тюрьме тогда слышалась "Марсельеза", провозглашались лозунги: "Да здравствует русская революция!", "Долой царское самодержавие!", - из тюремных окон выставлялись самодельные красные флаги. Н. Е. Вилонов участвовал и в повторной демонстрации 5 мая и в голодовке, явившейся протестом против наказания группы политических заключенных за участие в первомайских выступлениях5 .

1 "Правда", 5.V.1927.

2 ЦГАОР СССР, ф. МЮ, 1905, д. 69, л. 16.

3 Там же, л. 15.

4 ЦГАОР СССР, ф. МЮ, 1905, д. 69, л. 90.

5 Там же, ф. ДП, 7-е д-во, д. 2, ч. 21, лл. 17 - 20, 30.

стр. 198
Летом того же года Никифор Ефремович был освобожден из тюремного заключения и выслан под особый надзор полиции в Екатеринослав6 . Здесь Вилонов был кооптирован в состав местного искровского социал-демократического комитета и введен в стачечную комиссию. Однако царские власти узнали о готовящейся всеобщей забастовке и вновь арестовали Н. Е. Вилонова, а вместе с ним и других четырнадцать "неблагонадежных в политическом отношении" человек. Лишь отсутствие компрометирующих данных дало Вилонову свободу и возможность продолжать революционную работу. Поселившись в густонаселенном пролетарском районе, на Чечелевке, Н. Е. Вилонов, действуя под псевдонимом "Миша Заводский", организовал широкие связи с передовыми рабочими- металлистами и железнодорожниками. Будучи арестован, постановлением Особого совещания, утвержденным министром внутренних дел, Вилонов был приговорен к ссылке на три года под гласный надзор полиции в Восточную Сибирь7 . Тогда он скрылся и перешел на нелегальное положение, оставшись в Екатеринославе.

Вилонову принадлежала большая заслуга в отстаивании и защите решений II съезда партии. 20 ноября 1903 г. он обратился в Женеву с письмом к В. И. Ленину, в котором осуждал интриганство меньшевиков, их поход против решений съезда. "...Ваш рассказ о том, как отражаются в комитетах наши раздоры, - отвечал ему Владимир Ильич, - был для меня чрезвычайно интересен. Я, может быть, даже напечатаю при случае Ваше письмо. Ответить на Ваши вопросы в одном письме невозможно, потому что подробный рассказ о большинстве и меньшинстве занял бы целую книгу. Я напечатал теперь отдельным листком "Письмо в редакцию "Искры" (Почему я вышел из редакции?)" - там я рассказываю вкратце, из-за чего мы разошлись, и стараюсь показать, как неверно представлено дело в N 53 "Искры". ...Нечего и говорить, что я вполне разделяю Ваше мнение о том, как неприлично кричать против централизма и против съезда со стороны людей, которые раньше говорили другое и недовольны тем, что по одному частному вопросу съезд сделал не по их желанию. Вместо того, чтобы признать свою ошибку, эти люди теперь дезорганизуют партию! ...Крепко жму Вам руку и очень прошу сообщить мне, получили ли это письмо, прочли ли мое письмо в редакцию и NN 52 и 53 "Искры" и как вообще теперь у вас дела стоят в комитете. С товарищеским приветом Ленин" 8 . Письмо Н. Е. Вилонова с некоторыми сокращениями было опубликовано В. И. Лениным в его послесловии к брошюре "Письмо к товарищу о наших организационных задачах"9 . Оно получило широкий отклик и стало достоянием всей партии.

В конце 1903 г. Вилонов был вновь арестован и после семимесячного тюремного заключения отправлен под гласный надзор полиции в деревню Бушуйскую, Енисейского уезда. Отсюда 15 июля 1904 г., переодевшись и вплавь преодолев Енисей, он бежит в Самару. Восточное бюро ЦК партии направляет Никифора Ефремовича в Казань, где он участвует в воссоздании местного комитета РСДРП10 . "Это был в высшей степени выдающийся человек, - говорил о деятельности Вилонова в Казани В. В. Адоратский. - Он приехал летом 1904 г. от Центрального Комитета и первый побудил к деятельности всю организацию. Тогда в комитет входили он, я, Дамперов и Попов. Это был первый комитет в 1904 г. Михаил был настоящий революционер. Мы же, собственно говоря, новички в этом деле. Он нас научил всему. Как ни странно может быть, я кончил в это время университет, но я у него многому научился..."11 .

В декабре 1904 г. партия направляет Вилонова на Урал для налаживания работы местных большевистских организаций. В Екатеринбурге под именем Б. А. Чистякова он создает нелегальные типографии, ведет большую подпольную деятельность. Но вот однажды (это произошло 30 января 1905 г.) Вилонов попадает в полицейскую засаду. Со всей силой швыряет он на землю задержавшего его полицейского и вырывается, оставив у того в руках рукав своей рубашки. Погоня настигла его в то время, когда

6 Там же, д. 194, ч. 2, л. 7.

7 Там же, 1903, д. 194, ч. 2, л. 10.

8 В. И. Ленин. ПСС. Т. 46, стр. 331 - 334.

9 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 7, стр. 30 - 32.

10 ЦГАОР СССР, ф. МЮ, 1905, д. 69, л. 22.

11 Речь В. В. Адоратского на вечере воспоминаний 5 июня 1921 года. См. журнал "Пути революции", 1923, N 3, стр. 8.

стр. 199
он, поскользнувшись, упал12 . В мае 1905 г. "за беспокойный нрав" Никифора Ефремовича отправляют в Николаевские арестантские роты в Верхотурский уезд, Пермской губернии. Однако Вилонов разрабатывает план побега. Подкоп стены, связанный с большим риском и опасностью, потребовавший неимоверного напряжения физических сил и нервов, прошел успешно. 10 июля 1905 г. Никифор Ефремович вместе с тремя товарищами бежит из заключения. Но тюремщики снаряжают за ними погоню и задерживают. Их тащат за волосы, надзиратели и солдаты набрасываются на них, сбивают с ног и бьют тяжелыми коваными сапогами по голове, по спине, по бокам, бьют прикладами, револьверами по груди, проламывают головы. Вилонова и его товарищей, потерявших сознание, бросают в темный и грязный карцер, где они истекают кровью, "Тюремщики, - писал А. М. Горький, - где-то на Урале, избили его и, бросив в карцер, облили нагого, израненного, круто, подсоленной водой. Восемь дней он купался в рассоле, валяясь на грязном холодном асфальте. Этим и было разрушено его могучее здоровье..."13 .

В октябре 1905 г. Н. Е. Вилонов по амнистии был освобожден и вскоре приехал в Самару. Здесь двадцатидвухлетний профессиональный революционер с присущей ему энергией вновь приступает к агитации среди рабочих, пробуждая в них классовую ненависть к эксплуататорам. "Миша Заводский", "Михаил" - один из популярнейших ораторов- большевиков. Его блестящая агитация во многом содействовала росту большевистского авторитета среди местных пролетариев и падению влияния меньшевиков и эсеров. В период революции 1905 г. он стоял в центре событий. Под руководством Вилонова создается Совет рабочих депутатов, и он же становится его председателем. После подавления Декабрьского вооруженного восстания Никифору Ефремовичу угрожает в Самаре арест. В результате он вынужден был уйти в подполье14 , а вскоре и вовсе покинуть Самару. С паспортом на имя Никифорова он уезжает в Уфу. Здесь Вилонов осмысливает опыт революции 1905 г., анализирует ее ход15 .

В Уфе полиция вновь арестовывает Вилонова, на этот раз на квартире секретаря Уфимского комитета РСДРП Л. И. Байковой. Дождавшись освобождения, он возвращается в Екатеринбург и в январе 1906 г. организует для партийных нужд экспроприацию шрифта из частной типографии Колмацкого и К°. В марте 1906 г. во время партийной сходки, посвященной выборам на IV (Объединительный) съезд РСДРП, Вилонов Опять был арестован и вместе с 16 другими политическими заключенными сослан в Николаевские арестантские роты16 . Вторичное пребывание Вилонова в этой тюрьме чуть было не закончилось для него трагически. В конце мая 1906 г. он возглавил протест политических заключенных, потребовавших отмены тяжелых условий тюремного содержания. За это его отправляют в карцер и учиняют над ним жестокую расправу. В знак протеста против произвола тюремных властей Вилонов пытается сжечь себя, чтобы тем самым привлечь внимание всей России к положению в тюрьме. Помешавшие этому тюремщики вновь подвергают его зверскому избиению. Все это окончательно подрывает здоровье Вилонова. В легких у него открылся чахоточный процесс. По настоянию начальника местной тюрьмы Никифора Ефремовича переводят в. Екатеринбургскую, затем Камышловскую уездную тюрьму, откуда он 12 июля 1906 г. снова бежит. Партия направляет его в Москву, где он становится руководителем Лефортовской районной Организации. Он входит также в Московский комитет партии. Но в связи с обострением болезни Вилонов был вынужден уехать на партийную работу в Геленджик, а потом в Ялту с паспортом на имя Кронфельда. Здесь опять следует арест, а затем тюрьма и ссылка сроком на три года в Астраханскую губернию17 . И опять Вилонов бежит, на этот раз в Казань, а оттуда в Уфимскую губернию. В Златоусте среди оружейников он успешно ведет партийную работу, и только болезнь вынуждает его легализоваться.

12 "Социал-демократ", Париж, 1910, N 14.

13 "Правда", 5.V.1927.

14 См. И. И. Блюменталь. Социал-демократия и революционное движение 1905 г. в Самарском крае. "1905 г. в Самарском крае". Сборник статей. Самара. 1925, стр. 262, 347 - 348, 353 - 367.

15 Н. Н. Баранский. В рядах Сибирского, социал-демократического союза. 2-е изд. Томск. 1961, стр. 76.

16 См. С. Ливщиц. Михаил Заводский. М. 1929.

17 Там же, стр. 99.

стр. 200
В июле 1908 г. царское правительство, считая, что Никифор Ефремович уже неизлечим, а потому и безопасен, разрешает ему выехать за границу. Вилонов уезжает в Италию и поселяется на острове Капри. Здесь он сближается с А. М. Горьким, А. В. Луначарским и является одним из инициаторов создания Каприйской партийной школы. Когда же ему стала ясна попытка "впередовцев" превратить эту школу в штаб особой фракции, он порывает с ними и уезжает в Париж, к Ленину. В ответ на демагогию А. А. Богданова, пытавшегося объяснить раскол в школе "несовершеннолетством" рабочих-ленинцев, покинувших Капри, Н. Е. Вилонов писал: "Прием нам знакомый. К нему прибегают черносотенцы каждый раз, когда на заводе выступают против социал-демократов. Вместо критики они говорят - вы мальчишки, и слушать вас не стоит. Несмотря на давность приема, он не укрепляет, как известно, позиции реакционеров. Все зависит от того, кто будет слушать его. Второй прием сводится к выкрикам: "Мы с вами, товарищи рабочие", и т. д. Тут уж да позволительно будет мне ответить как рабочему и, смею думать, от имени рабочих. Нам нужны идеи, а не крики, дело, а не слова, нам необходимы принципиальные споры"18 .

По поводу занятой Н. Е. Вилоновым позиции относительно "впередовцев" А. М. Горький писал: "Вилонов на первых же выступлениях своих по организации преподавания в Каприйской школе обнаружил удивительную страстность, прямоту мысли и непоколебимую уверенность в правильности отрицательного отношения Владимира Ильича к школе"19 . Н. К. Крупская в "Воспоминаниях о Ленине" так описывает встречу с Вилоновым: "Помню первую встречу с Вилоновым. Начал он рассказывать о своей работе в Екатеринослаче. Из Екатеринослава нам часто раньше писал корреспонденции какой-то рабочий, подписывавшийся "Миша Заводский". Корреспонденции были очень хороши, касались самых животрепещущих вопросов партийной и заводской жизни. "Не знаете ли вы Мишу Заводского?" - спросила я Вилонова. "Да это я и есть", - ответил он. Это сразу настроило Ильича дружески к "Михаилу", и они долго проговорили в тот день. А вечером того же дня Ильич писал Горькому: "Дорогой Алексей Максимович! Я был все время в полнейшем убеждении, что Вы и т. "Михаил" - самые твердые фракционеры новой фракции, с которыми было бы нелепо мне пытаться поговорить по-дружески. Сегодня увидал в первый раз т. Михаила, покалякал с ним по душам и о делах, и о Вас и увидел, что ошибался жестоко..." И какой страстной верой в силы рабочего класса дышит конец этого письма, где Ильич пишет о том, что рабочему классу приходится выковывать партию из разнородных и разнокалиберных элементов. "Выкует, во всяком случае, выкует превосходную революционную социал-демократию в России, выкует скорее, чем кажется иногда с точки зрения треклятого эмигрантского положения, выкует вернее, чем представляется, если судить по некоторым внешним проявлениям и отдельным эпизодам. Такие люди, как "Михаил", тому порукой"20 .

В своей статье "Михаил Вилонов" А. М. Горький характеризует Вилонова как одного из лучших представителей нового, восходящего класса, как большевика, умеющего проявлять ненависть к классовому врагу. "Революционный пролетариат, - говорил Никифор Ефремович А. М. Горькому, - должен жить не злостью, а ненавистью... Когда тюремщики топтали меня ногами, я, конечно, чувствовал и боль и обиду, но, право же, гораздо больше страха, что если б на моем месте оказался другой товарищ... Ведь они всякого могут растоптать, попади им в злую минуту Ленин, они и его... Вот где ужас! Главное-то и непростительное преступление классового общества в том, что оно воспитало в людях страсть к мучительству, какое-то бешенство. С наслаждением мучают, сукины дети. Это я очень знаю"21 .

После Пленума ЦК РСДРП (1910 г.) большевики наметили Н. Е. Вилонова кандидатом для кооптации в ЦК. Но подточенное здоровье все более и более ухудшалось. Начался процесс обострения туберкулеза. Это принудило Н. Е. Вилонова выехать на лечение в Швейцарию. И там он не теряет связей с партией. Ведет с ним переписку и В. И. Ленин. Он рассказывает ему в некоторых актуальных вопросах партий-

18 См. приложение к N 50 газеты "Пролетарий" за 1909 год.

19 "Правда", 5.V.1927.

20 Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине. М. 1968, стр. 174 - 175.

21 "Правда", 5.V.1927.

стр. 201
ной жизни, проявляет большое внимание к больному. "Дорогой товарищ Михаил! - обращался в одном из своих писем к Вилонову В. И. Ленин. - Как-то Ваше здоровье? Поправляетесь ли? Напишите об этом, сообщите точно, прибываете ли в весе и насколько именно"22 . Владимир Ильич посылает "Михаилу" оттиск одной из своих статей, опубликованной в "Социал-демократе", рассказывает о борьбе с голосовцами и "впередовцами", о планах большевистского центра23 . В письме от 7 апреля 1910 г. В. И. Ленин сообщает, что направляет ему резолюцию "здешних плехановцев или, вернее, партийцев-меньшевиков", и излагает тактику большевиков в борьбе с меньшевиками24 . Владимир Ильич ищет пути оказания материальной помощи Н. Е. Виланову. В письме к М. М. Золиной от 30 апреля 1910 г. он пишет: "Дорогой товарищ! Благодарю, что известили о положении Михаила. Я сейчас же предпринял шаги для проведения ему субсидии... Во всяком случае необходимо было бы добиться, чтобы Михаил продолжал лечение, оставался пока в Давосе до полного выздоровления"25 . Между тем болезнь брала свое. 1 мая 1910 г. Н. Е. Вилонов на двадцать седьмом году жизни скончался. В некрологе, помещенном в газете "Социал-демократ", говорилось: "...Слугам насилия и бесправия, произвола удалось преждевременно сразить одного из самых выдающихся, самых ярких представителей передовых русских рабочих... Пусть же память об этом борце и мученике долго озаряет Великий путь к грядущим победам, путь к величайшему идеалу всех времен - социализму"26 . Так ушел из жизни один из видных профессиональных революционеров-ленинцев.

22 В. И. Ленин. ПСС. Т. 47, стр. 240.

23 См. там же, стр. 241.

24 См. там же, стр. 246.

25 См. там же, стр. 252.

26 "Социал-демократ", 1910, N 14.

Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. Б. ПЕРЕЛЬМАН, МИХАИЛ ВИЛОНОВ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 28 ноября 2016. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1480366391&archive= (дата обращения: 18.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии