Валерий Тодоровский представил свой новый фильм, который примет участие в конкурсной программе Берлинского фестиваля.
Несколько лет назад, когда "Любовь"
Валерия Тодоровского была показана впервые на маленьком элитном фестивале в уральском городе Заречный, постановщика упрекнули в том, что он делает "папино кино". Имея в виду, конечно, не столько или не только его родного папу Петра Ефимовича, а всех "кинопап". Дескать, старомодно.
Между тем спустя некоторое время именно к "папиному кино" вновь потянулись зрители. И оказалось, что на почве добрых традиций - российских и европейских - может появиться что-то свое, новое, не отрицающее старое, а обогащающее его. И даже совсем неожиданное - как "Страна глухих".
Премьерный показ нового фильма Валерия Тодоровского "для прессы и почетных гостей" сам по себе заслуживает особого описания. Премьера отечественной картины, заявленная как событие международного значения, проходила 3 февраля не в привычной домашней обстановке Дома на Васильевской, а в Американском доме кино, что в гостинице "Рэдиссон-Славянская". Кажется, впервые пресс-конференция со съемочной группой российской картины в Отечестве своем проходила на двух языках - русском и международном кинематографическом, то есть английском. Продюсер Сергей Ливнев не прятал под покровом "коммерческой тайны" сумму бюджета картины - 1 миллион долларов. И то - мы так любим считать американские деньги, пора наконец начать считать свои.
Что ж, амбиции руководства Студии им. Горького (продюсера и дистрибьютера картины) в данном случае свидетельствуют о том, что наше кино вновь начинает себя уважать и собирается занять достойное место в новой кинореальности.
"Страна глухих" - картина необычная, рискованная. Сюжет, который Валерий Тодоровский, подобно Стэнли Кубрику с его "Широко закрытыми глазами", упорно не хотел рассказывать журналистам (и который подсказан повестью Ренаты Литвиновой "Обладать и принадлежать"), оказался совсем прост. Девушка Рита (Чулпан Хаматова) пытается найти деньги, чтобы спасти своего возлюбленного - игрока (Никита Тюнин) от преследования бандитов. Она случайно знакомится с немой Яей (Дина Корзун), и та привязывается к Рите всем своим измученным от одиночества и непонимания сердцем.
"Деньги" - одно из первых слов, которое звучит в фильме и становится главной его темой. Потом появляется слово "любовь", которое звучит реже, но которое становится еще главнее и в конце концов оттесняет слово "деньги". Так и существуют эти два понятия бок о бок, определяя бытие героев, как они определяют наше сегодняшнее бытие и сознание.
Перед маленькой храброй Ритой, которая отчаянно сражается за свою любовь, открываются два неизведанных мира - мир глухих и мир криминальный. Самое поразительное, что временами эти миры переплетаются, порождая какое-то новое, странное качество.
Жестокость и доверчивость, страх и наивность. Все чувства здесь обострены, обнажены - это словно воплощение наших комплексов и фрустраций. Яя, замкнувшаяся в своей глухоте с десяти лет, во многом так и осталась в том возрасте - со своими ясными детскими понятиями - тайны, клятвы, предательство, "плохие мальчишки", со своей мечтой про прекрасную "Страну глухих".
Но, может быть, именно глухота защитила ее от житейской грязи: ведь в ней столько нерастраченной любви и трогательности.
Рита слышит, но что - шум, скрежет, грохот, брань, пальбу - стоит ли? И она в конце концов предпочитает "широко закрыть уши".
Новая реальность до сих пор не слишком поддавалась описанию нашим кинематографистам. Пресловутые новые русские уже успели превратиться в схему, как правило, карикатурную. Казино, стриптиз, наркотики, столкновение мафиозных группировок здесь, пожалуй, впервые из понятий нарицательных превратились в вещь вполне осязаемую и реальную. Точную и конкретную. А глухой гангстер по кличке Свинья в выразительном исполнении Максима Суханова - персонаж почти шекспировский. Как он говорил сам на премьере, ему пришлось несколько месяцев смотреть боевики, играть в
online-kasino-slots (внешняя ссылка), читать детективы - чтобы почувствовать себя настоящим гангстером, даже бандитом.
Валерий Тодоровский снял кино стильное, профессионально выверенное, еще раз продемонстрировав редкое для молодого режиссера умение работать с актерами, находить и открывать таланты. Здесь он, несомненно, открыл для кинематографа удивительную театральную актрису Дину Корзун (Чулпан Хаматову чуть раньше открыл Вадим Абдрашитов во "Времени танцора"), которая в роли Яи деспотична и беззащитна, агрессивна и нежна, экстравагантна и нелепа.
И если вернуться к тому, с чего я начала, то есть, к разговору о традициях и о "папином кино", не символично ли, что в одном из крупнейших кинофестивалей мира - Берлинском будут участвовать трое Тодоровских - отец, мать и сын? Петр Тодоровский - постановщик и Мира Тодоровская - продюсер ленты "Ретро втроем", включенной в берлинскую "Панораму" (Panorama Special). А "Страна глухих" Тодоровского-младшего представляет Россию в конкурсе Берлинале.