Роль ТВ-игр, казино и кроссворда в разрушении генофонда (эссе)

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24 октября 2016
ИСТОЧНИК: http://literary.ru (c)


© Марина КУДИМОВА

Из всех искусств для нас важнейшим является интеллектуальная игра.



Если газетный магнат или совмещенный владелец заводов, газет, пароходов опровергнут этот перифраз - значит, они занимаются принципиально не своим делом.

Феномен праздного знания - кривое зеркало эпохи полной победы информации над человеком. Мой знакомый некогда поражал воображение собутыльников тем, что помнил состав всех политбюро и мог наизусть, как поэму, продекламировать свод денежных единиц советских республик: бир сом, бир манат... Пассивная игра в слова, лишенные всякого смысла и коммуникативного назначения, отражает глубокие деформации психики современного человека. (По моему глубокому убеждению, весь постмодернизм возник из кроссвордного, ячеечного интеллекта пассажира подземки.)

Еженедельно по трем телеканалам проходит парад кроссвордного интеллекта, и это не считая музыкальных угадаек. Леонид Аркадьевич Якубович еженедельно констатирует: "Есть такая буква в алфавите!". "Поле чудес" - это собственно и есть в чистом виде кроссворд, приноровленный к специфике и технологии телепоказа. Об опытах типа "Сто к одному" умолчим - все же есть темы, которые в приличных компаниях не обсуждаются. Все остальные упражнения в жанре "бир сом, бир манат" в той или иной степени являются, извините за выражение, ток-шоу.

Но речь в общем-то не о жанре. Речь о дистанционно управляемом интеллектуальном пейзаже. Наиболее широко панорамировано в этом пейзаже по-прежнему и, похоже, на века несравненное детище г-на Ворошилова - интеллектуальное казино "Что? Где? Когда?". Претенциозно и само преобразование стародавних лавровских "знатоков", изобретенных оборотистыми супругами, в "интеллектуалов". Слава Богу, хоть не пародийно: отказать знатокам в мыслительных способностях не смог бы и Сократ. А вот обустройство казино на базе самого дешевого и хуже всего продающегося в данном государстве товара - мозгов - это, конечно, фокус. В этом смысле за г-ном Ворошиловым не угнаться никому. Тут и Великий Инквизитор, в которого бывший ведущий, ныне крупье, выгрался отменно, только крякнул бы (в унисон с маркизом де Садом, методы которого г-н крупье исповедует свято).


Верный ученик Германа Гессе вкупе с любителем игорных домов Федором Достоевским, Ворошилов поставил игру в бисер на поток и сделал ее интерактивной, то есть возложил заботу об интеллектуальном тренинге игроков на зрителей, кровно заинтересованных в их проигрыше. Но, как известно, в казино выигрывает только крупье. Даже если взять популярное интернетовское игровой место - vulkanstavka - то все равно выигрывает крупье, пускай и "слегка" виртуальный. Но! Если он не глуп, то никогда не оставит постоянного клиента, знающего о правилах куда больше азартного новичка, без профита. Хотя сегодня казино "Интеллект" не единственная лотерея бесполезного знания, ни ставки, ни цинизм ее участников не сопоставимы со ставками и цинизмом их эпигонов. Ворошилову удалось воспитать целую плеяду людей, которые четко понимают, куда и под какие проценты следует помещать серое вещество и где не бывает дефолта.

Ярчайшие из "ворошиловских стрелков" получили от босса правопреемство в дочернем предприятии - передаче "Брэйн-ринг". И хотя игра интеллектуальная, побеждает здесь тот, кто первым нажмет кнопку, словно в неудавшемся соревновании мировых систем. Денег на кону здесь нет: они прикрыты командным ковром, а уж за сколько та или иная команда покупает того или иного игрока, является сугубо коммерческой тайной спонсора, попутно рекламодателя. Надо думать, что корифей "Что? Где? Когда?", севший за кнопку от команды Якутии, стоит недешево, а у чемпиона по ответам на вопросы о критической массе какого-нибудь астероида или о крепости пива, выгнанного из корня петрушки, едва ли возникнет социальный стимул примкнуть к бастующим учителям.

Но главным претендентом в борьбе за переходящее знамя Макарушки Нагульнова и абсолютное лидерство среди продолжателей его бессмертного дела - чтения насквозь Энциклопедического словаря, - безусловно, является г-н Друзь. Неудача на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга не обескуражила нашего героя, как не притормозил веру неистового шолоховского Макара в победу мировой революции провал с обобществлением станичных курей. На последнем "Брэйн-дринке" (где участникам непрерывно подают питье с детсадовским названием, и телезрители видят, как Друзь в одной из передач раз шесть поддержал отечественного производителя, не выходя из-за стола) он отгадал что-то запредельное, кажется, формулу собственного успеха.

Создателям передачи "Своя игра" название подсказано либо завышенной самооценкой, либо неуемной самоиронией. Если продюсер С. Пехлецкий полагает, что использование примитивных компьютерных технологий - прерогатива его творения, значит, он просто не смотрит телевизор, с чем его можно искренне поздравить. В остальном авторы воспользовались принципом гоголевской Агафьи Тихоновны: взяли несколько масонской многозначительности Ворошилова, прибавили учение Павлова о кнопке плюс стали считать наиболее продвинутых участников дюжинами, как цыплят по осени, и ведущего нарядили в пиджак цыплячьего колора. При этом к чести этого ведущего, г-на Кулешова, надо сказать, что он, работая с игроками, явно поставленными в дурацкое положение (для чего они приодеты в магистерские костюмы западных университетов? для чего корявым почерком выводят на экране ответы, если есть тот же компьютер? и т. д.), никогда не позволяет себе глумливого тона Ворошилова, лоббистских штучек Козлова, не говоря об эпическом хамстве Якубовича.


Кулешов снисходит к незнанию, как хорошо оплаченный репетитор, и, если участник не помнит наизусть глубину Марианской впадины, просто называет цифру, написанную у него в сценарии, никак не педалируя своего превосходства.

Безобидная, казалось бы, штука. Да, насколько безобиден любой абсурд. Люди Ворошилова давно побросали основные профессии - мудрено ли при таких ставках! Люди Пехлецкого пока объявляют себя музыковедами и психиатрами, но, очевидно, по остаточной стоимости. Поголовье профессиональных телеигроков в Ничто растет и ширится.

Похожие публикации:




КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): кроссворд, генофонд, шоу-бизнес, Леонид Якубович


Цитирование документа:

Марина КУДИМОВА, Роль ТВ-игр, казино и кроссворда в разрушении генофонда (эссе) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 24 октября 2016. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1477257344&archive= (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии