МОТИВ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА. ПРИЕМЫ РАБОТЫ В X КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© С. Ф. ЩУКИНА

найти другие работы автора

Русская литература необычайно богата философскими размышлениями о жизни природы. "Красота и уродство, живое и мертвое в природе, ее мудрость и безумие, зрячесть и слепота, отзывчивость и равнодушие к человеку, родственность и враждебность цивилизации, покорность Божьему замыслу и разгул бесовских стихий - все эти темы преломлялись у множества поэтов" (Эпштейн)1. То же можно сказать и в отношении русской прозы.

Цель уроков в X классе - постижение учениками образа природы в русской литературе XIX века в трех основных аспектах:

- эстетика природы в ее образном воплощении;

- проявление человеческих чувств - сходство и различие со стихийными силами природы, а также

- философия природы - ее отношение к разуму и личности человека.

Рассмотрим, какие приемы работы помогают школьникам личностно воспринять мотив природы в произведениях И. С. Тургенева.

Прежде чем приступить к изучению новых произведений и осмыслению уже знакомых, обратимся к имеющемуся у подростков эмоциональному, эстетическому и культурному опыту.

В ходе изучения творчества И. С. Тургенева отметим мотивы лирики Пушкина, творчество которого было для И. С. Тургенева внутренним ориентиром, и потому он нередко включал скрытые и прямые цитаты из пушкинских произведений. (Например, в тексте повести "Ася" и за его пределами Тургенев не раз ссылался на сюжет "Евгения Онегина".)

Завершая изучение романа "Отцы и дети", сопоставим описание сельского кладбища со стихотворением А. С. Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных...". Обратимся к интерпретации мысли А. С. Пушкина "И пусть у гробового входа / Младая будет жизнь играть / И равнодушная природа / Красою вечною сиять". В тексте романа: "...Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной..."

Такая работа позволяет говорить о преемственности мотивов и образов в литературном процессе.

Необходимый прием работы, который помогает школьникам личностно воспринять мотив природы в произведениях И. С. Тургенева - опора на личный, эмоциональный опыт подростков в постижении эстетики природы, ее образного воплощения.

Если школьникам предоставить возможность самостоятельного выбора текста (или его фрагмента), то картины гармонии природы и ее стихийных проявлений в произведениях И. С. Тургенева, лирике Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и других поэтов и писателей XIX века, как свидетельствует практика, обычно вызывают больший эмоциональный отклик у юных читателей.

Первоначальные, непосредственные, детские впечатления от красоты живой природы оказываются часто сокрыты от подростка под слоем новых жизненных событий. Но отзывчивая душа ребенка восприимчива к красоте природы, и обращение в десятом классе к художественному воплощению ее образа нередко имеет значение вторичного открытия для школьников.

При этом нельзя не констатировать тот факт, что с каждым годом все возрастает число учеников, которые при выполнении заданий творческого характера, связанных с восприятием красоты живой природы или отображением ее в разных видах искусства, затрудняются назвать не только запомнившийся им

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

пейзаж русского севера или средней полосы России, но и какой-либо природы вообще. Обычно такие ученики отдают предпочтение картинкам виртуального мира перед картинами признанных художников. Не всякий ребенок отдает себе отчет в том, что компьютерный графический дизайн все-таки уступает трепетной прозрачности акварельной работы. Однако при продолжительной работе с этими десятиклассниками удается выяснить, что и для них может быть привлекательна природа, например, морская стихия. Для этих школьников предусматриваем систему индивидуальных заданий. Впоследствии они работают наравне со всем классом.

Опора на личный, эмоциональный опыт подростков - главное условие при изучении рассказа "Лес и степь". В 10 классе мы возвращаемся к изучению "Записок охотника" И. С. Тургенева, знакомых ученикам по классам среднего звена. Возвращаемся на новом уровне, в многообразии типов героев усматривая авторский взгляд на щедрое проявление их талантов, на дар внутренней, а нередко и внешней красоты. Заканчиваем эту тему обращением к рассказу "Лес и степь". Если в качестве домашнего задания предложить прочитать этот рассказ, мало кто выполняет его, обнаружив, что он представляет собой череду описаний всех времен года в лесу и в степи. И потому желательно еще до начала знакомства с рассказом обратиться к непосредственному опыту учеников: сначала предложить им представить себя на лоне природы. Подумать, где каждый хотел бы в данный момент находиться - в степи или в лесу, в какое время года, суток? Представить мысленно нарисованную картину в цвете. Так же мысленно "включить" звук. И рассказать об "увиденной" картине письменно в своем небольшом сочинении. Затем при выполнении домашнего задания предлагаем сопоставить эту словесную зарисовку с пейзажными зарисовками рассказа Тургенева.

После такого вводного задания ученики с большой заинтересованностью отыскивают в рассказе картины, соответствующие тем, которые предстали их мысленному взору. И затем предлагаем самостоятельно доработать свой рассказ, обращая особое внимание на используемые художественные средства выразительности, композиционное построение. Выполнение задания ученики завершают дома. В текст сочинения предлагаем по желанию включить цитаты из классических произведений других русских писателей, поэтов XIX века с указанием авторства понравившихся строк. Такое задание позволяет ученикам соотнести свой эмоциональный и эстетический опыт, уровень своего словарного запаса с шедеврами русской классики.

Процесс совершенствования работы важен, так как ученик здесь без подсказки учителя сам должен откорректировать текст, внести необходимые поправки.

Затем на следующем уроке при проверке домашнего задания - чтении вслух фрагментов своих словесных зарисовок (в доработанном виде) - ученики обычно с радостным удивлением обнаруживают соответствия собственных наблюдений словесным зарисовкам писателя-классика, находят "единомышленников" среди сверстников и в то же время убеждаются в многообразии проявления животворящей красоты природы.

Так ученики знакомятся с понятием множественности проявлений идеального. Круг их представлений расширяется: от предпочтения конкретного описания - к признанию и приятию разнообразия в воссоздании идеального в художественном произведении. Подытоживая работу, скажем о многообразии проявления талантов у героев "Записок охотника": певцы наделены различной силой и красотой голоса, характеры Хоря и Калиныча олицетворяют два национальных типа, дети в "Бежином луге" одарены разными способностями и т.д. Вернемся к мысли о многообразии проявления идеального впоследствии на уроках, посвященных изучению романа "Война и мир" Л. Н. Толстого: образы князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, Наташи Ростовой и Марьи Болконской будут также важны для автора и читателей как воплощение неоднозначности лучших типов национального характера.

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

Итак, в начале знакомства с новой темой строим здание представлений учеников на фундаменте непосредственных, чувственных (звук, цвет, запах, вкус, прикосновение), эмоциональных впечатлений. В данном случае - наполняем конкретным содержанием слово "природа" с тем, чтобы далее вывести представление о нем как о понятии в контексте творчества И. С. Тургенева.

После задания с элементами творческой работы произведение писателя-классика становится более близким и понятным ученикам, а его изучение - неформальным. И затем, расширяя крут представлений учеников, знакомим их с тем особым значением, которое придавал И. С. Тургенев природе, ее роли в жизни человека.

От мысленного созерцания пейзажных картин, осмысления их значения для понимания авторского замысла в "Записках охотника" переходим с учениками к наблюдению над изображением природы человеческих чувств в других художественных произведениях И. С. Тургенева. Рассмотрим сходство и различие их со стихийными силами природы.

Широкому кругу читателей Иван Сергеевич Тургенев больше известен как писатель, чем поэт. Для того чтобы лучше понять художественную неповторимость прозы Тургенева, обратимся к его ранней поэзии, в которой уже ярко обозначились особенности внутреннего склада героя будущих повестей и романов писателя, драматические коллизии (противоречия жизни его души, порывающейся к счастью, полноте бытия, слиянности с миром и страдающей от крушения этих надежд).

Предложим ученикам сопоставить тексты двух ранних стихотворений И. С. Тургенева "Откуда веет тишиной?" и "Утро туманное, утро седое" и "Стихотворений в прозе".

1.



Откуда веет тишиной?
Откуда мчится зов?
Что дышит на меня весной
И запахом лугов?
Чего тебе, душа моя,
Внезапно стало жаль -
Скажи: какую вспомнил я
Любимую печаль?

Но все былое, боже мой,
Так бедно, так темно...
И то, над чем я плакал, - мной
Осмеяно давно.
Невежда сам, среди других
Забывчивых невежд,
Любуюсь гибелью моих
Восторженных надежд.

Но все же тих и тронут я -
С души сбежала тень,
Как будто тоже для меня
Настал волшебный день,
Когда на дереве нагом,
И сочен и душист,
Согретый ласковым лучом,
Растет весенний лист...

Как будто сердцем я воскрес
И волю дал слезам,
И, задыхаясь, в темный лес
Бегу по вечерам...
Как будто я люблю, любим,
Как будто ночь близка...
И тополь под окном одним
Кивает мне слегка...





2.



Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.





Можно предположить: первое стихотворение написано молодым автором, второе - многое пережившим человеком. В действительности они были написаны с разницей в один год, а напечатаны оба в 1845 году. И если приглядеться, оба текста роднят упоминаемые в первых строфах слова "печаль", "печальные". Правда, во втором случае этот эпитет относится к слову "нивы", но можно догадаться, что автор наделяет природу ощущением собственного состояния. Можно было бы сказать здесь о несхожести интонаций приведенных стихотворений с жизнелюбивой лирикой Пушкина, но строки "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать..." опровергают это противопоставление.

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

Стихотворение "Откуда веет тишиной?" открывает вопрос:



Чего тебе, душа моя,
Внезапно стало жаль -
Скажи...





Но риторический вопрос остается без ответа, поскольку лирическому герою важно самому разобраться в своих ощущениях, а когда это происходит, то и "с души сбежала тень..."2.

Обладающий достаточной долей воображения читатель по отдельным штрихам дорисует подвижные картины:



...дышит на меня весной и запахом лугов...
согретый ласковым лучом, растет весенний лист...
...в темный лес бегу по вечерам...
и тополь под окном одним кивает мне слегка...





В момент опубликования стихотворения Тургеневу было 27 лет. Характер переживаний автора и лирического героя не совпадает. Психологический портрет соединят и "умудренного" опытом лирического героя (но все былое, боже мой, так бедно, так темно) и его юного двойника:



для меня... и сочен и душист...
растет весенний лист...
задыхаясь... бегу...
я люблю, любим...





Каждая строфа в стихотворении "Откуда веет тишиной?" - это новое состояние души. Глаголы, употребленные в начале первой строфы, свидетельствуют о том, что завязка действия происходит в настоящем времени:



веет, мчится, дышит...





В конце первой, во второй и в начале третьей строфы - ход действия замедляется воспоминанием (глаголы - в прошедшем времени):



вспомнил, плакал...





Страдание, кажется, преодолено:



с души сбежала тень, настал волшебный день.





Далее, до конца четвертой строфы, все действие происходит в настоящем:



тронут, как будто настал, растет,





не замедляясь в кульминации:



как будто воскрес,





движение нарастает все энергичнее:



волю дал слезам, задыхаясь, ...бегу;





до развязки:



как будто я люблю, любим -





и напряжение мягко снимается намеком на обретенное единение с миром:



и тополь под окном одним кивает мне слегка...





Однако трижды рефреном повторяющееся как будто, сопровождающее настал, воскрес, люблю, убеждает нас в том, что слово "печаль" было произнесено не напрасно. Несовпадение мечты о счастье героя, умудренного жизненным опытом, и его двойника - юноши - создают напряженность, внутренний конфликт.

Мотив тишины в природе - "веет тишиной" - ив душе - "тих и тронут я" - звучит и в строке стихотворения "Утро туманное, утро седое": "тихого голоса звуки любимые". Тишину душевного равновесия не встревожит "ропот колес непрестанный" - символ движения жизни. Настроение светлой грусти, рожденное воспоминанием: "родное, далекое" примиряет лирического героя с действительностью. О внутреннем согласии свидетельствует прием кольцевой композиции стихотворения:

- краткий, но выразительный пейзаж: утро туманное, утро седое,

- затем заново пережитые в воспоминании сокровенные мгновения прошлого:

взгляды, так жадно, так робко ловимые, первые встречи, последние встречи...

- и герой смиренно принимает правду настоящего:

глядя задумчиво в небо широкое.

Словно отстраняясь от реальности, лирический герой обращается к себе во втором лице, четырежды повторяя слово "вспомнишь". Развитие сюжета стихотворения определяет смена состояний, рожденных воспоминаниями. Не случайно, наверное, обилие эпитетов в этом тексте. Кажущееся неторопливым повествование достигает кульминационного напряжения в середине второй строфы, где пауза, обозначенная запятой (первые встречи, последние встречи), вмещает целую жизнь.

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

Грань между поэзией и прозой у Тургенева очень подвижна, иногда почти неуловима. "Стихотворения в прозе" - новый прозаический жанр малой формы, введенный Тургеневым в русскую литературу, позволил воспользоваться преимуществами эпоса и лирики, соединить живописное и музыкальное начало - запечатлеть движение чувства.

Для целостного (в единстве формы и содержания), глубинного осмысления учениками стихотворений в прозе важно создать установку на восприятие текста. Такой установкой может быть предоставленная школьникам самостоятельность в возможности мотивированного выбора понравившегося или заинтересовавшего текста, а в нем - удививший юного читателя образ, событие, мысль.

В осмыслении текста (стихотворения или эпизода прозаического произведения) мы движемся

- от постижения своеобразия композиции и художественных средств выразительности - к смысловому ядру;

- и - напротив - от строк, ключевых для понимания произведения - к тропам, композиции;

- от интонационного звучания - к смыслу, в этом случае начинаем работу с выразительного чтения вслух.

Писатель подготовил к печати всего 83 стихотворения, большая часть которых была опубликована уже после его ухода из жизни. Главные из тем, которым посвящен цикл, - Россия, Христос, Конец света, Рок, Природа, Любовь, Смерть, Безверие.

За несколько месяцев до смерти Тургенев издал первую часть "Стихотворений в прозе", над которыми он работал с 1877 года до конца жизни.

Для самостоятельной работы учащихся с текстами предложим следующие вопросы и задания:

1. Самостоятельно прочитайте по вашему выбору несколько (3 - 5 - 7) "Стихотворений в прозе" И. С. Тургенева. (Можно начать читать с заинтересовавших вас названий.) Какой из сюжетов произвел на вас наибольшее впечатление? Почему?

2. Индивидуальное задание. Воспользовавшись изданием полного собрания сочинений писателя, сравните черновые варианты этого стихотворения с окончательной редакцией текста. Как можно прокомментировать работу автора над текстом?

Наиболее результативной является следующая очередность работы: выбор текста для последующего анализа и по выбору учеников, и по заданию учителя; анализ наиболее значимых художественных средств выразительности, композиционных особенностей. Затем - соотнесенность внутреннего мира героя и автора. Если акцентировать внимание учеников на жизненных приоритетах поэта, писателя, встреча с художественным произведением оставит более глубокий след в памяти.

Большинство лирических "этюдов" и многие "эскизы" стихотворений в прозе были созданы Тургеневым, когда "жажда счастья" определяла мысли и чувства писателя: "Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется мир" (стихотворение "Воробей").

Задача учителя здесь - помочь ученикам осознать, что природа - "не слепок, не бездушный лик" (Тютчев), и, "дивясь божественным природы красотам" (Пушкин), признать ее как "чудо Божие" (Некрасов).

Результативный прием работы, позволяющий школьникам личностно воспринять и осмыслить мотив природы в произведениях И. С. Тургенева - текстуальный анализ трех повестей о любви И. С. Тургенева с учетом возрастных особенностей подростков.

Отроческий возраст3 - новая эпоха в жизни подрастающего человека. Чем своеобразно, чем неповторимо отрочество с точки зрения возрастной психологии?

С одной стороны - "эта фаза предваряется некоторым телесным и психическим увяданием - ослаблением памяти, внимания, упадком прежних интересов, особенно ярко выраженным негативизмом - отталкиванием от всего, чего хо-

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

тят окружающие"4. Но в то же время "это очень знаменательный, очень творческий, но крайне хаотический новый строй духовной жизни, обретающей неожиданно крылья - еще молодые и ненадежные, но изнутри растущие, кажущиеся своими"5.

"Если к этому времени - под влиянием ядовитой среды - воображение подростка уже занято сексуальными сюжетами, то... намечается почти неизбежный разрыв сексуальности и эротики, - писал еще в 1934 году В. В. Зеньковский. - Но если подросток не осознает, что цветение пола лежит в основе ощущения в нем новой силы", то оно "подводит подростка к внутренней бесконечности, увлекает на безбрежный простор того неясного и темного, но сильного, сладостного, что трепещет в глубине души"6. Именно поэтому очень важно для подростков знакомство с произведениями И. С. Тургенева.

Размышлениям И. С. Тургенева об извечных порывах человеческой души к любви и счастью посвящены три повести о любви, созданные в разные годы: 1858-й - "Ася", 1860-й - "Первая любовь" и спустя более десятилетия - в 1871-м - "Вешние воды". Здесь перед нами предстает развернутое полотно повествования. Главный герой нередко проходит испытание любовью - таинственной, неодолимой природной силой, неподвластной человеческой воле.

"У Тургенева любовь определяет отношения между людьми, отношения между человеком и миром, между человеком и искусством; она пробуждает душу и вдыхает жизнь даже в то, что казалось неживым"7 (Эткинд).

Обычно смена настроения и состояния героя - удел лирики, поэзии, но перед нами - повести, произведения эпического рода литературы, где главное - история человеческих отношений. В повести перед взором читателя проходит целая человеческая жизнь, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная или самим автором ("Вешние воды"), или от имени героя ("Ася" и "Первая любовь"). В повестях о любви возникшая временная дистанция дает возможность с новой остротой ощутить ценность утраченного состояния:

"...На что я надеялся, чего я ожидал, какую богатую будущность предвидел, когда едва проводил одним вздохом, одним унылым ощущением на миг возникший призрак моей первой любви? А что сбылось из всего того, на что я надеялся? И теперь, когда на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что у меня осталось более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей утренней весенней грозе?" - размышляет Владимир в повести "Первая любовь".

Две первые повести - "Ася" и "Первая любовь" - написаны от первого лица и во многом подчинены законам построения лирического стихотворения. И происходящие события, и рожденный ими отзвук в душе героя, и голос автора, который угадывается читателем в лирических отступлениях, равно значимы.

Гагин говорит об Асе: "Мы... и представить себе не можем, как она глубоко чувствует, и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза...". Вслушаемся в слово "неотразимо". В корне "раз" угадывается неповторимость переживаемого мгновения, сила напора стихии возникшего переживания - прекрасного, но и разрушительного, разящего. Перечитаем описания гроз в произведениях Тургенева, сопутствующие пробуждению и нарастанию, кульминации проявления чувства.

При работе с текстом повести "Первая любовь" предложим для осмысления содержания следующие вопросы и задания:

1. Найдите в повести "Первая любовь" описание ночной грозы. (Конец 7-й главы со слов: "Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгоряченное лицо; казалось, готовилась гроза...".) Что роднит это прозаическое по форме, но поэтическое по сути лирическое описание состояния природы и происходящего в душе Владимира? Как осмысливается писателем природа переживаний героя?

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

Сопоставьте этот внутренне законченный эпизод со стихотворением И. С. Тургенева "Гроза промчалась" (1844). В чем сходство и отличие этих текстов? Какие особенности лирики Тургенева можно отметить в этом стихотворении?

2. Сравните описание грозы от имени рассказчика - Владимира в повести "Первая любовь" (конец 7-й гл.) и скупые реплики автора о грозе в повести "Вешние воды" (гл. XLII). Почему писатель как бы отстраняется от своего героя, лишив его возможности самому рассказать о своих переживаниях?

Во всех трех повестях о любви герой Тургенева не скрывает своей растерянности перед нахлынувшим чувством: "...я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь - да! самую нежную любовь. Я ломал руки..." ("Ася"), признается в беспомощности перед властью слова любимой: "Я ревновал, я сознавал свое ничтожество, я глупо дулся - и глупо раболепствовал... я в руках Зинаиды был как мягкий воск" ("Первая любовь").

Автор прослеживает малейшие движения души рассказчика, нюансы его состояний, наблюдает проявления природы чувства, в том числе и разрушительные свойства страсти. В повести "Вешние воды" Дмитрий Павлович Санин искренне и страстно влюблен в девушку итальянского происхождения - Джемму, они оба молоды, хороши собой, достаточно обеспечены, свободны в выборе судьбы и, казалось бы, ничто не может быть препятствием к их счастью. Но в порыве увлечения случайно встреченной замужней женщиной, Марьей Николаевной Полозовой, Санин не находит в себе сил противостоять нахлынувшему на него влечению к глубоко чуждому ему человеку:

"...Санин в своей комнате стоял перед нею, как потерянный, как погибший...

- Куда же ты едешь? - спрашивала она его. В Париж - или во Франкфурт?

- Я еду туда, где будешь ты, - и я буду с тобой, пока ты меня не прогонишь, - отвечал он с отчаянием и припал к рукам своей властительницы.

Она высвободила их, положила их ему на голову - и всеми десятью пальцами схватила его за волосы. Она медленно перебирала и крутила эти безответные волосы, сама вся выпрямилась, на губах змеилось торжество - а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну безжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза".

Можем ли мы упрекать героя за проявление душевного смятения, слабости?

Обобщая представления учеников об образе природы в творчестве И. С. Тургенева, предложим им сопоставление черновых и окончательного вариантов текста стихотворения в прозе "Природа".

Природа - одна из ведущих тем и в "Стихотворениях в прозе", и во всем творчестве писателя. В стихотворении "Природа" - это "величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета", которая не только прекрасна и по-матерински заботлива: "все твари мои дети", но и безжалостна: "я одинаково о них забочусь - и одинаково их истребляю". Человек вынужден подчиниться ее законам, но он не в состоянии постигнуть высшего смысла ее действий:

"Но добро... разум... справедливость... - пролепетал я снова. - Это человеческие слова, - раздался железный голос. - Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон - и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне все равно... А ты пока защищайся - и не мешай мне!"

Все живое безропотно подчиняется законам природы от ничтожной травинки до покатившейся звезды, и только человек не может смириться с тем, что "день урочный придет - и перевернет его лодку" жизни. Но так ли бессилен он перед ее безжалостным ликом?

Предлагаем ученикам в ходе урока ответить на следующие вопросы:

1. Сопоставьте описание глаз Природы одноименного стихотворения в прозе в черновых вариантах и в окончательной редакции. Как можно объяснить авторскую правку:

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

а. большие, тусклые и тупые

б. длинные темные, зоркие, грозные

окончательный вариант: темные, грозные"?

2. Случайны ли совпадения:

глаза Марьи Николаевны и широкие и светлые до белизны, выражали одну безжалостную тупость и сытость победы", у Природы - "большие, тусклые и тупые" ?

3. Повесть "Ася" завершается размышлением рассказчика: "Я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне столько раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле... И я сам - что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека - переживает самого человека".

Какое символическое значение имеет образ цветка гераниума в контексте сюжета повести? Образ свежих роз в стихотворении в прозе?

4. В чем созвучны размышлениям Тургенева поэтическим строкам Антона Павловича Дельвига:

Сладкие слезы первой любви, как роса, вы иссохли!

- Нет! На бессмертных цветах в светлом раю мы блестим!

"Слезы любви", 1829.

Впоследствии в ходе проверки домашнего задания совместно с учениками приходим к выводу о благотворности влияния на душу первого пробуждения чувства любви и разрушительной силы слепой страсти, с описанием которой мы еще встретимся на страницах классической русской литературы. Страсть, слепящая героев, не несет света любви, она, являясь отраженным светом, ослепляет свою жертву.

Вспомним первоначальное значение слова "страсть" - "страдание" (Шанский).

Обратим также внимание учеников на "странную" особенность русской лирики - ее авторы не стыдятся признаться в кажущейся слабости - слезах:

Сладкие слезы первой любви, / Как роса, вы иссохли!.. (А. П. Дельвиг).

Порой опять гармонией упьюсь, / Над вымыслом слезами обольюсь... (А. С. Пушкин)

И плакал я перед тобой, / На лик твой глядя милый... (А. К. Толстой).

Как будто сердцем я воскрес / И волю дал слезам... (И. С. Тургенев).

Выявляем несомненную закономерность: слова о слезах, рожденных полнотой чувств, сопровождают слова высокого стиля: "иссохли", "гармонией упьюсь", "лик", "сердцем я воскрес".

Слезы в приведенных строках - не проявление слабости, как это представляется некоторым старшеклассникам, а силы, знак пробужденного, размягченного сердца, антипод строк А. С. Пушкина: "Душа час от часу немеет; / В ней чувства нет...", А. А. Дельвига в "Элегии": "Не нарушайте ж, я молю, / Вы сна души моей. / И слова страшного "люблю" / Не повторяйте ей".

Высшее напряжение чувств, когда красота природы, сила переживания и вдохновенность исполнения музыкального произведения сливаются воедино - кульминационный момент рассматриваемого в 10 классе романа "Дворянское гнездо" от слов: "Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки..." до слов о Лемме: "он в ответ на горячие поздравления Лаврецкого сперва улыбнулся немного, потом заплакал, слабо всхлипывая, как дитя".

"Музыка - это наряду с природой язык, способный выразить любовь, скорбь, восторг... Впрочем, Тургенев достаточно ясно говорит о различиях: природу способен открыть для себя любой человек, наделенный душой; чтобы открыть ее для других, надо быть поэтом. Услышать музыку может любой человек, понять ее по-настоящему способен влюбленный...", - пишет Е. Г. Эткинд8.

Проведенные нами опросы в школах и гимназиях, а также среди победителей

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

олимпиад по литературе свидетельствуют о том, что сопереживать при прослушивании произведений классической музыки, сострадать и сочувствовать героям художественных произведений чаще готовы те, кто имеет более высокий уровень культуры и образования в гуманитарной сфере. Следовательно, роль уроков гуманитарного цикла в личностном восприятии произведений искусства подростками имеет приоритетное значение.

Итак, можно обозначить следующие основные приемы работы, позволяющие школьникам личностно воспринять и осмыслить мотив природы в произведениях И. С. Тургенева:

- Сопоставление новых для учеников произведений с ранее изученными. (Опора на знакомый материал.)

- Опора на личный, эмоциональный опыт подростков.

- Аналитическое сопоставление стихотворений И. С. Тургенева и "Стихотворений в прозе".

- Текстуальный анализ трех повестей о любви И. С. Тургенева с учетом возрастных особенностей подростков.

- Обобщение представлений об образе природы в творчестве И. С. Тургенева. Сопоставление черновых и окончательного варианта рукописей стихотворения в прозе "Природа".

- Выявление общих закономерностей в передаче "природы чувств" русскими поэтами.

- Наблюдения над соотнесенностью искусства слова и музыки в творчестве И. С. Тургенева.

От эстетического любования красотой пейзажа - к осознанию родства в проявлении стихийных сил природы и человеческих чувств - и далее - к пониманию сложной и противоречивой природы человеческой души - такова последовательность движения в изучении творчества И. С. Тургенева в 10 классе.

В некоторых произведениях И. С. Тургенева природа чувств в ее стихийном проявлении противостоит волевому началу. Рассмотрим один из примеров.

Осознанное героем чувство долга лежит в основе трагического по содержанию стихотворения в прозе "Повесить его!". (Чтение и обсуждение этого стихотворения в прозе может служить переходом как к знакомству с творчеством Н. С. Лескова, так и анализу глав военных действий романа Л. Н. Толстого "Война и мир"). Опыт обращения к нему показывает, что десятиклассники достаточно глубоко видят суть текста, не имеющего очевидного резюме, морали. Акцентируем внимание учеников на аспекте осмысления текста, обычно упускаемом десятиклассниками, - неприятие русскими писателями разрушительной силы войны.

Обобщая ответы учеников, обозначим родственность подхода к военной теме в данном стихотворении и в прозе И. С. Тургенева, и Л. Н. Толстого, сформулированного им в начале III тома романа: "...И началась война, то есть совершилось противное разуму и всей человеческой природе событие..." Об этом написан роман, к изучению которого вскоре обратится учитель, - "Война и мир".

Приведем пример ответов десятиклассников на задание прокомментировать последние фразы стихотворения в прозе "Повесить его!" ("... - Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась... Ведь я ей простил.

Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, прошептал: "Егорушка, голубчик, праведник!" - и слезы закапали по его старым щекам").

"У Тургенева талант - переносить читателя на место действия героев. Все происходящее настолько ярко, красочно описано и пронизано чувством (чувством любви и сострадания героев друг к другу, автора - к героям), что ничем иным, кроме как "стихотворением в прозе", этот рассказ не назовешь. ...Праведник - Божий человек, который никогда не свалит свою вину на другого, который живет в гармонии с самим собой и старается жить в гармонии с миром, который его окружает: "Ведь я ей простил"". (Шемис Алена.)

"Здесь нет рифмы, как обычно в стихотворении, зато здесь проглядывает душа и есть глубокий смысл: не всегда надо отстаивать то, что все видят как правду.

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

Это может быть всего лишь иллюзия. Ведь Бог же все видит! Праведник - человек, который умеет прощать людей и забывать их злые поступки. Своим прощением солдат заставил раскаяться хозяйку... Тургенев передает нам все лучшее из рассказа и стихотворения - смысл и красоту мысли". (Коржиневский Дима.)

Эстетическое и нравственное начало ученики видят в органическом единстве их проявлений. Так, от разговора о разнообразном проявлении природы чувств, иногда стихийном, мы переходим к понятию долга и связанного с ним укрепления волевых начал в человеке, столь необходимых для дальнейшей жизни подростков.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной...". Система пейзажных образов в русской поэзии: - М., 1990. - С. 12.

2 Здесь и далее в этой главе курсив наш. - С. Щ.

3 От 11,5 - 13 до 15 - 16,5 лет.

4 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин, 2002. - С. 184.

5 Там же. - С. 187.

6 Там же. - С. 188.

7 Эткинд Е. Г. "Внутренний человек" и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII - XIX веков. Языки русской культуры. - М., 1999. - С. 198.

8 Там же. - С. 197.



стр. 38


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

С. Ф. ЩУКИНА, МОТИВ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА. ПРИЕМЫ РАБОТЫ В X КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207224121&archive=1207225877 (дата обращения: 29.06.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии